Сочинение борис годунов полтава медный всадник вещий олег темы идеи и проблемы

Обновлено: 03.07.2024

Не весь я предан тленью;
С моей, быть может, тенью
Полунощной порой
Сын Феба молодой,
Мой правнук просвещенный,
Беседовать придет
И мною вдохновенный
На лире воздохнет

Отталкиваясь от слов В. Г. Белинского, проследим восприятие пушкинских произведений его современниками и поэтами нашего времени, литературоведами и от впечатлений искушенных читателей перейдем к впечатлениям самих семиклассников. Прочитав о Пушкине в учебнике, во время беседы школьники сообщат собственные суждения о прочитанном, рассмотрят портреты и памятники поэту, прочитают любимые стихотворения наизусть, расскажут о героях пушкинских произведений.

Каким видят поэта семиклассники? Какой портрет нравится им больше? Какой личностью предстает Пушкин? Какие высказывания о нем перекликаются с нашими представлениями? Такие вопросы потребуют от учащихся небольших развернутых рассуждений, которые составят вместе с учительским рассказом и чтением стихотворений монтаж беседы о личности поэта. Этот вид работы возможен в первую очередь по пушкинской теме, так как у школьников накоплены знания по предыдущим классам. Эпиграфом к такой коллективной работе можно взять слова Плещеева:

Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!

Семиклассники размышляют над тем, почему именно становится одним из любимых героев пушкинских произведений. Чем интересна фигура этого государственного деятеля, преобразователя, реформатора? Какие памятники известны школьникам и в каких произведениях Пушкина встречаем мы его имя? Каким он предстает в пушкинских текстах?

Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами

В чем же пафос отрывка, предложенного учебной хрестоматией? Чем он интересен нам сегодня?

Пусть школьники прочитают отрывок из поэмы, определят основной его пафос, оценят иллюстрации Ф. Константинова (ученика В. Фаворского), А. Бенуа.

Читая летопись, семиклассникам важно вспомнить распевное и торжественное звучание былин, текстов древнерусской литературы:

Как выглядят князь и кудесник в летописи и в пушкинском тексте? Известный литературовед С. Бонди, говоря о связи летописи и текста, утверждает, что Пушкиным заложена здесь мысль о взаимоотношении власти и поэта. Семиклассникам доступны не только мысли о доброте и особом отношении князя к коню, о судьбе и ее неотвратимости, но и провозглашение независимости и правдивости поэзии, т. е. подтекст.

Свидетельства о том, как читал поэт свои произведения, какое впечатление производило его чтение на современников, также будут полезны в совершенствовании выразительного чтения пушкинского текста.

Современники Пушкина (М. Погодин, Д. Веневитинов) замечали необычно верное понимание им летописцев. Понять характер летописцев, их особый образ жизни, желание донести до далеких своих потомков сведения о старине, сообщить о горестях и радостях живших когда-то людей, поведать о давно минувших событиях — вот что угадывается в тексте. Рассказ учителя и его чтение отрывка драматического произведения поведет учащихся по пути ознакомления с более сложными произведениями Пушкина, поднимет их на следующую ступень. Справочный раздел учебника познакомит их с некоторыми теоретическими положениями: здесь объяснено, что такое баллада, драма, поэма, приведены примеры.

Отвечая на вопросы учебника, школьники рассказывают о том, как они понимают характер Пимена, сцену в келье, учатся читать текст, рассматривают значение слова, фразы, строки. Работая с иллюстрациями, ученики рассуждают о том, насколько точно угадан характер летописца и вся сцена в келье каждым из художников.

Как я люблю его спокойный вид
Все тот же вид смиренный, величавый.
Так точно дьяк, в приказах поседелый,
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.

Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который не ведает ни жалости, ни гнева? Пусть школьники подумают над этим, сопоставив это сравнение со словами самого Пимена. Чем же интересен облик и характер летописца? Как правильнее прочитать эту сцену, имея в виду различные характеры и устремления действующих лиц этой сцены? Обратим внимание на речь героев. Чем интересна речь каждого из них? Учитель предложит подготовить дома выразительное чтение этого драматического отрывка, подготовиться к разговору об иллюстрациях художников Галактионова, Перова и др. к этому произведению.

В самом деле, осмысление пушкинского текста во всей его глубине — большой и радостный труд для подрастающего поколения. Перечитывание пушкинских текстов, мысли, рожденные новым прочтением, будут содействовать обогащению мышления и речи обучающихся. Однако произойдет это только в том случае, если будет продумана система упражнений, словарных и речевых, например:

Какие высказывания о Пушкине особенно запомнились?

В каких пушкинских произведениях встречаются устаревшие слова? Назовите эти слова и выражения. Какие из них можно считать незаслуженно забытыми? Когда бы вы их советовали использовать? Какую роль в тексте играют слова и выражения се, сии, пременах жребия земного, манием руки, днесь, присно?

Приведите пример поиска Пушкиным наиболее точного варианта фразы, слова, образа.

Определите размер стихотворных произведений Пушкина, включенных в учебник.

Какие пушкинские строки вам хотелось бы использовать в собственной речи? Приведите примеры.

Подготовьте словарь одного из пушкинских героев (Олега или кудесника, Пимена — на выбор).

Подготовьте характеристику одного из пушкинских героев для конкурса на лучший рассказ о герое. Дайте сравнительную характеристику Петра и Карла.

Учителю важно провести беседу о прочитанной самостоятельно повести и помочь школьникам осмыслить ее.

1 Белинский В. Сочинения Александра Пушкина. — М., 1948. — Т. III. — С. 376.

3 Может быть, уже теперь семиклассники, самые сильные и одаренные, познакомятся глубже со статьями этих поэтов о Пушкине, прочитают и расскажут о восприятии Пушкина Цветаевой или Ахматовой по кн.: Ахматова Анна. Стихи и проза. — Л., 1977. — С. 552; Цветаева Марина. Об искусстве. — М., 1991. — С. 57.

4 Пушкин А. С. Полн. собр. соч. — М., 1978. — Т. 7. — С. 211.

6 См.: Стихотворения Александра Пушкина / Сост., подгот. текста и примеч. С. Бонди. — М., 1972.

Пьеса начинается с описания Москвы в 1598 году, когда умирает царь Федор, сын Ивана Грозного, не оставив после себя наследников. Незадолго до его смерти возвысился сам Борис Годунов, брат жены Федора. Царь Федор был верующим, и почти все время молился и был не способен царствовать, вместо него этим занимался Годунов, чье значение возросло после гибели Ивана Грозного.

В результате встал вопрос об избрании царя. Бориса Годунова долго уговаривали, он отказывался, зная, что против него строят козни бояре.

Во время царствования Годунов терпит неудачи, в это время происходит неурожай, произошел страшный пожар в Москве. Народ, уставший от крепостного права, набирал недовольство. К концу своего правления Борис стал более жестоким, усилил гонение оппозиционных семей, повсюду отправлял шпионов.

Пиком стало появление Лжедмитрия в Польше. Годунов объявил, что это бежавший монах Григорий Отрепьев. Собрав войско, Лжедмитрий пошел на царя войной, народ его поддержал в надежде на упразднение крепостного права. В этот период скоропостижно умирает Годунов. В результате главный полководец предает семью Годуновых и переходит на сторону Лжедмитрия, а бояре чтоб угодить ему убивают жену и сына царя. И Лжедмитрий становиться правителем.

Но у Пушкина главным героем является сам народ, который и решают будущее государства. Именно безмолвие народа показывает, что они не принимают нового царя. В последних сценах трагедии отчетливо видна роль народа. Они как мощная сила и моральная составляющая, за ним стоит последнее слово.

Вариант 2

Народ великой страны молиться всевышнему за царя, чтобы он правил долго и светло. Подданные подают в отчаянье и начинают презирать себя после того как убили Дмитрия, и на престол зашел Годунов. Самое интересное, что еще неясно, что царевича убили, а также кто это сделал, поэтому многих людей привлекает эта загадочность, которая есть в трагедии Пушкина.

В конце понятно, что стремление Бориса к власти, собственного величия над другими людьми сделали его очень гордым и нанесли на него некое проклятие судьбы. Может если бы он отрекся от власти, покаялся Богу, он бы смог жить дальше, но из собственных противоречий, он не смог это сделать.

Сочинение по произведению Борис Годунов

Нынешний царь Федор не имел детей, поэтому его наследником был брат Дмитрий. Годунов сделал все так, чтобы ему никто не мешал прийти к власти. Из Москвы выдворяют царевича, а Дмитрий как-то странно умер. Теперь нужно было выбрать царя и им стал Годунов. Первые четыре части произведения Пушкина рассказывают об этих событиях.

На троне у Бориса начались неудачи. Во-первых, в государстве был неурожай и соответственно голод, во-вторых горела Москва и много людей остались без дома. Люди устали от такой власти, от крепостного права. Злость и ненависть к Борису росла. На закате своего правления царь усилил нажим на людей. Людей сажали, изгоняли. Так же Годунов придумал молитву, в которой просилось за его здоровье. Каждый должен был читать ее за обедом.

Однажды объявился самозванец, который представился как Дмитрий (который погиб). Люди поверили ему, и он начал собирать войско против Годунова. Народ был за него, так как самозванец выступал за отмену крепостного права. Вскоре умер Борис и это способствовало скорому концу нынешней власти. Место правления занял сын Бориса – Федор. Но, его никто не поддерживал, да и лучший полководец Басманов принял сторону самозванца. Бояре так же не стояли в стороне им в конце концов убили Федора и его мать. Теперь Москву занял самозванец со своими людьми.

Анализ 4

Борис был хорошим продуманным политиком, душевным человеком в отношении людей, просчитывал шаги наперёд зная всю обстановку страны. Даже, несмотря на все плюсы и положительные качества, население страны его не особо то и любили. Думая об укреплении связей и западными европейскими государствами, он просватал свою дочь за шведского королевича. В отношении к народу он продолжает политику некоторых московских монархов, он настаивает на том чтобы каждый крестьянин принадлежал одному помещику и не имел ни каких прав. Тем самым он полностью переходит к враждебному отношению людей к его персоне.

Борис отличался от своих предшественников, тем что завоевал свои престол не честным путем, он не получил его по наследству, а совершил преступление, убив младенца Дмитрия. Так считали не только народ, но и многие писатели того времени. Это абсолютно не красило его образ, как правителя, но и очень мучительно терзало его душу, это было лишь маленькой частью огромной трагедии его судьбы. Активную борьбу с его персоной вели не только бояре, донские казаки и польская шляхта, но и во главе стоял сам народ, это и было основной причиной его трагической кончины.

Тем самым Александр Сергеевич, показывает в своем произведении, если правитель лишится поддержки и уважения своего народа, ухудшая сам свое положение, обманывая крестьян, которые впоследствии его тирании не только возненавидели его, но и считали деспотом. Конечно же ничем хорошим для такого представителя правления как Борис Годунов это закончиться не могло, кроме как смерти от рук тех кого он пытался приручить под собственную власть.

Первое появление этого произведения на свет, где Пушкин, так же являлся героем. Произвело огромное впечатление на общество, которому он впервые его прочитал, кто-то был в недоумении от исходящей импульсивности и в ошеломлении. И по сей день уникальность этого произведение затягивает читателя в глубину истории, завораживает своим интригующим сюжетом. Образ мыслей писателя не оставляет никого равнодушным, даже критики высказывали свое мнение в воодушевлении.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Борис Годунов

Популярные сегодня темы

Илья Муромец является одним из главных героев древнерусского народного эпоса и стоит на равной ноге с такими известными богатырями, как Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Может ли человек изменить мир? Я думаю, что этот вопрос волновал людей во все века. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Попробуем разобраться в этой теме на примерах.

Школа приближается к своему завершению и за ней только начинается настоящая жизнь, где меня ожидает множество новых открытий, трудностей, волнующих побед и поучительных поражений

Илья Обломов оставляет эту жизнь, так и не сумев перебороть свои привычки и установки и не достигнув в своей жизни никаких высот. Его же фамилия Обломов совсем не исправляет ситуацию

Сны, которые видит во сне человек, передают психологическое состояние самого человека. Очень много писателей используют такой прием для того, чтобы более точно и ярко описать внутреннее состояние главных

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Борис Годунов: ТЕМА, ИДЕЯ, ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ, краткий анализ.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Борис Годунов – это историческая трагедия, написанная Пушкиным в 1825 году. Выбранная тема была не случайной, так как скоро планировалось восстание декабристов. Поэт хотел показать особенности отношения между царем и народом.

Главная тема – объективные исторические события, которые происходили в Смутное время, а именно воцарение Бориса Годунова, его правление, и воцарение Лжедмитрия 1.

Особое внимание уделяется вопросу, поддерживает ли народ своего правителя. В случае Годунова, народ настроен враждебно, а Лжедмитрий получил одобрение.

Конфликты развиваются и среди разных сословий. Народ лишь делает вид, что он вникает в политические и общественные дела. На самом деле, он просто использует бояр, которые хлопочут перед царем и решают их вопросы. Другой конфликт есть между боярами и дворянами. Они всегда ищут возможность донести друг на друга.

Все серьезные шаги и изменения исходят из конфликтов. Конфликт Годунова – это желание помогать народу, которое омрачается секретом об убийстве царевича Димиртрия. Такое состояние ведет его к гибели. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Конфликт Лжедмитрия построен на любви к Марине, которой нужно лишь царство.

Поражает концовка трагедии. Народ молчит. Но это временное молчание, которое скоро обернется новым бунтом.

Жанр – историческая трагедия. И речь идет не только о реальных исторических проблемах, но и духовной смерти самого русского народа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Отражение исторических событий в творчестве Пушкина.pptx

Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837) Подготовила Жжёнова Елена, студентка.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837) Подготовила Жжёнова Елена, студентка.

Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837) Подготовила Жжёнова Елена, студентка 4 курса

«Каждое новое поколение живо иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине.

Отражение исторических событий в творчестве А.С.Пушкина

Отражение исторических событий в творчестве А.С.Пушкина

«Он (Пушкин) обращается к прошлому, чтобы в нём найти объяснение настоящего и.

Герб рода Пушкиных «Гордиться славою своих предков не только можно, но и долж.

1. "Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его ист.

Петр I – великий государственный деятель Что я знал о ПетреI Что я узнал о Пе.

Петр I – великий государственный деятель Что я знал о ПетреI Что я узнал о ПетреI Интересы Деятельность Реформы Заслуги

Выбранный для просмотра документ Урок.docx

План-конспект урока литературы по творчеству А.С.Пушкина в 7 классе

Тема урока : Отражение исторических событий в творчестве А.С.Пушкина

Тип урока : вводный урок, изучение нового материала

Форма проведения урока: традиционный.

Учебник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Коровина В.Я. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2011

Цели: - показать интерес А.С. Пушкина к истории;

- ввести учащихся в мир исторических реалий, отразившихся в его творчестве;

- познакомить учеников с поэтическим воспроизведением исторических событий;

- выяснить, почему именно Олег, Борис Годунов, Пётр 1 становятся одними из любимых героев пушкинских произведений;

- пробудить у учащихся интерес к прошлому России.

Образовательные:

выяснить роль исторических образов в произведениях Пушкина и отношении автора к ним.

Развивающие:

развивать навыки построения логической цепи доказательств ;

с формировать умение составлять цитатный план ;

научить проводить аналогии и делать выводы .

Воспитательные:

воспитывать у учащихся чувств о гордости и уважения к деятельности великих людей и героическому историческому наследию своей страны ;

пробуждать интерес к изучаемому предмету.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: презентация

2. О Пушкине. История в произведениях Пушкина.

Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создатель художественных произведений, которые стали достоянием не только русской, но и мировой литературы.

Это действительно так. Пушкина изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. Но так или иначе его имя и его художественное наследие прочно закрепилось в культуре и в самом менталитете русского народа.

Личность и творчество Пушкина многогранны. Поэтому в курсе литературы в этом году мы обратимся к отражению исторических событий в творчестве писателя.

Запишите, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.

Вспомните, пожалуйста, какие произведения Пушкина вы уже изучали? А может быть, кто-то может назвать мне произведения, в основе которых лежат исторические события? Как вы думаете, с чем связан интерес Пушкина к истории России?

3. Работа с письмами.

"Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени князя Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия; со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью, и что дети их бегают в красной рубашке"

«Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.

4. Хронологический анализ исторических произведений.

"Песнь о вещем Олеге", написанная в 1821 году, в которой излагается поэтическая версия кончины великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности над Византией: "Твой щит на вратах Цареграда". Гордостью за Отечество, за смелость и доблестное служение России ее сыновей, великих людей земли русской веет на нас со страниц "Песни".

А мы перемещаемся во времени и обращаемся к эпохе Смутного времени на Руси. Какое произведение станет следующим в нашей цепочке? Что вы можете рассказать об этой эпохе?

Конец 16 столетия. Закончилось правление Ивана Грозного. После его смерти власть перешла к его сыну,27-летнему Фёдору Иоанновичу, который сам не мог управлять государством. Преодолев сопротивление бояр, фактическим правителем государства при царе Фёдоре становится Борис Годунов, свойственник царя (царь Фёдор был женат на сестре Годунова).

Современники признавали за Годуновым недюжинный ум, милосердие, великодушие. Он старался поддерживать в государстве порядок и законность, нанимал к себе на службу просвещённых иностранцев, а русских юношей отправлял учиться за границу. При нём продолжилось освоение Сибири, строились новые города.

Но Борис Годунов не мог быть уверен в своём будущем: преемником бездетного царя Фёдора на престоле должен был стать его брат, царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного. Годунов ссылает малолетнего Дмитрия, его мать, Марию Нагую, её родственников, Нагих, в Углич. 15 мая 1591 года царевич Дмитрий был найден мёртвым.

7 января 1598 года Фёдор Иоаннович умер, и мужская линия Московской ветви династии Рюриковичей пресеклась. Народ просит Бориса Годунова вступить на престол.

Однако Борис слаб здоровьем. Царём стал сын Бориса — Фёдор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Вскоре в Москве произошёл мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Царя Фёдора и его мать убили, оставив в живых лишь дочь Бориса — Ксению. Её ждала безотрадная участь наложницы самозванца. Официально было объявлено, что царь Фёдор и его мать отравились.

Петр 1

Однако слава Отечества - это не только военные победы, но процветание народа, справедливое политическое устройство. Поэт создает цикл произведений о Петре I. Петровская эпоха, как никакая другая, глубоко и ярко проанализирована Пушкиным. Поэт видит в образе Петра I образцового правителя государства.

Особое внимание Пушкин уделял Петровской эпохе и самой личности Петра великого. И это неслучайно, потому что Петр I – одна из ярчайших фигур в русской истории. А что вы знаете о Петре I? Чтобы разобраться с этим вопросом, давайте заполним такую таблицу

Просмотр видеозаписи, заполнение 2 графы, обсуждение.

Таким образом, Пушкин обращается в своих исторических произведениях к ярким личностям, реформаторам, правителям, много сделавшим для величия своего государства.

Читайте также: