Учиться говорить и писать нужно все время сочинение
Обновлено: 04.07.2024
Чтобы ответить на вопрос, зачем я изучаю русский язык, вспомним вначале, что любой язык является, во-первых, средством общения людей между собой.
В России, огромной стране, занимающей одну шестую планеты с названием Земля, живут множество народов и народностей, у которых существует свой родной язык. Представим на минутку, что каждый народ говорит только на своем языке. Как же люди разных национальностей поймут друг друга, если у них не будет общего языка ? Вот тут-то необходим русский язык, который поможет мне разговаривать, обмениваться мнением по разным вопросам с человеком любой национальности: татарином, бурятом или эвенком.
Русское слово звучит во всех уголках нашей огромной страны, и даже в космосе. Оно объединяет ростовчанина и сибиряка, москвича и кубанца, которые живут за тысячи километров друг от друга.
Можно с уверенностью утверждать, что мой родной язык является прекрасным посредником в общении людей разных национальностей, языком дружбы и сотрудничества многих народов России. Сейчас на нем читают, пишут и говорят многие люди других национальностей.
На русском языке творили свои произведения А.С. Пушкин, М.И Лермонтов, А.П. Чехов и многие другие известные всему миру писатели. Изучая язык, я смогу прочесть их творения и насладиться красотой русской речи. Ведь богатство и выразительность русской речи давным-давно заметил Николай Васильевич Гоголь:
Всем известно, что без знания языка невозможно освоить никакой другой школьный предмет. Труды многих известных всему миру ученых написаны именно на русском языке. Это еще одна причина, почему я изучаю русский язык.
Чтобы в будущем уметь правильно и ясно излагать свои мысли, в этом мне тоже поможет знание языка И.С.Тургенева и Льва Толстого.
Не зря писатель Константин Паустовский писал:
Русский язык представляет собой огромную культурную ценность. А его мощь и величие обязывают нас внимательно и серьёзно изучать его.
Образец сочинения для пятого класса
Я изучаю русский язык прежде всего потому, что я — гражданин великого государства — России, занимающей одну шестую часть земной суши. Во всех уголках моей огромной Родины звучит русское слово. В будущем, чтобы понимать людей других народностей и разговаривать с ними, мне необходимо знание русского языка.
На русском языке писал А.С. Пушкин — гордость русского народа. Знание русского языка откроет мне сокровища русской литературы, которую читают многие люди в мире.
Придя в школу, на уроке я открываю учебник истории, математики или биологии. А ведь они написаны на русском языке. Без знания языка невозможно освоить никакой школьный предмет. С его помощью я узнаю много интересного и полезного. Чтобы ясно, логично и без речевых ошибок отвечать на уроках, мне необходимо также знать формы слов, правильное ударение в них. Все это я узнаю, изучая русский язык.
Он мой помощник в учебе и в общении с людьми из разных уголков России.
Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научиться писать, – надо писать.
Вложение | Размер |
---|---|
uchitsya_dumat.docx | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Калина Виктория Геннадьевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №7, село Чкаловское, Приморский край
Люди, которые не умеют и не учатся связно говорить и писать, как правило, не умеют и не научатся думать. Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта.
Уметь хорошо писать нужно не только писателю и ученому. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо можно дать почувствовать себя, свое расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.
Но как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научиться писать, – надо писать.
Сейчас мы имеем скудный словарный запас учащихся, насыщенность его просторечиями, жаргонизмами, искажениями исконно русских слов отсутствие способности выражать свои мысли, списывание чужих работ. Отсутствие желания приобщаться к чтению художественной литературы усугубляет ситуацию.
А чтобы, например, написать сочинение самостоятельно, нужен систематический, кропотливый труд. Здесь нужен творческий подход, тщательный отбор языкового материала с опорой на текст художественного произведения, что способствует улучшению качества письменной речи. Одновременно с этим развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение - всё это важно не только для сочинения, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Думать — это значит разговаривать, то есть, общаться с помощью слов. И когда говорят, что человек не думает, или не хочет думать, или не умеет думать — это значит, что человек не разговаривает, не умеет разговаривать, или не хочет разговаривать.
Мысль — это всегда какое-то слово, смысл которого понятен. Нет слова, смысл которого понятен, — нет и мысли на эту тему. Способность человека думать напрямую зависит от количества слов, смысл которых ему понятен.
Думать можно самостоятельно и не самостоятельно, а с чьей-то помощью. Думать самостоятельно — это значит разговаривать с самим собой. Разговаривать с самим собой — это значит сообщать что-то самому себе, самому себе давать совет, задавать самому себе вопросы и самому же на них отвечать.
С чего начинать учиться думать? Начните с увеличения своего словарного запаса. Способность человека думать напрямую зависит от количества слов, смысл которых ему понятен. Словарный запас — это не количество слов, которые вы слышали и способны произнести, а это те слова, значение которых вы понимаете.
Учиться думать — это значит постоянно расширять свой словарный запас. Чем больше Вы знаете слов, значение и смысл которых Вам понятен, тем больше у Вас мыслей и тем больше Вы можете что-то сообщить, что-то спросить, на что-то ответить.
Мыслительная способность человека напрямую завит от количества слов, которые ему понятны, но ничто так пагубно не влияет на мыслительную способность человека, как неверное понимание используемых им в разговоре слов.
Кроме словарного запаса для того, чтобы уметь думать, необходимо не лениться, сообщать самому себе что-то новое и интересное, не лениться задавать самому себе вопросы и давать на них ответы.
Без умения думать вы становитесь неинтересным человеком. Неинтересных людей не уважают, у них нет друзей, они не знают, что такое любовь и они поэтому не становятся свободными . Можно быть интересным человеком и не иметь друзей или любовь, но не бывает так, чтобы у неинтересного человека были друзья и любовь.
Тема урока:Понятие о публицистическом стиле: особенности, жанры, сфера употребления. Создание высказывания в публицистическом стиле.
Тип урока:комбинированный
Ход урока: I Речевая разминка.
- Прочитайте текст про себя.
Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь. Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу.
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте.
- Дает ли право употребление в тексте глаголов в повелительном наклонении читать его тоном приказа?
- Как лексика влияет на тон текста?
-Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.
II Работа по теме.
1. - Мы продолжаем говорить о стилях речи. Вспомним, какие стили вы уже знаете, и воспроизведем известную ещё с 5 класса схему.
разговорный
Стили речихудожественный
книжныйнаучный
официально-деловой
2. - Чтобы окончательно завершить схему, осталось познакомиться ещё с одним стилем - публицистическим - и выявить его стилевые черты и языковые особенности.
- Внесем в схему название стиля и запишем тему урока.
- Начнём со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публицист, опубликовать, публицистика.
- Какой общий корень имеют слова?
- Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.
- Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.
Публицистический стиль - это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.
Учитесь говорить и писать
Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.
- Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли ему эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность роднит публицистику с художественным стилем.)
- К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)
- Призывность - отличительная черта публицистического стиля.
- Актуальна ли проблема, поднятая Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)
- Задача публицистики - сформировать определенное отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, бытовым, политическим, экономическим, философским, моральным. Интерес к общему роднит публицистику с научным стилем.
Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателей. Поэтому характерная черта таких текстов - доходчивость.
- Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?
- Найдите в тексте:
побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;
риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);
параллелизмы (сходное построение предложений текста).
- Как вы думаете, к кому обращается автор?
- Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)
- Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов:
белая смерть - сахар,
битва за урожай - уборка урожая,
черное золото - нефть,
зеленый щит земли - лес,
королева спорта - легкая атлетика,
голубые дороги - водные пути.
- Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публиц. стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.
- Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?
В результате работы с текстом должна получиться таблица:
- Насколько древний текст отражает черты стиля? Для более полного ответа пользуйтесь материалами таблицы.
5. - Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.
- Запишем их и дадим толкование:
Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Отзыв - отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.
Фельетон -газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.
В.Г. Белинский сказал, что между этими жанрами нет точно обозначенных границ. Однако каждый из них имеет особое назначение и свою композицию.
- Какие жанры публицистического стиля вам знакомы, вы с ними работали с 5 класса.
- Попытайтесь определить незнакомые жанры по их толкованию, которое мы записали.
(У каждого ученика на парте 2 текста: заметка и рецензия)
6. - Познакомимся ещё с одним жанром публицистического стиля - интервью. Слово интервью - английское - это беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.
-Посмотрим, как строится интервью (записывают в тетрадь)
1) В самом начале интервью журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется сам.
2) В основной части - беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.
3) В заключительной части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.
7. Подведение итогов.
В настоящее время люди не обращают внимания на то, что говорят и на то, какие слова используют в своей речи. Не случайно Д. С. Лихачёв в тексте "Как говорить" поднимает проблему сохранения чистоты русского языка.
Размышляя над данной проблемой, автор указывает на то, что в языке человека также присутствуют неряшливости. И они в большей степени говорят об умственном развитии человека и о его характере. Сейчас люди безо всякого стеснения используют в своей речи грубости и различного рода жаргонизмы.
Это свидетельствует лишь о слабостях, но далеко не о силе, как думает большинство. Автор убеждён, что только сильный и здоровый морально человек не будет без нужды в своей речи использовать жаргонные слова. Многодневный труд выводит человека на такой высокий уровень языковой подготовки, что он уже не может позволить себе говорить глупости.
Д. С. Лихачёв в тексте говорит о путях решения такой проблемы, как сохранение чистоты русского языка. Учиться хорошей речи необходимо долго и очень внимательно. Прислушиваться к речи окружающих людей, больше читать и запоминать необходимую информацию. Этот процесс будет длиться всю жизнь. Я думаю, что только можно выйти на хороший уровень языковой подготовки. Наша речь является основным показателем нашей личности, нашей способности поддаваться влиянию разрушающей среды.
Я полностью согласна с позицией автора и считаю, что проблема сохранения чистоты русского языка остается одной из актуальнейших. Эту проблему прекрасно понимали и русские классики.
Примером могут служить слова И. С. Тургенева: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык-это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса". Используя жаргонизмы в своей речи, люди разрушают великий русский язык. Поэт указывает на то, что нам, последующим поколениям, необходимо сохранить чистоту нашего родного языка и передать следующему поколению. Русский язык создавался и совершенствовался веками, поэтому надо беречь и любить его. Только в руках образованных людей язык может стать настоящим сокровищем, открывающим путь в хорошее будущее.
Я думаю, что язык имеет большое значение как для всего общества, так и для отдельно взятого человека. Необходимо беречь, уважать, знать и, самое главное, не загрязнять великий русский язык.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Читайте также: