Урок сочинение по картине баян 9 класс по русскому языку

Обновлено: 06.07.2024

2 Эпиграф Главное в искусстве- это столкновение с большими мыслями художника, который заставляет и зрителя подумать о том большом, что хотел сказать художник. Б.Иогансен

3 О художнике В.М.Васнецов - выдающийся русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты. Родился в Вятской губернии, в семье священника. Учился в Академии Художеств у известных мастеров И.Н.Крамского, П.В.Басина, В.П.Верещагина, П.П.Чистякова. Являлся профессором живописи.

4 Этапы творчества Первый этап Преобладают бытовые сюжеты, например, в картинах:

8 Этапы творчества Второй этап. Главным направлением становится былинно- историческое, например, картины :

13 Этапы творчества Третий этап. Основное место занимает религиозная тема, например:

14 Работы в храмах Крещение князя Владимира Крещение Руси Крещение Руси Распятый Иисус Христос

15 Этапы творчества Четвертый этап Работает над народными сказочными темами, например:

20 Этапы творчества Пятый этап Работа над иллюстрациями к разным изданиям, например:

22 Слова автора Я всегда был убежден, что [. ] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.

24 Ответим на вопросы: 1. Что изображено на первом плане? 2. Какому периоду в истории нашей Родины посвящена картина? 3. В каком произведении древнерусской литературы упоминается Баян?

25 Рассмотрим картину На какие группы можно разделить героев картины? Как художнику удалось передать колорит того времени?

26 Рассмотрим картину Во что одет главный герой? Какова его поза? А выражение лица? Что он держит в руках?

27 Рассмотрим картину Гусли

28 Рассмотрим картину По каким признакам можно понять, что перед нами князь? Случайно ли копье находится почти в центре картины?

29 Запишем в тетради: Оксамит Бунчук Шапка с меховым отворотом Красные сапоги

30 Рассмотрим картину Что вы можете рассказать об одежде воинов? С каким выражением лица воины слушают песни Баяна?

31 Рассмотрим картину Какое оружие есть на картине? Что вы можете о нем рассказать?

32 Запишем в тетради Меч харалужный Миндалевидный щит Умбон Черлень, червленые щиты

33 Запишем в тетради Бармица Пластинчатая бронь Кольчуга Шлем

34 Рассмотрим картину Что за предметы находятся в кругу сидящих людей?

35 Рассмотрим картину Какой фон у картины? Опишите небо и землю. Какие тона преобладают в картине?

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Итогом нашей работы будет художественное описание картины, созданной Васнецовым под впечатлением прочитанного произведения.

Слово о художнике (слайд 4)

Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н.Г.Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. (слайд 5)

Учился живописи в Петербурге— сначала у И.Н.Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). (слайд 6)

В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, "избушка на курьих ножках". В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов.(слайд 11)

Семья Васнецова. Автор портретов – Виктор Михайлович Васнецов.(слайд 14

В начале 1900-х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы. (слайд 15)

Особая страница творчества В.М.Васнецова — его фресковые работы. В 1885г. он приступил к росписи Владимирского собора в Киеве Это подлинный шедевр храмовой живописи. (слайд 16)

Он работает одновременно над несколькими картинами:"Спящая царевна", "Царевна-лягушка" (1918), "Кащей Бессмертный" (1917--1926), "Царевна Несмеяна" (1914-- 1926)--и рядом других больших композиций. (слайд 17)

Поэтическое сказание "Слово о полку Игореве" привлекло Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы.(слайды 18, 19)

Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряженность схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы. Первая историческая картина "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880, ГТГ) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке

Стремясь передать глубокий смысл поэмы, ее героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди бескрайней южной степи, озаренных отблесками восходящей луны. Заметно изменилась творческая манера художника. От маленьких тщательно выписанных картин он обратился к большим монументальным полотнам, к широкой свободной живописи.(слайд 20)

Работа над описанием картины (учебник упражнение №19) (слайды 24-27)

На переднем плане картины мы видим высокий холм, на котором изображена группа людей.

  1. Выделите и опишите основные группы героев картины.

Это воины, расположившиеся на отдыхе. Они слушают сказание, исполняемое слепым старцем. В центре группы дружинников сидит князь. Он так же, как и его воины, внимает словам старца. Рядом с князем мальчик, его сын. Князя Игоря на картине "Баян" легко узнать по головному убору: на его голове шапка, отороченная мехом, а не доспехи. Князь задумчив, в его глазах читается грусть, он серьёзен. Лица слушателей сосредоточенны. Воины захвачены героическим рассказом Баяна.

  1. Опишите главного героя картины (как он одет, что держит в руках, какова его поза, выражение лица).

Обратите внимание на лица слушающих Баяна людей.

. Главного персонажа автор разместил несколько сбоку, вложив ему в руки большие гусли. Согласно народным поверьям, Баян был прекрасным рассказчиком, особенно часто он повествовал о боевых сражениях. Его фигура резко выделяется среди остальных.
Баян — худощавый старец в белоснежном одеянии, расшитом узорами. Образ певца динамичен: рот его открыт, рука поднята вверх, чтобы взять очередной аккорд. Зрителю кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы развеваются на ветру . Слушатели, собравшиеся вокруг него, заворожены его исполнением. Музыкальный инструмент у него старый и потёртый, ясно, что Баян с ним никогда не расстаётся. В данный момент он развлекает князя и его воинов во время их недолгого отдыха. За свою длинную жизнь Баян собрал немало легенд и преданий, он умеет увлечь слушателей своей мудростью и неподражаемой манерой исполнения.

. Глаза дружинников устремлены вдаль, как будто там они воочию видят героическое прошлое своей страны, ратные подвиги таких же воинов, как и они сами.

  1. Какой фон у картины? Опишите небо и землю. Каков цвет плащей дружинников и певца? Какие тона преобладают в картине?

. Вокруг воинов простирается родная русская земля. Неяркая желто-зелёная трава. На переднем плане несколько молодых деревьев и ромашки. В небе застыли хмурые облака, они тоже заслушались Баяна. Погода хмурая, предвещает будущие битвы. Пасмурное небо занимает почти половину полотна. В левой части картины "Баян" мы видим фрагмент ускользающего за горизонт исконно русского пейзажа. Васнецов умело изображает широту и размах родных просторов.

  1. Какому периоду в истории нашей Родины посвящена картина? В каком произведении древнерусской литературы упоминается Баян?

Из уроков истории всем известно о феодальной раздробленности, царившей в то время на Руси. Небольшое войско князя Игоря не сумело оказать достойного сопротивления половцам. Очень скоро князья поймут, что их сила в единении. Вовсе не случайно в центре слушателей мы видим братину, наполненную вином. Знать использовала золотые и серебряные братины, в быту простолюдинов были медные и деревянные. Подавали в них: пиво, квас и другие напитки. Название посуды и её назначение напоминали о единстве, о братстве. Главная тема картины — единение певца и дружины, их духовная связь. Картина оставляет неизгладимое впечатление огромной любви к родной земле, гордости за ее великие победы. Картина "Баян" напоминает нам, что все мы – потомки великого народа. Из глубины веков седовласый Баян поет свою хвалебную песню во имя славы и процветания России.

Составление плана сочинения (слайд 28)

1. передний план картины;

2. основные группы героев;

3. главный герой картины;

4. цветовая гамма.

III. Впечатление, вызываемое картиной у зрителя.

Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал

направления в русском искусстве. (слайд 29)

Максим Горький восторженно писал о художнике: "Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта. А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия".

- Сегодня мы поговорим о живописи. Это вид искусства, который наряду с кино и музыкой, театром и литературой отражает мысли и чувства человека, его настроение. Многие произведения живописи созданы на основе реальных исторических событий, другие иллюстрируют художественные произведения.

- Какие жанры живописи вы знаете? (натюрморт, пейзаж, портрет)

4. Слово о художнике.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством художника В.Васнецова. Давайте узнаем некоторые факты из его биографии.

( заранее подготовленный ученик рассказывает о Васнецове)

- Кто на ней изображён?

- В какой момент изображены воины?

- Кто изображён на переднем плане картины? На заднем?

- Что вы можете сказать о фоне картины?

- Какие тона выбирает художник для своего полотна? Почему?

6. Словарная работа.

Мировоззрение художника, древнерусская литература, одежда дружинников, талантливый музыкант, колорит картины, насыщенные тона, плащ баяна, восхищаться живописью, вещий напев, былинные богатыри.

7. Составление плана сочинения- описания картины.

1. Основные группы героев картины.

2. Главный герой картины:

В) выражение лица.

3. Фон картины. Описание неба и земли.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри"

Сочинение по картине В.М.Васнецова "Богатыри" (вариант "Аленушка"). Урок развития в 6 классе.

Сочинение по картине В.Васнецова "Аленушка"

Урок русского языка по УМК С.И, Львовой, В.В. Львова, 5 класс, рассчитан на 2 часа.

Сочинение по картине В.Васнецова "Аленушка"

Урок русского языка по УМК С.И, Львовой, В.В. Львова, 5 класс, рассчитан на 2 часа.


Учимся писать сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка"

В этой работе я представляю, как скучный урок по подготовке к написанию домашнего сочинения можно разнообразить. Детям нравится такая работа, этот вариант работы можно применять и к другим темам. Кром.

Сочинение по картине Васнецова В.М. "Иван - царевич на Сером Волке"

Работа предназначена для учителей русского языка коррекционных школ 8 вида.


Методическая разработка "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке"

Очень хороший материал для учителя в работые над сочинением по картине.


Презентация содержит речевой материал для подготовки к сочинению по картине.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЦЕЛИ Рассмотреть структуру сочинения, научиться делить текст на абзацы. Научи.

ЦЕЛИ Рассмотреть структуру сочинения, научиться делить текст на абзацы. Научиться подбирать средства связи между предложениями и абзацами. Научиться подбирать элементы описания (эпитеты, определения, сравнения). Избегать повторов. Использовать разные стилистические приемы, синтаксические конструкции для решения задачи: описать картину.

Вступление Виктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец, иллюстрато.

Основная часть. Описание самой картины. ПЕРВЫЙ ПЛАН. Дружина На первом плане.

Основная часть. Описание самой картины. ПЕРВЫЙ ПЛАН. Дружина На первом плане картины изображена группа людей из тринадцати человек. По одежде понятно, что это жители Древней Руси. Мы с легкостью опознаем русских витязей по их военным шлемам, кольчуге, плащам, железным мечам и длинным копьям. Они сидят на зеленом холме вокруг ритуального камня, на котором стоит братина, и участвуют в неком древнерусском обряде. Среди участников действа выделяются некоторые персонажи, которые не облачены в военные доспехи. В красном, расшитом золотом, кафтане и в шапке с опушкой из куницы , возвышается задумавшийся о чем-то князь. Рядом с ним в светлых одеяниях – полуиспуганный мальчик-подросток и от отчаяния положивший на руку голову мужчина старшего возраста. Внимание князя, его свиты и всей дружины приковано к одной фигуре – Баяну. ПРИЗНАКИ (эпитеты) – главный элемент сочинения-описания. Они вызывают эмоции. Сцепление предложений друг с другом Абзац 2 – 88 слов Микротема абзаца: Русский князь с дружиной на холме участвуют в волнительном обряде

Основная часть. Описание самой картины. ПЕРВЫЙ ПЛАН. БАЯН Автор изобразил «со.

Тревожные мысли вызывает задний план картины, который служит фоном для сюжета.

Тревожные мысли вызывает задний план картины, который служит фоном для сюжета. Небо, затянутое серыми дождевыми облаками, занимает большую часть полотна. Оно предвещает бурю, то есть битву, о которой сложат песни. Слева художник захватил часть долины. Возможно, на том берегу реки уже собралась туча половцев. Из-за холма выглядывают возбужденные рассказом Баяна ополченцы. Основная часть. Описание самой картины. Задний ПЛАН. Абзац 4 – 49 слов ПОЧЕМУ ОНИ ТАК ВОЗБУЖДЕНЫ? Повод перейти к заключению.

О чем поет баян? Художник дает нам подсказку через аллегорию. Ею служит брати.

Читайте также: