Традиции и новаторство в комедии недоросль фонвизина сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Зарождение классицизма и общая характеристика эпохи

Философская основа классицизма

Метафизика рационалиста Рене Декарта повлияла на становление этого литературного направления. Основным конфликтом у классиков становится противостояние разума и страстей. В соответствии с разделением всех жанров на высокие, средние и низкие создавались стили художественной системы.

Основные признаки классицизма подразумевают использование правила трех единств (времени, места и действия) и нормативной поэтики, из-за чего стало затормаживаться естественное развитие литературного процесса. Сословно-феодальная иерархия находит свое отражение в аристократическом характере классицизма. Героями становятся преимущественно представители дворянского сословия, которые являются носителями добродетели. Высокий гражданский пафос и чувство патриотизма впоследствии становятся основой для формирования других литературных течений.

Оды Ломоносова

Условное деление персонажей на положительных и отрицательных
Использование говорящих фамилий Скотинин, Вральман – отрицательные персонажи; Милон, Правдин – положительные.
Наличие героя-резонера
Правило трех единств (времени, места, действия) События происходят в доме Простаковой в течение суток. Основным конфликтом является любовный.
Герои ведут себя соответственно специфике жанра – низко и подло Речь Простаковой и других отрицательных героев гнусная, простая, а их поведение служит этому подтверждением.

Начальник бригады с женой решают женить своего сына Иванушку на умнице и красавице Софье, дочери советника, которая, наблюдая за поведением этой семьи, не желает с ними вступать в родство. Сам жених тоже не испытывает чувств к невесте, а когда узнает, что она влюблена в Добролюбова, переубеждает в этой затее мать. В доме возникает интрига: бригадир влюбляется в советницу, а советник – в жену бригадира, но в итоге все становится на свои места и счастливыми остаются только Софья и Добролюбов.

Одическая поэзия классицизма, творчество Ломоносова

Михаил Васильевич был не только естествоиспытателем, но и писателем. Он строго соблюдал признаки классицизма, а его классические оды можно подразделить на несколько тематических групп:

Русская литература XVIII века во многом определила развитие отечественной словесности в дальнейшем, подготовила ее “золотой” XIX век. Но, пожалуй, из драматургов той эпохи лишь Денису Ивановичу Фонвизину удалось пережить свое вре-ми 1л о комедия “Недоросль” по праву входит в “золотой фонд” русской драматур-I ми и может быть поставлена в один ряд с такими блестящими ее образцами, как “I оре от ума” Грибоедова, произведениями Гоголя, драматургией Островского. Соз-“лппая в условиях господства классицизма на русской сцене,

она несла в себе нова-трские черты, которые подготовили появление и утверждение реализма в русскомтеатре.
Еще Пушкин определил особое значение Фонвизина, которого он назвал “сатиры смелым властелином”. Действительно, “Недоросль” является сатирической комедией в которой, по словам Гоголя, писатель вскрыл “раны и болезни нашего общества, |тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей”.
По сюжету и по названию “Недоросль” – пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его “недорослем”.

Проблема воспитания, как известно, центральная в идеях Просвещения и классицизма как его художественного выражения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь viccb идет о “воспитании” в самом широком смысле слова. Сценически Митрофан – тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы, – лицо второстепенное, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых.

Это означает уже не просто постановку проблемы воспитания, а рассмотрение обстоятельств, которые влияют на формирование личности, что соответствует задачам реализма.
Естественно, что такая задача не могла быть решена только средствами классицизма, необходимо было найти новые подходы к изображению героев. Отсюда и возникает своеобразный сплав традиционных и новаторских элементов в комедии.
Вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова – все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: “женин муж”, “сестрин брат”, “матушкин сын”. Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья.

Следует отметить, что Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которые тяготеют либо к положительным (Еремеевна, Тришкин, Цифиркин), либо к отрицательным (Кутейкин, Вральман).
Фонвизин широко использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии: Простакова, Стародум, Скотинин, Правдин и другие. Интересно, что потом у Пушкина в “Евгении Онегине” среди гостей, приехавших на именины к Татьяне, появляются “Скотинины, чета седая”, отличающиеся такой же плодовитостью, как и фонвизинские.
В духе классицизма рисует Фонвизин и своего любимого героя Стародума как героя-резонера, высказывающего авторскую точку зрения. Сам Фонвизин возлагал большие надежды в деле исправления пороков общества на просвещение дворянства. И в том же духе высказывается его герой:
“Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо оного раба двое: старый дядька да молодой барин”.
Более того, даже с точки зрения стиля речь Стародума близка к слогу статей и писем автора. Как и следует положительному герою в пьесах классицизма, Стародум говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин расширяет узкие рамки классицизма, вводя в речь героя и другие индивидуальные черты: афористичность, насыщенность архаизмами.
Этот же прием писатель использует и в языке других персонажей, который таким образом становится средством их индивидуализации и помогает раскрыть социально – психологическую сущность.
Так, например, все индивидуальные и типичные качества Простаковой отражаются в ее языке. К крепостным она обращается грубо, используя бранную лексику (“собачья дочь”, “Скверная харя”, “бестия”), а к сыну Митрофану обращена ласковая, заботливая речь матери (“душенька”, “друг мой сердешный”), С гостями Простакова – светская дама (“рекомендую вам дорогого гостя”), а когда она униженно причитает, вымаливая себе прощение, в речи ее появляются народные обороты (“мать ты моя родная, прости меня”, “повинную голову’меч не сечет”).
Вообще же надо отметить, что хотя герои Фонвизина, как и требуется в классицизме, не развиваются, но в живой ткани произведения их характеры часто приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность – это явный ход в сторону реализма. Так, если образы Скотинина, Вральмана, Кугейкина заострены до карикатурности, то образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью. Еремеевна – “раба”, но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа.

Простакова, злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает наше сочувствие.
И наконец, новаторство “Недоросля” проявилось в том, что сохраняя одну линию развития интриги (за руку и сердце Софьи борются несколько претендентов: искренно любящий ее и любимый ею Милон, а также узнавшие о богатом приданом Скотинин и Митрофан, вернее, его мать, старающаяся устроить счастье сына), Фонвизин включает в пьесу несколько взаимосвязанных проблем. Основные из них – это проблемы крепостного права, воспитания и формы государственной власти, которые в комедии, как и в действительности, взаимообусловлены. Автор также ставит вопросы о неуклонном исполнении “должности” каждым гражданином, о характере семейных отношений, об образовании дворян и другие.
Так что произведение в целом выглядит отнюдь не однолинейным, а многоплановым и многоаспектным. Но верит ли автор, что исправление всех общественных пороков, “скотских” пороков человеческой натуры возможно путем воспитания? На вопрос Правдина об этом Стародум отвечает: “Мой друг! Ошибаешься.

Тщетно звать врача к больному неисцелимому. Тут врач не поможет, разве что сам заразиться”. И в пом тоже проявился реализм Фонвизина.
Прошли года, минули два столетия с тех пор, как появилась смешная и грустная комедия Фонвизина. Но герои ее остались жить, мы находим среди наших современников своих Скотининых и Правдиных, Простаковых и Стародумов. А Митрофанушка стал нарицательным образом и, видимо, останется таким еще долгое время – к сожалению!

Его знаменитое: “Не хочу учиться, хочу жениться” – кажется, так и разносится эхом среди наших молодых людей. И в этом еще одно подтверждение подлинного реализма комедии “Недоросль”.

ВложениеРазмер
tradicionnoe_i_novatorskoe_v_komedii_d.i._fonvizina_nedorosl.doc 69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор показывает губительные последствия рабства, убеждает зрителя в необходимости вести борьбу с ним.

Типичным для комедии этого времени приемом борьбы со злом было противопоставление отрицательному явлению явления положительного, причем в тех случаях, когда его не существовало в действительности, оно изображалось якобы реально существующим.

Сами за себя говорят и не нуждаются в объяснениях такие фамилии-характеристики, как Скотинин, Стародум, Правдин, Вральман. Фамилии Кутейкин и Цыфиркин выражают в первую очередь социальное лицо персонажей. Кутейниками в насмешку называли причетников. Цыфирное учение означало арифметику.

В обрисовке характера Простаковой Фонвизин отступает прямолинейности и схематизма, свойственных классицизму. Если образ ее мужа с первого до последнего действия комедии остается неизменным, то характер самой Простаковой постепенно раскрывается входе пьесы. При всей своей хитрости Простакова глупа, а потому постоянно выдает себя с головою.

В чём же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма.

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.

Новаторской является и система образов комедии. Действующие лица, правда, традиционно делятся на положительных и отрицательных. Но Фонвизин выходит за рамки классицизма, вводя в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыфиркин).

Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепостница Простакова в финале становится несчастной матерью, отвергнутой собственным сыном. Она даже вызывает наше сочувствие.

Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Таким образом, формально следуя правилам классицизма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским произведением. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин - первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления.

Соблюдается в комедии и правило трёх единств . Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единство места). Единство времени вроде бы тоже присутствует. Единство действия предполагает подчинения действия пьесы авторской задаче, в данном случае - решение проблемы истинного воспитания.

Зарождение классицизма и общая характеристика эпохи

Философская основа классицизма

Метафизика рационалиста Рене Декарта повлияла на становление этого литературного направления. Основным конфликтом у классиков становится противостояние разума и страстей. В соответствии с разделением всех жанров на высокие, средние и низкие создавались стили художественной системы.

Основные признаки классицизма подразумевают использование правила трех единств (времени, места и действия) и нормативной поэтики, из-за чего стало затормаживаться естественное развитие литературного процесса. Сословно-феодальная иерархия находит свое отражение в аристократическом характере классицизма. Героями становятся преимущественно представители дворянского сословия, которые являются носителями добродетели. Высокий гражданский пафос и чувство патриотизма впоследствии становятся основой для формирования других литературных течений.

Оды Ломоносова

Условное деление персонажей на положительных и отрицательных
Использование говорящих фамилий Скотинин, Вральман – отрицательные персонажи; Милон, Правдин – положительные.
Наличие героя-резонера
Правило трех единств (времени, места, действия) События происходят в доме Простаковой в течение суток. Основным конфликтом является любовный.
Герои ведут себя соответственно специфике жанра – низко и подло Речь Простаковой и других отрицательных героев гнусная, простая, а их поведение служит этому подтверждением.

Начальник бригады с женой решают женить своего сына Иванушку на умнице и красавице Софье, дочери советника, которая, наблюдая за поведением этой семьи, не желает с ними вступать в родство. Сам жених тоже не испытывает чувств к невесте, а когда узнает, что она влюблена в Добролюбова, переубеждает в этой затее мать. В доме возникает интрига: бригадир влюбляется в советницу, а советник – в жену бригадира, но в итоге все становится на свои места и счастливыми остаются только Софья и Добролюбов.

Одическая поэзия классицизма, творчество Ломоносова

Михаил Васильевич был не только естествоиспытателем, но и писателем. Он строго соблюдал признаки классицизма, а его классические оды можно подразделить на несколько тематических групп:

Читайте также: