Ученик платона основал в афинах собственную школу ликей основные сочинения

Обновлено: 01.06.2024

Свое имя школа Платона получила оттого, что занятия проходили в залах гимнасия в окрестностях Афин, называемого Академией (по имени греческого героя Академа). Вблизи этого гимнасия Платон приобрел небольшой участок земли, где могли собираться и жить члены его школы.

Сад Академии, по-видимому, был публичным парком, доступным для каждого желающего прогуляться, поупражняться или побеседовать. Он стал украшением города, а дорога к нему из Афин вся была обрамлена каменными стелами в память о древних героях. В этом тихом уголке за пределами города соседствовали философия и воспоминания о великих предках.

Истоки

При обучении в Академии Платон соединил учение Сократа и учение пифагорейцев, с которым познакомился во время своего первого путешествия на Сицилию. От Сократа он воспринял диалектический метод, иронию, интерес к этическим проблемам; от Пифагора унаследовал идеал совместной жизни философов и идею образования при помощи символов, основанного на математике, а также возможность применения этой науки к познанию природы.

Политическая направленность

Платон подразумевал под политикой не только воспитание способных государственных деятелей, но и просто благородных и справедливых людей, потому что обязанность философа заключается в том, чтобы действовать. А для подобного воспитания была необходима интеллектуальная и духовная общность, на которую возлагалась задача формировать новых людей, сколько бы времени это ни потребовало. Члены Академии составляли сообщество людей свободных и равных, ибо они равно стремились к добродетели и к совместным исследованиям.

Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает для своих учеников условия идеального государства, чтобы пока — за неимением возможности управлять каким-либо реальным государством — они управляли согласно нормам идеального государства самими собой.

Обучение в Академии

В школе Платона воспитание осуществлялось внутри сообщества, группы, тесного круга друзей, где царила возвышенная любовь. Члены Академии делились на две группы: старшие (ученые и преподаватели) и младшие (ученики), потому что, по мнению Платона, настоящая философия может существовать только в условиях постоянного диалога между учителями и учениками в стенах школы.

Необходимым элементом системы преподавания в Академии была диалектика. Но под ней подразумевалась не техника спора (как это было принято во времена Платона), а духовное упражнение, предполагающее внутреннее преображение. Подлинный диалог возможен лишь тогда, когда говорящие стремятся к диалогу. Диалог учит не навязывать другому человеку свое мнение, но ставить себя на место другого и преодолевать ограниченность собственной точки зрения. И, преодолевая самих себя, получить опыт стремления к истине и Благу. Таким образом, важен был даже не столько предмет диспута, сколько сама возможность преображения человека.

Философский образ жизни

Основной задачей педагогической деятельности Платона было формирование гармонично развитого человека — через каждодневные усилия и философский образ жизни. Платон так описывает этот образ жизни: нужно возлюбить добродетель больше удовольствий, отказаться от чувственных наслаждений, соблюдать, в частности, умеренность в пище, каждодневно жить так, чтобы иметь над собой как можно большую власть.

Другое упражнение заключается в том, чтобы в несчастьях сохранять спокойствие и не возмущаться; для этого следует призывать на помощь максимы, способные изменить нашу внутреннюю настроенность. Так, мы должны объяснять себе, что хорошая и плохая сторона этих несчастий нам неизвестны, что роптание ни к чему не приведет, что из человеческих дел ни одно не заслуживает особо серьезного к нему отношения и надо, словно при игре в кости, принимать вещи как они есть и поступать сообразно тому, что выпало нам на долю.

Академия Платона была братством людей, единство которых состояло в выборе единого образа жизни, формы жизни, данной великим учителем. Академия будет славиться среди потомков как достоинствами своих учеников, так и совершенством своей организации. Память об этой философской школе сохранится во всей последующей истории философии, и платоновская Академия станет образцом для многих других школ.

Ближайший ученик Платона Аристотель (384 - 322 до н. э. ) в своих философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям ("Платон мне друг, но истина дороже").

Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь".

Вплоть до смерти Платона, около двадцати лет, Аристотель провел в афинской Академии, затем три года был наставником
Александра Македонского - будущего основателя громадной империи.

Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Ликей - символ всей последующей деятельности Аристотеля. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые он вел со своими учениками в Ликсе.

Аристотелю чужда Платонова тоска по запредельному миру. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение) , душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. В отличие от Платона Аристотель не трактовал бессмертие как проявление индивидуального, но как частицу вселенского, всепроникающего разума. Вот почему при воспитании он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытии и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.

Идеал счастья - блаженство Аристотель видел прежде всего в напряженной работе по постижению основ мироздания.
Рассматривая извечную проблему соотношения социальных и биологических детерминант в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. С одной стороны, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой - "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может".

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что каждая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как первой необходимости. Утверждалась при этом целесообразность равного ("однородного", "тождественного") воспитания для свободного населения в идеальном государстве.

Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию переда-ать их в руки рабов. В семье, с 5 до 7-летнего возраста, он |редлагал проводить предварительное обучение.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование.

Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний. Придавая в воспитании особое значение гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в "диких животных". Гимнастика предназначена для формирования "прекрасного, а не дико-животного", писал в этой связи Аристотель. Особую роль в формировании прекрасного начала должна была играть музыка.

Аристотель оказал громадное влияние на философскую и педагогическую мысль античности и средневековья.

фото Аристотеля

Аристотель (Ἀριστοτέλης 384 - 322 гг. до н.э.) - древнегреческий философ и ученый.

Мысли и учения Аристотеля оказали большое влияние на развитие философии, теологии и науки. Его работы относятся ко многим дисциплинам, таким как физика, биология, химия, зоология, метафизика, логика, этика, поэзия, театр, музыка, риторика, политика и первая интегрированная система западной философии.

Биография Аристотеля

Аристотель вырос в семье образованных родителей. Его отец был доктором царя Македонии Амиты III, отца Филипп II, им было написано шесть книг по медицине и физике. Детство юного философа прошло в Стагире (Халкидики), он рано осиротел.

В возрасте 17 лет он отправляется в Академию Платона, в Афины, где оставался до 37 лет. Там Аристотель стал учеником Платона, наряду с Евдоксом, Ксенократом и другими мыслителями. В академической среде многие были поражены его знаниями, Платон часто выделял Аристотеля среди других учеников и отмечал его способности.

После смерти Платона, Аристотель покидает Афины. Вместе с Ксенократом они обосновались в Ассосе (город в Малой Азии, напротив острова Лесбос), там они организовали философскую школу, где Аристотель преподавал в течение трех лет.

В 345 году до нашей эры Аристотель переехал на Лесбос и поселился в Митилини, где преподавал до 342 года до нашей эры. Тем временем он женился, вскоре в семье родилась дочь.

В 342 году до нашей эры, Филипп II пригласил Аристотеля в Македонию, чтобы тот взял на себя обучение своего сына Александра Македонского, которому тогда было 13 лет. Аристотель охотно начал работу с юношей, прежде всего заботясь о панэллиническом духе, часто использовал гомеровские эпосы, как инструмент обучения.

Аристотель и его идеи

Со своей семьей в деревне он обеспечил свое выживание, в то время как политическое сообщество предложило ему возможность обеспечить его качество жизни (εὖ ζὖν). Более того, Аристотель считает, что каждое сообщество имеет конкретную цель существования и ставит политическое сообщество выше других, поскольку его конечной целью является общее благо.

Для достижения этой цели политическому сообществу жизненно важно быть независимым и адекватным. Затем он исследует, что делает человека гражданином и что его определяет. Для Аристотеля гражданин - это тот, кто играет роль во всех сферах политической жизни, таких как правосудие и публичные разбирательства.

Говоря об участии, имеется в виду тот факт, что каждый гражданин должен непосредственно участвовать в собраниях, а не избирать представителей. Гражданство по Аристотелю, дает не только права, но и обязанности.

Он также исследует режимы и пытается выяснить, какая форма правления является наилучшей из возможных. Он различает три формы правления: монархию, аристократию и государство (конституционная демократия). Их коррумпированные формы - тирания, олигархия.

В любом случае, он утверждает, что мнение многих может сделать более правильное решение для государства , чем мнение авторитета. Конституционная демократия считается наилучшей формой правления, особенно с учетом преобладания большого среднего класса, который является главной основой стабильности в любой ситуации.

Ликей Аристотеля

Аристотель уехал из Македонии в то время, когда Александр Македонский разгромил сопротивление Фив и восстановил мир на юге Греции. Философ отправился в Афины (335 г. до н.э.) и основал там собственную философскую школу. На деньги, которые дал ему Александр, Аристотель построил великолепные здания и галереи, в ликее была лучшая библиотека того времени.

Аристотель читал лекции для учеников и для слушателей ликея, часто лекции сопровождались прогулками, поэтому ликей стали называть перипатетическим, от греческого слова перипато (περπατώ), означающее прогулку.

Организация школы была выполнена в соответствии со стандартами Академии Платона. Уроки для продвинутых студентов были утром, для новичков днем, вечером Аристотель читал лекции для публики. Утреннее учение было чисто философским, во второй половине дня - лекции по риторики и точным наукам..

В 323 году до н.э. в Афины пришла весть о смерти Александра Македонского, афиняне восстали против македонцев. Аристотелю пришлось уйти из ликея. На этот раз он отправился жить в Халкиду, где когда-то жила его мать. Смерть нашла его там в следующем году.

▪ Анаксимандр (ок. 610-после 547 до н.э.) – древнегреческий философ, представителей милетской школы. Основное стремление – понять сущность природы, Космоса, мира в целом; найти первоначало, из которого все произошло. Анаксимандр выдвинул идею о бесконечности миров и дал первую формулировку закона сохранения материи (вещи, разрушаясь, превращаются в те же элементы, из которых возникли).

▪ Боэций Аниций Манлий Северин (ок. 480-524) – христианский философ и римский государственный деятель.

▪ Галилей Галилео (1564-1642) – итальянский мыслитель, ученый, один из основоположников точного естествознания.

▪ Гераклит Эфесский (ок. 520-ок. 460 до н.э.) – древнегреческий философ-диалектик.

▪ Демокрит (ок.470-370 до н.э.) – древнегреческий философ-материалист, один из основателей учения об атомах (мельчайших неделимых частицах, из которых все состоит в мире).

▪ Пифагор Самосский (VII в. до н.э.) – древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик, впервые назвавший философию философией.

▪ Сократ (470-399 до н.э.) – древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как средства отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Целью философии и жизни человека считал самопознание.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Философия, ее предмет и функции.

2. Философия Античности: космология, онтология, антропология, этика.

3. Философия Средних веков: теоцентризм.

4. Философские направления Возрождения: гуманизм и натурфилософия.

5. Нового времени: эмпиризм и рационализм, марксизм.

6. Философия новейшего времени: сциентизм, иррационализм, экзистенциализм.

7. Природа и сущность человека.

8. Проблема смысла жизни человека.

9. Сознание и его структура.

10. Единство чувственного и рационального познания.

11. Типы духовных ценностей: мировоззренческие, нравственные, эстетические.

12. Философские концепции истории: античная, христианская, рационалистическая, теория локальных культур и цивилизаций.

Читайте также: