У войны недетское лицо сочинение рассуждение

Обновлено: 30.06.2024

ВложениеРазмер
u_voyny_ne_zhenskoe_litso.docx 20.17 КБ

Предварительный просмотр:

У войны не женское лицо

Лазарева Людмила Николаевна,

учитель началных классов

Берлибашской основной общеобразовательной школы

Кайбицкого муниципального района

Как давно закончилась самая страшная война! Но почему-то до сих пор болит сердце и наворачиваются слезы, когда слушаешь многочисленные рассказы прабабушек и прадедушек, читаешь рассказы и смотришь фильмы о войне!

Война. Отвратительное лицо ее никогда не сотрется из памяти нашего народа. Холодные и безжалостные глаза смотрели стволами орудий на бойцов, идущих в атаку, страшными кровавыми ранами — на медсестер, санитарок, хирургов, смотрели на изнемогавших голодных рабочих у станков, неся горе и смерть.

А на самой страшной войне 20 века многим женщинам пришлось стать солдатами. Армейская дисциплина, солдатская форма на много размеров больше, мужское окружение, тяжёлые физические нагрузки – всё это явилось для женщин нелёгким испытанием

Женщина, в природе которой – сотворение жизни, убивала. Она убивала врага, обрушившегося на ее землю, на ее детей, на ее дом. Проводив на войну мужа и сына, они затем шли на фронт сами, и это стало величайшей жертвой, принесенной ими на алтарь Победы.

Около 800 тысяч женщин воевали с фашистами. Они служили в разных войсках – большинство в госпиталях (61% среднего медперсонала составляли женщины), в подразделениях связи (80%) и дорожных войсках (почти половина состава). Прославился женский авиационный полк ("Ночные ведьмы"). Воевали женщины-снайперы, женщины-разведчики, женщины-зенитчицы.

Одна из таких героинь Великой Отечественной Войны проживает в деревне Берлибаши. Не хочется верить, что эта милая старушка –участница войны.

Вакатова Евдокия Ивановна закончила четыре класса Берлибашской начальной школы. Наряду со взрослыми пошла работать в колхоз, на вырубку леса. Тем, кто родился в 20-е годы сопутствовали холод, нищета. Её боевой путь, можно сказать, начался со строительства оборонительных сооружений. В лаптях на голую ногу, голодные, до наступления зимних морозов работали вблизи села Старые Чечкабы.

На фронт забрали юную Евдокию в 1943 году. К тому времени её братья Яков и Тимофей уже воевали. Дома остались больная мать и прикованный к постели отец….

-Адрес полевой почты отпечатался в моей душе навсегда. Письма из дома придавали нам силы, когда уже опускались руки, когда приходилось оставаться со смертью один на один,-делиться своими воспоминаниями Евдокия Ивановна.

Зенитчица Евдокия осталась верной своей клятве до конца. Она хорошо помнит, как их эшелон отправили в Германию, как их обстреливали немецкие солдаты. День Победы встретила недалеко от Берлина, на реке Одер.

Приехавшую в Берлибаши в августе 1945 –го девушку ждало горестное известие: брат Яков умер на войне….

Великая Отечественная война – это история величия народного духа, время коллективного подвига и славы, как мужчин, так и женщин. Ведь это в крови у русского человека защищать свою Родину!

А нам, потомкам, никогда нельзя забывать о том, что живем мы на Земле благодаря мужеству наших предков, быть вечно благодарными им.

Мы живем в 21 веке, и, казалось бы, все проблемы сейчас должны решаться мирным путем, но даже теперь идут войны. Одумайтесь, люди! Пожалейте себя и тех, кто еще не пришел, но придет в этот мир! Не уничтожайте жизнь на земле! Пожалейте его, еще не рожденного! Он идет в этот мир, чтобы наслаждаться голубым небом и ярким солнцем. А что хотите вы оставить ему? Кровь, пепелища, черную, лишенную будущего, землю? Не заставляйте женщину снова брать в руки оружие и защищать свой дом и семью! Давайте лучше прославим женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

У войны было горя много,

И никто никогда не сочтет,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла своих сирот.

Война – это хаос. Война – это ад. Война – это не место для детей. Однако во время Второй мировой войны (и не только) дети, к сожалению, не только видели все ее ужасы изнутри, но даже принимали в них непосредственное участие. Юноши-повстанцы, 5-летки, оставшиеся без дома и родителей, испуганные детские лица, не понимающие, чем они заслужили такой ужас…

Война – тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения.

В постоянном страхе жили дети на территориях, захваченных фашистами. Немецкие захватчики входили в населённые пункты и сразу чувствовали себя хозяевами: издевались над стариками и детьми, поджигали дома, устраивали публичные расправы, угоняли мирных жителей с обжитых мест в неизвестном направлении. Массовые расстрелы пленных детей стали для фашистов нормой. Так обрывалось детство, еще не начавшись.

Дети блокадного Ленинграда. Это дети, спасенные и вынесенные из гибельного пламени. Их всех объединял необычный цвет лица, сливавшийся с выпавшим снегом, и глаза, в которых застыл ужас блокады . В городе не было отопления, света и воды. На окнах - светомаскировка. Блокадный паек – 125 граммов хлеба из смеси опилок и муки на целые сутки. И везде тела погибших от бомбёжек и умерших от голода.

Не всем выпадало счастье вернуться домой и остаться в живых. Дети, пережившие Великую Отечественную войну, никогда уже её не забудут. По ночам они по-прежнему слышат грохочущие разрывы бомб, испуганные крики, пулеметные очереди.

Для каждого нормального человека чувство отвращения вызывает любое насилие. Ужасно, когда мишенью зла становятся дети. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях, горькое сиротство - вот что стало уделом сотен тысяч детей.

Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас, где-то рвутся снаряды, свистят пули. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что в начале 21 века, в нашей стране мы вновь будем терять детские жизни в террористических актах

• 23 октября 2002 года в Москве при захвате террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей

• 1 сентября 2004 года в маленьком городке Северной Осетии Беслане террористы захватили школу № 1, более 150 детей погибло, почти 200 были ранены. Мирный, такой чистый и трогательный день, каким был всегда 1 сентября, содрогнулся от горя, плача и боли. В результате злодейского, беспримерного по жестокости террористического акта в городе Беслане погибли и получили ранения сотни мирных граждан, большая часть которых – ни в чем не повинные дети. Забыть тот горький день мы никогда не сможем. Пусть наступит минута молчания. Вечная память погибшим в Беслане!

Украина, после Великой Отечественной не знавшая войны, скатилась в пучину братоубийственной бойни. В постоянном страхе живут дети на территории Донецкой и Луганской областей Украины. У детей востока Украины необъявленная война украла детство, мир и счастье. У некоторых война уже успела отнять матерей и отцов. Эти дети сегодня не лепят замки в песочницах, не играют в казаки-разбойники, подростки не ходят на свидания и дискотеки, в этих городах отменены народные гуляния и выпускные вечера. Детям вместо учёбы и игр приходится укрываться в подвалах своих домов от обстрелов украинской армии.

На Земле самый лучший народ – дети. Глядя на небо, хочется летать. Хочется радоваться и любить – такой и должна быть жизнь на Земле. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее? Чтобы не повторились ужасные трагедии , человечество не должно забывать о безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети. Так будем помнить и чтить память погибших…


Она неподвластна времени, она как немой свидетель тех незабываемых событий, которые в каждой семье отозвались горем и непоправимой потерей.

9 Мая, День Победы, – праздник каждого из нас, праздник всех российских семей. У каждого человека есть и собственное отношение к этому празднику. И, как правило, это связано с нашими близкими родственниками, дедами, прадедами, которые воевали, трудились в тылу, ковали нашу общую победу. А кто–то прошел через горнило войны, попав под оккупацию или в фашистские лагеря, чье детство оказалось опаленным войной.

Нить памяти о тех событиях не обрывается. Пройдет несколько лет, и не останется в живых свидетелей той страшной трагедии в масштабах всей страны и каждой семьи отдельной взятой.

Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Великой Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает об этой войне все меньше и меньше. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество. О подвигах и боевых действиях известно много. Огромное внимание уделяется ветеранам.

Но есть труженики тыла, узники концлагерей, дети войны, которые не имеют возможности передать воспоминания о тех событиях своим родственникам. И рады бы не оборвать ниточку памяти, но не к кому ее протянуть. Это люди, которые в силу тех или иных причин остались без родных и близких.

Это дети войны. Дети, пережившие все тяготы того времени и прочувствовавшие на себе весь ужас войны. Их были тысячи в сорок первом-сорок пятом годах… Дети войны – особое поколение. Им приходилось очень быстро взрослеть. И не было у них тех радостей детства, которые есть у обычных детей. Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки.

Они могутповедать о каких-то деталях, подчас очень суровых и подчас даже бытовых, которые бы характеризовали военное время. В этом смысле это бесценный источник информации. Мы считаем, что сбором этой информации необходимо заниматься сейчас, пока есть еще возможность побеседовать с теми, в чьей памяти сохранены воспоминания о тех далеких военных годах, чтобы не прервалась нить времен, связавшая несколько поколений.

Изучая воспоминания детей 1941-1945 годов наше поколение недолжно допустить мировую военную катастрофу!

Проблема:мы – последнее поколение, которое может вживую узнать правду о горестях Великой Отечественной войны. Наша миссия – передать потомкам ту боль, которую пережили люди военного времени, чтобы не допустить повторения подобных событий.

Объект исследования:процесс формирования гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине детей подросткового возраста

Предмет исследования:организация образовательной среды, обеспечивающей расширение представлений учащихся подросткового возраста о детстве в годы Великой Отечественной Войны

Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству, систематическая работа по ознакомлению подростков с событиями ВОВ способствует развитию высоких гражданской позиции, высоких нравственных качеств и патриотизма.

Цель проекта: сохранение преемственности поколений;

расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

развить навыков проектно- исследовательской деятельности.

формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей с воспоминаниями о войне;

Ожидаемые результаты

приобретение навыков поисково-исследовательской работы;

расширение знаний о Великой Отечественной войне;

сформированность гражданской позиции подростков

Реализация проекта.

Участники проекта

Обеспечение проекта

Материально-техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер

Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое:

Детская художественная литература

Конспекты занятий и бесед о Великой Отечественной Войне

В основу работы легли следующие принципы:

Принцип историзма: сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сведений.

Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовьк близким, к родному городу, к Отечеству.

Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о ВОВ с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности.

Принцип наглядности: изготовление мультимедийных презентаций, оформление экспозиции школьного музея на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Основные этапы реализации проекта

Панируемая работа

Ожидаемые результаты

Подготовительный

Задача: самосовершенствование по данной теме.

- составление перспективного плана по реализации проекта;

- анкетирование учащихся школы с целью выяснить, что они знают о детях войны;

- поискдокументальной и художественной литературы, в которой поднимается тема детей войны;

- оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении.

2. Практический

Задача: реализация проекта

- изучение литературы, в которой поднимается тема детей войны, описываются их воспоминания;

- определение людей в городе Нефтеюганске, чье детство приходится на годы Великой Отечественной войны (11 микрорайон);

-беседы с детьми войны (жителями дома престарелых города Нефтеюганска);

- личные переживания учащихся от встречи с детьми войны.

- появится устойчивый познавательный интерес к истории военного прошлого русского народа, сформируется гордость и уважение к старшему поколению;

- сформируется представление о жизни детей в годы Великой отечественной войны;

- сформируется внимательное и уважительное отношение у школьников младшего подросткового возраста к пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.

Октябрь 2019 – февраль 2020

3. Заключительный

Задача: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта.

- составление отзывов детей о беседе с детьми войны;

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем образовательно-воспитательном процессе.

Февраль – март 2020

Следующим этапом было анкетирование учащихся 5 – 11 классов с целью выявить, а что знают ученики нашей школы о том, кто такие дети войны.

Анкета содержала следующие вопросы:

Сколько их проживает в городе Нефтеюганске?

Слышали ли вы их рассказы о военном времени?

Должны ли дети военного времени иметь социальные льготы?

Еще одним документальным свидетельством военного времени служит сборник "Говорят погибшие герои. Предсмертные письма борцов с фашизмом". Читая книгу, нельзя не думать и о сотнях советских людей, которые сберегли для нас, для будущего опубликованные в ней документы.Одни из них написаны перед смертью людьми, попавшими в фашистские застенки, другие — солдатами в огне сражений, третьи — партизанами во вражеском тылу. Бесценные документы, собранные в книге, являют собой как бы завещание погибших героев.

Темы детей войны широко освещена и в поэзии. Многие русские поэты создали волнующие стихи о любви к Родине, о подвигах детей в годы войны. Это такие авторы: Агния Барто, Борис Ширшов, Маргарита Алигéр, Самуил Маршак, Константин Симонов, Александр Твардовский и многие другие.

Задача следующего этапа нашего проекта – выяснить, сколько участников войны и приравненных к ним категорий проживает на территории города Нефтеюганска.

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.

В памятное тревожное утро 22 июня 1941 г., когда советскую границу нарушили первые залпы орудий, рев танков со свастикой на броне, во весь рост, лицом к лицу с вероломно напавшим врагом встал народ на великий подвиг – защиту своего Отечества.

Испокон веков на войну уходили мужчины; жен, детей оставляли дома. Но июнь 1941 года поднял на защиту страны весь наш народ: от мала до велика.

Война обрушилась на детей так же, как на взрослых, - бомбами, голодом, холодом, разлуками. Дети в ту суровую пору были не только жертвами – они становились и воинами. Еще не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными золотых звезд героев, орденов, медалей. И вот что поразительно: в указах Президиума Верховного Совета СССР об их награждениях никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Да потому, что их воинская и трудовая доблесть не была доблестью “в масштабах детского возраста”: она стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали – прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришла война. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Их пытали, убивали, расстреливали, сжигали.

Утром 22 июня 1941 года на одной из брестских улиц лежала убитая девочка с незаплетенными косичками и ее кукла. Многие запомнили эту девочку. Запомнили навсегда.

Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька,
На детском личике заметней
Большая нежная тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

Вдруг сразу словно ветер свежий
Пройдет по детскому лицу,
И, оживленная надеждой,
Она бросается к бойцу,
Защиты ищет у него:
- Убей их всех до одного!

Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что могли понять, увидеть, запомнить дети, которые прошли через войну?

Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их.

“…осталась на угольках одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…”. (Аня Точицкая, 5 лет).

“ Как отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: “Сына уведите…Сына уведите, чтобы не смотрел…”. (Саша Хвалей, 7 лет).

Еще они могут рассказать, как умирали от страха и голода. Как убегали на фронт.

“…Боялся, что война без меня кончится. А она была такая длинная…”. (Костя Илькевич, 10 лет).

“Мам, - прошу, - пусти на войну” - “Не пущу!”.

- “Тогда я сам пойду!”.

“Направили меня в Тамбовское суворовское училище. А до войны успел окончить только три класса и диктант в училище написал на единицу. Испугался и удрал на фронт”. (Сын полка Валя Дончин, 10 лет).

Дети войны помнят многое.…Как, только встав на ящик, дотягивались до станков и в 10-12 лет работали по 12 часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что “я забыл за четыре года, что это такое – белый батон” (Саша Новиков, 10 лет). Когда уходила воспитательница из детдома, а они хором просили: “Папку найдите…”. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас у них еще трудно спросить о маме.

Война в жестокой слепоте своей соединяет и несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Многие мальчишки и девчонки отдали свое детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадками, смехом, играми, праздниками. Отдали, чтобы земля осталась землей людей, у которых жизнь обязательно должна начинаться с книг и тетрадей, игр и праздников.

А мы не стали память перечить
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда.
Была земля и жесткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.

1. Алексиевич С.А. Последние свидетели: Соло для детского голоса.- М.: Время, 2013.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для подготовки к сочинению по литературе по теме "У войны не детское лицо".

Подготовка к сочинению по литературе

- Победа досталась ценой жизни около 32 миллионов советских людей. Среди тех, кто уходил на фронт, были и талантливые поэты. Война стала для них, вчерашних школьников и студентов, досрочным началом "взрослой" жизни. Судьбы у поэтов оказались очень схожими. Почти все они прошли войну солдатами и офицерами переднего края. Поэтому каждое их стихотворение - документальное свидетельство тех лет. Многие из них погибли в боях за Родину, другие прожили больше. До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны — 417.

Ребята. Мы сегодня будем работать с произведениями поэтов А.Т. Твардовского и К.Симонова.

- Почему стихи – востребованный жанр во время войны?

- Как вы думаете, о чем эти стихи, которые взяты в качестве эпиграфа?

- Совместимы ли такие понятия, как ВОЙНА и ДЕТИ? Почему?

- 9 мая наша страна отметит 70 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. …Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжелой, кровопролитной, как война 1941-1945 гг. – не было. Речь шла о жизни и смерти всего советского народа. Поэтому в войне участвовали все. И даже дети.

- Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности.

- До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

- Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, матерями и сестрами. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

- Многие ребята становились партизанами. Они принимали вид нищих – попрошаек и ходили по селам, городам, просили милостыню, а глаза их считали фашистов, их машины, танки, цистерны, вагоны и все эти сведения передавали партизанам и подпольщикам. Благодаря этим данным очень много орудий, составов и живой силы не досчитались фашисты на фронте.

- Прошли годы, но память человека вновь и вновь возвращается к тем далеким событиям. Почему же так происходит? Зачем мы все чаще обращаемся к произведениям, которые хранят память войны и Великой Победы? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к особым произведениям о войне, стихотворениям о подвигах детей в годы войны.

- Каких поэтов-фронтовиков, писавших о войне, вы уже знаете?

- Назовите стихотворения, которые мы уже читали?

- Как поэты выражают свою любовь к Родине?

- Какими показали поэты детей на войне?

Примерный план сочинения-анализа лирического произведения

А) Название стихотворения и его автор.

Б) Ведущая тема. (О чем стихотворение?)

В) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)

Г) Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки. Какие слова в стихотворении вы считаете самыми важными?)

Д) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

Е) Главные образы стихотворения.

Ж) Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).

З) Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

- В этом стихотворении говорится о том, как…

- Главная мысль заключается в том, что…

- Главный герой стихотворения – мальчик… (дать характеристику: как выглядит ребенок, что чувствует)

Читайте также: