Урок сочинение по картине куинджи березовая роща 6 класс

Обновлено: 08.07.2024

На холсте, выполненном в зеленых тонах, мы видим залитую солнцем поляну, окруженную березами. Нам видны только стволы деревьев, а их крона, устремленная ввысь, скрыта от глаз зрителя. Пейзаж завораживает точностью линий и невероятными оттенками. Кажется, будто стоишь на берегу затянутого тиной ручья, который не сразу заметишь при беглом осмотре картины.

Стоит теплый, безветренный день. Мастер в этой работе уделил особое внимание крепким деревьям. Их стволы на переднем плане удивляют крепостью и здоровьем. Из-за невидимой плотной листвы, ручей приобретает насыщенный зеленый цвет и сливается с красками леса.

В центральной части картины, на поляне не видны ни птицы, ни насекомые, которые обычно радостно порхают в таких местах. Понятно, что живописец наслаждался красотой родной природы, не желая отвлекаться на детали, стремился передать свои чувства через это полотно.

На заднем плане — плотная стена леса, над которым возвышается огромное чистое небо.

Приятные глазу переходы всевозможных оттенков зеленого, завораживают. Хочется долго всматриваться в пейзаж, находя новые нюансы и придумывая истории о тайнах и загадках березовой рощи.

Мне понравилась работа Архипа Куинджи. Чувствуется, что это искусный мастер. Ведь у него получилось передать зрителям свои эмоции через умелые мазки кистью с красками.

Вариант 2. Пример подробного сочинения для старших классов

Архипа Куинджи часто называют художником света. Его самые известные полотна выделяются среди картин других живописцев необычным лунным или солнечным освещением ландшафтов. Пик популярности работ мастера пришёлся на вторую половину 19 века. В его уникальном творчестве сочетаются несколько течений живописи: романтизм, символизм и реализм. Певец русской природы ввел непривычные для своего времени элементы в композиционное построение пейзажа. Также его работам присущи необыкновенные колористические находки.

Картина "Берёзовая роща" создавалась живописцем с определённым намерением – показать своё восприятие русского пейзажа, придав ему декоративный оттенок. Куинджи готовил полотно для выставки передвижников 1879 года. Этот пейзаж не был итогом работы художника на пленэре. Он создавал его в мастерской по строго выверенному плану. Куинджи тщательно выстраивал композицию и подбирал цвета, чтобы добиться своего знаменитого свечения красок.

Картина изображает сказочно красивую берёзовую рощу в солнечный день зелёного лета. Прохладный ручей убегает вглубь полотна. Природа застыла в истоме золотых лучей, которые наполняют всё пространство. Стиль работы мастера – это "романтический пейзаж".

На переднем плане темное-зелёные пятна травы. Тень от густых крон упала на лужайку. В зарослях виден заболоченный ручей. Уходя в глубину пейзажа, он делит картину пополам. Линия раздела продолжается по вертикали, создавая эффект магического зеркального отражения.

Несколько березовых стволов словно замерли в танце. На их коре мерцают солнечные блики. Всё словно застыло в прозрачности воздуха. Так в статичности проявилась декоративность пейзажа. Она также помогла мастеру добиться лучезарности рощи и залитой солнцем лужайки.

Деревья на заднем плане картины изображены тёмно-зелёной стеной. Очертания крон похожи на облака. Там нет никакой детализации. Это подчёркивает плотность и глубину леса, который оттеняет цветовой контраст и даёт возможность выделить яркость поляны и чистоту светящихся стволов.

Цветовое решение полотна уникально. Кажется, что мастер практически использовал только оттенки зелёного цвета. Изображение построено на резком контрасте светлого и тёмного. Тень и солнечные пятна волшебно преобразуют все вокруг. Мы видим не просто участок рощи, а чарующий пейзаж, наполненный теплом, энергией и светом.

ВложениеРазмер
Сочинение по картине А.И. Куинджи "Березовая роща".Конспект урока. 29.15 КБ
Сочинение по картине А.И. Куинджи "Березовая роща". Презентация к уроку. 1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок развития речи

Дата проведения урока: 18. 02.2017 г.

1.Формировать логическое мышление с помощью выборочно-распределительного списывания

2. Совершенствовать умение раскрывать тему произведения живописи с помощью подбора заголовка

3.Обогащать словарный запас учащихся с помощью выборочного списывания

4.Совершенствовать грамматический строй с помощью устного ответа по предмету

5. Формировать умение создавать описания (по типу речи).

1.Воспитывать уважение к собеседнику с помощью организации слушания устного ответа одноклассников

  1. Воспитывать познавательный интерес к культуре с помощью слова о художнике и использования аудиозаписи музыкального произведения

1.Развивать устную монологическую речь с помощью организации устного развёрнутого ответа по предмету

2. Развивать воображение с помощью использования аудиозаписей музыкального произведения и письменной записи впечатлений

3. Расширять кругозор учащихся с помощью слова о художнике

Методы и приёмы работы

Метод: слово учителя

Приём: приветственное, вводное, слово

2.Подготовка к восприятию произведения живописи

Приём: репродуктивная, фронтальная беседа

Метод: слово учителя

Приём: сообщающее слово учителя

3. Анализ произведения живописи

Приём: репродуктивная, фронтальная беседа

4.Языковая подготовка к сочинению

Метод: слово учителя

Приём: инструктивное слово

Приём: устный, фронтальный

Приём: выборочно-распределительное списывание

Метод: слово учителя

Приём: инструктивное слово

Приём: выразительное озвученное чтение

Приём: репродуктивная, фронтальная беседа

Метод: слово учителя

Приём: обобщающее слово

2. Подготовка к восприятию произведения живописи

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: приветственное вводное

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

Ребята, знаете ли вы, что такое пейзаж? Оля.

Метод учения: слушание

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Письмо . Запись в тетради

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Пейзаж – это общий вид какой-либо местности, а также, картина или рисунок изображающие природу.

Правильно. Кто ещё как думает? Пожалуйста, Соня.

Всё верно ребята. Пейзаж - это многозначное слово. Если мы заглянем в толковый словарь, то увидим, что оно имеет четыре лексических значения, которые ребята нам и озвучили.

(Если не будут знать все 4 значения, назову сама).

А как называют художников, которые изображают природу?

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: сообщающее слово учителя

Таким художником пейзажистом был и Архип Иванович Куинджи, с картиной которого мы сегодня будем работать. Я немного расскажу вам о нём, а вы кратко запишите наиболее запомнившееся вам факты его биографии. Вы можете включить их в сочинение, когда будете писать о художнике.

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

Ребята, обратите внимание, что художник изобразил именно берёзовую рощу. Как вы думаете, почему?

Правильно. О берёзе также слагали стихи, песни, различные пословицы. Береза очень часто фигурирует в русских народных сказках. В народном фольклоре это дерево часто сравнивали со стройной красивой девушкой.

Пейзажем также называется жанр произведений в области живописи, темой которых является изображение природы. Также пейзажем называется описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основой данной методической разработки является технология погружения в тему урока по развитию речи.Конспект урока включает активные методы и формы работы,эффективно реализует метапредметные связи с предметами культурно-эстетического цикла.Урок содержит элементы проблемного обучения, исследовательской и проектной деятельности.

Тема : « Сочинение-описание по картине А. И. Куинджи "Березовая роща".

Тип: развитие речи.

Технология: погружение

Цели и задачи:

Развивающие: совершенствовать навыки анализа художественных произведений, умение определять изобразительно-выразительные средства в тексте и создавать собственные, развивать чувство прекрасного, логическое мышление и навыки связной речи, творческие способности, совершенствовать орфографические навыки.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к родине и родной природе, интерес к урокам литературы и русского языка, к искусству, создать атмосферу творчества и сотрудничества на уроке.

Оборудование: картины художников, видеоролик песни Людмилы Зыкиной, аудиозапись пения птиц, стихи Т.В.Герасимовой, О.Шестинского, Ф.И. Тютчева, раздаточная таблица опорных слов.

1.Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке развития речи. Сегодня вы соприкоснётесь с удивительным и неповторимым миром искусства, проявите свои творческие способности, откроете для себя много нового и интересного.


Какие из них вам знакомы? Какая картина отображает ваше настроение? Прокомментируйте свой выбор.

Что объединяет эти произведения изобразительного искусства? ( Относятся к одному жанру – пейзажу. В центре внимания художника берёза.)

Чем отличаются данные картины? (Техникой исполнения, цветовой палитрой, созданным настроением, отображением времени года, по-разному создан образ березы.)

Если мне воспеть берёзу

Свыше дан наказ,

Я её святые слёзы

Я её печальный облик

Шёпот листьев, птичий оклик.

Как светло-то на просторе.

Дивный свет струит;

На высоком косогоре.

Подойду я и, любуясь,

Соберу-ка в прядь тугую.

Вей же, ветер, вей!

Нe сломить березу в бурю

Коль душа алмаз,

Даже средь осенней хмури

Радуешь ты глаз!

В зимнем сне, в мороз трескучий.

На обрыве-то, над кручей,

А весною. Боже правый!

Молодых листочков нежен,

Ты в любое время года

И для русского народа

Какое настроение создает прослушанное стихотворение? Какие слова поэзии помогают передать это настроение? (Слёзы, раны, осенняя хмурь, печальный – эти слова передают грусть; радуешь, мила, красивее нет, изумруден, молодых, чудно хороша - чувство восхищения, наслаждения, радости от прекрасного.)

О каких ранах и слезах говорит поэтесса? (На белом стволе берёзы черные полоски, которые называются чечевичками. Они образованы более рыхлой структурой древесины и через них дерево дышит. Слёзы – это капли берёзового сока.)

Какое изобразительно-выразительное средство использует поэтесса для создания поэтического образа берёзы? Аргументируйте свою точку зрения. (Олицетворение,

раны, слёзы, косоньки, душа.)

Дополните этот образ собственными примерами. (Стонет, шепчет ветру, дрожит от холода, склоняется к земле, стройный стан, нарядилась в белый сарафан, повязала зелёную косынку, украсилась серёжками.)

Музыка Б. Шиллера

Слова А. Безыменского

Средь сосен суровых, меж темных ракит

В серебряном платье березка стоит.
Склонились деревья, цветы и кусты
Пред гордым величьем ее красоты.

И нежна, и стройна, и всегда величава она.
Весела, и светла, и земле родной мила.

Чу, шелестит листва густая.

Это она, березка родная,
Милой земле в ответ
Посылает любовь и привет.

Только лишь встретишься с нею,
Сердце забьется сильнее.
Сердце! Ведь всегда с тобою
Образ березки родной!

Средь сосен суровых, меж темных ракит
В серебряном платье березка стоит.
Склонились деревья, цветы и кусты
Пред гордым величьем ее красоты.

Какие чувства раскрывает эта песня? Почему у русского народа такое особенное

отношение к берёзе?

Вспоминаются слова Олега Шестинского:

Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы – вся Русь рождена.

3.Целеполагание.

Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, –
И вот живые эти грёзы
Под первым небом голубым
Пробились вдруг на свет дневной…

(В поэзии Ф.И.Тютчева создан весенний пейзаж, поэтому следует рассматривать полотна И.И.Левитана и А.И.Куинджи. Насыщенный ярко-зелёный цвет листьев создает впечатление свежести, молодости. Такой цвет листьев бывает только ранней весной, пока лист ещё молодой. Если на картине Левитана мы наблюдаем густую зелень, то Куинджи заострил внимание на отдельных веточках, спрятав верхушки берёз и тем самым создав образ подпирающих небо деревьев. Листва берёз на картине этого художника издалека напоминает кружево, создавая впечатление легкости, воздушности. Каждый листочек наполнен солнечным светом, кажется, что свет просто струится сквозь листву. И небо у Куинджи приобретает нежно-голубой оттенок. В стихотворении

4.Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, чем текст-описание отличается от других типов речи? Какую структуру имеет такой текст?

Какой стиль речи вы будете использовать в сочинении? В чем особенность этого стиля?

Какую роль в русском языке играют имена прилагательные?

Как избежать неоправданных повторов в сочинении? (Подбор синонимов)

Подумайте, какие слова вам чаще всего придется использовать в своей работе? Подберите к ним синонимы.

Художник-автор картины, живописец, создатель, творец, мастер.

Картина - полотно, произведение искусства, творение, репродукция.

Берёза-дерево, русская красавица, символ России.

4. Слово учителя с элементами эвристической беседы.

Как вы думаете, чем удивил живописец?

(Сумел передать красоту русской природы в простоте, вся роща утопает в солнечном свете.)

Куинджи – мастер света. Что помогло художнику создать эффект насыщенности ярким солнечным светом? (Контрастность ярких и тёмных цветов, сочетание бликов и теней, использование палитры жёлтого цвета.)

Подберите слова, которые помогают передать яркий свет на картине. (Золотистый, лучезарный, искрящийся, медовый, солнечный, теплый, сияющий, лучистый, сверкающий, горячий; заливает, разливается, струится, золотит, проникает, пронзает, играет, сияет, пробивается)

5.Беседа по картине.

Какое время года изобразил Куинджи? ( Лето. День удивительно солнечный, тихий, радостный.

Какова её композиция? ( Группа берез на переднем плане, залитая солнцем поляна; на заднем плане – густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи.

Чётко ли прописаны детали? Почему ? (Нет акцента на деталях, главное – создать настроение)

Опишите березы. (Деревья привольно растут на поляне, они так высоки, что крон не видно. Солнечные зайчики затеяли игру и прыгают по белым стволам берез.

Несколько березовых ветвей на фоне тёмного дальнего леса кажутся прозрачными, светящимися, кружевными. Впечатление ослепительного солнечного света постоянно присутствует).

Как расположены березки на картине? Какие смысловые ассоциации вызывает у вас такое расположение деревьев? (Берёзы на картине располагаются небольшими группка -

ми. Обращают на себя внимание три берёзки с изогнутыми стволами, они так близко расположились друг к другу, как будто растут из одного корня. Это три подруги закружились в весеннем хороводе. Недалеко от них пара влюблённых.)

Какую роль играет ручей по центру картины? (Ручей уводит взгляд в глубину, к дальнему лесу в легкой дымке).

Чем порос ручеёк? (Ряской)

Словарная работа (по словарю Ожегова)

Ряска - водяное травянистое растение, имеющее форму мельчайших зелёных пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды.

А с чем бы вы сравнили ряску, покрывающую поверхность воды? (С ковром, островками, пятнами, разбрызганной краской, кляксами…)

Опишите дальний лес. ( Кроны деревьев обобщены, вырисовываются тёмные силуэты.)

А какие силуэты вы увидели? (великанов, богатырей, чудовищ)

Подберите эпитеты к слову лес. ( Загадочный, темный, волшебный, сказочный, мрачный, зловещий.)

Прослушивание аудиозаписи пения птиц.

Закройте глаза, представьте, что вы находитесь в берёзовой роще, прислушайтесь к её звукам?

Откройте глаза и наполните картину звуками живой природы.

(Ритмичный стук дятла, треск сухих сучьев, легкий шелест листвы, соловьиная трель, стрекотание кузнечиков, карканье ворон, трещание сорок, крик сойки, звонкая песня жаворонка, громкий крик кукушки, писк синицы.)

Какие запахи можно ощутить в берёзовой роще? (Смолы, свежести листьев и влаги, цветочный аромат.)

Какую идею воплотил художник в пейзаже? (У Куинджи она – в безграничной любви к русской природе, к главному символу России, которым по праву считается береза).

6.Физкультминутка.

Проводится в виде конкурса на лучшую миниатюру.

Изобразите стройную берёзку, раскидистую, плакучую, с изогнутым стволом, старую берёзу, красивую.

7.Работа с изобразительно-выразительными средствами .

В каких произведениях литературы встречается образ березы?

С помощью каких изобразительно-выразительных средств создает образ берёзы В.Солоухин?

Но нет на свете дерева такого белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал.

Березовый лес хорош во всякую пору. И в марте, когда березы освещает солнце, набирающее весеннюю силу.

Хорош березовый лес и в те дни, когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.

(В. Солоухин сравнивает берёзу с белым облаком, зимним снегом, полевой ромашкой, подчёркивая редкий цвет ствола берёз, выделяя по этому признаку её среди других деревьев. Восхищение красотой берёз передает с помощью повтора краткого

прилагательного хорош, уменьшительно-ласкательного слова листочки и эпитета изумрудный.)

А какие эпитеты к этому слову вы бы подобрали? ( Белоствольная, стройная , зеленокосая , изящная, тонкая, грациозная, кудрявая, родная, величественная, милая, гордая, говорливая)

8.Составление плана.

I.Родная природа на картине А.И.Куинджи.

II. Берёзовая роща –прекраснейший уголок Родины.

3.Живительный ручеёк среди берез.

III. Безграничная любовь художника к родному краю.

9.Составление устного сочинения по опорным словам.

Дети, используя таблицу опорных слов, по вариантам выполняют задание.

1в.- описать солнечную поляну, 2в.- берёзы, 3в. - ручей, 4в.- лес, 5в.- небо, 6в.- придумать начало и конец сочинения.

стонет, шепчет,дрожит,склоняется,стройная, нарядилась в белый сарафан, повязала зелёную косынку, украсилась серёжками, закружились в хороводе,белоствольная, стройная, зеленокосая, изящная, тонкая, грациозная, кудрявая, родная, величественная, милая, гордая, говорливая

великаны, богатыри, чудовища, загадочный, темный, волшебный, сказочный, мрачный, зловещий

изумрудный ковёр, небольшие островки, зелёные пятна, разбрызгали зелёную краску, кляксы

золотистый, лучезарный, искрящийся, медовый, солнечный, теплый, сияющий, лучистый, сверкающий, горячий, заливает, разливается, струится, золотит, проникает, пронзает, играет, сияет, пробивается

ритмичный стук дятла, треск сухих сучьев, легкий шелест листвы, соловьиная трель , стрекотание кузнечиков, карканье ворон, трещание сорок, кричат сойки, звонкая песня жаворонка, громкий крик кукушки, писк синицы

10.Редактирование сочинений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок развития речи по русскому языку в 6 классе на тему: «Сочинение-описание по картине А. И. Куинджи "Березовая роща" (23.04.2015)

Цели и задачи:

1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.

2. Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.

4. Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон.

5. Воспитывать чувство любви к родной природе.

Оборудование: проектор, презентация

1.Актуализация знаний учащихся: беседа

• Чем описание отличается от других типов речи?

• Какие ещё типы речи вы знаете?

• Что можно описывать?

• Какую роль в русском языке играют имена прилагательные?

• Как называется картина, на которой изображена природа?

• Каких художников-пейзажистов вы знаете?

Беседа по вопросам:

1. Что такое живопись?

(Вид изобразительного искусства).

2. Как иначе можно назвать художника?

(Мастер, живописец, автор полотна).

3. Как иначе можно назвать картину?

(Полотно, шедевр, произведение искусства)

4. Какие жанры живописи вы знаете?

(Существует несколько жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, жанровое полотно, морской пейзаж).

2. Подготовительная работа к сочинению – описанию:

- Работа с картиной. Общее впечатление от картины :

- Какова палитра художника?

(Разнообразна палитра художника. Он использует теплые (зеленый, коричневый) и холодные (белый, голубой) тона).

- Каков сюжет и композиция картины?

(Композиция картины очень проста: группа берез на переднем плане, залитая солнцем поляна; на заднем плане – густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи. Никаких лишних деталей. Посмотрите, какой блеск красок на картине Куинджи. Обратите внимание на сочетание красок, согласованность света и тени).

- Какая идея заключается в пейзаже?

(У Куинджи она – в безграничной любви художника к русской природе, к главному символу России, которым по праву считается береза).

- Лексическая работа ( подбираем синонимы, слайд №12 ):

• картина – художественное полотно, образец живописи, шедевр искусства, холст;

• написал – изобразил, нарисовал, описал, представил;

• художник – живописец, творец, создатель картины, мастер.

-Работа с изобразительно-выразительными средствами (слайды №13-15).

- Подберите эпитеты к березам :

белоствольные

зеленокосые

изумрудно - ярко-зеленые листья

1. Опишите березы. (Деревья привольно растут на поляне, они так высоки, что крон не видно. Солнечные зайчики затеяли игру и прыгают по белым стволам берез. Несколько березовых ветвей на фоне темного дальнего леса кажутся прозрачными, светящимися, кружевными. Впечатление ослепительного солнечного света постоянно присутствует).

2. Как освещена поляна? (Куинджи выбрал труднейший момент освещения - против солнечного света. Зачитаем слова И.Е. Репина: "Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света". И еще одна цитата: "А здесь что же? Только свет. и рассуждать не о чем, долго останавливаться даже предосудительно - но, действительно, надо правду сказать, свет так уж свет! Отходить не хочется; все чего-то ждешь. Черт возьми - наваждение какое-то, втягивает. " И.Е. Репин).

3. Какой видим мы поляну? (Поляна представлена ровной, как стол, плоскостью. Соседство с темными тенями на первом плане делает желтовато-зеленую поляну, залитую солнцем, сияюще светлой и яркой).

4. Зачем нужен ручей по центральной оси картины? (Ручей уводит взгляд в глубину, к дальнему лесу в легкой дымке. Дает ощущение воздуха. Чувствуется свежесть, прелесть окружающего леса, мощная земная сила).

5. Опишите дальний лес. (На ярком свету исчезают детали, появляются плоские силуэты. Кроны деревьев обобщены, собраны в тяжелые массы, цвет сгущен. "Наивный" рисунок приобретает фольклорный характер. Только в таком лесу могут появиться сказочные герои).

6. Озвучим картину. Если прислушаемся, что услышим? (Пение птиц, стрекотание кузнечиков. )

- Составление плана сочинения :

I . Слово о художнике. История создания картины.

II . Описание картины:

1. Общее впечатление от картины.

3. Подведение итогов

4. Рефлексия

5. Домашнее задание: оформить описание картины на черновике.

Картина притягивает и восхищает своей простотой, национальной самобытностью. Сюжет композиции с первых мгновений становится родным, по – домашнему уютным. Художник изобразил небольшую зеленую полянку, залитую солнечным светом. Поляну рассекает ручей, местами покрытый ряской. На одном из его берегов расположились сонные березки, подсвеченные солнцем и контрастирующие с темными очертаниями леса на заднем плане.

Картина завораживает своей легкостью, некой декоративностью: здесь почти нет деталей или акцентов. Все очень воздушно. Внимание привлекают лишь несколько ветвей березок, которые автор картины прорисовывает с большой любовью и реалистичностью.

Следует отметить также контрастность сочетаний: белоснежные, омытые светом березовые стволы оттенены темным, местами почти черным лесом, что изображен на дальнем плане.

Картину предварили многочисленные наброски. Все они объединены наличием березок на темном фоне.

http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/wp-content/uploads/2012/09/24kuindji.jpg

Сильного декоративного эффекта Куинджи добивается с помощью удачно подобранной композиции, чистых, звучных красок и точно подобранных контрастов. Пожалуй, все в этом пейзаже построено на контрастах: густая тень зелени дальнего леса контрастирует с белыми, почти светящимися стволами берез и ослепительно-голубым небом.

Краткое описание документа:

Урок развития речи по русскому языку в 6 классе на тему: «Сочинение-описание по картине А. И. Куинджи "Березовая роща"

1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.

2. Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.

4. Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон.

5. Воспитывать чувство любви к родной природе.

Оборудование: проектор, презентация

1.Актуализация знаний учащихся: беседа

• Чем описание отличается от других типов речи?

• Какие ещё типы речи вы знаете?

• Что можно описывать?

• Какую роль в русском языке играют имена прилагательные?

• Как называется картина, на которой изображена природа?

• Каких художников-пейзажистов вы знаете?

Беседа по вопросам:

1. Что такое живопись?

(Вид изобразительного искусства).

2. Как иначе можно назвать художника?

(Мастер, живописец, автор полотна).

3. Как иначе можно назвать картину?

(Полотно, шедевр, произведение искусства)

4. Какие жанры живописи вы знаете?

(Существует несколько жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, жанровое полотно, морской пейзаж).

2. Подготовительная работа к сочинению – описанию:

- Работа с картиной. Общее впечатление от картины :

- Какова палитра художника?

(Разнообразна палитра художника. Он использует теплые (зеленый, коричневый) и холодные (белый, голубой) тона).

- Каков сюжет и композиция картины?

(Композиция картины очень проста: группа берез на переднем плане, залитая солнцем поляна; на заднем плане – густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи. Никаких лишних деталей. Посмотрите, какой блеск красок на картине Куинджи. Обратите внимание на сочетание красок, согласованность света и тени).

- Какая идея заключается в пейзаже?

(У Куинджи она – в безграничной любви художника к русской природе, к главному символу России, которым по праву считается береза).

- Лексическая работа ( подбираем синонимы, слайд №12 ):

• картина – художественное полотно, образец живописи, шедевр искусства, холст;

• написал – изобразил, нарисовал, описал, представил;

• художник – живописец, творец, создатель картины, мастер.

-Работа с изобразительно-выразительными средствами (слайды №13-15).

- Подберите эпитеты к березам:

• изумрудно - ярко-зеленые листья

1. Опишите березы. (Деревья привольно растут на поляне, они так высоки, что крон не видно. Солнечные зайчики затеяли игру и прыгают по белым стволам берез. Несколько березовых ветвей на фоне темного дальнего леса кажутся прозрачными, светящимися, кружевными. Впечатление ослепительного солнечного света постоянно присутствует).

2. Как освещена поляна? (Куинджи выбрал труднейший момент освещения - против солнечного света. Зачитаем слова И.Е. Репина: "Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света". И еще одна цитата: "А здесь что же? Только свет. и рассуждать не о чем, долго останавливаться даже предосудительно - но, действительно, надо правду сказать, свет так уж свет! Отходить не хочется; все чего-то ждешь. Черт возьми - наваждение какое-то, втягивает. " И.Е. Репин).

3. Какой видим мы поляну? (Поляна представлена ровной, как стол, плоскостью. Соседство с темными тенями на первом плане делает желтовато-зеленую поляну, залитую солнцем, сияюще светлой и яркой).

4. Зачем нужен ручей по центральной оси картины? (Ручей уводит взгляд в глубину, к дальнему лесу в легкой дымке. Дает ощущение воздуха. Чувствуется свежесть, прелесть окружающего леса, мощная земная сила).

5. Опишите дальний лес. (На ярком свету исчезают детали, появляются плоские силуэты. Кроны деревьев обобщены, собраны в тяжелые массы, цвет сгущен. "Наивный" рисунок приобретает фольклорный характер. Только в таком лесу могут появиться сказочные герои).

6. Озвучим картину. Если прислушаемся, что услышим? (Пение птиц, стрекотание кузнечиков. )

- Составление плана сочинения :

I . Слово о художнике. История создания картины.

II . Описание картины:

1. Общее впечатление от картины.

3. Подведение итогов

5. Домашнее задание: оформить описание картины на черновике.

Картина притягивает и восхищает своей простотой, национальной самобытностью. Сюжет композиции с первых мгновений становится родным, по – домашнему уютным. Художник изобразил небольшую зеленую полянку, залитую солнечным светом. Поляну рассекает ручей, местами покрытый ряской. На одном из его берегов расположились сонные березки, подсвеченные солнцем и контрастирующие с темными очертаниями леса на заднем плане.

Картина завораживает своей легкостью, некой декоративностью: здесь почти нет деталей или акцентов. Все очень воздушно. Внимание привлекают лишь несколько ветвей березок, которые автор картины прорисовывает с большой любовью и реалистичностью.

Следует отметить также контрастность сочетаний: белоснежные, омытые светом березовые стволы оттенены темным, местами почти черным лесом, что изображен на дальнем плане.

Картину предварили многочисленные наброски. Все они объединены наличием березок на темном фоне.

Сильного декоративного эффекта Куинджи добивается с помощью удачно подобранной композиции, чистых, звучных красок и точно подобранных контрастов. Пожалуй, все в этом пейзаже построено на контрастах: густая тень зелени дальнего леса контрастирует с белыми, почти светящимися стволами берез и ослепительно-голубым небом.

2 Тип речи - описание Чем описание отличается от других типов речи? Какие ещё типы речи вы знаете? Что можно описывать? Какую роль в русском языке играют имена прилагательные? Как называется картина, на которой изображена природа? Каких художников-пейзажистов вы знаете?

3 Кабинет искусствоведа Что такое живопись? Что такое живопись? Вид изобразительного искусства Как иначе можно назвать художника? Мастер, живописец, автор полотна Как иначе можно назвать картину? Полотно, шедевр, произведение искусства Существует несколько жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, жанровое полотно, морской пейзаж

7 Общее впечатление от картины

9 Сравните настроение, которое передает эта картина, с тем, что описано в стихотворениях: Без березы не мыслю России Так светла по-славянски она, Что, быть может, в столетья иные От березы – вся Русь рождена. О. Шестинский

10 Кабинет лингвиста - Атрибут-постоянный признак. - Метафора – скрытое сравнение, образное выражение. - Сравнение-сопоставление двух предметов по сходству. При сравнении используются союзы как, словно, будто и др. - Эпитет- образное определение, показывающее особенные признаки, качества, свойства, предмета или явления. - Антитеза- противопоставление.(чёрное- белое) - Иллюзия (фр.) - обманчивое представление, заблуждение.

11 Словарная работа: картина – художественное полотно, образец живописи, шедевр искусства, холст; написал – изобразил, нарисовал, описал, представил; художник – живописец, творец, создатель картины, мастер.

12 Работа с деталью: Подберите эпитеты к березам:Подберите эпитеты к березам: БелоствольныеБелоствольные СтройныеСтройные ЗеленокосыеЗеленокосые

13 Утро – тихое, прозрачное, ясное, летнее, теплое. Небо – чистое, светлое, раскинувшееся шатром(или как шатер), хмурое, облачное, пасмурное, затянутое облаками, высокое, темно- голубое. Воздух – чистый, свежий, теплый, прохладный, кристально чистый, бодрящий, здоровый, ядреный.

14 Сбор и систематизация рабочего материала к сочинению Детали:Лексические средства (синонимы, антонимы, устаревшие слова, книжные слова) Изобразительно – выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения) березы поляна небо

16 Советы: Избегайте повторов слов, заменяйте их синонимами и местоимениямиИзбегайте повторов слов, заменяйте их синонимами и местоимениями Делите текст на абзацыДелите текст на абзацы Связывайте предложенияСвязывайте предложения В каждом предложении должен описываться один предметВ каждом предложении должен описываться один предмет

Читайте также: