Урок сочинение егэ задание 27

Обновлено: 05.07.2024

Тема: "Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению-рассуждению".

Цели:

  • подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена и научить:
  • понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;
  • логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.

Задачи:

  • научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;
  • аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

Ход урока

I. Вступление

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (слайд 3)

Сочинение учит думать,
учит понимать жизнь,
учит вчитываться в каждое слово.
В. Литвинов

Согласны ли вы с утверждением автора?

5. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. 10 вариантов.

6. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. 36 вариантов.

II. Актуализация темы (слайд 4)

Повторим теорию

1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ? (58 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).

2. А сколько баллов из 56 выпускник набирает за задание №27 – сочинение-рассуждение по тексту? (24 балла)

3. Каков должен быть объём сочинения? (Более 150 слов)

4. Что грозит выпускнику, если количество слов в сочинении будет меньше установленной нормы? (Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается)

  1. Просто пересказывать текст, не анализируя его.
  2. Использовать в анализе большое количество цитат). Если много цитат, их могут вычеркнуть из общего количества слов.

5. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту? (Из 6-7)

6. Какие изменения в критериях оценивания произошли в этом году?

- Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их.

  1. Проблема.
  2. Смысловая связь.
  3. Своя позиция и её обоснование.
  4. Позиция автора.
  5. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  6. Заключение.
  7. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.

Композиция сочинения-рассуждения (К1-К6):

  1. Проблема (К1 – 1 б.)
  2. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её раскрытия (1 б).
  3. Смысловая связь примеров (1 б).
  4. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её раскрытия (1 б.) итого К2 – 5.
  5. Позиция автора (К3 – 1.)
  6. Своя позиция и её обоснование . (К4 - 1 б.)
  7. Заключение (К5 - 2 б.) (К6 – точность, выразительность речи - 2 б.)

Итого – 12б из 24

Слайд 9. Стратегия работы с текстом

3-й ученик:

  1. Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию.
  2. Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарии, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.
  3. Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.
  4. Шаг 4. Напишите заключение.

V. Физминутка (зарядка для позвоночника)

Пригласим и наших гостей немного отдохнуть.

Руки перед грудью.
Потянуться влево-вправо.
Плечи на месте.
Руки в замке за спиной слева, справа.

Слайд 12. С чего начать? Внимательно читаем текст.

Сочинение пишется по тексту. Теперь аргументы из литературы и жизненного опыта будут служить обоснованием своего мнения. Поэтому начнём с внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при анализе.

VI. Работа с текстом Елены Сикирич

- Прослушаем текст, выделим ключевые слова.

Работа с текстом Елены Сикирич (приложение)

- Какие слова подчеркнули? (По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема взаимоотношений между людьми. (Что объединяет людей?)

2. Проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми. (Как преодолеть эгоизм в отношениях двух любящих людей?)

Чтобы преодолеть чувство собственничества и эгоизма, не нужно пытаться переделывать людей; необходимо ценить индивидуальность, уникальность людей, которых мы любим.

Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.

Сравните формулировки проблем.

Слайд 16-17. (Работа с деформированным текстом в парах)

VII. Восстановите текст сочинения

Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Для этого расставьте номера данных фрагментов.

Обоснуйте свой ответ.

1. С этим невозможно не согласиться: очень часто люди, не замечающие друг друга в обыденной, мирной жизни, становятся родными душами, пережив страшные моменты судьбы своей страны. О блокаде Ленинграда написано очень много и исторических хроник, и художественных произведений. Но больше всего поражает тот факт, что во время голодных месяцев люди не озлобились, не опустились на нравственное дно, а проявили чудеса самоотверженности, милосердия. Они старались объединяться, чтобы вместе пережить суровое время, после войны не теряли друг друга, потому что общие трудности сплотили их.

3. Таким образом, человек познаётся в беде, поэтому люди, пережившие трудные минуты жизни, навсегда остаются вместе.

5. В мире много людей, которые, живя рядом, ничего друг о друге не знают. Что же нас объединяет? Над этим вопросом размышляет Елена Сикирич.

6. Свои размышления автор начинает с мысли о том, что поиском ответа на этот вопрос мы чаще всего озабочены тогда, когда наши отношения с кем-то не так хороши, как нам хотелось бы, или вообще близки к краху (об этом говорится в предложении 2). Тем самым автор очерчивает сферу действия данной проблемы.

Слайд 18. Проверьте себя. Составим план для домашней работы.

- Прочитайте смысловую связь.

- Запишите план сочинения в тетрадь для выполнения домашнего задания – написания своего сочинения по этому тексту.

VIII. Работа с критериями оценки сочинения

- А теперь возьмём сочинение и карточки для оценивания и посчитаем баллы по критерию 2 за уже готовое сочинение (оно лежит на столах). Сколько поставим? (5 из 24-х)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока ..docx

Открытый урок в 11 классе

по русскому языку на тему :

Провела : Мамашева Г.М.,

учитель русского языка

Тема:Урок – практикум по написанию сочинения-рассуждения по тексту Д.А.Гранина

Образовательные: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (учить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;

- обучать умению выражать собственное мнение по проблематике текста и аргументировано доказывать его;

- показать способы подбора аргументов.

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

1) текст для работы на уроке, рабочие листы для написания сочинения;

2) презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер;

Надо, чтобы за дверью каждого довольного,

счастливого человека стоял

кто- нибудь и постоянно напоминал,

что есть несчастные…Делайте добро!

- Здравствуйте, ребята, гости нашего урока. В первый день весны у нас необычный урок: сегодня мы должны вырастить цветок , а для этого будем учиться писать сочинение – рассуждение в новом формате. Эпиграфом к урокуслужит высказывание А.П.Чехова. В новой демоверсии это задание 27. Давайте вспомним, как сформулировано это задание. (слайд). Таким образом изменился и план сочинения по сравнению с прошлым годом (слайд). Что конкретно изменилось? Обратим внимание на критерии оценивания этого задания (слайд).

- В соответствии с планом работы над сочинением сформулируем цели нашей работы на уроке? (должны понять авторский текст, сформулировать проблему, прокомментировать её, сформулировать позицию автора и собственную позицию, учиться обосновывать свою позицию)

Составьте синквейн со словом: (по рядам)

Он доброжедательно относится к окружающим

Защищать, сострадать, любить.

Быть счастливым, помогая людям.

3. Работа с текстом.

а) Знакомство с жизнью и творчеством автора

Сегодня мы будем работать с текстом известного советского и российскогописателя, киносценариста,общественного деятеля Даниила Александровича Гранина (слайд).

Военный прозаик Даниил Александрович Гранин (Герман) родился в Курской губернии 1 января 1919 года. Затем его семья переехала в Ленинград.

Там мальчик окончил школу и сразу после этого стал работать шофером. Вскоре Гранин, получив техническую специальность, но отказавшись ехать по распределению, устроился в 1940 году на Кировский завод. Заводской труд он совмещал с учебой в аспирантуре политехнического университета.

В 1941 году писатель добровольцем отправился на фронт. Гранин прошел всю войну, был дважды ранен, неоднократно представлен к наградам и дослужился до звания капитана.

В 1945–1950 годах Даниил Александрович занимался научной исследовательской деятельностью и работал в Ленэнерго. После этого Гранин полностью решил посвятить себя литературе.

За свою жизнь Гранин получил несколько Государственных и правительственных премий. Был почетным членом Союза писателей и избирался народным депутатом Советского союза. Писатель скончался в 4 июля 2017 года. На тот момент ему было 98 лет.

- Итак, мы начинаем работать с текстом Д А. Граниниа. У вас на столах рабочие листы, которые вы будете заполнять по ходу нашей работы. В течение урока мы должны вспомнить все критеии сочинения –рассуждения, от этого зависит будет расти наш цветок или нет.

б) Знакомство с текстом

По Д. А. Гранину

1,Напишите вступление к сочинению, выбрав любую из предложенных форм. (1 лепесток)

2. Постановка проблемы.(2 лепесток)

Вопросы к классу:

1.Что вообще называется проблемой?

2.Что является основной проблемой?

а)которая стала объектом раздумий автора;

б)над которой он в основном размышляет;

в)к которой он неоднократно возвращается;

г)по которой заявлена авторская позиция.

3.Как грамматически правильно формулируется проблема?

(глагол + проблема ( наим. проблемы в Р. п.)

Задание:1.Какая из перечисленных проблем основная?

а) проблема сохраниния милосердия

б)проблема утраты милосердия?

б)проблема социальных переобразований в стране.

2.Напишите формулировку проблемы.

Варианты: а)Почему в современном обществе произошла утрата милосердия?

б)Автор предложенного для анализа текста затрагивает проблему утраты милосердия.

3. Комментарий к проблеме .(3 лепесток)

Вопросы к классу:

1.Что такое комментарий к проблеме?

(это описание того, как проблема существует в тексте, как автор преподносит читателю этот актуальный вопрос, какие художественные средства использует.)

Задание: Напишите комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, отразив в нём следующее:

а)какие понятия рассматривает автор;

б)к какой категории относится проблема;

в)насколько она злободневна в наши дни;

г)что делает её жизнеспособной;

д)насколько глубоки исторические корни этой проблемы;

е)как автор предлагает её решить.

4.Позиция автора. ( 4 лепесток)

Вопросы к классу:

1.В чём выражается позиция автора?

2.Как выражена авторская позиция в тексте?

а) в отдельных предложениях;

б) через ряд аргументов

3.В каких предложениях текста выражена авторская позиция?

4.Какие аргументы приводит автор, доказывая, что «чувство

а)годы массовых политических репрессий(16-25),

Задание: Сформулируйте позицию автора и запишите её.

Возможный вариант: «Задача автора-убедить читателя в том, что милосердие- важнейшее проявление нравственного состояния общества, которое без этого чувства обречено на самоуничтожение.

Кроме того, Д. Гранин уверен, что воспитание чувства милосердия,

5. Собственная позиция.( 5 лепесток)

Вопросы к классу:

1.Что значит выразить собственную позицию?

2.Как она должна быть выражена?

3.Что необходимо употреблять при выражении собственной позиции?

4.Приведите примеры подобных слов и выражений.

Задание: Сформулируйте собственную позицию по проблеме и запишите её .

Оценочные слова и выражения:

С удовольствием прочитал…

Нельзя остаться равнодушным…

К немалому удивлению, узнал, что…

Разделяя негодование автора, хочу сказать, что…

Оригинальность авторского решения проблемы вызывает восхищение…

Возмущает( радует, восхищает, огорчает и т. д.) то, что…

Интересно то, как автор…

Возможный вариант: «Я абсолютно согласен(а) с мнением автора в том,

что чувство милосердия стало исчезать из общества в течение последних десятилетий. Писатель приводит убедительные аргументы.

Сначала чувство милосердия постепенно вытравили в людях, потом оно стало неположенным в искусстве, в литературе, политически опасным в истории.

Я считаю необходимым это чувство возрождать в людях, воспитывать, в том числе и средствами художественной литературы.Сочувствие,

сострадание,сопереживание-эти нравственные понятия всегда

Вопросы к классу:

1.Что вообще может послужить аргументами?

2.Какие из названных произведений могли бы послужить аргументами вашей позиции?

Задание: Найдите фактические ошибки в высказываниях:

- душевный , милосердный человек. Она жертвует собой, спасая семью от голодной смерти.

Задание: Напишите аргументы в пользу своей позиции:

8.Заключение. ( 6 лепесток)

Вопросы к классу:

1.О чём писать в заключении?

(В итоговой форме кратко обрисовать проблему исходного текста),(1-2предложения)

Задание: Вставьте в текст слова, подходящие по смыслу:

«Как можно ( трактовать, объяснять, расценивать , пояснять , выяснять)

роль милосердия в нашей ( жизни, судьбе). ( Милосердие, сострадание,

сопереживание, сочувствие) – одно из основных ( свойств, качеств,чувств,

черт,примет)(совестливого, нравственного, морального,безупречного,

оптимистичного,внимательного, доброго) человека.

Без этого ( важного, главного, актуального, злободневного) чувства ( каждый из нас, общество, страна, мир) не может ( существовать, жить, находиться), потому что именно милосердием

1. Дописать сочинение.

2. Обратить внимание на:

а) Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения.

б) Точность и выразительность речи;

в) Орфографические нормы;

г) Пунктуационные нормы;

д) Языковые нормы;

е) Речевые нормы;

ж) Этические нормы;

з) Фактологическая точность.

Вернемся к эптграфу.

Объясните значение высказывания.

Надо, чтобы за дверью каждого довольного,

счастливого человека стоял

кто- нибудь и постоянно напоминал,

что есть несчастные…Делайте добро!

Оценивание учащихся ( вручение цветов)

Ребята, будьте милосердны по отношению к окружающим . Цветок наш расцвел.Урок окончен . До свидания.

Сочинение — последнее и самое объемное задание в ЕГЭ по русскому. За него можно получить 24 первичных балла. Как правило, именно оно вызывает больше всего затруднений у школьников. Для получения высокого балла необходимо найти проблему в представленном тексте, выразить свое отношение к ней и привести аргументы. Кроме того, оцениваются орфография и пунктуация, качество речи, отсутствие фактических ошибок. Несмотря на то, что в большинстве школ сочинения пишут на уроках, для качественной подготовки к ЕГЭ этого бывает недостаточно. Более подробно последнее задание разбирают на курсах. А в статье мы кратко расскажем, как писать 27 задание из ЕГЭ по русскому: объясним, из каких частей состоит текст и из-за каких ошибок можно потерять драгоценные баллы.

Структура сочинения

структура сочинения 27 задания егэ по русскому

Сочинение по русскому имеет четкую структуру. Написанные не по плану тексты оцениваются низко: эксперт поставит баллы лишь за грамотность и соблюдение речевых норм. Структура 27 задания на ЕГЭ по русскому выглядит следующим образом:

  1. Вступление и формулировка проблемы текста.
  2. Комментарий к проблеме: два примера из текста с пояснениями и указанием связи между ними.
  3. Позиция автора.
  4. Согласие или несогласие с автором текста.
  5. Аргументация собственной позиции.
  6. Заключение.

Требования к работе

Пару лет назад упор в сочинении делался на доказательство своей позиции. Требовалось приводить два аргумента из литературы, объяснять их. В последние годы куда важнее стала работа с текстом. Обосновывать свое мнение нужно, но для этого можно использовать любые жизненные примеры или логические доводы. В целом, 27 задание представляет собой сочинение-рассуждение. Его необходимо писать на основе текста, но простое переписывание без комментариев не допускается (выпускник автоматически получает 0 баллов). Минимальный объем — 150 слов. Верхнего предела нет, однако эксперты рекомендуют уложиться в 300. Считаются не только самостоятельные слова, но и предлоги, частицы, союзы. Одним словом считаются инициалы и слова, написанные через дефис.

Критерии 27 задания ЕГЭ по русскому:

Критерий

За что ставятся баллы

Максимальный балл

Определение проблемы (допустимы разные формулировки, главное, чтобы был верно передан смысл). Если по К1 стоит 0, то по К2, К3 и К4 тоже выставляется ноль.

Комментарий к проблеме

5 (по баллу за каждый пример, пояснение к нему и связь между примерами)

1 (ставится, если позиция понятно выражена и аргументирована)

Логическое построение текста, смысловая связность предложений

Точность и выразительность речи

2 (максимальный балл ставят только при наличии максимума в критерии К10)

Соблюдение орфографических норм

Соблюдение пунктуационных норм

Соблюдение грамматических норм

Соблюдение речевых норм

Соблюдение этических норм

Соблюдение фактической точности

Вступление и заключение

Наличие вступления не является обязательным условием в 27 задании. Текст можно начинать с формулировки проблемы. Однако для красоты и цельности текста несколько предложений можно посвятить введению. Удачные способы начать текст:

Заключение — обязательная часть любого сочинения на ЕГЭ по русскому. 27 задание без него считается выполненным не до конца, из-за чего можно потерять баллы. Оно подводит итог, приводит читателя к логическому завершению. В заключении можно:

Проблема текста

  • роль/значение (проблема значения литературы в жизни человека).
  • проявление (проблема проявления жестокости на войне).
  • отношение (проблема отношения человека к слабостям других).
  • влияние (проблема влияния любви на людей).

Комментарий к проблеме

  • равноправие (оба примера показывают, что…).
  • противопоставление (однако этой сцене противопоставляется другая: …).
  • причина (рассказывая об этом поступке героя, автор говорит о причине такого поведения: …).
  • следствие (произошедшее приводит героя к мысли о том, что…).
  • вопрос-ответ (автор задается вопросом… отвечая на него, он говорит о…).

Позиция автора

позиция автора егэ русский сочинение

Проблема — вопрос, который задает автор. Абзац с позицией является ответом, к которому он приходит после размышлений. Для определения позиции нужно понять, зачем автор рассказывает историю, что он хочет доказать, чему научить. Кроме того, найти ее помогают лирические отступления, описание героев, отсылки к другим текстам и даже средства художественной выразительности. Иногда позиция автора выражена словами героев. Самое главное — найдите цитату, в которой дается ответ на поставленный вопрос. Не забывайте, что после цитирования должно следовать ваше пояснение. Выразить позицию автора можно такими фразами:

  1. Позиция автора ясна: .
  2. Автор считает, что…
  3. Автор хочет донести мысль, что…
  4. Точка зрения автора на проблему выражена прямо: .

Своя позиция

  • литературу;
  • пословицы и поговорки;
  • песни;
  • фильмы;
  • исторические события;
  • примеры из культуры;
  • биографии известных людей;
  • научные факты, статистику;
  • логические рассуждения.

Из-за чего можно потерять баллы

потеря баллов на сочинении по русскому егэ

Есть несколько моментов, из-за которых проверяющие могут снять баллы в 27 задании по русскому:

Как оформлять цитаты в сочинении

За неправильное оформление цитат в 27 задании ЕГЭ по русскому языку проверяющие могут снять баллы за пунктуацию. Разберем несколько правил:

Сочинение — важнейшее задание на экзамене по русскому. Если вы не разбираетесь в его написании, получить высокий балл не выйдет. Благодаря нашей статье вы узнали основные правила выполнения 27 задания по русскому. Но если оно по-прежнему вызывает у вас затруднения, стоит задуматься о курсах. На них вы сможете качественно подготовиться к ЕГЭ, узнать все секреты получения максимального балла. Но как бы вы не готовились к экзамену, мы желаем вам удачи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ результатов ЕГЭ по русскому показывает, что одним из самых сложных для выпускников 11 класса является интерпретация текста с комментированием его проблематики и аргументацией собственного мнения. Данный урок является одним из серий уроков по подготовке написанию сочинения- рассуждения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНАУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

Открытый урок

(Задание 27 ЕГЭ по русскому языку).

Учитель Шамирзаева ПМ

(Задание 27 ЕГЭ по русскому языку).( слайд 1)

-продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся,

-углубить знания учащихся об особенностях публицистического стиля,

-поэтапно отработать алгоритм написания сочинения,

-развивать интеллектуальные умения (выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию),

-развивать речевые навыки, творческие способности,

формировать бережное отношение к русскому языку ( слайд 2)

Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал.

Основные формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Рада приветствовать Вас на уроке.

II. Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжим наш путь к итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ. В основном остановимся на комплексном анализе текста. До экзамена осталось всего 80 дней. Но прежде чем приступить к основной части урока, я хочу рассказать вам притчу.

- Ребята, что такое притча? (При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форм е , заключающий в себе нравственное поучение ( мораль ))

Чтение и определение основной мысли притчи.

_ О чем эта притча?

- Как вы понимаете основную мысль этой притчи?

( Нужно верить в свои силы, должны серьезно относиться к делу и стараться достичь цели. )

- Какую цель вы должны ставить перед собой сегодня? ( успешная сдача ЕГЭ)

-А что нужно делать для этого? Берите за основу притчу. ( Верить в свои силы, ставить цель ребром, стараться, серьезно относиться к предметам.)

Анализ результатов пробного экзамена ЕГЭ по русскому показывает , что одним из самых сложных является задание 27, интерпретация текста с комментированием его проблематики и аргументацией собственного мнения.

Анализируя ваши сочинения я пришла к выводу, что вы не хотите верить в свои силы, что вы не хотите стараться. Сегодня мало кто из учащихся охотно пишет сочинения. Но набрать достаточное количество баллов на ЕГЭ по русскому языку без выполнения задания 27 практически невозможно,

Самый высокие баллы за сочинение получили Жамалдинова С-22 из 24, Салманов Р -20 из 24,Гирисханов К -17 , Сепиханов М- 16, Гебекова -13.

И мне хотелось бы сегодня организовать работу над текстом так, чтобы в дальнейшем она помогла вам правильно построить свое сочинение- рассуждение.


Разработчики контрольно измерительных материалов (так называемых КИМ) отбирают тексты из произведений, в основном, современных авторов на различные темы.

Темы текстов, включенных в контрольно-измерительные материалы.

о влиянии музыки;

об истинном благородстве;

о сущности человеческой личности;

о внешнем облике и внутреннем мире человека;

о новых технологиях;

о настоящей доброте;

о прошлом и настоящем;

о влиянии живописи на душевный мир человека;

о роли войны в жизни человека:

о ценности детских воспоминаний;

об определении роли Родины в жизни человека;

об отношении людей к судьбе;

об отношении к родителям и др ( слайд 3)

К каждому тексту дается следующее задание

Задание 27 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком ( слайд 4)

Исходя из данного задания сочинение по исходному тексту должно иметь четкую структуру.

План сочинения-рассуждения по заданному тексту.

I . Вступление с формулировкой основной проблемы исходного текста

II .Комментарий к основной проблеме

1 й пример из текста в защиту собственной позиции с пояснением

2 й пример из текста в защиту собственной позиции с пояснением

I 11. Определение авторской позиции.

1 V . Изложение собственной позиции:

V . Вывод ( Слайд 5)

Таким образом сочинение по заданному тексту должно имеет примерно 5 частей. Каждую часть обязательно нужно писать с красной строки. Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения и вы теряете 2 балла за 5-й критерий. Это все мы уже знаем.

Сегодня для анализа я взяла текст В. Астафьева .
Остановимся подробней на каждом из пунктов плана и попытаемся проанализировать данный текст..

(Слайд 6)Виктор Астафьев – известный советский и российский писатель.. Его книги переведены на иностранные языки и издавались многомиллионными тиражами. Он один из немногих писателей, кого при жизни признали классиком.

- Что такое собор? ( главный храм города или монастыря )

- Что вы знаете о Домском соборе ?

Домский собор (от латинского в переводе — дом Бога)
- это старинный собор, величайший храм Прибалтики, который, к сожалению, полностью не сохранился до наших дней. , Здание строилось из красного кирпича и увенчано черным колокольным куполом, который выполнен в стиле борокко. ( итал . barocco , букв . - причудливый , странный ), один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI - середины XVIII вв. Стиль охватил все виды творчества:литературу , музыку , театр , но особенно ярко проявился в архитектуре , изобразительном и декоративно - прикладном искусствах . )

Внутри Домского собора расположен орган, обладающий неимоверной акустической силой .

Размеры его впечатляют – в ширину инструмент простирается на одиннадцать метров, а в высоту занимает столько же места, сколько девятиэтажный дом, а именно – двадцать пять метров. В конструкции использованы 6718 труб . Орган реконструировался трижды. Произведения для великого органа писали многие выдающиеся композиторы и давали свои концерты прямо в соборе. Орган звучит идеально. Я предлагаю вам послушать эту прекрасную музыку

V . Слушание музыки органа

VI . Чтение текста о Домском соборе (у каждого текст на парте)

(1)Домский собор. (2)Дом. (З)Дом. (4)Дом ..

(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья.

(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.

(10)Все замерло, остановилось.

(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом.

(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все преображается вокруг.

(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

(28)И никого нет в зале!

(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра.

(31)Домский собор. (32)Домский собор.

(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.

(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.

(37)Домский собор. (38)Домский собор.

(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю!

(По В. Астафьеву)

VII . Анализ текста

Замечательный текст. Давайте попытаемся понять его. Но прежде чем приступить к анализу проведем словарную работу.

VIII .Словарная работа.

Весталки- жрицы богини Весты в Древнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом .

Рулада - быстро исполненный, раскатистый, виртуозный пассаж( всякая фраза в музыке) в пении, используемый, в основном, в партиях колоратурного сопрано.

Клавеси́н ) — клавишный струнный музыкальный инструмент

Ладан - ароматическая смола, употр. для курения при богослужении .

Бла́говест (то есть Благая весть) — церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале богослужения.

. Для того , чтобы правильно понять исходный текст , мы должны себе задать несколько вопросов.

-О чем текст? (Ты увидишь тему).

-Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы).

-Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста)

-Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)( Слайд 6)

- О чем же прочитанный текст? (о музыке органа в Домском соборе, об одиночестве героя, о том , что под музыку органа , будто весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра. )

- Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? О чем рассуждает?

( О силе музыки, О ее способности влиять на душу человека, исцелять людские сердца)

Это есть что? ( Это проблема текста)

- Что мы можем делать , отвечая на этот вопрос?( сформулировать проблему текста)

-Какая проблема поднята в тексте? ( Проблема влияния музыки на человека)

-Еще как можно сформулировать проблему? ( Проблема силы музыки)

Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? ( Он считает, что музыка обладает огромной силой, она способна будоражить человеческую душу, менять отношение к окружающему миру. воскрешать веру в жизнь.)- Это авторская позиция.

- Найдите цитаты, где выражена позиция автора.( Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то)

Со следующего абзаца вы должны высказать собственное мнение (собственную позицию) по поводу проблемы, поднятой автором, присоединившись или нет к его точке зрения. Ни в коем случае нельзя останавливаться на фразе: Я согласна с мнением автора.

И далее вновь повторяем позицию автора только другими словами.

- Какие изобразительно- выразительные средства помогают автору более полнее раскрыть проблему текста.? ( Риторические вопросы, риторическое восклицание, однородные члены предложения, градация,( душа,земля, мир) ассонанс, повторы, сравнения и другие)

. IX . Групповая работа.

Итак работа над текстом завершена, давайте напишем сочинение – рассуждения по тексту В.Астафьева о Домском соборе.

Мы распределяемся по группам :

Распределение на группы будет вот в таком порядке. Идут к столу Жамалдинова, Салманов, Сепиханов, Гебекова, Аслангереева, кто набрал количество баллов больше , чем остальные . Они берут карточки, где задание группе и список учащихся.

I группа-. Вступление с формулировкой основной проблемы исходного текста

II . группа - Комментарий к основной проблеме

1 й пример из текста в защиту собственной позиции с пояснением

2 й пример из текста в защиту собственной позиции с пояснением

Смысловая связь

I 11группа- . Определение авторской позиции.

1 V . Группа -Изложение собственной позиции вывод

Работа учащихся. ( 7 минут)

X . Оценивание сочинения по критериям.

Давайте почувствуем себя экспертами экзаменационной комиссии. Мы оценим полученное сочинение по критериям.

Музыка… Вполне знакомое всем слово. Музыка может быть простой и необычной, быстрой и медленной, классической и современной, но самое главное это то, что музыка всегда несет добро и счастье миру.
Все мы живём в мире . В мире, где можно найти невероятное количество прекрасного. А музыка часть - нашей жизни. Без нее красота, мысли, эмоции, фантазии кажутся не такими яркими. Благодаря музыке мы может "окунуться " в мир, где нет никаких скандалов, обид и слез. В мир, где тихо, светло и уютно. Музыка необходима человечеству во все времена. Это великое искусство - ключ к самым глубоким страстям и эмоциям человека

XI . А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы стихотворением о музыке Людмилы Кудряцевой. ( Тихая музыка)

О, музыка, – язык любви,
Язык всемирного общенья.
Как звуки вечные твои
Нас призывают к пробужденью,

Как наполняют кровь и мысль,
Как успокаивают нервы,
Когда по залу пронеслись
Раскаты двух аккордов первых.

Мгновенно замер зал, затих, –
Запели трубы и фаготы,
И, словно мужественный стих,
Несут воинственные ноты.

Ты, музыка, – язык любви,
Созданье божьего свеченья,
Как очищаешь душу ты,
Как зажигаешь вдохновенье


Материал предназначен для учителей и учеников. В нём рассматривается композиция сочинения в формате ЕГЭ 2020-2021, дается расшифровка каждого пункта плана, предлагаются варианты клише.

Содержимое разработки

Конструктор сочинения ( задание 27 ЕГЭ по русскому языку)

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ 2021

КОНСТРУКТОР

Вопрос, который волнует автора.

информацию о тексте (задание 22, 26) и об авторе текста;

ключевые слова – слова, называющие главные понятия, предметы, процессы, описание которых (или повествование/рассуждение о которых) составляет основу содержания текста (они способны дать представление не только о теме и проблематике текста, но и об идеях, реализованных в нём).

Сравнить начало и финал текста:

что изменилось в авторских рассуждениях о событии или явлении;

в герое, его поведении и/или мироощущении;

в ситуации, расстановке персонажей;

чем завершился конфликт (при его наличии);

место и время действия;

Ф.И.О. (автора) ставит проблему + сущ. в р.п..

В предложенном для анализа тексте Ф.И.О. (автор) задается вопросом: . Для писателя очень важна проблема + сущ. в р.п..

Какими должны быть . Этой проблеме посвящён текст Ф.И.О. (автора).

В чём заключается . Такова проблема, которую ставит Ф.И.О. (автора) .

С интересом прочитал предложенный для анализа текст. О чем же автор заставляет задуматься читателя? Конечно же, о том .

Что такое . Как проявляется . в современном мире? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного публициста. Ф.И.О. (автора) .

сформулированной проблемы (два примера-иллюстрации из прочитанного текста,

важные для понимания проблемы исходного текста ).

Анализ текста под углом зрения сформулированной проблемы.

Запомните! В основе комментария - поставленная автором проблема. Пересказа быть не должно. В комментарии, опираясь на текст, следует ответить на вопрос: как автор от вопроса (проблемы) приходит к определенному ответу (позиции автора).

Алгоритм работы над комментарием:

выбрать части текста, связанные со сформулированной проблемой;

отобрать в тексте конкретный текстовый материал (цитаты, микротемы) для двух примеров-иллюстраций;

выявить связь между примерами-иллюстрациями;

объяснить, как взаимодействуют эти примеры-иллюстрации, помогая понять авторское отношение, его позицию, характер и поведение героя и т.п.

1-й пример-иллюстрация (ТЕКСТ).

Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия

поставленной проблемы информация текста,

сопровождаемая пояснениями, интерпретациями.

Запомните! Пример: Что говорит автор? Что делает герой?

Размышляя над данной проблемой, автор в качестве примера приводит . рассказывая о .

Чтобы привлечь внимание к поставленной проблеме, автор показывает.

Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли. Ф.И.О. (автора) рассказывает о том, как .

В центре внимания автора - размышления .

Рассматривая данную проблему, писатель знакомит читателя с . который .

Используя . Ф.И.О. повествует .

Пояснение к 1-му примеру.

Запомните! Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой целью? Что это означает?

Благодаря этому мы понимаем.

На мой взгляд, обращая взгляд читателя на . писатель убеждает нас в том, что . потому что .

2-й пример-иллюстрация (ТЕКСТ).

Запомните! Пример: Что говорит автор? Что делает герой?

По мере развития авторской мысли мы видим , что.

В следующем эпизоде на первый план выходит.

Но автора поражают не только . Он пишет о том, что .

Публицист стремится донести до читателя мысль, что .

Авторская взволнованность передается при помощи коротких и ёмких предложений (№ . ). Использует он и такие яркие средства художественной выразительности, как . (предложения № . ).

Пояснение ко 2-му примеру.

Запомните! Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой целью? Что это означает?

Иными словами, произошедшие с . события научили его ценить ..

Мне кажется, автор показывает, насколько сильной может быть .

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.

Объяснение, с какой целью автор связал эпизоды.

Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д.

Виды смысловой связи между предложениями — причинно-следственные отношения — противительная связь — сопоставительные отношения — дополнение и уточнение информации — иллюстрация, выделение частного случая —обобщение предыдущей информации — прием перечисления — прием, называемый конкретизацией —другая связь.

Использованные два примера-иллюстрации, основанные на приёме . помогают понять всю глубину поднятой проблемы.

Причинно-следственная связь, лежащая в основе двух примеров-иллюстраций, показывает наиболее подробно и глубоко то,

С помощью противопоставления автор подчеркивает, что.

Однако из следующего эпизода становится понятно, что .

Совсем иначе ведет себя такой-то герой.

Поведению героя противопоставлены поступки..

Аналогичную ситуацию автор описывает в следующем эпизоде.

Автор дополняет и развивает эту мысль так-то и так-то ( для публицистики).

Похожим образом герой поступает и в следующем эпизоде.

Автор текста фиксирует внимание.

Автор объясняет это тем, что..

В подтверждении этих мыслей автор.

3. Позиция автора.

Ответ на вопрос , который волнует автора .

Запомните! Проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

1. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.д.

2. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – всё это средства выражения авторской позиции.

3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.

4. Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.

5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в каждом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора).

Автор прямо не высказывает свою позицию, но обращает внимание читателя на. и тем самым убеждает нас, что .

Автор прямо выражает свою позицию в таком-то предложении + цитата(для публицистических текстов).

Авторская позиция теперь становится предельно ясна.

4. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения.

Аргументация собственного мнения.

Запомните! Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором .

Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении. Соглашаясь с мнением автора, приводим доводы, подтверждающие авторский тезис.

Не соглашаясь с автором и формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигаем контртезис (тезис, противоположный авторскому).

Я разделяю мнение Ф.И.О. В подтверждение своих мыслей и позиции автора хочу обратиться к произведениям классиков русской литературы. Вспомним героя. (аргументация к сочинению может быть любой: прочитанная книга по литературе, истории и др., просмотренный фильм, произведение искусства и т.)

Вывод, который должен быть органично связан с основным текстом.

Приемы, используемые в заключении:

Итог (обобщение основных мыслей – своих или авторских).

Призыв , обращение к читателю.

Открытый вопрос (носит риторический характер либо требует дальнейшего обдумывания читателем).

Перспектива – попытка вписать обсуждаемую проблему в контекст более широкой проблемы, наметить перспективы дальнейшего разговора.

Цитата , содержащая ключевое слово текста или цитата другого источника, точно отражающая позицию автора исходного текста.

Умолчание – являет собой фразу, заканчивающуюся многоточием и содержащую элемент недосказанности, философичности. Можно использовать в совокупности с другими приемами заключения, например, с цитированием.

Завершая размышления над текстом Ф.И.О., отмечу, что я благодарен автору: он помог мне по-новому взглянуть на проблему.

В заключение отмечу, что работа над сочинением дала мне возможность еще раз задуматься о.

Таким образом, мы убедились, что . заставляют человека многое переосмыслить, посмотреть на жизнь иначе, чем прежде, и , как следствие, быстро повзрослеть.

Подводя итоги, хочется сказать, что. ( быть грамотным сегодня – задача номер один каждого выпускника школы), потому что . (знание литературных норм языка позволяют нам выглядеть достойно в глазах других людей).

В заключение хотелось бы выразить надежду, что люди будут бороться с этой проблемой, . (читать книги, усердно учиться и повышать уровень грамотности).

Таким образом, мы приходим к выводу.

В заключение мне хочется сказать, что поднятая автором проблема будет актуальна всегда.


-75%

Читайте также: