Удивительно что во всей мировой литературе самые пронзительные сочинение

Обновлено: 05.07.2024

(3) Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? (4) Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? (5) Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите. (6) Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. (7) Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нём, он невольно отвлекает душу от ее главного дела.

(8) И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. (9) И они обречены погибнуть. (10) И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире — творить добро. (11) А если это так, они-то и были самыми умными людьми — умом сердца.

(12) В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей, как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.

Христос сказал: убогие блаженны,

Завиден рок слепцов, калек и нищих,

Я их возьму в надзвёздные селенья,

Я сделаю их рыцарями неба

И назову славнейшими из славных…

Пусть! Я приму! Но как же те, другие,

Чьей мыслью мы теперь живём и дышим,

Чьи имена звучат нам, как призывы?

Искупят чем они своё величье,

Как им заплатит воля равновесья?

Иль Беатриче стала проституткой,

Глухонемым – великий Вольфганг Гёте

И Байрон – площадным шутом… о ужас!

И правда, ужас… Мировая литература знает массу героев, сочетающих в себе душевную широту и мудрость. Это герои народных и литературных сказок, и персонажи средних веков и более позднего времени.

– Интересная позиция? Пожалуйста, оцените этот финал работы, следуя тем знаниям, которые вы уже получили о композиции сочинения, об изложении собственного мнения.

– Обратимся к следующему тексту.

(1) Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершить великое. (2) Человеческая память хранит имена героев и их свершения.

(3) Николай Пржевальский променял великосветский Петербург, награды и банкеты на тишину пустынь, дым костров, голод и жажду. (4) В его честь Академией наук была выбита специальная медаль…

(5) Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой опасной болезнью. (6) И это тоже настоящий подвиг!

(7) Но ведь не все могут быть путешественниками и работать с вирусами трахомы. (8) Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке.

(9) А как же подвиг?

(10) И все же мне кажется, что место подвигу есть в любой обстановке и при любых занятиях. (11) Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо на необитаемом острове с его победами над самим собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. (12) Положение, в котором оказался этот человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошённостью и равнодушием можно и нужно и не только на необитаемом острове.

(13) Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг.

(17) Жизнь пестра и разнообразна. (18) На одном ее полюсе – горение и мужество, на другом – тунеядство и трусость. (19) На одном – высокий порыв, жажда знаний, на другом – равнодушие, пошлость. Перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к какому полюсу человек пойдет, зависит от него самого.

– Предлагаю вам варианты финалов сочинений по этому тексту. Как вы думаете, о чём писали авторы этих заключительных частей во вступлении? Напишите свои вступительные части к понравившимся заключениям.

Автор: Толкачева Наталья Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГБОУ "Алтайский краевой педагогический лицей-интернат"
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экспресс-курс по подготовке к написанию сочинения-эссе
Раздел: среднее образование

Толкачева Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Экспресс-курс по подготовке к написанию сочинения-эссе

Изучение теории жанра

Это жанр критики, публицистики. Эссе — это размышление, навеянное чтением

подчеркнуть собственное отношение к описываемому, используя при этом яркие

Сочинение в жанре эссе требует всестороннего знания фактического материала и

определённого литературного мастерства.

Примеры тем сочинений.

Размышляя над страницами произведений Н.С. Лескова.

Внутренняя красота человека. (По одному произведению Л.Н. Толстого.)

Определение жанра.

Эссе (с франц. essay — попытка, проба, очерк, от лат. exagium — взвешивание,

свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения

определённую или исчерпывающую трактовку предмета.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо.

Особенности жанра

открытое личностное осмысление темы,

установка на разговорную интонацию и лексику.

выраженный индивидуальный

на тот или

иной предмет, объект речи, который описывает или переживает автор.

Н а л и ч и е конкретной

п р е д п о л а г а е т их

исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа.

Писатель характеризует явление с разных сторон, не охватывая при этом его

эссе предмет

явление служит пробуждающей силой

как свободное владение темой. Его можно наблюдать, анализируя названия. Часто

содержание работы, или является первоначальной точкой рассуждения автора, или

вообще не связано напрямую с тематикой эссе. Не случайно и наличие союзов

Для автора эссе главное — личное постижение мира и отношение к нему. В

качестве же способов такого освоения он привлекает:

использует всевозможные ассоциации, уподобления.

Из многочисленного арсенала художественных средств автор выбирает:

аллегорические и притчевые образы,

В эссе существует ведущий признак, по словам австрийского писателя ХХ века

Эссе — это непременно диалог, полемика, и прежде всего с самим собой.

Названия эссе.

(Вайнштейн О. Для чего и для кого писать эссе? // Литературная учёба. 1985. №2.

Литературные формы эссе.

«Политическая исповедь молодого

«Эскиз познания

Близость эссе к другим жанрам.

Структурные элементы эссе можно найти в таких жанрах, как письмо (в том числе

и открытое письмо), беседа, речь, очерк, слово.

Соответствие между адресатом и литературной формой:

Открытое письмо—человек, с которым идёт полемика

Пример эссе.

Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые

потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что

они умственно неполноценны. Таков Дон-Кихот Сервантеса, князь Мышкин и

Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство

небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не

потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите.

Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты.

Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нём, он невольно отвлекает

душу от её главного дела.

И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш

потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше

всех выполняли главное предназначение человека в этом мире — творить добро. А

если это так, они-то и были самыми умными людьми — умом сердца.

В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей, как

знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.

Практическая работа

1)Прочитай эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами.

2)Цель — увидеть творческие возможности в рамках одного жанра, вычленить

жанровые особенности эссе.

3)Запиши свои наблюдения в тетради в виде таблицы:

Связь между названием эссе и

Сделай вывод об использовании возможностей эссе разными авторами.

Бабушка Елена была глухая. Слух она потеряла в середине жизни, но не до такой

степени, чтобы быть вовсе отрезанной от мира. Слуховой аппаратик с проводками

и динамиком вставлялся в ухо, как пробка. Ещё был наушник для пользования

Бывало, что-нибудь по хозяйству делает бабушка: гладит, шьёт, и в тишине чему-то

улыбается. Это значит, хорошую музыку передают.

С музыкой в моей жизни связано не так уж много воспоминаний. Пожалуй, это —

самое яркое. Было лето, и я грыз что-то кислое в саду. Из дома донёсся страшный,

что называется, нечеловеческий вопль. Я подавился и бросился на помощь. Куда?

завывании безмятежно, как праведница в костре. Слушая своего Шопена, бабушка

не подозревала, что наступила коту Барсику на хвост, да так ловко, что он не мог

даже извернуться и укусить хозяйку за ногу. Как он не сошёл с ума от такой долгой

и жестокой боли? Впрочем, надо уточнить, бывают ли сумасшедшими коты.

Из этого воспоминания для меня совершенно неопровержимо следует вывод: всё

то, что мы не в состоянии воспринять, потрогать, использовать и посему склонны

считать не существующим, — вполне существует, порою рядом, и, возможно,

страдает, глядит с мольбою в наши невидящие глаза.

Ещё похожа музыка на то, как бабу пьяную ведут её два сына, она то в плач, то в

смех, то клонится упрямо, они же, опустив глаза, её ведут — ну, мама, мама.

Тот, кто стыдится больше, — тот ум, а другой — чувство. В книге об инквизиции я

видела картинку, как два мужичка ведут под руки одержимую, и это навело меня

на мысль о музыке и вообще — о творчестве. Мне во вдохновении часто хочется,

чтоб меня поддерживали, чтобы кто-то был рядом, но если б это случилось, оно бы

исчезло. Во вдохновении трудно стоять и трудно быть неподвижной, и подвижной

трудно, лишаешься всех земных сил, отдаёшь их чему-то, потому и хочется, чтобы

поддерживали. В творчестве (и в святости тоже) — много женственного, и то и

другое — восприятие силы. Да человек и вообще — женщина по отношению к

Существует, порою рядом, и,

возможно, страдает, глядит с

мольбою в наши невидящие

глаза то, что мы не в состоянии

Слепота и глухота по

отношению к окружающему

миру, вследствие погружённости

творчества и в то же время

осознание неповторимости творца.

Но в любом случае вдохновение —

это дар от Бога.

только в свой мир.

Связь между названием

эссе и его темой.

Название для такого текста

неожиданное. Текст вовсе не о

музыке как виде искусства (в её

высоком понимании). Она

является лишь отправной точкой

для ассоциаций автора.

От музыки автор переходит к

размышлениям о вдохновении, о

том, что движет творчеством

Тема раскрывается через

бытовые ситуации, и музыка

здесь представлена как та, что

Шопена" слушает через наушник

бабушка. Потрясает не музыка, а

(бабушка Елена была глухая), а

образом, мысль движется от

частного случая к широкому

Авторская мысль раскрывается

через связь несоответствий: пьяная

мать и дети, ум и чувство, желание

поддержки и её невозможность,

подвижность и неподвижность.

Музыка как акт вдохновения,

творчества, а это, в свою очередь,

быть вовсе отрезанной от

бросился на помощь,

как праведница в костре.

слушая своего Шопена,

то в плач, то в смех,

тот ум, а другой — чувство,

трудно быть неподвижной, и

ведут под руки одержимую,

навела на мысль о музыке и

вообще — о творчестве,

лишаешься всех земных сил

Практическая работа

Одним из признаков жанра эссе является использование ассоциаций, ярких

сравнений. Это задание направлено на развитие навыков ассоциативного

Ассоциация — связь между отдельными представлениями, при которой одно из

представлений вызывает другое. Ассоциация по сходству.

Запиши ассоциации (по 2-3 ассоциации одним словом), которые у тебя возникают,

когда ты слышишь слова:

в о з д у ш н ы й

Нежность, надёжность, отвага, доброта.

Сравни, что у тебя получилось, с данными примерами.

Мама — улыбка, дом, забота.

Весна — цветы, жизнь, высокое небо.

Радуга — мост, ворота, яркие цвета.

Воздушный шар — Пятачок и ослик Иа, небо, полёт, приключения.

Мыльный пузырь — ничто, круглый, лопнул.

Нежность — рука, взгляд, мама.

Надёжность — сила, дуб, друг.

Отвага — воин, подвиг, богатырь.

Доброта — дети, улыбки, радость.

Запиши ассоциации (по 1-2 ассоциации в форме предложения, высказывания),

в о з н и к а ю т ,

Первый шаг, стук топора, удар колокола, выпускной вечер.

Сравни, что у тебя получилось, с данными примерами.

Первый шаг — идёт по жизни человек; страшно и ответственно.

Стук топора — зимой в доме будет тепло; деревьям больно.

Удар колокола — громкий , долгий гул; предупреждение об опасности.

Выпускной вечер — на пороге взрослой жизни; праздник юности.

положили начало эссе в литературе Востока.

размышлениях писательницы об обычных явлениях.

То, что пролетает мимо

Корабль на всех парусах.

Годы человеческой жизни.

Весна, лето, осень, зима.

То, что далеко, хотя и близко

Празднества в честь богов, совершаемые перед дворцом.

Отношения между братьями, сёстрами и другими родственниками в

Извилистая дорога, ведущая к храму Курама.

Последний день двенадцатой луны и первый день Нового года.

То, что человек обычно не замечает

Дни зловещего предзнаменования.

Как понемногу стареет его мать.

То, что нельзя сравнить между собой

Лето и зима. Ночь и день. Ненастье и солнечная погода.

Старость и юность. Белое и чёрное. Любимый и ненавистный.

Он всё тот же, но каким он казался тебе, пока ты любила, и каким кажется

теперь! Словно два разных человека.

Огонь и вода. Толстый и тонкий. Женщина, у которой длинные волосы, и

женщина с короткими волосами.

Напиши свои небольшие заметки, используя приём ассоциаций. Примерные

Практическая работа

Прочитай эссе на литературную тему, написанное школьницей и проанализируй

сочинение по предложенным ниже пунктам. Ответы оформи в тетради в виде

Связь между названием эссе и его темой.

Личностное (авторское) осмысление темы.

Использованные выразительные средства.

Я хочу рассказать вам о книге:

Уже много веков ум человеческий бьется над решением вечных вопросов: что есть

истина, в чем заключается счастье, как его понимать, что такое добро и зло, когда

человека можно считать свободным, а когда — нет.

Задав себе эти вопросы, человек отправляется в путь длиною в жизнь и, совершая

ошибки, падая, оступаясь, но вновь поднимаясь на ноги, ищет и ищет смысл

собственной жизни и бытия в целом.

Мы привыкли к таким формулировкам тем сочинений как «Идейные искания

работах разнимаем на кусочки целостную, неделимую жизнь этих персонажей.

Помещаем отдельные эпизоды из биографии героев под увеличительное стекло,

микроскоп и рассматриваем каждый жест, взгляд, поступок, действие. Конечно,

судить о других легко. Труднее разобраться в себе самом. А что я за человек? Чего

хочу? К чему стремлюсь? О чем мечтаю? Способна ли я на компромиссы с

совестью? Не расходятся ли слово и дело? Что для меня имеет абсолютную

ценность, а что — преходящую? Вопросов много. Но задаем мы их себе не всегда.

стрессовая ситуация. И. книга.

Конечно, у каждого есть своя книга, которая помогла человеку понять что-то в себе

помогают нам постигать мир и правду.

Подлинный смысл этого произведения до меня дошел не сразу. Сначала я делала отдельные

считается дикостью. И как можно жизнь математически выверить, упорядочить, подчинить

окружить все стеклом? Вспомните сказку о Снежной королеве, о тех кусочках стекла,

которые попали Каю в глаз и сердце и сделали мальчика злым, холодным, безразличным и

И разве это не кощунство — низвести поэзию до воспевания смертных приговоров? Поэзия

обслуживает идеологию государства, музыку сочиняют машины, вдохновение объявлено

состояние, когда нет никаких желаний! Не повеяло ли на вас ветерком смерти? Что значат

не думая — разве это возможно?

И контролировать мысли людей, читать их дневники, сделать их жизнь видимой всем,

открытой? Таить-то нечего! У человека отняли все, что делает его личностью. И дали вместо

обозначает отличительные свойства характера. А по законам Единого Государства «быть

От этих первичных эмоций — негодований я перешла к осмыслению проблематики романа.

индивидуальность и неповторимость и противостоять разрушительному влиянию общества?

личности. Оказывается, формирование личности определяется и темпераментом, и типом

восприятия, памяти, воображения, и потребностями, и одаренностью, и мировоззрением.

предъявляем себе и миру, каковы наши запросы, идеалы, мечты, как мы реагируем на то, что

происходит вокруг нас и с нами, как мы фантазируем. Непохожим одного человека на других

безгранична. К. Маркс по этому поводу заметил: «Человек без эмоций что покойник в

его структуру снизу доверху. Известна однобокость рационального знания, которая делает

человека убежденным в том, что он может все объяснить, описать, завладеть миром. Отсюда

Вселенной. С позиций разума не существует «никакой путаницы о добре и зле: все — очень

просто, райски, детски просто. Благодетель, Машина, Куб, Газовый Колокол, Хранители —

все это добро, все это величественно, прекрасно, благородно, возвышенно, кристально чисто.

отношению к государству.

загадочное, некий X.

От этой попытки разгадать тайну 1-330 герой романа становится совершенно иным, нежели

Он перестал быть слагаемым, стал единицей Но. насилие над личностью продолжается.

Проводится операция по удалению фантазии. Человек окончательно превращается в робота,

И нет эмоций, когда пытают ту, которую некогда любил.

разделяющая его и ее.

Исчезли сомнения, метания, желания. Человек умер.

Закрыта последняя страница романа. Я осталась наедине со своими мыслями. Замятин

оказался пророком, предсказав еще в 1920 году печальные события в нашей стране. До

Практическая работа

Учитывая особенности жанра, принимая во внимание опыт представленных, уже

План работы над сочинением:

Прокомментируй тему, определи объём темы, задай себе вопросы, которые

напрямую связаны с темой сочинения.

Подбери аргументы, запиши ассоциации, которые помогут обосновать твою

подтверждением твоих мыслей.

Продумай, какие положения твоего сочинения могут вызвать несогласие и

согласие со стороны читающего или слушающего твою работу.

уместности их использования, не перегружай текст, но и не обедняй его

Прочитай сочинение вслух. Проанализируй свою работу (примерный план

анализа см. в предыдущем задании). Допиши, исправь своё сочинение.

Практическая работа

Внимательно изучи таблицу, напиши сочинение в жанре эссе по предложенной

Бердяев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

КНИГИ 419186 АВТОРЫ 128103 СЕРИИ 43306 ЖАНРЫ 504 ГОРОДА 1139 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16491 ТЕГИ 336272 СТАТЬИ 612

себе своеобразную роскошь или совсем не выполнять, или делать вид, что выполняем многие другие свои человеческие обязанности.

Но вот буйный исчез, и жизнь предстала перед нами во всей неприглядности наших невыполненных, наших полузабытых обязанностей. Да и относительно шахмат, оказывается, имели место немалые преувеличения. Но самое драгоценное в нас, на что ушло столько душевных сил, этот наш поистине грандиозный, поистине виртуозный опыт хитрости выживания рядом с безумцем оказался никому не нужным хламом. Обидно. И нет Византии, куда можно было бы выехать с этим патентом.

Приспособившись к диалогу с буйным безумцем, мы не заметили, что разучились общаться, как нормальные люди. Общаясь, мы никак не поймем, кто наш собеседник — безумец, прикидывающийся нормальным, или хитрец, принимающий нас за буйного безумца.

Доверчивость — великое достоинство человека в этом недостойном мире. Мир свою подлость успешно сваливает на глупость доверчивого человека. А доверчивый человек, не переставая быть доверчивым, склонен поверить в это. Как и всякий одаренный человек, он менее всего замечает свой дар и думает, что речь идет не о нем, а о совсем другом человеке.

Тоска и ярость, всеобщая подозрительность охватили многих людей. Юг пылает, и нет сил остановить этот пожар. Неужели только усталость от потери крови может отрезвить стреляющих друг в друга людей? Или они в этом кровавом тумане ищут новых безумных вождей, чтобы снова пустить в ход свой хитрый опыт приспособления к безумцам?

Великий блеф коммунизма заменяется провинциальным блефом национализма. Национализм — конкуренция неконкурентоспособных. Но такими их сделали правители, долгие годы подачками и лестью скрывая от народа свою собственную неконкурентоспособность. И в основном они же теперь создают этот новый блеф в виде оружия возмездия за потерю власти и как самый верный способ возвращения ее.

Наш путь — от единого мозгового склероза коммунизма к рассеянному склерозу национализма. Националисты всех мастей подхватили иссякающую ненависть коммунизма. Старые знамена перенасыщены кровью, новые, сухие знамена жаждут ее.

Земля, усыхающая без любви, орошается кровью. Такова сегодня наша безблагодатная земля. И сложно в согласии с климатическими условиями, она особенно быстро усыхает без любви на юге, где и орошается уже потоками крови.

Любовь — главное в учении Христа. У человека тысячи соблазнов, но верная опора только одна — любовь. Не поразительно ли, что даже самый закоренелый уголовник, совершивший десятки преступлений, все-таки нуждается в этой любви, помнит ее свет и делает наколку на своем теле "Не забуду мать родную"? И хоть сам он стал для своей матери источником самой большой боли, но все-таки помнит, помнит свет ее любви и носит эту наколку, сам того не понимая, как последний знак, что душа его не до конца омертвела.

Когда мы любим ребенка, женщину, старика, друга, когда мы любим вообще, мы ощущаем сладостную телесную легкость, Такое же облегчение мы ощущаем, когда в жаркий день погружаемся в теплое море. Такое же сладостное телесное облегчение мы чувствуем, когда к нам приходит вдохновение. Потому что вдохновение — это влюбленность в приоткрывшуюся истину.

Я думаю, это сладостное телесное облегчение в момент любви вызывается тем, что человек в этот миг сбрасывает с себя груз эгоизма. Любить сбрасывать с себя груз эгоизма. Если бы человечество целиком в одно мгновение было бы способно полюбить, в это же мгновение отпали бы все проклятые вопросы, неразрешимые веками. Но это, увы, невозможно. Только редчайшие души способны на вечную любовь. Но и воспоминание о любви бодрит и, главное, озаряет конечную, пока недостижимую для обыкновенного человека задачу: сбрасывать с себя груз эгоизма. Самые рачительные несут на себе самый тяжелый дорожный провиант эгоизма.

Живите, как птицы небесные, сказал Учитель. Своя ноша не тянет, раздумчиво ответил человек и пошел дальше.

Сегодня, как в семнадцатом году, нас опять захлестывают безумные надежды и угрюмые разочарования. Слишком многого ждать опасно, и нелегко установить в нашем взбаламученном обществе баланс взаимных эгоизмов.

Но у человека всегда одна и та же задача — долг в пределах своей ответственности и ответственность в пределах своего долга. И каждый человек лукавит, когда говорит, что границы долга и ответственности ему неясны. Нам давно было пора смириться и сменить свою неряшливую всемирность на честную частичность. Так мы ближе к вечности.

Каждый должен нести свой крест. Спокойно, с передышками, но нести до конца. При этом надо учесть, что кряхтение никак не вознаграждается. Но если от него легчает — кряхти.

Но и тут непросто. Тщеславие человека неуемно. Иной лезет под крест, который ему явно не по плечу. Я забыл предупредить, что тяжесть креста не должна деформировать чувство юмора. Это опасно. Надо вовремя остановить и высмеять такого человека. Почему? На это я отвечу абхазской притчей.

Корова, увлекшись сочной травой, взошла на слишком отвесную кручу. Осел снизу, заметив это, стал громкими криками бить тревогу.

— Тебе-то что? — сказал пастух.

— Как что, — простодушно ответил осел, — сорвется, мне ее придется тащить.

Интеллигенции не надо стыдиться роли остерегающего голоса этого осла, когда нашу общественную корову травоядный восторг заведет на новую кручу. Но где пастух.

Душа и ум

Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите. Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нем, он невольно отвлекает душу от ее главного дела.

И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные

(3) Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? (4) Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? (5) Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите. (6) Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. (7) Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нём, он невольно отвлекает душу от ее главного дела.

(8) И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. (9) И они обречены погибнуть. (10) И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире — творить добро. (11) А если это так, они-то и были самыми умными людьми — умом сердца.

(12) В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей, как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.

Христос сказал: убогие блаженны,

Завиден рок слепцов, калек и нищих,

Я их возьму в надзвёздные селенья,

Я сделаю их рыцарями неба

И назову славнейшими из славных…

Пусть! Я приму! Но как же те, другие,

Чьей мыслью мы теперь живём и дышим,

Чьи имена звучат нам, как призывы?

Искупят чем они своё величье,

Как им заплатит воля равновесья?

Иль Беатриче стала проституткой,

Глухонемым – великий Вольфганг Гёте

И Байрон – площадным шутом… о ужас!

И правда, ужас… Мировая литература знает массу героев, сочетающих в себе душевную широту и мудрость. Это герои народных и литературных сказок, и персонажи средних веков и более позднего времени.

– Интересная позиция? Пожалуйста, оцените этот финал работы, следуя тем знаниям, которые вы уже получили о композиции сочинения, об изложении собственного мнения.

– Обратимся к следующему тексту.

(1) Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершить великое. (2) Человеческая память хранит имена героев и их свершения.

(3) Николай Пржевальский променял великосветский Петербург, награды и банкеты на тишину пустынь, дым костров, голод и жажду. (4) В его честь Академией наук была выбита специальная медаль…

(5) Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой опасной болезнью. (6) И это тоже настоящий подвиг!

(7) Но ведь не все могут быть путешественниками и работать с вирусами трахомы. (8) Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке.

(9) А как же подвиг?

(10) И все же мне кажется, что место подвигу есть в любой обстановке и при любых занятиях. (11) Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо на необитаемом острове с его победами над самим собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. (12) Положение, в котором оказался этот человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошённостью и равнодушием можно и нужно и не только на необитаемом острове.

(13) Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг.

(17) Жизнь пестра и разнообразна. (18) На одном ее полюсе – горение и мужество, на другом – тунеядство и трусость. (19) На одном – высокий порыв, жажда знаний, на другом – равнодушие, пошлость. Перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к какому полюсу человек пойдет, зависит от него самого.

– Предлагаю вам варианты финалов сочинений по этому тексту. Как вы думаете, о чём писали авторы этих заключительных частей во вступлении? Напишите свои вступительные части к понравившимся заключениям.

Читайте также: