Толстой детство никиты сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Алексей Толстой.

Число страниц: 128.

Жанр произведения: автобиографическая повесть.

Главные герои: Никита, Аркадий Иванович, отец, мать.

Второстепенные герои: Мишка Коряшонок, Стёпа Карнаушкин, Виктор, Лиля.

Характеристика главных героев:

Никита — любознательный и ловкий мальчишка.

Взрослеет и многое начинает понимать.

Умный и честный.

Отец — хлопотливый, весёлый, неунывающий.

Мать — добрая, ласковая.

Аркадий Иванович — учитель.

Въедливый, хитрый, настойчивый.

Характеристика второстепенных героев:

Мишка Коряшонок — трудолюбивый и работящий мальчик.

Является примером для Никиты.

Стёпа Карнаушкин — друг Никиты, сильный и воинственный мальчик.

Виктор Бабкин — сын подруги матери.

Ровесник Никиты. Хвастун.

Лиля Бабкина — красивая девочка с голубыми глазами.

Первая любовь Никиты.

Никита с удовольствием катался с горки и играл с деревенскими детьми, но учитель часто звал его делать уроки.

Однажды мальчики устроили драку с соседними ребятами, и герой подружился с бывшим врагом, Стёпой.

Они стали много времени проводить вместе.

Один раз Никите приснился странный сон про комнату с часами.

А вскоре приехали гости, подруга матери с детьми.

Никите сразу понравилась Лиля, а девочка улыбалась, глядя на старания мальчика поразить её воображение.

Виктор подружился с деревенскими, но при защите снежного городка показал себя трусом.

А Никита в первый раз поцеловался с Лилей.

Перед отъездом девочка обещала писать ему.

Прошла зима, наступила весна.

Никите исполнилось десять и отец помог ему спустить на воду кораблик, на котором мальчик стал адмиралом.

Мальчик много времени проводил в играх.

Он подобрал скворца, назвав его Желтухин, и птица стала жить в доме.

Потом мальчику подарили лошадь.

В конце лета Никита получил письмо от Лили, но заигрался и забыл ответить.

В сентябре вся семья переехала в Самару, где мальчик должен был пойти учиться в школу.

Он встретил Лилю и попросил прощения за письмо.

Девочка простила его.

План повести:

  1. Катание с горки.
  2. Драка с деревенскими.
  3. Приезд гостей.
  4. Красавица Лиля.
  5. Рождество и подарки.
  6. Комната с часами.
  7. Поцелуй и обещания.
  8. Весна.
  9. Спасение отца.
  10. Желтухин.
  11. Клопик.
  12. Летние хлопоты.
  13. Письмо от Лили.
  14. Переезд.
  15. Прощение.

Главная мысль повести заключается в том, что детство является самым лучшим временем в жизни каждого человека.

Основная идея повести в том, что именно в это время закладываются основы характера будущего взрослого человека.

Ребёнок учится отвечать за свои поступки, отличать хорошее от плохого.

Чему учит произведение

Повесть учит ценить время и проводить его с пользой.

Учит играть и веселиться пока есть возможность.

Учит держать слово и поступать по совести.

Учит ничего не бояться и никогда не отступать.

Также повесть учит человечности и доброте.

Учит уважать всех людей, вне зависимости от их социального положения.

Прочитав эту повесть, я невольно позавидовала главному герою.

Так беззаботно и весело он проводил своё детство.

У мальчика было множество интересных занятий, у него имелись настоящие друзья.

И к нему пришла первая любовь.

Повесть написана очень лёгким и понятным языком.

Она увлекает с первых страниц и заставляет сопереживать героям, представляя себя на их месте.

Автору удалось написать настоящую поэму о счастливом детстве.

Это во многом автобиографическая повесть, что делает её ещё более ценной в глазах читателей.

Мне очень нравится главный герой.

Он простой мальчик, который не кичится своим происхождением и не стесняется играть с деревенскими ребятами.

Он очень живой и добрый, любит природу и животных.

И Никита старается всегда быть честным.

Ещё мне понравилась девочка Лиля.

Она романтичная и воспитанная, но при этом большая выдумщица и заводила.

Отрицательных же героев в повести просто нет.

Я всем советую прочитать это произведение и погрузиться в мир счастливого детства.

Узнать больше об образе жизни наших сверстников конца позапрошлого века.

Пословицы к произведению:

  • Всякая молодость резвости полна.
  • Детство — время золотое.
  • Жить да взрослеть, а ещё и умнеть.
  • Молод да умён — два угодья в нём.
  • Молодости не возвратить, надо по годам жить.

Словарь неизвестных слов:

  • Раздолье — простор.
  • Чистописание — обучение красивому письму.
  • Подвода — телега с лошадью.
  • Людская — комната для гостей.
  • Обоз — несколько повозок.
  • Суше — сухо.
  • Хлопотать — добиваться чего-то.
  • Сев — посев зерна.
  • Заутреню — ранняя церковная служба.
  • Мерин — жеребец.
  • Флагшток — шест для флага.
  • Покос — уборка сена.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Отец говорил шёпотом:

— Аркадия топить.

Они разделялись и плыли с двух сторон к Аркадию Ивановичу, который по близорукости не замечал окружения.

Подплыв, они кидались к нему на саженках.

Аркадий Иванович, взревев, начинал метаться, высовываясь по пояс, и нырял.

Его ловили за ноги,— он больше всего на свете боялся щекотки.

Но поймать его было нелегко,— чаще всего он уходил, и, когда Василий Никитьевич и Никита возвращались в купальню, Аркадий Иванович уже сидел на лавке в белье и очках и говорил с обидным хохотом:

— Плавать, плавать надо учиться, господа.

Сочинение по произведению Алексея Николаевича Толстого “Детство Никиты”. Автобиографическая повесть для детей “Детство Никиты” (“Повесть о многих превосходных вещах” – в первом издании) написана Толстым в 1920 году для детского журнала во Франции; в 1922 году она была опубликована в Берлине, а для советских детей впервые была выпущена в 1936 году. “Детство Никиты” – поэтическое повествование о годах формирования человека. Это самобытное, оригинальное создание творческой памяти писателя.

В произведении описывается,

казалось бы, хроника основных событий жизни героя в течение года, последнего года перед началом учения. Но взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования:

“Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры”. “Все это – мое,-думал он,-когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу…”

Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Вот после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые были приглашены в гости:

“Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе”. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического.

Поэтому нам понятно столь пристальное внимание Никиты ко всему, что его окружает. Автор часто одушевляет явления природы, он создает поэтические образы скворца, кота, коня, ежа, иволги.

“Желтухин сидел на кустике травы, на припеке, в углу между крыльцом и стеной дома и с ужасом глядел на подходящего Никиту”- это описание скворца дается и мягко улыбающимся взглядом автора, и каким-то интуитивным опоэтизированным видением Никиты, и очеловеченным восприятием Желтухина.

Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите.

И когда в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: “Это волшебное”. Толстой включает в повествование и картины быта, с жизненной правдивостью рисует человеческие характеры. Вызывают симпатии плотник Пахом, который мастерит Никите скамеечку, рассудительный мальчик, подпасок Мишка Коряшонок, учитель Аркадий Иванович.

Неувядаемая жизненность повести Толстого до сих пор определяется умением писателя “обратиться к человеку, понять которого без понимания земли и солнца”, без понимания природы невозможно. “Память детства” часто помогала Толстому в общении его с читателем-ребенком, когда писатель разрабатывал фантастические, сказочные сюжеты. Он начал печататься в детских журналах с 1909 года, создавая сказки, различные по сюжетам и разнообразные по творческой манере. В некоторых преобладали фантастические мотивы.

В них действовали русалки, домовые, прожорливый башмак, черный человек и т. д. Но многие сказки были созданы на реалистической основе. Это прежде всего сказки о животных: “Еж-богатырь”, “Полкан”, “Воробей” и другие. В них чувствуются элементы народного сказа, меткость наблюдений над природой; они во многом близки к рассказам Киплинга.

ВложениеРазмер
Сочинение-рассуждение 15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс сочинений

Субъект Российской Федерации

Красноярский край, Ермаковский район

Полное название образовательной организации

Ф.И.О. участника конкурса

Воронцова Кристина Артёмовна

Юбилей российских писателей

Руководитель: Короткова Надежда Романовна,

учитель русского языка и литературы

Автору произведения исполняется 200 лет со дня рождения. Это очень-очень много. Два века назад ровесниками А.К.Толстого были мои прадедушки и прабабушки. Потому и удивительно, что герой его повести мне понятен и близок, понятны и дороги его чувства: трепетная любовь к родителям, искренняя привязанность к малой родине. Порой мне кажется, что Никита - мой хороший знакомый и живёт в соседней с моей Вознесенкой деревне. Это потому, что писатель на страницах своей автобиографической повести создал изумительно красивую картину своей Сосновки, которая до боли напоминает мне мою. Они неповторимо прекрасны во все времена года!

Так было с Никитой много-много лет назад, когда сам А.К.Толстой был мальчиком. Ничего не изменилось и сейчас. Я перелистываю страницы полюбившейся мне книги и представляю Никиту. Вот он, разглядывая причудливые узоры на окнах, «большими буквами начал писать стихотворение:

Уж ты лес, ты мой лес,

Ты волшебный мой лес,

Полный птиц и зверей,

И весёлых дикарей…

Я люблю тебя, лес…

Так люблю тебя, лес…

А я-то как люблю! А ещё как Никита люблю читать, мечтать и фантазировать, люблю, прижавшись к маме, слушать смех папы.

Мне понятен и дорог герой повести А.К.Толстого потому, что всё важное и значимое для Никиты, важно и значимо и для меня. Я чувствую, что смогла бы подружиться с ним: мы многое видим и чувствуем одинаково. Я благодарна писателю, который подарил мне незабываемые минуты общения с прекрасным!

Смысл рассказа Толстой

Смысл книги

В повести автор отразил все свои впечатления, когда он будучи ребенком и отроком проводил время в Сосновке. Действие повести происходит в конце 19 века в беднеющем дворянском поместье под названием Сосновка. Главным действующим лицом стал мальчик Никита, 9 лет от роду. Отец Никиты был владельцем небольшого поместья. Никиту готовили к поступлению в гимназию, однако мальчику было неинтересно учиться и если он старался, то только на тему того, как увернуться и поскорее удрать к своим деревенским друзьям со двора, чтобы вместе поиграть и повеселиться. Он даже с большим рвением помогал своему отцу управляться с хозяйственными делами, чем со своими домашними уроками.

Никита растет впечатлительным мальчиком, любознательным, веселым, добрым и настоящим. Не обошла его и первая детская влюбленность, которая казалась ему самым настоящим, сильным, всепоглощающим и светлым чувством.

По прошествии года Никита несмотря на свою неприязнь к учебе, поступил в гимназию. Здесь его и захватил в плен огромный суетливый город. К герою приходит осознание, что его безмятежное, счастливое детство подошло к концу. В жизни Никиты настает новый этап отрочества. Этот этап взросления требует ответственности, подкидывает множество испытаний, словом, закаляет его как сталь.

Повесть написана легким и понятным языком, добродушным тоном. У Никиты были и увлечения, и настоящие друзья, и первая любовь — классическое детство, которое плавно перешло в отрочество. Это будто поэма или даже ода счастливому детству. Автор не стал вводить отрицательных персонажей, чтобы каждый мог насладиться тем далеким чувством ребячества, о котором многие тоскуют. Детский мирок со своими занимательными происшествиями и событиями, замечательное описание деталей природы (ведь в детстве нам все казалось более красочным и живым) заставит обращаться к этой повести тем чаще, чем старше мы становимся.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Мари Умняшка

Лучший ответ:


Суррикат Мими

Детство Никиты
Автобиографическая повесть для детей “Детство Никиты” – одно из самых поэтических произведений А. Н. Толстого. Повесть “Детство Никиты” (в первом издании – “Повесть о многих превосходных вещах”) была написана в 1920 году во Франции для детского журнала “Зеленая палочка”, в 1922 году опубликована в Берлине, а в чтении советских детей впервые появилась в 1923 году. Светлые воспоминания писателя о детстве пронизаны лирическим образом любимой Родины, который возникает во всем: в описаниях природы и быта хутора Сосновки, в рассказах о деревенских ребятах, в чистом, прекрасном русском языке повести. В этом ее основное воспитательное значение. “Детство Никиты” – повествование о первых годах формирования человека. Перед читателем развертывается хроника основных событий жизни мальчика . В течение последнего года перед началом учебы. Жизнь ребенка и жизнь природы, слияние и переплетение этих двух тем создают своеобразный лирический колорит повествования. Никита близок к природе, он как бы растворяется в окружающем его мире. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика постоянное ожидание счастья, чего-то чудесного, фантастического: “Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе”. Ну как-то так




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: