Тире многофункционально оно выполняет функции и структурные сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Тире прежде всего означает всевозможные пропуски – пропуск связки в сказуемом, пропуск члена предложения в неполных и эллиптических предложениях, пропуск противительных союзов. Тире как бы компенсирует эти пропущенные слова, сохраняет принадлежащее им место.

Попытаемся определить роль тире в предложенном тексте В. Сухомлинского. В предложениях 1 и 3 тире обозначает пропуск связки. Это употребление тире между подлежащим и сказуемым. В предложениях 18, 27, 32 тире выполняет другую функцию: пропуск сказуемого в эллиптических предложениях. Тире может выступать и как своеобразный разграничитель. Примером могут служить предложения 31 – 33. Тире здесь сигнализирует о границе авторских слов и прямой речи и при абзацном расположении реплик диалога.

Можно с уверенностью сказать, что Игорь прав. Тире – это очень мощный, содержательный знак препинания, выполняющий как структурную, так и смысловую функцию в предложении.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что значимость знаков препинания, в особенности тире, в современных текстах очень велика, и функции их усложняются. Подчас они выступают не только как различители смысла, но и служат речевой экономии. А это значит, что употребление этого знака должно быть мотивировано.

Тире – многофункциональный знак. Оно выполняет функции и чисто структурные, и смысловые, и экспрессивные.

Какие же функции тире выполняет в тексте, взятого из материалов периодической печати? Попытаемся разобраться. В предложениях 7, 15, 17, 18, 19 тире выполняет структурную функцию: пропуск связки в сказуемом, пропуск сказуемого в эллиптических предложениях. Здесь оно означает не просто пропуски слов вообще, а слов как членов предложения, как структурных элементов предложения. Другую функцию – функцию экспрессивную - тире выполняет в предложении 27. Оно разрывает интонационную плавность фразы и создаёт тем самым эмоциональную напряжённость и остроту. Выделенная с помощью тире эмоциональная сторона речи, её напряжённость и динамичность подчиняются манере изложения.

Итак, тире – один из самых ёмких в смысловом отношении знаков препинания, диапазон которого действительно широк.

Подведём итог. Тире помогает установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения. Оно требует уважительного отношения к себе. Хаотичное употребление может привести к изменению смысла.

Зачем нужно двоеточие?

Двоеточие – один из десяти знаков препинания, изучаемых на уроках русского языка. В каких случаях оно употребляется?

Двоеточие может выполнять две функции: разделительную и выделительную.

Двоеточие как выделительный знак ставится после обобщающего слова перед однородными членами, например: Снег лежал повсюду: на крышах, на деревьях.

(1)Чайковский никогда не ждал вдохновения. (2)Он писал, и вдохновение рождалось в работе.

(3)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты. (4)Он привязался к этому уголку России всей душой. (5)Эти величественные леса были неотделимы от его размышлений, от музыки, рождавшейся в тайниках сознания, от лучших минут его жизни, а их было не так уж много, этих минут.

(25)Еще вчера он мог остановиться, спокойно следить за полетом паутины и гадать, зацепится ли она за ветку березы или нет. (26)А завтра это уже будет невозможным. (27)Наступит разлука с любимыми местами. (28)Знакомое состояние! (29)Почему любимые места, когда с ними надо расставаться, бывают особенно хороши? (30)Почему они сияют такой прощальной красотой? (31)Вот и сейчас все: и небо, и воздух, и мокрая от росы трава, и одинокая паутина в синеве – было необыкновенным.

C2 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли тире в письменной речи.

Мнение Антона и Кирилла

Кирилл: Зачем нужно это тире? Неужели без него нельзя обойтись? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас. Попробуй разберись, где это тире ставить!

Сочинение

Тире является довольно распространённым знаком препинания в письменной речи. Оно употребляется в простых и в сложных предложениях, в предложениях с прямой речью и в диалоге, выполняя при этом разные функции.

Кроме того, тире может выполнять выделительную функцию. Так, в предложении 3 двойное тире служит для внутреннего членения предложения и выделяет вставную конструкцию.

Таким образом, мы убеждаемся в том, что тире – это многофункциональный знак препинания, который очень важен в письменной речи.


Применение этого знака имеет очень широкий диапазон. Прежде всего, тире многофункционально: оно выполняет функции и чисто структурные, и смысловые, и экспрессивные. В настоящее время тире ведёт себя явно наступательно по отношению к другим знакам, в частности, заметно вытесняя в ряде позиций двоеточие.

2. Согласны ли вы с высказыванием? Приведите по 1—2 примера на каждый крайний элемент кластера.

Упражнение 31.2

2. Запишите предложения на все случаи постановки тире в простом предложении, видоизменяя данные ниже предложения так, чтобы они соответствовали схемам пунктуационных правил (при необходимости можно добавлять или убирать слова, использовать однокоренные без потери общего смысла предложения). Особое внимание уделите схемам со звёздочкой.

1) и 2) А. С. Пушкин писал стихи, поэмы, повести, романы.

3) Ему хотелось не говорить, а кричать об этом. Для меня он был больше чем простым знакомым. Он был другом и чутким наставником.

4) Мой дом является моей крепостью. Курить считается вредной привычкой. Площадь новой квартиры равнялась 100 квадратным метрам. Простить означает понять. Если 7 умножить на 8, получит ся 56. Его ахиллесовой пятой оставалось словообразование.

5) и 6) Золушка должна была вернуться до полуночи. И это было единственное условие феи-крёстной.

Подсказка! Предложение должно содержать одну грамматическую основу: для пункта 5 — на основе первого предложения, для пункта 6 — на основе второго.

7) Из Минска в Гомель ежедневно следует скоростной поезд. Закон, независимо открытый в процессе экспериментов Бойлем и Мариоттом, описывает поведение газа в изотермическом процессе. С последнего десятилетия ХХ века до конца второго десятилетия ХХI века в архитектуре наблюдается всплеск неомодернизма.

8) Одним из лозунгов большевиков был призыв передать землю крестьянам.

Упражнение 31.3

Запишите предложения, решая, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым. При затруднениях обращайтесь к таблице в предыдущем упражнении или к материалу на с. 66.

1. Назначение человека на земле __ творить добро. 2. Уметь чи тать __ это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тон чайшим оттенкам. 3. Книга __ есть жизнь нашего времени. 4. Это __ очень интересная книга. 5. Тополь __ растение, опыляемое ветром. 6. А арбуз __ разумеется, ягода. 7. Реки __ как вены на карте страны. 8. Орион __ четыре ярких звезды и поясок чуть поменьше. 9. Зем ля __ велика и прекрасна. 10. Жить на земле, душой стремиться в небо __ вот человека радостный удел. 11. Падающие листья __ словно снежинки. 12. Жить не для себя, а для других __ значит уметь лю бить. 13. Проблема, не решённая вовремя, __ первый шаг к провалу всей операции.

Упражнение 31.4

1. Спишите стихотворение Э. Асадова, решая пунктуационные задачи. Случаи постановки тире и двоеточия объясните с помощью схем.

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?

Что же такое счастье?
Одни говорят Это страсти
Карты вино увлеченья
Все острые ощущенья.

Другие верят что счастье
В окладе большом и власти
В глазах секретарш пленённых
И трепете подчинённых.

Третьи считают что счастье
Это большое участие
Забота тепло внимание
И общность переживания.

По мненью четвёртых это
С милой сидеть до рассвета
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.

Ещё есть такое мнение
Что счастье это горение
Поиск мечта работа
И дерзкие крылья взлёта!

А счастье по-моему просто
Бывает разного роста
От кочки и до Казбека
В зависимости от человека!

2. Что такое счастье, на ваш взгляд? Напишите эссе (см. Приложение 6) на основе предложенного стихотворения.

Упражнение 31.5

1. Определите, в каких случаях на месте пропуска нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:

а) Человек, не знающий родного языка, __ дикарь.
б) Краткость, как говорил А. Чехов, __ сестра таланта.
в) Мне с тобой любые дебри __ терема, без тебя мне вся вселенная __ тюрьма.
г) Любить __ значит прежде всего отдавать.
д) Любовь __ это счастья вишнёвый стяг, а в счастье пустячного не бывает!

2. Определите, в каких случаях нужно поставить тире при однородных членах предложения с обобщающим словом:

а) Великая сила жизни видна во всём __ в колебании вершин, и в пересвисте птиц, и в мягком освещении.
б) Ни красота, ни сила, ни богатство __ ничто беды не может миновать.
в) Литература, география и биология __ были его вечным мучением.
г) Зимой и летом, осенью и весной __ во все времена года нужно заниматься спортом.
д) Ружьё, собака, лошадь __ всё было предметом мены.

3. Укажите, в каких предложениях с однородными членами верно расставлены знаки препинания:

а) Никто пока: ни ученики, ни учителя, ни директор — после ремонта в школу не входил.
б) В лесу и на полях, на земле и в небе, — в общем, повсюду чувствовалось приближение весны.
в) Пальтишко, платье и даже шапочка, связанная заботливой бабушкой, — вся одежда оказалась забрызгана грязью.
г) Стол, стул, кровать и маленькую тумбочку — поставили в мою комнату.
д) Но то не слёзы — только пыль морская, летучее дыхание волны.

4. Выпишите из задания 3 предложения, в которых были допущены ошибки, исправив их. Графически объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.

5. Определите, в каких предложениях необходимо поставить тире на месте пропусков:

а) Каждому школьнику __ по планшету!
б) Как заманчив, гладок, ярок тот копеечный подарок __ в три ряда на шейке нить.
в) Не цветёт душа твоя __ пылится.
г) Я всё отыскала __ и город, и полночь, и лестницу ту, и окошко в стене.
д) Из подарков хочу одно я __ сердце твоё родное.

6. Правильно расставлены знаки препинания в предложениях:

а) У крыльца — сугроб по колено. В сенцах — кадка с водою...
б) А старик — и смешно, и грустно — всё гордится своей голубкой.
в) Стоит между нами не море большое: горькое горе, сердце чужое.
г) Тоска, подступающая к губам, — тебя никому ни за что не отдам.
д) Осталась, верно, с детских лет потребность эта верить в чудо.

7. Выпишите из задания 6 предложения, в которых были допущены ошибки, исправив их. Графически объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.

Упражнение 31.6


2. Спишите, объясните постановку тире в предложениях с помощью схем.

1. Ещё год-два — и старость (И. Эренбург) . 2. Хочешь познать истину — начинай с азбуки (пословица) . 3. Не рыбачий парус ма лый — корабли мне снятся (Н. Некрасов) . 4. Вдруг мужики с топо рами явились — лес зашумел, застонал, затрещал (Н. Некрасов) . 5. Чин следовал ему — он службу вдруг оставил... (А. Грибоедов) . 6. Меньше знаешь — крепче спишь (М. Горький) . 7. Листья распус каются мгновенно: идёшь на работу — дерево чуть зеленеет, возвра щаешься — оно одето листьями (Г. Проскурякова) . 8. Несколько раз оглянулся — никого не было (Л. Толстой) . 9. Ближе подходили к Саратову — роднее и знакомее становились для Карасика места (по Л. Кассилю) . 10. Двадцать минут — молодая картошка сварена. 11. Спали на двух этажах здания и ещё на двух этажах коек, видя во сне разное: старики — родных, молодые женщины — кто пропажи, кто поезд, кто церковь, кто судей (А. Солженицын) . 12. Глаза стра шатся — руки делают (пословица) . 13. В лесу гомон птиц, на реке ледоход, в поле цветы — всюду чувствуется весна. 14. Мгновенье — и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья (Л. Толстой) . 15. Ты запела песню светлую — колокольчики звенят! (Л. Ошанин) . 16. Лес рубят — щепки летят (пословица) .

Упражнение 31.7

1. Определите, в каких случаях на месте пропуска нужно поставить тире в сложных предложениях:

а) Я говорю __ ты молчишь и слушаешь.

б) Не хочешь __ не верь, не умеешь __ не жди.

в) Ты не думай намекать на старость __ нет такого слова в словаре.

г) Если задержишься __ позвони.

д) Но минута-две __ и устоится взбаламученная тишина.

2. Определите, какие предложения соответствуют схеме: [...] — [...].

а) Только цель __ и больше ничего.

б) Мы ждали наказания __ однако ничего не произошло.

в) Приходит почтальон __ ни весточки о милом человеке.

г) Провинился друг и повинился __ ты ему греха не поминай.

д) Я ей слово __ она мне десять в ответ.

3. Укажите, в каких сложных предложениях тире употреблено верно:

а) Открываю глаза и вижу — уже давно день наступил.

б) Отныне мы разделены не расстояньями страны — разделены стеной беды, покою неугодной.

в) Как это будет, знаю наперёд — он другом назовётся, постучится, в твою судьбу на цыпочках войдёт...

г) Если верный конь, поранив ногу, вдруг споткнулся, а потом опять, не вини его — вини дорогу и коня не торопись менять.

д) Всегда была такая, как хотел: хотел — смеялась, а хотел — молчала...

4. Найдите соответствие между столбцами таблицы (ответ запишите в виде буквенно-­цифрового сочетания):

А. Бывало всё и счастье и печали и разговоры длинные вдвоём.
Б. Даётся труднее стоит дороже.
В. Нет любви не добудешь.
Г. Милые хорошие поймите я в другой галактике живу.
Д. Если б помнили это люди чаще думали бы о чуде реже бы люди плакали.
1) [...].
2) (...), [...], [...].
3) [условие] — [...].
4) [...] — [...].
сопоставление
5) [...] : [изъяснение].
6) [...] : [пояснение].

5. Выпишите из задания 3 предложения, в которых были допущены ошибки, исправив их. Графически объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.

Упражнение 31.8


1. Рассмотрите пунктуационные схемы. Расскажите о постановке тире в предложениях с прямой речью.
2. Составьте диалог с абзаца по предложенной схеме.
3. Запишите этот же диалог в строку.

— П2, — а. — П2.

— П1! — а и а: — П1. П1.

— П2, — а, — п2.

Реплика нового лица оформляется не просто с новой строки, а с абзаца.

При записи диалога в строку между репликами разных лиц ставится дополнительное тире , если между ними отсутствуют слова автора.

Упражнение 31.9

1. Прочитайте диалог. Спишите его, расставляя недостающие знаки препинания (из них 3 многоточия, 2 вопросительных и 2 восклицательных знака).

Тут я потерял терпение — ведь мне надо было поскорей разобрать мо тор — и нацарапал ящик.

И сказал малышу

Вот тебе ящик А в нём сидит такой барашек, какого тебе хочется

Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял

Вот это хорошо Как ты думаешь, много этому барашку надо травы

Ведь у меня дома всего очень мало

Ему хватит отмахнулся я, но, увидев обеспокоенный взгляд мо его нового друга, поспешно добавил Я тебе даю совсем маленького барашка

Не такой уж он маленький сказал малыш, наклонив голову и раз глядывая рисунок Смотри-ка Он уснул (по А. де Сент-­Экзюпери).

2. Запишите этот же диалог в строку.

Упражнение 31.10


1. Прочитайте текст. Назовите слова, употреблённые в переносном значении. Достиг ли автор выразительности речи? Благодаря чему?
2. Спишите, решая орфографические и пунктуационные задачи.

Об (?) ездив ф (пол) света я убедился в простой истин.. чем больше человек люб..т свою нац..ональную культуру тем ле..че он проника ет (?) ся м уважением к другим культурам.

Давайте мысле (н/нн) о уб..рём из мира ру (с/сс) кую музыку мир оглохн..т с уб..рём ру (с/сс) кую литературу мир онеме..т уб..рём ру (с/сс) кую ж..вопись мир потускне..т уб..рём ру (с/сс) кую фило софию и бог..словие нравстве (н/нн) ость сл мира пониз..т (?) ся сн Ска за (н/нн) ое м выстрада (н/нн) о в последнее время когда голый расчёт глуш..т традиц..о (н/нн) ые сл це (н/нн) ости жертве (н/нн) ость состра дание бескорыстие (по В. Крупину).

3. Постановку двоеточия и тире объясните с помощью схем пунктуационных правил.

Упражнение 31.11

1. Прочитайте текст. Определите его стиль, тип речи. Какую мысль утверждает автор, как аргументирует её? Какие средства выразительности использует?

Слово — дар, равный дару света, земли, воды. Ты родился, и уже владелец сокровища — сладкой речи своей природной. Природный язык не выдумывают, его наживают. От поколения к поколению. Язык — жизнь.

Велика русская равнина. Выходил пахарь в поле, вёл борозду от утренней зари до вечерней. Поле без края, небо без дна. С кем погово рить, на соху налегая, — с одним только Богом. Простота и мудрость русского языка — от крестьянина.

Земля наша лесами знаменита. У каждого зверя свой норов, у каждой птичьей песни своя душа, у каждого дерева, у каждой травин ки свой разговор с землёй и с небом. От лесных людей, понимающих речь зверей, птиц, листвы и лесного безмолвия, всеведенье и нежность русского языка.

Русские реки великие — и язык наш великий. Серебро и ласка русского слова — от озёр, от речушек, от журчанья ручьёв.

Суровость слова нашего — от ледовитых северных морей, от суро вых поморов. В небесной его красоте свет дивных полярных сияний, звёздных ночей на полгода, незакатного солнца на другие полгода.

Есть и горькая тайна русской сладостной речи. Нашествия врагов.

Протекали по земле нашей гунны, варяги, хазары, половцы, Чингис хан с Батыем, французы, немцы. Одних врагов мы победили мечом, других перетерпели великим русским терпением. В себя вобрали, взяли лучшее от тех исчезнувших народов, и слова тоже.

А сколько страданий вынес народ наш — вся эта боль тоже запе чатлена в языке нашем и в сердце, потому-то золото русского слова не на кончике языка, а в сердце, в крови нашей (по В. Бахревскому).


2. Составьте план текста и напишите по нему подробное изложение.

Упражнение 31.12

1. Прочитайте текст.
2. Объясните знаки препинания в сложных предложениях при помощи линейных схем. Определите типы сложных предложений.

(1) Сознание свободы и весеннее чувство ожидания чего-то до такой степени взволновали меня, что я решительно не мог совладеть с самим собою и готовился к экзамену очень плохо.>

(2) Бывало, утром занимаешься, зная, что необходимо работать, потому что завтра экзамен, по которому целых два вопроса ещё не прочитаны мной; но вдруг пахнёт из окна каким-нибудь весенним духом — и покажется, будто что-то крайне нужно сейчас вспомнить, руки сами собою опускают книгу, ноги сами собой начинают ходить взад и вперёд, как будто кто-нибудь сжал пружинку и пустил в ход машину, а в голове так легко и естественно и с такою быстротою начинают пробегать разные пёстрые, весёлые мечты, что только успеваешь замечать блеск их. (3) И час, и два проходят незаметно.

(4) Или сидишь за книгой и, кое-как сосредоточившись на том, что читаешь, вдруг услышишь в коридоре женские шаги — и всё выскочило из головы, и нет возможности усидеть на месте, и долго потом не совладаешь с головой. (5) И опять кутерьма страшная.

(6) Или вечером сидишь один в своей комнате; вдруг на секунду, чтобы сесть поудобнее на стуле, отрываешься от книги и видишь, что везде: в дверях, по углам — темно, и слышишь, что везде тихо, — и опять невозможно не остановиться и не слушать этой тишины, и не смотреть на этот мрак распахнутой в темноту двери, и долго-долго не пробыть в неподвижном положении или не пройти по всем пустым комнатам.

(7) Часто тоже я просиживал долго по вечерам в темноте, слу шая музыку, или при лунном свете решительно не мог не вставать с постели и не устраиваться у окна и, вглядываясь в вечерние тени, ложившиеся на дорожки, не мог не просиживать так долго, что потом просыпался с трудом только в десять часов утра.

(8) Поэтому если бы не учителя, которые продолжали учить меня и изредка подстрекали моё самолюбие, и, главное, не желание показаться дельным малым в глазах моего друга Нехлюдова, то есть выдержать отлично экзамен, что, по его понятиям, было очень важно, то весна и свобода сделали бы так, что я забыл бы даже всё то, что знал прежде, и ни за что бы не выдержал экзамена (по Л. Толстому) .

Напишите сочинение-рассуждение на тему: \'\'Роль тире в тексте\"

Тире является довольно распространённым знаком препинания в письменной речи. Оно употребляется в простых и в сложных предложениях, в предложениях с прямой речью и в диалоге, выполняя при этом разные функции.

Кроме того, тире может выполнять выделительную функцию. Так, в предложении 3 двойное тире служит для внутреннего членения предложения и выделяет вставную конструкцию.

Таким образом, мы убеждаемся в том, что тире – это многофункциональный знак препинания, который очень важен в письменной речи.,

ПростоНастя21

В первую очередь необходимо вспомнить, что существуют два разных типа тире. Одиночное тире – знак из группы отделяющих. Такое тире употребляется как знак, разделяющий предложение на две части. Отделяющее тире в простом предложении, кроме того, употребляется при однородных членах с обобщающим словом. Наряду с этим в правилах, связанных с обособлением членов предложения и вводных слов, употребляется парное тире, как выделяющий знак, который во многом аналогичен двум запятым.
Тире ставится:
Подлежащее выражено существительным, сказуемое составное именное с нулевой связкой и именной частью, выраженной существительным:Белоснежка – главная героиня известной детской сказки и прекрасного мультфильма студии Уолта Диснея.
Оба главных члена числительные или один - числительное, а другой - существительное: Пересчитав все валяющиеся на полу носки и сложив их попарно, Белоснежка догадалась, что число гномиков - семь.
Подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое – составное именное с нулевой связкой и именной частью: Белоснежка с детства поняла, что не выполнять свои обязанности по уборке дворца – опасно, ведь мачеха каждый день проверяла чистоту в комнатах.
2. Тире в неполном предложении.
Если неполное предложение – часть сложного, причем пропущенный член легко восстанавливается из контекста – Одни американцы голосовали за Буша, другие – за Гора, но в результате это не имело никакого значения.
3. Тире в простом предложении при однородных членах.
При наличии обобщающего слова после группы однородных членов предложения перед ним ставится тире: На столе, на подоконнике, на полу, под кроватями – всюду были разбросаны принадлежащие гномикам вещи.
Если обобщающее слово стоит перед группой однородных членов, но после группы однородных предложение не заканчивается, то после этой группы ставится тире:Все гномики: и Добряк, и Тихоня, и Скромник, и Простачок, и даже Ворчун – очень полюбили принцессу Белоснежку и упросили её остаться жить с ними.

Читайте также: