На заре ты ее не буди сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Стихотворение начинается с обращения к ее матери, чтобы она не будила девочку. Сон малышки сладок, утро ласкает ее щеки. Первая строфа вызывает приятную улыбку, внутреннюю радость, взгляд, когда ты смотришь с умилением и любовью на спящего дорогого человека.

Во второй строфе картина меняется. Появляется настороженность: горячая подушка, утомительный сон, косы сравниваются с черными лентами. Поэт описывает состояние болезни, тяжелое дыхание, мучительный сон девочки.

В двух последующих строфах Афанасий Афанасьевич приоткрывает тайну ее состояния. Накануне вечером она долго сидела у окна, наблюдая за игрой луны и туч. Ей становилось всё хуже, её мучила боль в сердце. Велики страдания ребенка, который сам не может играть, а лишь наблюдает за игрой природы! Скорей всего, маленькая девочка уже не могла выходить на улицу. Но всё ее естество тянулось туда, где простор, где нет боли. Поэт проводит параллель и связь человеческой жизни с природой.

В последней строфе автор снова обращается к безутешной маме с той же просьбой: не будить ее. Видя, что сон облегчает страдания девочки, он просит мать дать ей еще немного сладко поспать. Сон – лучшее лекарство для малышки. Несмотря на усталость, девочка счастлива.

Композиция стихотворения состоит из пяти четверостиший. Первое и последнее четверостишия повторяются, придавая усиление просьбе. Во второй – описание тяжести, боли, тоски. В двух других – вечер накануне и описание игры природных сил.

Стихотворение написано в жанре элегия. Фет в эмоциональной форме описывает сложную проблему жизни. Размер стиха – трехсложный анапест, когда ударение падает на последний слог, а два другие – безударные. Именно такое построение создает напевность мелодии. Рифма мужская, перекрестная.

Зная, что ждет малышку, Афанасию Фету удалось сохранить в памяти прекрасный ее образ, еще не тронутый печатью смерти.

Краткий анализ

Тема стихотворения – безмятежная красота спящей девочки; смерть.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: портрет спящей девочки, рассказ о том, как маленькая героиня наблюдала вечером за луной. Стихотворение состоит из пяти катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.



Анализ 3

Одним из представителей школы русского позднего романтизма является Афанасий Афанасьевич Фет, друг и ученик Ф.Тютчева, они рождены были даже в один день. Основная тема творчества поэта — любовь, природа, жизнь, смерть и бесконечная красота человеческой души. Каждое стихотворение наполнено мелодичность и особой разговорной певучестью. Не случайно множество творений Фета положены на музыку исполняются как романсы.

Тема смерти неоднократно прослеживалась в творчестве поэта, но в этом стихотворении она обретает символический смысл. Совсем юная душа, которая только начала жить совершенно по разному смотрит на обычные вещи. Девочка долго смотрит перед сном на луну, заслушивается соловья и каждый раз она понимает, что это может быть последний раз в ее жизни.

Само творение условно можно разделить на две части: описание героини и один из вечеров больной девочки. Стихотворение написано в форме элегии, поскольку является довольна сложным в эмоционально-философском смысле. Все произведение навивает тоску и мысли о смысле предназначения человека на свете.

Интересна композиционное строение стихотворения. Повторение несколько раз одного и того же словосочетания (использование анафоры), более ярко подчеркивает основной призыв автора к окружающим. Получается кольцевой план построения произведения.

Анализ стихотворения На заре ты ее не буди по плану

История создания

Строки появились из-под его пера в 1842 г. после того, как поэт побывал у своих друзей. В это время в их доме от сердечной недостаточности умирала дочка. Фет видел, что девочка спасается от боли только во сне, поэтому просил ее мать не будить ребенка.

Вариант 2

Принято считать, что данное стихотворение было посвящено девушке Марии Лазич. Но в действительности поэт написал данное стихотворение раньше, еще в 1842 году.

Как говорят исследователи Фет написал стих, после проведенной ночи в доме своих друзей. В этом доме умирала маленькая дочь одного из них.

Эти красивые строки на самом деле наполненные страхом за ребенка. Время ее уже сочтено, и это глубоко впечатлило поэта. Сон ее горяч, утомительный, что значит он болезненный. Во второй строфе автор описывает тему красоты, невинной и чистой как утренняя заря. Однако в третьей строфе мы видим, как красота рушится.

Поэт использует антитезу, чтобы показать драматизм и душевную боль героини.стиха. Произведение имеет кольцевую композицию. Последняя строфа фактически повторяет первую. Поэт использовал много эпитетов, метафоры, аллитерации, сравнение и анафоры. Использование этих художественных инструментов и само стихотворение полностью характерное для стиля Афанасия Фета.

Уже позже творчество поэта не такое безмятежное, оно будет наполнено трагизмом и философским отношениям к вопросам жизни и смерти.

Афанасий Фет — известный русский поет лирического направления. Он был человеком который очень тонко чувствовал красоту, любовь и все прекрасные чувства. Это прослеживается в его стихах. Если смотреть на все творчество поэта, то его можно поделить на два возрастных периода. Первый период — это юность и молодость поэта.

В стихах этого периода почти нет драматизма, они полны безмятежности, надежды и мечты. Однако стоит отметить, что жизнь поэта в это время не была такой же безоблачной, а совсем напротив. Этот первый период длился до 1849 года. А потом у Афанасия Фета случилось горе.

Он пережил смерть любимой девушки. После этого он уже никогда не будет прежним, что-то сломалось в нем.

Лирический герой признается, что вечером видел, как девочка наблюдала за луной и слушала соловья. Видимо она понимала, что каждая ночь для нее может стать последней, поэтому так долго и засиживалась у окна. Она чувствовала боль в сердце, но не спешила прилечь. Лирический знает, что только во сне девочка может отвлечься от мыслей о смерти и хоть ненадолго избавиться от боли, поэтому свой монолог завершает повторением начальной просьбы.

LiveInternetLiveInternet

Немного решила еще больше добавить романсом замечательный пост Нинель про композитора Варламова.


Музыка А. Варламова

Слова А.Фета

На заре ты ее не буди: На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит. И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон. А вчера у окна ввечеру Долго, долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна. И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней. Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди: На заре она сладко так спит!

Поет Ламара Чкония Романс Варламова написан в 1842 году.

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1820-1892)

Посвящения у стихотворения нет, но скорее всего, А. Фет посвятил его Марии Лазич. Молодые люди были влюблены друг в друга, но Фет бежал от сильного чувства, так как, по его понятиям, бедность его и Лазич делала невозможным их брак.

Поет Виктория Иванова

Поет Татьяна Азарова. Мне понравилось!

В том же 1842 году это стихотворение положил на музыку композитор А. Е. Варламов.



АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ ВАРЛАМОВ (1801, Москва — 1848, Петербург)

Причем это был первый романс на стихи А. Фета. И музыка сочинялась специально для исполнения великим русским тенором — певцом Московской императорской труппы А. О. Бантышевым (1804—1860). Бантышев сам обратился с просьбой о создании для него романса к композитору Варламову, а тот выбрал недавно опубликованное стихотворение А.Фета и дал этому безымянному стихотворению название по его первой строчке, ставшее названием романса.

Вместо Бантышева великий наш тенор Сергей Лемешев

Варламов в эти годы служил помощником капельмейстера Московских императорских театров. Бантышев стал первым исполнителем романса, получившего впоследствии мировую известность.

Через некоторое время Варламов создал новую редакцию романса, а еще через какое-то — переложил его на дуэт.

Вплоть до нашего времени романс не утерял своей популярности и хорошо известен в исполнении современных певцов.

И завершает Анатолий Александрович.

Если кому-нибудь захочется слушать в другом исполнении, вы можете найти любых на сайте ютьюб. Исправленный и дополненный пост от 30 октября 2021 года

Средства выразительности

Фет является классическим представителем школы позднего романтизма, и это отслеживается в его произведениях – они наполнены грустью, щемящей душу тоской и сожалением. Основные темы его творчества – любовь, искусство и природа, объединенные между собой красотой.

В стихотворении прослеживается желание поэта приобщить читателя к чувствам лирического героя, сделать его не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником созданной им ситуации. Лирический герой описывает нам, читателям, прекрасную, хрупкую девочку на заре – на заре жизни, то есть в детстве. Она полна гармонии, она воплощает собой безмятежность, красоту.

На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон.

Третья строфа продолжает сгущать краски и все более омрачать, казалось бы, безмятежность созданной Фетом красоты. Здесь видно, как сильно страдает юная героиня, как больно и тоскливо лирическому герою наблюдать за этим, как душевная боль героини затмевает красоту природы. Нарушается гармония юной девочки, которая наблюдалась в первой строфе:

И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней.

Для создания такого эффекта, Фет использует антитезу и анафору – эти приемы усиливают напряжение, созданное поэтом.

Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди… На заре она сладко так спит!

Фет прибегает к использованию многочисленных метафор (косы бегут, утро дышит), сравнения (косы и ленты), большого количества эпитетов, инверсия при построении предложений, синтаксический параллелизм (и чем ярче, и тем громче), лексический повтор, аллитерацию (она помогает сосредоточить внимание читателя на страдании героини путем повторения большого количества согласных звуков). Все эти средства помогают создать сладко-горькое ощущение после прочтения.

Стихотворение написано в размере анапест – 5 строф по 4 строки перекрестной точной рифмой. Размер придает мелодичность и задает меланхолическое, тоскливое настроение всему произведению.

1)Тема: сон девушки; 2)Основная мысль: сон является успокоением для страдающей девушки, поэтому так важно не нарушить его; 3)Лирический герой: человек (нет конкретного указания на пол или возраст), обращающийся к кому-то (полагаю, эта личность является собирательным образом всех людей. Обращаясь к этому человеку, лирический герой как бы ведёт обращение ко всем людям); 4)Средства выразительности: анафора (на заре. ), инверсия (сладко так спит), эпитет (сладко спит), олицетворение (утро дышит), метафора (утро пышет), эпитет (ярко пышет), устаревшее слово, архаизм (ланит), аллитерация шипящих Ч и Ш в 1 и 2 четверостишиях (подуШка, горяЧа, Чернеясь, плеЧа), анафора (и. и. ), эпитет (подушка горяча), метафора (горяч сон), эпитет (утомительный сон), градация восходящая (горяча подушка, горяч сон), скрытое сравнение (косы лентой бегут), аллитерация (ВЧера ВВеЧеру), олицетворение (луна затевала игру), анафора ( и чем. ), олицетворение (луна играла), градация восходящая (чем ярче играла, чем громче свистал), градация восходящая (бледней становилась она, сердце билось больней и больней), эпитет (ярче играла), эпитет (громче свистал), эпитет ( на юной груди), устаревшее слово, архаизм (на ланитах), метафора (утро горит), эпитет (сладко спит), инверсия (сладко так спит), также к литературному приему я бы отнесла кольцевое строение стихотворения: оно начинается и заканчивается одними и теми же строками: "На заре ты её не буди, на заре она сладко так спит"; 5)Жанр - стихотворение; 6) Размер - трёхстопный анапест, рифма - перекрёстная; 7) Мои впечатления: мне понравилось это стихотворение своими литературными приёмами, употреблёнными в нём, благодаря им читатель может полностью прочувствовать все эмоции, переданные в стихотворении.

Что касается самого сюжета, стихотворение вызывает грусть и даже сострадание к героине, испытывающей муки и нашедшей лишь недолгое успокоение во сне.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Краткий анализ

Тема стихотворения – безмятежная красота спящей девочки; смерть.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: портрет спящей девочки, рассказ о том, как маленькая героиня наблюдала вечером за луной. Стихотворение состоит из пяти катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

История создания

Строки появились из-под его пера в 1842 г. после того, как поэт побывал у своих друзей. В это время в их доме от сердечной недостаточности умирала дочка. Фет видел, что девочка спасается от боли только во сне, поэтому просил ее мать не будить ребенка.

Конспект урока чтения в 9 классе.

Задачи урока:

1. Совершенствовать и закреплять навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; учить детей правильно и последовательно излагать свои мысли; расширять словарный запас.

3. Воспитывать интерес к урокам чтения; умение работать в коллективе.

Оборудование:

Настрой учащихся на урок.

— Назовите поэтов, стихи которых вы изучали? (Пушкин, Некрасов, Лермонтов)

2. Изучение нового материала.

1). Знакомство с биографией поэта. – Ребята, сегодня на уроке мы будем впервые знакомится с творчеством Афанасия Афанасьевича Фета. Николай Алексеевич Некрасов называл Фета вторым поэтом после Пушкина:

А.А. Фет родился в семье помещика Шеншина в селе Новосёлки Орловской губернии. Мать была немка Каролина Шарлотта Фет. Шеншин дал мальчику своё имя, записал свою фамилию, хотя родители не были женаты. Мальчик рос, считая себя настоящим сыном. Но через 14 лет обнаружилась незаконность записи, и Афанасий Афанасьевич лишился имени, дворянского титула, предписана взять фамилию Фет (по матери).

С 1834 по 1837гг учится в школе-пансионе.

В 1844г окончил словесное словесное отделение философского факультета Московского университета.

В 1840г выходит первый сборник стихов Фета, одобрительный отзыв В.Г. Белинского.

Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только большим даром и особым талантом. Вдохновением для Фета являлась любовь его молодости – Мария Лазич.

Лирический герой признается, что вечером видел, как девочка наблюдала за луной и слушала соловья. Видимо она понимала, что каждая ночь для нее может стать последней, поэтому так долго и засиживалась у окна. Она чувствовала боль в сердце, но не спешила прилечь. Лирический знает, что только во сне девочка может отвлечься от мыслей о смерти и хоть ненадолго избавиться от боли, поэтому свой монолог завершает повторением начальной просьбы.

Средства выразительности

LiveInternetLiveInternet

Немного решила еще больше добавить романсом замечательный пост Нинель про композитора Варламова.


Музыка А. Варламова

Слова А.Фета

На заре ты ее не буди: На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит. И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон. А вчера у окна ввечеру Долго, долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна. И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней. Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди: На заре она сладко так спит!

Поет Ламара Чкония Романс Варламова написан в 1842 году.

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1820-1892)

Посвящения у стихотворения нет, но скорее всего, А. Фет посвятил его Марии Лазич. Молодые люди были влюблены друг в друга, но Фет бежал от сильного чувства, так как, по его понятиям, бедность его и Лазич делала невозможным их брак.

Поет Виктория Иванова

Поет Татьяна Азарова. Мне понравилось!

В том же 1842 году это стихотворение положил на музыку композитор А. Е. Варламов.



АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ ВАРЛАМОВ (1801, Москва — 1848, Петербург)

Причем это был первый романс на стихи А. Фета. И музыка сочинялась специально для исполнения великим русским тенором — певцом Московской императорской труппы А. О. Бантышевым (1804—1860). Бантышев сам обратился с просьбой о создании для него романса к композитору Варламову, а тот выбрал недавно опубликованное стихотворение А.Фета и дал этому безымянному стихотворению название по его первой строчке, ставшее названием романса.

Вместо Бантышева великий наш тенор Сергей Лемешев

Варламов в эти годы служил помощником капельмейстера Московских императорских театров. Бантышев стал первым исполнителем романса, получившего впоследствии мировую известность.

Через некоторое время Варламов создал новую редакцию романса, а еще через какое-то — переложил его на дуэт.

Вплоть до нашего времени романс не утерял своей популярности и хорошо известен в исполнении современных певцов.

И завершает Анатолий Александрович.

Если кому-нибудь захочется слушать в другом исполнении, вы можете найти любых на сайте ютьюб. Исправленный и дополненный пост от 30 октября 2021 года

Фет является классическим представителем школы позднего романтизма, и это отслеживается в его произведениях – они наполнены грустью, щемящей душу тоской и сожалением. Основные темы его творчества – любовь, искусство и природа, объединенные между собой красотой.

Стихотворение “На заре ты ее не буди…” было написано Фетом весьма неслучайно. Не случайно в нем проскальзывает и Тема смерти – эта тема поэту была очень хорошо знакома. Оно было навеяно одной из несчастных ситуаций, в которой Фет был негласным наблюдателем –

Девочка от боли избавлялась только во сне, и поэт в своем произведении призывал мать девочки не будить ее, как бы той не хотелось провести вместе несколько лишних часов.

В стихотворении прослеживается желание поэта приобщить читателя к чувствам лирического героя, сделать его не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником созданной им ситуации. Лирический герой описывает нам, читателям, прекрасную, хрупкую девочку на заре – на заре жизни, то есть в детстве. Она полна гармонии, она воплощает собой безмятежность, красоту.

строфе Фет использует анафору. Анафора, стоит сказать, является одним из главных приемов в этом стихотворении. С ее помощью внимание читателя сосредотачивается на ключевых словах произведения – “на заре”.

На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит.

Во второй строфе Фет продолжает эстетически развивать картину, представшую перед лирическим героем и читателем. Он показывает, что красота невинной девочки омрачена чем-то страшным, чем-то, что меняет настроение как наблюдателя, так и участника этой “картины”. Используемый поэтом эпитет “утомительный” по отношению ко сну добавляет в безмятежную, светлую картину утра черный как ночь мазок тревоги – лирический герой, как и читатель, невольно настораживается в этот момент.

И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон.

Третья строфа продолжает сгущать краски и все более омрачать, казалось бы, безмятежность созданной Фетом красоты. Здесь видно, как сильно страдает юная героиня, как больно и тоскливо лирическому герою наблюдать за этим, как душевная боль героини затмевает красоту природы. Нарушается гармония юной девочки, которая наблюдалась в первой строфе:

И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней.

Для создания такого эффекта, Фет использует антитезу и анафору – эти приемы усиливают напряжение, созданное поэтом.

По последней строфе видна кольцевая композиция произведения. Но как же разительно отличаются первая и последняя строфа меж собой! Первая строфа полна безмятежности, гармонии, своеобразной туманности утра, а вторая пронизана драмой и выражает ответ на вопрос, которым, по задумке поэта, должен задаться читатель: “Отчего же ее не будить?”

Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди… На заре она сладко так спит!

Фет прибегает к использованию многочисленных Метафор (косы бегут, утро дышит), Сравнения (косы и ленты), большого количества Эпитетов, Инверсия при построении предложений, синтаксический Параллелизм (и чем ярче, и тем громче), лексический Повтор, Аллитерацию (она помогает сосредоточить внимание читателя на страдании героини путем повторения большого количества согласных звуков). Все эти средства помогают создать сладко-горькое ощущение после прочтения.

Стихотворение написано в размере анапест – 5 строф по 4 строки перекрестной точной рифмой. Размер придает мелодичность и задает меланхолическое, тоскливое настроение всему произведению.

Читайте также: