Умослово курск итоговое сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Комитет образования и науки Курской области определил места регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в Курской области в 2021-2022 учебном году.

Основной срок проведения обозначен 1 декабря 2021 года, дополнительные сроки – 2 февраля 2022 года, 4 мая 2022 года.

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.

Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающиеся XI (XII) классов подают заявления в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, а экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна.

Участники итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), а участники итогового сочинения (изложения) – дети-инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую инвалидность.

Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приёме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющих среднего общего образования, лиц, получающих среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Дату участия в итоговом сочинении (01.12.2021, 02.02.2022, 04.05.2022) лица данной категории выбирают самостоятельно, регистрируются на итоговое сочинение в органе, осуществляющем управление в сфере образования муниципального района или городского округа Курской области (по месту прописки или проживания участника). При подаче заявления на участие в итоговом сочинении лица с ОВЗ предъявляют копии рекомендаций ПМПК, а дети-инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую инвалидность.

С результатами итогового сочинения (изложения) можно ознакомиться в местах регистрации.


В статье рассказывается о том, как вести работу по подготовке к написанию итогового сочинения. Представлены формы и методы работы по развитию основных компетенций преподавания русского языка и литературы, композиция итогового сочинения, критерии оценивания, речевые клише.

Каким же образом это сделать? Конечно, многое зависит от самого ученика, от того, как он отнесется к этой работе, от его уровня начитанности и владения письменной речью. Но я думаю, что не нужно умалять и роли учителя в процессе подготовки.

Что же мы имеем, когда ребенок приходит в пятый класс? Он не владеет литературной речью, словарный запас очень беден, слабо развита память и воображение, не умеет говорить и слушать, не говоря уже о понимании и создании текстов. Как видите, объем работы для учителя-словесника очень большой.

Еще один способ, заставляющий учеников читать.

Немаловажную роль в формировании компетенций играет работа с текстом. Самое главное, чтобы учащиеся поняли текст. Для этого нужно подготовить вопросы, позволяющие выявить первичное восприятие текста (это вопросы по содержанию). Затем необходимо определить тему текста (ключевой вопрос: о чем? (о ком) говорится в тексте), основную мысль (для чего написан текст?). Это своего рода часть работы по комплексному анализу текста, который проводится с 5 по 11 классы.

Все это, несомненно, способствует развитию основных компетенций преподавания русского языка и литературы, а в будущем поможет написать итоговое сочинение.

А теперь обратимся непосредственно к экзаменационной работе 2021 года. Выпускникам предлагается пять направлений, опубликованных на сайте ФИПИ:

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и Наказание– вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Также на этом сервере вы можете увидеть рекомендации по каждому из направлений и список примерных тем и литературных аргументов.

Работу по подготовке к написанию сочинения начнем с выбора темы. Следует отметить, что это очень ответственный этап. Многое зависит от того, какую тему выберет выпускник, ему нужно быть уверенным, подойдут ли его аргументы и раскроют ли смысл высказывания. Поэтому стоит порекомендовать более простую и понятную для него тему.

Следующий этап работы – знакомство с композицией.

Итак, тематическое направление выбрано, с композицией учащиеся познакомились. Теперь следует обратиться к критериям оценивания. Это очень важно, потому что пишущий должен представлять, что от него хотят получить.

Всего пять критериев:

А теперь обратимся к вступлению, задача которого – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Как видно из опыта моей работы, эта часть сочинения вызывает у школьников затруднение. Что же можно посоветовать в качестве вступления?

Для вступления предлагаю речевые клише:

- Всем известно, что .

- Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди.

- Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст . тоже посвящен .

- Люди часто размышляют о том, что .

- (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности .

Очень важно, чтобы вступление соответствовало теме, а не направлению. Поэтому не рекомендуется делать заготовки вступлений к направлениям и заучивать их.

Далее нужно правильно сформулировать тезис. Прежде учащиеся должны усвоить, что тезис напрямую связан с темой. Это ответ на поставленный вопрос темы. Есть несколько способов формулировки тезиса:

- прямое выражение главной мысли (например, Личностные качества человека во многом определяет выбор жизненного пути…);

- в виде вопроса-ответа (например, Влияют ли личностные качества человека на выбор жизненного пути? Несомненно, именно личностные качества человека во многом определяют его жизненный путь);

- оригинальный способ выражения мысли: можно рассказать о случае из своей жизни, если этот прием не был использован во вступлении.

Теперь необходимо связать тезис и основную мысль (аргумент). Для этого использую такие речевые клише:

- В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература, например…

- Вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.

- Размышляя о . я не могу не обратиться к произведению (название, автор), в котором.

- Тема (поиска смысла жизни затрагивается в романе. (автор, название);

- Вспомним героя повести. (автор, название);

- Обратимся к роману. (автор, название);

- Подтверждением этого является роман (повесть, рассказ; автор, название).

Затем переходим к написанию основной части, которая должна быть посвящена раскрытию конкретной темы. Необходимо обратить внимание на четкое деление на абзацы основной части. Каждый абзац – это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идее и не может начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Основная часть – это сочинение-рассуждение, поэтому выделяются тезис, доказательства, микровывод.

Перейдем к последней части – заключению. Существует несколько видов заключений:

- обобщение сказанного (обращаются к основной мысли сочинения, излагая ее более широко, развернуто);

- риторический вопрос (то есть в конце сочинения пишущий обращается к основной проблеме, заключенной в теме сочинения, подчеркнув ее актуальность);

- призыв или обращение, акцентирующие внимание на главной мысли сочинения;

- цитата (здесь нужно помнить, что не всякая цитата может быть уместна в сочинении, а лишь полно отражающая основную мысль). Вот примеры речевых клише к заключению:

- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод.

- Обобщая сказанное, хочу сказать, что.

- Таким образом, следует отметить, что…

Таким образом, только систематическая, последовательная, кропотливая работа учителя и ученика может привести к положительному результату.

Комплект тем итогового сочинения 2 февраля 2022

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко
и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соблюдение требований объёма
и самостоятельности написания сочинения, соответствие выбранной теме, умение аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

Что значит – найти в жизни свою дорогу?

Согласны ли Вы с мнением, что самое эффективное изобретение в истории – книга?

Когда эгоизм приводит к преступлению?

Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше разбираться в людях?

Как связаны гражданский долг и личное счастье?

Примечание: в комплект тем итогового сочинения включены по одной теме от каждого общего тематического направления в соответствии с последовательностью направлений:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Комплект тем итогового сочинения 1 декабря 2021

Курская область
Комплект тем итогового сочинения
№ ИС01122021-04

Примечание: в комплект тем итогового сочинения включены по одной теме от каждого общего тематического направления в соответствии с последовательностью направлений:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Почему людей привлекает идея путешествия во времени?

Когда слово становится преступлением?

Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?

В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Предоставление итогового сочинения в ВУЗы в качестве индивидуального достижения

В соответствии с пунктом 33 Порядка приема в вузы поступающему по решению организации высшего образования начисляются баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА. Для учета итогового сочинения поступающему не требуется представлять документы, подтверждающие получение такого индивидуального достижения.

Сумма баллов, начисленных поступающему за индивидуальные достижения, не может быть более 10 баллов.

Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при равенстве поступающих по критериям ранжирования, указанным в подпунктах 1-4 пункта 76 и в подпунктах 1-4 пункта 77 Порядка приема в вузы, устанавливается организацией высшего образования самостоятельно. В случае равенства поступающих по указанным достижениям перечень таких достижений может быть дополнен в период проведения приема.

Расписание проведения итогового сочинения (изложения)

В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией на территории Российской Федерации проведение итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году перенесено.

Ознакомление с результатами

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) после получения РЦОИ результатов от Федерального оператора не ранее чем через две недели с даты проведения итогового сочинения (изложения).

Направление тем итогового сочинения на 2020-2021 г.г.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2020/21 учебный год.

Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2020/21 учебный год:

1. Забвению не подлежит.

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

2. Я и другие.

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

3. Время перемен.

4. Разговор с собой.

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны за 15 минут до его начала по местному времени.

В 2020/21 учебном году итоговое сочинение пройдет 2 декабря 2020 года, 3 февраля и 5 мая 2021 года.


• Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования.

• Итоговое сочинение с целью использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования вправе писать по желанию лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее – выпускники прошлых лет), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.

• Изложение вправе писать следующие категории лиц:
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

2. Сроки и продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения).
Итоговое сочинение (изложение) проводится 1 декабря 2021 года, 2 февраля и 4 мая 2022 года.
Продолжительность итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут (235 минут).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

4. Темы итогового сочинения.
Комплект тем итогового сочинения включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

5. Тематические направления для итогового сочинения.
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021 - 2022 учебного года:
• Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
• Цивилизация и технологии - спасение, вызов или трагедия?
• Преступление и наказание - вечная тема.
• Книга (музыка, спектакль, фильм) - про меня.
• Кому на Руси жить хорошо? - вопрос гражданина.

6. Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения).

7. Срок действия итогового сочинения (изложения).
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации – бессрочно.
Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.
Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.
Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

8. Места регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения).
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее, чем за две недели до даты проведения итогового сочинения (изложения):
• Обучающиеся общеобразовательных организаций подают заявление в образовательные организации, в которых они осваивают программы среднего общего образования (по месту обучения).
• Выпускники прошлых лет, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях для подачи заявления обращаются в Комитет по образованию города Курска.

Читайте также: