Темы 2019 2020 итоговое сочинение москва

Обновлено: 05.07.2024


Для того, чтобы получить допуск на ЕГЭ одиннадцатиклассникам необходимо написать итоговое сочинение по литературе. Написать итоговое сочинение должны не только те выпускники, которые собираются поступать в ВУЗы по точным наукам, но и по гуманитарным.

Итоговое сочинение проводится в конце второй учебной четверти, а именно в в первую среду декабря. Это основной срок проведения итогового сочинения (изложения). При получении оценки “не зачёт” существует возможность пересдачи итогового сочинения. Дополнительные даты написания итогового сочинения назначаются на вторую половину учебного года, а именно на первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

Шанс повторно написать итоговое сочинение получают не только те, кто не справился с испытанием в основной срок, но и те, кто по разным причинам не смог написать итоговое сочинение в основной период.

Начало испытания назначается на 10.00 по местному времени. Продолжительность экзамена составляет 3 часа 55 минут (235 минут). В это время не в входит инструктаж и заполнение бланков.

2020

Темы итогового сочинения 2019/2020

Официального списка тем итогового сочинения до начала экзамена не знает никто, кроме его разработчика – института ФИПИ. Разработчики экзамена опубликовывают только тематические направления, в рамках которых и будут определяться конкретные темы сочинений. В этом году список направлений тем итогового сочинения выглядит следующим образом:

Все темы, опубликованные на различных сайтах являются или примерными, или являются темами прошлого года.

Советы по написанию сочинения

Оптимальное число слов в сочинении – 350, минимум ваше сочинение должно содержать 250 слов. Работа оценивается по принципу: “зачет”, “не зачёт”.Критерии оценивания итогового сочинения схожи с школьными сочинениями. Основными параметрами оценки являются:

  1. Cоответствие теме
  2. Логика рассуждений
  3. Правильность построения композиции
  4. Аргументация
  5. Степень привлечения литературного материала

Также важнейшими критериями являются самостоятельность выполнения работы. Нельзя списывать сочинение или его части из любого источника. Вместо этого можно использовать такой приём как цитирование. Правильно использовав его вы можете существенно повысить качество вашего сочинения. Только не забудьте указать источник цитаты.


Давайте посмотрим по 5 интересных тем, по каждому направлению итогового сочинения 2019-2020:

Вы уже видели эти направления? Кажется, эксперты ФИПИ доказали, что они умеют удивлять! Просто так допуск до ЕГЭ не получишь, поэтому давайте разберемся, что нас ждет в декабре. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2020.

Внимание! Вы читаете материал 2020 года. Познакомиться с ним полезно для понимания, как развивалось итоговое сочинение с течением времени. Актуальные направления и темы итогового сочинения ищите здесь.

Основные правила

2 декабря 2020 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём не может быть меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно

По формату итоговое сочинение 2020 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления. Темы вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишите сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям — вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной!

Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата. Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.

Итоговое сочинение 2020: критерии

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

5. Грамотность

Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2020

1. Забвению не подлежит

Это направление заставляет нас задуматься о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры. Они оказали влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества в целом. Память о них вечна, она передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.

2. Я и другие

Речь пойдёт о формах человеческого взаимодействия, вопросах взаимоотношений личности и общества, проблемах самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения лягут рассуждения о причинах и способах разрешения конфликтов, о достижении понимания и согласия между людьми.

Примерные темы:

3. Время перемен

Здесь нужно поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека. Полезно подумать о том, перед каким выбором он оказывается, когда его мировоззрение только формируется.

4. Разговор с собой

Данное направление побуждает к размышлению о том, что значит быть самим собой. Данная тематика связана с вопросами об опасности внутреннего конфликта, о совести и поиске смысла жизни. Важно задуматься о самоаналие, осмыслении опыта других людей, стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования.

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Здесь вам предлагают поразмышлять о культурных запросах современного человека. О его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Нужно будет задуматься о духовных ценностях и нравственных ориентирах молодежи, о ее месте в современном мире.

Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и побольше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2020! А чтобы точно быть готовым ко всему, записывайтесь на бесплатный урок по подготовке к ЕГЭ по русскому языку: благодаря нашим занятиям вы не сделаете ни одной грамматической ошибки ни в сочинении, ни в экзамене 😉

Итоговое сочинение проверяется по следующим критериям:

Комментарий ФИПИ к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года

1. Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

2. Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

3. Время перемен

4. Разговор с собой

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Проблема понимания добра и зла занимала умы человечества тысячелетиями. И сейчас тема добра и зла не сходит со страниц литературных произведений. Она же — одна из вечных литературных тем. Понятия, заявленные в ней, многогранны и сложны. Поэтому советуем выпускникам заранее подумать, какой иллюстративный материал они будут использовать в своём сочинении — будут сравнивать характеры героев, их поступки, стремления или что-то иное. Также важно помнить, что противостояние добра и зла имеет место внутри самого человека. Сложный моральный выбор часто мотивирован целым рядом факторов. И интересной может оказаться эволюция одного героя, который меняется на протяжении произведения.

Чтобы научиться писать сочинение нужно. начать писать! Данный материал для тех, кто уже созрел до этой мысли и теперь хочет натренировать руку на конкретных формулировках. Ниже мы приводим список вопросов, фразеологизмов и цитат, максимально похожих на темы итогового (декабрьского) сочинение 2019-2020.

Обратите внимание: это именно примеры тем, которые подойдут для самостоятельной подготовки. Оригинальные темы от ФИПИ будут известны в каждом часовом поясе только в момент проведения экзаменации.

Итоговое сочинение: ОН И ОНА

  • Тому, кто ни во что не верит, все-таки нужна женщина, которая верила бы в него. (О. Хесси)
  • Женщина, которая считает, что наполнить ее жизнь смыслом может только мужчина, не пробовала работать (Принцесса Диана)
  • Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины – сказать, что она безобразна. (Иммануил Кант)
  • Женщины, которые только умеют любить, — скучные. Намного интереснее те, которые еще и умеют ненавидеть (Оскар Уайльд)
  • Одна половина мира не может понять удовольствий другой половины. (Джейн Остин)
  • Мужчина, в котором нет ничего женского, не вполне человек. (Хельге Крог)
  • Мужчина и женщина – две шкатулки, в которых хранятся ключи друг к другу. (К. Бликсен)
  • Где заканчивается равноправие и начинается женственность?

Итоговое сочинение: НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ

  • Можно ли найти оправдание пустым надеждам?
  • Правда ли, что в отчаянии таится самый большой потенциал для развития личности?
  • Согласны ли вы с тем, что отчаяние наступает от скуки и бездействия?
  • Наш стиль поведения определяется не жизненным опытом, а надеждами на будущее. ( Бернард Шоу)
  • Где умирает надежда, там возникает пустота. ( Леонардо да Винчи)
  • Ни один врач не знает такого лекарства для усталого тела и измученной души, как надежда. ( Стефан Цвейг)
  • Человека делают старым не морщины, а отсутствие мечты и надежды. ( Хорхе Ливрага)
  • Может ли любовь спасти от отчаяния?
  • Правда ли, что надежда на лучшее заложена в человека с рождения?
  • Согласны ли вы с тем, что оптимист во всем найдет повод для роста, а пессимист - для отчаяния.

Итоговое сочинение: ДОБРО И ЗЛО

  • Доброе дело без награды не остаётся (пословица)
  • Согласны ли вы с тем, что человек изначально доброе существо, а злость он заимствует из внешнего мира?
  • У любой сладости есть своя горечь, у каждого зла – свое добро. (Р. Эмерсон)
  • Доброе смолчится, худое молвится. (пословица)
  • Зло порождает зло. (М. Лермонтов)
  • Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы. (Тацит Корнелий)
  • Кто не ненавидит по-настоящему зло, тот и добро не любит по-настоящему. (Р. Роллан)
  • Все дурные дела порождались благими намерениями. (Юлий Цезарь)
  • Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру. ( П. Бейль)
  • Нравы портятся легче, чем исправляются. ( Л. Вовенарг)
  • Можно ли научиться прощать зло?
  • Как отличить истинную доброту от благопристойности?

Итоговое сочинение: ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ

  • Может ли гордость навредить человеку?
  • Почему смирение не всегда равнозначно безволию?
  • Гордыню волнует кто прав. Смирение волнует что правильно. (Эзра Тафт Бенсон)
  • Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье. (Оноре де Бальзак)
  • Благодаря непокорности стал возможен прогресс. (Оскар Уайльд)
  • Насилие питается покорностью, как огонь соломой. (Владимир Короленко)
  • Гордость свойственна всем людям: разница лишь в том, где и когда они её проявляют (Ф. Ларошфуко)
  • Гордецы ненавидят гордость в других людях (Б. Франклин)
  • Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души ( И. С. Тургенев)
  • Смирение есть последствие перенесения своих желаний из области вещественной в область духовную (Лев Н. Толстой)

Про "Войну и мир" мы писать не будем

Согласно опросу школьников, это направление в 2019 году выберут меньше 10% от всех участников итогового сочинения. Все вопросы направления имеют литературоведческий характер. Ребята должны хорошо ориентироваться в сюжете романа, авторском замысле (то есть прочитать много именитых рецензий), а также помнить имена героев хотя бы главных героев и тех, кто важен для понимания ярких явлений - патриотизм, счастье, смысл жизни.

Почему не получится списать аргумент на итоговом сочинении?

Дело в том, что уже несколько лет подряд за 1-2 дня до декабрьского сочинения в России блокируют сайты с краткими содержаниями и готовыми сочинениями. Уроки прошлого должны научить школьников готовиться заранее - хотя бы не в ночь перед экзаменом.

В качестве бонуса тем, кто дочитал до конца, прикрепляем в идео с кратким содержанием "Капитанской дочки" . На том же канале есть похожие ролики про другие произведения.

Читайте также: