Урок сочинение по картине шишкина утро в сосновом лесу 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Бедаш Е.В.

Цель урока: Совершенствовать умение создавать текст сочинения-описания

· познакомить с творчеством И. И. Шишкина;

· формировать навыки последовательного анализа описания картины: построение предложений, использование образно-выразительных слов и оборотов речи;

· развивать устную и письменную речь;

· воспитывать интерес к живописи, эстетический вкус;

· коррекция письменной речи;

· коррекция устной речи.

Планируемые результаты:

· создавать письменные монологические высказывания;

· соблюдать в практике письма нормы современного русского литературного языка (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

· стилистически уместно использовать лексические и фразеологические средства языка.

· метапредметные:

· проявлять интерес к культуре и истории своего народа, Родины ;

· создавать письменный текст с использованием типа речи описание.

· осознание эстетической ценности произведений живописи;

· сформированность нравственных чувств;

· сформированность чувства осознанного патриотизма .

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: портрет художника, репродукция картины, презентация, учебник.

1. Организационный момент

2. Активизация внимания.

Настало время для сказки.

Как-то раз в одно ранее теплое летнее утро собралась я с утра в лес по ягоды сходить - земляники, черники , малинки из лесу набрать! Собралась быстро, корзинку в руки взяла и бегом, пока не жарко, в ближний лесок побежала. Солнышко ещё не встало, только небо порозовело, а вокруг темно. Пока до леска дошла, уже птички запели, первые лучики солнца разбудили кузнечиков , которые тут же весело затрещали в траве… Очень быстро нашла я полянку с земляничкой, и давай её собирать. Пока в корзиночку собирала ягодки, лес совсем изменился: стоят кругом высокие сосны, кое –где упавшие, корягами из земли торчат. Подняла я голову , а лес –то не знакомый. Заблудилась я видно! Испугалась! Аукать стала, вдруг кто услышит! Посмотрела в какой стороне солнышко подыматься начало, повернула в нужную сторону и домой пошла среди бурелома да высоких сосен. Только поваленное дерево обошла, и вдруг смотрю поляна, да не простая… А что я там увидела, то и вам, ребятки покажу!

3. Формулировка темы.

Сказки, сказками… Но это не моя фотография того сказочного леса. Перед вами картина великого русского художника… Кто уже знаком с этой картиной? Как она называется? Кто автор?

Подсказка

Название вы отгадаете, когда ответите на вопросы.

Внимательно слушайте и отгадывайте первое слово:

Вот проснулось в небе солнце,

Заглянуло к нам в оконце.

Петушок горланит мудро,

Правильно дети! Первая подсказка — это слово утро.

А где растут сосны? ( сосновый лес, бор).

Утро (где?) в сосновом лесу.

4. Вопросы по теме урока.

Кто из вас бывал ранним утром в лесу?

Что особенно интересного вы там заметили?

Представьте, что вы находитесь в густом лесу утром. Опишите ваше настроение и то, что вы видите вокруг.

5. Обращение к учебнику. Стр. 128.

Сегодня мы будем писать сочинение по картине И. И. Шишкина. Рассмотрите внимательно эту картину.

6. Беседа с классом.

О чем эта картина?

( - Про медведей)(Про природу)

( Потому, что тут нарисован лес утром)

- Так все-же картина рассказывает нам про лес или про медведей?

( Про лес и про медведей, про медведей в лесу).

- Все верно, и про лес и про медведей – лесных жителей.

- Можно ли по картине догадаться , что в сосновом лесу наступило утро? Какие подсказки оставил нам художник?

( светлое небо, темные деревья внизу, жёлтый цвет ранеего солнца на макушках сосен. Туман, окутавший стволы деревьев).

- Что больше всего привлекает ваше внимание в этой картине?

- Чем занимаются малыши медвежата и как на это реагирует их мама? Как вы думаете, что она им говорит?

( Медвежата играют на сломанном, поваленном дереве, а мама за ними следит и как будто говорит им, чтобы они не баловались и не свалились вниз).

7. Практическая работа.

Постройте рассказ.(КАРТОЧКИ)

Художник изобразил… (густой, дремучий, сосновый лес ранним, туманным, светлым утром).

В центре картины…(маленькие медвежата и их мама медведица). Малыши (что делают?) … играют на поваленном, сломанном дереве, а мама (что делает?) (за ними следит и как будто говорит им, чтобы они не баловались и не свалились вниз).

Красивый ли текст у вас получился? Не очень. Не хватает прилагательных.

Подберите слова, чтобы описать каким получилось утро, лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Утро- раннее, туманное, светлое, солнечное,летнее …

Лес- сосновый, густой, тёмный, дремучий, величавый, мрачный, пробуждающийся…

Дерево- сломанное, поваленное, вырванное с корнем…

Медвежата- маленькие, резвящиеся, забавные, мохнатые, косолапые, неуклюжие

Медведица- большая, наблюдательная, беспокойная или беспокоящаяся…

8. Беседа с классом.

- Какое настроение появляется у вас, глядя на эту картину? (Настроение хорошее, весёлое, загадочное).

- Что вас, может быть, удивило в этом лесу? (Сосны высокие, могучие)

-А почему художник для своей картины выбрал именно такую глушь? ( Только здесь медвежата могут играть беззаботно. Их покой охраняет дремучий густой лес, сюда не ступала нога человека.)

- А как вы думаете, что же главное в этой картине? (Художник хотел показать не только прелесть летнего солнечного утра, он отобразил кусочек жизни соснового леса, жизни во всем её многообразии и красоте. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн)

В заключении сочинения мы выражаем своё мнение. Мне понравилась картина…, почему?

Глядя на картину, чувствуешь красоту соснового леса. Художник хорошо знал лес и сумел передать его величие, прелесть, тайну. Шишкина можно назвать царём леса.

9. Написание сочинения на черновике.

Постройте рассказ.

В центре картины… Малыши (что делают?) …, а мама (что делает?)…

Подберите слова, чтобы описать каким получилось утро, лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Постройте рассказ.

В центре картины… Малыши (что делают?) …, а мама (что делает?)…

Подберите слова, чтобы описать каким получилось утро, лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Постройте рассказ.

В центре картины… Малыши (что делают?) …, а мама (что делает?)…

Подберите слова, чтобы описать каким получилось утро, лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Постройте рассказ.

В центре картины… Малыши (что делают?) …, а мама (что делает?)…

Подберите слова, чтобы описать каким получилось утро, лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимуществен.

Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. В. В. Стасов

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из.

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность. Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы. Рожь

Есть ли в России живописное полотно, популярнее этого? Бабушкин коврик, вытка.

Есть ли в России живописное полотно, популярнее этого? Бабушкин коврик, вытканный на его сюжет, подушка, зачехленная вышивкой с медведями, шоколадные конфеты все с теми же косолапыми симпатягами на обертке… Сладкие вздохи о былом и все еще не иссякнувший источник грядущих воспоминаний - ведь и канва для вышивания этой картины, и конфеты, обернутые ее репродукцией, производятся и поныне. Да и рекламщики ее не забывают. Так полюбилось народу "Утро в сосновом лесу".

Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, Родины.

Регулятивные УУД: корректировать свою деятельность (вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и совершённых ошибок; намечать способы их устранения).

Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи (определять последовательность операций, необходимых для достижения результата).

Коммуникативные УУД: создавать письменный текст с использованием типа речи описание

Предметные результаты: Создавать письменные монологические высказывания; соблюдать в практике письма нормы современного русского литературного языка (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); стилистически уместно использовать лексические и фразеологические средства языка

Личностные результаты: Осознание эстетической ценности произведений живописи; сформированность нравственных чувств. Сформированность чувства осознанного патриотизма

Тип урока : Урок развития речи

включение учащихся в деятельность

Подготовка класса к работе.

К : планирование учебного сотрудничества

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

2. Просмотр видеофильма

3.Работа по карточка (на карточках записан текст , ответить на вопрос

Какая связь между видеофильмом и карточкой?

Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898)

И. И. Шишкин родился в вятском крае, в городе Елабуга. Город раскинулся на холме, а кругом шумели непроходимые леса. Мальчик целыми днями бродил по живописным окрестностям Елабуги и старался зарисовать всё, что ему нравилось. Он рисовал всегда и всюду и мечтал стать художником. Нетронутая и величественная природа сыграла огромную роль в судьбе будущего великого пейзажиста.

В Москве он блестяще окончил художественное училище. Потом поступил в Академию Художеств в Петербурге. И стал живописцем.

Больше всего на свете он любил лес и рисовал его почти во всех картинах. Красоту русского леса Шишкин передавал очень верно и с большой любовью.

Составление плана и последовательности действий.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- Правильно. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением великого русского художника И. И. Шишкина, напишем сочинение по картине

Л: формирование познавательного интереса

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Проверка домашнего задания

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

На столах у всех кластер, по ходу обсуждения заполняем кластер

1. Рассказ о художнике И.И.Шишкине. (слайды 2-3)

- Какие сведения о художнике вы приготовили к уроку.

- Какие работы художника вам уже известны? (слайды 4-9)

- Расскажите об истории создания картины.

Смотрят слайды презентации.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П : логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Проблемное объяснение материала

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

1. Отбор материала к сочинению.

- Какие словосочетания можно использовать для описания картины?

1.2. Чтение и анализ заготовок, сделанных учителем. (Приложение 2)

- Спишите, образуя из слов, данных в скобках, причастный оборот.

Ещё рано. Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается лёгкий туман (застилать, лесные дали, прозрачная дымка). Дремлют сосны (ещё, не, сбросить, с себя, сон). Солнце (выглянуть, из-за, горизонт) чуть золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака (проплывать, высоко-высоко, над, деревья). Воздух (пахнуть, смола) чуть сыроват, прохладен и душист.

В чаще леса на поляне у сосны (сломать, буря) расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные, вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать наблюдает за ними. Третий (забраться, выше, все) с любопытством смотрит вниз.

1.3. Организация взаимопроверки по образцу: (слайд 15)

  1. вариант: застилающий лесные дали прозрачной дымкой; ещё не сбросившие с себя сон; выглянувшее из-за горизонта; проплывающие высоко-высоко над деревьями; пахнущий смолой;
  2. вариант: сломанной бурей; забравшийся выше всех.

Читают текст упр. 171.

Отвечают на вопросы.

Анализируют тексты карточек.

Записывают предложения и расставляют ЗП.

Анализируют тексты карточек.

Записывают предложения и расставляют ЗП.

Проверяют по образцу.

Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели;

Л: формулирование проблемы

проговаривание и закрепление нового знания

2. Составление плана сочинения: (слайд 14)

а) встающее солнце;

б) просыпающийся лес;

в) утренняя свежесть.

2. Медведица и ее семейство.

3. Красота обновляющейся природы.

3.На каждом столе лежат карточки

Подберите словосочетания, слова описания

(работа в группе)

Работают над созданием плана к сочинению.

Р: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

П : умение структурировать знания

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

выявить пробелы первичного осмысления изученного материала,

4. Проверка черновых записей.

Пишут сочинение по плану, используя заготовки.

Записывают в тетради.

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Итог урока (рефлексия деятельности)

самооценка результатов деятельности

- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

В своей жизни человек многое начинает с чистого (белого) листа. слайд1

У каждого из вас сейчас тоже чистый лист. Послушайте меня и попробуйте изобразить то о чём я буду говорить.

Итак, в центре листа изобразите квадрат, внизу квадрата изобразите два прямоугольника, но постарайтесь, чтобы они обязательно соприкасались с квадратом любым способом (одной точкой, стороной, частью стороны), как вам нравится больше. Слева и справа от квадрата нарисуйте два треугольника, соприкасающихся с квадратом, вверху, над квадратом – круг, над кругом один треугольник. А теперь, используя знакомые фигуры, дорисуйте лицо. У каждого из вас получился человек. Но в ваших работах я заметила одну очень интересную деталь..(говорила я всем одинаково, а результат почему-то разный, есть несколько вариантов). Слайд2

Расставляют себе баллы.

К: умение выражать свои мысли;

Дописать и переписать сочинение.

Задают вопросы по выполнению.

За редким исключением сюжет у картин Шишкина (если смотреть на этот вопрос широко) один — природа. Иван Иванович — восторженный, влюбленный созерцатель. И зритель становится очевидцем свидания живописца с родными просторами.

После смерти жены, брата и сына Шишкин долгое время пил и не мог работать

Тем временем в России передвижники объявили протест академикам. Шишкин был этому несказанно рад. К тому же среди бунтарей многие были друзьями Ивана Ивановича. Правда, со временем он рассорился и с теми, и с другими и очень переживал по этому поводу.

Ещё рано. Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается лёгкий туман (застилать, лесные дали, прозрачная дымка). Дремлют сосны (ещё, не, сбросить, с себя, сон). Солнце (выглянуть, из-за, горизонт) чуть золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака (проплывать, высоко-высоко, над, деревья). Воздух (пахнуть, смола) чуть сыроват, прохладен и душист.

В чаще леса на поляне у сосны (сломать, буря) расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные, вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать наблюдает за ними. Третий (забраться, выше, все) с любопытством смотрит вниз.

Цель урока:
– формировать навыки последовательного анализа описания картины: построение предложений, использование слов и оборотов речи со значением времени и места действия;
– развивать и обогащать речь учащихся образно-выразительной лексикой;
– воспитывать художественный вкус на основе рефлексивной деятельности учащихся.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем анализировать картину И.И. Шишкина “Утро в сосновом лесу” и подбирать материал к сочинению. В ходе нашей совместной деятельности вы будете учиться поэтапному анализу описания картины, познакомитесь с автором картины и с историей ее написания.

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся.

1. Знакомство с автором картины и историей ее написания:

– Что известно вам о живописце И.И. Шишкине?

И.И. Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии, в небольшой купеческой семье. С детства любил рисование и чтение. Шишкин рисовал на всем, что попадалось под руку. Закончил в 1856 г. Московское училище живописи, был принят в Академию художеств в Петербурге. В 1889 году – период творческой зрелости и таланта – он писал картину “Утро в сосновом лесу”. Замысел этого произведения художнику подсказал его друг К. А. Савицкий. Это одна из наиболее известных картин И.И. Шишкина. Художник точно передал тишину леса, туман, в котором стонут стволы деревьев.

– Какие еще картины этого художника вам известны?

(“Зима”, “Сосновый бор”, “Лесная глушь”, “Корабельная роща”.)

2. Анализ картины “Утро в сосновом лесу”.
Внимательно рассмотрите картину:

– определите ее жанр (пейзаж – изображение природы, соснового леса);
– кто и что изображены (сосновый лес, медвежата и медведица)
– назовите основные микроэлементы картины (раннее утро, дремучий лес, поваленная сосна, туман, рассеянный свет).

Определите образно-выразительные средства:

IV. Подбор материала к сочинению по картине “Утро в сосновом лесу”.

Просмотр кратких записей по картине.

Передний план.
Лес.

2. Построение предложений по материалам к сочинению.

а) На доске записаны слова и словосочетания со значением места:

слева от . виднеется, прямо перед нами изображены, на переднем плане, художник выделил, пишет, обратился

б) Художник обратился к изображению … .

Живописец выделил фигуры …., используя … цвет.

Автор добивается точности изображения … , передает … настроение.

в) Составление плана учащимися.

  1. Замысел картины.
  2. Наступление утра в сосновом лесу.
  3. Лесная глушь.
  4. Медвежья семейка.
  5. Моё отношение к картине.

3. Подбор материала к сочинению-описанию по картин сосновом лесу”.

1. Тренировочные упражнения в составлении сочинения по картине:

  • Рассмотрите картину, определите её тему.
  • Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
  • Опишите медвежат и медведицу.
  • Выразите своё отношение к картине.
  • Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.

2. Составьте план – описание по картине.

V. Письменная работа учащихся.

(Можно использовать индивидуальные памятки-подсказки.)

  1. Перед тем, как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотрите её, познакомьтесь с автором и историей создания картины.
  2. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.
  3. Соберите материал по картине.
  4. Если вам трудно начать писать сочинение, можно подобрать цитату из стихотворений А. С. Пушкина, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева и др. это и будет началом вашего сочинения.
  5. Помните, главное передать свое отношение к картине.
  6. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы. Например, художник, автор картины, живописец; изобразил, передал, показал; картина, произведение живописи, репродукция картины.

Примерное сочинение по картине И. И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”.

1. Сочинение – повествование.

Картина написана в 1889 году. В основу её легла тема торжества жизни.
Замысел этого произведения подсказал Шишкину его друг К. А. Савицкий.
“Утро в сосновом лесу” – одна из наиболее известных картин Шишкина. Художник точно передал тишину леса, туман, в котором стонут стволы деревьев, утренний сумрак, отступающий перед лучами солнца в лесную глушь. Солнце не освещает чащу, оно только ещё золотит верхушки деревьев. Сосны высокие и могучие. Чаща – густая и непроходимая. В дремучей сосновой чаще свежо и прохладно.

В центре картины мы видим трёх медвежат и их мать. Они вышли на прогулку. Два неугомонных, шаловливых медвежонка кувыркаются на сломанном дереве. Третий, самый толстый, встал на задние лапы и смотрит вдаль. Мать-медведица внимательно наблюдает за своими детьми.

Глядя на картину, чувствуешь красоту соснового леса. Художник хорошо знал лес и сумел передать его величие, прелесть, тайну. Шишкина можно назвать царём леса.

2. Сочинение – описание (фрагмента картины).

Дремлет в предутреннем тумане сосновый лес. Вершины столетних сосен устремлены в небо.

Раскидистые кроны закрывают робкие лучи восходящего солнца. Тишину сонного леса нарушает медвежья семья.

В центре картины – медвежата, которые вскарабкались на сломанную сосну. С виду они кажутся одинаковыми: тёмно-коричневые, пушистые, неуклюжие. Но по характеру они разные. Первый медвежонок – любитель поесть. Он нашёл в старой сосне лакомство и ничего не замечает вокруг, кроме него. Второй, самый смелый, забрался высоко, а ведь дерево может в любую минуту рухнуть. Он смотрит на брата сверху вниз, третий медвежонок, наверное, мечтатель. Поднявшись на задние лапы, он пристально глядит вдаль – туда, откуда огненным шаром выплывает солнце.

Медвежата могут играть спокойно: их охраняет дремучий лес и медведица. Она внимательно следит за малышами. Кажется, что она рычит. Она волнуется за них и предупреждает, чтобы не шалили зря.

Читайте также: