Труд не игра и не забава он всегда серьезен и тяжел сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

К.Д.Ушинский. Собрание сочинений, М., 1974.

Труд в его психическом и воспитательном значении

Политико-экономическое значение труда вполне уяснено наукой, и ему давно уже отведено почетное место между природой и капиталом. К этому значению труда, кидающемуся в глаза повсюду, куда только ни поглядишь, мы не можем ничего прибавить. Нам кажется только, что и в экономическом отношении труд должен быть поставлен во главе двух других содеятелей человеческого богатства, природы и капитала, а не рядом с ними. Если природа существует и производит богатства, годные для человека, независимо от труда, то нельзя не видеть, что человек, открывая законы природы и овладевая ее силами, заставляет их делать нечто совершенно новое; капитал же есть не более как создание труда, не ограничивающегося удовлетворением настоящих потребностей. Но без труда природные богатства и обилие капиталов оказывают гибельное влияние не только на нравственное и умственное развитие людей, но даже и на их состояние.
Резкий пример того, что свободный труд, нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинствам представляет нам римская история. Рабы, избавивши римлянина от необходимости трудиться, сделали его самого таким добровольным рабом, каких ни после, ни прежде никогда не представляла история. Но этого мало: в который из этих периодов был счастливее римлянин? Тогда ли, когда он сам пахал землю, а жена его ткала ему одежду или когда он в один обед пожирал годовые доходы азиатских царств, когда он без помощи других даже не ел, не ходил и не думал?

Если бы люди открыли философский камень, то беда была бы еще не велика: золото перестало бы быть монетой. Но если бы они нашли сказочный мешок, из которого выскакивает все, чего душа пожелает, или изобрели машину, вполне заменяющую всякий труд человека; словом, разом достигли тех результатов, которых добиваются техники и политикоэкономы, то самое развитие человечества остановилось бы: разврат и дикость завладели бы обществом, самое общество распалось бы, и не одна политическая экономия (к чему бы она служила тогда?) была бы вычеркнута из списка человеческих знаний; с уничтожением необходимости личного труда сама история должна прекратиться.
Отец, человек, проложивший сам себе дорогу, трудится, бьется из всех сил, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться, и, наконец, оставляет им обеспеченное состояние. Что же приносит это состояние детям? Оно весьма часто не только бывает причиной безнравственности в детях, не только губит их умственные способности и физические силы, но даже делает их положительно несчастными, так что если сравнить счастье отца, тяжким упорным трудом нажившего состояние, и детей, проживающих его без всякого труда, то мы увидим, что отец был несравненно счастливее детей. А между тем бедняк трудился целую жизнь, чтобы детям его не нужно было трудиться,— бился целую жизнь, чтоб разрушить их нравственность, сократить их существование и сделать для них счастье невозможным! О дельном воспитании он не заботился: к чему оно? — были бы деньги!
Пусть-де воспитывается тот, у кого их нет. И не подумал он, что труд, а за ним и счастье сами сыщут бедняка; а богач должен еще уметь отыскать их.
Из всех этих примеров мы видим, что труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.
Труд только и может быть свободным, если человек сам принимается за него по сознанию его необходимости; труд же вынужденный, на пользу другому, разрушает человеческую личность того, кто трудится, или, вернее сказать, работает, Не трудится и капиталист, придумывающий только, как бы прожить доход с своего капитала.

Труд — не игра и не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда.
Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений.
Воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный, серьезный труд всегда тяжел. Для этого есть много средств. Преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умственный труд . Вместе с этой привычкой трудиться умственно приобретается и любовь к такому труду, или, лучше сказать, жажда его. Человек, привыкший трудиться умственно, скучает без такого труда, ищет его и, конечно, находит на каждом шагу.
Таким образом, воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой — внушить ему неутомимую жажду труда. Чем обеспеченнее будущее состояние воспитанника, чем менее предвидится для него насущных необходимостей, вызывающих поневоле на труд, тем более должен расширяться перед ним горизонт мира, в котором для всякого, кто понимает назначение жизни человека и научился сочувствовать интересам человечества, найдется довольно почтенного и полезного труда.

Возможность труда и любовь к нему — лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач.
Труд, конечно, бремя, но бремя, без которого возможное соединение человеческого достоинства и счастья невозможно,— бремя, которое должен нести человек, если хочет прийти к тому невозмутимому спокойствию, к которому призываются только трудящиеся и обремененные.

Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте; но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь.

Ушинский К. Д. Избранные произведения. — Вып. 3. Принципиальные во русской педагогики / Под ред. В. Я. Струминского. — М., 1946. — С. 130.

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

Школьнику.com

Ответ оставил Гость

Труд не игра и не забава,он всегда серьезен и тяжел.Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю своб цену и все свое достоинство.Без труда человек не может идти вперед.Организм человека требует труда,иначе им завладеет апатия,скука и добровольное самоуничтожение.Смерть овладевает человеком заживо, потому что труд — личный, свободный труд -и есть жизнь.Труд является телесной,духовной,человеческой жизни на земле, и только труд есть условие телесного,нравственного и умственного совершенствования и наслаждения человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнение "Приемы сжатия текста", помогающее написать изложение. Можно использовать для подготовки к экзаменационному изложению в 9 классе (ОГЭ). Для учащихся 9-11 классов.

1. Сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения.

Исходный вариант: Труд не игра и не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда. (37 слов)

Сжатый вариант:

2. Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

Исходный вариант: Наука требует внимания и сосредоточения, а это все не сразу дается. Наука требует любви к изучаемому предмету, а это требует воспитания. (21 слово)

Сжатый вариант:

3. Сокращение сложного предложения за счет менее существенной части.

Исходный вариант: Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное и великое, которое недоступно наблюдению и уму. (27 слов)

Сжатый вариант:

4. Разбивка сложного предложения на сокращенные простые.

Исходный вариант: Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. (21 слово)

Сжатый вариант:

5. Перевод прямой речи в косвенную.

Сжатый вариант:

6. Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.

Исходный вариант: Муравей не знает человека. Мы для него как таковые в нашем обличье не существуем. Он нас не видит внешне, а тем более за семью печатями для него наша сущность. Мы существуем для него только как некая неприятная неизбежность, вроде тайфуна, землетрясения, внезапной гибели. Между тем мы можем косвенно влиять на поведение муравьев. Положив падаль в определенном месте, мы можем заставить их ползти в эту сторону, а не в ту. Мы для них как бы высшая воля. Не совсем высшая, конечно, но все-таки. Солнца погасить не можем, но загородить его навесом в нашей власти. Вырубив лес, поджигая лес, посыпав лес химическим порошком, затопив лес водохранилищем, насадив новый лес, мы выступаем для них как сила почти что комического порядка. (116 слов)

Сжатый вариант:

7. Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Исходный вариант: Бродя среди живой толпы, отыскивая всюду жизнь, я, между прочим, наткнулся на великолепное прошедшее: на Вестминстерское аббатство, и был счастливее в это утро. Такие народные памятники – те же страницы истории, но тесно связанные с текущей жизнью. Их, конечно, надо учить наизусть, да они сами так властно ложатся на память. Впрочем, глядя на это аббатство, я даже забыл историю, – оно произвело на меня впечатление чисто эстетическое. Меня поразил готический стиль в этих колоссальных размерах. Я же был во время службы с певчими, при звуках великолепного органа. Фантастическое освещение цветных стекол в стрельчатых окнах, полумрак по углам, белые статуи великих людей в нишах и безмолвная, почти недышащая толпа молящихся – все это образует одно общее, грандиозное впечатление, от которого долго слышится какая-то музыка в нервах. (122 слова)

Какие вопросы труда поднимаются в следующих высказываниях : А.

П. Чехов : «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим.

Гёте : «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специализации.

Павлов : «Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический, и, пожалуй, даже больше второй.

Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую - нибудь хоро - шую догадку, т.


Чтобы быть трудолюбивым надо поставить перед собой цель и твёрдо следовать ей, совмещать как ум, так и силу.


Что такое интеллектуальный труд?

Что такое интеллектуальный труд?

Какую роль в трудовой деятельности играет специализация?


Какое место в мотивации отношения к работе занимает удовлетворенность трудом?

Какое место в мотивации отношения к работе занимает удовлетворенность трудом?

Почему работа человека, удовлетворенного трудом, наиболее продуктивна?


Ответьте на вопросы :1?

Ответьте на вопросы :

Что такое деятельность?

2. Что необходимо для успешной деятельности?

3. Какие виды деятельности вам известны?

В каком возрасте какие виды деятельности являются для человека самыми важными?

4. Что такое творчество?

5. Что мешает процессу творчества?

6. Всякое ли поведение человека можно назвать деятельностью?

7. Проведите параллель между поведением животных и видами деятельности человека.

8. Как вы понимаете смысл высказывания : "Учимся не для школы, а для жизни" (Сенека) ; "Истинное сокровище для людей - умение трудиться" (Эзоп)?

9. Требует ли хорошей физической подготовки напряженный умственный труд?

Свой ответ обоснуйте.


Сочинение : Какой труд лучшеФизический или умственный(Срочно)?

Сочинение : Какой труд лучше

Физический или умственный


Сочинение : Какой труд лучше?

Сочинение : Какой труд лучше?

Умственный или Физический.


Чем характеризуются физический и умственный труд?

Чем характеризуются физический и умственный труд.


Ответьте на 3 вопрос пожалуйстаЧем характерезуются физический и умственный труд?

Ответьте на 3 вопрос пожалуйста

Чем характерезуются физический и умственный труд?


Что такое наемный, умственный труд?

Что такое наемный, умственный труд!


Помогите пожалуйста?

Прочитайте текст, выполните задания и ответьте на вопрос.

Труд не игра и не забава ; он всегда серьёзен и тяжёл ; только

полное сознание необходимости достичь той или другой цели

в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда.

Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и всё своё достоинство.

Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нём той степени достоинства, которой он уже достиг.

Без личного труда человек не может идти вперёд : не может оставаться на одном месте ; но должен идти назад.

Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две

другие, обе одинаково гибельные : дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или

дорога добровольные, незаметного самоуничижения по которой человек быстро спускается до детских наслождений.

На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд - личный, свободный труд - и есть жизнь.

«В поте лица твоей снеси хлеб твой!

нравственного и умственного совершенствования его

человеческого достоинства, его свободы и, наконец его наслождения и его счастья.

Задания к тексту :

1)Выделите ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста и озаглавьте его.

2)Как автор определяет значение труда для жизни человека?


Помогите пожалуста?

Прочитайте текст, выполните задания и ответьте на вопрос.

Труд не игра и не забава ; он всегда серьёзен и тяжёл ; только

полное сознание необходимости достичь той или другой цели

в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда.

Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и всё своё достоинство.

Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нём той степени достоинства, которой он уже достиг.

Без личного труда человек не может идти вперёд : не может оставаться на одном месте ; но должен идти назад.

Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две

другие, обе одинаково гибельные : дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или

дорога добровольные, незаметного самоуничижения по которой человек быстро спускается до детских наслождений.

На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд - личный, свободный труд - и есть жизнь.

«В поте лица твоей снеси хлеб твой!

нравственного и умственного совершенствования его

человеческого достоинства, его свободы и, наконец его наслождения и его счастья.

Задания к тексту :

1)Выделите ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста и озаглавьте его.

2)Как автор определяет значение труда для жизни человека?

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Ребят, очень срочно?, относящийся к категории Обществознание. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.

Читайте также: