Урок сочинение по картине шишкина на севере диком

Обновлено: 23.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сунженского муниципального района

Уроки по русскому языку на тему:

« Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина

hello_html_m6e30bb0a.jpg

Учитель русского языка и литературы: Заруева З.Х.

Задачи урока:

- продолжать работу по обучению школьников создавать текст-описание, формировать умения учащихся определять основную мысль высказывания, систематизировать собранный материал; выделять роль прилагательных при описании пейзажа;

развивающие:

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление обучающихся, совершенствовать культуру устной и письменной речи учащихся;

воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к родному слову, интерес к произведениям живописи, литературы, музыки

Тип урока: урок развития речи; урок изучения нового материала

Эпиграф урока:

… Если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив.

В.К. Бялыницкий-Бируля.

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Добрая ласковость слова

Стерлась на нет в ежедневном привете.

Здравствуйте! Это же – будьте здоровы,

Это же – дольше живите на свете.

Е.В. Шевелёва.

– Здравствуйте. Будьте здоровы. Садитесь. Посмотрите в окно: на улице замечательный зимний погожий денек, и я надеюсь, что наша работа будет интересной и плодотворной.

Желаю вам хорошего настроения.

(Записать в тетрадях число и тему урока).

Вот этот пейзаж. (Слайд 4).

И сегодня нам с вами предстоит описать эту замечательную картину.

Состояние одиночества и неустроенности в это время нашло свое отражение и соответствие в душе художника - И.И. Шишкин к этому времени уже много лет вдовствовал (художник был дважды вдовцом, двое сыновей от первого брака умерли совсем маленькими, вторая жена умерла через несколько дней после родов дочери Ксении в 1881 году), взрослая дочь от первого брака Лидия Ивановна Шишкина (1869-1931) переехала к мужу в Финляндию, в усадьбу Мери-Хови.

В зиму 1890-1891 года живописец несколько раз приезжал в Мери-Хови, где жил на мызе (хутор, отдельный загородный дом с хозяйством) у дочери.

2) Анализ картины И.И. Шишкина.

Беседа с классом.

Учитель:

- Какие мысли и чувства объединяют стихотворение М.Ю. Лермонтова и картину И.И. Шишкина?

(Тоска по родственной душе, безысходность одиночества, трагизм разобщенности – вот главные мотивы творений поэта и художника. Шишкин в период работы над этой картиной тосковал из-за потери близких и дорогих людей. Лермонтов написал стихотворение за 4 месяца до своей гибели. Это было время, когда одиночество поэта достигло высшей точки, ведь он не находил понимания среди своего окружения. Такое положение очень угнетало автора бессмертного стихотворения).

Физкультминутка. Упражнения по тренажеру Базарного.

3) Вспомним план, по которому мы работаем над сочинением по картине. Для этого обратимся к памятке.

План описания картины

1. Несколько слов об авторе.

2. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).

3. Кто и что изображены?

4. Основные микротемы картины.

5. Изобразительно-выразительные средства (формат, композиция, свет, цвет, колорит).

6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

7. Настроение, которое вызывает это произведение.

4) Беседа по картине.

- Опишите передний план картины.

(Сосна возвышается на неприступном утесе, подверженном всем ветрам, гордо и достойно. Это сильное дерево, и тяжесть снега смогла согнуть до самой земли лишь его нижние ветви. Снежный покров, укутавший сосну, похож на богато украшенную ризу священника, освещенную призрачным, поистине мистическим лунным светом).

- Какие мысли и чувства вызывает это могучее дерево?

- Сосна гордо и смело возвышается на скале, среди снежных просторов и темноты. Несмотря на сильные холода, пронизывающие ветра и снежные бури, дерево растет там, где, кажется, и жизнь-то невозможна. Вопреки всем ураганам сосна не сгибается под ударами стихии, и нам верится, что ничто не может ее свалить или обломать.

- По уверениям специалистов-биологов, сосна не растет одиноко – она просто не выживет; сосны всегда растут группой. Но данная биологическая ошибка вполне уместна в стихотворении М.Ю. Лермонтова и лишь подчеркивает трагедию одиночества на картине: вот выросла такая одинокая сосна и борется достойно с холодом и мраком одиночества.

- Картина Шишкина прямо-таки источает трагизм одиночества. Дерево сиротливо склонило свои ветви под тяжестью снега и льда, его окружают беспросветная тьма и равнодушный холод. Однако ни трескучий мороз, ни пронизывающий ветер, ни тяжелый снег - ничто не может сломить стойкую сосну. Это дерево-богатырь, которое не прогнётся, не дрогнет.

- Опишите фон картины.

- Очень эффектно выписано на полотне освещение. Луна озаряет скалистое ущелье, выделяя светом могучую сосну. За счет этого левая сторона сосны тонет во тьме, зато правая ярко освещена, четко вырисовывается её контур. Не бывает снега чисто белого цвета, и на своём полотне Шишкин с высочайшим мастерством использует самые разные оттенки белого: мрачно-сероватый, холодно-голубоватый, пронзительно-белый.

- На макушке сосны снег очень напоминает сгустки облаков, что плывут по небу. Это создаёт иллюзию разговора между снегом и облаками. Вокруг царит безмолвие, сосна дремлет, и ей снится другой - светлый, прекрасный мир.

- Цветовая гамма, использованная в картине, весьма контрастна: тяжёлые мрачные оттенки темно-синего в пропасти и пронзительно-яркие оттенки голубого снега на свету.

- На картине темень выглядит тяжелее света, сгущаясь, она оседает в глубокую пропасть между скалами. Лишь красавица-сосна в сверкающем кружевном наряде наяву грезит о радостном мире, где, возможно, кто-то так же одинок, как и она.

- Снег не чисто белый. Художник изобразил множество оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками, и они будто беседуют между собой. Полное замороженное безмолвие. Лишь одинокая сосна-мечтательница грезит о другом, светлом и радостном мире.

- Да, хотя самого ночного светила и нет на картине, но именно его свет падает на дерево и создает яркое освещение у подножия сосны. Вглядевшись, мы можем точно отметить, что на картине изображено полнолуние, иначе не было бы такого контраста между снегом и тенью от дерева. Лунный свет серебрит снег, озаряет глубокое ущелье, темные дали, плывущие изумрудно-белесые облака.

- Как вы думаете, какова художественная идея картины? Какую мысль хочет донести до нас автор?

- Жизнь продолжается, и жить надо, даря окружающим свет и надежду. Ведь она, сосна, совсем одинока, но красотой величава, очень стойкая, она верит, что дикая и холодная природа севера не в силах сломить ее.

- Живописец смог изобразить не просто белый снежный покров, а многочисленные его оттенки, в зависимости от освещения. А на верхушке дерева комья снега напоминают облака, плывущие немного выше, поэтому возникает ощущение, что они ведут неспешную тихую беседу.

- Нет, здесь явственно ощущается безмолвие. И в этом безмолвии сосна грезит о далекой родственной душе.

- У Лермонтова - стихотворение-тоска, а у Шишкина – картина-мечта, картина-надежда. В поэтических строках много боли и безысходности, а картина все же наполнена желанием жить, жить - не сдаваясь, жить - несмотря на трудности.

5) Словарная работа.

Вставьте пропущенные буквы в словосочетания. Этими понятиями вы можете пользоваться при написании сочинения.

В..ликолепный п..йзаж, в..личественная к..ртина, бе..крайнее небо, сказочная кр..сота, м..гучее дерево, т..мнеющая бездна, св..ркающий снег, гр..зовые дали, с..ребряная риза, непр..ступный утес, од..нокая сосна, ч..рнеющая проп..сть, вопреки ур..гану, пр..низывающий вет..р.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Второй урок – написание работы, оформление сочинений в тетрадях для творческих работ.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

Это проникновенное стихотворение было выбрано художником для иллюстрации сборника сочинений поэта. Сборник был посвящён круглой дате — 50-летию со дня трагической гибели Михаила Юрьевича. Заказывал это собрание сочинений петербургский издатель Пётр Петрович Кончаловский, один из владельцев книжного издательства И. Н. Кушнерёва. В изданном собрании сочинений было множество красочных иллюстраций известных художников: В. А. Серова, М. А. Врубеля, В. Д. Поленова, а также И. И. Шишкина.

В своём стихотворении Лермонтов сравнивает снежное покрывало, укрывшее сосну, с ризой священника. Шишкин реалистично воплощает это сравнение на своём полотне. Действительно, сверкающий и переливающийся снег на картине напоминает тканное серебром облачение священнослужителей. Очень скрупулёзно написано на полотне освещение. Луна освещает скалистое ущелье, озаряя своим светом могучую сосну. За счёт такого освещения левая сторона сосны тонет во тьме, зато правая ярко освещена, чётко вырисовывается её контур.

Не бывает снега чисто белого цвета, и на своём полотне Шишкин с высочайшим мастерством использует самые разные оттенки белого: мрачно-сероватый, холодно-голубоватый, пронзительно-белый. Любопытно отметить, что на макушке сосны снег очень напоминает сгустки облаков, что плывут по небу. Это создаёт иллюзию разговора между снегом и облаками. Вокруг царит безмолвие, сосна дремлет и ей снится другой светлый, прекрасный мир.

Стоит отметить, что по стилю своему картина Шишкина напоминает романтичные полотна другого художника-пейзажиста — Архипа Ивановича Куинджи. Художники отлично ладили и дружили между собой. Цветовая гамма, использованная в картине, весьма контрастна: тяжёлые мрачные оттенки темно-синего в пропасти и пронзительно-яркие оттенки голубого снега на свету.

5. Домашняя работа. Повторить изученные орфограммы и пунктограммы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повторить знания о стилях и типах речи;

развивать навыки описания произведения искусства, умение выбирать главное, сравнивать и анализировать произведения искусства, наблюдательность, память, внимательность, творческие способности, умение передавать эмоции и чувства языковыми средствами, умение грамотно строить предложения, составлять связный текст, излагать свои мысли;

воспитывать чувство прекрасного, любовь к искусству.

В.Стасов: «Шишкин – художник народный.

Всю жизнь изучал он русский лес.

Русское дерево, русскую чащу, русскую глушь.

Это его царство, и тут он не ищет соперников,

Актуализация опорных знаний.

Беседа. Типы, стили речи. Художественный стиль. (слайд 2)

Работа над темой урока.

Введение в тему. Слово учителя. Я представляю вам план нашей работы сегодня: на протяжении урока мы активно поработаем над описанием картины по плану, который лежит перед вами. Давайте обратим на него внимание и вспомним, по каким пунктам плана мы обычно пишем сочинение-описание произведения искусства (работа с планом слайд 3). Очень частая проблема, с которой сталкиваются ребята при написании сочинения – как правильно и красиво начать художественное описание. Сегодня на уроке у нас будет работать творческая группа, которая поможет нам с самым сложным элементом композиции сочинения. Ребята напишут в течение урока примерное вступление и в конце нашей работы нам его представят. А сейчас приступаем к нашему плану и знакомимся с русским художником И.И. Шишкиным.

Мотивация. Ассоциативный ряд.

- Что на ней изображено?

- Какие мысли у нас возникают при словах север, дикий?

Знакомство с репродукцией картины Шишкина в учебниках. Стихотворение Лермонтова было предметом описания не только художников, но и композиторов. На слова М.Ю. Лермонтова было написано много романсов такими композиторами как Даргомыжский и Римский – Корсаков, Балакирев, Александр Матюхин. Чтобы настроиться на нужное настроение, предлагаю вам рассмотреть картину под музыкальное сопровождение и сравнить ее со стихотворением Лермонтова. Подумайте о том, какое же чувство лежит в основе данных работ. Посмотрим, совпали ли ассоциации ваши и авторов этих рисунков с ассоциациями Шишкина, когда он иллюстрировал эти строки. Звучит аудиозапись романса, ученики рассматривают картину.

Беседа по картине (слайд 14)

Какое же чувство описывает Лермонтов в своем стихотворении? (одиночество)

Удалось ли Шишкину передать это чувство? (да, удалось).

Работа над описанием.

Какие мысли и чувства объединяют стихотворение М.Ю. Лермонтова и картину И.И. Шишкина? (Тоска по родственной душе, безысходность одиночества, трагизм разобщенности – вот главные мотивы творений поэта и художника. Шишкин в период работы над этой картиной тосковал из-за потери близких и дорогих людей. Лермонтов написал стихотворение за 4 месяца до своей гибели. Это было время, когда одиночество поэта достигло высшей точки, ведь он не находил понимания среди своего окружения. Такое положение очень угнетало автора бессмертного стихотворения).

Передний план: опишите передний план картины.

Сосна возвышается на неприступном утесе, подверженном всем ветрам, гордо и достойно. Это сильное дерево, и тяжесть снега смогла согнуть до самой земли лишь его нижние ветви. Снежный покров, укутавший сосну, похож на богато украшенную ризу священника, освещенную призрачным, поистине мистическим лунным светом.

- Какие мысли и чувства вызывает это могучее дерево? Сосна гордо и смело возвышается на скале, среди снежных просторов и темноты. Несмотря на сильные холода, пронизывающие ветра и снежные бури, дерево растет там, где, кажется, и жизнь-то невозможна. Вопреки всем ураганам сосна не сгибается под ударами стихии, и нам верится, что ничто не может ее свалить или обломать.

По уверениям специалистов-биологов, сосна не растет одиноко – она просто не выживет; сосны всегда растут группой. Но данная биологическая ошибка вполне уместна в стихотворении М.Ю. Лермонтова и лишь подчеркивает трагедию одиночества на картине: вот выросла такая одинокая сосна и борется достойно с холодом и мраком одиночества.

Картина Шишкина прямо-таки источает трагизм одиночества. Дерево сиротливо склонило свои ветви под тяжестью снега и льда, его окружают беспросветная тьма и равнодушный холод. Однако ни трескучий мороз, ни пронизывающий ветер, ни тяжелый снег - ничто не может сломить стойкую сосну. Это дерево-богатырь, которое не прогнётся, не дрогнет.

- Опишите фон картины. Очень эффектно выписано на полотне освещение. Луна озаряет скалистое ущелье, выделяя светом могучую сосну. За счет этого левая сторона сосны тонет во тьме, зато правая ярко освещена, четко вырисовывается её контур. Не бывает снега чисто белого цвета, и на своём полотне Шишкин с высочайшим мастерством использует самые разные оттенки белого: мрачно-сероватый, холодно-голубоватый, пронзительно-белый.

- На макушке сосны снег очень напоминает сгустки облаков, что плывут по небу. Это создаёт иллюзию разговора между снегом и облаками. Вокруг царит безмолвие, сосна дремлет, и ей снится другой - светлый, прекрасный мир.

- Цветовая гамма, использованная в картине, весьма контрастна: тяжёлые мрачные оттенки темно-синего в пропасти и пронзительно-яркие оттенки голубого снега на свету.

- На картине темень выглядит тяжелее света, сгущаясь, она оседает в глубокую пропасть между скалами. Лишь красавица-сосна в сверкающем кружевном наряде наяву грезит о радостном мире, где, возможно, кто-то так же одинок, как и она.

- Да, хотя самого ночного светила и нет на картине, но именно его свет падает на дерево и создает яркое освещение у подножия сосны. Вглядевшись, мы можем точно отметить, что на картине изображено полнолуние, иначе не было бы такого контраста между снегом и тенью от дерева. Лунный свет серебрит снег, озаряет глубокое ущелье, темные дали, плывущие изумрудно-белесые облака.

- Как вы думаете, какова художественная идея картины? Какую мысль хочет донести до нас автор? Жизнь продолжается, и жить надо, даря окружающим свет и надежду. Ведь она, сосна, совсем одинока, но красотой величава, очень стойкая, она верит, что дикая и холодная природа севера не в силах сломить ее. Живописец смог изобразить не просто белый снежный покров, а многочисленные его оттенки, в зависимости от освещения. А на верхушке дерева комья снега напоминают облака, плывущие немного выше, поэтому возникает ощущение, что они ведут неспешную тихую беседу. Нет, здесь явственно ощущается безмолвие. И в этом безмолвии сосна грезит о далекой родственной душе.

Сравнительный анализ. Посмотрите, пожалуйста, на картины ребят, нарисовавших иллюстрации к нашему уроку. Есть ли что-то общее? Присутствует ли у них похожее настроение?

Вывод: У Лермонтова - стихотворение-тоска, а у Шишкина – картина-мечта, картина-надежда. В поэтических строках много боли и безысходности, а картина все же наполнена желанием жить, жить - не сдаваясь, жить - несмотря на трудности.

Физкультминутка.

Словарная работа. Составим словарик в своих тетрадях.

Словарь: одинокая ель, ветви опустились под тяжестью снега, грусть и одиночество, пушистым белым ковром, глубокое чувство любви, в темно-серых тонах, темно-синих, чувство холода.

А теперь творческая группа может приступать к своему заданию. А мы продолжим работу над словарем (Работа у доски).

(прил. 2, слайд 15). Вставьте пропущенные буквы в словосочетания. Этими понятиями вы можете пользоваться при написании сочинения.

В..ликолепный п..йзаж, в..личественная к..ртина, бе..крайнее небо, сказочная кр..сота, м..гучее дерево, т..мнеющая бездна, св..ркающий снег, гр..зовые дали, с..ребряная риза, непр..ступный утес, од..нокая сосна, ч..рнеющая проп..сть, вопреки ур..гану, пр..низывающий вет..р.

10. Выступление учащихся с творческой работой. Пришло время послушать творческую группу.

Создается впечатление, что сосна растет посреди всех этих снегов не благодаря, а вопреки всему. В округе больше и нет ничего живого, а она, наперекор стуже и невзгодам продолжает жить и расти. Одинокая сосна стоит гордо. На ее ветвях лежат охапки снега, которые переливаются под лунным светом. Кучевые облака Шишкин нарисовал достаточно низко. Они придают картине ощущение тяжести, грусти, напоминают о приближающейся грозе. Вокруг царит безмолвие. Я думаю, основная мысль, которой пронизано и стихотворение, и картина о том, что вряд ли найдется на всем белом свете такая сила, которая бы могла сломить это дерево.

Судя по картине, художник оказался под большим впечатлением от прочитанного стихотворения. Он показал всю суровость крайнего севера, со всей его красотой и неповторимостью. Для этого Шишкин использовал очень подходящие цвета: от белоснежного до темно-серого. Художник, как настоящий мастер, обыгрывает всю зимнюю гамму оттенков, и передает оцепенение природы, чувство одиночества, грусти и тоски. Те чувства, которые хотел донести в своем произведении поэт, воплотились в этой замечательной картине.

V . Домашнее задание.

Подведение итогов урока.

План описания картины

1. Несколько слов об авторе.

2. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).

3. Кто и что изображены?

4. Основные микротемы картины.

5. Изобразительно-выразительные средства (формат, композиция, свет, цвет, колорит).

6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

7. Настроение, которое вызывает это произведение.

Вопросы к картине

Какое чувство изобразил автор картины?

Сходство со стихотворением Лермонтова.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далекой -

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Вставьте пропущенные буквы в словосочетания. Этими понятиями вы можете пользоваться при написании сочинения.

В..ликолепный п..йзаж, в..личественная к..ртина, бе..крайнее небо, сказочная кр..сота, м..гучее дерево, т..мнеющая бездна, св..ркающий снег, гр..зовые дали, с..ребряная риза, непр..ступный утес, од..нокая сосна, ч..рнеющая проп..сть, вопреки ур..гану, пр..низывающий вет..р.

План описания картины

1. Несколько слов об авторе.

2. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).

3. Кто и что изображены?

4. Основные микротемы картины.

5. Изобразительно-выразительные средства (формат, композиция, свет, цвет, колорит).

6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

7. Настроение, которое вызывает это произведение.

Вопросы к картине

Какое чувство изобразил автор картины?

Сходство со стихотворением Лермонтова.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далекой -

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Вставьте пропущенные буквы в словосочетания. Этими понятиями вы можете пользоваться при написании сочинения.

В..ликолепный п..йзаж, в..личественная к..ртина, бе..крайнее небо, сказочная кр..сота, м..гучее дерево, т..мнеющая бездна, св..ркающий снег, гр..зовые дали, с..ребряная риза, непр..ступный утес, од..нокая сосна, ч..рнеющая проп..сть, вопреки ур..гану, пр..низывающий вет..р.

Иван Шишкин родился в 1832 году в городе Елабуге , где сейчас открыт дом-музей, посвященный Шишкину. Происходил художник из древнего вятского рода Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.

Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества , поступил в Императорскую Академию художеств. Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на острове Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.


На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Алгоритм описания картины

2.1. Рассматривая картину, учащиеся подбирают эпитеты к словам, учитель предлагает еще ряд слов, среди которых обязательно будут и новые, еще не прозвучавшие слова

  • небо облачное
  • темное
  • огромное
  • неведомое
  • таинственное
  • безбрежное
  • бескрайнее
  • легкие
  • воздушные
  • снеговые
  • плывущие
  • прозрачные
  • скользящие
  • первозданный
  • нетронутый
  • искрящийся
  • блестящий
  • мерцающий
  • белый
  • плотный
  • тихая
  • лунная
  • темная
  • безмолвная
  • загадочная
  • неповторимая
  • величественная
  • одинокая
  • гордая
  • сильная
  • могучая
  • высокая
  • грустная
  • задумчивая
  • сонная
  • мудрая
  • статная
  • величавая
  • терпеливая
  • четкая
  • длинная
  • прозрачная
  • легкая
  • пушистые
  • пышные
  • заснеженные
  • уставшие (от тяжести снега)
  • поникшие
  • упругие
  • тяжелые
  • стройный
  • сильный
  • прямой
  • могучий
  • укутанный снегом
  • облепленный снежными хлопьями
    глубокая
  • страшная
  • неизвестная
  • таинственная
  • манящая

3. Цветовая палитра картины. Какие краски преобладают? Какое настроение рождается внутри вас?

  • белый, белоснежный, чистый, светлый, светло-голубой, блестящий, прозрачный
  • темно-синий, черный, серо-синий

4. Устное словесное рисование. Используя информацию о создании картины и слова, нами подобранные, опишите Катину.

  • Снег (первозданный, нетронутый, искрящийся, блестящий, мерцающий, белый, плотный)
  • Облака ( легкие, воздушные, снеговые, прозрачные, плывущие, скользящие)
  • Ветви (пушистые, пышные, заснеженные, уставшие (от тяжести снега),поникшие, упругие)
  • Ночь (тихая, лунная, темная, безмолвная, загадочная, неповторимая)
  • Небо (облачное, темное, огромное, неведомое, таинственное, безбрежное, бескрайнее)
  • Тень (четкая, длинная, прозрачная, легкая)
  • Ствол (стройный, сильный, прямой, могучий, укутанный снегом, облепленный снежными хлопьями)
  • Скала (крутая, отвесная, заснеженная)
  • Сосна (величественная, одинокая, гордая, сильная, могучая, высокая, грустная, задумчивая, сонная, мудрая, статная, величавая, терпеливая)

5. Восприятие картины (невидимые элементы картины)

6. Представь себе:

    ничего не было
  • ветер занес семечку
  • росток пробивался долго- долго, креп, укоренялся
  • были деревья, но погибли в результате образовавшейся расщелины (осталась одна сильная сосна)

7. Ты участник картины: я вижу, я слышу, я чувствую

  • дерево
  • тень
  • расщелина
  • пропасть
  • низменность
  • бездна
  • снег
  • облака
  • горизонт
  • скрип ствола
  • тишину
  • хруст снега
  • вой ветра
  • эхо падающего в пропасть камня
  • шёпот веток

Я ЧУВСТВУЮ (ИСПЫТЫВАЮ)

    холод
  • морозная свежесть
  • грусть
  • страх
  • одиночество
  • блаженство
  • соприкосновение с вечностью
  • гармония

8. Описание картины от имени ее участника в течение 5-7 минут

Возможны следующие варианты.

На огромном покатом обломке скалы торжественно возвышается старая, могучая сосна. Ее крепкий ствол потемнел, кора густо-коричневая, в некоторых местах почти черная от сырости, закрутилась по краям словно стружка, в глубокие трещины забился снег. Огромные узловатые корни, словно десятки сильных, натруженных, изможденных рук глубоко погрузились в снег и крепко вцепились в скалу. Темно-зеленые, пушистые ветви прильнули к стволу, будто уснули крепким спокойным сном. Пушистый, чистый снег обнял, облепил каждую иголочку, убаюкивая и защищая дерево. Кажется, то ни жестокий мороз, ни свирепый зимний ветер не посмеют потревожить этого лесного исполина. Рядом с этим непобедимым гигантом чувствуешь себя защищенным.

Но вот тихонько скрипнул могучий ствол, шевельнулась мохнатая ветка, вскрикнула маленькая птичка, согревшаяся в хвое, зашуршали камешки, скатившиеся в расщелину, гулким эхом отзывалась скала. И опять все смолкло. Тишина. Поднимаю голову. Огромное небо распростерлась надо мной. Почти черное, спокойное, только маленькие облачка медленно, сонно проплывают в голубой дымке.

Все величественно и торжественно. Как бы я хотела быть снегом, веткой или птицей, чтобы всегда чувствовать гармонию, блаженство, вечную связь с вечностью, совершенством и бессмертием… (Белик Анастасия)

Когда я смотрю на эту картину, сначала мне становится жутковато от накатывающего ощущения беспомощности, но через несколько минут страх пропадает, и кажется, что мои мысли и душа устремляются к чему-то вечному, высшему.

По-моему, это изображение четко разделяется на два плана реальный (зеленый) и нереальный (космический). Это выражается в строгости композиции и цветовой гаммы.

Нереальное, огромное небо занимает почти половину пространства сего полотна. Сине-голубое оно постепенно сгущается, уплотняется и превращается в черную мглу. Наверху несколько обрывков облаков, а внизу - черная пропасть, космическая бездна. Этот иссиня-черный цвет контрастно сталкивается с бледно-белым, мерцающим передним планом.

Привычная для российской природы старая могучая сосна растет на неплодородной почве. Но в этом дереве чувствуется не только торжество жизни, ее великая сила, но и безумная тоска, какое-то великое одиночество. Крепкий ствол прочно врос в тяжелую неподатливую почву. Огромные раскидистые ветви укутаны, почти придавлены снегом. Жемчужно-белые сугробы покрыли утес, превратили его в спину какого-то чудовища, уснувшего вечным сном. (Попов Витя)

Итог урока. Понравилось ли вам быть участником картины?

Домашнее задание: написать сочинение от имени участника картины (ветра, скалы, бездны, ночи, тени, ствола…)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи в 9 классе.

Учитель русского языка и литературы Сангаджиева Н.В.

Время создания

Анализ лексики На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она. Ель стоит одинокая, На севере, на голой высоте, И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. Она спит на белой скатерти, Она во льде и снеге, Она видит во сне пальму; В утренней стране, Одиноко и печально ей, На горящей стене.

Анализ лексики

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она.

Ель стоит одинокая,

На севере, на голой высоте,

И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.

Она спит на белой скатерти,

Она во льде и снеге,

Она видит во сне пальму;

В утренней стране,

Одиноко и печально ей,

На горящей стене.

Система образов Гейне ель Лермонтов сосна спит дремлет, качаясь на белой скатерти снегом сыпучим покрыта как ризой в утренней стране в пустыне далёкой; одиноко и печально в том крае, где солнца восход одна и грустна Тема – неразделенная любовь Тема одиночества

Система образов

дремлет, качаясь

на белой скатерти

снегом сыпучим покрыта как ризой

в утренней стране

в пустыне далёкой;

одиноко и печально

в том крае, где солнца восход

одна и грустна

Тема – неразделенная любовь

Тема одиночества

История создания картины

В 1891 г., к 50-летию гибели великого поэта, петербургским издателем П.П. Кончаловским было выпущено собрание сочинений М. Ю. Лермонтова. Его уникальность состояла в большом количестве иллюстраций, выполненных знаменитыми художниками того времени, среди которых был Шишкин наравне с Врубелем, Васнецовым, Серовым, Поленовым и многими другими.

М.А.Врубель В.М.Васнецов И.И. Шишкин В.А.Серов В.Д.Поленов

Художник Иван Шишкин — один из величайших пейзажистов. Его природа не теряет реалистичности, жизни и великолепия при переносе с натуры на холст.

Художник Иван Шишкин — один из величайших пейзажистов. Его природа не теряет реалистичности, жизни и великолепия при переносе с натуры на холст.

Тонкое, практически за гранью возможного знание, понимание и умение изображать различные растительные формы придает пейзажам Шишкина реалистичную красоту и честность, именно это делает его картины настолько популярными, любимыми и наиболее узнаваемыми.

Тонкое, практически за гранью возможного знание, понимание и умение изображать различные растительные формы придает пейзажам Шишкина реалистичную красоту и честность, именно это делает его картины настолько популярными, любимыми и наиболее узнаваемыми.

Соединяя три произведения

Композиция и колористика картины

Холод сурового края прекрасно подчеркивает палитра цветов, выбранных автором для написания пейзажа. В картине совсем нет зеленого – все поглощено глубокой ночью и ярким лунным светом, подчеркнутым множеством оттенков синего – от бело-голубого, до иссиня-черного.

Описание картины

Нетипично высокая для приполярных широт сосна одиноко растет на самом краю утеса. Подобный сюжет может символизировать силу и твердость духа, движение вверх наперекор препятствиям, оптимизм и веру в перемены к лучшему. Однако, взглянув на эту картину, на ум не приходит ничего из вышесказанного.

План сочинения Вступление. История появления трех произведений Основная часть. Три шедевра 1. Анализ стихотворений Гейне и Лермонтова 2. Описание картины И.И. Шишкина 3. Что объединяет три разных произведения III. Заключение. Литература и живопись – разные средства – одна цель.

План сочинения

  • Вступление. История появления трех произведений
  • Основная часть. Три шедевра

1. Анализ стихотворений Гейне и Лермонтова

2. Описание картины И.И. Шишкина

3. Что объединяет три разных произведения

III. Заключение. Литература и живопись – разные средства – одна цель.

Читайте также: