Урок сочинение левитан большая вода

Обновлено: 04.07.2024

2. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, интерес к различным видам искусства, любовь к природе.

Ход урока.

1. Интрига.

-Какое у тебя настроение?

-Влияет ли время года на настроение человека?

- Каким оно должно быть весной?

-Какими бы красками обозначили свое настроение?

2. Проверка домашнего задания.

- Соответствует ли весна, описанная в тексте о Саврасове, нашей весне? Какие цвета преобладают в картине Саврасова? (серые, мрачные, темные)

3. Постановка цели урока.

Открываем учебники, рассматриваем репродукцию картины.

Рассказ о художнике.

Исаак Ильич Левитан (1860—1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца ХIХ века.

Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало признанием И. И. Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы. Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы.

Беседа по картине.

1. Что изображено на картине? (голые деревья, оставленная у берега лодка, деревня в отдалении, разлившаяся река)

  • Вода - речное, морское, озёрное пространство, а также их поверхность или уровень. Большая в. (в половодье).

3. Давайте обратим внимание на цвет и колорит картины.
ЦВЕТ, -а; цвета, -ое; м- В живописи одно основных средств выразительности; цветов. тон или окраска.

По цветовому тону: белый, бирюзовый, голубой, желтый, изумрудный, кирпичный, лазурный, оранжевый, розовый, рыжий, серебристый, серый, сизый, черный, янтарный.

По теплохлодности: теплый, холодный.

- Объясните значение выражений теплые тона, холодные тона.

Основные цвета – синий, желтый, красный, зеленый.

Теплые – цвета с примесью желтого.

Холодные цвета – цвета с примесью синего.

По насыщенности, светлоте: блистающий, густой, интенсивный, мрачный, насыщенный, прозрачный, приглушенный, прозрачный, сумрачный, яркий;

По образности художественного языка: вялый, глубокий, говорящий, горячий, звонкий, легкий, мерцающий, нарядный, нежный, сдержанный.

- Соберите рабочие материалы в таблицу.

- Какие тона преобладают? (холодные)

- Что такое колорит картины?

Колорит - гармоническое сочетание цветовых тонов, создающих определенное единство содержания и формы произведения.

- Какие тона преобладают? (холодные) Исходя из этого охарактеризуйте колорит картины?

Колорит пейзажа выдержан в (буровато – свинцовых, голубых, золотистых, светло – голубых, желтых) тонах. Картина И. Левитана (нежная, глухая, напряженная, радостная, спокойная, эмоциональная, уравновешенная) по колориту.

Итак, в картине Левитана преобладают холодные тона, которые мастерски сочетаются с теплыми. Перед нами спокойный и уравновешенный по колориту пейзаж.

- Какие мысли и чувства передает нам художник? (Ощущается тишина и безмолвие в природе. Природа отдыхает после долгой зимы. Хочется беспрестанно смотреть на этот пейзаж, любоваться им, и на душе становится хорошо, значит все будет хорошо. В этом и заключается основная мысль картины) .

- А теперь давайте посмотрим, как описал эту картину искусствовед В. Прытков. Но мне в руки попали отдельные листки с напечатанным текстом. Расположите части текста в определенной последовательности. (Текст упражнения 345 [1]* разрезан на части, необходимо восстановить последовательность).

В. Гибкие стволы и ветки молодых деревьев образуют прозрачное кружево, лёгкую пелену, наброшенную на пейзаж, который благодаря этому лишается определённости своих очертаний, кажется почти невесомым. При этом он не становится призрачным, не лишается реальности. Вся картина построена на холодных светло-голубых тонах воды и неба и теплых рыжевато-песочных тонах деревьев и полосы. Отсюда рождается ощущение распространяющегося в свежем весеннем воздухе тепла.

Г. Но присутствие человека ощущается в картине (оставленная у берега лодка, деревня в отдалении) и делает её ещё более задушевной. Жизнь возрождается, и жить хорошо, как бы говорит художник.

- Сверяем с оригиналом. (Упр. 345, [1]*)

Задания к упражнению

1. Прочитаем текст.
2. Лексическое значение каких слов требует разъяснения?
3. Соответствует ли содержание текста картине?

4. Какие языковые средства использует автор для характеристики колорита? (эпитеты, олицетворения, метафора, сравнение)

Дополним рабочие материалы.

5. Тест по тексту.

6. Итоги урока

- Понравился ли вам данный текст? Как видите, автор текста нашел новые, выразительные слова и словосочетания для описания картины.

- В чем же заключается тайна цвета картины Левитана? (Наверное, в том, что Левитан сумел предать через картину, используя богатую цветовую гамму, личное переживание природы, отношение к Родине. В его картинах - душа русской природы, душа самой Руси).

7. Заключительное слово учителя

- Изображение на холсте – это зримое отражение, что звучит в душе художника. Возможно, мы с вами с помощью краски не сможем передать наше настроения и чувства так, как это сделал художник, но написать об этом мы попробуем.

8. Объяснение домашнего задания.

Список литературы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Формировать умение раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.

3. Учить отбирать материал по теме.

4. Формировать умение использовать в тексте средства языковой выразительности.

1. Вступительное слово о художнике.

- Исаак Ильич Левитан написал около 1000 картин, многие из которых стали мировыми шедеврами и хранятся в лучших музеях.

- Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства./

- Картина, которую мы сегодня будем описывать, находится в Москве в Третьяковской галерее.

- Да, художник очень любил русскую природу. И умел показать, что очарование и прелесть, заключаются в простоте русского пейзажа.

Конспект урока русского языка (4 класс)

Тема урока:

Цели урока:

1. Формировать умение описывать содержание картины.

2. Формировать умение раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.

3. Учить отбирать материал по теме.

4. Формировать умение использовать в тексте средства языковой выразительности.

Ход урока:

1. Вступительное слово о художнике.

- Исаак Ильич Левитан написал около 1000 картин, многие из которых стали мировыми шедеврами и хранятся в лучших музеях.

- Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства./

- Картина, которую мы сегодня будем описывать, находится в Москве в Третьяковской галерее.

- Да, художник очень любил русскую природу. И умел показать, что очарование и прелесть, заключаются в простоте русского пейзажа.

- Долгие годы Левитан жил в бедности, видел страдания народа. Быть может этим вызвана легкая грусть и задумчивость в большинстве его пейзажей.

- Что такое пейзаж? (слайд № 6)/Пейзаж – это рисунок, картина, изображающая природу/

- А как назвать художника, изображающего пейзаж? /пейзажист/

- Какую картину Левитана мы с вами уже описывали?

2. Знакомство с картиной.

/Репродукция – воспроизведение картины фотографированием или типографским способом/

- Теперь я предлагаю вам внимательно и спокойно рассмотреть эту картину.

-Теперь прочитаем к сочинению эпиграф - — фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы, поговорки..Их часто пишут к сочинениям. Вы тоже будете их писать.Пишется он с правой стороны. После него на новой строке пишется автор.(слайд № 6)

- Я подобрала вот этот. Вы можете подобрать свой.

/Дети смотрят, учитель читает:(слайд № 2)

Теплом повеяло

Утром из леска

И земля поверила,

Что весна пришла

-Что такое половодье , когда оно бывает?(слайд №3)

3. Анализ картины. (Работа с картиной в учебнике)

/приготовьте листы подготовки/

- При обсуждении пользуйтесь материалом и записывайте по ходу работы: слова, предложения, которые показались вам интересными и вы хотели бы их использовать в сочинении.

- Итак, посмотрите на картину. Что занимает большую часть картины? /вода/

- Какая вода у Левитана? /прозрачная, чистая, голубая …/

- Почему голубая? /Отражается небо/

А каким видите весеннее небо? /голубое, прозрачное, высокое, чистое, лазурное - *лазурное –светло-синее/(слайд № 8)

- Справа на картине мы видим, как вода затопила небольшой лесок (или лес)?

- Какие это деревья? /молоденькие, тонкие …/(слайд №9)

- Что про них еще можно сказать? /Кажется, что деревья любуются на свое отражение в воде/

- Какие деревья выделяются, расположены ближе к нам? /Березки.

Вот эта красавица даже изогнулась, чтобы лучше себя рассмотреть/

- Какие деревья кроме берез видите? /елочка, старая осина/

- Как вы думаете, зачем художник изобразил эту старую осину с сучьями, похожими на корявые пальцы? /все познается в сравнении, чтобы подчеркнуть прелесть молоденьких березок/

-А теперь перенесем взгляд на левый берег реки. Что видим на переднем плане? /лодка-челнок – маленькая лодка, выдолбленная из одного куска дерева/(слайд № 10)

- А как вы думаете, на картине люди есть? Их на картине нет, но чувствуем их присутствие. Мы видим лодку, домики….

-Какой день изображен на картине? /Солнечный, ясный …/

-Почему сказали солнечный? Ведь солнца на картине нет. /Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. Его лучи мы чувствуем на стволах, на берегу, где протянулись тени

- Какие краски выбрал художник для изображения этого нежного времени года? /Мягкие, нежные, спокойные…/Для передачи неповторимости весны Левитан взял яркие краски. На картине преобладает желтый цвет, что придает картине позитивность. Благодаря этому, картина заряжает всех хорошим настроением)

-Какие чувства вызывает у вас эта картина? /Покоя, радости, ожидания. Еще далеко до пышной зелени, цветения. Это, то удивительное состояние, когда природа уже проснулась, но уже находится в светлом ожидании праздника./

- Давайте еще раз проговорим, что же мы увидели на картине. (слайд №5)

/Учитель: Художник изобразил половодье. Разлилась река. Кругом вода. Справа на картине мы видим, как вода затопила небольшой лесок. Это совсем молоденькие, тонкие деревца. Кажется, что они любуются на свое отражение в зеркальной глади воды. Ближе к нам расположены березки. Эти красавицы даже изогнулись. Чтобы получше рассмотреть себя. Вдалеке, сквозь рощицу мы видим небольшую деревню. На переднем плане картины у берега стоит забытая кем-то лодка.

Голубая вода, высокое чистое небо, прозрачная рощица, и нам кажется, что картина наполнена воздухом, пронизана солнечным светом.

Используя мягкие, нежные краски, художник изобразил природу в состоянии ожидания праздника./

4. Составление плана.

- Чтобы написать сочинение, мы должны соблюдать законы построения текста.

-Сколько частей в тексте? Какие?

Примерный план сочинения:

3.Весна вступает в свои права (небо, воздух, солнце, деревья)

4.Моё отношение к картине.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Запись текста.

6. Проверка работ.

7. Итог урока

8. Домашнее задание.

Составить 5 предложений о весне, подчеркунуть глаголы и определить их спряжение.

Опоры для каждого ученика.

Приложение 1.

ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ.

Сколько частей обычно мы выделяем в сочинении?

(Три части: вступление, основная часть, заключение)

О чём можно написать во вступлении? (О художнике и его творчестве, о наступающей весне).

Составьте устно вступление вашего сочинения. (Учащиеся предлагают различные варианты).

Каким будет первый пункт нашего плана?

1.И.И.левитан – великий пейзажист.

(Весна – удивительное время года).

О чём вы должны написать в основной части? (Описать то. Что изображено на картине).

Вспомните, в какой последовательности мы описывали картину:

Что вы напишите в заключение? (Что понравилось в картине; какие чувства вызывает картина; о чувствах художника, переданных в картине; о своих впечатлениях).

Как можно озаглавить заключительную часть?

3.Мои впечатления от картины.

4.Словарно – орфографическая работа.

-Обратите внимание на написание следующих слов, которые вы можете использовать в своих работах.

(Слова написаны на доске. Учащиеся читают их, обращая внимание на орфограммы).

-Подберите синонимы к слову пейзажист. (Художник, мастер кисти, живописец).

Эти слова вы будете использовать в сочинении, чтобы не было повторов.

Природа пробуждается – как по другому можно сказать? (просыпается, оживает)

Изобразил – продолжите ряд синонимов. (Показал, передал).

На доске записаны слова:сделать в них ошибки…Что б дети исправили

В лучших музеях

На песчаном берегу

5.Выбор эпиграфа.( На доске)

-Какой эпиграф можно подобрать к сочинению? (Ученики предлагают подготовленные эпиграфы).

Можно использовать один из эпиграфов, которые вы видите на доске.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег.

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

-Где пишется эпиграф?

6.Самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения.

7.Редактирование сочинения.

Учащиеся используют памятку по редактированию сочинения, обращают внимание на содержание, логику, полноту изложения, точность употребления слов; проверку орфографии и пунктуации.

8.Чтение сочинений.

9.итог урока.

Приложение 2.

На первом плане изображена река. Время года - весна, поэтому река написана оранжево - жёлтыми и голубыми цветами. Она разлилась и забрала старую лодку в свои воды. Река затопила часть деревьев, стоящих у берега. Снег только что растаял, поэтому большая часть деревьев ещё не успела одеться в листву. Тени деревьев падают на воду и отражаются тёмными тонами: коричневыми, красными и бордовыми.
На втором плане изображен островок с растущими на нём берёзками. Эту небольшую часть земли вода еще не успела залить. Деревья кажутся очень блеклыми, т.к. солнце падает именно на этот остров. Но все равно небольшая часть островка остаётся в тени. На эту часть падает коричневая тень от деревьев.
На заднем плане изображён свободный от воды участок земли. Деревья закрывают большую часть острова, но мы отчётливо видим два светлых дома. Вода затопила два других дома. Дома, собирая блики воды, кажутся сине - зелёными.
Когда я смотрю на эту картину, я чувствую тепло весеннего солнца и прохладу зеркальной воды. Мне кажется, что сейчас к лодке подбежит дед Мазай, а на островок выбегут зайцы. Мазай сядет в лодку и поплывёт спасать ушастых.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Цепелева Евгения Викторовна

учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 61 г. Владивостока"

Конспект урока русского языка (4 класс)

1. Формировать умение описывать содержание картины.

2. Формировать умение раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.

3. Учить отбирать материал по теме.

4. Формировать умение использовать в тексте средства языковой выразительности.

1. Вступительное слово о художнике.

- Исаак Ильич Левитан написал около 1000 картин, многие из которых стали мировыми шедеврами и хранятся в лучших музеях.

-Что такое шедевр? / Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства./

- Картина, которую мы сегодня будем описывать, находится в Москве в Третьяковской галерее.

- Да, художник очень любил русскую природу. И умел показать, что очарование и прелесть, заключаются в простоте русского пейзажа.

- Долгие годы Левитан жил в бедности, видел страдания народа. Быть может этим вызвана легкая грусть и задумчивость в большинстве его пейзажей.

- Что такое пейзаж? (слайд № 6)/Пейзаж – это рисунок, картина, изображающая природу/

- А как назвать художника, изображающего пейзаж? /пейзажист/

2. Знакомство с картиной.

/Репродукция – воспроизведение картины фотографированием или типографским способом/

- Теперь я предлагаю вам внимательно и спокойно рассмотреть эту картину.

-Теперь подберём к сочинению эпиграф. Вспомним, что такое эпиграф? (слайд № 6)

- Я подобрала вот этот. Вы можете подобрать свой.

/Дети смотрят, учитель читает:(слайд № 2)

Теплом повеяло

Утром из леска

И земля поверила,

Что весна пришла

-Что такое половодье , когда оно бывает?(слайд №3)

- Где мы уже встречались с этим явлением природы?

3. Анализ картины.

/приготовьте листы подготовки/

- При обсуждении пользуйтесь материалом и записывайте по ходу работы: слова, предложения, которые показались вам интересными и вы хотели бы их использовать в сочинении.

- Итак, посмотрите на картину. Что занимает большую часть картины? /вода/

- Какая вода у Левитана? /прозрачная, чистая, голубая …/

- Почему голубая? /Отражается небо/

А каким видите весеннее небо? /голубое, прозрачное, высокое, чистое, лазурное - *лазурное –светло-синее/(слайд № 8)

- Справа на картине мы видим, как вода затопила небольшой лесок (или лес)?

- Какие это деревья? /молоденькие, тонкие …/(слайд №9)

- Что про них еще можно сказать? /Кажется, что деревья любуются на свое отражение в воде/

- Какие деревья выделяются, расположены ближе к нам? /Березки.

Вот эта красавица даже изогнулась, чтобы лучше себя рассмотреть/

- Какие деревья кроме берез видите? /елочка, сарая осина/

- Как вы думаете, зачем художник изобразил эту старую осину с сучьями, похожими на корявые пальцы? /все познается в сравнении, чтобы подчеркнуть прелесть молоденьких березок/

- Посмотрите сквозь рощицу. Что вы там видите?

- Зачем художник написал эту рощицу такой прозрачной? /от этого картина как бы дышит, наполняется чистым, свежим воздухом/

-А теперь перенесем взгляд на левый берег реки. Что видим на переднем плане? /лодка-челнок – маленькая лодка, выдолбленная из одного куска дерева/(слайд № 10)

-Какой день изображен на картине? /Солнечный, ясный …/

-Почему сказали солнечный? Ведь солнца на картине нет. /Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. Его лучи мы чувствуем на стволах, на берегу, где протянулись тени

- Какие краски выбрал художник для изображения этого нежного времени года? /Мягкие, нежные, спокойные…/Для передачи неповторимости весны Левитан взял яркие краски. На картине преобладает желтый цвет, что придает картине позитивность. Благодаря этому, картина заряжает всех хорошим настроением)

-Какие чувства вызывает у вас эта картина? /Покоя, радости, ожидания. Еще далеко до пышной зелени, цветения. Это, то удивительное состояние, когда природа уже проснулась, но уже находится в светлом ожидании праздника./

- Давайте еще раз проговорим, что же мы увидели на картине. (слайд №5)

/Учитель: Художник изобразил половодье. Разлилась река. Кругом вода. Справа на картине мы видим, как вода затопила небольшой лесок. Это совсем молоденькие, тонкие деревца. Кажется, что они любуются на свое отражение в зеркальной глади воды. Ближе к нам расположены березки. Эти красавицы даже изогнулись. Чтобы получше рассмотреть себя. Вдалеке, сквозь рощицу мы видим небольшую деревню. На переднем плане картины у берега стоит забытая кем-то лодка.

Голубая вода, высокое чистое небо, прозрачная рощица, и нам кажется, что картина наполнена воздухом, пронизана солнечным светом.

Используя мягкие, нежные краски, художник изобразил природу в состоянии ожидания праздника./

4. Составление плана.

- Чтобы написать сочинение, мы должны соблюдать законы построения текста.

-Сколько частей в тексте? Какие?

Примерный план сочинения:

3.Весна вступает в свои права (небо, воздух, солнце, деревья)

4.Моё отношение к картине.

5. Запись текста.

6. Проверка работ.

7. Итог урока

Приложения.

Опоры для каждого ученика.

Приложение 1.

ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ.

Сколько частей обычно мы выделяем в сочинении?

(Три части: вступление, основная часть, заключение)

О чём можно написать во вступлении? (О художнике и его творчестве, о наступающей весне).

Составьте устно вступление вашего сочинения. (Учащиеся предлагают различные варианты).

Каким будет первый пункт нашего плана?

1.И.И.левитан – великий пейзажист.

(Весна – удивительное время года).

О чём вы должны написать в основной части? (Описать то. Что изображено на картине).

Вспомните, в какой последовательности мы описывали картину:

Что вы напишите в заключение? (Что понравилось в картине; какие чувства вызывает картина; о чувствах художника, переданных в картине; о своих впечатлениях).

Как можно озаглавить заключительную часть?

3.Мои впечатления от картины.

4.Словарно – орфографическая работа.

-Обратите внимание на написание следующих слов, которые вы можете использовать в своих работах.

(Слова написаны на доске. Учащиеся читают их, обращая внимание на орфограммы).

-Подберите синонимы к слову пейзажист. (Художник, мастер кисти, живописец).

Эти слова вы будете использовать в сочинении, чтобы не было повторов.

Природа пробуждается – как по другому можно сказать? (просыпается, оживает)

Изобразил – продолжите ряд синонимов. (Показал, передал).

На доске записаны слова:

В лучших музеях

На песчаном берегу

-Какой эпиграф можно подобрать к сочинению? (Ученики предлагают подготовленные эпиграфы).

Можно использовать один из эпиграфов, которые вы видите на доске.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег.

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

Всё в тающей дымке:

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

-Где пишется эпиграф?

6.Самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения.

Учащиеся используют памятку по редактированию сочинения, обращают внимание на содержание, логику, полноту изложения, точность употребления слов; проверку орфографии и пунктуации.

Приложение 2.

На первом плане изображена река. Время года - весна, поэтому река написана оранжево - жёлтыми и голубыми цветами. Она разлилась и забрала старую лодку в свои воды. Река затопила часть деревьев, стоящих у берега. Снег только что растаял, поэтому большая часть деревьев ещё не успела одеться в листву. Тени деревьев падают на воду и отражаются тёмными тонами: коричневыми, красными и бордовыми.
На втором плане изображен островок с растущими на нём берёзками. Эту небольшую часть земли вода еще не успела залить. Деревья кажутся очень блеклыми, т.к. солнце падает именно на этот остров. Но все равно небольшая часть островка остаётся в тени. На эту часть падает коричневая тень от деревьев.
На заднем плане изображён свободный от воды участок земли. Деревья закрывают большую часть острова, но мы отчётливо видим два светлых дома. Вода затопила два других дома. Дома, собирая блики воды, кажутся сине - зелёными.
Когда я смотрю на эту картину, я чувствую тепло весеннего солнца и прохладу зеркальной воды. Мне кажется, что сейчас к лодке подбежит дед Мазай, а на островок выбегут зайцы. Мазай сядет в лодку и поплывёт спасать ушастых.

Приложение 3.

Словарно – орфографическая работа.

Небо:бледно – голубое,лазурное,светлое,ясное,ласковое,бездонное.

Лучи:играют,улыбаются,скользят,пробиваются,радуются.

Тени:ложатся,тянутся,ползут,отражаются.

Облака:кучевые,похожие на кусочки ваты,на белых барашках и т.д.

Деревья: смотрятся в воду, набираются сил, красуются, танцуют, живут, дышат.

Берёзки, листвы на них нет, белоствольные, тоненькие, стройные, нежные.

Старая осина.

Ёлочки, зелёные,стройные.

Полоска земли:

Слева на картине видна полоска земли. Она узкая в виде дуги. На ней видны тёмно – фиолетовые тени. К берегу причалила лодка. Это челнок, сделанный из осины.

Люди:

Их на картине нет, но чувствуем их присутствие. Мы видим лодку, домики, сараи.

Приложение 4.

Три части: вступление, основная часть, заключение.

1 часть . Вступление.

О художнике и его творчестве, о наступающей весне. И.И. Левитан – великий пейзажист.

Весна – удивительное время года.

2часть . Основная.

(Описать то, что изображено на картине).

г) лодка – челнок;

е) солнечный день.

3 часть. Заключительная.

Мои впечатления от картины.

Что понравилось в картине; какие чувства вызывает картина; о чувствах художника, переданных в картине; о своих впечатлениях


Материал поможет организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения признанных мастеров слова, репродукции картин художников.

Описание разработки

Цель урока: организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения признанных мастеров слова, репродукции картин художников.

Задачи урока:

- образовательные: закрепить понятие об описании как типе речи, продолжив формировать навыки работы над сочинением - описанием; научиться составлять сложный план;

- развивающие: развивать устную и письменную речь через художественное и красочное восприятие мира; совершенствовать умение сознательно использовать в речи изобразительно - выразительные средства языка;

- воспитательные: способствовать формированию внимательного отношения к природе, поэтическому восприятию природы; воспитывать чувство прекрасного и любви к природе в процессе общения с музыкой и изобразительным искусством.

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Посмотрите, как ярко светит солнышко, как ласково оно нам улыбается! Улыбнитесь солнышку, друг другу.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят.

Они гласят во все концы:

«Весна идёт! Весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

- Какое настроение вызвали у вас музыка и картины природы?

- Хочется грустить или радоваться? Почему?

- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- По каким признакам вы это определили?

- Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 1.

- А какова его цель?

- А эпиграф урока таков: Слайд 2.

презентация к уроку развития речи Подготовка к сочинению-описанию по картине И. И. Левитана Весна. Большая вода

  1. Подготовка к восприятию нового материала.Слайд 3.

- Представьте себе, что вы находитесь на борту лодки, которая причалила к пристани города Плес. Лодка долго плыла по великой Волге, и вот сейчас мы видим маленький город. Здесь нет огромных архитектурных памятников, и только поволжские пейзажи составляют его достопримечательность.

Слайд 4. В этом городе жил чудесный русский художник Исаак Ильич Левитан, и большинство его полотен посвящено прекрасной природе Волги. Однажды художник выбрал удобное место на склоне, установил этюдники и написал картину, которую вы видите перед собой.

Близким другом Левитана был писатель Антон Павлович Чехов. В этих местах, которые вы видите на картине, прошли годы проникновенной дружбы великих людей. Тонко и проникновенно дает описаниеначала весны А. П. Чехов: Слайд 6.

- А теперь посмотрите картины известных художников - пейзажистов И. Левитана и И. Шишкина. Слайд 7 - 8.

- Ребята, кто такие художники - пейзажисты? (изображающие природу)

- Скажите, с таким же лиризмом передают красоту природы замечательные русские художники?

  1. Повторение теоретических сведений о типах речи.Слайд 9.

- Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)

- Что такое описание? Чем оно отличается от других типов речи? ( Описание - это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?)

Весь материал – смотрите архив.


-75%

Читайте также: