Урок 5 класс кавказский пленник сочинение 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Главными героями в рассказе выступают офицеры Жилин и Костылин. Они абсолютно противоположны друг другу, имеют разные характеры. В произведении показываются отношения между людьми различных полов, возрастов и народов. Здесь мы в полной мере наблюдаем, как раскрываются разные человеческие качества: боязливость, жадность, высокомерие, эгоизм, мстительность. Однако в конце как обычно побеждает добро, а вместе с ним храбрость, упорство и находчивость.

Весь рассказ Жилин старался отыскивать выходы из сложных ситуаций. Даже, когда он был в плену, смог познакомиться с татарской девочкой Диной. Именно она помогла спасти ему жизнь. Когда первый побег из плена не удался, Жилин не опустил руки и пробовал вновь вырваться на свободу. А вот Костылин, напротив, показал себя при встрече с неприятелями как трус и предатель. Из-за него, когда Жилин и Костылин бежали из плена, их нашли и вернули туда обратно, потому что он всю дорогу мучился и стонал. Однако в конце произведения в Костылине что-то пробудилось, и он принял решение отказаться от совместного побега. В итоге Жилин бежал один, а помогла ему в этом девочка Дина.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что война – бессмыслица. Результат у неё всегда один: горе для людей и миллионы ни в чём неповинных жертв. А вот дружба – это навечно.

Находясь в плену, офицеры ведут себя абсолютно по-разному: Костылин ожидает, что за него дадут выкуп и ничего не делает. А вот Жилин, напротив, остаётся сильным и не теряет самообладания. Жилин стремится сбежать, разрабатывает план побега. В плену он знакомится с девочкой Диной, дочкой татарина. Для этой девчонки он мастерит кукол из глины, а она за это тайком приносит ему еду. Они сдружились. После первого неудачного побега, который оказался неудачным именно из-за слабости Костылина, узников бросили в яму. Когда Жилин всячески старается сбежать второй раз, Дина помогает ему выкарабкаться из ямы.

Так чему же учит нас это произведение? Во-первых, ни при каких условиях нельзя сдаваться. Жилин стремился сбежать, у него это вышло. Он не падал духом. А, во-вторых, это искренняя любовь к людям. Дина помогала совсем незнакомому человеку, можно сказать противнику. Он творил добро и в ауле к нему относились с уважением. А вот Костылин, не желающий ничего делать, получил своё — его всё же выкупили из плена, но в плачевном состоянии. Мы должны делать добро и люди обязательно ответят нам тем же!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Написание сочинений по литературе, как правило, вызывает большие затруднения у пятиклассников. На данном уроке ребята смогут овладеть первоначальными навыками составления сравнительной характеристики героев произведения.

Цели: 1) учить составлять сравнительную характеристику героев; аргументировать свои суждения, привлекая цитаты из текста произведения;

2) развивать письменную речь учащихся, логическое мышление;

3) воспитывать человечность, смелость, стойкость, мужество.

I. Организация внимания.

II. Проверка домашнего задания.

-Давайте сравним этих двух героев.

2.Проверка таблицы, составленной учащимися.

Значение фамилий героев

Жилы — кровеносные со­суды, сухожилия. ( См. Толковый словарь С.И.Ожегова)

Жили­стый — сухощавый, мус­кулистый, с выступаю­щими жилами.

Костыль — высокая палка с короткой поперечиной наверху, на которую при хождении опираются, закладывая ее под мышку, люди с больной ногой или хромые.

«А Костылин мужчина

Поведение в плену

Отношение к животным

Выносли­вость, му­жество, терпеливость

Верность, преданность другу

Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади

Мнение та­тар о плен­никах

-Какие выводы о героях можно сделать?

Выводы: слабохарактерности и пассивности Костылина писатель противопоставляет целеустремленность, выносливость и человечность Жилина. Мужество, стойкость помогли ему бежать из плена, преодолевая все трудности. Основная идея произведения состоит в том, чтобы научить людей не сдаваться даже в самых тяжелых обстоятельствах, упорно стремиться к своей цели.

Подготовка к сочинению:

а) постановка цели;

б) осмысление темы и идеи сочинения;

в) повторение понятия сравнительная характеристика;

г) составление плана (с помощью учителя):

II Сравнительная характеристика героев.

а) русские офицеры;

б) пленники татар.

а) портреты героев;

б) черты характера ( смелость, выносливость, мужество, стойкость, трудолюбие, верность дружбе, человечность);

в) отношение к жизни ( активность, целеустремлённость).

г) отношение татар к пленникам.

3. Разные судьбы в финале рассказа.

III. Отношение автора рассказа к героям. Мое отношение к Жилину и Костылину.

г) подбор цитат ( см. предыдущее домашнее задание);

д) повторение общих требований к сочинению и его оформлению.

Как писать сочинение

1. Обдумай формулировку темы, выяви идейный смысл работы.

2. Определи главные вопросы, отражающие тему.

3. Сформулируй основные пункты плана.

4. Подбери материал к сочинению, в том числе цитаты, перечитай нужные эпизоды.

Образовательные: обобщение и систематизация полученных знаний; формирование умений выделять главное в тексте; обучение сравнительному и сопоставительному анализу персонажей; обучение умению отбирать текстовый материал для работы над сочинением.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: формирование собственного отношения к героям рассказа Л.Н.Толстого, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней.

Метапредметные:

-Познавательные: воспитание думающего не равнодушного человека и читателя; формирование умения анализировать, оценивать прочитанное.

-Регулятивные: выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей.

-Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строить монологическое высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умений работать в микрогруппе.

1 Оргмомент

3.Целеполагание.

-Дети, подумайте, какой может быть цель нашего урока? ( Разобраться в теме сочинения, понять, о чем писать и как писать).

Что такое сочинение?(Сочинение – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.)

4.Актуализация ранее полученных знаний.

-Из скольких частей должно состоять сочинение?

5. Подготовка к написанию сочинению.

- Работа над названием темы.

-Найдите ключевые слова в названии темы вашей творческой работы. (над чем заставил задуматься)

-Попробуем ответить кратко на этот вопрос. На доске записано начало предложения, продолжите его.

Дети отвечают на поставленный вопрос, учитель дописывает : «Рассказ Л.Н.Толстого заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…

1 дружбы, 2вражды, 3 трусости, 4 отваги, 5 свободы, 6 трудолюбия,7 силы воли и

- Работа над вступлением к сочинению. Практикум.

-А как вы понимаете значение этих слов? Выскажите свое мнение в двух - трех предложениях . Записать от всей группы. (Учитель дает рекомендации в том, что созданный ими мини-текст может состоять из предложений разных по цели высказывания.)

-Выступления учащихся. Защита работ .(От каждой группы выступает один ученик. Учитель делает необходимые поправки)

-Как вы думаете, в какой части сочинения можно использовать этот материал? Да, конечно, во вступлении.

-Работа над основной частью сочинения. Практикум. Осмысление текста.

-Давайте найдем в тексте и озаглавим те эпизоды, в которых автор поднимает обозначенные нами проблемы. ( Дети работают в своих группах, готовят материал для выступления.)

-Выступления учащихся. Защита работ.

Ученики, работающие над понятием, что такое дружба, выделили следующие эпизоды: Дина подкармливает Жилина, пытается сбить замок с колодки, помогает сбежать из плена.

Третья группа назовет эпизоды, о поведении Костылина по дороге из крепости, о его поведении в плену.

4-Жилина схватили по пути домой, сцена приказа писать письмо, Жилин выведывает путь домой

5- Жилина схватили пути домой, упорство в сценах первого и второго побега,

6- Жилин мастерит в плену,

7 – Сцены побега, сцены подготовки к побегу

8 – Костылин в плену, Костылин бежит под влиянием Жилина.

-Работа над заключительной частью в сочинении. Практикум.

-Ребята, а каково ваше мнение о поступках этих героев? Ответьте письменно на этот вопрос.

-Выступления учащихся по группам. ( Учитель направляет мысль детей в нужное русло).

6.Выводы, достижения, цели. Беседа.

-Зачем была рассказана Л.Н.Толстым эта история? Что вы почерпнули для себя, изучив это произведение и готовясь сегодня к сочинению?

(Рассказ учит тому, что дружба возможна между людьми разных национальностей, что в трусости проявляется слабость характера, что вражда между народами опасна).

- В чем вы видите эту опасность?

Дружба Верная, крепкая. Помогает, спасает, возвышает. Без дружбы жить нельзя. Выручка.

Вражда. Страшная, черная. Убивает, разрушает, разлучает.Вражде - нет, миру – да.Ненависть.

Трусость. Некрасивая, жалкая.Унижает, оскорбляет, позорит.Трусость не красит человека.Подлость.

Требования, предъявляемые к школьному сочинению.

Оцениваются: 1) содержание

3) фактический материал, его точность, знание текста

Требования к содержанию:

1) раскрыта ли тема

2) глубина и полнота раскрытия темы

3) есть ли в сочинении главная, связующая мысль, раскрытию которой подчинен анализ привлеченного материала.

Читайте также: