Трусость мать жестокости сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Что же делает людей жестокими? Характер? Наследственность? Индивидуальные особенности? Да, присутствуют и такие случаи. Но мне кажется, что ключ к жестокости совершенно в другом. На самом деле, безжалостные люди вовсе не сильные и независимые. Наоборот, они находятся во власти комплексов и собственной неуверенности.

Получается, что дело в трусости. Именно она порой побуждает на проявление агрессии. Руководствуясь негласным правилом, гласящим, что нападение является лучшей защитой, человек, подобно дикобразу, готовит свои иглы для того, чтобы обидеть более слабого. Мало того, ему кажется, что такое поведение придаст сил, повысит значимость. Какая же это, в сущности, глупость!

Так или иначе, жестокость (особенно, в отношении тех, кто не может дать сдачи) – это не повод для гордости, не показатель сильной духом личности, а банальная трусость и неуверенность. Поэтому, хулиган, калечащий собаку на улице, избивающий девушку либо унижающий физически слабого человека – это не авторитет, не пример для подражания, не тот, кого стоит бояться.

ТРУСОСТЬ — МАТЬ ЖЕСТОКОСТИ. Я часто слышал пословицу: трусость — мать жестокости

Случайная страница | ТОМ-1 | ТОМ-2 | ТОМ-3 АрхитектураБиологияГеографияДругоеИностранные языки
ИнформатикаИсторияКультураЛитератураМатематика
МедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогика
ПолитикаПравоПрограммированиеПсихологияРелигия
СоциологияСпортСтроительствоФизикаФилософия
ФинансыХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

О ТОМ, ЧТО ТРУДНОСТИ РАСПАЛЯЮТ НАШИ ЖЕЛАНИЯ | О СЛАВЕ | О САМОМНЕНИИ | ОБ ИЗОБЛИЧЕНИИ ВО ЛЖИ | МЫ НЕСПОСОБНЫ К БЕСПРИМЕСНОМУ НАСЛАЖДЕНИЮ | ПРОТИВ БЕЗДЕЛЬЯ | О ПОЧТОВОЙ ГОНЬБЕ | О ДУРНЫХ СРЕДСТВАХ, СЛУЖАЩИХ БЛАГОЙ ЦЕЛИ | О ВЕЛИЧИИ РИМЛЯН | О ТОМ, ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ ПРИКИДЫВАТЬСЯ БОЛЬНЫМ |

Сочинение на тему трусость мать жестокости

Вечером того же дня стало известно об еще одном происшествии: в доме №12 по улице Кортунова были обнаружены два трупа с множественными ножевыми ранениями. Обратив внимание на горящий в течение суток свет в квартире №13, бдительная и любопытная соседка заглянула в щель. Увидев безжизненные ноги и пятна, похожие на кровь, она вызвала милицию.

На место происшествия приехала опергруппа. Эксперт-криминалист А. Маннанов через форточку проник в квартиру, потом впустил остальных. Две мертвые молодые женщины лежали на полу в прихожей, в квартире все было перевернуто. Началась отработка соседей, родных, знакомых потерпевших. Обе убитые женщины жили в этом доме, но на разных этажах. Накануне они праздновали день рождения. Соседи рассказали, что в два часа ночи слышали шум и душераздирающие крики. Видели даже шедшего от двери той квартиры мужчину. По описанию он был похож на парня, ранившего таксиста.

На раскрытие преступления работал весь уголовный розыск, сотрудники патрульно-постовой службы, участковые уполномоченные, эксперты-криминалисты.

Через некоторое время всплыло имя Андрей – речь шла о знакомом одной из потерпевших. Фамилии его никто не знал, но он походил по описанию на преступника.

Изъятые с места происшествия отпечатки пальцев принадлежали шестерым. Дактилоскопировали родственников, друзей и знакомых, которые когда-либо находились в той квартире, проверили их алиби. К концу рабочего дня 12 ноября эксперты по отпечаткам пальцев, которые имелись в картотеке МВД, установили фамилию того самого Андрея – Михайлов.

На фотографиях, которыми обеспечили всех сотрудников милиции, Михайлов выглядел благородным мужчиной. Он был совсем не похож на преступника и тем более на убийцу.

Ему было 24 года, родился под Бирском, рос в Октябрьском, там же окончил школу. Профессию получить не успел: еще по малолетке сел за кражу. Освободился условно-досрочно. Эта мера применяется к тем, кто в колонии хорошо себя ведет. Но, видимо, решение об УДО было ошибочным: через неделю Михайлов coвершил новое преступление – угон машины. И снова сел. В общей сложности в местах лишения свободы он провел семь лет, вышел на свободу в августе 2002 года.

Старший следователь прокуратуры И. Исламов, характеризуя Михайлова, подчеркнул его жестокость, проявлялась она часто. Свое физическое превосходство Андрей демонстрировать не стеснялся: избивал даже свою девушку Снежану, которую привез из Бирска. Снежана терпела, потому что деваться ей было некуда.

Сам Андрей панически боялся крови и боли. Когда брали кровь на экспертизу, с ним случился обморок. Предполагали, что жестокостью он камуфлировал свою слабость.

Также известно, что в детстве, в возрасте четырех-пяти лет он перенес сильный шок: на его глазах дед со стороны матери убил зятя, отца Андрея. Это не могло не травмировать психику ребенка и не сказаться на его личности, хотя психиатрическая экспертиза признала его вменяемым и не установила никаких отклонений.

То, что Михайлов поехал в Бирск, не могло не удивлять, ведь если его личность установили, то у родственников искать точно будут. А с другой стороны: как без денег, без паспорта ехать туда, где тебя никто не знает, никто не поддержит? Где жить, на кого опереться?

Когда А. Королев и А. Мочалов добрались до места, Андрей находился в комнате для задержанных и писал явку с повинной. Про таксиста пока молчали все.

Прикрыв дверь, Андрей оставил место преступления и поспешил к бабушке, где находилась Снежана. Он велел ей собраться и сказал, что им нужно сходить в 29-й микрорайон. Девушка подумала, что идти предстоит к его матери, но Андрей привел ее к другому дому и попросил подождать. Ушел минут на 30. За это время перевернул в квартире убитых музыкальный центр, телевизор, посыпал все чистящим средством – чтобы собака не взяла след. Нашел ключи от квартиры, прихватил нож и запер дверь.

Мимо проезжало такси. Андрей остановил машину и попросил довезти их до 35-го микрорайона. А что было дальше, уже описано выше. Снежана видела, как, придя домой, он бросил под ванну окровавленный нож, которым ранил таксиста. Она поняла, что случилось страшное, но молчала, пока ее не нашли сотрудники милиции.

Преступление было поставлено на учет в Прокуратуре РБ, и дальнейшее расследование вел следователь по особо важным делам М. Танеев. Советчиков в СИЗО, где А. Михайлов ждал суда, оказалось много, и на процессе он отказался от своих показаний. Он не учел при этом, что допрос в присутствии адвоката был записан на видео, а раненный таксист выжил и опознал его. Да и нож из-под ванны изъяли.

Старший следователь прокуратуры Октябрьского юрист третьего класса И. Исламов за раскрытие этого преступления приказом Генерального прокурора России был награжден денежной премией, а начальник криминальной милиции Октябрьского ГОВД А. Сибагатуллин, начальник уголовного розыска ГОВД Р. Набиуллин, его заместитель Н. Ишмаков, оперуполномоченные А. Королев, А. Мочалов и Р. Ахметшин, эксперты Р. Кутлияров и Р. Сафин были поощрены министром внутренних дел Башкирии.

Думаю, что трусость и порождает жестокость, поскольку всю свою злость робкий человек, умело маскируя, а также скрывая собственную настоящую сущность, вымещает на более слабых людях, которые не способны к настоящему сопротивлению.

Трусость обворовывает разум человека, и он становится воплощением бессердечности. Вследствие этого, прежде чем биться с жестокостью, нужно ликвидировать в себе ее причины, и одной из них обнаруживается трусость.

Трусость и жестокость можно назвать результатом одой и той же человеческой черты. Это черта - малодушие. Жестокий человек не будет проявлять участие по отношению к чувствам других, так же как и человек трусливый. Для труса главное спасти себя и избежать ответственности, что будет с остальными в результате его неблагородного поступка, труса не особенно волнует. Жестокий человек так же абсолютно безразличен к окружающим людям и безразличен к результатам своих действий. Все это диктует малодушие, отсутствие сострадание, понимания, участия. В основе жестокости лежит безразличие к другим, так же как и в основе трусости. Только благородный, великодушный человек способен на смелые поступки.

Что именно подразумевал Мишель Монтень (французский писатель-философ эпохи Возрождения) сказав, что "трусость - мать жестокости"?

Ответить однозначно на данный вопрос непросто. Давайте попробуем порассуждать.

Трусость - гипертрофированное чувство самосохранения личности. По сути - непреодолимый страх потерять что-либо (репутация, статус, материальные блага, имущество, здоровье, жизнь) и одновременно желание спрятаться за "чужой спиной" или обстоятельствами.

Непреодолимый страх - ключевое слово. Те или иные страхи присущи всем людям. Победа над страхом - это смелость. Не смог победить страх - значит проявил трусость.

Что общего между трусостью и жестокостью? Где причина, а где следствие?

Трусость выражается в словах, делах, поступках. Может быть направлена во внутренний или внешний мир.

Трусость убивает (уничтожает) благородство, любовь, дружбу и другие положительные чувства, присущие человеку. Трусость - разрушает личность труса. Часто приносит боль и страдание другим людям, и даже их смерть.

А разрушение (гибель) во имя самого себя и является жестокостью. Трусость - причина (мать), жестокость - следствие

Данное высказывание французского писателя Мишеля де Монтень "Трусость – мать жестокости" понимается как негативное проявление человека в той или иной ситуации и актуальна по сей день. Трусливый человек боится за свою жизнь и готов на очень низкий поступок. Данный поступок проявляется в виде оскорбления, насилия или другой жесткости по отношению к слабым людям или животным. Трусливый человек не поможет человеку в плохой и трудной ситуации.

Общеизвестно, что злость и жестокость порождают агрессию, поэтому тот человек, который недополучил любви от своих родителей и окружающих, чувствует себя несчастным, обиженным на весь свет и озлобленным. Такой человек не умеет любить, он не понимает доброты, не верит в искренние доброжелательные отношения. Он возвращает миру то, что получил от него в детстве. Стать добрым для такого человека почти нереально, он должен переродиться, пересмотреть свои взгляды. Произойти это чудо может только под влиянием другого человека, его убедительного примера, милосердного и всепрощающего отношения к человеку, для которого жестокость стала образом жизни. Только доброта может быть противопоставлена жестокости.

Роман Томаса Кэнэлли не каждый сможет дочитать до конца, так как местами автором описываются страшные вещи.

В романе говорится о жизни еврейского народа во время второй мировой войны. Автор передает читателям, сколько боли и страданий принесли фашисты в жизнь евреев Польского города Кракова.

Аргументы на тему "Доброта и жестокость" по роману "Список Шиндлера" можно привести следующие:

Проявление доброты у Оскара Шиндлера. Только человек с доброй душой, немец по происхождению мог помогать евреям от смерти в немецких лагерях. Он был настоящим противником войны, работая предпринимателем, он не жалел денег, спасая людей от "лагерей смерти". У Оскара Шиндлера существовал список евреев, которых он спас от смерти в немецких лагерях. Список включал практически 1200 человек, по национальности евреев.

Не мало в книге и жестокости. Кэнелли описывает ужасные события в жизни людей, о их муках и издевательствах одних людей над другими, только из-за того, что они имели другую внешность и национальность. Разве это не жестокость?

Я согласна с выражением, что равнодушие является наивысшей жестокостью.

Равнодушный человек проходит мимо беды другого человека. Иногда равнодушие проявляется даже к близким людям. Равнодушный человек не желает обращать внимание на проблемы других, не хочет помогать, если к нему обратились за помощью. А самое страшное в том, что он даже не переживает из-за этого, он спокойно живет дальше, не замечая своей жестокости и безразличия.

Аргументами из литературы может служить произведение Гоголя "Шинель". Когда у главного героя украли шинель, которая ему досталась очень тяжело, ему никто не помог. К кому он только не обращался за помощью, но все проявили безразличие. Итог - человек умер.

Каким должно быть ремесло, чтобы превратиться в искусство? Ремесло должно быть любимым для того, кто им занимается. Если человек делает что-то с любовью к своему занятию и к людям, тогда оно обязательно станет искусством, а этого человека можно будет назвать не просто "мастер", а "художник", даже если он просто плитку в ванной кладёт.

Когда человек вкладывает в работу душу, старается придумать наиболее рациональный способ воплощения своих творческих задумок, да ещё и делает он это талантливо, так, что получается изумительно красиво, поражает и удивляет своей новизной и уникальностью, то это искусство, даже если и предназначено для масс. Часто люди путают понятия "ремесло" и "ширпотреб", "быт". Вещи для ежедневного использования в быту тоже могут быть произведениями искусства. Всё зависит от того, кто их делает, с какой целью. Ремесло должно приносить выгоду, но это не на первом месте у того, кто сделал ремесло главным занятием своей жизни. Если у человека есть талант, вкус, желание украшать эту жизнь, а не только мастерство, тогда его ремесло может стать настоящим искусством.

Доброта и жестокость, оба качества мы можем встретить в человеке.

Чаще всего, людям присуща либо доброта, либо жестокость. Оба эти качества редко можно встретить в человеке.

В романе "Преступление и наказание" Достоевский как раз наградил своего героя Родиона Раскольникова именно этими двумя качествами. Аргументируем это.

С другой же стороны Раскольников проявляет доброту, отдавая последние деньги на похороны практически незнакомого человека. Кроме того, он пытается спасти Софью от бесчестия.

Что именно подразумевал Мишель Монтень (французский писатель-философ эпохи Возрождения) сказав, что “трусость – мать жестокости“?
Ответить однозначно на данный вопрос непросто. Давайте попробуем порассуждать.
Трусость – гипертрофированное чувство самосохранения личности. По сути – непреодолимый страх потерять что-либо (репутация, статус, материальные блага, имущество, здоровье, жизнь) и одновременно желание спрятаться за “чужой спиной” или обстоятельствами.
Непреодолимый страх – ключевое слово. Те или иные страхи присущи всем людям. Победа над страхом – это смелость. Не смог победить страх – значит проявил трусость.
Что общего между трусостью и жестокостью? Где причина, а где следствие?
Трусость выражается в словах, делах, поступках. Может быть направлена во внутренний или внешний мир.
Трусость убивает (уничтожает) благородство, любовь, дружбу и другие положительные чувства, присущие человеку. Трусость – разрушает личность труса. Часто приносит боль и страдание другим людям, и даже их смерть.
А разрушение (гибель) во имя самого себя и является жестокостью. Трусость – причина (мать), жестокость – следствие

1. Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную те­му. Рас­суж­де­ния вы­стра­и­ва­ют­ся во­круг свя­зан­ных с те­мой те­зи­сов.
2. При­во­дят­ся ар­гу­мен­ты из ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний. Хо­ро­шо по­до­бра­ны при­ме­ры, ана­лиз ху­до­же­ствен­ных тек­стов поз­во­ля­ет до­ка­зать вы­ска­зан­ную во вступ­ле­нии мысль о том, что тру­сость мо­жет стать при­чи­ной же­сто­ко­сти. Недо­ста­ток: на­ли­чие фак­ти­че­ских оши­бок. Сле­ду­ет бе­реж­нее от­но­сить­ся к тек­сту .
3. Ком­по­зи­ция со­чи­не­ния про­ду­ма­на. Со­от­но­ше­ние меж­ду те­зи­сом и до­ка­за­тель­ства­ми вы­дер­жа­но. Ло­ги­че­ских оши­бок нет.
4. Ка­че­ство ре­чи хо­ро­шее. Ис­поль­зу­ют­ся раз­но­об­раз­ные грам­ма­ти­че­ские кон­струк­ции и раз­лич­ная лек­си­ка. До­пу­ще­ны 2 фак­ти­че­ские ошиб­ки.
5. Гра­мот­ность хо­ро­шая. Грам­ма­ти­че­ских, ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет. До­пу­ще­ны 2 пунк­ту­а­ци­он­ные ошиб­ки.

Я часто слышал пословицу: трусость — мать жестокости. Мне действительно приходилось наблюдать на опыте, что чудовищная, бесчеловечная жестокость нередко сочетается с женской чувствительностью. Я встречал необычайно жестоких людей, у которых легко было вызвать слезы и которые плакали по пустякам. Тиран города Феры Александр не мог спокойно сидеть в театре и смотреть трагедию из опасения, как бы его сограждане не услышали его вздохов по поводу страданий Гекубы или Андромахи, в то время, как сам он, не зная жалости, казнил ежедневно множество людей [1]. Не душевная ли слабость заставляла таких людей бросаться из одной крайности в другую?

Доблесть, свойство которой — проявляться лишь тогда, когда она встречает сопротивление:

Nec nisi bellantis gaudet cervice iuvence, [2]

бездействует при виде врага, отданного ей во власть, тогда как малодушие, которое не решается принять участие в опасном бою, но хотело бы присвоить себе долю славы, даруемую победой, берет на себя подсобную роль — избиений и кровопролития. Побоища, следующие за победами, обычно совершаются солдатами и командирами обоза; неслыханные жестокости, чинимые во время народных войн, творятся этой кучкой черни [3], которая, не ведая никакой другой доблести, жаждет обагрить по локоть свои руки в крови и рвать на части человеческое тело:

Et lupus et turpes instant morientibus ursi,

Et quaecunque minor nobilitate fera est. [4]

Эти негодяи подобны трусливым псам, кусающим попавших в неволю диких зверей, которых они не осмеливались тронуть, пока те были на свободе. А что в настоящее время превращает наши споры в смертельную вражду, и почему там, где у наших отцов было какое-то основание для мести, мы в наши дни начинаем с нее и с первого же шага принимаемся убивать? Что это, как не трусость? Всякий отлично знает, что больше храбрости и гордости в том, чтобы разбить своего врага и не прикончить его, чтобы разъярить его, а не умертвить; тем более, что жажда мести таким образом больше утоляется, ибо с нее достаточно — дать себя почувствовать врагу. Ведь мы не мстим ни животным, ни свалившемуся на нас камню, ибо они неспособны ощутить нашу месть. А убить человека — значит охранить его от действия нашей обиды.

В Нарсингском царстве [6] такой способ борьбы был бы невозможен. Там не только воины, но и ремесленники решают возникающие среди них раздоры мечом. Царь предоставляет место для состязания тому, кто хочет сразиться, и присутствует сам, если это знатные лица, награждая победителя золотой цепью. Первый попавшийся, которому захочется завоевать такую цепь, может вступить в бой с ее обладателем, и случается, что тому приходится выдерживать несколько таких поединков.

Если бы мы хотели превзойти нашего врага доблестью и иметь возможность рассчитаться с ним, то мы огорчились бы, если бы он избежал этого, в случае, например, смерти; ведь мы хотим победить и добиваемся не столько почетной, сколько верной победы, мы стремимся не столько к славе, сколько к тому, чтобы положить конец ссоре. Подобную ошибку совершил по своей порядочности Азиний Поллион [7]: написав множество инвектив против Планка, он стал дожидаться его смерти, чтобы выпустить их в свет. Это походило на то, как если бы показать кукиш слепому и обрушиться с бранью на глухого, и меньше всего можно было рассчитывать оскорбить этим Планка. Поэтому в адрес Поллиона и было сказано, что только червям дано точить мертвецов. О чем свидетельствует поведение того, кто дожидается смерти автора, с писаниями которого он хочет бороться, как не о том, что он сварлив и бессилен?

Наши предки довольствовались тем, что отвечали на оскорбительные слова обвинением во лжи, на обвинение во лжи — ударом, и так далее, все усиливая оскорбления. Они были достаточно храбры и не боялись встретиться лицом к лицу с оскорбленным ими врагом. Мы же трепещем от страха, пока видим, что враг жив и здоров. Не свидетельствует ли о том, что это именно так, наше великолепное нынешнее обыкновение преследовать насмерть как того, кто нас обидел, так и того, кого мы обидели сами?

Свидетельством трусости является также введенный у нас обычай приводить с собой на поединок секунданта, а не то даже двух или трех. В прежние времена бывали единоборства, а сейчас у нас — это стычки или маленькие сражения [9]. Тех, кто их выдумал, страшило одиночество: cum in se cuique minimum fiduciae esset [10]. Ведь вполне понятно, что, когда в момент опасности с тобой находятся еще несколько человек, то, кем бы они ни были, уж само их присутствие всегда приносит облегчение и подбадривает. В прежние времена в обязанности третьих лиц входило следить за тем, чтобы не было нарушений порядка или какого-нибудь подвоха, и они же должны были являться очевидцами исхода сражения; но с тех пор, как повелось, что они должны сами принимать участие в этих сражениях, всякий такой человек уже не может без ущерба для своей чести оставаться зрителем из опасения быть обвиненным в трусости или недостатке дружбы. Я нахожу, что это несправедливо, ибо гнусно для защиты своей чести привлекать кого бы то ни было, кроме самого себя; а кроме того, я еще считаю, что для порядочного человека, целиком полагающегося на себя, недопустимо заставлять другого разделять его судьбу. Всякий человек достаточно подвергает себя опасности ради самого себя, и не следует, чтобы он подвергал себя ей еще ради кого-нибудь другого; и с него хватает заботы о том, как бы отстоять свою жизнь собственными силами, не отдавая столь драгоценную вещь в чужие руки. А между тем, если в условиях поединка не оговорено противное, он неизбежно превращается в сражение по меньшей мере четырех бойцов. Если ваш секундант повержен на землю, вам предстоит, по правилам, биться одновременно с двумя. Да разве это не плутовство? Ведь это все равно, как если бы человек хорошо вооруженный нападал на имеющего в руках лишь рукоять без клинка или целый и невредимый — на раненого.

Но если подобных преимуществ вы добились сами, сражаясь, вы вправе ими воспользоваться, не боясь упреков. Неравенство в вооружении и состоянии сражающихся учитывается лишь в момент начала боя, а дальше уже вы должны положиться на собственную удачу. Если на поединке два ваших секунданта будут убиты и вам придется одному сражаться против троих, поведение ваших противников будет столь же безупречным, как и мое в том случае, если бы на войне я пронзил шпагой врага, имеющего против себя одного троих наших.

Всегда там, где рать стоит против рати (как это было, например, когда наш герцог Орлеанский вызвал на бой короля Генриха английского, с сотней своих бойцов против ста англичан с их королем, или во время битвы аргивян со спартанцами, где решено было сражаться тремстам воинам против трехсот, или когда трое бились против троих, как было в битве Горациев против Куриациев [11]), множество воинов, выставляемое каждой стороной, рассматривается как один человек. Всюду там, где налицо несколько сражающихся человек, битва полна превратностей и исход ее смутен.

У меня есть свои личные основания интересоваться этой темой: мой брат, сьер де Матекулон [12], был приглашен в Риме одним мало знакомым ему дворянином в качестве секунданта на дуэль между ним и другим дворянином, который вызвал его. В этом поединке моему брату пришлось скрестить шпагу с человеком, который был ему более знаком и близок, чем дворянин, ради которого он принял участие в этой дуэли (хотел бы я, чтобы мне когда-нибудь разъяснили смысл этих законов чести, которые так часто идут вразрез с разумом и здравым смыслом!). Разделавшись со своим противником и видя, что оба главных дуэлянта еще целы и невредимы, мой брат напал на секунданта. Мог ли он поступить иначе? Или ему следовало отойти в сторону и спокойно наблюдать, как тот, кто пригласил его секундантом, быть может, будет убит на его глазах? Ибо то, что он до сих пор сделал, не подвигало дела ни на шаг и спор оставался все еще неразрешенным! То великодушие, которое вы вполне можете и обязаны проявить по отношению к вашему личному врагу, если вы прижали его к стене или причинили уже ему какой-то огромный ущерб, — я не представляю себе, как вы могли бы его проявить, когда дело идет не о ваших собственных интересах, а об интересах третьего лица, которому вы вызвались помогать. Мой брат не имел права быть справедливым и великодушным, подвергая риску успех лица, в распоряжение которого он себя предоставил. Вот почему, по незамедлительному и официальному требованию нашего короля, он был освобожден из тюремного заключения в Италии.

Мы, французы, — ужасные люди: не довольствуясь тем, что весь мир знает о наших пороках и безумствах понаслышке, мы еще ездим к другим народам, чтобы показать их воочию. Поселите троих французов вместе в ливийской пустыне — они и месяца не проживут, не поцапавшись друг с другом. Можно подумать, что эти путешествия предпринимаются нарочно для того, чтобы доставить иноземцам удовольствие полюбоваться нашими драмами, и главным образом тем из них, которые смеются над нашими бедами и злорадствуют по этому поводу.

Мы ездим в Италию учиться фехтованию и, рискуя жизнью, практикуем это искусство, еще не научившись ему. Ведь по правилам обучения следовало бы сначала изучить теорию, а потом практику этого дела. Между тем наше обучение ведется в обратном порядке:

Primitiae iuvenum miserae, bellique futuri

Dura rudimenta. [13]

Я знаю, что фехтовальное искусство преследует полезные цели (в Испании, например, по словам Тита Ливия [14], однажды на поединке двух двоюродных братьев знатного происхождения старший благодаря опытности в военном деле и хитрости легко одолел самонадеянного младшего брата), и убедился на опыте, что умелое пользование этим искусством придавало некоторым необычайную храбрость; но это не мужество в истинном смысле слова, ибо оно происходит не от природной смелости, а от ловкости. Доблесть в сражении состоит в соревновании храбрости, а эта последняя не приобретается путем обучения. Так, один мой приятель, считавшийся большим знатоком фехтовального искусства, выбирал для своих поединков такого рода оружие, которое лишало бы его возможности воспользоваться своим преимуществом и при котором все целиком и полностью зависело бы от удачи и уверенного поведения; он не желал, чтобы его успех приписывали не его мужеству, а искусству в фехтовании. В годы моего детства дворяне избегали приобретать репутацию искусных фехтовальщиков, ибо она считалась унизительной, и уклонялись от обучения этому искусству, которое основывается на ловкости и не требует подлинной и неподдельной доблести:

Non schivar, non parar, non ritirarsi

Voglion costor, ne qui destrezza ha parte.

Non danno i colpi finti, hor pieni, hor scarsi;

Toglie l’irа e’il furor l’uso del arte.

Odi le spade horribilmente urtarsi

A mezzo il ferro; il pie d’orma non parte;

Sempre ?’il pie fermo, ? la man sempre in moto;

Ne scende taglio in van ne punta ? voto. [15]

Военными упражнениями наших отцов были такие подобия битв, как турниры, стрельба в цель, стычки у барьера; а наши поединки считались тем не менее почтенными, что они преследуют лишь частные наши цели: на них мы только уничтожаем друг друга, вопреки существующим законам и правосудию, и они всегда приносят лишь вред и ущерб. Гораздо более достойное и подходящее дело — заниматься такими вещами, которые не портят, а укрепляют наши нравы и направлены к обеспечению общественной безопасности и славы.

Консул Публий Рутилий [16] впервые ввел военное обучение для воинов, установив, что при обращении с оружием искусство должно сочетаться с доблестью, но не в интересах частных лиц, а в интересах римского народа, для разрешения его военных споров. Уменье вести войну должно быть всеобщим и общегражданским делом. Кроме Цезаря, отдавшего во время битвы при Фарсале приказ своим воинам целиться воинам Помпея прямо в лицо [17], многие другие полководцы изобретали особые способы борьбы, новые виды обороны и нападения в зависимости от требований момента. Но Филопемен осудил кулачный бой [18], в котором он не имел себе равных, поскольку подготовка к нему была совершенно отлична от военного обучения, ибо он считал, что только почтенные люди должны упражняться в нем. Подобно этому и я считаю, что та ловкость, которую с помощью новейших способов обучения стремятся привить молодежи, те особые выпады и парады, в которых ей советуют упражняться, не только совершенно бесполезны, но скорее даже вредны, если их применять в настоящем сражении.

Вот почему военные люди в наше время пользуются в бою совсем особыми видами оружия, лучше всего для этой цели приспособленными. И не раз при мне выражали неодобрение дворянину, который, будучи вызван на поединок на шпагах и кинжалах, являлся на место боя в полном военном вооружении. Следует отметить, что платоновский Лахес [19], говоря о военном обучении, подобно нашему, заявляет, что никогда не видел, чтобы такая военная школа дала какого-нибудь видного полководца или хотя бы знатока военного дела. Наш опыт подтверждает это; но тут по крайней мере можно сказать, что это таланты, не имеющие отношения к обычному военному обучению. Платон запрещает при воспитании детей в своем государстве способы ведения кулачного боя, установленные Амиком и Эпеем, а также приемы борьбы, введенные Антеем и Керкионом, так как их цель отнюдь не в том, чтобы усовершенствовать военную подготовку молодежи или содействовать ей [20].

Но я несколько отклонился от моей темы.

Император Маврикий [21], будучи предупрежден некоторыми предсказаниями и сновидениями о том, что он будет убит неким безвестным до этого времени солдатом Фокой, обратился к своему зятю Филиппу с вопросом, что представляет собой этот Фока, каков его характер, его душевные качества, нрав. И когда Филипп при перечислении его качеств упомянул о том, что он труслив и робок, Маврикий тотчас же на основании этого заключил, что он, следовательно, жесток и склонен к убийствам. Почему тираны так кровожадны? Не потому ли, что они заботятся о своей безопасности? Не потому ли, что их трусость видит лучшее средство избавиться от опасности в том, чтобы истребить всех, вплоть до женщин, кто только способен встать против них, кто может нанести им хотя бы малейший ущерб?

Cuncta ferit, dum cuncta timet. [22]

Тираны, стремясь чинить две жестокости одновременно — убивать и вымещать свой гнев, — прилагают все усилия к тому, чтобы по возможности продлить казнь. Они жаждут гибели своих врагов, но не хотят их скорой смерти; им нужно не упустить возможности насладиться местью [25]. Из-за этого они оказываются в затруднительном положении, ибо, если мучения нестерпимы, они коротки, если же они продолжительны, то тираны их считают недостаточно сильными; и вот они начинают разнообразить орудия пытки. Тысячи подобных примеров мы встречаем в древности, и я не уверен, не сохраняем ли мы в себе, сами того не сознавая, некоторых следов этого варварства.

Все, что выходит за пределы обычной смерти, я считаю неоправданной жестокостью [26]; наше правосудие не может рассчитывать на то, что тот, кого не удерживает от преступления страх смерти — боязнь быть повешенным или обезглавленным, — не совершит его из страха перед смертью на медленном огне или посредством колесования или из боязни колодок. И все же я не уверен, доводим ли мы таким путем осужденных до полного отчаяния. Действительно, каково должно быть душевное состояние человека, ожидающего смерти, подвергнутого колесованию или, по старинному обычаю, пригвожденному к кресту? Иосиф [27] рассказывает, что во время иудейской войны, проходя мимо одного места, где за три дня до того распяли нескольких евреев, он узнал среди них троих своих друзей, и ему удалось добиться того, что их сняли с крестов; двое из них, сообщает он, умерли, третий же прожил после этого еще несколько лет.

Халкондил [28], автор, заслуживающий доверия, в записках, оставленных им о событиях, происшедших на его памяти и часто на его глазах, описывает как самую чудовищную ту казнь, которую нередко применял султан Мехмед: он приказывал одним ударом кривой турецкой сабли рассечь человека пополам по линии диафрагмы, так что люди умирали как бы двумя смертями одновременно; можно было видеть, рассказывает он, как обе части тела, полные жизни, продолжали еще некоторое время трепетать в муках. Не думаю, чтобы это было придумано им очень умно. Не всегда те казни, которые выглядят самыми страшными, являются самыми мучительными.

Я нахожу несравненно более жестокой ту казнь, которую тот же Мехмед, по словам некоторых историков [29], применял к эпирским князьям: он приказывал сдирать с них заживо кожу частями, и таким коварно придуманным способом, что они мучились в течение двух недель.

А вот еще два примера. Когда Крез захватил одного вельможу, любимца своего брата, Панталеонта, он велел отвести пленника в мастерскую валяльщика, где приказал до тех пор скрести его скребками и чесать чесальными орудиями, пока тот не скончался [30].

Георгии Секей, вождь тех польских крестьян, которые под предлогом крестового похода причинили массу бедствий, был разбит трансильванским воеводой и захвачен в плен [31]. Целых три дня, раздетый донага, он был привязан к особым козлам для пыток, и всякий мог терзать его и издеваться над ним, как ему вздумается; за все это время остальным пленникам не давали ни есть, ни пить. Наконец, когда в нем теплилась еще жизнь, на его глазах его собственной кровью напоили его любимого брата Луку, о спасении которого он молил, принимая на себя одного вину за все совершенные ими дела. Его тело, изрубленное на мелкие куски, были вынуждены съесть двадцать его ближайших помощников; а то, что еще оставалось, и его внутренности сварили в котле и скормили остальным членам его отряда.

Читайте также: