Урок сочинение по картине опять двойка 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема урока: “Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П. Решетникова “Опять двойка”.

Тип урока: “открытие” нового знания.

Образовательные:

1. Организовать деятельность детей по поиску и обработке информации по картине

2. Дать представление обучающимся о личности и творческой судьбе Ф.П. Решетникова.

3. Организовать исследовательскую деятельность обучающихся.

Развивающие:

1. Формировать у обучающихся умение определять тему урока и ставить учебные задачи.

2. Развивать внимание и наблюдательность обучающихся, склонности к исследовательской деятельности.

3. Развивать творческие способности, самостоятельность суждений.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к прошлому своего Отечества, приобщать к национальному наследию через творчество Ф.П. Решетникова.

2. Воспитывать чувство прекрасного, умение слушать и слышать.

Технологии, используемые на уроке:

1. Образ и мысль

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха, решение вопросов “открытого” характера, работа в группах, самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия, рефлексия.

Оборудование:

Начало урока. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок - к нам пришли гости. Я попорошу вас выйти к доске. Представьте себе, что вы протягиваете свои руки к небу. Потянулись. А теперь возьмите друг друга за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

(Обучающиеся становятся в полукруг, тянут руки высоко-высоко, затем берут друг друга за руки и улыбаются.)

Вхождение в тему урока. Целеполагание.

- Настроение у нас отличное!

-Ребята, а какие события в школе могут повлиять на ваше настроение? Что может испортить ваше настроение?

(Кто-то обидит, из-за двойки)

- Послушайте стихотворение и определите, с каким настроением идёт из школы герой?

( Сихотворение читает ученик, текст проецируется на доску)

А у меня портфель в руке
С огромной двойкой в дневнике!
С тяжелой двойкой в дневнике!
А все шагают налегке.

А все шагают тут и там
И просто так, и по делам.
А возле дома номер два
Стоит автобус номер два,
И пароход издалека
Дал почему-то два гудка.

А ноги тащатся едва,
А ноги тащатся едва,
И опустилась голова,
Как голова у цифры два! (Эмма Мошковская)

- С каким же настроением идёт из школы герой?

(Ему грустно)
- Почему грустно герою стихотворения?

- Какие эпитеты усиливают это настроение? ( Вспомним, что такое эпитет? Эпитет - это образное определение предмета или явления. Чаще всего это прилагательное.)

( ”огромной двойкой”, “тяжёлой двойкой”)

- Какие ещё приёмы использует автор стихотворения?

(Повторы, восклицательные предложения, мгоготочие)

-С какой целью использует их автор?

(Повторы усиливают грустное настроение героя, Восклицательные предложения подчёркивают эмоциональное состояние мальчика.)

- Как можно озаглавить стихотворение?

А сейчас обратите внимание на слайды, что изображено на них?

(Рассматривают репродукции картин “Прибыл на каникулы”, “Опять двойка” , “Переэкзаменовка”и др)

-Что объединяет эти картины?

-Можете ли вы предположить тему сегодняшнего урока?

(Урок развития речи. Описание картины “Опять двойка”)

-Да, сегодня у нас урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины Ф.П. Решетникова “Опять двойка”

- Какова цель нашего урока, чего мы должны достичь?

- Какие конкретные действия вы должны совершить для достижения цели?

(Внимательно рассмотреть картину, понять замысел автора, раскрыть тайну этой картины)

Учитель уточняет цели урока:

- Сегодня на уроке мы раскроем секрет картины, выясним, какова главная мысль автора, в чём его замысел; будем стараться подбирать точные слова, грамотно строить предложения и составлять текст-описание картины.

Создание условий для накопления и совершенствования опыта выстраивания когнитивных систем. Технология “образ и мысль”. Организация группового обсуждения различных впечатлений и версий.

Учитель обрбщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию.

- Всмотритесь в картину и выскажите своё мнение.

- Что (кого) вы видите?

- Кто видит что-то другое?

- Что происходит на этой картине?

(Мальчик пришёл из школы с двойкой)

-Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так думать?

(Мальчик грустный. Ему стыдно. Мама и сестра совсем не радуются.)

-Кто главный герой?

-Почему вы так думаете?

(На переднем плане. Все обращены к нему)

- Что можно сказать о выражении его лица? (Грустный)

- Какие чувства испытывает герой? (Ему стыдно)

- А как автор относится к своему герою? (Сочувствует ему)

- Что его заинтересовало в этом сюжете?

(Грустный мальчик, отвернулся от всех, опустил голову, ему стыдно)

- Где это происходит?

(Дома, в квартире, где все чисто, всё прибрано)

- В каком жанре написана картина? Вспомните жанры: пейзаж, портрет, натюрморт. Есть ещё бытовая сцена, исторический сюжет.

(Бытовая сцена - каждая деталь произведения (образ) работает на создание общего впечатления от картины.)

- Каков колорит картины?

(Художник использует различные цвета, но они неяркие, приглушённые. Живописец рассказывает о будничном дне в обычной семье)

- Когда это происходит?

(Зимой, днём, в послеобеденное время. Мальчик в зимнем пальто, из портфеля торчат коньки)

- Что видно на картине, а о чём мы только догадываемся?

(Мальчик пришёл домой не сразу после уроков. Сестра уже подготовилась к завтрашнему дню, выучила уроки, а он где-то провёл время, видимо, был на катке - из портфеля торчат коньки, да и портфель потрёпан, наверное, не раз на нём катались с горки)

Трудности и опасения.

- Ребята, а легко ли описать картину, чтобы передать замысел художника?

(Непросто. Есть свои “секреты” в сочинении-описании)

- Хотели бы вы узнать что-то об авторе, об истории создания этой картины?

Информацию об авторе представляет ученица, об истории создания - учитель.

Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.

В 14 лет Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.

Эмоциональная разрядка (Релаксация)

Приём “Птица, расправляющая крылья”(Под музыку ДиДюЛи “Путь домой”)

Представьте, что вы - птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и лёгкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление. Повторите упражнение 5-7 раз.

(Обучающиеся выполняют упражнение, затем слушают музыку.)

Подбор рабочих материалов. Создание текста.

- Вы узнали об авторе и истории создания картины.

- Давайте поработаем в группах и распределим рабочие материалы для характеристики героев по плану:

1. Место на картине, которое занимает герой.

2. Детали внешности, выделенные автором

3. Выражение лица

4. Какие чувства испытывает герой?

- Ребята, вы сейчас будете составлять кластер - это подбор рабочих материалов, которые будут являться основой для связного высказывания, помогут вам запомнить материал.

(Составляют кластеры из подготовленных учителем материалов)

место детали внешности выражение лица чувства

на переднем плане

остановился около порога

в зимнем пальто с меховым воротником

из портфеля торчат коньки

не смеет поднять глаз

стыдно за двойку

в середине комнаты

в домашней одежде

опустила натруженные руки на колени

смотрит с упрёком и болью

стоит около стола

в школьной форме с пионерским галстуком

аккуратность во всём

смотрит с осуждением и упрёком

стыдно за брата

Обобщение: Каждому из героев грустно, невесело. Все герои связаны общим переживанием. Об этом говорят позы и выражения лиц.

- А кто же испытывает настоящую радость?

(Собака - верный друг, и младший брат, который просто посмеивается над неудачником)

( Невесело почти всем: герою, маме, сестре, потому что опять двойка. Весело только младшему брату, он не сочувствует брату, а как будто радуется: “Так тебе и надо!”. Радуется собака приходу своего верного друга.)

- Какова основная мысль картины?

(Стыдно приносить домой двойку, невесело в доме, когда кто-то приходит домой с двойкой)

- Молодцы! Вы справились с заданием. Эти материалы помогут вам в создании текста сочинения.

Смотрит с упрёком и болью; наклонила голову и смотрит с укором; ехидно подсмеивается; на переднем плане; опущена голова; готов заплакать; из портфеля торчат коньки; не смеет поднять глаз; чуть поодаль; сидит у стола; опущены руки на колени; радуется неудачам; хохолок на макушке, расстроенное лицо; раскаивается; смотрит радостно - не его ругают; смотрит осуждающе, сердито; учится на отлично; радует маму; виноватый вид; в отчаянии опустилась на стул; преданно смотрит в глаза; радостное событие; с радостью бросилась; рядом с мамой; поддерживает маму; портфель перевязан веревкой.

- Какие пословицы об учении вы помните?

( Сделал дело - гуляй смело. Хороша книга, а чтец плох. Не учась и лаптя не сплетёшь. Без

труда не вытащишь и рыбку из пруда. Делу время - потехе час. )

- А какую пословицу можно применить к этой картине?

- Я надеюсь, вы сделаете правильные выводы из содержания картины, будете стараться приносить из школы хорошие оценки, и самое главное, не будете огорчать своих родителей.

- По каким “законам” строится сочинение? Из каких частей состоит сочинение-описание?

(Сочинение пишется по плану:

2. Основная часть

- О чём можно написать во вступлении?

Учитель предлагает начало сочинения.

- Я предлагаю вам два варианта вступления, вы можете использовать их, или придумать свой вариант.

Передо мной репродукция картины Ф. П. Решетникова “Опять двойка”, оригинал которой находится в Третьяковской галерее в г Москве. Эта картина оставляет равнодушным ни одного из посетителей музея.

- О чём вы будете писать в основной части?

(О героях картины, описывать их)

- О чём скажете в заключении?

(О замысле художника - невесело приносить домой двойки. Можно выразить своё отношение к картине.)

1.Вступление ( История создания картины )

2.Основная часть

-Главный герой картины

-Переживания матери

-Отношение к ситуации старшей сестры и младшего брата

-Собака -верный друг

3.Заключение ( Замысел художника или своё отношение к картине )

- Тематика картины актуальна в любое время. Всегда школьники, получив двойку испытывают те же чувства, что и герой картины.

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам написать фрагмент сочинения - описать главного героя.

(Обучающиеся пишут в черновиках фрагмент сочинения)

Учитель просит 2-3 учеников зачитать свои работы.

Рефлексия. Подведение итогов. Приём Синквейн.

(Синквейн состоит из 5 строк:

1. Одно существительное

2. Два прилагательных

4. Фраза -афоризм, своё отношение к теме.

5. Резюме, интерпретация темы)

Учитель предлагает написать синквейн

2. Ужасная, непонятная

3. Обижает, возмущает, смешит

4. Делу время - потехе час. Плохо приносить домой двойку.

- Ребята, ответьте себе на вопрос: “ Смогу ли я написать сочинение самостоятельно?”

(Конечно, смогу! Я рассматривал картину, отвечал на вопросы, изучил рабочие материалы, понял замысел художника.)

ВложениеРазмер
urok_razvitiya_rechi.rar 155.26 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова

Цели: 1) раскрыть основную мысль картины;

2) подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;

3) средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник.

Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности. Элементы внешности- лицо, фигура, поза.

  1. Слово учителя о предстоящей работе на уроке, постановка целей урока.

Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Фёдором Павловичем Решетниковым. А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас.

  1. Слово учителя или заранее подготовленного ученика о художнике. (слайд №1)

Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.

Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.

5. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают свои придуманные истории, выявляются самые оригинальные, нелепые. Оцениваются.

6. Беседа по вопросам. Анализ картины (слайд№4).

? В каком жанре написана эта картина? Картина написана в бытовом жанре.

  • Чтение с доски и запись в тетради определения бытового жанра (слайд№5).

? Как художник показал, что главный герой картины - ученик? Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него.

? Определите возраст ученика . (Мальчику примерно 10-11 лет).

  • Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных.

Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка.

? Какова обстановка квартиры, изображённой на картине? Как живут её герои? Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед.

? Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро!

? Каково отношение к мальчику младшего братишки? Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником.

? Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится? Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика.

? Кто встречает мальчика с радостью? Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.

? Есть ли у мальчика возможность учиться? Условия есть. В комнате мы видим стол, левее - письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу похоже, что она собирается на работу, мальчику никто мешать не будет.

? Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки) (слайд №6). ?Какими художественными средствами автор её выразил? Средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.

? Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины? Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д.

7. Словарная работа (слайд №7,8,9).

  1. Записать словосочетания, объяснить орфограммы.

Потёртый портфель, поношенное пальто, длинная бечёвка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, тёмная косыночка, смотрит с укоризной.

Держит, руках, портфель, в, потёртый, мальчик, рваный.

Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.

Велосипеде, на, смеется, братишка, маленький.

8. Составление плана (слайд №10).

  1. История создания картины.
  2. Главный герой картины (внешность, поза, портфель).
  3. Осуждающий взгляд матери.
  4. Взгляд и поза сестры.
  5. Собака - верный друг мальчика.
  6. Основная мысль картины.
  7. Моё отношение к картине.

9. Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.

10.Домашнее задание (слайд №11).

Главный герой картины – мальчик, он изображён на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником , под пальто – школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потёртый, старый портфель. Замок на нём давно сломан, поэтому перевязан был портфель длинной бечёвкой. Он стал таким потрёпанным, потому что мальчик осенью и весной использует его в качестве мяча, а зимой ездит на нём с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.

Мальчик пришёл домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжала до боли руки, сложила их колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, прибирается в квартире, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает её.

Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил её. Сама она очень аккуратная, все её вещи в порядке, портфель выглядит как новый. Девочка учится на отлично и не может понять, как можно постоянно получать двойки.

Подсмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу ещё не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде.

И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, сложила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку.

Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины – просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"

Данный урок предназначен для подготовки к написанию сочинения по картине в 5 классе.


Методическая разработка урока по теме Сочинение по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка"


Сочинение по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка"

конспект урока, выступление учащегося.


Урок развития речи на тему "Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок посвящен обучению составлению текста-описания по жанровой картине, отработке общих принципов работы.


«Сочинение по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка" 5 класс
Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний .


Научить учащихся особенностям построения рассказа на основе картины , активизировать в речи детей слова колорит, композиция;Развить навык составления рассказа, развить речь учащихся;Воспитывать .

  • обучающие: научиться соотносить словесный и зрительный образ описания картины, формировать первый навык описания картины, совершенствовать навыки грамотного письма;
  • развивающие: развивать самостоятельность и творческие способности детей, связную речь и логические умения составлять законченный рассказ,
  • воспитательные: прививать обучающимся чувство ответственности, уважительного отношения к близким.
  • компьютер, мультимедийный проектор, рабочий лист для обучающихся, красный, зеленый фломастер и карточка для рефлексии,

Ход урока

Организационный момент.

- Сегодня, ребята, - урок развития речи.

А чем мы будем заниматься на уроке (мы будем учиться правильно говорить и писать)

- Для чего человеку необходимо уметь правильно говорить и грамотно излагать свои мысли? Что значит быть интересным человеком в общении? (Окружающим нравится общаться с интересными в общении людьми, которые могут правильно и понятно формулировать свои мысли, умело пользоваться чужими мыслями, украшать свою речь различными способами)

- Сегодня мы будем учиться выражать свои мысли, а завершающим этапом нашей работы будет написание сочинения, но сначала нам нужно провести небольшое исследование. Объектом исследования будет репродукция картины Федора Павловича Решетникова “Опять двойка”, которую вы видите сейчас на доске, также в учебниках.

Запись темы в тетрадь для творческих работ: Сочинение по картине Федора Павловича Решетникова “Опять двойка”.

История написания картины “Опять двойка”

Федором Павловичем Решетниковым картина “Опять двойка!” была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.Двойка – не случайность, она результат расхлябанности, неорганизованности. Прокатился на коньках, забыл про уроки – и вот теперь приходится держать ответ за свою беспечность, краснеть перед родными, выслушивать упрёки.

Сейчас картина “Опять двойка!” выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

1. Федором Ивановичем Решетниковым картина “Опять двойка!” была написана в ____ году. Это ___ лет после окончания страшной Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

2. Детей, живших в этот период охватила___________________________________.

Именно эти дети во время войны и после ее окончания_______________________

3. В послевоенные годы появились образы Пионеров-героев - школьников, которые ________________________. “Пионер ______________” - главный девиз каждого школьника.

- Зачитайте вами завершенные предложения из текста

Беседа по вопросам. Анализ картины

- Что изображено на переднем плане картины? (На переднем плане одетый мальчик с виноватым видом, к нему ластится собака, которая очень радуется его приходу домой)

- Опишите внешний вид мальчика, его позу, выражение его лица? Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных, чувствует себя виноватым, в руках держит портфель, из которого выглядывают коньки.

- О чём говорит его “бывалый” портфель? Как вы понимаете значение слова “бывалый”? (В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Скорее всего зимой он служит ему вместо санок, а летом - футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, поэтому портфель перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля предательски торчат коньки.)

- Каков приблизительно возраст ученика? (Мальчику примерно 10-11 лет).

- Если учесть, что картина написана в 1952 году, то в каком приблизительно году родился мальчик? (1941 - 1942)

- Говорят ли вам о чем-нибудь эти годы (период Великой Отечественной войны)

- Что вы знаете о войне?

- С докладом о детях, живших в военный и послевоенный период выступит __________. А мы продолжаем работать с текстом. В это время вы должны закончить предложения под номером 2.

Великая Отечественная война коснулась каждой семьи в стране. Голод, холод, ежедневные бомбёжки, отсутствие воды и канализации, тепла и электричества - вот те испытания, которые выпали на семьи в этот период.

Великая Отечественная война принесла очень много жертв. Ушли на фронт и не вернулись многие отцы, матери и сыновья, а сколько человек погибло и в тылу!

Детей, живших в этот период поглотила война и послевоенная разруха и голод. Во время этого ужасного голода норма была такой: завтрак и ужин – по 100 граммов хлеба, обед – 200. В это время никто не сидел, сложа руки. В страшные горестные годы Великой Отечественной войны дети взрослели быстро. В тяжкое для страны время они уже понимали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа, стараясь ни в чем не уступать взрослым, порою даже рискуя жизнью. Дети, которые еще совсем недавно были беспечны, простодушны, оказывались втянутыми по горло в войну. Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

Проверка. Зачитайте законченные вами предложения.

- Легко ли было жить детям в военный и послевоенный период?

- А теперь вернемся к картине.

- Почему же мальчик чувствует себя виноватым (школьник получил двойку)

- Первый ли раз такое произошло (Название картины говорит о том, что такое происходит часто)

- Почему собака радуется приходу домой своего хозяина (собака очень любит его.Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.)

Дома вы должны были распределить предложенные словосочетания по группам (те, которые описывают мальчика, и те, которые описывают собаку), в словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы и устно подготовиться к устному описанию мальчика и собаки, используя при этом записанные в таблицу словосочетания.

Мальчик Собака
С виноватым видом

портфель “видавший виды”

пальто на вырост

с радос?ным визгом

преданный взгля_

С виноватым видом, портфель “видавший виды”, верный дру_, с радос?ным визгом, преданный взгля_, порозовевш__ щеки, виля_т хвостом, пальто на вырост, хохолок на макушк_.

Проверим сделанную вами дома работу:

К доске обозначить орфограммы пойдет _____________

- Пока __________ работает перечислите мне словосочетания, которые вы включили в первую колонку, с помощью которых вы будете описывать мальчика.

- Опишите мальчика, пользуясь данными словосочетаниями.

Прослушивание двух описаний

- А теперь перечислите словосочетания, которые можно использовать для описания собаки.

- Опишите мальчика, пользуясь данными словосочетаниями.

Прослушивание двух описаний.

Проверка слов, записанных на доске

- Вернемся к картине.

- Что изображено на заднем плане? (мама, старшая сестра, младший брат, интерьер дома)

- Что такое интерьер? (зачитывание определения учащимся, который работал дома со словарем)

- А теперь, судя по интерьеру и внешности героев, определите ГДЕ происходит событие (в городе или в селе)? (в городской квартире (собака находится дома), если присмотреться, то в соседней комнате можно увидеть радиатор, отапливающий помещение, под окном, это значит, что дом подключен к центральному отоплению, такое в то время возможно было только в городских квартирах)

- Чем отличается девочка-школьница от современных учениц? (галстук, школьная форма, портфель)

- А какие школьники носили красные галстуки? (пионеры)

- Кто такие пионеры?

Ответ на этот вопрос дома подготовила _______________, во время ответа вернитесь к тексту и закончите предложения под цифрой 3.

Пионер - этопервый в чём-то, первопроходец. В послевоенные годы появились образы Пионеров-героев - школьников, которые отважно сражались с фашистами. Образы пионеров-героев активно использовались как примеры высокой морали и нравственности. Каждый пионер послевоенного времени хотел стать настоящим пионером, полезным своей Родине. “Пионер всем пример” - главный девиз каждого школьника.

Проверка законченных предложений

- Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? – постройте ответ по плану. (Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына.Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит)

- Каково отношение к мальчику младшего братишки? – постройте ответ по плану (Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником, думает, что когда вырастет, то обязательно домой будет приносить только пятерки)

- Как вы думаете, в послевоенное время легко ли было купить ребенку велосипед (нет, период был тяжелый, несмотря на то, что после войны уже прошло около 7 лет.)

- О чем говорит наличие велосипеда в семье (мама очень старается для своих детей, старается сделать все возможное, чтобы дети ни в чем не нуждались)

- А теперь внимательно посмотрите на сестру. Что выражает взгляд и поза сестры? Как вы думаете, как она учится? Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика.

- Почему сестра с таким упреком смотрит на брата? (Стесняется его, ведь он совсем не соответствует образу пионера, к которому стремиться в это время каждый школьник)

- Есть ли у мальчика возможность учиться? Условия есть. В комнате мы видим стол, левее - письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама занята домашними делами, скорее всего, сделает все возможное, для того, чтобы мальчику во время подготовки домашнего задания никто не мешал.

- Какова основная мысль картины? (Очень стыдно приносить домой двойки)

- Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины? Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д.

А теперь Работа по конструированию предложений

Работа над деформированными предложениями: постройте предложения, расставив слова в правильном порядке:

Держит, руках, портфель, в, потёртый, мальчик, рваный.

Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.

Велосипеде, на, смеется, братишка, маленький.

С, смотрит, осуждением, мама, переживает, очень, сына, за.

Речь, хорошую, слушать, и, хорошо.

- Найдите лишнее предложение, объясните, почему исключаете?. (Пословица “Хорошую речь хорошо и слушать” - не относится к теме сочинения)

  • Сделал дело – гуляй смело. С умным разговориться, что меду напиться..
  • Хороша книга, да чтец плох.
  • Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
  • Не учась и лаптя не сплетешь.

_ Проверка: Почему вы остановили свой выбор именно на этих пословицах?

- Приведите свои примеры пословиц, которые можно отнести к теме. (Делу время, потехе час)

Работа с планом

- А сейчас посмотрите на план сочинения, которое вы будете писать на следующем уроке. Какой пункт плана вы бы исключили? Почему? (История создания картины, потому что расположено между элементами описания сочинения, но сама не имеет ничего общего с описанием.)

- Когда можно использовать ваши знания об истории создания картины? (Только во вступлении, но очень кратко, вскользь)

- Вычеркните этот пункт из плана карандашом.

  1. Главный герой картины (внешность, поза, портфель).
  2. Собака - верный друг мальчика.
  3. Осуждающий взгляд матери.
  4. История создания картины.
  5. Отношение старшей сестры к ситуации.
  6. Отношение младшего брата к ситуации.

III. Моё отношение к картине.

- Составьте по данному началу первое предложение сочинения и последнее.

Передо мной репродукция картины… (Ф. П. Решетникова “Опять двойка”, оригинал которой находится в Третьяковской галерее в г Москве и не оставляет равнодушным ни одного из посетителей музея)

- О чем вы будете писать в этом предложении? (о том, кому принадлежит картина, о местонахождении оригинала картины, о впечатлениях, которые она производит на зрителей)

Картина Ф. П. Решетникова мне очень понравилась, потому что …(ее тематика актуальна в любое время, всегда школьники, получившие двойку, приходя домой, испытывали точно такие же чувства, как и герой картин.)

- О чем вы будете писать в последнем предложении … (о своем отношении к картине)

- Ребята, а сейчас посмотрите еще раз на материал, записанный вами в тетради, и те, кто знает, как и о чем будет писать сочинение, поднимите карточку с восклицательным знаком. Кто не знает – карточку с вопросительным знаком.

- На следующем уроке вы начнете писать сочинение на черновик, я желаю вам творческих успехов в этом непростом деле. Спасибо вам за работу!

Федор Павлович Решетников родился 28 июля 1906 года в небольшом украинском селе. Рано потерял родителей, в три года остался с братом, который был художником – ходил по деревням и расписывал церкви, Федя помогал брату растирать краски, мыл кисти и тайком от всех пробовал рисовать.

В годы гражданской войны уходит из семьи, чтобы не быть в тягость, берет с собой кисти, узелок с красками, сухари. Всюду, где только мог он искал работу: был плотником, маляром, шахтером. Но каждую свободную минуту рисовал.

Решетников Федор Павлович - советский художник

Решетников Федор Павлович - советский художник

После войны появилась возможность учиться. Решетников поступает в Московский Художественный институт. Всю свою жизнь он посвятил искусству. Народный художник СССР, академик, лауреат Государственных премий СССР. Им написано много полотен. Большинство произведений посвящено детям. Художник нас знакомит со своими героями, со многими из них почти всегда хочется подружиться.

Как не взять себе в друзья? А как не полюбить? А может быть, в некоторых героях вы узнаете своих друзей или самих себя. Хотя произведения этого художника различны по тематике, их объединяет одно: любовь к Отечеству, любовь к людям.

Словарная работа

Вернисаж - 1. Торжественное открытие художественной выставки (обычно с приглашением почетных гостей). 2. Выставка-продажа художественных изделий. [фр. vernissage - вернисаж, день открытия выставки; день перед официальным открытием выставки].

Композиция – 1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. 2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу.

Колорит - 1. Отпечаток чего-нибудь, совокупность особенностей (времени, местности, характера). 2. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.

Передний план изображает главное, то, о чем хочет рассказать художник.

Задний план создает фон картины, это как бы дополняющая часть.

Как применить эти термины в речи?

Композиция картины "Опять двойка!" Ф. П. Решетниковым продумана глубоко. Каждый герой хорошо виден. Неяркий колорит картины соответствует будничному событию, изображенному художником. Такое бывает почти в каждой семье, где есть нерадивые дети. "Плохо приходить домой с двойкой" - вот основная мысль картины "Опять двойка!"

Картина Ф. Решетникова

Картина Ф. Решетникова "Опять двойка"

Автор задумал написать картину о школе. Он вспомнил, как его дочь однажды пришла из школы с опущенной головой. Каждый раз, когда она получала "5", она с гордостью оповещала об этом поднятой рукой с растопыренными пальцами. А сегодня "2"!

Очень неприятная для всей семьи отметка! Вот в картине и показано, как относятся к этому дома. Правда, чаще такое случается с мальчишками.

- Оценка "2" - это случайность?

Двойка – не случайность, она результат расхлябанности, неорганизованности. Прокатался на коньках, забыл про уроки – и вот теперь приходится держать ответ за свою беспечность, краснеть перед родными, выслушивать упреки. Особенно стыдно перед родителями, которым давал обещание хорошо учиться.

План работы по картине

  1. Комната, основная мысль картины.
  2. Главный герой. (возраст, внешний вид, одежда, поза)
  3. Портфель.
  4. Мать героя (внешний облик, настроение)
  5. Сестра. (внешний облик, настроение)
  6. Младший брат.
  7. Собака.

Вопросы для беседы

- Что вы видите на картине?

- Что можно сказать о главном герое? О его выражении лица, позы?
- О чем говорит его "бывалый" портфель?
- Как относятся к его появлению с "2" домашние: мать, сестра, братишка?
- А кто встретил его с радостью?

Главный герой

Школьник, примерно 9 лет, круглое румяное лицо, красные оттопыренные уши, торчащие хохолком волосы, зимнее пальто, школьная форма, глаза опущены, вот-вот расплачется.

Комната
Будничный день, чисто, уютно, белая скатерть, большой бордовый ковер, кресло, большая географическая карта полушарий, цветы на окне.

Портфель
Старый, потрепанный, весь в трещинах, служил мячом и санками, перевязан бечевкой, блестящие коньки – причина двойки.

Мама, сестра, брат
Добрая, заботливая женщина, сидит на стуле, розовая блузка, темная юбка, красный передник. Аккуратная, внимательно и требовательно смотрит.

Собака
Верный пес, четвероногий друг, радостный визг, навстречу хозяину, хвост баранкой.

Задание
Восстановите текст, вставив подходящие по смыслу слова и описания героев.

"Плохо ________" - вот основная мысль картины Ф. П. Решетникова "Опять двойка!". На переднем плане мы видим мальчика. Он стоит притихший _________________ .
Напротив мальчика на стуле сидит его мама и с укором смотрит на сына. Она огорчена тем, что он ______________ .

Изображая ее, художник использует теплые тона. На ней ___________________. Мама все делает для того, чтобы дети хорошо учились: в квартире чистота и порядок. Если во взгляде мамы боль и отчаяние, то сестра смотрит с возмущением и осуждением.

Художник показал ее как полную противоположность брату. Она изображена на заднем плане, но его пространство как бы расширено. И светлое окно, и цветы на нем, и географическая карта – все это говорит об увлечениях девочки. На ней _________________ . Младший брат еще не понимает переживаний школьника-неудачника. Он _____________ .

И только четвероногий друг радостно встречает хозяина: весело повиливает хвостом-баранкой, подпрыгивает, старается лизнуть его в лицо. Глупая собака не понимает, что мальчику не до нее. Эта картина мне понравилась, потому что на ней _______________ .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык 5 класс ___.___.___

Цели: 1) показать, как художник раскрывает основ­ную мысль картины: подготовить учащихся к описанию изобра­женного на картине; 2) дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника; 3) ввести в активный словарь детей слова композиция, колорит.

I . Организационное начало урока:

проверка готовности учащихся.

II . Работа по теме урока.

Рассказ о художнике Ф. П. Решетникове и о его картине.

Работа с учебником.

Беседа по картине.

− Как художник показал, что ученик – главный герой картины?

(Школьник изображен на переднем плане картины. Он хорошо виден на фоне голубовато-белой стены комнаты, на него падает свет из бокового окна. Все присутствующие в комнате: мать, старшая сестра, братишка – смотрят именно на него и невольно обращают наше внимание на главного героя).

− Определите возраст школьника. Найдите свои слова и выражения для описания внешнего облика, одежды мальчика.

(Школьнику примерно 9 лет, он, наверное, учится в III классе, еще не пионер, не носит пионерского галстука. У него круглое, румяное, раскрасневшееся от мороза лицо. Видно, долго он гулял после школы на улице, ведь часы на стене показывают уже десять минут четвертого. Получил двойку и все-таки сразу домой не поторопился, побежал с ребятами на каток. Во внешнем облике мальчика привлекают внимание красные оттопыренные уши и торчащие хохолком белобрысые волосы. На нем видавшее виды зимнее пальто с рыжим лисьим воротником, из-под пальто виднеется школьная форма, темно-серые брюки. Черные ботинки ясно выделяются на фоне светло-коричневого пола).

− Что вы можете сказать о выражении его лица и позе?

(Мальчик словно застыл на пороге комнаты, не может двинуться с места от огорчения. Он стоит, опустив голову, ни на кого не глядя. Ему стыдно смотреть в глаза матери, совестно перед старшей сестрой, досадно, что маленький братишка смеется над ним. Лицо у него грустное, виноватое, глаза опущены, брови сдвинуты, кажется, что он вот-вот расплачется).

(О многом говорит старый, потрепанный, весь в трещинах, порыжелый портфель. Видно не раз он побывал в боях, служил мячом и санками своему хозяину. Из портфеля, небрежно пере­вязанного бечевкой, торчат блестящие коньки. Они-то, пожалуй, и явились причиной двойки мальчика. Увлекся, заигрался в хоккей и забыл про уроки. Художник не случайно так отчетливо на переднем плане изобразил портфель. Эта деталь говорит о многом. Взглянешь на портфель с коньками и сразу поймешь причину двойки третьеклассника).

− Как относятся к появлению школьника с двойкой сестра и мать?

(Они с тревогой и укором смотрят на мальчика, очень рас­строены тем, что он снова получил двойку. Особенно огорчилась мать).

− Как художник показал огорчение матери?

(Мать сидит на стуле, стиснув до боли руки. Она с немым упреком смотрит на сына. В ее взгляде выражается боль и отчая­ние: мальчишка совсем отбился от рук, вот и сегодня – опять двойка!).

− Опишите одежду матери.

(На ней розовая блузка, темная юбка и красный передник, который сразу привлекает наше внимание, так как остальные тона картины блеклые. Этим ярким теплым цветом художник хотел подчеркнуть свое любовное отношение и сочувствие к матери героя).

− Что выражает взгляд и поза сестры?

(Осуждение, неодобрение. Она возмущена поведением брата. Ей непонятно, как можно так, спустя рукава, относиться к учебе. Художник показал ее как полную противоположность третьекласснику. Аккуратная, подтянутая, в пионерском галстуке, она стоит, чуть склонив голову, и внимательно, требовательно смотрит на брата).

− Где изображена сестра?

(В глубине комнаты, около стола, на фоне открытой двери, так, что свет, падая из окна, хорошо освещает ее фигурку. Из-за этого она хорошо видна, хотя и изображена на заднем плане картины).

− Кто встречает ученика с радостью?

(Верный пес, четвероногий друг. Он с радостным визгом бросился навстречу своему хозяину. Но тот так огорчен, что даже не смотрит на свою любимую собаку, безучастен к ее ласке).

− Как вы думаете, есть ли у этого мальчика возможность учиться?

(Конечно, есть. Это видно по обстановке в квартире. Дома у них чисто, уютно. Стол накрыт белой скатертью с желтой кай­мой, на полу большой бордовый ковер, у стены стоит кресло. В открытую дверь видна смежная комната, на стене которой висит большая географическая карта полушарий, на подоконнике ­цветы).

Основная мысль картины.

− Подумайте, какова основная мысль картины и какими худо­жественными средствами ее выразил Ф. П. Решетников?

Если пятиклассники не смогут полно ответить на эти вопро­сы, то учитель дополнит их ответы:

Словарная работа.

Колорит, композиция.

Далее учитель проводит работу с синонимами огорчить, опе­чалить, расстроить (данными в учебнике на с. 90 к упр. 218). Выясняется, какое из этих слов целесообразно использовать для описания позы матери. Ученики составляют с этим словом пред­ложение. (Мать сидит в огорченной позе). Далее ученики подбирают слово, какое уместно употребить для описания состоя­ния матери. Составляют с ним предложение. (Мать расстроена тем, что сын снова получил двойку). Составляют предложение со словом опечалить. (Мать опечалена двойкой сына).

Составление плана сочинения по картине.

При­мерный план:

1) Главный герой: его возраст, внешний облик, одежда, поза.

3) Мать героя: ее внешний облик, настроение.

5) Младший брат.

8) Основная мысль картины.

Устное описание картины.

Написание сочинения в черновиках.

III . Подведение итогов урока.

Русский язык 5 класс ___.___.___

Цели: 1) показать, как художник раскрывает основ­ную мысль картины: подготовить учащихся к описанию изобра­женного на картине; 2) дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника; 3) ввести в активный словарь детей слова композиция, колорит.

I . Организационное начало урока:

проверка готовности учащихся.

II . Работа по теме урока.

Напротив мальчика на стуле сидит его мама и с укором смот­рит на него. Она огорчена тем, что ее сын снова получил двойку. У матери усталое печальное лицо, темные волосы. На ней розовая кофточка, темная юбка, красный передник, на ногах зеленые тапочки. Художник изобразил мать как очень добрую женщину, для этого он использовал теплые тона.

Видно, что мать очень заботливая и трудолюбивая женщина. Она все делает для того, чтобы дети хорошо учились: в квартире чистота, порядок. Стол накрыт белой скатертью, на полу большой бордовый ковер, на подоконнике цветы, на стене висит геогра­фическая карта. И маме очень обидно, что сын плохо учится.

Чтение учащимися и редактирование сочинений в черновиках.

Написание сочинений в чистовики.

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: повторить изученный материал, все виды разборов.

Читайте также: