Урок русского языка в 7 классе сочинение рассуждение что такое память

Обновлено: 03.07.2024

Цели урока:

  • Учебные: повторить типологические признаки рассуждения .
    Познакомить с разновидностями рассуждения; выявить особенности рассуждения-размышления.
    Учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
  • Развивающие: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление, речевую культуру.
  • Воспитательные: формировать вдумчивое отношение к слову, его смыслу; побудить учащихся задуматься о духовно-нравственной сущности человека, его правильном выборе и нравственном поступке как результате глубоких размыщлений.

Тип урока: урок развития связной речи; урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-размышление.

Организация урока: групповая, класс делится на 4 группы.

Методы обучения: проблемное изложение, исследовательский, рефлексивный.

Типы деятельности: репродуктивно-продуктивнй, творческий.

Межпредметные связи: живопись, музыка, литература.

План урока:

Ход и содержание

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Постановка целей урока и мотивация.

(Слайд 1)

Вступительная беседа

Друзья! Сегодня на уроке мы будем слушать музыку, посетим картинную галерею, почитаем стихи и станем соавторами небольших мудрых рассказов.
А как вы думаете, зачем художники рисуют полотна, музыканты сочиняют музыку, поэты и писатели пишут стихи и прозу? (Чтобы воздействовать на наши мысли и чувства. Чтобы побуждать нас к размышлению)

О чём мы будем говорить на уроке? Чему учиться? (Будем размышлять по поводу увиденного и услышанного. Будем учиться строить размышление.)

(Слайд 2)

Итак, тема урока: Рассуждение – размышление.

(Слайд 3)

  1. Освоить понятие
  2. Выяснить особенности и законы построения текста рассуждения-размышления.
  3. Учиться создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме.

3. Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, что такое рассуждение как тип речи. Обратимся к тексту.

Что представляет собой текст как речевое высказывание? (рассуждение)

Работа с текстом (по группам).

(Слайд 4 )

Чтение текста

(1) Способность мыслить – это качество человека, отличающее его от всех остальных живых существ.(2) Мышление – сложный процесс, который можно сравнить с выращиванием цветка. (3)Семечко посадил, полил, оно проклюнулось, из земли показался росточек, затем листик, потом другой, много листьев и, наконец, цветок, красивый, яркий, благоухающий.(4)Так и Мысль: сначала пробуждение, затем обдумывание, развитие, выражение в слове.(5) Думать –самая трудная работа, по утверждению Генри Форда, а излагать свои мысли верно, ясно, убедительно –сложнейшая задача.(6) Но цель достижима, потому что есть приёмы, правила, секреты и даже законы, которые помогают нам грамотно построить собственное развернутое высказывание – текст, этот удивительный цветок наших мыслей.(7) Некоторые из них вы знаете, о некоторых вам предстоит узнать .

По каким признакам вы определили этот тип речи?(называются несколько признаков)

Задание: заполните таблицу, используя текст и необходимые сведения из рабочей тетради по русскому языку ( Т.И.Павлова, Н.А.Раннева, Н.Н.Василенко. Учимся писать сочинение- рассуждение. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы)

Слайд 5

Коррекция по слайду и самооценка.

Вывод: Заполняя таблицу, мы вспомнили правила построения текста- рассуждения, увидели, что в тексте один из тезисов объясняется, а другой - доказывается. Объяснение, доказательство и размышление являются разновидностями рассуждения.

(Слайд 6)

4. Усвоение новых знаний

Выясним, что такое размышление, в чём его особенности, как оно строится . С этой целью отправимся в картинную галерею и рассмотрим картины художников Васнецова, Крамского, Рафаэля и Шардена.

(Слайд 7)

(слайд 9)

Работа в группах по картинам и самооценка.

При ответе каждой группы показывается соответствующий слайд:

(Слайд 8)

(Слайд 9)

(Слайд 10)

(Слайд 11)

После ответа каждой группы – комментарий ученика - искусствоведа:

Вывод.

Почему картины художников разных эпох, разных национальностей стали предметом нашего размышления? Все они затрагивают важную для каждого человека проблему выбора. Как быть? Что делать - вот главные вопросы картин. Это и есть главные вопросы размышления.

(Слайд 12 )

В ситуации выбора оказывается каждый из нас. Часто мы действуем быстро, не раздумывая. Что надеть в школу? С кем пообщаться на перемене? Какую посмотреть передачу? Выбор наш неосознанный, без глубоких размышлений. Но очень часто от наших решений, правильных или неправильных, зависит наша собственная жизнь и жизнь окружающих нас людей. Как выбрать правильное решение, совершить поступок, ориентированный на общечеловеческие ценности: добро, честность, справедливость, ответственность, чувство долга, самосовершенствование? Надо поразмышлять! Размышление- это самостоятельный анализ жизненных ситуаций, опыта.

(Слайд 13)

Работа со словарём.

Иногда мы размышляем про себя, иногда вслух, словно беседуем сами с собой. Учиться размышлять вслух и строить речевое высказывание - трудная наука. Освоить ее поможет поэзия. Что такое стихи? По сути своей - все они размышления. Но есть такие, которые и по форме являются размышлениями, строятся по определённым правилам, имеют свои особенности.

(Слайд 14)

Выяснить их нам помогут лирические размышления А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Дементьева и Л.Измайлова. Следовать за мыслями великих, известных людей есть наука самая занимательная, по утверждению А.П. Пушкина.

Анализ текстов. Выяснение особенностей в построении и речевом оформлении лирических размышлений и самооценка.

Прочитайте стихи и выполните задания по текстам.

Задания к текстам:

При ответе каждой группы демонстрируются слайды 15, 16, 17, 18

Обобщение наблюдений:

Какие закономерности в построении текстов-размышлений вы увидели? (Это вопросно–ответная форма, цепь вопросов- раздумий, альтернативные вопросы, из которых нужно выбрать только один. Это специальные слова, выражения, союзы, которые помогают оформить речь).

(Слайд 19 )

5. Закрепление знаний

А сейчас обратимся к мудрым рассказам, которые называются притчами. В основе рассказа –жизненная ситуация выбора, которая требует глубокого раздумья. Повествовательная часть притчи обязательно заканчивается размышлением, содержащим какой-то нравственный урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живем. О притче говорят: это искусство слов попадать прямо в сердце.

(Слайд 20)

Лучший рассказ

Учитель спросил о том, что они прочли.

- Учитель, но он вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Дела всегда говорят громче, чем слова , – ответил Учитель.

Учитесь не говорить, а делать.

6. Творческое задание

Закончите притчу собственным размышлением. Используйте карточку с заданиями.

Выполнение задания и самооценка.

1-2 группы Притча о добрых и дурных наклонностях

(Слайд 21) – Проверка.

3-4 группы Притча о дружбе и друзьях

(Слайд 22) – Проверка.

Чьё размышление вам показалось самым глубоким, соответствующим притче?

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Обобщим сказанное. Подведем итоги. (Используем приём незаконченного суждения )

(Слайд 23)

Как вы оценили свою работу в группах? (Используется лист самооценки групп)

Дома письменно поразмышляйте на одну из тем:

(Слайд 24)

Урок завершим чтением мудрых мыслей великих, известных людей.

(Слайд 25)

Всё наше достоинство заключено в мысли.( Б .Паскаль )

Мысли – это крылья души. (П. Буаст )

Мыслить – постигать смысл. (Д. Дин )

Двумя очами мы видим телесное, а рассуждением видим духовное.
Рассуждение – это руль, который ведёт человека безопасно, не позволяя уклоняться с пути.
Рассуждение помогает действовать правильно.
Человек, умеющий размышлять,- ювелир в делах духовных. (Иоанн Лествичник )

Память - это способность человека хранить в своей голове какие-либо события из прошлого, это умение воспроизводить их в своём подсознании.

Важна ли человеку память? Можно ли прожить без неё? Какую роль она играет в жизни человека? Разумеется, память - это очень важный элемент в жизни людей. С помощью неё мы можем запомнить важную информацию, а также любые жизненные моменты. Именно благодаря памяти, мы помним всех дорогих нам людей и тех, кого уже давно нет с нами. Мы помним все великие события нашей страны, такие как революция, Великая Отечественная война. Помним все подвиги русских солдат. Конечно, вспоминать такие моменты грустно и страшно, но, несмотря на это, они навсегда останутся в памяти народа.

Память может не только "ранить" душу человека, но и согревать её. У каждого из нас были события, думая о которых, мы начинаем улыбаться. Возможно, эти счастливые моменты происходили в нашем далёком детстве. Когда мы вспоминаем, как бегали с ребятами по лужам, играли в прятки, баловались, на душе становится так тепло и уютно, будто мы снова вернулись в то беззаботное детство. Возможно, у кого-то даже остались фотографии из того счастливого прошлого, на которых мы видим себя такими маленькими, наивными и жизнерадостными. И эти воспоминания согревают нас изнутри.

Благодаря памяти, мы можем сохранить в голове наши ошибки, жизненный опыт. Вспоминая эти уроки, которые преподала ранее нам жизнь, мы уже не будем делать снова эти же ошибки, ведь каждый прожитый день делает нас умнее. Без памяти человек просто не смог бы жить. Он бы даже не помнил, что было вчера, он бы не помнил того, что было минуту назад. Следовательно, не мог бы мыслить и анализировать свои поступки и был бы как растение.

Так какой же можно сделать вывод о том, что такое память? Память - это одна из самых важных вещей в жизни каждого человека. Это его прошлое, это его опыт, дорогие воспоминания, это духовный клад. От неё зависит даже будущее человека, ведь, анализируя своё прошлое, человек старается что-то изменить в жизни, улучшить её. Он может измениться сам, то есть, поменять свой характер, своё отношение к окружающему миру, извлекая уроки из прошлого. Несмотря на то, что память может нас не только согревать, но и делать больно, без неё мы просто не смогли бы существовать как личность. Именно благодаря ей мы накапливаем свой багаж знаний, который несём с собой в наше светлое будущее.

9 класс. 15.3. ОГЭ

Память. Что это такое

Память. Что это такое

Популярные сочинения

Великий русский поэт и прозаик Александр Сергеевич Пушкин создал за свою короткую жизнь не мало гениальных произведений, которые читаются во многих странах мира и по сей день. К числу таких творений относится повесть

Конспект урока развития речи а в 7 классе содержит раскрытие темы с помощью цепочки аргументов, развитие внимания, способности к логическому мышлению, выделению закономерностей. Учитель проводит вступительную беседу, читает текст-образец, объясняет значение слов при помощи толкового словаря. Учащиеся выполняют упражнения на обнаружение семантических связей между новыми словами и уже известными, пишут сочинение-рассуждение.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx 33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

  • Образовательная: закрепить понятие сочинения-рассуждения; совершенствовать умение раскрывать тему с помощью цепочки аргументов;
  • Развивающая: развивать внимание, способность к логическому мышлению, выделению закономерностей;
  • Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка.
  • очертить круг задач на уроке;
  • провести вступительную беседу;
  • прочитать текст-образец;
  • проанализировать текст на наличие новых или малознакомых слов;
  • прояснить значение неизвестных слов с помощью толкового словаря;
  • записать в индивидуальные словари новые слова и их значения по тематическим группам;
  • выполнить упражнения на обнаружение семантических связей между новыми словами и уже известными;
  • приступить к написанию сочинения.

Оборудование: доска, мел, тетради, тетради-словари, толковые словари (по одному на каждой парте), карточки с опорными словами.

Тип урока: урок развития речи.

- Давайте вспомним, что такое сочинение-рассуждение. ( Сочинение-рассуждение – это логически выстроенная цепь суждений и умозаключений, объясняющая причинно-следственные связи какого-либо явления. Конечной целью сочинения-рассуждения является доказательство главной мысли – идеи, которая может быть сформулирована в заглавии – тезисе. )

- Прочитайте определение понятий “доказывать”, “объяснять”, “размышлять” на карточках, которые вам выданы. ( Доказывать – определять, истинно или ложно то или иное утверждение или отрицание, подтверждать какое-нибудь положение или точку зрения фактами и аргументами; объяснять – растолковать, делать ясным и понятным себе или кому-нибудь; размышлять – углубляться мыслью во что-нибудь. )

Учащиеся читают определения понятий.

- Скажите, в каких ситуациях употребляются эти глаголы? ( Они употребляются в ситуациях, когда нужно растолковать кому-либо свою точку зрения.)

- Как строится сочинение-рассуждение? ( Вступление – собственно доказательство – заключение, вывод).

- Какие языковые средства мы можем использовать при написании сочинения-рассуждения? (Средства, выражающие причинно-следственные отношения; обстоятельства причины, условия, вводные слова, сопоставление, побудительные, восклицательные предложения )

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу – рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

IV. Частичный анализ текста.

Вы прослушали текст. Какова, по-вашему мнению, главная мысль данного текста? Как она доказывается? Согласны ли вы с автором? Если да, то почему? Если нет, то почему? (Ответы детей). Как вы считаете, что надо сделать, чтобы в современном мире не было равнодушия или его было хотя бы меньше? (Примерные ответы: Надо уметь творить добро для других. Не обижать близких людей своим равнодушием. Уважать привычки и вкусы чужих для вас людей. Быть благодарным, всегда помогать тем, кому бывает трудно).

V. Работа с толковыми словарями .

- Какие новые слова вы услышали? Прозвучали ли слова, с которыми вы уже встречались, но значение которых вы не знаете? Откройте толковые словари, найдите в них слова, вызвавшие у вас затруднения – сначала из афоризмов, потом из текста. Могут ли пригодиться вам эти слова при работе над сочинением? ( Ученики работают со словарем ).

- Откройте тетради со словарями. В какую тематическую группу вам нужно записать новые слова? Есть ли в этой группе слова, которые также могут вам сегодня пригодиться при написании сочинения? Запишите в словари новые слова вместе со значениями.

Синонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Антонимы: гуманность, сочувствие, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь, доброта, долг.
- Каких качеств больше?

- Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?
- Посмотрите на столбик с антонимами. Каким словом мы можем объединить эти качества? Назовите ключевое слово для всех этих слов. (Милосердие)
- Как вы понимаете это слово? Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок - практикум по русскому языку в 7 классе.

Цель урока : выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тип урока : урок обучения умениям и навыкам.

Технология : технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.

образовательные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения - рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста.

развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы, отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.

воспитательные:

формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы : беседа, фронтальная работа, групповая работа,

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения - рассуждения задания 9.3.

УМК и оборудование : видеоролик, презентация, раздаточный материал

Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД : умение работать с текстом, анализировать, выстраивать

последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы поговорим о чувстве, которое должно быть присуще всем нам. А вот о каком чувстве пойдёт речь об этом вы узнаете, посмотрев видеоролик.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Учитель: Ребята, о каких чувствах идёт речь в видеоролике?

Ответ ученика: Я считаю, что речь идет о сострадании, жалости, милосердии, тех качествах человека, благодаря которым его можно назвать Человеком.

Слово учителя: В каких поступках героя выражается его милосердие? Что получает юноша в ответ за свои поступки? Как меняется мир от его доброты и милосердия?

Ответы учащихся: Юноша помогает всем нуждающимся, которых встречает на своем пути: кормит голодную собаку, подаёт милостыню, уступает место в трамвае, поливает почти увядший цветок, регулярно оставляет связку бананов престарелой женщине… Его поступки бескорыстны. От его добрых дел и милосердия мир становится прекраснее и лучше.

Учитель: Итак, ребята, о чем мы будем говорить на уроке?

Ответ ученика : О милосердии

Слайд 2( Эпиграфы)

Эпиграф на доске (запись в тетради):

Прекрасно там, где пребывает милосердие.

Пока человек чувствует боль – он жив.

Пока человек чувствует чужую боль – он Человек.

Перед вами текст, с которым мы будем работать и задания к нему, итак, чем же мы займемся? Ребята, давайте сформулируем цели урока.

Ответ ученика:

Мы будем анализировать текст, сформулируем тезис-определение, прокомментируем его, приведём примеры-аргументы, напишем сочинение-рассуждение в соответствии с его структурой.

Учитель: Итак, давайте прочитаем задание. (Чтение учащимися задания)

Учитель: Вспомним план сочинения-рассуждения. Слайд 3

Ответ ученика: Тезис, аргументы (доказательства), вывод.

Учитель: Что такое тезис, аргументы, вывод?

Ответ ученика:

Тезис −это утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы −это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод − это заключение, итог проведенного рассуждения. Памятка №1

Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения? Слайд 4

Ответ ученика : Памятка № 2

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта

Учитель: Обратите внимание на критерии оцениванивания композиции сочинения (С3К3, С3К4) . (Памятка №3). Какие в них требования к тексту?

Ответ ученика: Текст должен характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, композиционной завершённостью.

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Достаточно ли у нас материала к написанию сочинения?

Учащиеся: Нет.

Работа по сбору материала к сочинению.

Учитель: Предлагаю поразмышлять над понятием милосердие, определить лексическое значение этого слова. Для этого мы подберём к нему ассоциативные слова.

С чем же ассоциируется у вас слово милосердие?

Ответы учащихся: сердце, доброе сердце, сострадание, сочувствие… (учащиеся записывают ассоциативные слова на стикерах и заклеивают их на доске) Слайд 5

Учитель: А теперь поработаем в группах: 1-ая группа подбирает синонимы к слову, 2-ая - антонимы, а 3-ья - однокоренные слова и делает морфемный разбор слова.

Ответы учащихся:

Учитель: А теперь обратимся к словарям. Какое толкование они дают слову милосердие?

Милосердие – готовность из сострадания помочь тому, кто в ней нуждается (Толковый словарь русского языка Ушакова).

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или чему-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие – взывать к чьему-либо милосердию (Толковый словарь Ожегова)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: А теперь давайте сформулируем определение слова милосердие и запишем его, воспользовавшись речевыми клише, представленными на слайде. Слайд 7, 8

М – это нравственное качество человека, выражающееся в способности откликаться на чужую боль, а также в стремлении бескорыстно помогать людям, прощать их.

Слово учителя: Подчеркнем ключевые слова в определении и прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть ваши размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлено милосердие?

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Работа с текстом.

Учитель: А теперь, давайте обратимся к нашему тексту. (Ученик зачитывает текст)

О чем мы узнаём из текста? Кто является героем этого текста? Кто сумел проявить милосердие и в чём оно выражается?

Ответы учащихся: История, с которой мы знакомимся в рассказе А. Приставкина, конечно же, о милосердии. Воспитанницы детского дома не замечали самую маленькую из них, Люсеньку, им не было до неё дела (предл. 11). Когда девочки поймали её с рыбкой в руке, они могли жестоко наказать малышку за воровство. Но они не стали этого делать. Беззащитность Люсеньки пробудила в них милосердие. Она ведь сама напоминала худенькую рыбку (предл. 24), которую хотелось защитить. Поэтому и бросилась Инна за хлебом для малышки (предл. 29).

6. Включение в систему знаний.

Слово учителя: Следующий этап — аргументы из жизни.

Учитель: Мы с вами сформулировали, что такое милосердие, сумели привести пример милосердия из текста, а теперь обратимся к примерам из жизненного опыта и литературных произведений и примерам милосердия в наших родных чувашских традициях (Использование национально-регионального компонента). Работаем в группах.

Ответы учащихся: Примером милосердия в наши дни может служить донорство, деятельность различных благотворительных фондов, по сбору средств для тяжелобольных и нуждающихся. Милосердие является одной из основополагающих черт в национальных чувашских традициях. Так, ребёнка, который оставался круглой сиротой никогда не бросали на произвол судьбы и, несмотря порой на нищету и многодетность своего семейства, брали под опеку ближайшие родственники или соседи. Именно благодаря милосердию соседей Прохоровых, сумел подняться на ноги наш знаменитый просветитель И.Я. Яковлев.

Слово учителя: Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые клише. (Слайд 9)

Итак, в заключение скажем, зачем нужно милосердие, как оно влияет на нашу жизнь?

Слово учителя: Молодцы! Перед нами — почти готовое сочинение.

7. Рефлексия (Слайд 10)

Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.

8. Итог урока.

Подводя итог нашему уроку я хочу отметить активную работу следующих уч-ся, а также предлагаю вам оценить те ЗУН, которые вы получили и закрепили в течение урока, для этого, поставьте соответствующую букву на полях своих тетрадей:

А – Тема урока была лёгкой и понятной, написание сочинения-рассуждения не вызывает у меня затруднений.

Б – Тема в основном понятна, но имеются некоторые затруднения.

В – Тема урока для меня показалась слишком трудной

Домашнее задание вариативное (А – написать сочнение-рассуждение на тему милосердие,

Б – составить небольшой сопроводительный текст для продемонстрированного видеоролика,

В - записать предложения из видеоролика, подчеркнуть в них ошибки и через тире записать предложение, устранив речевые, грамматические и орфографические недочёты)

А в добрых сердцах нет ни капли расчёта,
У них совершенно другие заботы,
Любить бескорыстно, душой сострадать,
Безропотно путь сей земной принимать.

Чины, дивиденды для них лишь пустое,
Им чуждо фальшивое и напускное,
Под фантиком ярким они не таят
Ни чувства, ни мысли, ни жизненный взгляд.

Они не встречают людей по одёжке,
Не судят о книгах по глянцу обложки,
И лживые роли не примеряют,
Под маскою лица свои не скрывают.

И в век наш лихой "всё продай да купи"
Задаром способны помочь и спасти,
По-братски понять и руку подать,
Рубашку последнюю снять и отдать.

И нет миллиардов у них, лишь гроши,
Зато не страдают от рака души,
Нажива и выгода их не терзают,
Чудными порою их называют.

Но доброе сердце обиды прощает
И колких насмешек не замечает,
А доброе сердце в хорошее верит
И доброты для людей не жалеет.

Котёнка накормит, утешит старушку
И хлеба накрошит для птичек в кормушку,
В час скорби спасёт безутешную душу
И гостя незваного встретит радушно.

Последний полтинник пожертвует скромно,
Пальтишко отдаст погорельцам бездомным.
Поможет бесплатно, спасёт без корысти,
На бедах несчастных поживы не ищет.

И пусть не поймут его финансисты,
Его капитал - в сердце - добром и чистом!

© Copyright: Кристина Робертовна Навицкая , 2018
Свидетельство о публикации №118050506297

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его

Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,

речевой связностью и последовательностью изложения

:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1 –С3К4

Памятка №1

План сочинения-рассуждения

1. Тезис −это положение, утверждение, которое требуется доказать.

2. Аргументы −это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

3. Вывод − это заключение, итог проведенного рассуждения.

Памятка №2

Структура сочинения-рассуждения

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста +комментарий

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта +комментарий

Памятка№4

Аргументы из жизни

2.Высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.

3. СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)

4.примеры из читательского опыта

5.Результаты личных наблюдений

6.Биография известного человека(назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)

7.Культурные, национальные традиции (народная мудрость).

Памятка №5

Я познакомился. (с фактами проявления милосердия в повседневной жизни и литературе)

Было непросто. (комментировать определение)

У меня получилось. (написать аргумент из жизни)

Хотелось бы. (успешно завершить работу над сочинением – рассуждением

Я выполнял задания…

Я почувствовал, что…

Урок дал мне для жизни…

Памятка 6 Клише для сочинения.

Для вступления:

· Что такое …? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия.

· По моему мнению, … – это….

· Я думаю, что … – это….

· … – это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое …?

· Что значит …? Попробуем разобраться в значении этого слова/понятия.

· Я согласен с ФИО в том, что … - это

· Попробуем разобраться в смысле этого слова

· Попробуем определить данное слово

· Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что

· Текст ФИО заставил меня задуматься над…

· Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты и философы..

Для основной части:

· Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста (примерах из текста). Так,в предложении .

· Чтобы подтвердить сказаннное, обратимся к тексту.

· В тексте ФИО можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса)

· Предложение … подтверждает мысль о том, что.

· Примеры … можно встретить и в жизни.

· В подтверждение приведу пример из жизни (художественной литературы, СМИ, истории и т.д.)

· Этот пример из текста ярко демонстрирует названное понятие.

· Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль.

· Обратимся к тексту, в котором говорится о .

· В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества, сегодня) проблему.

· Автор говорит. подчеркивает. размышляет. высказывает свое мнение. делает акцент.

· Свое мнение я могу подтвердить примером из..

· Наблюдая за окружающими людьми, я не раз замечал(а), что

· В жизни мы часто сталкиваемся с . (наблюдаем . )

· Я не раз оказывался(лась) свидетелем того, как.


Для заключения:

· Итак, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мною определения.

· В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что.

· Эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.

· Надеюсь, что я смог(ла) объяснить значение слова .

· Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными.

Цель: П ознакомить учащихся с особенностями сочинения-рассуждения на основе данного текста.

2. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами поговорим о памяти, о том, какой смысл мы вкладываем в это слово и какое значение память имеет для нас;

познакомимся с новым типом сочинения-рассуждения на основе данного текста. Особенность этого сочинения состоит в том, что, аргументируя свой ответ на вопрос, автор сочинения должен привести не менее 2-х доказательств из предложенного текста, а затем свой пример.

3.Работа по теме урока

Учитель: Итак, ПАМЯТЬ… Какой смысл мы вкладываем в это слово?

Учитель: Действительно, Память обладает поистине волшебными качествами. Она дает возможность увидеть снова то, что мы видели когда-то, увидеть много раз то, что наблюдали однажды. Память может в жаркое время показать снег, в засуху — дождь. Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали, память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Мы можем вспомнить вкус дыни, которую ели месяц назад, потому что у нас есть память на вкусовые ощущения. Зимой мы можем вспомнить, как пахли грибы осенью, потому что у нас есть память на запахи. Представьте себе, что вы увидели красивую птицу. Птица улетает, но в вашей памяти остается ее образ. Это работает память глаза - зрительная память . Шумит дождь за окном. Дождь проходит, а его шум остается в памяти. Это память уха — слуховая память. Руки привычно режут хлеб, привычно выводят буквы, привычно прикасаются к струнам. Ноги привычно вращают педали велосипеда. Они запомнили нужные движения. Это двигательная память. А органы речи помнят, как им нужно работать, чтобы произносить слова. Это речедвигательная память.

Может быть, видов памяти так же много, как видов человеческих занятий. Говорим же мы о памяти на лица или на даты, о памяти музыкальной, о памяти на номера телефонов.

О доброй силе памяти написал советский поэт Давид Самойлов. В его стихах есть самые необычные виды памяти: птица-память, ветер-память, деревья-память. Заканчивается это стихотворение словами:

Но в памяти такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит.

Шумит, не умолкая, память-дождь.

И память-снег летит и пасть не может.

Учитель: А сейчас я познакомлю вас с легендой о манкуртах , которую рассказал советский писатель Чингиз Айтматов в романе "И дольше века длится день", а вы попытайтесь определить, какую главную мысль хотел донести до читателя Чингиз Айтматов?

Учитель вслух читает легенду, ребята слушают.

Если учащиеся затрудняются, учитель раздаёт тексты каждому учащемуся и повторяет задачу.

(учащиеся про себя читают текст и отвечают на вопрос.

Учитель подводит ребят к мысли, что, только имея память, человек становится человеком)

Учитель: вы правы, если думаете , что, только имея память, человек становится человеком)

А теперь, ребята, давайте в тексте найдём доказательства этой мысли.

(учащиеся называют предложение №4, в котором говорится, что даже родные не пытались искать своих близких, потому что это значило вернуть себе только чучело прежнего человека)

Далее дети вместе с учителем рассуждают о том, что значит мать для каждого человека и делают вывод, что манкурт - это уже не человек, т.к. он забыл свою мать и убил её. Об этом сообщается в предложении № 12.

Учитель: А теперь ребята давайте подумаем, нет ли манкуртов в нашей современной жизни.

(Дети приводят примеры боевиков, которые захватили школу в Беслане и т.д.)

Учитель: Так каким же должен быть человек, чтобы всегда оставаться человеком?

(Дети рассуждают о том, что всегда нужно помнить своих родных, свою страну и дорожить всем, что для тебя свято)

Учитель рассказывает историю современного парня, Андрея Родионова, который служил в армии и был пленён чеченскими боевиками.

Под жестокими пытками он не отказался от своей веры, не принял ислам и не поднял оружие на своих однополчан, попавших в плен. Мать Андрея Родионова долго искала своего сына, но, в конце концов, нашла обезглавленное тело своей кровиночки.

Учитель: Дома, ребята, вы напишете сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.

Напишите, какая главная мысль в этой легенде?

Разделяете ли вы точку зрения автора?

Свой ответ аргументируйте, приводя доказательства, как из прочитанного текста, так и собственные.

НО ПОМНИТЕ! Вы обязательно должны указать номер предложения, в котором содержится доказательство, или можно прибегнуть к цитированию.

Возможен и такой вариант приведения аргументов, когда указывается номер предложения, в котором содержится доказательство главной мысли, а в скобках цитируется содержание предложения.

4. Рефлексия. Оценки.

Карточка для каждого учащегося

1)Когда-то давно-давно, несколько веков назад, появилось в степи жестокое племя жу аньжуанов. 2)Они захватывали в плен молодых воинов и обращали их в рабов. 3)А для того чтобы было легче держать пленных в повиновении, их жестокими пытками доводили до полной потери памяти: превращали в манкуртов — рабов, не помнящих своего прошлого. 4)Самые близкие люди не стремились спасти их, ибо это значило вернуть себе только чучело прежнего человека. 5)Манкурт не понимал, что он человек. Он был абсолютно покорен, выполнял самую тяжелую и грязную работу, требующую тупого терпения. 6)Но мать одного молодого манкурта решила отыскать его и вернуть, каким бы он ни был. 7)Ведь мать — это всегда мать, она все равно любила сына и была ради него готова на все. 8)Манкурт пас в степи стадо верблюдов. 9)Мать пыталась разбудить его память, называя его по имени, напоминая об отце и о себе. 10)Но манкурт оставался равнодушным. 11)В конце концов по приказу своих повелителей сын убил мать выстрелом из лука. 12)Но и мертвая, она взывала к его памяти. 13)Ее белый платок превратился в птицу и полетел к нему с криком: "Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твое имя? Имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай! Доненбай! Доненбай.

Какая главная мысль в этой легенде? Напишите.

Напишете сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.

Напишите, какая главная мысль в этой легенде?

Разделяете ли вы точку зрения автора?

Свой ответ аргументируйте, приводя

доказательства, как из прочитанного текста, так и

НО ПОМНИТЕ! Вы обязательно должны указать номер предложения, в котором содержится доказательство или можно прибегнуть к цитированию. Возможен и такой вариант приведения аргументов, когда указывается номер предложения, в котором содержится доказательство главной мысли, а в скобках цитируется содержание предложения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы.

Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста".

Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".

Материал содержит планирование элективного курса для учащихся 9 класса.


Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)

Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче.


В век цифровых технологий на смену живому человеческому общению приходят автоматизированные фразы, компьютерные программы. Человек утрачивает способность грамотно и красноречиво высказывать свою точку.

Читайте также: