Трагическая судьба лермонтова сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться – вот каким он был и каким навсегда остался в отношениях с друзьями. Он не изменял им, не забывал их. И, обращаясь к умершему декабристу – поэту Александру Одоевскому, с которым встретился на Кавказе, писал:
Мир сердцу твоему, мой милый
Саша! Покрытое землей чужих полей,
Пусть тихо спит оно, как дружба наша
В немом кладбище памяти моей!
И, посвящая “Демона” женщине, которая не дождалась его, он обращался к ней с горьким упреком:
Я кончил – ив груди невольное сомненье:

/> Займет ли вновь тебя давно знакомый звук,-
Стихов неведомых задумчивое пенье, –
Тебя, забывчивый, но незабвенный друг?
Кавказский кинжал – символ вольности – он тоже считал своим другом, И сражающийся Кавказ, ибо он олицетворял в представлении Лермонтова отвагу, честь, благородство, любовь к родине, стремление к свободе. Он не умел и не хотел скрывать свои мысли, маскировать чувства и оставался доверчивым и неосторожным. И больше, чем открытая злоба врагов, его ранила ядовитая клевета друзей, в которых он ошибался.

И чувство одиночества, разобщенности в царстве произвола и мглы,

как назвал николаевскую империю Герцен, было для него неизбежным и сообщало его поэзии характер трагический. Каждый день, каждый час его жизни омрачала память о декабрьском дне 1825 года и о судьбах лучших людей. Состоянию общественной жизни отвечала его собственная трагическая судьба: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, разобщенные судьбы, и политические преследования, и жизнь изгнанника в последние годы жизни…

Все это свершалось словно затем, чтобы усилить этот трагический элемент.
И при всем том он не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу. И все, что им создано за тринадцать лет творчества, – это подвиг во имя свободы и родины.

И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках “Люблю отчизну я…” или в стихотворном рассказе “Мцыри”, но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о родине, ни о свободе, но – о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни…
С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое, лицемерное. И заглавие трагедии “Маскарад” заключает в себе смысл иронический, ибо у этих людей лицо было маской, а в маскараде, неузнанные, они выступали без масок, в обнажении низменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать все, что думал о них, – без пощады и лицемерия.

В день гибели Пушкина он впервые заявил о себе. И первое, что он сказал им: “Свободы, гения и славы палачи!”
Он грозил им народной расправой и указывал на их связь с императорским троном. “К несчастью слишком большой проницательности, – писал о нем Герцен,- он прибавил другое – смелость многое высказывать без прикрас и без пощады. Существа слабые, оскорбленные никогда не прощают такой искренности”. И на последних вдохновениях Лермонтова уже лежит печать обреченности.

Но неуклонно следовал он по избранному пути. И ненависть к “стране господ”, отрицание купленной кровью славы только обостряли его любовь к “печальным деревням” и к “холодному молчанию” русских степей.

Судьба Лермонтова похожа на легенду. Все необыкновенно в этой короткой, стремительной, вдохновенной и блистательной жизни.
Вглядимся в портреты Лермонтова, в это неулыбчивое, сожженное внутренней тревогой лицо, в эти громадные, бездонные глаза. В них запечатлена тайна душевной жизни, и мы, как ни стараемся, не можем проникнуть в нее до конца. И лишь читая его произведения, мы можем узнать историю его души, понять его как поэта и человека.
Раннее творчество Лермонтова еще не самостоятельно. Он увлекался Пушкиным и ученически подражал ему в своих стихах и поэмах. Вскоре его покорил Байрон, он влюбился в байроновских неукротимых героев с их бурными, мятежными страстями, с их пламенной жаждой свободы и подвига. Лермонтов находил сходство между собой и британским поэтом, и под впечатлением прочитанной биографии Байрона он писал:

“Я молод; но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел;
У нас одна душа, одни и те же муки,—
О, если б одинаков был удел. ”

Но вместе с тем, в юном Лермонтове уже просыпался могучий самобытный поэт. Многие из юношеских стихотворений Лермонтова поражают глубиной содержания и той силой, с которой удалось ему выразить свои мысли и настроения. Так, например, еще в пансионе была задумана и набросана поэма “Демон”. Он осознает, что у него свой путь:

“Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой”.

Тревожит молодого Лермонтова судьба родины. Бесправие и нищета народа, томившегося в крепостной неволе, казарменно –по лицейский режим, насаждавшийся самодержавием, посягательство на любое проявление независимой мысли, паразитизм верхушки дворянского общества — все это вызывало в Лермонтове чувство страстного негодования.
Стихи его все больше проникаются вольнолюбивыми настроениями, бунтарским духом. Поэт называет себя “другом свободы” и пишет стихотворение “Жалобы турка”, в котором под Турцией подразумевается николаевская Россия:

“. Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей.
Друг! Этот край. моя отчизна!”

Михаил Юрьевич Лермонтов - писатель, драматург художник и конечно же мой любимый поэт. Он прожил короткую, но яркую жизнь. Был признан при жизни. И навсегда вписал себя в историю русской поэзии, получив бессмертие.

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 [15] октября 1814, Москва — 15 [27] июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 [15] октября 1814, Москва — 15 [27] июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Стих, о котором пойдет речь ниже, по праву может называться эпитафией написанной на самого себя.

Стих " И скучно и грустно.. . " написан в 1840 году. К этому моменту поэт полностью разочаровался в жизни. Его любовь Варвара Лопухина, вышла за другого. Но замужество не принесло ей счастья. И она продолжала переписываться с поэтом, навлекая на себя гнев и ревность мужа.

От безысходности он пишет эти строчки. Но несомненно его сердце по-прежнему принадлежало Лопухиной.

Иллюстрация с романа "Герой нашего времени". Печорин и княжна Мэри. Образ Печорина Лермонтов создал опираясь на свою жизнь и свой характер. Поэтому на картинке можно увидеть сходства во внешности с поэтом.

Иллюстрация с романа "Герой нашего времени". Печорин и княжна Мэри. Образ Печорина Лермонтов создал опираясь на свою жизнь и свой характер. Поэтому на картинке можно увидеть сходства во внешности с поэтом.

Его знали, его читали, его любили.

Но Лермонтов не считал себя реализованным в жизни.

" И некому руку подать. " - одиночество было верным спутником всей его жизни. За всю жизнь он так и не встретил человека, который мог его поддержать и выслушать в трудную минуту.

Настоящей любовью Лермонтова несомненно был Кавказ. А время когда он проходил там службу, считает самым счастливым в своей жизни. Тема Кавказа в творчестве Лермонтова, заслуживает отдельного разбора и о ней мы поговорим с вами в следующих статьях.

А всего через год после написания "И скучно и грустно. ", Лермонтов будет застрелен на дуэли. Это стало трагедия для всей России. И так получилось, что в стихотворении "И скучно и грустно..", поэт подводит итоги всей своей жизни.

Интересно , знай он тогда, что его фамилией буду называть улицы и даже города. Его стихи будут читать на вечерах даже спустя 100 лет, 150 лет и я надеюсь спустя 200 лет и более. В честь него создадут премию, по его стихам напишут романсы и еще много, много всего. А главное, что его талант поставят в один ряд с Александром Сергеевичем Пушкиным и назовут великим русским поэтом.

Знай он это тогда, родилось бы у него так любимое мной стихотворение?

Вопрос конечно риторический.

В видео расположенном ниже, я зачитал для вас стих "И скучно и грустно. " под музыку Фредерика Шопена - "Хрустальная грусть". Я считаю, что данная композиция, идеально предает смысл этого грустного стиха. Приятного просмотра!

Писал ли он своё самое известное стихотворение? На что мог пойти в любовных делах? И почему продолжаются споры о причине его смерти?

Семейная драма поэта

По мнению многих специалистов, корни литературного стиля Михаила Лермонтова происходят из самого детства.


Портрет Лермонтова в 3-4 летнем возрасте. Источник - Википедия

Главным обстоятельствам того периода жизни считается конфликт отца поэта, Юрия Петровича, со своей тёщей - Елизаветой Алексеевной Арсеньевой.


Портрет Елизаветы Арсеньевой. Источник - Википедия


Мария Михайловна Лермонтова. Источник - Википедия

Однако в 1817 году 22-летняя Мария Лермонтова скоропостижно умерла от чахотки. Тогда волевая бабушка она взяла внука к себе до 16 лет, пообещав небогатому отцу дать ребёнку наилучшее образование, сделать своим единственным наследником и во всём советоваться с мужчиной.

Впоследствии она нарушила данные обещания. Юрию Лермонтову чинились в общении с сыном тяжёлые препятствия, а в 1830 году, по достижении внуком 16 лет, Елизавета Арсеньева отказалась отпускать мальчика от себя, ссылаясь на одинокую старость и пригрозив лишить наследства.

Возможно, женщина до конца жизни винила зятя за смерть дочери - есть сведения, что он изменял жене с гувернанткой, мог ударить при ссоре и создал дома тяжёлую атмосферу, якобы приведшую к болезни.

Все эти события оставили болезненную рану на душе поэта. Несмотря на старания Арсеньевой, он любил отца. В 1831-м Юрий Лермонтов умер, и юноша написал:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть,

Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,

Что люди угасить в душе моей хотели

Огонь божественный, от самой колыбели

Горевший в ней, оправданный творцом?

Однако ж тщетны были их желанья:

Мы не нашли вражды один в другом,

Хоть оба стали жертвою страданья!


Портрет Юрия Петровича Лермонтова. Источник - Википедия

О глубине их связи свидетельствует и то, что отец был одним из немногих, кто видел в мальчике талант (бабушка не считала его занятия творчеством чем-то серьёзным). В своём завещании Юрий Лермонтов написал:

«Хотя ты еще и в юных летах, но я вижу, что ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные за что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу!

Тебе известны причины моей с тобой разлуки, и я уверен, что ты за сие укорять меня не станешь. Я хотел сохранить тебе состояние, хотя с самою чувствительнейшею для себя потерею, и Бог вознаградил меня, ибо вижу, что я в сердце и уважении твоем ко мне ничего не потерял.

Скажи бабушке, что несправедливости ее ко мне я всегда чувствовал очень сильно и сожалел о ее заблуждении, ибо, явно, она полагала видеть во мне своего врага, тогда как я был готов любить ее всем сердцем, как мать обожаемой мною женщины.

Если устроить опрос о самых популярных строках Михаила Лермонтова, почти наверняка победят начальные слова этого короткого стихотворения:

«Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

Но интересно, что авторство данного произведения, якобы написанного поэтом во время отъезда на Кавказ, является предметом ожесточённых споров. Причина очень проста - подлинника стихотворения не существует, а известно о нём стало только спустя 32 года после смерти литератора!


Пётр Бартенев. Источник - Википедия

Тем не менее, сомнения в авторстве произведения впервые были озвучены лишь в 1989 году - возможно, по причине того, что в СССР стихотворение использовалось как образец критики царизма со стороны великого поэта.


Дмитрий Минаев. Фото - Википедия

Однако сторонники традиционной версии, приводя данные различных экспертиз и ссылаясь на авторитет Бартенева, отказываются даже поставить данный вопрос под сомнение. В 2017 году состоявшийся в Пятигорском государственном университете круглый стол с участием 25 российских и зарубежных лермонтоведов высказался в пользу безусловной принадлежности стихотворения перу Лермонтова.

Женщины Лермонтова

Но ты забыла, друг! когда порой ночной

Мы на балконе там сидели. Как немой,

Смотрел я на тебя с обычною печалью.

Не помнишь ты тот миг, как я, под длинной шалью

Сокрывши голову, на грудь твою склонял —

И был ответом вздох, твою я руку жал —

И был ответом взгляд, и страстный и стыдливый!

И месяц был один свидетель молчаливый

Последних и невинных радостей моих.

Их пламень на груди моей давно затих.


Портрет Екатерины Сушковой. Источник - Википедия

Однако нервный, язвительный и невзрачный юноша не вызвал у девушки ответного интереса. В ответ на свои чувства молодой Лермонтов получал только насмешки и издевательские розыгрыши. Много лет спустя Сушкова даже оставила записи, рассказав об отношениях с Лермонтовым. Довольно обширные по объёму, они делятся на две части. Первая повествует о периоде юношеского знакомства, а вот во второй поэт предстаёт жестоким и искушённым мстителем.


Лермонтов в гусарском мундире на картине П.З. Захарова-Чеченца. Источник - Википедия

Вообще, служба в полку, а до этого в юнкерском корпусе, очень помогла возмужанию Лермонтова. Он окунулся в юношеские проказы, описывал забавы юнкеров, в том числе эротические, в своих стихах. Эти произведения, содержавшие и нецензурные слова, снискали Лермонтову первую поэтическую славу.

Старушка дряхлая, слепая

Жила с усастым ямщиком.

Но дело вовсе не о том!

Ее служанка молодая

Нескромной бойкостию слов,

Огнем очей своих лазурных

Пленила наших грозных, бурных,

И то сказать: на эти очи,

На эту ножку, стан и грудь

Однажды стоило взглянуть,

Чтоб в продолженье целой ночи

Не закрывать горящих глаз

И стрясть по меньшему — пять раз!

Настоящие любовные увлечения поэта также ничем не завершились. В 1830-м познакомился с Натальей Ивановой. Он встретил её, когда гостил у родных — и сразу же сильно увлёкся. Поначалу девушка отвечала взаимностью, но в итоге предпочла сложному кавалеру Николая Обрескова — человека намного проще, но напористого и приятного внешне.


Наталья Иванова на картине М. А. Кашенцева. Источник - Википедия

Главной же привязанностью в жизни поэта называют Варвару Лопухину, сестру его московских друзей. Лермонтов обратил внимание на девушку в 1832 году, когда компания молодежи поехала в Симонов монастырь. Она была любимицей и душой общества, нежной, мечтательной, переменчивой.


Портрет Варвары Лопухиной. Источник - Википедия

Однако в том же году поэт переехал в Петербург, поэтому их роман не смог развиться. Но Лермонтов всегда справлялся о девушке – как она поживает, все ли у неё хорошо.

В 1835 году Лопухина вышла замуж за человека значительно старше её. Поэт очень страдал, когда до него дошло это известие - и никогда впоследствии не называл свою любовь по фамилии мужа (Бахметева). Свои чувства Лермонтов сохранил до конца жизни, посвятив им множество произведений. Последней женщине в своей жизни, Екатерине Быховец, он прямо признавался, что она для него - лишь напоминание о Лопухиной:

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором,

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней.

В чертах твоих ищу черты чужие,

В устах живых, уста давно немые

В глазах огонь, угаснувших очей.

Смерть поэта

Контрапунктом в жизни Лермонтова стала смерть его великого современника — Александра Пушкина. Один из ведущих лермонтоведов, Ираклий Андроников, писал, что всё известное творчество литератора можно уместить в последнее четырёхлетие его жизни — с 1837 по 1841 годы.


Текст стихотворения, написанный рукой Лермонтова. Фото - Википедия

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда - всё молчи.

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!


Николай I на картине Ф. Крюгера. Источник - Википедия

Первая дуэль и война

Дуэлянты бились на шпагах, однако у Лермонтова при выпаде переломился клинок, и они перешли на пистолеты. Первым стрелял Барант, но промахнулся. Лермонтов в свою очередь разрядил пистолет, выстрелив в сторону, после чего участники разъехались.


Портрет Эрнеста Баранта. Источник - Википедия

За недонесение о дуэли 11 марта Лермонтов был арестован; дело рассматривал военный суд. Барант же, согласно воле императора, привлечён к суду не был.

По решению суда, поэт был переведён обратно на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк - фактически на передовую Кавказской войны. Такой приговор он получил не столько за дуэль, сколько за свои показания, правдивость которых отрицал Барант. Лермонтовская версия дуэли выставляла сына посла в дурном свете, а слухи о ней дошли до французского посольства в Берлине и до Парижа. Свою роль сыграла и личная неприязнь Николая I к поэту, сохранившаяся ещё после первого суда.

Вторая дуэль и гибель

Не решившись оставить армию, поэт, отбыв отпуск, отправился обратно на Кавказ — и из этой поездки уже не вернулся. Роковая дуэль произошла в Пятигорске — там Лермонтов поссорился с майором в отставке Николаем Мартыновым.


Николай Мартынов на картине Т. Райта. Источник - Википедия


Последний прижизненный портрет Лермонтова кисти К.А. Горбунова. Источник - Википедия

Отставной майор направил к обидчику секундантов и от примирения отказался, говоря, что фактически это Лермонтов вызвал его, поэтому должен первый и предлагать мир.

В итоге, дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Согласно основной версии, Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов — прямо в грудь поэту.


Обелиск на предполагаемом месте дуэли. Фото - Википедия

Подробности произошедшего доподлинно установить не удалось - покрывая друг друга, свидетели путали показания. Это породило альтернативные теории - самая популярная утверждает, что поэта убил снайпер из кустов, выстреливший одновременно с Мартыновым. Теория якобы подтверждается неестественной траекторией входа пули в тело.

За дуэль Мартынов был приговорён военно-полевым судом к разжалованию и лишению всех прав состояния, однако в окончательном приговоре наказание заменили на трёхмесячный арест на гауптвахте и церковное покаяние.

Мартынов желал, чтоб его похоронили в селе, принадлежавшем его отцу под Москвой, в отдалённо стоящей могиле, безо всяких опознавательных знаков. Однако эта просьба не была исполнена - тело поместили в фамильный склеп. В 1924 году в бывшую усадьбу переселилась Алексеевская школьная колония, ученики которой в порыве мести за убийство Лермонтова разорили склеп, а останки Мартынова утопили в ближайшем пруду.

Похороны Лермонтова состоялись 17 июля 1841 года на старом пятигорском кладбище. Тело поэта покоилось в кавказской земле 250 дней.


Обелиск на месте первого захоронения Лермонтова. Фото - Википедия

21 января 1842 года Екатерина Арсеньева обратилась к императору с просьбой на перевозку тела внука в поместье Тарханы. Получив дозволение, 27 марта 1842-го слуги увезли прах Лермонтова в свинцовом и засмолённом гробу. 23 апреля в фамильной часовне-усыпальнице состоялось окончательное погребение, тело поэта положили в семейный склеп рядом с могилами матери и деда.


Надгробный памятник на могиле Лермонтова в Тарханах. Фото - Википедия

Читайте также: