Соотнеси сочинение композитора и вид искусства на основе которого оно создано

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 334 0

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 4. Искусства различны, тема едина

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— формирование и укрепление представлений о разнообразии видов искусства и целостности искусства;

— выявление взаимосвязей между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы.

Личностные:

— развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.

Предметные:

— музыкальное, выразительное, интонационно и ритмически правильное исполнение песни.

Цели и задачи урока:

- Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

- Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

- Выявить на конкретных примерах общность и своеобразие в произведениях музыки, литературы, изобразительного искусства.

- Учить анализировать услышанное и увиденное и искать ту основную нить, которая пронизывает творение.

Форма проведения занятия: Урок-беседа о единстве тем и разнообразии видов искусства.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Архитектура: Государственная Третьяковская галерея, Большой театр, Большой зал Московской консерватории им. П. И. Чайковского (фото).

Введение в тему

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

«Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение.

Поэзия даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение.

Н.А. Римский-Корсаков

Мы продолжаем разговор об искусстве и сегодня будем учиться искать взаимосвязь между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством.

Работа по теме урока. Храмы искусства

Много времени прошло с тех пор, когда искусство начинало свой путь. Если вначале искусство было едино, как одно целое, то теперь все виды искусства разделились и живут параллельно друг другу. Стали более совершенными музыкальные инструменты, литература пользуется современным языком, художники – иными красками, но кроме этого каждый вид искусства образовал своё собственное государство – Живопись, Музыку, Литературу - со своими, только им присущими историей, географией, населением и языком.

Чтобы научиться творить хотя бы в одной области данных государств, человек тратит на обучение многие и многие годы, овладевает разными знаниями для того, чтобы постичь эту сложную науку.

Рассмотрите иллюстрации. На них мы видим храмы искусства.

?Скажите, к каким видам искусства относятся данные храмы?

Государственная Третьяковская галерея. Москва. Фото

Большой театр. Москва. Фото

Большой зал Московской консерватории. Фото

Государственная Третьяковская галерея– храм живописи, где живут замечательные шедевры известных художников.

Большой театр – там живут театральные представления: опера, балет, проходят концерты известных исполнителей из мира музыки.

Большой зал Московской консерватории. В консерватории учатся будущие композиторы, музыканты.

Ответы учащихся.

Что такое консервы?

-Консервы – это сохранённые пищевые продукты.

- А что же сохраняет консерватория?

Так вот послушайте. В старину в Италии консерваториями называли приюты для сирот, дома сохранения бедных детей от жизненных невзгод, выпавших на их долю. В этих приютах-консерваториях детей обучали разным ремёслам, а особо – очень уважаемому ремеслу у итальянцев – ремеслу музыканта. Любопытно, что в старой Италии школы музыки ещё называли знакомым нам словом госпиталь, что значит гостеприимный дом. Но словогоспитальвпоследствии стало относиться только к медицине, а название консерватория окончательно закрепилось за учебным заведением, предназначенным для музыкального образования.

Первая русская консерватория была открыта в Петербурге в 1862 году, вторая – в Москве в 1866 году.

Конечно, для того, чтобы стать профессионалом, нужно много учиться. Но можно быть любителем и знатоком музыки. Для этого нужно только стремиться понять смысл произведения, попытаться ощутить его характер и то, что хотел сказать автор. Для этого требуется чуткость и внимание,воображение и наблюдательность, которые присущи очень многим людям.

Вот потому не обязательно быть музыкантом, художником и писателем, чтобы любить хорошую музыку, с удовольствием ходить в музеи и читать книги.

3. Учимся понимать искусство

Попробуем доказать, что искусство может быть понято многими людьми. Для этого проанализируем разные виды искусств.

Перед вами несколько различных произведений искусства.

Может быть, кто-то вспомнит, что это за такой фортепианный цикл?

- Что хотел сказать этим композитор?

-Он хотел подчеркнуть связь литературы с музыкой. Быть может, эти строчки и явились толчком для написания какого-либо произведения, словесной картины природы.

- Таким образом, мы с вами видим ещё один пример взаимопроникновения разных видов искусств.

(Подробнее о любви П. Чайковского к природе - см. Приложение 1.)

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят…

А теперь сядьте как слушатели, и постарайтесь понять, что хотел сказать нам композитор своей музыкой.

Слушание. П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь

- Расскажите о том, что вы услышали.

-Композитор своей музыкой хотел передать нам состояние природы. Осенью всегда настроение грустное, так как деревья теряют листву, постоянно дуют ветры, которые напоминают о том, что скоро настанет холодная зима.

- Это не просто зарисовка осеннего пейзажа, музыка звучит задумчиво и печально, как бы передавая настроение человека, созвучное тому, что происходит в природе. Сожаление об уходящем и вместе с тем воспевание красоты увядающей осенней природы. А эпиграф как нельзя лучше способствует данному настроению.

Слушание музыки.

-Музыка звучит грустно, плавно, протяжно, состоит из трёх частей. Первая и третья части похожи, середина звучит более взволнованно.

- Настроение этой пьесы схоже с предыдущей, можно различить жалобу, безысходность, безутешность.

3) Рассматривание репродукций картин

И.Левитан. Осенний день. Сокольники

И. Бродский. Опавшие листья

- Что общего вы видите на этих двух картинах?

- Скажите, что же общего между всеми этими произведениями – музыкальными и живописными?

-Все эти произведения красками, словами, звуками рассказывают нам об осени.

- Действительно, прежде всего мы видим, что их объединяет общая тема – осень.Искусства различны, тема едина. Таким образом, тема – это то, что присутствует во всех видах искусства. Это главная идея, мысль любого творения.

Изучая произведения различных видов искусства, написанных на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, находим в них схожие образы и настроения.

Сравнивая две картины – И. Левитана и И. Бродского, - мы наблюдаем два сходных состояния: осенний день, увядшая листва. Однако это лишь внешний(здесь:первичный, поверхностный, лишённый глубины внутреннего содержания) образ, выраженный в названии произведений.

Но ведь произведение искусства – это не просто фотография. В нём всегда скрыто что-то большее.

Мы невольно проникаемся состоянием этой неведомой (неизвестной) нам женщины и пытаемся понять: о чём она думает, что чувствует. Сожалеет ли она о прошедшем лете, когда парк был таким зелёным и весёлым, или о чём-то ушедшем, далёком, но дорогом сердцу.

Тогда не о том же самом рассказывают нам и опавшие листья? Ведь и они когда-то распустились навстречу весеннему солнцу, росли и ярко зеленели. Но вот – всё изменилось; и теперь они лежат на земле. Они всё ещё прекрасны, но ничто никогда не вернёт им прежних красок, прежнего весёлого трепетания.

Вслушайтесь: все эти чувства ярко выражены в музыке Чайковского, полной осенней грусти и одиночества.

Так маленькая детская пьеса становится для нас открытием закона жизни, которому подчиняется всё грустное в мире: и облетающие осенние листья, и горькие человеческие потери.

И хоть это грустный закон, в нём есть и светлая сторона. Ведь когда-то снова наступит весна, на деревьях появятся молодые листья… Так и человеческая жизнь – потери в ней сменяются радостями, новыми надеждами и ожиданиями.

4. Работа над нотными примерами

В фортепианных пьесах П. Чайковского и Р. Шумана (нотные примеры 2 и 3) ученики отмечают общие черты: неторопливый темп, певучий характер мелодии, преобладание нисходящих интонаций, минорный лад. Эти выразительные средства создают печальный задушевный характер обоих произведений.

5. Вокально-хоровая работа

- Вспомните песню, соответствующую нашей сегодняшней теме.

А теперь медленно и чётко проговорите каждую строчку:

Маленькое небо как-то вдРуг пРомокло.

В маленьких окошках задРожали стёкла.

И большущий дождик застучал по кРышам –

Все схватили насмоРк сразу в гоРоде том.

Проводится работа над дикцией, артикуляцией.

- Песня должна звучать выразительно. Поработаем над исполнительским планом 3 куплета. Как должна звучать первая часть 3 куплета?

-Громко, ярко, грозно, страшно, насыщенно. Вторая часть звучит не очень громко, как бы сожаление о том, что случилось.

- Исполните всю песню. Стараемся петь выразительно, представляя то, о чём поём.

Если мы дружим с музыкой с детства,
Если мы с детства любим её,
Жить нам на свете просто чудесно,
Музыка с детства дарит нам волшебство своё.

Музыка - это замок хрустальный,
Музыка - это солнечный луч.
Мы открываем нотные тайны.
Нам помогает в этом мудрый скрипичный ключ.

Разучивание песни проходит по фразам, по голосам, а потом исполняется целиком.

Но при всём многообразии средств выразительности темы произведений искусства едины — прежде всего, это чувства, эмоции людей.

Повторите, что такое тема произведения?

-Тема – это то, что присутствует во всех видах искусства, это главная идея, мысль любого творения.

- Совершенно верно. А изучая произведения различных видов искусства, которые объединены общей темой, мы учимся глубже понимать их смысл, находим в них схожие образы и настроения.

Среди вечных тем искусства — восхищение природой, любование временами года, пейзажами, отражение погоды.

На сегодняшнем уроке мы рассмотрели несколько различных произведений искусства. Именно их сравнение помогло нам глубже понять содержание темы.

7. Вопросы и задания

Какие качества помогают человеку глубже почувствовать и понять произведение искусства?

Что объединяет музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, прослушанные и рассмотренные на сегодняшнем уроке?

Только ли тема осени объединяет представленные произведения, или их смысл более глубок? Как ты думаешь, в чём он выражается?

Приложение 1

Из книги: Холодковский В.В. Дом в Клину. М., 1975. 340 с.

В письмах Петра Ильича встречаются поистине восторженные и поэтичные описания родной природы.

К цветам Пётр Ильич всю жизнь питал самую страстную любовь, особенно к лесным и полевым. Любовь эта проявлялась и в трогательной нежности, и в живейшем интересе, с которым он относился к цветам.

…Но вот и лето минуло. Отцвели цветы, собраны все ягоды и грибы в лесу (одно из любимейших удовольствий Петра Ильича), шуршащий ковёр листопада укрыл все дорожки и торопки…

Приложение 2

Существует известное одноимённое стихотворение Гёте 1788 г., и песня Шуберта, созданная на его основе.

Первая утрата

Где же то благое время,

Когда счастие впервые

Мне любовь твоя дарила, —

Как вернуть его на миг?

Одиноко и уныло

Я несу печали бремя,

Я к страданиям привык.

Где же то благое время,

Как вернуть его на миг?

1. Кто из этих авторов не является композитором в жанре авторской песни?

а) О. Митяев б) Б. Окуджава в) Г. Свиридов г) А. Розенбаум

Ключ – в

2. Какому городу посвятил свою знаменитую 7 симфонию композитор Д. Д. Шостакович?

а) Киеву б) Москве в) Волгограду г) Ленинграду

Ключ – г

3. Как называется музыкальное сопровождение сольной партии голоса?

а) аккомпанемент б) либретто в) крещендо

Ключ – а

4. Восстановите пропорцию:

Ключ 1)-д, 2)-е, 3)-б, 4)-в, 5)-г, 6)-а.

5. Вставь пропущенное слово.

Романтическая ……………………. – сюжетное произведение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале с мрачным таинственным колоритом. Воплощалась в музыке в виде сольных вокальных сочинений с сопровождением фортепиано у Ф. Шуберта или инструментальных сочинений у Ф. Шопена.

Ключ Баллада

Ключ П. И. Чайковский; С. С. Прокофьев

7. Назовите фамилию русского композитора, создавшего национальную русскую оперу, национальную инструментальную музыку, национальную классическую школу __________________________________________________________

Ключ М. И. Глинка

8. Какое произведение искусства объединяет эти имена:

М. И. Кутузов – Л. Н. Толстой – С. С. Прокофьев

9. Как называется оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера? ___________________________________________________________________

Ключ Увертюра

10. Приняв в 988 г. крещение, Русь стала наследницей и продолжательницей традиций Византии. Назовите особенности русской духовной музыки ______________

Ключ одноголосие; отсутствие музыкального сопровождения (a capella); мужской хор; крюковая запись (безлинейное письмо)

11. Какая опера М. И. Глинки 70 лет носила название, отличное от авторского?

Ключ Фортепиано

13. У какого клавишно-духового инструмента есть клавиатура для ног?

Ключ Орган

14. Какие из предложенных произведений соответствуют драматическому, лирическому, героическому музыкальному образу? Соедини стрелочками.

15. Как называется музыкальное произведение М. П. Мусоргского, написанного под впечатлением от рисунков архитектора Виктора Гартмана? _______________________

16. Назови 4 части сонатной формы _______________________________________

Ключ Сонатная форма: экспозиция, разработка, реприза, кода.

18. Какое из перечисленных слов не обозначает женский голос?

А) сопрано В) меццо-сопрано

Б) бельканто Г) контральто

Ключ Б) бельканто

19. У кого песня зовётся шансоном?

А) у итальянцев В) у французов

Б) у американцев Г) у немцев

Ключ В) у французов

А) борьба В) любовь

Ключ Г) игра

21. Кто из композиторов является авторами этих опер? Соедини стрелками.

22. Как называется оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера?

Ключ Увертюра

Ключ Екатерине Ермолаевне Керн

Ключ – б

Любой вид искусства изображает особую реальность, созданную человеком. Все, что созидается - способ выразить свое восприятие окружающего мира. Музыка и изобразительное искусство одинаково отражают творческую составляющую человека.

Содержание статьи

Музыка, как и изобразительно искусство - часть культуры

  • Что роднит музыку с изобразительным искусством
  • Как музыка передает настроение
  • Что такое этюд как музыкальное произведение

Музыка как вид искусства

Музыка, как и другие виды искусства, создается человеком, как способ выражения его индивидуальности, восприятия мира, гармонии с человеком и природой. Или, напротив, - выражение несогласия, противоречий. Музыка выражает разные настроения и стихии. Определенный ритм и гармония являются основой художественного образа в музыке. Музыкальные произведения, созданные в разные эпохи в разных странах, явились в свое время предпосылкой для развития танца и пения.

Художественные образы в музыке создаются благодаря звукам. Музыка всегда обращается к чувствам человека, ведь сама музыка выражает чувства, как язык человеческой души. Музыка различается не только по стилям и направлениям, но и по странам и этническим группам. В ней могут быть изображены разные сцены из жизни, ситуации.

Связь музыки и изобразительного искусства

Музыка и изобразительное искусство тесно связаны. Талантливый композитор или музыкант, как и художник, представляет в своих произведениях определенный ассоциативный символический ряд, отражающий его энергетику. Подобно живописи, музыка имеет свой колорит. Изобразительное искусство, как и музыка, выражает чувства, эмоции, настроения своего создателя. Даже сами музыканты, их искусство и музыкальные произведения стали темой для работ многих художников во все мире.

В классической академической живописи есть определенные правила: на переднем плане располагается главный объект картины, далее следуют второстепенные объекты и прорисовывается фон. Также и в музыке, - звучание мелодий начинается с определенного такта, музыкального размера, нескольких главных нот, затем звук становится объемнее, начинает играть оркестр. Такое же явление мы наблюдаем при сольном пении под аккомпанемент: голос солиста дополняется хоровым пением или инструментальным сопровождением.

Еще одна важная характеристика сближает музыку и изобразительное искусство. Это - контраст. Ведь в живописи всегда сопоставляется цвет, масштаб, а в современном изобразительном искусстве – формы. В музыке же это сопоставление темпов, высоких и низких нот, громкого и тихого звука.

Мелодии, как краски художников, бывают холодные и теплые, светлые и сумрачные. А такие характеристики изобразительного искусства, как гамма, тон, оттенок, нюанс, используются сегодня критиками для трактовки музыкальных произведений.

Эти композиторы выделяются среди своих современников как авторы произведений высочайшего уровня.

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах (1685—1750 гг.) — великий немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более тысячи произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы. Он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Родоначальник самой знаменитой музыкальной династии.

Произведение: токката и фуга ре-минор.

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт (1756— 1791 гг.) — великий австрийский композитор, инструменталист и дирижер, представитель венской классической школы, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижер. Он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Как композитор, который преуспел в любом жанре, Моцарт по праву считается одним из величайших сочинителей в истории классической музыки.

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен (1770—1827 гг.) — важнейшая фигура мировой классической музыки. Один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Он сочинял свои произведения во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самыми значительными в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Основоположник романтического периода в классической музыке.

Франц Петер Шуберт

Франц Петер Шуберт

Франц Петер Шуберт (1797—1828 гг.) — австрийский композитор, выдающийся представитель венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке. За свою короткую жизнь Шуберт внес значительный вклад в оркестровую, камерную и фортепианную музыку, повлиял своим творчеством на целое поколение композиторов. Однако наиболее ярким было его участие в развитии немецких романсов, которых он создал более 600.

Рихард Вагнер

Рихард Вагнер

Рихард Вагнер (1813—1883 гг.) — немецкий композитор, дирижер, драматург, философ. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа XIX—XX вв., особенно на модернизм. Оперы Вагнера, проникнутые вечными человеческими ценностями, потрясают своими грандиозными масштабами.

Джузеппе Верди

Джузеппе Верди

Джузеппе Верди (1813—1901 гг.) — великий итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Он обладал чувством сцены, темпераментом и безупречным мастерством. В отличие от Вагнера, он не отрицал оперных традиций, а наоборот, развивал их. Верди преобразовал итальянскую оперу, наполнил ее реализмом, придал ей целостность.

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский (1840—1893 гг.) — великий русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижер, педагог, музыкальный критик. Его произведения стали бесценным вкладом в мировую музыкальную культуру. Один из самых популярных композиторов среди любителей классической музыки. В его уникальном стиле успешно сочетаются западное симфоническое наследие Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

Иоганн Штраус

Иоганн Штраус

Игорь Федорович Стравинский

Игорь Федорович Стравинский

Игорь Федорович Стравинский (1882— 1971 гг.) — русский и американский композитор, дирижер, пианист. Один из самых значимых композиторов и ведущих новаторов XX в. Творчество Стравинского едино на протяжении всей карьеры, хотя в разные периоды стиль его произведений был различным, но оставались стержень и русские корни, которые проявлялись во всех его работах. Его инновационное использование ритма и гармонии вдохновляло и вдохновляет многих композиторов, и не только в классической музыке.

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов (1873— 1943 гг.) — русский композитор, пианист и дирижер, один из крупнейших представителей русской и мировой музыкальной культуры конца XIX — первой половины XX в. Творчество Рахманинова стоит особняком в мировой музыке XX в., его стиль остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве.

Читайте также: