Урок сочинение по картине куинджи березовая роща

Обновлено: 06.07.2024

  • Вид искусства: Живопись
  • Сюжет и объекты: Пейзаж
  • Стиль: Импрессионизм, Реализм
  • Техника: Масло
  • Материалы: Холст
  • Размер: 97×181 см
  • Дата написания: 1879 год

История

Идейными вдохновителем этого полотна стала русская природа, которая ни раз встречалась в картинах великого множества художников предшествующих лет, в частности Шишкина, Левитана, Саврасова. Сохранилось довольно большое количество эскизов и набросков данной картины, которые свидетельствуют о том, что художник очень долго и тщательно подбирал композицию картины, подбирая размеры поляны и рощи, меняя высоту деревьев и распределяя каждый квадратный сантиметр свободного места. Это произведение было детально продумано и никаким образом не было спонтанный.

Описание полотна

На полотне изображен яркий, сверкающий, солнечный день. На лесной поляне тихо и спокойно. Сквозь густые кроны деревьев пробиваются лучи солнца. Они отбрасывают желтые блики на ровный ковер из травы. Картина сразу наполняет зрителя чувством умиротворения, радости и восторга. Художнику удалось вложить в простой пейзаж богатую гамму чувств

На переднем плане расположены белые березки. Солнечные блики движутся по стволам и переливаются в зеленеющей траве. Необыкновенная игра света и тени делает картину живой и наполняет трепетными чувствами.

Живописец, по сути, изобразил не березовую рощу, а небольшой фрагмент, уместившийся в раму. Зритель видит только стволы. Для художника неважно изображение кроны. Он считает, что воображение может дорисовать ее самостоятельно.


Главным является игра света. Он стремится передать, как освещение может изменить окружающее пространство. Кажется, что солнечные блики вплетены в тонкие березовые веточки. Живописец позволяет почувствовать дуновение теплого ветерка, услышать негромкое пение птиц и шелест листьев.

Для этого полотна Куинджи характерна некая декоративность. Она заметна в выверенном размещении березовых стволов. Они выглядят немного уплощенными. Художник не стремится передать движение. Картина лишена мелких деталей.

Около берез течет небольшая речка. Композиционно она делит изображение на две части. Чистая и прохладная вода контрастирует с летним жарким днем. Ее ровная зеркальная поверхность поросла ряской. Река постепенно уводит взгляд вглубь полотна, где виднеется лес.

Деревья вдали выглядят как сплошная темная стена, которая оттеняет цветовые контрасты. Такой прием позволяет подчеркнуть, что главное на картине находится на переднем плане прямо перед зрителем.

Вся красота пейзажа кроется в солнечном свете, заливающем поляну, и яркой зелени. Описание полотна можно использовать для рассказа или поиска идей для собственного сочинения в 5 классе.

Первая демонстрация

Однако в кругах профессиональных художников полотно получило многочисленные обсуждения и восхищения. Этому способствовала столь невероятная игра красок, почти всех художников поражало количество зелёного на этой картине, некоторые критиковали Куинджи за подобную несуразицу, но большинство находило это смелым шагом, ведь зелёный имеет больше оттенков чем любой другой цвет.

История создания

В 1880 году Куинджи окончательно прекратил сотрудничество с Обществом художников-передвижников. Этот разрыв оказал благотворное влияние на творчество живописца. В этот период он создал полотна, которые принесли ему настоящую славу:

Реакция на его произведение была неоднозначной. Некоторые критики усомнились в таланте живописца. Художника упрекали в безвкусице и большом количестве зеленого цвета на полотне, но у настоящих ценителей искусства она вызвала настоящее потрясение.

Спустя несколько лет он написал пять работ на эту тему с похожими названиями. Две из них принято считать законченными, другие — являются поисками художника в стиле символизма.

Описание

Сочинения

Куинджи Архип Иванович — талантливый художник, которого называли автором тени и света. Чтобы понять, почему его так называли, нужно просто посмотреть на его картины, от которых исходит яркий свет, в то время как с другой стороны присутствуют тени. Прекрасным примером работы, где можно увидеть игру света и тени является картина Архипа Куинджи Березовая роща. Ее репродукцию мы сегодня изучали на уроке, и теперь напишем сочинение по работе художника, сделав ее описание.

Картина Березовая роща

Полотно под названием Березовая роща — это признанный в мире шедевр пейзажной живописи, написанный в 1879 году. Композиция картины незамысловатая, но при этом очень интересная. Она придает зрителю романтического настроения и позволяет утонуть в лучезарном солнечном дне. Что же мы видим на картине Куинджи?


Описание картины

Когда смотришь на репродукцию картины, замечаешь солнечный свет, который озаряет все вокруг, согревая своим теплом деревья, землю и всех жителей березовой рощи. Лишь на переднем плане мы видим тень, которая падает от отдельно стоящих берез, что группами собрались на полянке. Кажется, будто они сбежали из леса и кружат в танце, веселясь и радуясь теплому солнечному дню. Кроны этих прекрасных стройных деревьев мы не видим, так как автор их срезал, тем самым показывая, насколько они высокие. Березы тянутся своими ветвями к небу, а по их теням мы понимаем, что они настолько густые, что с легкостью могут обеспечить каждому прохожему место отдыха. Если бы я в это время оказалась в березовой роще, я бы с удовольствием прилегла возле одной из них, и наблюдала бы за красивой русской природой, вдыхая свежие ароматы и слушая щебет птичек. Рассматривая картину, мы замечаем, как полянку разделяет на две части ручей, что стремительно убегает вдаль, к густому лесу.

Если говорить о цветовой гамме, то Куинджи использует зеленый, белый и голубой цвета. При этом картина не кажется бедной. Несмотря на небольшое количество красок, картина очень насыщенная, ведь писатель сумел изобразить самые разнообразные оттенки зеленого. Здесь темно-зеленый и зеленый посветлее, ярко-зеленый и приглушенный зеленый цвет.

Картину Березовая роща можно рассматривать часами. Она позитивная, светлая, и даже какая-то таинственная. Самое главное, она вызывает только положительные и радостные эмоции, давая возможность пофантазировать, представляя себя среди всей этой красоты.

Сочинение по картине Березовая роща, Куинджи

А какую оценку поставите вы?

Ручей

Симметричное расположение объектов, достигаемое за счёт деление композиции картины ручьём практически на две равные части, и явное разделение пространства картины создаёт неповторимый эффект тщательно сочинённого вида. Из чего можно сделать вывод, что художник скорее всего воссоздавал этот вид по памяти, добавляя всевозможные детали и контрасты. Ручей обладает и ещё одним интересным свойством, он ловит взгляд смотрящего и ведёт его до самого горизонта, увлекая его в даль. От него так и веет прохладой в этот прекрасный денёк начала лета.

Сочинение по картине А.И.Куинджи Березовая роща 2, 3 класс

Листики на березках нежно-изумрудного цвета. Между деревьями протекает прохладный заболоченный ручеек. На бледно-голубом небе ни облачка. А вдали виднеется густой зеленый лес.

Последствия

НазваниеБерезовая роща
Страна, художникРоссия, Архип Куинджи
Год1879
Жанрпейзаж
Где хранитсяГосударственная Третьяковская галерея, Москва
Материалыхолст, масло

Простой и незамысловатый сюжет завораживает своей непринужденной живостью и душевностью. На картине солнечный день на просторной лесной опушке. Между деревьев не торопясь течет узкая спокойная речушка, больше напоминающая широкий ручей.

По берегам ручейка кое-где растет молодой камыш, еще не очень высокий и густой. Похоже, что где-то рядом находится родничок, и именно оттуда, не торопясь, через весь лес проложил свой путь ручей.

В воде местами плавает ряска, она спокойная и прозрачная. На переднем плане картины березы старые и высокие, их густая шевелюра отбрасывает на землю большую тень, в которой можно легко полежать и остыть от полуденного палящего солнца.

В картине мало конкретных деталей, скорее она просто образ березовой рощи. Вдаль по просеке утекает медленный ручей и теряется в глубине картины. Он разделяет рощу на два густых отдельных березовых леса. Их зелень густая и сочная.

Картине предшествовали несколько десятков этюдов и набросков в поисках задуманной мастером композиции.

Художника по праву называют мастером света. В этой картине художник также изобразил игру светотени. Яркими белыми вкраплениями освещает солнце стволы красавиц березок, растворяясь в их кронах, падает на землю прохладной тенью. Зеленая травянистая лужайка открыта солнечному дню, густая зелень рощи, с легким шуршащим шелестом листвы.

И даже в безоблачное лазурное небо, кажется упало немного зелени от леса и поляны. Чуть заметной зеленцой отражает оно все то, что видит под собой на земле. Оно вдыхает этот сказочный березовый лес, эту полянку и этот неторопливый ручей в просеке.


Архип Куинджи

Ретроспектива представляет четыре сюжетных и стилевых направления выдающегося пейзажиста. Экспозиция начинается с портрета Архипа Ивановича Куинджи, написанного И.Н. Крамским в конце 1870-х годов.

В 1890-1900-е годы Куинджи активно содействовал художественной жизни Петербурга. В 1892-1893 годах его привлекли к работе в Особой комиссии для всестороннего обсуждения необходимых в устройстве Императорской Академии художеств изменений и для составления соответственно этим изменениям нового Устава.

Березовая роща

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основой данной методической разработки является технология погружения в тему урока по развитию речи.Конспект урока включает активные методы и формы работы,эффективно реализует метапредметные связи с предметами культурно-эстетического цикла.Урок содержит элементы проблемного обучения, исследовательской и проектной деятельности.

Тема : « Сочинение-описание по картине А. И. Куинджи "Березовая роща".

Тип: развитие речи.

Технология: погружение

Цели и задачи:

Развивающие: совершенствовать навыки анализа художественных произведений, умение определять изобразительно-выразительные средства в тексте и создавать собственные, развивать чувство прекрасного, логическое мышление и навыки связной речи, творческие способности, совершенствовать орфографические навыки.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к родине и родной природе, интерес к урокам литературы и русского языка, к искусству, создать атмосферу творчества и сотрудничества на уроке.

Оборудование: картины художников, видеоролик песни Людмилы Зыкиной, аудиозапись пения птиц, стихи Т.В.Герасимовой, О.Шестинского, Ф.И. Тютчева, раздаточная таблица опорных слов.

1.Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке развития речи. Сегодня вы соприкоснётесь с удивительным и неповторимым миром искусства, проявите свои творческие способности, откроете для себя много нового и интересного.


Какие из них вам знакомы? Какая картина отображает ваше настроение? Прокомментируйте свой выбор.

Что объединяет эти произведения изобразительного искусства? ( Относятся к одному жанру – пейзажу. В центре внимания художника берёза.)

Чем отличаются данные картины? (Техникой исполнения, цветовой палитрой, созданным настроением, отображением времени года, по-разному создан образ березы.)

Если мне воспеть берёзу

Свыше дан наказ,

Я её святые слёзы

Я её печальный облик

Шёпот листьев, птичий оклик.

Как светло-то на просторе.

Дивный свет струит;

На высоком косогоре.

Подойду я и, любуясь,

Соберу-ка в прядь тугую.

Вей же, ветер, вей!

Нe сломить березу в бурю

Коль душа алмаз,

Даже средь осенней хмури

Радуешь ты глаз!

В зимнем сне, в мороз трескучий.

На обрыве-то, над кручей,

А весною. Боже правый!

Молодых листочков нежен,

Ты в любое время года

И для русского народа

Какое настроение создает прослушанное стихотворение? Какие слова поэзии помогают передать это настроение? (Слёзы, раны, осенняя хмурь, печальный – эти слова передают грусть; радуешь, мила, красивее нет, изумруден, молодых, чудно хороша - чувство восхищения, наслаждения, радости от прекрасного.)

О каких ранах и слезах говорит поэтесса? (На белом стволе берёзы черные полоски, которые называются чечевичками. Они образованы более рыхлой структурой древесины и через них дерево дышит. Слёзы – это капли берёзового сока.)

Какое изобразительно-выразительное средство использует поэтесса для создания поэтического образа берёзы? Аргументируйте свою точку зрения. (Олицетворение,

раны, слёзы, косоньки, душа.)

Дополните этот образ собственными примерами. (Стонет, шепчет ветру, дрожит от холода, склоняется к земле, стройный стан, нарядилась в белый сарафан, повязала зелёную косынку, украсилась серёжками.)

Музыка Б. Шиллера

Слова А. Безыменского

Средь сосен суровых, меж темных ракит

В серебряном платье березка стоит.
Склонились деревья, цветы и кусты
Пред гордым величьем ее красоты.

И нежна, и стройна, и всегда величава она.
Весела, и светла, и земле родной мила.

Чу, шелестит листва густая.

Это она, березка родная,
Милой земле в ответ
Посылает любовь и привет.

Только лишь встретишься с нею,
Сердце забьется сильнее.
Сердце! Ведь всегда с тобою
Образ березки родной!

Средь сосен суровых, меж темных ракит
В серебряном платье березка стоит.
Склонились деревья, цветы и кусты
Пред гордым величьем ее красоты.

Какие чувства раскрывает эта песня? Почему у русского народа такое особенное

отношение к берёзе?

Вспоминаются слова Олега Шестинского:

Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы – вся Русь рождена.

3.Целеполагание.

Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, –
И вот живые эти грёзы
Под первым небом голубым
Пробились вдруг на свет дневной…

(В поэзии Ф.И.Тютчева создан весенний пейзаж, поэтому следует рассматривать полотна И.И.Левитана и А.И.Куинджи. Насыщенный ярко-зелёный цвет листьев создает впечатление свежести, молодости. Такой цвет листьев бывает только ранней весной, пока лист ещё молодой. Если на картине Левитана мы наблюдаем густую зелень, то Куинджи заострил внимание на отдельных веточках, спрятав верхушки берёз и тем самым создав образ подпирающих небо деревьев. Листва берёз на картине этого художника издалека напоминает кружево, создавая впечатление легкости, воздушности. Каждый листочек наполнен солнечным светом, кажется, что свет просто струится сквозь листву. И небо у Куинджи приобретает нежно-голубой оттенок. В стихотворении

4.Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, чем текст-описание отличается от других типов речи? Какую структуру имеет такой текст?

Какой стиль речи вы будете использовать в сочинении? В чем особенность этого стиля?

Какую роль в русском языке играют имена прилагательные?

Как избежать неоправданных повторов в сочинении? (Подбор синонимов)

Подумайте, какие слова вам чаще всего придется использовать в своей работе? Подберите к ним синонимы.

Художник-автор картины, живописец, создатель, творец, мастер.

Картина - полотно, произведение искусства, творение, репродукция.

Берёза-дерево, русская красавица, символ России.

4. Слово учителя с элементами эвристической беседы.

Как вы думаете, чем удивил живописец?

(Сумел передать красоту русской природы в простоте, вся роща утопает в солнечном свете.)

Куинджи – мастер света. Что помогло художнику создать эффект насыщенности ярким солнечным светом? (Контрастность ярких и тёмных цветов, сочетание бликов и теней, использование палитры жёлтого цвета.)

Подберите слова, которые помогают передать яркий свет на картине. (Золотистый, лучезарный, искрящийся, медовый, солнечный, теплый, сияющий, лучистый, сверкающий, горячий; заливает, разливается, струится, золотит, проникает, пронзает, играет, сияет, пробивается)

5.Беседа по картине.

Какое время года изобразил Куинджи? ( Лето. День удивительно солнечный, тихий, радостный.

Какова её композиция? ( Группа берез на переднем плане, залитая солнцем поляна; на заднем плане – густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи.

Чётко ли прописаны детали? Почему ? (Нет акцента на деталях, главное – создать настроение)

Опишите березы. (Деревья привольно растут на поляне, они так высоки, что крон не видно. Солнечные зайчики затеяли игру и прыгают по белым стволам берез.

Несколько березовых ветвей на фоне тёмного дальнего леса кажутся прозрачными, светящимися, кружевными. Впечатление ослепительного солнечного света постоянно присутствует).

Как расположены березки на картине? Какие смысловые ассоциации вызывает у вас такое расположение деревьев? (Берёзы на картине располагаются небольшими группка -

ми. Обращают на себя внимание три берёзки с изогнутыми стволами, они так близко расположились друг к другу, как будто растут из одного корня. Это три подруги закружились в весеннем хороводе. Недалеко от них пара влюблённых.)

Какую роль играет ручей по центру картины? (Ручей уводит взгляд в глубину, к дальнему лесу в легкой дымке).

Чем порос ручеёк? (Ряской)

Словарная работа (по словарю Ожегова)

Ряска - водяное травянистое растение, имеющее форму мельчайших зелёных пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды.

А с чем бы вы сравнили ряску, покрывающую поверхность воды? (С ковром, островками, пятнами, разбрызганной краской, кляксами…)

Опишите дальний лес. ( Кроны деревьев обобщены, вырисовываются тёмные силуэты.)

А какие силуэты вы увидели? (великанов, богатырей, чудовищ)

Подберите эпитеты к слову лес. ( Загадочный, темный, волшебный, сказочный, мрачный, зловещий.)

Прослушивание аудиозаписи пения птиц.

Закройте глаза, представьте, что вы находитесь в берёзовой роще, прислушайтесь к её звукам?

Откройте глаза и наполните картину звуками живой природы.

(Ритмичный стук дятла, треск сухих сучьев, легкий шелест листвы, соловьиная трель, стрекотание кузнечиков, карканье ворон, трещание сорок, крик сойки, звонкая песня жаворонка, громкий крик кукушки, писк синицы.)

Какие запахи можно ощутить в берёзовой роще? (Смолы, свежести листьев и влаги, цветочный аромат.)

Какую идею воплотил художник в пейзаже? (У Куинджи она – в безграничной любви к русской природе, к главному символу России, которым по праву считается береза).

6.Физкультминутка.

Проводится в виде конкурса на лучшую миниатюру.

Изобразите стройную берёзку, раскидистую, плакучую, с изогнутым стволом, старую берёзу, красивую.

7.Работа с изобразительно-выразительными средствами .

В каких произведениях литературы встречается образ березы?

С помощью каких изобразительно-выразительных средств создает образ берёзы В.Солоухин?

Но нет на свете дерева такого белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал.

Березовый лес хорош во всякую пору. И в марте, когда березы освещает солнце, набирающее весеннюю силу.

Хорош березовый лес и в те дни, когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.

(В. Солоухин сравнивает берёзу с белым облаком, зимним снегом, полевой ромашкой, подчёркивая редкий цвет ствола берёз, выделяя по этому признаку её среди других деревьев. Восхищение красотой берёз передает с помощью повтора краткого

прилагательного хорош, уменьшительно-ласкательного слова листочки и эпитета изумрудный.)

А какие эпитеты к этому слову вы бы подобрали? ( Белоствольная, стройная , зеленокосая , изящная, тонкая, грациозная, кудрявая, родная, величественная, милая, гордая, говорливая)

8.Составление плана.

I.Родная природа на картине А.И.Куинджи.

II. Берёзовая роща –прекраснейший уголок Родины.

3.Живительный ручеёк среди берез.

III. Безграничная любовь художника к родному краю.

9.Составление устного сочинения по опорным словам.

Дети, используя таблицу опорных слов, по вариантам выполняют задание.

1в.- описать солнечную поляну, 2в.- берёзы, 3в. - ручей, 4в.- лес, 5в.- небо, 6в.- придумать начало и конец сочинения.

стонет, шепчет,дрожит,склоняется,стройная, нарядилась в белый сарафан, повязала зелёную косынку, украсилась серёжками, закружились в хороводе,белоствольная, стройная, зеленокосая, изящная, тонкая, грациозная, кудрявая, родная, величественная, милая, гордая, говорливая

великаны, богатыри, чудовища, загадочный, темный, волшебный, сказочный, мрачный, зловещий

изумрудный ковёр, небольшие островки, зелёные пятна, разбрызгали зелёную краску, кляксы

золотистый, лучезарный, искрящийся, медовый, солнечный, теплый, сияющий, лучистый, сверкающий, горячий, заливает, разливается, струится, золотит, проникает, пронзает, играет, сияет, пробивается

ритмичный стук дятла, треск сухих сучьев, легкий шелест листвы, соловьиная трель , стрекотание кузнечиков, карканье ворон, трещание сорок, кричат сойки, звонкая песня жаворонка, громкий крик кукушки, писк синицы

10.Редактирование сочинений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : « Сочинение-описание по картине А. И. Куинджи "Березовая роща".

Тип : развитие речи.

Технология : погружение

Цели и задачи :

Развивающие: совершенствовать навыки анализа художественных произведений, умение определять изобразительно-выразительные средства в тексте и создавать собственные, развивать чувство прекрасного, логическое мышление и навыки связной речи, творческие способности, совершенствовать орфографические навыки.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к родине и родной природе, интерес к урокам литературы и русского языка, к искусству, создать атмосферу творчества и сотрудничества на уроке.

Оборудование: картины художников, видеоролик песни Людмилы Зыкиной, аудиозапись пения птиц, стихи Т.В.Герасимовой, О.Шестинского, Ф.И. Тютчева, раздаточная таблица опорных слов.

1.Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке развития речи. Сегодня вы соприкоснётесь с удивительным и неповторимым миром искусства, проявите свои творческие способности, откроете для себя много нового и интересного.

Какие из них вам знакомы? Какая картина отображает ваше настроение? Прокомментируйте свой выбор.

Что объединяет эти произведения изобразительного искусства? ( Относятся к одному жанру – пейзажу. В центре внимания художника берёза.)

Чем отличаются данные картины? (Техникой исполнения, цветовой палитрой, созданным настроением, отображением времени года, по-разному создан образ березы.)

Если мне воспеть берёзу

Свыше дан наказ,

Я её святые слёзы

Я её печальный облик

Шёпот листьев, птичий оклик.

Как светло-то на просторе.

Дивный свет струит;

На высоком косогоре.

Подойду я и, любуясь,

Соберу-ка в прядь тугую.

Вей же, ветер, вей!

Нe сломить березу в бурю

Коль душа алмаз,

Даже средь осенней хмури

Радуешь ты глаз!

В зимнем сне, в мороз трескучий.

На обрыве-то, над кручей,

А весною. Боже правый!

Молодых листочков нежен,

Ты в любое время года

И для русского народа

Какое настроение создает прослушанное стихотворение? Какие слова поэзии помогают передать это настроение? (Слёзы, раны, осенняя хмурь, печальный – эти слова передают грусть; радуешь, мила, красивее нет, изумруден, молодых, чудно хороша - чувство восхищения, наслаждения, радости от прекрасного.)

О каких ранах и слезах говорит поэтесса? (На белом стволе берёзы черные полоски, которые называются чечевичками. Они образованы более рыхлой структурой древесины и через них дерево дышит. Слёзы – это капли берёзового сока.)

Какое изобразительно-выразительное средство использует поэтесса для создания поэтического образа берёзы? Аргументируйте свою точку зрения. (Олицетворение,

раны, слёзы, косоньки, душа.)

Дополните этот образ собственными примерами. (Стонет, шепчет ветру, дрожит от холода, склоняется к земле, стройный стан, нарядилась в белый сарафан, повязала зелёную косынку, украсилась серёжками.)

Музыка Б. Шиллера

Слова А. Безыменского

Средь сосен суровых, меж темных ракит

В серебряном платье березка стоит.
Склонились деревья, цветы и кусты
Пред гордым величьем ее красоты.

И нежна, и стройна, и всегда величава она.
Весела, и светла, и земле родной мила.

Чу, шелестит листва густая.

Это она, березка родная,
Милой земле в ответ
Посылает любовь и привет.

Только лишь встретишься с нею,
Сердце забьется сильнее.
Сердце! Ведь всегда с тобою
Образ березки родной!

Средь сосен суровых, меж темных ракит
В серебряном платье березка стоит.
Склонились деревья, цветы и кусты
Пред гордым величьем ее красоты.

Какие чувства раскрывает эта песня? Почему у русского народа такое особенное

отношение к берёзе?

Вспоминаются слова Олега Шестинского:

Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы – вся Русь рождена.

3.Целеполагание.

Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, –
И вот живые эти грёзы
Под первым небом голубым
Пробились вдруг на свет дневной…

(В поэзии Ф.И.Тютчева создан весенний пейзаж, поэтому следует рассматривать полотна И.И.Левитана и А.И.Куинджи. Насыщенный ярко-зелёный цвет листьев создает впечатление свежести, молодости. Такой цвет листьев бывает только ранней весной, пока лист ещё молодой. Если на картине Левитана мы наблюдаем густую зелень, то Куинджи заострил внимание на отдельных веточках, спрятав верхушки берёз и тем самым создав образ подпирающих небо деревьев. Листва берёз на картине этого художника издалека напоминает кружево, создавая впечатление легкости, воздушности. Каждый листочек наполнен солнечным светом, кажется, что свет просто струится сквозь листву. И небо у Куинджи приобретает нежно-голубой оттенок. В стихотворении

4.Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, чем текст-описание отличается от других типов речи? Какую структуру имеет такой текст?

Какой стиль речи вы будете использовать в сочинении? В чем особенность этого стиля?

Какую роль в русском языке играют имена прилагательные?

Как избежать неоправданных повторов в сочинении? (Подбор синонимов)

Подумайте, какие слова вам чаще всего придется использовать в своей работе? Подберите к ним синонимы.

Художник-автор картины, живописец, создатель, творец, мастер.

Картина - полотно, произведение искусства, творение, репродукция.

Берёза-дерево, русская красавица, символ России.

4. Слово учителя с элементами эвристической беседы.

Как вы думаете, чем удивил живописец?

(Сумел передать красоту русской природы в простоте, вся роща утопает в солнечном свете. )

Куинджи – мастер света. Что помогло художнику создать эффект насыщенности ярким солнечным светом? (Контрастность ярких и тёмных цветов, сочетание бликов и теней, использование палитры жёлтого цвета.)

Подберите слова, которые помогают передать яркий свет на картине. (Золотистый, лучезарный, искрящийся, медовый, солнечный, теплый, сияющий, лучистый, сверкающий, горячий; заливает, разливается, струится, золотит, проникает, пронзает, играет, сияет, пробивается)

5.Беседа по картине.

Какое время года изобразил Куинджи? ( Лето. День удивительно солнечный, тихий, радостный.

Какова её композиция? ( Группа берез на переднем плане, залитая солнцем поляна; на заднем плане – густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи.

Чётко ли прописаны детали? Почему ? (Нет акцента на деталях, главное – создать настроение)

Опишите березы. ( Деревья привольно растут на поляне, они так высоки, что крон не видно. Солнечные зайчики затеяли игру и прыгают по белым стволам берез.

Несколько березовых ветвей на фоне тёмного дальнего леса кажутся прозрачными, светящимися, кружевными. Впечатление ослепительного солнечного света постоянно присутствует ).

Как расположены березки на картине? Какие смысловые ассоциации вызывает у вас такое расположение деревьев? (Берёзы на картине располагаются небольшими группка -

ми. Обращают на себя внимание три берёзки с изогнутыми стволами, они так близко расположились друг к другу, как будто растут из одного корня. Это три подруги закружились в весеннем хороводе. Недалеко от них пара влюблённых.)

Какую роль играет ручей по центру картины? (Ручей уводит взгляд в глубину, к дальнему лесу в легкой дымке).

Чем порос ручеёк? (Ряской)

Словарная работа (по словарю Ожегова)

Ряска - водяное травянистое растение, имеющее форму мельчайших зелёных пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды.

А с чем бы вы сравнили ряску, покрывающую поверхность воды? (С ковром, островками, пятнами, разбрызганной краской, кляксами…)

Опишите дальний лес. ( Кроны деревьев обобщены, вырисовываются тёмные силуэты.)

А какие силуэты вы увидели? (великанов, богатырей, чудовищ)

Подберите эпитеты к слову лес. ( Загадочный, темный, волшебный, сказочный, мрачный, зловещий.)

Прослушивание аудиозаписи пения птиц .

Закройте глаза, представьте, что вы находитесь в берёзовой роще, прислушайтесь к её звукам?

Откройте глаза и наполните картину звуками живой природы.

(Ритмичный стук дятла, треск сухих сучьев, легкий шелест листвы, соловьиная трель, стрекотание кузнечиков, карканье ворон, трещание сорок, крик сойки, звонкая песня жаворонка, громкий крик кукушки, писк синицы.)

Какие запахи можно ощутить в берёзовой роще? (Смолы, свежести листьев и влаги, цветочный аромат.)

Какую идею воплотил художник в пейзаже? (У Куинджи она – в безграничной любви к русской природе, к главному символу России, которым по праву считается береза).

6.Физкультминутка.

Проводится в виде конкурса на лучшую миниатюру.

Изобразите стройную берёзку, раскидистую, плакучую, с изогнутым стволом, старую берёзу, красивую.

7.Работа с изобразительно-выразительными средствами .

В каких произведениях литературы встречается образ березы?

С помощью каких изобразительно-выразительных средств создает образ берёзы В.Солоухин?

Но нет на свете дерева такого белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал.

Березовый лес хорош во всякую пору. И в марте, когда березы освещает солнце, набирающее весеннюю силу.

Хорош березовый лес и в те дни, когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.

(В. Солоухин сравнивает берёзу с белым облаком, зимним снегом, полевой ромашкой, подчёркивая редкий цвет ствола берёз, выделяя по этому признаку её среди других деревьев. Восхищение красотой берёз передает с помощью повтора краткого

прилагательного хорош, уменьшительно-ласкательного слова листочки и эпитета изумрудный.)

А какие эпитеты к этому слову вы бы подобрали? ( Белоствольная, стройная , зеленокосая , изящная, тонкая, грациозная, кудрявая, родная, величественная, милая, гордая, говорливая)

8.Составление плана.

I .Родная природа на картине А.И.Куинджи.

II . Берёзовая роща –прекраснейший уголок Родины.

3.Живительный ручеёк среди берез.

III . Безграничная любовь художника к родному краю.

9.Составление устного сочинения по опорным словам.

Дети, используя таблицу опорных слов, по вариантам выполняют задание.

1в.- описать солнечную поляну, 2в.- берёзы, 3в. - ручей, 4в.- лес, 5в.- небо, 6в.- придумать начало и конец сочинения.

стонет, шепчет,дрожит,склоняется,стройная, нарядилась в белый сарафан, повязала зелёную косынку, украсилась серёжками, закружились в хороводе,белоствольная, стройная, зеленокосая, изящная, тонкая, грациозная, кудрявая, родная, величественная, милая, гордая, говорливая

великаны, богатыри, чудовища, загадочный, темный, волшебный, сказочный, мрачный, зловещий

изумрудный ковёр, небольшие островки, зелёные пятна, разбрызгали зелёную краску, кляксы

золотистый, лучезарный, искрящийся, медовый, солнечный, теплый, сияющий, лучистый, сверкающий, горячий, заливает, разливается, струится, золотит, проникает, пронзает, играет, сияет, пробивается

ритмичный стук дятла, треск сухих сучьев, легкий шелест листвы, соловьиная трель , стрекотание кузнечиков, карканье ворон, трещание сорок, кричат сойки, звонкая песня жаворонка, громкий крик кукушки, писк синицы

10.Редактирование сочинений.

2 Тип речи - описание Чем описание отличается от других типов речи? Какие ещё типы речи вы знаете? Что можно описывать? Какую роль в русском языке играют имена прилагательные? Как называется картина, на которой изображена природа? Каких художников-пейзажистов вы знаете?

3 Кабинет искусствоведа Что такое живопись? Что такое живопись? Вид изобразительного искусства Как иначе можно назвать художника? Мастер, живописец, автор полотна Как иначе можно назвать картину? Полотно, шедевр, произведение искусства Существует несколько жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, жанровое полотно, морской пейзаж

7 Общее впечатление от картины

9 Сравните настроение, которое передает эта картина, с тем, что описано в стихотворениях: Без березы не мыслю России Так светла по-славянски она, Что, быть может, в столетья иные От березы – вся Русь рождена. О. Шестинский

10 Кабинет лингвиста - Атрибут-постоянный признак. - Метафора – скрытое сравнение, образное выражение. - Сравнение-сопоставление двух предметов по сходству. При сравнении используются союзы как, словно, будто и др. - Эпитет- образное определение, показывающее особенные признаки, качества, свойства, предмета или явления. - Антитеза- противопоставление.(чёрное- белое) - Иллюзия (фр.) - обманчивое представление, заблуждение.

11 Словарная работа: картина – художественное полотно, образец живописи, шедевр искусства, холст; написал – изобразил, нарисовал, описал, представил; художник – живописец, творец, создатель картины, мастер.

12 Работа с деталью: Подберите эпитеты к березам:Подберите эпитеты к березам: БелоствольныеБелоствольные СтройныеСтройные ЗеленокосыеЗеленокосые

13 Утро – тихое, прозрачное, ясное, летнее, теплое. Небо – чистое, светлое, раскинувшееся шатром(или как шатер), хмурое, облачное, пасмурное, затянутое облаками, высокое, темно- голубое. Воздух – чистый, свежий, теплый, прохладный, кристально чистый, бодрящий, здоровый, ядреный.

14 Сбор и систематизация рабочего материала к сочинению Детали:Лексические средства (синонимы, антонимы, устаревшие слова, книжные слова) Изобразительно – выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения) березы поляна небо

16 Советы: Избегайте повторов слов, заменяйте их синонимами и местоимениямиИзбегайте повторов слов, заменяйте их синонимами и местоимениями Делите текст на абзацыДелите текст на абзацы Связывайте предложенияСвязывайте предложения В каждом предложении должен описываться один предметВ каждом предложении должен описываться один предмет

Читайте также: