Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение

Обновлено: 08.07.2024

1 А 3. Морфологические нормы (Образование форм слова) Готовимся к ЕГЭ Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна

2 Образование падежных форм числительных: Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах – окончание –А. У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п.), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.). При склонении составных числительных изменяется каждое слово: трем тысячам семистам семидесяти трем (Д.п.), двумя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью (Т.п.).

3 Образование падежных форм числительных: У порядковых числительных изменяется только последнее слово: Студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; Контракт продлен до две тысячи десятого года. При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.: двух (каких?) третьих, трем (каким?) седьмым. Числительные полтора (жен.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста; полторы недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.=В.п.), полутораста километрами (Т.п.).

4 2 совета: 1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется. 2) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму с окончанием –а: сорокА, девяностА, стА.

5 Употребление собирательных числительных: Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях: –с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев; –с существительными дети, люди: четверо людей; –с существительными, обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят; –с существительными, обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн.ч.: двое ножниц, четверо суток.

6 Употребление собирательных числительных: Собирательные числительные не употребляются: с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры; с существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки, три медведя. Помните, что форма собирательного числительного оба зависит от рода существительного: в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.) креслах, в обеих (ж.р.) комнатах.

7 Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными: можно с сущ., обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое мужчин с сущ., обозначающими детенышей животных: пятеро щенков с сущ., имеющими только форму множественного числа: двое брюк с сущ. ДЕТИ, ЛЮДИ, РЕБЯТА

8 Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными: нельзя с сущ., обозначающими лиц женского пола: двое подруг, трое женщин две подруги, три женщины с сущ., обозначающими взрослых животных: пятеро собак пять собак

9 Образование некоторых форм имен существительных: При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

10 Образование некоторых форм имен существительных: Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

12 Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных: Правильно образуйте формы сравнительной и превосходной степени. Например: простая форма сравнительной степени – более (менее) смелый; простая форма превосходной степени – смелейший, составная форма превосходной степени – самый смелый, наиболее смелый, смелее всех. Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более смелее, самый смелейший, более лучший, более худший. Запомните следующие формы сравнительной степени: звонче, легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее, красивее.

13 Простая форма Нельзя совмещать две формы! Составная форма Сравнительна я степень выше красивее более выше менее красивее более высокий менее красивый Превосходная степень высочайший красивейший самый высочайший наиболее красивейший самый высокий наиболее красивый

14 Образование степеней сравнения наречий: При образовании простой и составной форм сравнительной (быстрее, более быстро) и превосходной (быстрее всех) степеней наречий также важно не допускать их смешения: более быстрее. Принцип работы идентичен работе с прилагательными.

15 Образование некоторых глагольных форм: В литературном языке отсутствуют формы 1-го лица ед.ч. глаголов победить, убедиться, очутиться; не допускаются формы 1-го лица глагола кушать (ср. неправильное употребление: Утром я обычно *кушаю йогурт). Разговорными являются формы 1-го лица глаголов висеть (вишу), пылесосить (пылесошу). В парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые глаголы разговорные. Правильно употребляйте глаголы класть (не ложить), положи (не положь), машет, плещется, колышется, кудахчет, мурлычет, мяукает (не махает, плескается, колыхается, кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай, поезжай (не заедь, едь, езжай), сох, промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул и т.д.).

16 Образование некоторых глагольных форм: Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать и т.п. (что делать? И что сделать?): Деканат ежегодно организует (не организовывает) встречи выпускников факультета. Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п. Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается. Некоторые формы на –ся порождают двузначность: Молодые специалисты направляются на предприятия (сами или кем-то?). Во избежание неясности следует употребить другую форму, например: Молодых специалистов направляют на предприятия. Не допускайте нарушения видовременной соотнесенности глаголов, например: В доме начали просыпаться: послышались сонные голоса. Хлопали двери.

17 Образование некоторых глагольных форм: Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо запомнить: глядеть – гляди, глядите; ехать – поезжай, поезжайте; лазать – лазь, лазьте; лезть – полезай, лезь, полезайте; лечь – ляг, лягте; трогать – трогай, трогайте.

18 Образование и употребление форм местоимений: Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней). Местоимение должно быть согласовано по роду и числу с существительным. Примеры ошибочного употребления: Мы открываем для себя восхитительные красоты Кубани, постигаем тайны его очарования; Подошла еще одна группа, у них сегодня зачет. Неверный порядок слов в предложениях с личными местоимениями приводит к искажению смысла предложения. Ср.: Ученые проводили многочисленные опыты, они (получается: опыты) были очень терпеливые. Личное местоимение он должно относиться к последнему существительному муж.р., она – к последнему существительному жен.р., оно – ср.р., местоимение они – к последнему существительному в форме мн.ч.

19 Образование и употребление форм местоимений: Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного). После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.

20 Информационные ресурсы: Баронова, М.М., Русский язык: полный справочник, 2010, (Полный комплект пособий для подготовки к единому государственному экзамену). Академический Международный Институт russian-a3.pdf

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Употребление словосочетаний в речи Урок 12 8 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Употребление словосочетаний в речи Урок 12 8 класс

Употребление словосочетаний в речи Урок 12 8 класс

Цели урока Повторить трудные орфограммы. Закрепить знания о словосочетании: в.

Цели урока Повторить трудные орфограммы. Закрепить знания о словосочетании: выделять из предложения, определять тип связи, подбирать синонимы. Уметь употреблять словосочетания в речи в соответствии с грамматическими нормами.

Повторим орфографию Задание. Слушайте и выписывайте слова, в которых есть ко.

Повторим орфографию Задание. Слушайте и выписывайте слова, в которых есть корни с чередованием. Обозначьте орфограммы в корнях слов. Ключ: подрастающих; не растёт; заскочить; располагается; обрастает; расположены; подрастает; рост; взрослый; вырасти; вырастает.

Критерии Задание по орфографии Подготовка к ОГЭ 10-11 слов – 2 балла За каж.

Упражнение 1 Употребите, где нужно, предлог, чтобы получилось словосочетание.

Упражнение 1 Употребите, где нужно, предлог, чтобы получилось словосочетание. Ругать, беспечность; оплатить, квартира; радоваться, успехи; не откликнулся, зов; вдуматься, вопрос; превосходство, противник. Ругать за беспечность; оплатить квартиру; радоваться успехам; не откликнулся на зов; вдуматься в вопрос; превосходство над противником

Упражнение 2 Поставьте существительное в нужном падеже Вопреки (угроза); согл.

Упражнение 2 Поставьте существительное в нужном падеже Вопреки (угроза); согласно (предписание); благодаря (решение); по (прибытие) домой; по (окончание) работы; чуждый (музыка). Вопреки угрозе; согласно предписанию; благодаря решению; по прибытии домой; по окончании работы; чуждый музыке.

Грамматические нормы Укажите предложение, в котором существительное с предлог.

Грамматические нормы Укажите предложение, в котором существительное с предлогом употреблено в правильной форме А) Вопреки приказа директора спорткомплекса соревнования отменили. Б) По окончанию четверти мы подвели итоги работы. В) По приезду в Новгород молодой врач чувствовал себя неуверенно. Г) По приезде в новый город они сразу остановились в гостинице. 2. Укажите предложения, в которых местоимения использованы неправильно. А) Учитель предложил мне прочитать вслух своё сочинение. Б) Она имеет своё мнение, непохожее на всех. В) Дети привели ихнюю собаку домой. Г) Я хочу рассказать о своих планах на каникулы. Г А, Б, В

Синтаксические нормы Составьте и запишите словосочетания, подобрав к данным с.

Синтаксические нормы Составьте и запишите словосочетания, подобрав к данным существительным главные слова – глаголы по образцу: впечатление – производить впечатление Настроение, уровень, победа, горе, надежда. 2. Спишите, выбирая нужную форму существительных в скобках. Числительные записывайте словами. Около 240 (рубль); выбрать из 201 (участник); к 1219 (участник); стеллаж с 1734 (книга).

Упражнение 3 Послушайте аудиозапись. Выделите в каждом высказывании словосоче.

Упражнение 3 Послушайте аудиозапись. Выделите в каждом высказывании словосочетание, в построении которого допущена ошибка. Запишите правильный вариант словосочетания. Определите, с каким видом подчинительной связи говорящие допускают ошибки. Понимать с полслова – понимать с полуслова Прослушали тридцать трёх песен – прослушали тридцать три песни Подтвердила о том – подтвердила Противоречат с мнением автора – противоречат мнению автора Комментировать о таком результате – комментировать результат Показывает об умении – показывает умение Благоприятствует для ваших намерений – благоприятствует вашим намерениям Характерно Татьяне – характерно для Татьяны Доставил для всех удовольствие – доставил всем удовольствие

Домашнее задание Повторить правило - с. 35-36 (с. 24) Упр. 50 (упр. 39), упр.

Домашнее задание Повторить правило - с. 35-36 (с. 24) Упр. 50 (упр. 39), упр. 51 – одно четверостишие (упр. 40) Упр. 49 (упр. 38) (ОВЗ)

Рефлексия Вы слыхали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях? Вы пили.

Рефлексия Вы слыхали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях? Вы пили камень, пилили вату. Сушили облака? Так не бывает в жизни, а соединяться в словосочетания могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности. И.Постникова.

Инструкция для учащихся по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей.

Часть 1 – подробное изложение прослушанного текста. Рекомендуем отвести на выполнение первой части экзаменационной работы 75 минут.

Часть 2 – чтение предложенного текста и выполнение заданий. Сначала вам будут розданы бланки с текстом и заданиями.

Вам предлагается сравнить содержание прослушанного и прочитанного текстов. Для этого внимательно прочитайте текст, стараясь понять его содержание. Затем приступайте к выполнению заданий с выбором ответа (таких заданий 10). Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из них правильный. Отвечайте только после того, как вы поймете вопрос и проанализируете все варианты ответа.

Обведите цифру правильного ответа кружочком. Рекомендуем отвести на выполнение второй части экзаменационной работы 45 минут.

Часть 3 – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов. Рекомендуем отвести на выполнение этой части работы 120 минут.

Это задание выполняется на отдельном листе.

Все три части работы нужно выполнить обязательно и в том порядке, в котором они предлагаются.

Во время экзамена вы можете пользоваться словарями.

Будьте внимательны! Делайте все тщательно, неторопливо. Будьте уверены в своих силах!

Приступайте к выполнению работы.

1.1. Прослушайте текст и напишите его подробное изложение

Замечательный человек, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал в нашей школе русский язык и литературу. На его уроках меня поражало то, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что все-то можно постичь с помощью слова, и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый.

Когда у нас пробудился интерес к литературе, Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки, открытки и обязательно читал нам вслух минут десять – пятнадцать, и мы все чаще и чаще просиживали даже перемены, слушая его.

Очень полюбили мы самостоятельную работу – не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а сочинять, творить самим.

Однажды Игнатий Дмитриевич стремительно влетел в класс, велел достать тетради, ручки и писать о том, кто и как провел летние каникулы. Класс заскрипел ручками.

Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни автограф человеку, который привил мне уважительность к слову, пробудил жажду творчества.

(284 слова)
(По В.Астафьеву)

Прочитайте текст и выполните задания 2.1–2.10

1) Давно мне хочется написать о школе. 2) Книг об этом, и хороших, написано немало, но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме – что остается от учителя, от класса в характере человека. 3) Кроме знаний. 4) В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе.

5) Талантливых учителей не так уж много. 6) Талант – всегда редкость. 7) Но, кроме таланта, что, как говорится, от человека не зависит и отпускается ему свыше, есть и другое – есть еще любимые учителя.

8) Может, наиболее важная составляющая нашего чувства возникала из нравственного облика учителя. 9) Вернее, не облика, а нравственного содержания учительства. 10) Наши учителя математики и литературы преподавали нам, кроме своих предметов, какие-то нравственные начала. 11) Самые простейшие – аккуратность, правдивость, точность, терпение – словом, то, что называлось прописями. 12) Это по-своему входило в математику и по-своему – в географию.

(По Д.Гранину)

2.1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Любимые учителя надолго остаются в нашей памяти.

2) Только любимые учителя учат, как жить.

3) Выбор дальнейшего жизненного пути может подсказать школьный учитель.

4) Тот, кто полюбил в школе литературу, обязательно станет писателем.

2.2. Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?

1) Талантливых учителей, как и талантливых учеников, не так уж мало.

2) Отношение к учителю зависит от его внешнего облика.

3) Учитель – это прежде всего воспитатель и проповедник.

4) От учителя и от класса в человеке остается только хорошее.

2.3. К какому стилю и типу относится текст?

1) Разговорный стиль, рассуждение с элементами повествования;

2) публицистический стиль, рассуждение;

3) художественный стиль, описание с элементами рассуждения;

4) научно-популярный стиль, повествование с элементами описания.

2.4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью однокоренного слова?

2.5. Какое значение имеет слово проповедник в прочитанном тексте (предложение 22)?

1) Священнослужитель;

2) воспитанник;

3) наставник;

4) преподаватель.

2.6. В каком из слов букв меньше, чем звуков (предложение 7)?

2.7. Каков способ образования слова остросюжетный (предложение 16)?

1) Приставочный;

2) суффиксальный;

3) бессуффиксный;

4) сложение.

2.8. Какой частью речи является слово по-своему (предложение 21)?

2.9. Какое из предложений не осложнено вводным словом?

2.10. Какая характеристика предложения 18 является верной?

1) Сложноподчиненное;

2) сложносочиненное;

3) простое;

4) сложное бессоюзное.

1.2. Прослушайте текст и напишите его подробное изложение


Жизнь была уже полна звуков. Густо населенные зверьем, птицами и насекомыми леса клокотали от нестройного хора голосов. Человек жил тут же рядом, внушая к себе уважение и вызывая страх. Однако его голос почти не выделялся из разноголосицы природы, частью которой он себя считал.

Но однажды, как рассказывает предание, на поляну вступил юноша. Он расположился на камне и снял с плеча предмет, незнакомый обитателям леса. Его можно было принять за лук, со свистом выпускающий жалящие и пронизывающие насквозь стрелы. Но на луке была одна тетива, а здесь семь, и укреплены они так, что для стрелы нет упора. Юноша ударил пальцами по натянутым нитям своего странного лука и исторг звуки, каких никогда не слышали ни один зверь и ни один человек. Они напоминали что-то, давно забытое или потерянное, что-то, разлитое в самой природе, но еще никем не извлеченное. Словно бы пчелы, вместо того чтобы собирать сладость цветов, решили нанизывать все лучшее, что содержал мир звуков, и юноша услышал это и воспроизвел. И хотя это не напоминало знакомые голоса или шумы природы, но будило какой-то странный отзвук и властно тянуло к себе, заставляя презреть выработанные веками осторожность, страх и вражду.

Уйдя с головой в божественные звуки, юноша не замечал ничего вокруг. Он выливал из себя все, что его переполняло, не заботясь о слушателях. А их с каждым мгновением прибывало все больше и больше. Царственно прошагал лев и лег, склонив огромную голову на скрещенные лапы. Рядом с ним замер пугливый олень, закинув ветвистые рога. Тут же пристроился заяц. Деревья привстали – и, казалось, вот-вот шагнут навстречу певцу.

Музыканта звали Орфей. Он не мог похвастаться знатностью своего рода. Не совершал он подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава.

(284 слова)
(По А.Немировскому)

Прочитайте текст и выполните задания 2.1–2.10

М.Шагал

1) Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. 2) Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. 3) Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. 4) Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. 5) Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. 6) Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. 7) Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра. 8) Однако странник не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. 9) Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. 10) Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. 11) Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живет неправильно…

2.1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Звуки музыки приятны лишь на фоне естественной природы.

2) Музыка – это огромная эстетическая сила, воздействующая на слушателя.

3) Слава музыканта всегда выше любого подвига.

4) Музыка – это одно из надежных средств материального обеспечения человека.

2.2. Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?

1) Музыка способна увлечь жить высшей и прекрасной жизнью.

2) Вечером музыку люди слушают всегда внимательнее, чем днем.

3) На бульваре музыка сильнее воздействует, чем в концертном зале.

4) Музыка вызывает только горькие слезы.

2.3. К какому стилю и типу относится текст?

1) Художественный стиль, повествование с элементами рассуждения;

2) публицистический стиль, рассуждение;

3) разговорный стиль, описание;

4) научно-популярный стиль, описание с элементами рассуждения.

2.4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью указательного наречия?

2.5. Какое значение имеет слово прекрасная в прочитанном тексте (предложение 5)?

1) Материально обеспеченная;

2) интеллектуально развитая;

3) духовно богатая;

4) беззаботно веселая.

2.6. В каком слове звуков больше, чем букв (предложение 8)?

2.7. Каков способ образования слова изредка (предложение 5)?

1) Приставочный;

2) суффиксальный;

3) бессуффиксный;

4) приставочно-суффиксальный.

2.8. Какой частью речи является слово однако (предложение 8)?

2.9. В состав какого сложного предложения входит простое, осложненное обособленным обстоятельством?

2.10. Какая характеристика предложения 4 является верной?

1) Сложное бессоюзное;

2) сложноподчиненное;

3) сложносочиненное;

4) сложное с подчинительной и сочинительной связью.

Ответы к тестовым заданиям

Вариант I2.1 – 1; 2.2 – 3; 2.3 – 2; 2.4 – 2; 2.5 – 3; 2.6 – 3; 2.7 – 4; 2.8 – 1; 2.9 – 3; 2.10 – 4.

2.1 – 2; 2.2 – 1; 2.3 – 1; 2.4 – 2; 2.5 – 3; 2.6 – 1; 2.7 – 4; 2.8 – 3; 2.9 – 3; 2.10 – 4.

А 3. Морфологические нормы (Образование форм слова) Готовимся к ЕГЭ Учитель русс

№ слайда 1

А 3. Морфологические нормы (Образование форм слова) Готовимся к ЕГЭ Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна

Образование падежных форм числительных: Числительные сорок, девяносто, сто в В.п

№ слайда 2

Образование падежных форм числительных: Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах – окончание –А. У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п.), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.). При склонении составных числительных изменяется каждое слово: трем тысячам семистам семидесяти трем (Д.п.), двумя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью (Т.п.).

Образование падежных форм числительных: У порядковых числительных изменяется тол

№ слайда 3

Образование падежных форм числительных: У порядковых числительных изменяется только последнее слово: Студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; Контракт продлен до две тысячи десятого года. При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.: двух (каких?) третьих, трем (каким?) седьмым. Числительные полтора (жен.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста; полторы недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.=В.п.), полутораста километрами (Т.п.).

2 совета: 1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких кор

№ слайда 4

2 совета: 1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется. 2) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму с окончанием –а: сорокА, девяностА, стА.

Употребление собирательных числительных: Необходимо обратить внимание на собират

№ слайда 5

Употребление собирательных числительных: Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев; с существительными дети, люди: четверо людей; с существительными, обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят; с существительными, обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн.ч.: двое ножниц, четверо суток.

Употребление собирательных числительных: Собирательные числительные не употребля

№ слайда 6

Употребление собирательных числительных: Собирательные числительные не употребляются: с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры; с существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки, три медведя. Помните, что форма собирательного числительного оба зависит от рода существительного: в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.) креслах, в обеих (ж.р.) комнатах.

Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

№ слайда 7

Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

№ слайда 8

Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

Образование некоторых форм имен существительных: При образовании форм имен сущес

№ слайда 9

Образование некоторых форм имен существительных: При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

Образование некоторых форм имен существительных: Названиями парных предметов: не

№ слайда 10

Образование некоторых форм имен существительных: Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

Образование некоторых форм имен существительных: В некоторых случаях окончания с

№ слайда 11

Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных: Правильно обра

№ слайда 12

Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных: Правильно образуйте формы сравнительной и превосходной степени. Например: простая форма сравнительной степени – более (менее) смелый; простая форма превосходной степени – смелейший, составная форма превосходной степени – самый смелый, наиболее смелый, смелее всех. Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более смелее, самый смелейший, более лучший, более худший. Запомните следующие формы сравнительной степени: звонче, легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее, красивее.


№ слайда 13

Образование степеней сравнения наречий: При образовании простой и составной форм

№ слайда 14

Образование степеней сравнения наречий: При образовании простой и составной форм сравнительной (быстрее, более быстро) и превосходной (быстрее всех) степеней наречий также важно не допускать их смешения: более быстрее. Принцип работы идентичен работе с прилагательными.

Образование некоторых глагольных форм: В литературном языке отсутствуют формы 1-

№ слайда 15

Образование некоторых глагольных форм: В литературном языке отсутствуют формы 1-го лица ед.ч. глаголов победить, убедиться, очутиться; не допускаются формы 1-го лица глагола кушать (ср. неправильное употребление: Утром я обычно *кушаю йогурт). Разговорными являются формы 1-го лица глаголов висеть (вишу), пылесосить (пылесошу). В парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые глаголы разговорные. Правильно употребляйте глаголы класть (не ложить), положи (не положь), машет, плещется, колышется, кудахчет, мурлычет, мяукает (не махает, плескается, колыхается, кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай, поезжай (не заедь, едь, езжай), сох, промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул и т.д.).

Образование некоторых глагольных форм: Правильно используйте двувидовые глаголы

№ слайда 16

Образование некоторых глагольных форм: Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать и т.п. (что делать? И что сделать?): Деканат ежегодно организует (не организовывает) встречи выпускников факультета. Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п. Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается. Некоторые формы на –ся порождают двузначность: Молодые специалисты направляются на предприятия (сами или кем-то?). Во избежание неясности следует употребить другую форму, например: Молодых специалистов направляют на предприятия. Не допускайте нарушения видовременной соотнесенности глаголов, например: В доме начали просыпаться: послышались сонные голоса. Хлопали двери.

Образование некоторых глагольных форм: Образование форм повелительного наклонени

№ слайда 17

Образование некоторых глагольных форм: Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо запомнить: глядеть – гляди, глядите; ехать – поезжай, поезжайте; лазать – лазь, лазьте; лезть – полезай, лезь, полезайте; лечь – ляг, лягте; трогать – трогай, трогайте.

Образование и употребление форм местоимений: Употребляйте правильные формы место

№ слайда 18

Образование и употребление форм местоимений: Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней). Местоимение должно быть согласовано по роду и числу с существительным. Примеры ошибочного употребления: Мы открываем для себя восхитительные красоты Кубани, постигаем тайны его очарования; Подошла еще одна группа, у них сегодня зачет. Неверный порядок слов в предложениях с личными местоимениями приводит к искажению смысла предложения. Ср.: Ученые проводили многочисленные опыты, они (получается: опыты) были очень терпеливые. Личное местоимение он должно относиться к последнему существительному муж.р., она – к последнему существительному жен.р., оно – ср.р., местоимение они – к последнему существительному в форме мн.ч.

Образование и употребление форм местоимений: Местоимения себя, свой относятся к

№ слайда 19

Образование и употребление форм местоимений: Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного). После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.

Информационные ресурсы: Баронова, М.М., Русский язык: полный справочник, 2010, (

№ слайда 20


Имеет ли право учитель зачитывать вслух в классе или на педсовете работу ученика по гуманитарному предмету? Или её фрагмент? Не спрашивая разрешения у ученика?





У нас учитель русского (коллега моя) собирала перлы за все года своей работы, а потом на новогоднем Корпоративе нам читала


Может ваша работа очень тронула педагога, и она решила поделиться с окружающим миром.
Зря вы так, педагог это не обслуга, чтобы каждый раз спрашивать, можно я уберу ваш номер. Можно выкину мусор,еу бред же.
Что такого страшного произошло, или у вас плагиат был?


Конечно! А в чем тайна то? Я когда училась, учитель литературы зачитывала отрывки из наших сочинений, мы их анализировали. И сейчас делают так же.







полагаю, что в скором времени родители будут давать/не давать разрешение на выход к доске при всем классе, опрос и т д


и чем плохо? Мои сочинения с личной позицией учитель тоже зачитывала, потом с классом обсуждали, дискуссии были по поводу с высказыванием разных мнений. Ну а что плохого-то? Ну и так-то если у тебя есть свое мнение и ты его высказываешь, то это учит уметь его защищать и не бояться вообще его иметь



вот вот. :omg:
попробуй ещё не так посмотреть на моего птенчика. :diablo:
бедные учителя.
во раньше времена были, эх.



Конечно ничего учитель не может. Только с письменного разрешения и ученика, и родителя, с заверенный подписью и печатью директора.

Я школу в 2000 закончила. Не было такого, чтобы я могла критиковать или сомневаться в учителтской компетенции. Чтобы на учителя могли нажаловаться родители. И он увольнялся.
Сейчас это сплошь и рядом. Что изменилось за эти 20 так.


Я тоже не понимаю что в этом такого, ростят тепличных детей, как они потом жить то будут без маминой юбки


Ну и так-то если у тебя есть свое мнение и ты его высказываешь, то это учит уметь его защищать и не бояться вообще его иметь

за это обычно хвалят, тем более если человек мыслит не шаблонами и грамотно излагает свои мысли. У меня три ученика в 4 классе пишут просто восхитительные сочинения, пишут не по плану, там полёт мысли и личное отношение к теме. Всегда зачитывала их творения. Для этого возраста - это редкий дар, это нужно развивать дальше. И таким детям очень важно публичное признание их способностей, поэтому зачитывала и буду зачитывать вслух всему классу!

Читайте также: