Урок сочинение по картине тихого аисты 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока развития речи в 9 классе по картине И. Тихого "Аисты" поможет приготовиться и провести данный урок не только начинающему учителю, но и опытному педагогу.

Содержимое разработки

Конспект урока развития речи в 9 классе по картине И. Тихого "Аисты".

Задачи урока:

-Подготовить учеников к написанию сочинения-описания по картине;

-Провести лексическую работу, пополнить словарный запас детей, научить их правильно употреблять слова и выражения, помогающие раскрыть тему, повторить, что такое прямое и переносное значение слова;

-Познакомить ребят с искусствоведческими терминами (композиция, тон, оттенок, художественная деталь;

-Активизировать интерес детей к изобразительному искусству;

-Способствовать речевому развитию учеников.

Оборудование:

Планируемые результаты.

В ходе урока ребята должны приобрести следующие знания и умения:

-Составлять сочинение-описание по картине;

-Воспринимать художественный замысел и способы его воплощения;

-Подбирать подходящие слова для описания живописного полотна.

1.Вступительное слово учителя.

Краткий рассказ о жизни и творчестве художника.

2.Подготовка к написанию плана сочинения.

Ребята, мы с вами будем рассматривать картину, обсуждать ее и записывать пункты плана сочинения. Давайте вспомним, из каких основных частей состоит сочинение (вступление, основная часть, заключение).

Вызываются 2-3 ученика, которые хотят рассказать о том, что они видят на холсте, какое впечатление произвела на них картина.

4.Изучаем картину.

К какому жанру относится данное полотно? Пейзаж.

Какова композиция картины.

Колорит картины

Яркие краски, преобладание голубых, зеленых и желтых тонов создают летнее настроение. Картина создает ощущение простора, свежести, свободы.

Художественные детали

Как передано движение аистов? Аисты изображены в момент взлета. Художнику удалось передать движение, силу, стремление птиц ввысь.

5.Подбираем слова для описания картины.

Ребята, какие слова вы бы использовали для описания картины? Учащиеся самостоятельно записывают слова, затем несколько ребят зачитывают свои записи вслух. Некоторые слова добавляет учитель.

Можно использовать следующие слова:

-пейзаж, композиция, настроение, выразительные средства;

-небо – высокое, голубое, чистое; облака – плывущие, легкие, подвластные ветру; аисты – красивые, сильные, свободные, грациозные.

6.Составляем краткий план сочинения.

Основная часть. Что мы видим на картине. Какова композиция картины. Какими изобразительными средствами пользовался художник. Каково мое отношение к картине.

7. Составление устного рассказа по картине.

Пользуясь планом и подобранными словами, ученики составляют устный рассказ. 1-3 человека выступают со своим рассказом. После прослушивания класс дополняет рассказы.

4 Иван Антонович Тихий (1927 – 1982) В произведениях художника запечатлена сила выразительности художественных образов, законченность композиции, идея торжества добра, любви и труда. Обязательным компонентом настроения является воздух, свет и безграничное небо.

6 Аист – удивительная птица. Издавна на Руси аиста считали особенной птицей, птицей мира, счастья, семейного благополучия.

7 Легенды и приметы, связанные с аистами До сих пор повсеместно в России распространено поверье, что детей приносит аист.

8 Издавна на Руси аист считался особенной птицей. Если аист селился рядом с домом, значит обитатели дома будут счастливы.

9 Про аистов слагали песни, стихи, изображали на картинах и гравюрах. И полотно И.А. Тихого - яркий тому пример.

10 Какова композиция картины? Композиционно картина устремлена вверх: стая птиц снялась с земли и поднимается в небо. Детали не отвлекают от основного сюжета картины. Виден край по- осеннему золотистого поля. Слева – пышные кусты. Справа – золотистые колосья, склоняющиеся к земле. Поле отделено от неба дальними холмами.

11 Какова цветовая палитра, используемая автором? Поле золотистого цвета. Созревшие колосья склоняются под тяжестью зёрен. Слева зеленеют пышные кусты. Высокое небо разных оттенков: от бледно-голубо- го до насыщенного синего.

12 Какова цветовая палитра? Чёрно-белые аисты объединяют землю и небо, низ и верх. Белые крылья снизу отражают желтоватый цвет поля, а поверхность крыльев отражают синеву неба. Чёрные перья, обрамляющие крылья, выделяются на фоне неба, не дают слиться с облаками.

13 Глядя на пейзаж, где изображено вечное стремление вверх и вперёд, можно услышать крики взлетающих птиц и шум их хлопающих крыльев.

14 Какие чувства вызывает картина? Восхищение грациозностью больших и сильных птиц. Грусть из-за того, что улетают благородные птицы, приближается осень с дождями, а затем - зима…

15 О чём думаешь, глядя на картину? О мимолётности момента, запечатлённого на картине. Об улетающих, но всегда возвращающихся птицах. О том, что скоро самим придётся покидать родное гнездо.

17 Строение сочинения Вступление Основная часть Заключение

18 План сочинения: Вступление (о художнике и его творчестве; оценка произведения, сформулированная в виде тезиса). Основная часть (что изображено на картине; доказательства, раскрывающие мысли и чувства автора сочинения, носят эмоционально-оценочный характер). Заключение (отношение к тем или иным сторонам жизни, нашедшим отражение в произведении).

19 Вступление Передо мной иллюстрация картины художника… Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством художника. Мне хотелось бы поделиться своими впечатлениями от увиденной картины художника…

20 Основная часть Внимание зрителей автор картины сосредотачивает на Особо хочется подчеркнуть умелое использование художником цветовой гаммы в раскрытии идейного замысла Глядя на иллюстрацию, ощущаю(что?)…, испытываю (что?)…, слышу (что?)…, чувствуя (что?)…

21 Заключение Картина оставила яркое впечатление, потому что… Пейзаж навевает мысли о… Заставляет задуматься о…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Васильева Татьяна Павловна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ с. Лесное Балашовского района Саратовской области

Урок - презентация.

подготовить к сочинению, научить писать отзыв на увиденное, формировать умение рассказывать о своих впечатлениях, давать оценку, выражать свое отношение;

развивать речь учащихся, обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся средствами выражения оценки; совершенствовать умение употреблять средства выражения оценки в речи, то есть создавать оценочные высказывания;

способствовать воспитанию у школьников чувства любви к Родине, гордости за свою культуру.

Оборудование: мультимедийный проектор, репродукции картин Тихого И.А.

III.Учитель. Сегодня мы проводим урок развития речи, в ходе которого должны будем написать отзыв на картину художника XX века Тихого Ивана Антоновича.

Цель отзыва - поделиться впечатлением от прочитанного, увиденного, привлечь внимание к произведению искусства. Отзыв - этап постижения произведения искусства. Это попытка разобраться в собственных чувствах, вызванных прочитанным или увиденным произведением, рассуждение о своих переживаниях, настроении. Поэтому в содержание отзыва включаются только те элементы, которые затронули автора отзыва лично, вызвали в его душе отклик. Субъективный подход в выборе содержания отзыва раскрывает нам не существенные стороны произведения, а личность автора отзыва. Из отзыва мы узнаем о жизненной позиции автора сочинения, его личностных качествах, отношении к тем или иным сторонам жизни, нашедшим воплощение в произведении. Оценка, сформулированная в начале сочинения-отзыва в виде тезиса, аргументируется в основной части. При этом доказательства, раскрывающие мысли и чувства автора сочинения, носят эмоционально-оценочный характер.

Мы будем писать отзыв на картину. Нам нужно будет постараться понять человека, который создал это произведение искусства. А для этого мы познакомимся с его биографией.

Но вскоре учебу прерывает война. Отец погибает под Сталинградом. Семья находится в оккупированном немцами городе. Мать с тремя детьми, переживая бомбежки, голод, холод, оберегала их, а выжить у них получилось только вместе. Времена были тяжелые, ведь оставшихся в живых пленных советская власть отправляла в Сибирь. Всех вывезти из оккупированного региона не могли, и не каждый в юном возрасте был в состоянии открыто противостоять войне.

Военные события тех лет послужили главной причиной тому, что в дальнейшем Ивана Антоновича не приняли в партию, были перекрыты пути к продвижению по служебной лестнице и получению истинно заслуженных наград.

Обучаясь в Киевском художественном институте, И. А. Тихий раскрыл свой талант живописца. Когда он возвращался в институт после летних каникул, обязательно привозил показать свои новые работы, и когда это происходило, посмотреть на них сбегался весь институт. Спустя 10 лет художник преподает в родном институте до конца своих дней. В Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (в прошлом – Киевский художественный институт) была организована выставка памяти украинского мастера Тихого из произведений, находящихся в коллекции академии.

Учитель. Иван Антонович – наблюдательный анималист, глубокий и вдумчивый портретист, тонко ощущающий настроение природы пейзажист, высокоидейный и правдивый жанрист, работавший в лучших традициях соцреализма.

Издавна на Руси аист считался особенной птицей -

птицей мира, счастья, семейного уюта и, счастья. Привечали этих изящных, больших черно- белых птиц, как самых дорогих гостей, Аиста нельзя было обидеть, нельзя убить или спугнуть; его берегли и уважали.

Многие селенья могли похвастаться своим собственным, привыкшим именно к этому месту аистом, который считался родным и близким существом. Ведь, если он поселился рядом с этой деревней, значит ее минует война, голод и болезни, значит, каждому человеку будет уютно и спокойно жить рядом с дорогим гостем. К аистам относились очень бережно в любых жизненных ситуациях. Об этом стихотворение

Учащийся.( задание дано заранее)

(Слайд 7) Олега Бондаря АИСТЫ

Учитель. (слайд 8)

Улетая на зиму, как и журавли, аисты громко кричат, словно стонут, прощаясь с родным гнездом. Легкие черно-белые тени пересекают небосвод, а затем птичьи крики затихают, пустеет до весны высокая синь . Но весной аисты возвращаются обратно - в то гнездо, которое было покинуто накануне, в котором были высижены птенцы прошедшим летом .

Учащийся (задание дано заранее )

(Слайд ) Булат Окуджава

Вот вам, пожалуйста,

первые краски заката,

белые хлопья над хатой,

словно хранящие цену:

все, мол, устроится,

были бы аисты целы.

С неба ли звездного

в окна крадутся потемки?

Чем там до позднего

заняты в этой хатенке?

вправду ль о виденном судят?

Крепко ли счастливы?

Вовремя ль молоды люди?

Спросишь о прожитом,

глянешь в глаза через силу:

что, мол, встревожены?

Аиста, мол, не хватило.

Как, мол, без аиста?

Вот и бедуешь в жилище,

и виноватого ищешь.

Дело не в старости.

Это совсем про другое:

Учитель(.Слайд 9) Аист - красивая птица . .

Несмотря на то что тело его велико, а ноги - тон­ки, фигура этой птицы очень гармонична. Он хо­рош как в небе, когда парит, раскинув во всю ширь крылья с подрагивающими на ветру перьями, он красив на земле, когда степенно вышагивает на стройных и длинных ногах. А силуэт стоящего на одной ноге аиста давно был признан приносящим удачу и мир.

(сдайд 10)Поэтому про аистов слагали стихи и песни, поэтому их изображали на картинах и гравюрах. И полотно с одноименным названием Ивана Антоновича Тихого - яркий тому пример.

Беседа по содержанию картины(сбор рабочего материала к сочинению)

(слайд 11)Какова композиция картины?

Композиционно картина устремлена вверх, в небо: стая птиц, часть из которых уже высоко

Левая сторона заднего плана и правая сторона переднего образуют глубокую чашу с загнутыми вверх краями. Эта деталь напоминает сложенные лодочкой ладони рук, из которых и вылетают грациозные птицы.

Минимум деталей не позволяет зрителю отвлечься от основного сюжета картины. Виден только край поля, по-осеннему ЗОЛОТИСТОГО, слева - пышный куст, листва которого уже начала желтеть, справа - золотистые налитые колосья.

Поле отделено узкой полосой дальнего леса, уходящего за горизонт.

В центре картины - аисты

Какие цвета красок использует автор?(Слайд 12)
Удивителен набор красок, которые использовал живописец в своей работе. Чаша поля - теплого, насыщенного золотисто-рыжего цвета. Колосья выглядят шелковистыми, тяжелыми, налитыми - кажется, что слышно, как они шелестят на ветру.

Деревья дальнего леса и ближний кустарник темного зеленого цвета, в котором уже пробиваются рыжие искорки наступающей осени.

Небо высокое, голубое, с ватными шапками пушистых и объемных облаков.

И аисты - черно-белые, которые должны казаться слишком скучными и строгими, которые объединяют небо и землю, верх и низ. Широкие белые крылья снизу подсвечены золотом поля, они вбирают в себя этот цвет и отражают его мягкой желтизной. Обращенные к небу крылья и спинки окрашены голубым. И только черные перья, обрамляющие широкие крылья, контрастно выделяются на общем мягком и неярком фоне, приковывая к себе внимание.

Какие чувства вызывает картина?(слайд 13)

Несмотря на теплоту и живость картины, несмотря на грацию летящих птиц, сердце поневоле наполняет тоска. Отзвучит эхо птичьих крыльев в темнеющем небе, исчезнут благородные птицы, и на поля придет сначала осень с серыми дождями, а затем и зима .

Над чем заставляет задуматься картина? (слайд 14)

Мимолетность момента, запечатленного на картине, заставляет о многом задуматься. В том числе и о судьбе прекрасных белых птиц, каждую весну возвращающихся из дальних стран на родину, в Россию.

План сбора материала к сочинению (записывается в тетрадь в процессе беседы)

- Какова композиция картины?

- Какие цвета красок использует автор?

- Какие чувства вызывает картина?

- Над чем заставляет задуматься картина?

Рабочий материал к сочинению

Иван Антонович Тихий, Заслуженный деятель искусств УССР

устремлена вверх, в небо, стая птиц, отрывает тело от земли ,вытянулась, прямоугольник холста; глубокая чаша с загнутыми вверх краями; сложенные лодочкой ладони рук, из которых и вылетают грациозные птицы.

край поля, по-осеннему золотистого; пышный куст, листва которого уже начала желтеть; золотистые налитые колосья; узкая полоса дальнего леса, уходящего за горизонт.

В центре картины – аисты

Удивителен набор красок, теплые, насыщенные; золотисто-рыжий цвет; шелковистые тяжелые, налиты; темного зеленого цвета, рыжие искорки наступающей осени.

высокое, голубое, ватные шапки пушистых облаков.

черно-белые; широкие белые крылья; подсвечены золотом поля; обращенные к небу крылья; спинки окрашены голубым; черные перья, обрамляющие широкие крылья, приковывают к себе внимание.

теплота и живость картины; грация летящих птиц; сердце наполняет тоска; эхо птичьих крыльев в темнеющем небе; исчезнут благородные птицы; осень с серыми дождями, зима .

Мимолетность момента, заставляет о многом задуматься; судьба прекрасных белых птиц; дальние страны; родина; Россия.

Итог урока. Нами составлен план рабочих материалов, вам же предстоит самостоятельно составить план сочинения. Из каких частей состоит сочинение?(Вступление, основная часть , заключение) Помним, что мы пишем отзыв!

- Что можно написать во вступительной части? (о художнике, его творчестве; оценка, сформулированная вами в виде тезиса)

-Что можно написать в основной части?(о том, что изображено на картине и аргументируется тезис).

- Как завершить сочинение? (ваше восприятие, чувства, отношение к тем или иным сторонам жизни, нашедшим воплощение в произведении ).

Домашнее задание. (Слайд )Используя рабочий материал урока, написать сочинение.

5 сочинений по картине Тихого

У восьми членов стаи нет повторяющихся движений тела и крыльев. От их динамики и мощи захватывает дух. Кажется, будто мы стали свидетелями или даже виновниками тревоги птиц. И теперь слышим шум сильных крыльев, чувствуем ветер, поднятый ими.

Почти восемьдесят процентов места на картине занимает небо. Ярко-голубое, с белыми кучевыми облаками пространство служит великолепным фоном для парящей в воздухе стаи аистов.

Очертания темно-зеленых деревьев и кустарников в левой части картины размытые. Сложно определить, что это за растения. Но здесь важно другое… Чувствуется, что они колышутся на ветру. И можно представить приятный звон листьев, бьющихся друг об друга в минуты его порывов.

На заднем фоне полотна художник изобразил горы. Издали они кажутся синими. Соединяясь с небом, они служат натуральной рамкой, подчеркивающей движение птичьей стаи.

Эта композиция очень гармоничная. Сложно отвести взгляд от нее. Хочется любоваться картиной как можно дольше. В моей душе появляются щемящее чувство любви к природе и желание оказаться в том месте, где было создано это творение. Благодарю великого мастера за волшебство невероятных ощущений и эмоций, подаренных созерцанием этого полотна!

Пример сочинения 2

План сочинения по картине Аисты 9 класс:

  • Автор
  • Сюжет
  • Пейзаж
  • Птицы
  • Мои впечатления

Птицы поднимаются в небо. Картина нарисована настолько натурально и правдоподобно, что можно почувствовать само движение, силу птиц, таких красивых и свободных, живущих на своей земле. Картина Тихого получилась полной радости, жизни, ощущения свободы.

Тихий, как тонкий натуралист, отмечал такие вещи, на которые обычный человек мог бы не обратить никакого внимания. Потому его работы всегда глубокие и поражающие воображение своей натуральностью.

Пример сочинения 3

На картине мастера изображен невероятно привлекательный пейзаж и парящие в небе птицы. Шеи у них грациозно вытянуты. На крыльях отмечается наличие подпалин черного цвета. Именно по ним зритель без труда понимает, что на полотне изображены аисты. Мастер запечатлел взлетающих вверх птиц. Каждую из них можно рассмотреть максимально детально. Все они парят на фоне чистого неба.

По центру полотна виднеется дерево. От него ведет узкая дорога, которая ведет в лес. Немного левее можно увидеть густые заросли, а справа изображен водоем. В нем растут камыши. Траву при этом художник сделал яркой, насыщенного зеленого оттенка, подчеркнув таким образом, насколько красочна и многогранна природа.

Небо на полотне хорошо освещается солнцем. Его лучи буквально прорываются через облака, которые проплывают над землей. Смотря на это, чувствуется явная свобода, создается ощущение невесомости и полета. Эффектным же дополнением картины являются горы. Правда, максимальное внимание привлекают птицы. Они смотрятся грациозно, поистине благородно. Их полет сродни танцу.

Художнику удалось запечатлеть уникальное мгновенье, позволяющее насладиться величием и невероятной красотой природы. Ему мастерски удалость передать прелесть жизни, тепло солнца. Смотря на полотно, появляется явная надежда, что всех нас ожидает светлое, счастливое будущее. Становится понятно, что на написание пейзажа мастеру пришлось потратить немало времени, но результат при этом заслуживает самых высоких похвал.


Пример сочинения 4

У людей с давних пор очень уважительное отношение к аистам. В марте эти птицы прилетают на территорию Украины и России. Здесь они на столбах и крышах домов строят гнёзда, высиживают и выкармливают своих птенцов. А осенью, когда их птенцы вырастают, они все вместе улетают в теплые страны. Человек, испытывая самые добрые чувства к аистам, никогда не причиняет им зла.

На картине Тихого Аисты мы видим вспорхнувших с поля аистов. Они изображены на фоне прекрасного лазурного неба с серебристыми облаками. Это восемь больших красивых птиц. У них белое оперение с черными перьями на кончиках крыльев. В полёте аисты грациозно вытягивают свои шеи и длинные ноги. Они широко расставляют большие размашистые крылья. Удивительно, что птицы не задевают ими друг друга.

Стая только что находилась на поле. На переднем плане картины как раз виден край поля. Сразу за ним начинается зеленый луг. Справа за камышом находится какой-то водоём. Скорее всего, это озеро или река. Сквозь острые зеленые листья камыша видна голубая вода. Для аистов это очень удобное место для пропитания. Ведь в камышах водится много лягушек и змей. А в поле они всегда смогут найти различных жуков, червяков и полевых мышек. По всему видно, что аисты в этих местах подкрепляются и набираются сил перед дальним перелётом в жаркие страны.

Слева на полотне можно увидеть пожелтевший куст и несколько темно-зеленых деревьев. Вдали, у самого горизонта видна полоса зеленого леса. Автор изобразил его с синим оттенком. На фоне сине-зеленого леса хорошо вырисовываются кроны деревьев, находящихся на лугу.

Погода стоит ясная и безветренная. В прозрачном воздухе всё хорошо просматривается. Скорее всего, это конец лета или начало осени. По ярко-голубому небу плывут большие бело-серые облака. В верхней части холста облака имеют разные причудливые формы, а у горизонта они округлые.

Художник на картине использует яркие и насыщенные краски. Красивый пейзаж является прекрасным фоном для аистов. Ведь именно они являются главными персонажами художественного полотна. Именно к ним приковано внимание зрителей. Эти красивые птицы всегда у разных народов считались символом добра, любви и верности. По легендам и поверьям аисты в дом приносят детей, а вместе с ними счастье, удачу и достаток. Но живописец хочет обратить наше внимание и на то, что это свободолюбивая и гордая птица. Взмывающие ввысь аисты показывают человеку, что и ему в жизни доступны любые высоты.

Пример сочинения 5

Порою, сидя дома у окна, я смотрю в небо. Меня всегда завораживал полет птиц. Они так плавно и легко рассекают воздух. Смотришь на них и любуешься, как птицы наслаждаются свободой полета.

В данной работе главными персонажами являются неописуемой красоты птицы – аисты. Художник запечатлел их в момент взлета. Их восемь. Вы только присмотритесь, как профессионально Иван Антонович изобразил каждый взмах отдельной птицы. Они показаны в разных ракурсах, от чего зрителю кажется, что птицы на картине и вправду летят. Сами птицы имеют белый окрас, а кончики их крыльев окрашены в черный цвет.

Известно, что аисты вьют гнезда на высоких деревьях или домах. Считалось, что если данная птица совьет гнезда над каким-либо домом, то в нем будет благополучие и достаток.

Но сейчас, художник изобразил взлет птиц в какой-то лесной местности. Вокруг высокая, густая, темно-зеленая трава вперемешку с луговыми цветами. А в правом углу картины виднеется молодой камыш. Его листья как бы покачиваются из стороны в сторону.

В левой части картины изображены высокие и могучие деревья. Они уже немного желтеют. Наверное, летнее палящее солнце обожгло листочки. Но большую часть полотна занимает небо. Это нежно-голубого цвета, а по нем медленно плывут пушистые, как творог облака. День очень солнечный и теплый. Чувствуется теплое дуновение ветерка и шелест камыша.

Мне очень понравилась картина Тихого Ивана Антоновича. Ею хочется любоваться бесконечно долго. Цветовая гамма подобрана очень четко и лаконично. Птицы изображены в самом центре картины. Каждое дерево, каждая травинка отлично дополняет композицию сюжета. Картина заставляет задуматься над сюжетом.

Но художник раскрыл в своем полотне замысел. Он заключается в том, что не нужно бояться изменений, нужно действовать прямо сейчас. Как эти птицы, ничего не боятся, и взлетают высоко-высоко к небесам, для достижения своей цели.

Читайте также: