Урок на тему рассуждение сочинение рассуждение

Обновлено: 05.07.2024

Сочинение является выражением мыслей и чувств окружающих людей. На бумаге мы выражаем все то, что невозможно выразить обычными словами. Каждый при написании использует свой индивидуальный стиль. Самый распространенный вид сочинений – рассуждение и изложение своих мыслей по какой-либо проблеме и конкретному вопросу. В этом уроке разберем, как правильно излагать свои мысли и грамотно писать сочинение-рассуждение.

План урока:

Понятие сочинения

Чтобы разобраться с правилами, необходимо сначала познакомиться с самим определением. Рассмотрим, какое значение лежит в этом понятии, и какие виды существуют.

Основные аспекты написания

В заданиях часто просят написать сочинение-рассуждение на тему любви, дружбы, верности и других общечеловеческих ценностях. В них затрагивают важные проблемы человечества и находят различные взгляды на многие ситуации. Но многие лингвисты по-разному давали определение этому термину. В толковом словаре Ожегова можно встретить следующее толкование:

А. Ушаков дает несколько другое определение сочинению:

Можно сделать вывод, что данное понятие многозначное, и его можно интерпретировать с разных сторон. Но если обобщить всю теорию, то можно вывести один общий термин. Сочинение – это изложение собственных мыслей на заданную тему или ответ на поставленный вопрос с приведением дополнительных аргументов из различных источников.

Чаще всего сочинение встречается в школьной программе. В более старшем возрасте оно преобразуется в такое задание, как эссе, которое тоже подразумевает олицетворение мыслей человека на бумаге.

Виды сочинения-рассуждения. Основные функции

В русском языке различают несколько типов сочинений-рассуждений. Каждое из них имеет особое и несет определенное значение. Смысл сочинения-рассуждения лежит в полном раскрытии темы, исчерпывающем ответе на вопрос. Самое главное – оно должно быть целостным и составленным по всем правилам русского языка. Не допускается наличие грамматических, речевых и пунктуационных ошибок.

Различают следующие виды сочинений рассуждений:

  • доказательство: целью является доказать истинность или ложность тезиса;
  • объяснение: подробно объясняет содержание заданного тезиса;
  • размышление: выявляет причинно-следственные связи между аргументами и размышлениями.

Каждый тип по-своему уникален. Конкретно разберем их в следующих разделах урока и посмотрим реализацию на конкретных примерах.

Также сочинение играет очень важную роль в речи. Этот способ изложения мыслей обогащает русский язык и прокладывает дорогу для создания новых выдающихся произведений искусства.

  • 1) способствует правильному построению и изложению мыслей человека;
  • 2) формирует его представление об окружающем мире через анализ всеобщих ценностей и идеалов;
  • 3) учит сопоставлять факты и проводить аналогию между предоставляемыми источниками информации;
  • 4) вносит разнообразие в русский язык и способствует распространению литературной культуры;
  • 5) формирует мысли, взгляды и точку зрения человека на вечные вопросы бытия.

Это и многое другое характеризует сочинение-рассуждение как важную часть русского языка. Без него изложение мысли было бы другим и потеряло бы всякий смысл.

Состав сочинения-рассуждения

Любое сочинение можно разделить на несколько частей. Каждая из них отвечает за особый вид информации и содержит различные средства выразительности для обогащения языка.

Содержание сочинения-рассуждения. Трудные моменты

Каждое сочинение имеет свою структуру, которой необходимо придерживаться. Вне зависимости от вида, всегда нужно писать его по определенному плану. Сочинение содержит тезис, размышления автора и цель, ради которой оно и было написано. В основном его структура предполагает наличие трех обязательных частей, поделенных между собой на отдельные абзацы.

Средства выразительности. Применение в сочинении

Следует отметить, что средства выразительности, используемые в сочинении-рассуждении, играют важную роль в восприятии самой информации написанного. Чем больше красивых речевых оборотов использовано в работе, тем интереснее ее читать.

Средствами выразительности в сочинении являются:

Аргументы. Связь между примерами

В качестве аргументов можно использовать всевозможные источники. Это могут быть и произведения литературы, и научные статьи, и маленькие очерки – все зависит от вида сочинения-рассуждения и фактов, которыми должен быть подкреплен тезис.

Иногда один аргумент нужно найти в предложенном тексте, а один добавить самостоятельно. Для этого нужно обладать большим запасом знаний и читать много литературы. А порой встречается и необходимость приведения сразу двух аргументов из текста. Очень важно указывать связь между ними, иначе можно потерять смысл всей излагаемой мысли.

Виды связи примеров:

  • 1) дополнение одного аргумента другим;
  • 2) противопоставление двух и более аргументов.

Таким образом, эти примеры, дополняя друг друга, в полной мере раскрывают проблему взаимоотношений в семье.

Таким образом, эти примеры, построенные на противопоставлении, в полной мере раскрывают проблему безнравственного отношения к окружающим.

Характеристика видов

Рассмотрим типы сочинений-рассуждений более подробно. Каждый подвид характеризуется своими особенностями и выполняет разные роли.

Виды сочинений. Особенности каждого типа

В школе встречаются различные виды сочинений. Их нужно уметь различать между собой и знать средства выразительности, которые уместно употребить в том или ином случае.

Виды сочинений таблица

Слова из последнего столбика можно использовать в своей работе. Главное подбирать их для нужных случаев и не путаться в разновидностях сочинений-рассуждений. В основном рассуждение предстает сочинением в виде эссе, где есть тезис и необходимо самостоятельно подобрать аргументы.

Примеры сочинений. Способы их отличия друг от друга

Чтобы верно написать сочинение, нужно следовать определенным алгоритмам. Рассмотрим на конкретных примерах, как сделать это грамотно.

Пошаговый алгоритм написания сочинения-доказательства:

  • выяснить предмет доказательства;
  • само тело сочинения: доказательства, тезис и несколько аргументов;
  • подведение итогов и выводы, согласие или несогласие с доказательством.

Данный тезис необходимо раскрыть со всех сторон и доказать свою точку зрения. Нужно привести аргументы либо в сторону того, что герой – заложник времени, либо, что он аморальная личность. Доказательства в данном случае необходимо искать в самом тексте произведения или же в истории его создания.

Краткое построение сочинения:

Тезис: Раскольников – заложник времени.

Первый аргумент: произведение написано в трудный исторический период для России, в котором было много социальных проблем.

Второй аргумент: Раскольников не знал, как поступить иначе, хотя в нем был большой потенциал.

Вывод: Раскольников, действительно, заложник времени.

Пошаговый алгоритм написания сочинения-объяснения

Здесь необходимо на основе теоретических знаний по этой теме подкрепить аргументами данный тезис. Очень важно ссылаться на определения и общепринятые правила. Цель – доступно и развернуто объяснить предлагаемую тему.

Краткое построение сочинения:

Тезис: предложение – единица языка.

Первый аргумент: предложение является целостным и связанным по смыслу субъектом языка.

Второй аргумент: оно является частью текста, а текст – это единица языка.

Вывод: предложение действительно является единицей языка.

Пошаговый алгоритм написания сочинения-размышления

  • подумать над поставленным вопросом или тезисом, понять суть проблемы;
  • подобрать аргументы из текста или из другого источника, раскрывающие проблему или отвечающие на вопрос;
  • сделать вывод с собственной оценкой.

Здесь необходимо написать все свои мысли по данному вопросу. Сначала нужно будет раскрыть сам тезис, а уже затем подкреплять его аргументами. Доказательствами может выступать исходный текст, если он есть. В случае его отсутствия – использовать разные произведения и личный жизненный опыт. В конце необходимо высказать свое мнение относительно данного вопроса и подвести итог.

Краткое построение сочинения:

Тезис: любовь – это светлое бескорыстное чувство симпатии, которое человек испытывает к окружающим.

Вывод: любовь – это действительно огромная сила, которая способна делать человека счастливым.

Задания для подготовки к ОГЭ

Самым последним заданием, которое предстоит выполнить учащимся на ОГЭ по русскому языку – написать сочинение-рассуждение на одну из тем. Разберем задания поподробнее

Особенности задания 9. ОГЭ 2020 по русскому языку

Есть три группы заданий, в которых требуется выбрать одно сочинение из нескольких предложенных. В первом необходимо написать сочинение-объяснение на лингвистическую тему. Второе задание – сочинение-доказательство на поиск аргументов из текста. И третье – сочинение-размышление, необходимо ответить на поставленный вопрос.

Главное выбрать тот стиль, в котором писать получается лучше всего. Нельзя допустить речевых, грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок, за это снижают баллы. Так что нужно запомнить, какие слова можно использовать в качестве дополнительных в каждом стиле.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Штокаленко Елена Николаевна

район, Алтайский край

Тип урока: объяснение нового материала

Цель урока: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.

Задачи: познакомить учащихся с типом текста-рассуждение; научить различать этот тип текста среди других; развивать устную и письменную речь учащихся на основе рассуждения.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

– выражать положительное отношение к процессу познания:

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность;

Метапредметные –

принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию,

определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; формирование умения вести самостоятельный поиск информации.

формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения

Знать и различать типы речи, основные их признаки; уметь строить свой текст в соответствии с типом речи и заданной темой на лингвистическую тему.

Оборудование: раздаточный материал, ИКТ

I .Организационный момент. Приветствие. Запись числа, темы урока.(1 слайд)

II .Актуализация знаний

1.Слово учителя. В жизни часто возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным сове мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, при этом высказывают противоположные рассуждение. Здесь важно суметь доказать свою правоту. Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль.

2.Работа с эпиграфом. Как вы понимаете данное высказывание?

(Иоанн Лествичник )

3.Повторение пройденного о типах речи.

- Мы знаем три типа речи. Какие? (Описание, повествование, рассуждение)

-Как различаются типы речи?

Описание -это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Отвечает на вопрос КАКОЙ?)

Повествование -это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО)

Рассуждение-это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?

Рассуждение – это доказательство какой-то мысли. Тезис является главной частью рассуждения. Основное место в рассуждении занимают доказательства тезиса. В заключительной части обычно формулируется вывод.

На доске чертим схему рассуждения ( тезис- аргументы, примеры-вывод)

Задание 1. Работа с текстом. Их трех представленных текстов, определить, какой из них рассуждение, доказать. Приложение 1

Текст: изобразительное повествование, отвечает на следующие вопросы:

1.Что случилось? (В городе пошел дождь)

2.Где и с кем произошло? (Городские жители дождались дождя)

3.Когда случилось? (Летом пошел дождь)

Текст 2. Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.

Текст: описание, отвечает на следующие вопросы:

1.Какой предмет описывается?(Дождь)

2. Каков предмет?(Серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, и т.д.)

Текст 3 .Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять-изнуряющий зной душного лета? Опять-раскаленный асфальт? Опять- задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.

Текст: рассуждение-размышление, отвечает на следующие вопросы:

1.Почему?( Потому что закончился дождь и вернется надоевшая жара).

2. Зачем? (Чтобы представить, чего ждать от капризной природы)

III .Объяснение нового материала.

Сегодня мы будем готовиться писать сочинение-рассуждение, но для начала вспомним еще раз, из скольких частей состоит сочинение- рассуждение. Проведем небольшую словарную работу.(слайд)

Тезис- положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль, которую нужно доказать.

Доказательство -подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими словами, примеры, доказывающие основную мысль текста.

Вывод -итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель.

Иногда рассуждение начинается вступлением, чтобы читатель мог освоиться в предлагаемой теме, привыкнуть к ней, понять ее. Но вступление бывает не всегда. Когда нет нужды готовить читателя к восприятию темы и последующего содержания текста, вступление не создается.

Составление плана-памятки текста-рассуждения . Приложение 2

Задание 2. Определить в тексте тезис, аргументы и вывод Приложение 3

Девочки любят заниматься фигурным катанием. Фигурное катание – популярный в России вид спорта. У нас много чемпионов, лучшие спортивные школы . Девочки хотят походить на своих кумиров, добиться славы, успеха. Девочки хотят походить на своих кумиров, добиться славы, успеха . Каждому занятие по душе: мальчики могут заняться хоккеем, а девочки – фигурным катанием. Везде требуется сильный характер, воля к победе, целеустремлённость и трудолюбие. Фигурное катание – это смесь искусства и спорта.

Тезис: Девочки любят заниматься фигурным катанием.

Аргумент 1. Фигурное катание – популярный в России вид спорта. У нас много чемпионов, лучшие спортивные школы. Это первый аргумент. Его недостаточно, потому что мы пока не объяснили, почему фигурное катание любят именно девочки

Аргумент 2. Девочки хотят походить на своих кумиров, добиться славы, успеха.

Аргумент 3 . Третий аргумент. Фигурное катание – красивый вид спорта. Катание под музыку, пластика, грациозность, оригинальные костюмы придают зрелищность этому виду спорта. Это привлекает девочек.

Вывод. Каждому занятие по душе: мальчики могут заняться хоккеем, а девочки – фигурным катанием. Везде требуется сильный характер, воля к победе, целеустремлённость и трудолюбие.

IV .Закрепление

Задание 3. Прочитать текст. Доказать, что это рассуждение. Выделить части рассуждения в тексте.

Слова-клише для сочинения-рассуждения. Приложение 2

Задание 4. Что дано в этом рассуждении? Чего не хватает? Допишите доказательства и вывод.

Что может книга.

Я очень люблю читать. Однако многие мои знакомые считают, что чтение — это бесполезное занятие, отнимающее кучу времени. Даже раскрыв интересную книгу, они могут заснуть над ней или просто не понимают прочитанного. Я уверен, что такие люди не правы, они даже не понимают, как много интересного и полезного проходит мимо них.
Во-первых, книга

Задание 5 . Вспомните книгу, которую вы недавно прочитали. Составьте рассуждение – отзыв об этой книге

Я хочу рассказать о книге ______________________________________________________

Я выбрал ее потому, что _____________________________________________________________________________

Мне эта книга понравилась, так как _____________________________________________________________________________

Поэтому мне бы хотелось, чтобы эту книгу прочитали все ребята.

V . Подведение итогов урока.

1. Особенности различных функционально-смысловых типов текста.

2. Принцип написания сочинения-рассуждения.

Повествование – тип речи, передающий сменяющие друг друга события.

Описание – тип речи, описывающий черты, признаки предмета или явления.

Рассуждение – тип речи, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов.

Тезис – утверждение, передающее вашу точку зрения, то, что вы будете доказывать.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Никитина Е. И. Русская речь. Учебное пособие по развитию речи. 5–7 классы. – М.: Просвещение, 1992. – 192 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте прочитаем небольшой текст:

На улице было тепло, и Кате решила пойти на прогулку с подругами. Она позвонила Маше и Асе, и они договорились встретиться в парке.

Обратите внимание, что текст как будто переключает с одного способа передачи информации на другой: в первом абзаце мы узнаём о событиях из жизни девочки, что она сделала сначала, что было дальше. Такой тип речи называется повествование.

В конце мы читаем о мыслях героини: она никуда не идёт и ничего не делает, но задумывается о поступках своей матери, размышляет об особенностях рукоделия.

Такой тип речи называется рассуждение. Давайте поговорим о нём подробнее.

Текст-рассуждение задаёт вопросы и старается ответить на них. Рассуждение может быть размышлением, объяснением или доказательством.

Для рассуждения характерно большое количество вопросов, примеров, аргументов. Так как рассуждение часто передаёт мысли одного человека – это личная точка зрения.

Чтобы написать сочинение-рассуждение, определите тему. Затем напишите план вашего рассуждения.

В первой части вы можете порассуждать о теме вообще, о том, почему она является важной и интересной.

Затем переходите к проблеме, то есть к вопросу, на который вы хотели бы ответить. Каким будет ваш ответ?

После вам нужно привести аргументы, подтверждающие вашу точку зрения. Таких аргументов должно быть несколько.

И в конце подведите итог своих мыслей, обобщите сделанные выводы.

Помните, что центром вашего сочинения будет тезис, то есть утверждение, передающее вашу точку зрения, то, что вы будете доказывать. В качестве аргументов можно использовать и личный опыт, и примеры из литературы, исторические факты, публикации. Выбирайте подходящие и убедительные.

Чтобы украсить своё сочинение, можно начать с эпиграфа – цитаты из художественного произведения или афоризма.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Установление соответствий между элементами двух множеств

Соотнесите части сочинения и элементы содержания.

1. Постановка вопроса; аргументация; выводы

2. Основная часть; введение; заключение

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Введение любого сочинения знакомит читателя с темой, поэтому в этой части будет постановка вопроса. Доказывать свою позицию аргументами следует в основной, самой объёмной части, а в последней части – заключении – приведите свои выводы.

Правильный ответ:

Постановка вопроса – введение; аргументация – основная часть; выводы – заключение

Установление соответствий между элементами двух множеств

Рассортируйте предложения по типам речи: повествование, описание, рассуждение.

Если каждый человек начнёт задумываться об экологии, изменения будут удивительными.

Нектарин был спелым, жёлто-красным, его кожица блестела от яркого солнца.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

В первом предложении содержится информация о действиях героев, такой тип мы назовём повествование. Во втором предложение выражается точка зрения, делаются выводы – это рассуждение. В третьем предложении описывается нектарин, его цвет. Состояние – это описание.

Правильный ответ:

Описание: Нектарин был спелым, жёлто-красным, его кожица блестела от яркого солнца.

Рассуждение: Если каждый человек начнёт задумываться об экологии, изменения будут удивительными.

Данная методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сочинению - рассуждению (задание 9.3)" входит в систему занятий по подготовке к государственной итоговой аттестации. И будет полезна при подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Произведения, изучаемые в школе, различны по характеру, жанру. Но все они способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников. Благодатным материалом являются произведения УНТ, древнерусской литературы, именно в них заложена мудрость народа, его размышления о добре, зле, дружбе, верности. Былины, пословицы, поучения, сказки - не только жанры , в их основе- понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости. Литература XVIII- XIX веков продолжает традиции , заложенные устным народным творчеством и древнерусской литературой. Она обращает внимание на проблемы вины и наказания, войны и мира, бездействие человека, деспотизм и рабство. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь и др. ставят перед читателями не только острые социальные вопросы, но и проблемы человеческого существования. Например, пафосом отрицания деспотизма, идеей уважения человека, его чести, достоинства является поэма Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича”. О героических подвигах запорожских казаков - повесть Гоголя “Тарас Бульба”.

И так, самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного мира. Наши дети – это наше будущее, будущее России. И нам бы хотелось, чтобы дороги, по которым они пойдут, были светлыми, чтобы спутники наших детей были добрыми.

В процессе урока используется технология критического мышления. Эта педагогическая технология позволяет на уроке совместно искать творческие пути решения проблем. Именно она вызывает интерес на уроке к изучению нравственных понятий, помогает им формулировать вопросы и искать на них ответы. Применение приема "Кроссенс" способствует формированию креативности и коммуникации, повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, формирует навыки работы с информацией. , использование приемов "Кластер" , "Мозговой штурм" помогают активно воспринимать текст, строить как устное высказывание, так и письменное. Формирование универсальных учебных действий способствует успешной социализации девятиклассников. Для достижения цели - формирование навыков написания сочинения - рассуждения на морально - этическую тему решаются задачи: образовательные, развивающие , воспитывающие.

Урок - практикум по русскому языку в 9 классе.

Цель урока : выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тип урока : урок обучения умениям и навыкам

Технология: технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.

− образовательные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения - рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста.

− развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы,

отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.

− воспитательные:

формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы : беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная,

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся : анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения - рассуждения задания 9.3.

УМК и оборудование : презентация, раздаточный материал

(текст В. И. Белова, задания для групп); записи на доске (тема урока, эпиграф); памятка

Личностные УУД : стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД : формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать

последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы.

t1621333651aa.jpg

Мотивация к учебной деятельности.

Слово учителя : - Здравствуйте, ребята.

-Обратите внимание на слова Роберта Кийосаки, японского бизнесмена, писателя)

-Какова ваща основная цель на учебный год?

Ученик:Подготовиться к ОГЭ

Учитель: Да, в вашей жизни наступает ответственный момент, я желаю вам целеустремленно, плодотворно подготовиться и успешно сдать ОГЭ .

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Слово учителя : Посмотрите на слайд и определите тему урока. (Метод кроссенс)

Ответ ученика : Подготовка к ОГЭ, задание №9.3, написать сочинение- рассуждение.

Ребята, давайте сформулируем цели урока.

Мы будем анализировать текст, сформулируем тезис-определение, прокомментируем его, приведём примеры-аргументы, напишем сочинение-рассуждение в соответствии с его структурой.

Учитель: Итак, прочитаем задание. ( Чтение учащимися задания )

Учитель: Вспомним план сочинения-рассуждения.

Ответ ученика : Тезис, аргументы (доказательства), вывод.

Учитель: Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис −это утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы −это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод − это заключение, итог проведенного рассуждения.

Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения?

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта

Учитель: Обратите внимание на критерии оценивания композиции сочинения. Какие в них требования к тексту?

Ответ ученика: Текст должен характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, композиционной завершённостью.

III. Выявление места и причины затруднения. работа по сбору материала к сочинению

Учитель: Достаточно ли у нас материала к написанию сочинения?

Дети получают листы - заготовки, оформленные на формате А3, карточки с заданием прикрепляются. Работа идет в группах. По завершению работы на доске учащиеся размещают записи.

Слово учителя : Поработаем с толковыми словарями. Подберите синонимы и антонимы к слову уважение.

Ответ ученика : Синонимы: Внимание — признание — почитание — почтение−почтительность− взаимоуважение − обожание − почёт − преклонение − признание − респект − уважительность

Ответ ученика : Антонимы: презрение, неуважение, пренебрежение, надругательство, дерзость , непочтительность .

Прочитаем высказывания известных людей об уважении:

Ученик 1: Уважение других дает повод к уважению самого себя./ Рене Декарт/

Ученик 2: Уважай в себе и других человеческую личность. /Д.И. Писарев/

Ученик 3: Нет для меня уважения дороже, чем уважение человека, которого сам больше всех по заслугам уважаю. / Апулей/

Запишите одно из понравившихся вам высказываний в свои тетради.

Обратимся к словарю:

УВАЖЕ́НИЕ− Чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств, заслуг, высоких качеств. Оказывал ей всегда уважение .

Толковый словарь Ушакова

Уважение− Почтительное отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств. Достоин уважения кто-н. Питать у. к кому-н. Сделать что-н. из уважения (в знак уважения). Пользоваться общим уважением. Взаимное у.

Словарь Ожегова

Уважение −Чувство, основанное на признании чьих л. достоинств, заслуг, качеств; почтение. Пользоваться всеобщим уважением. □ Управляющий сказал мне: Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели.

Слово учителя : На карточках написаны задания по группам.

1 группа : Как вы понимаете смысл пословицы: Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.

2 группа : Как вы понимаете смысл пословицы: Где тебя знают, твой ум уважают, а где не знают - твою одежду.

3 группа : Как вы понимаете смысл пословицы: Кто сам уважает, того и другие уважают.

Примерные ответы учащихся

Кого можно уважать?

учителей, родителей, старших, друзей, одноклассников, себя

Что можно уважать?

Мнение других людей, их чувства, переживания, интересы и вкусы, круг общения

За что можно уважать?

За трудолюбие, старание, смелость, скромность достижения в спорте, в учёбе, в работе,

Каким бывает уважение?

Искренним, безграничным, глубоким, невольным

Какие качества и поступки человека, на ваш взгляд, не достойны уважения?

Лень, трусость, эгоизм, предательство, обман.

Где может проявляться уважение?

В семье, в школе, на работе, в обществе.

Как можно проявлять уважение?

Выражать благодарность, делать комплименты,

проявлять заботу, оказывать помощь, дарить подарки, уделять время, проявлять внимание, уметь слушать, проявлять интерес, учиться ставить себя на место других, смягчать свои высказывания.

Зачем нужно уважать других людей?

Уважать - это считаться с интересами окружающих нас людей. Необходимость уважать других людей неразрывно связана с самой необходимостью общаться с другими людьми, жить в социуме, в ладу с окружающими.

Для чего нужно самоуважение

Для того чтобы достичь желаемых результатов в жизни

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Слово учителя : Ребята, давайте сформулируем и запишем определение уважения.

Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку

Часть сочинения

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

На мой взгляд, уважение - это.

По моему мнению, уважение - это.

Мне кажется, что уважение - это.

Я думаю, что уважение - это.

Что такое уважение? Я считаю, что.

Учитель: Какие способы толкования слов вы знаете?

3.Способ отрицательного определения

описательной частью, оформляемым чаще придаточным предложением, реже определительными оборотами

Уважение−нравственное качество человека, которое проявляется в …

Тождественным (или близким по значению) словом-синонимом

Способ отрицательного определения

Путём перечисления таких свойств, предметов, которые у него отсутствуют.

Человек, уважающий других−тот, кто никогда не…

Примерный ответ : На мой взгляд, уважение – этоодно из важнейших требований нравственности, которое предполагает способность к взаимоуважению, самоуважению, уважению окружающего нас мира в целом.

Слово учителя : Подчеркнем ключевые слова в определении и прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть ваши размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлено уважение?

Примерный ответ: Нужно с уважением и почтением относиться к старшему поколению,

к учителям, родителям, так как у них больше знаний, жизненного опыта, мудрости. Нужно бережно и с уважением относиться к природе, ко всему, что нас окружает.

Обратим внимание на критерии оценки определения и его комментария.

V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Чтение текста.

1) Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.

2) Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который

традиционно считался главой. 3) Отца дети уважали и слушались .4) Он

занимался сельхоз работами, строительством, заготовкой леса и дров. 5) Всю

тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 6) Руководство

домашним хозяйством было в руках жены и матери. 7) Она ведала всем в доме:

присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 8)Все эти работы

она делала не одна. 9) Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с

игрой начинали делать что-то полезное. 10) Доброта, терпимость, взаимное

прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь.11)

Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали

жалость к их носителям. 12) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить

добром или промолчать. 13) Любовь и согласие между родственниками давали

начало любви за пределами дома. 14) От человека, не любящего и не

уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Беседа.

Слово учителя : Какую проблему поднимает в тексте В. И. Белов?

Ответ ученика : Проблему проявления уважения к старшим, к родителям.

Слово учителя : Определите стиль данного текста.

Ответ ученика : Художественный.

Слово учителя : Какой тип речи использован в тексте?

Ответ ученика : Повествование.

Слово учителя : Какова основная мысль текста? Запишем.

Ответ ученика : Нужно уважать и любить своих родителей, помогать им во всём. Тот, кто уважает своих родных, будет с уважением относиться и к другим людям.

VII. Включение в систему знаний.

Слово учителя : Следующий этап — аргументы из текста.

Обратите внимание на критерии оценки примеров – аргументов (Памятка №3)

и речевые клише.

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту (ФИО автора в род. п.), в котором говорится о .

В своём тексте автор поднимает очень важную для нас проблему.
В предложении № . автор говорит о том, что.

Чтобы подтвердить сказанное обратимся к тексту.

Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) …

В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.

Ввести в сочинение аргументы можно следующим образом:

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

Слово учителя : Обратимся к тексту В. Белова и сформулируем аргумент. В конце работы

Учитель : Второй аргумент приведем из жизненного опыта.

Памятка№5 Аргументы из жизни :

2.высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.

3.СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)

4.примеры из читательского опыта

-Какие произведения о проявлении уважения вам известны?

-Романы А.С.Пушкина "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", "Белый Бим черное ухо" Гавриил Троепольский

5.результаты личных наблюдений

6.биография известного человека (назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)

7.культурные, национальные традиции (народная мудрость).

3. Аргумент 2

Свое мнение я могу подтвердить примером из произведения…

… (автора)
В жизни мы часто наблюдаем.
Однажды я был свидетелем события, которое…

Своё мнение я могу подтвердить примером из жизненного опыта.

Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые клише.

4. Заключение

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что.
Таким образом, можно заключить, что.
В заключение я хочу сказать, что.

Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать…

Итак, в заключение скажем, зачем нужно уважение?

Ответ ученика : Без уважения невозможны настоящие дружба и любовь; чтобы семьи были счастливыми и дружными; чтобы люди жили в мире и согласии между собой,

развивались духовно и эмоционально; укрепляет веру в себя и окружающих.

Слово учителя :Молодцы! Перед нами — почти готовое сочинение, которое вы дома закончите.

VIII. Рефлексия

Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.

Я познакомился. (с фактами проявления уважения в окружающем мире, в истории и литературе)

Было непросто. (комментировать определение)

У меня получилось. (написать аргумент из жизни)

Хотелось бы. (успешно завершить работу над сочинением - рассуждением)

IX. Итог урока.

Учитель: оцените свою работу на уроке.

Учитель: Закончить наш урок хочу словами современного поэта

Есть в каждом то, за что он может
Быть уважаем и любим.
Ведь мы себя не уважаем
Неуважением к другим.

Жить интересней уважая
Все то, что есть вокруг тебя.
Зло, хамство, грубость – это глупость,
Неуважение себя.

Не оскорбляй неуваженьем
Любую живность на Земле,
Ты даже мелкую букашку
Не в силах распознать вполне.

Пусть слаб соперник – собеседник,
Шагов достойных ожидай.
Ведь чем-то все-таки он лучше,
Добро и ум предвосхищай.

И если плод твоих усилий
Вкушать еще не суждено,
Все сохранится в подсознанье,
Туда посеяно зерно.

в минуты разочарований
Смири пыл чувства своего,
Знай, проявить ты был не в силах
Благих возможностей его.

Блеснувший случай мимолетный
Смог искру мысли подарить.
Сочти её закономерной,
Чтоб душу вспышкой озарить.

Друзья! Во всем, во всех пытайтесь
Дух доброй воли распознать.
Ум, почву мысли, уваженьем
Всегда стремитесь удобрять.

Читайте также: