Ты сам свой высший суд пушкин сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Александр Пушкин — Суровый Дант не презирал сонета ( Сонет )

Surovy Dant ne preziral soneta; V nem zhar lyubvi Petrarka izlival; Igru yego lyubil tvorets Makbeta; Im skorbnu mysl Kamoens oblekal.
I v nashi dni plenyayet on poeta: Vordsvort yego orudiyem izbral, Kogda vdali ot suyetnogo sveta Prirody on risuyet ideal.

Pod senyu gor Tavridy otdalennoy Pevets Litvy v razmer yego stesnenny Svoi mechty mgnovenno zaklyuchal.

U nas yeshche yego ne znali devy, Kak dlya nego uzh Delvig zabyval Gekzametra svyashchennye napevy.

Cehjdsq Lfyn yt ghtpbhfk cjytnf; D ytv ;fh k/,db Gtnhfhrf bpkbdfk; Buhe tuj k/,bk ndjhtw Vfr,tnf; Bv crjh,ye vsckm Rfvjyc j,ktrfk/

B d yfib lyb gktyztn jy gjnf: Djhlcdjhn tuj jhelbtv bp,hfk, Rjulf dlfkb jn cetnyjuj cdtnf Ghbhjls jy hbcetn bltfk/

Gjl ctym/ ujh Nfdhbls jnlfktyyjq Gtdtw Kbnds d hfpvth tuj cntcytyysq Cdjb vtxns vuyjdtyyj pfrk/xfk/

E yfc tot tuj yt pyfkb ltds, Rfr lkz ytuj e; Ltkmdbu pf,sdfk Utrpfvtnhf cdzotyyst yfgtds/

Анализ стихотворения Пушкина Элегия

Данное произведение является монологом, в нем отражается много личных слов, которые описывают внутренний мир героя. Поэтому образ лирического героя един с образом самого автора. В стихотворении поэт обращается к самому себе.

Но дальше поэтическая исповедь превращается в некое своеобразное завещание, обращенное к друзьям и потомкам.

Элегия состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой лирический герой представлен очень подавленным. Он задумывается о прошлом, создает тревожные образы — смутные предчувствия, горесть и пытается

заглянуть в будущее, но оно для него уныло и мрачно.

Мыслить — вот, что важно для него, это стремление к развитию, а значит к совершенству. Но, несмотря на это, автор хочет передать нам, что жизнь прекрасна даже, если приходится сталкиваться с испытаниями и горестями.

Во второй части стихотворения герой испытывает гармонию и наслаждение,

творческие порывы, любовь и его не покидает надежда, что он все еще может быть счастлив. Поэту хочется жить полной жизнью, ощущать и наслаждаться всем ее многообразием.

Стихи Александра Сергеевича Пушкина оставляют яркий свет в душе, заставляют задуматься и вдохновляют своим искусством, а данное произведение показывает нам хорошим и яркий пример того, что ничто, ни испытания, ни трудности, не должны сломить и повергнуть человека в уныние.

Анализ стихотворения Элегия Пушкина вариант 2
Безумных лет…

Печальные мысли не излечит время, они будут одолевать все сильней. Но во второй строфе противопоставление этой печальной картине. Нет, не более радостной фантазией, а просто позитивным настроем. Несмотря на все беды, хочется жить. Хоть не избежать страданий, все-таки поэт понимает, что не будет полоса вечно черной, появятся и просветы — радости.

Для поэта, признается он, счастье во вдохновении и вымысле. И есть всегда возможность любви… Это произведение написано знаменитой Болдинской осенью.

Опять я ваш
Счастлив, кто…

Жизнь кажется Пушкину унылой, ее цветок увял. Но и в самых печальных строках поэт находит оттенок радости. Здесь он улыбается хотя бы слезам по былой любви.

Любовь погасла

А сам , оказывается, не может играть на поэтической лире. Без любви человек не чувствует себя молодым, в нем нет вдохновения. Вывод парадоксален: в любви тяжело, но без нее хуже.

Лучше мечтать в ее оковах о свободе, чем быть свободным без любви.

Грусть, которая выражена в этих разнообразных элегиях Пушкина, очень светлое чувство, вдохновляющее. Не нужно стремиться к постоянной радости, ведь грусть возвышает, позволяет осмыслить… и оттеняет счастье.

Анализ стихотворения Элегия по плану

Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник.

Тема стихотворения – поэт и общество (толпа). Оно рассказывает о непонимании народом творчества.

Жанр этого произведения — сонет, для него характерна своеобразная композиция: два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена). Каждая строфа содержит в себе отдельную мысль.

Нужно отметить, что это стихотворение ни в коем случае не призывает перестать творить для толпы, оно лишь говорит, что творчество не должно подчиняться ее мнению, моде, то есть поэт должен творить самостоятельно, но для народа.

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Поэту (стихотворение)
  • Это сочинение списано 60 709 раз

Посмотрите эти сочинения

А. С. Пушкин. Сонет

Сонет, написанный Пушкиным в 1830 году, рисует общие контуры истории сонета. Что из исто­рии сонета осталось в вашей памяти после чтения этого произведения Пушкина?

В истории сонета как жанра Пушкин обозначил несколько этапов и назвал несколько имен. Сведения об этом даны в комментариях, и запоминаются именно они. Однако при первом чтении заин­тересовывает то обстоятельство, что этим жанром владели поэты разных времен и народов. Некоторые из этих имен знакомы, некоторые появились впервые. Самое главное впечатление — прочность и длительность жизни жанра.

Попробуйте проследить за теми моментами истории сонета, на которых остановился Пушкин. Ведь жесткие требования к сонету предполагают, что каждая его строфа — законченное целое. Опи­шите ваше представление о каждом из этапов исто­рии сонета, перечитывая поочередно каждую из че­тырех строф.

Первая строфа дает обзор сонетов четырех авторов: Данте (Дант) — Петрар­ка — Шекспир — Камоэнс. Этот перечень утверждает главные имена на горизонте сонета.

Вторая строфа начинает разговор о сегодняшнем дне (для Пушкина) сонета. Среди современников автор вначале назвал Вордсворта.

Третья строфа посвящена Адаму Миц­кевичу, четвертая — Дельвигу.

Так из четырех строф три последние по­священы сонету, каким он был в момент создания стихотворения. Этот сонет — ис­тория жанра сонета в представлении Пушкина.

В этом сонете Пушкина последняя стро­фа говорит о рождении этого жанра в рус­ской литературе.

Каким ямбом пользуется поэт: пяти- или шес­тистопным?

В этом сонете использован пятистопный ямб.

Определите характер рифмовки в сонете.

Рифмовка в сонете выглядит так:

Такая форма рифмовки обычно свойст­венна итальянскому варианту сонета.

На этой странице искали :
  • сонеты пушкина
  • Сонет пушкина
  • анализ сонета пушкина
  • сонет пушкина анализ
  • Пушкин Сонеты

Композиция

Стихотворению присуща линейная композиция. Четыре части композиции распределены по двум катренам и двум терцетам.

Во втором катрене развитие сюжета обретает форму напутствия поэту.

СОНЕТ (СУРОВЫЙ ДАНТ НЕ ПРЕЗИРАЛ СОНЕТА. ) — стихотворение Пушкин А. С.

Суровый Дант не презирал сонета; В нем жар любви Петрарка изливал; Игру его любил творец Макбета; 2 Им скорбну мысль Камознс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта: Вордсворт его орудием избрал, Когда вдали от суетного света Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной Певец Литвы 3 в размер его стесненный Свои мечты мгновенно заключал.

У нас еще его не знали девы, Как для него уж Дельвиг забывал Гекзаметра священные напевы.

1 Не презирай сонета, критик. Вордсворт (англ.), 2 У. Шекспир. 3 А. Мицкевич.

слушать, скачать аудио стихотворение СОНЕТ (СУРОВЫЙ ДАНТ НЕ ПРЕЗИРАЛ СОНЕТА. ) Пушкин А. С. 1 0 |

История создания

Некоторые исследователи полагают, что все описанное в произведении является отражением некоторых фактов биографии поэта. Весь зимний и весенний период 1827 года Пушкин проводил в светских развлечениях. Балы и прочие увеселительные мероприятия не оставляли времени для творчества. Но по приезде в Михайловское у поэта снова появилось желание писать. Это стихотворение написано в первом же письме, отправленном им из деревни.

Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.

Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).

Композиция и стихотворный размер

Художественные средства выразительности

В стихотворении Пушкин использует приемы, свойственные романтической поэзии. В своем творении Александр Сергеевич рассказывает о независимости поэта от всего общества. Но из-за этой независимости и отстраненности он остается одиноким, потому что люди большей частью являются приземленными, не желающими восхищаться только красотой.

В. Я. Брюсов написал стихотворение “Юному поэту” в 1896 году. Возможно, оно было неким посвящением ему самому. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Юному поэту” по плану. Им можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания

– Стих написан в 1828 году.

Тема стихотворения

– Роль творца в истории своей страны.

– Произведение имеет форму диалога и состоит из четырех условных частей.

Стихотворный размер

– Четырехстопный ямб с чередованием парной, перекрестной и кольцевой рифмовок.

Олицетворения

Главная тема стихотворения

Каково предназначение художника в социуме? Волен ли талантливый человек творить, желая лишь выразить себя и свою позицию, или обязательным условием должно быть стремление изменить образ мыслей обывателей в лучшую сторону? В чем различие способностей к сложению строк и истинного призвания? Налагает ли бремя таланта серьезные обязательства?

Как глубокого и искреннего человека, Александра Сергеевича не оставляли мысли о своей миссии в этом мире, о чем в лаконичной форме и повествуют пять эмоциональных четверостиший.

Повседневность, обыденность, праздность и суета действуют на героя стихотворения Пушкина угнетающе. Пессимизм сквозит в начальных строках. Муза молчит, поэт задыхается без вдохновения и творческого полета. Ничто не выделяет его среди основной массы, никак не может он сделать этот мир добрее и ярче.

Но в неожиданный момент, не зависящий от воли стихотворца, в душе открывается потайная дверь и человек, поддавшись высшей силе, раскрывает всю мощь и уникальность своего таланта. Теперь не существуют стереотипы и общественные рамки, есть полная свобода самовыражения и уверенность в своей правоте, сознание благородного предназначения и высокой цели.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Вариант 1

Данное стихотворение затрагивает тему значения поэзии и поэта. Эту проблему мы можем проследить также в других стихотворениях Пушкина.

Данное произведение написано в 1830 году. Это было то время, когда А. С. Пушкина активно критиковали в реакционной печати. И это была не критика в хорошем смысле, а совсем, напротив. Поэт активно полемизировал в письмах с критиками и вероятно это вдохновило его обратится к вечному образу непонятого поэта, который в некотором смысле изгой.

Первые строки говорят о том, что поэт — это человек, личность, которые имеет связь с божественным и имеет свое призвание. Оно также имеет высшую природу и лишь иногда проявляется. А пока поэт обречен тонуть в жизненной суете, в бытовых проблемах, которые его томят, и он безусловно от них страдает. Во втором четверостишии Пушкин хочет сказать, что поэт которые не пишет находиться в ничтожном состоянии духа.

Во второй части стихотворения Александр Сергеевич описывает состояние поэта, как только к нему прикоснется “божественный глагол”. То-есть поэт, который словит музу и начнет писать переживает высокий духовный подъем. Тогда поэт не страдает от суеты мира, а превозносится над ними.

В данном произведении автор также хочет предостеречь поэта от “любви народной”. Он не должен ею дорожить, восхищаться, ведь она очень быстротечна. К тому же величие поэта отличается от холода, тупости толпы, которая руководствуется только эмоциями, а не чувствами. Ценить можно только личности, уважение личностей, а не толпу, которая похожа на стадо в своем поведении.

Пушкин превозносит поэта к высотам, он называет его царем, хозяином своей судьбы. Он велит ему гордо жить одним, ценить свободу и использовать ее двигаясь по жизни туда куда сердце зовет. Пушкин говорит также о том, что не нужно искать награды и признания за свое творчество, ведь оно плод духа и просто бесценно само по себе. Он считает, что лучше всех творения поэта может оценить он сам и это самая справедливая оценка. А толпа бессильна перед величием стихотворца, она своей бранью только превозносит его перед собой.

Вариант 2

В первом четверостишии автор обращается к поэту с просьбой не дорожить любовью и похвалами народа, которые со временем пройдут. Тогда, как говорит Пушкин, поэт услышит и злой смех, и брань толпы. Но на все это не нужно реагировать, важно оставаться спокойным и самим собой.

Во втором катрене автор призывает поэта творить и продолжать писать исключительно для себя, не в угоду властям и толпе. Не требовать похвал, любви и наград от народа за свое творчество, а продолжать совершенствоваться и расти. Но не для народа и государства, а для самого себя.

Далее Пушкин говорит о том, что награды – это сам писатель, он сам должен ценить и оценивать свои произведения. И не народ судья поэту, а он сам. Ему необходимо самому быть довольным своим творчеством, а толпа пусть делает что хочет.

Стихотворение написано ямбом, в первых двух катренах используется перекрестная рифмовка, а в следующих трехстишиях парная. Пушкин задает торжественное настроение, пропитывая стихотворение искренностью.

Автор использует средства, добавляющие яркости и выразительности произведению. Например, инверсию (любовию народной), риторические вопросы (11 и 12 строки), эпитеты (минутный шум, свободный ум), метафоры (суд глупца, смех толпы холодной), анафору (13 и 14 строки), обращение (Поэт!).

Вариант 1

Вариант 2

Восприятие, толкование, оценка

Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной; Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Одновременно здесь звучит мысль о том, что успех, слава – все это преходяще, оценка читающей публики не всегда может быть объективна.

Вариант 1

Пушкин неоднократно обращался в своем творчестве к роли поэта в обществе. Для ранних стихотворений было свойственно признание за поэтом руководящей роли, его гражданского призвания. Поэт выступал гневным оратором, бичующим общественные пороки и призывающим к справедливости. После подавления восстания декабристов Пушкин испытал огромное разочарование в обществе.

Вариант 2

Такое громкое заявление кажется абсурдным при поверхностном взгляде. Мы привыкли, что именно признание – это то, ради чего трудится любой творческий человек. Для этого он делится своими достижениями с обществом – публикует произведения, устраивает выставки работ и т. д.

Это стихотворение можно считать манифестом самодостаточности творческого человека. Оно представляет собой наставление для других литераторов. Но думается, что это произведение обращено, скорее, к самому Александру Сергеевичу. Его строки – попытка поддержать самого себя, помочь пережить нападки недовольных критиков.

Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, поскольку поэзия была его жизнью. Краткий анализ “Поэт” по плану расскажет ученикам 8 класса о еще одном важном произведении, в котором поэт рассматривал эту идею. С его помощью на уроке литературы можно показать трансформацию взглядов Александра Сергеевича, переосмыслением им многих своих постулатов.

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы;

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы…

Вариант 1

Проблема взаимоотношений певца чувств и общества очень важна для Пушкина, так как он сам поэт, который хочет донести людям прекрасное, сделать их серую жизнь цветной. Но вместе с тем он понимает, что в суете его талант, его благородная цель может погибнуть как сорванный и брошенный цветок.

Разделение стихотворения на две части как нельзя лучше показывает изменение чувств лирического героя. Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается в серой массе жизненных проблем:

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может всех ничтожней он.

А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос, проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

В первой части стихотворения способ рифмовки — перекрестная; в первом и третьем четверостишиях второй части – кольцевая, а во втором — перекрестная. Мне кажется, что способ рифмовки первой части и второго четверостишия второй части совпадают, потому что в них говориться об одном и том же — о взаимоотношениях поэта и общества.

Но все-таки, как бы ни различны были части стихотворения, в каждой из них Пушкин утверждает идею о том, что поэт – это необычный человек, живущей своей, ни на чью не похожей жизнью и обладающий сложной, но вместе с тем прекрасной судьбой. Недаром Пушкин сравнивает душу поэта с пробудившимся орлом – сильной, гордой и бесконечно свободной птицей…

Вариант 2

В произведении нет традиционных для Пушкина призывов к выполнению гражданского долга и высокопарных слов о великой миссии поэта. Он просто размышляет о различных состояниях творческого человека. В соответствии с этим стихотворение четко делится на две части.

Вариант 3

Вариант 1

Главная тема стихотворения

Каково предназначение художника в социуме? Волен ли талантливый человек творить, желая лишь выразить себя и свою позицию, или обязательным условием должно быть стремление изменить образ мыслей обывателей в лучшую сторону? В чем различие способностей к сложению строк и истинного призвания? Налагает ли бремя таланта серьезные обязательства?

Как глубокого и искреннего человека, Александра Сергеевича не оставляли мысли о своей миссии в этом мире, о чем в лаконичной форме и повествуют пять эмоциональных четверостиший.

Повседневность, обыденность, праздность и суета действуют на героя стихотворения Пушкина угнетающе. Пессимизм сквозит в начальных строках. Муза молчит, поэт задыхается без вдохновения и творческого полета. Ничто не выделяет его среди основной массы, никак не может он сделать этот мир добрее и ярче.

Но в неожиданный момент, не зависящий от воли стихотворца, в душе открывается потайная дверь и человек, поддавшись высшей силе, раскрывает всю мощь и уникальность своего таланта. Теперь не существуют стереотипы и общественные рамки, есть полная свобода самовыражения и уверенность в своей правоте, сознание благородного предназначения и высокой цели.

Структурный анализ стихотворения

Читателю легко выделить две составные части небольшой по размеру работы: тусклое существование среди не представляющих истинной ценности забот и счастье творческого полета лирического героя.

В популярном четырехстопном ямбе конкурируют два способа чередования рифм: кольцевой и перекрестный. Альтернативная рифмовка делает заметный акцент на перемене настроения повествования.

Возвышенный стиль и эмоционально окрашенные эпитеты, противопоставление суетности и вдохновения, мотив независимости гения от светских правил позволяет отнести это произведение к романтизму.

Пронзительная лирика Пушкина, открывающая все грани его неординарной личности, красочно и убедительно рассказывает о том, что действительно будоражило гения, о чем он считал не вправе молчать.

Вариант 2

История создания

Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве. И лишь во второй половине года, когда он уединился в своем имении в Михайловском, к нему пришло вдохновение. Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении “Поэт”, которое прямо из Михайловского отослал в “Московский вестник”, где в том же году произведение напечатали.

Очевидно, что Александр Сергеевич не только стремился избавить поэзию от старых форм – содержание он ей тоже собирался придать новое. В поисках ответа на вопрос о том, в чем состоит суть поэтического дара, он провел свою жизнь. И данное стихотворение является одним из моментов, когда он переосмысливал собственное предназначение и предназначение поэзии в целом.

Стихотворение посвящено “вечной” теме о миссии поэта в обществе, но на этот раз она была рассмотрена с неожиданной стороны. Пушкин высказывает идею о том, что поэтический дар – это и есть душа творческого человека. Без его зова, в вечной суете дней он не просто становится обычным человеком, по сути он превращается в пустой сосуд.

Композиция

Стихотворение разделено на две части, то есть имеет двухчастную композицию. В первой Александр Сергеевич рисует образ поэта, который так занят светской суетой, что не выполняет свое основное предназначение – не пишет стихи. Скорее всего, это поэтического обобщение того времени, которое он провел в Москве.

Он говорит о том, что без вдохновения поэта ждет тусклое существование, наполненное пустыми развлечениями, которые только выжигают его душу и не приносят пользу сердцу. Первая часть окрашена явно негативно.

Но во второй ситуация кардинально изменяется, ведь поэт слышит божественный зов – он освобождается от правил светского общества и снова может парить, поддерживаемый вдохновением. Таким образом Пушкин делает вывод о том, что без своего творчества, без возможности писать творческий человек ничтожен. Оно же, напротив, дает ему крылья, освобождает. То есть именно творчество – не просто смысл жизни, но, можно сказать, самая суть поэта. Его предназначение – это сочинение стихотворений.

Это произведение – один из образцов пушкинской философской лирики. Александр Сергеевич в нем вновь рассматривает тему о своем предназначении как поэта, но открывает для себя и читателя ее новые, неожиданные грани. Емко и лаконично он говорит о том, что видит смысл своей жизни в том, чтобы пробуждать в читателях светлое начало, дарить им приятные эмоции.

Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый стихотворный размер – четырехстопный ямб. При этом рифма в нем используется разная, как парная, так и кольцевая. При этом нельзя не заменить, что там, где использована кольцевая рифмовка, автор говорит о творчестве, а для части, касающейся взаимоотношений с обществом, он использует перекрестные рифмы.

Средства выразительности

В этом стихотворение поэт использовал для воплощения своей идеи самые разные тропы. Это такие средства выразительности, как:

Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.

Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.

Сравнение – “как пробудившийся орел”.

С их помощью Пушкин создает яркое противопоставление двух душевных состояний поэта, придает первой части негативную, а второй – светлую и яркую эмоциональную окраску.

Вариант 3

История создания

Стихотворение было написано в 1827 году, когда поэт прибывал в Михайловском, с которым А.С. Пушкин был связан всю свою зрелую жизнь: здесь он был в ссылке, здесь он творил.

Жанр, размер и направление

Главные герои и их характеристика

В центре стихотворения поэт, который предстаёт перед читателями в своих двух ипостасях. Сначала он жалок и ничтожен, он часть серой массы:

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Темы и проблемы

В своём стихотворении А.С. Пушкин затрагивает одну из важнейших тем для самого поэта, это тема творчества, преображения человека, которое стало возможно благодаря искусству. Александр Сергеевич показывает, как одним движением, одним дуновением муза может изменить жизнь.

Помимо всего, А.С. Пушкин повествует о специфике вдохновения: муза приходит и покидает поэта, она независима, она своевольна.

Смысл

Главная мысль произведения заключается даже не в том, что автор возвышает свое мастерство, а в том, что любой человек может и должен стремиться стать выше, чем повседневные и бытовые мелочи, которые зачастую замещают все духовные потребности. Нужно не закрывать глаза, не примиряться со злом, а идти против него, чтобы и другие люди увидели, что надо менять ситуацию к лучшему.

Средства выразительности (тропы)

Критика

Закончить хочется словами русского поэта и литературного критика Апполона Александровича Григорьева:

Вариант 1

Александр Сергеевич Пушкин дал огромный импульс развитию русской поэзии. Его самобытность, новаторство, искрометный талант помогли очистить искусство стихосложения от устаревших форм, избавиться от тяжеловесного слога. Поэт находился в постоянном поиске, создавал свой неповторимый стиль. Он много размышлял о значении литературы в формировании общественного сознания и о собственном предназначении. Поэтому Пушкин, а также в одноименном стихотворении “Поэт” Лермонтов, неоднократно возвращался к теме взаимоотношений поэта и окружающего мира, каждый раз ее переосмысливал.

Может ли обычный человек, обладающий стихотворным даром, быть настоящим поэтом или нужно что-то еще? Вправе ли художник слова творить для собственного удовольствия или его миссия – нести людям свет и добро? Может ли общество принять и понять истинного поэта, и обязан ли он служить народу? В чем суть поэтического дара? Пушкин всю жизнь искал ответы на эти и другие вопросы, выражая свои размышления в стихах.

Описанные в стихотворении события, по мнению исследователей творчества Пушкина, отражают реальные факты его биографии. Всю зиму и весну 1827 года поэт провел в Москве, где был погружен в светскую жизнь.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Пушкин использовал в нем два вида рифмовки – перекрестную (АВАВ) и кольцевую (АВВА). Возможно, такое построение обусловлено тем, что строки с перекрестной рифмовкой посвящены теме взаимоотношений лирического героя с обществом, а четверостишия с кольцевой рифмовкой – его отношению к творчеству.

Вариант 2

Пушкин Александр Сергеевич написал данное стихотворение в 1830 году. Поводом для его написания послужили разногласия и жестокая критика его произведений обществом, с которой сам поэт был не согласен. Это стихотворение относится к важной и философской теме в творчестве поэта, теме поэта и поэзии. Стихотворение является нравственным поучением и советом начинающим писателям, которые зависят от общественного мнения.

Основная идея этого стихотворения, как мне кажется, заключается в его первом стихе: Поэт! не дорожи любовию народной. Автор хочет донести до читателя то, что, если ты делаешь что-либо хорошо, и считаешь это правильным, то ты не должен обращать внимание на мнение масс.

В последней строфе лирик показывает, как жестока толпа, но все же, если ты доволен, то тебе должно быть безразлична критика большинства.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб, один из любимых у Пушкина. В первом катрене перекрестная рифмовка, во втором – кольцевая, в третьем и четвертом – смежная и кольцевая. В стихотворении используются все виды предложений для того, чтобы шире передать эмоциональный окрас. Также практически все предложения повелительные, что и обуславливает жанр поучения.

В стихотворении противопоставлены образы толпы и поэта. Это мы явно видим по обращениям автора: толпа для него холодна, это суд глупцов, но поэт – это царь, свободный, благородный художник, который должен следовать своим желаниям, не оборачиваясь на бездарную толпу.

Вариант 3

Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как “Пророк”, “Поэт и толпа”, “Поэту”, “Памятник”, наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта.

Стихотворение “Поэту” было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты “Северная пчела” Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В первом четверостишии Пушкин призывает поэта не дорожить “любовию народной”.

Испытав на себе “минутный шум восторженных похвал” и “суд глупца”, он признает твердость, спокойствие и угрюмость лучшими из человеческих качеств в борьбе со смехом “холодной толпы”. Личностное начало настолько сильно пронизывает стихотворение, что образ лирического героя и образ самого Пушкина сливаются в единое целое. Цель жизни верного служителя муз Пушкин видит в добровольном следовании пути, по которому “влечет свободный ум”.

Поступая именно так, как писал сам, не оставляя выбранной стези, поэт не требовал “наград за подвиг благородный”, а лишь усовершенствовал “плоды любимых дум”. По мысли Пушкина, все внутри поэта: высшая награда, “высший суд”. Только “взыскательный художник” “строже всех” может оценить свой труд. Нужна ли тогда поэту людская толпа, которая вместо того, чтобы внимать вдохновенным строкам, “плюет на алтарь”, где горит поэтический огонь? “Ты царь: живи один” – пишет Пушкин, словно отвечая на этот скрытый в стихотворении вопрос.

Мысль об одиночестве и отчужденности поэта приобретает иное звучание в стихотворении 1828 г. “Поэт и толпа”. Обидой и горечью непонимания наполнены слова, обращенные к черни: “Подите прочь – какое дело поэту мирному до вас!” Но спустя всего два года одиночество воспринимается Пушкиным как состояние гармонии и душевного спокойствия, в котором поэт способен создать свои шедевры. Это состояние дает поэту счастливую возможность не замечать брани толпы, пытающейся “в детской резвости” поколебать “треножник”, с которого он вещает истину.

Стихотворение “Поэту” написано в форме сонета, а значит, состоит из двух четверостиший с одинаковой рифмовкой и двух трехстиший, заключающих в себе основную идею. Выбрав форму сонета, не столь частую в русской поэзии как классическое стихотворение из четырех катренов, Пушкин лишний раз подчеркнул исключительность и Божественное предназначение поэта, по воле которого мысль облекается в слово, а слово – в жизнь.

Поэт! Не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых душ, Не требуя наград за подвиг благородный.

Главной наградой для поэта является то, что его стихотворения живут в сердцах людей, побуждая их совершать смелые поступки и творить добро. Поэт судит себя строже, чем это может сделать толпа, так как только он один способен понять и осознать, чего стоит его собственный труд:

Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд; Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Основная цель поэта — не пытаться дать оценку тем или иным историческим событиям, а нарисовать при помощи слова картину их развития для того, чтобы каждый читатель смог сам дать им оценку: сделать выбор между добром и злом, любовью и ненавистью, истиной и ложью.

Поэт нужен людям и поэтому должен жить среди них, однако, он должен также оставаться в стороне для того, чтобы в бытовой каждодневной суете не погиб его дар прорицателя:

Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.

Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботы суетного света Он малодушно погружен; Душа вкушает хладный сон.

Пушкин верил в бессмертие души, и в бессмертие своих произведений:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. _______________________________________ И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца.



Связь Пушкина с декабристами

Имя и творчество Пушкина тесно связано с декабристами, с их идеями и устремлениями. В конце первого десятилетия ХIX века передовая часть российской знати и дворянства рассматривала самодержавный строй и крепостничество как факторы, губительные для Росси, для её дальнейшего развития. Среди них была распространена система взглядов, направленных на изменение основ российской действительности.

Хотя Пушкин не был носителем революционных идей, он был солидарен с декабристами во многих вопросах, касающихся:

  • свободы творчества,
  • гражданских свобод,
  • более справедливого устройства общества.

Свои сочинения он рассматривал как средство служения Родине в её борьбе с самовластием, с подавлением личности и человеческого достоинства, которые были присущи тому времени.

Добро и милосердие важнее конъюнктуры

Когда среди повседневной мелочной жизни поэт слышит голос музы, его душа пробуждается подобно встрепенувшемуся орлу. Он удаляется от суетного мира, поднимаясь в заоблачные высоты духа, чтобы наполниться мудростью и глубиной, и передать их людям. На протяжении всего творческого пути воззрения Пушкина на роль поэта менялись, как менялась и общественная, и его личная жизнь.
Некоторые критики считали, что Пушкин сменил склонность к гражданской поэзии на так называемое чистое искусство. Но подобный взгляд на творчество Александра Сергеевича в корне ошибочен. Целью его всегда было служение Отечеству, защита прогрессивных идей. При этом гражданственность для него заключалась не в обслуживании конъюнктурных моментов, а в пропаганде ценностей, которые являются вечными — это добро и милосердие, свобода и достоинство.

Фет Афанасий Афанасьевич (1820–1892)

Афанасий Фет

Несмотря на непростую жизнь, Фет с юношества писал добрые стихи, которые нравились и детям, и взрослым. Душевность и тепло, пронизывающие его творчество, оставили заметный след в русской поэзии. Его стихи легли в основу знаменитых романсов. Сам Афанасий Афанасьевич называл себя солдатом, коннозаводчиком, поэтом и переводчиком. Его жизнь заполняло творчество, дружба со Львом Толстым и забота о поместье. Современники Фета, знаменитые поэты России, Тургенев, Толстой, Некрасов, восхищались поэтикой и музыкальностью стихов Фета.

Некрасов Николай Алексеевич (1821–1878)

Николай Некрасов

Будучи сыном зажиточного помещика, Некрасов стал певцом народных горестей. В его стихах — сострадание к простому русскому человеку. Удивительный факт: поклонники признавали талант Некрасова в содержании его стихов, но большинство считало, что слог его неуклюж, а в поэзии мало художественности. Его произведения отличались от стихов поэтов-классиков по форме и мелодике. Лишь впоследствии гений Некрасова и его новаторские идеи в стихотворчестве были оценены по достоинству.

Тютчев Федор Иванович (1803–1873)

Федор Тютчев

Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837)

Александр Пушкин

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814–1841)

Михаил Лермонтов

Звезда русской поэзии, поэт, написавший бесчисленное количество красивейших стихов ушел во цвете лет. Творчество Лермонтова пронизано одиночеством и стремлением к недостижимому идеалу. Его стихи, даже самые страстные и бунтарские, овеяны светлой грустью. Его баллады и элегии были переведены на многие языки мира. Русский император считал, что Михаил Юрьевич своим талантом мог бы сравниться с Пушкиным, но слишком рано ушел из жизни. Фамилии Пушкин и Лермонтов были навсегда вписаны в историю русской поэтической классики.

Поэт и толпа

По его мнению, поэзия не должна подчиняться конкретным практическим задачам, даже в том случае, когда эти задачи благородны. Используя приём диалога, автор противопоставляет чернь, то есть необразованную толпу, вдохновенному поэту-певцу. Толпа возмущается бесплодностью его песен, требуя от него пользы.

Пушкин отрицает утилитарное отношение к искусству и к поэзии в том числе. Его поэт категорически несогласен с претензиями черни, он утверждает, что красота проявляется не в удовлетворении насущных потребностей, а в близости к Божественной сущности.

Стремление к идеалу

  • Искусство не в силах сделать из глупого человека мудреца, а из развратного — скромника;
  • Цель творчества — это стремление к идеалу, а не менторские поучения;
  • Обучить подлеца доброте поэт не в состоянии.

Читайте также: