Тема жизни и смерти в поэзии есенина сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Тема жизни и смерти в произведениях Есенина ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Глава 1.
  • Биография
  • Глава 2.
  • Жизнь и смерть в творчестве Есенина
  • Заключение
  • Список литературы

Неудержимо, неповторимо Все пролетело… далече… мимо… Сердце остыло, выцвели очи… Синее счастье! Лунные ночи!

Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотаяОтговорила милым языком.

В этих последних строках поэт поднимает вопрос о своем творчестве (роща золотая-золотоголовый поэт (автобиографический образ неоднократно встречается в поэзии Есенина); падающие листья-слова-строки-стихи). Душа поэта обрела равновесие, он думает не о легком, но думает светло и потому не гонится за славой, спокойно и мудро принимает даже суровый приговор своей поэзии, собственно всей своей жизни. Обретенная зрелость отношений к жизни и смерти и глубокая человечность — это сердцевина этого подлинно философского стихотворения.

Не все ль равно — придет другой Печаль ушедшего не сгложет, Оставленной и дорогой Пришедший лучше песню сложит.

И, песне внемля в тишине, Любимая с другим любимым, Быть может, вспомнит обо мне, Как о цветке неповторимом.

Понятно, все сказанное и не сказанное здесь о Есенине не существуте отдельно друг от друга, оно находится вместе, имея свой стержень. Им является личность поэта. Снова посмотрим это же стихотворение, в котором цветы прощаются с человеком, чувствующим приближение своего конца и последнее расставание со всем любимым:

Цветы мне говорят — прощай, Головками склоняясь ниже, Что я навеки не увижу Ее лицо и отчий край.

Любима, ну, что ж! Ну, чтож!

Я видел их и видел землю, И эту гробовую дрожь Как ласку новую приемлю.

Днем накануне смерти Есенин написал прощальное стихотворение:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей,;

В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.

Есенин — поэт с большой буквы и с трагической судьбой. Он прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Его творчество никогда не потеряет актуальность — в настоящее время большой популярностью пользуются аудио-записи стихотворений и поэм Есенина, а жизнь и смерть будут вызывать все новые и новые обсуждения ["https://referat.bookap.info", 10].

Есенин писал о самом главном: о том, что его жгло, мучило, восхищало и ужасало. Во всей России, во всей ее литературе не было более непосредственного человека, во всей ее литературе не было более непосредственного человека, чем Сергей Есенин. Он был при этом смысле поэт поэтом, сама непосредственность.

Все творчество Есенина — это одно цельное произведение, все его стихи — это одна большая цельная поэма, трагическая мистерия, героем которой является он — лично сам. Все группируется вокруг него как центра. Мы видим мир, по которому ходит поэт, мы следим за всем, что он делает в этом мире. В поэтической стране, в которой живет автор, все есенинское.

Три главных состояния определяют всю поэзию Сергея Есениня: это благоговение перед высоким, сострадание к равному себе, презрение к низкому.

1. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М. В. Кожевникова и П. А. Николаева . М. 19 872.

Литература

и искусство: Универсальная энциклопедия школьника./ Сост.

А.А.Воротников. Минск, 19 953. Руднев В. П. Словарь культуры 20 века. М., 1997.

5. Словарь литературоведческих терминов. / Под ред. Л. И. Тимофеева и М. П. Венгрова . М., 1963 6. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров .

М., 1987 7. Словарь русской литературы. / Под ред.

М.Г.Уртминцевой. Н. Новгород, 1997. 8. Флоренский М.А.В мире Есенина сборник Москва: Советский писатель, 1996, 656 с.

Жизненный путь человека бывает разным – долгим и коротким, счастливым и не очень, наполненным событиями и спокойным, как воды озера. Но нет, наверное, такого человека, который никогда не задумывался о смерти. Эти мысли, по мере взросления, вызывают ужас или мирное спокойствие, но они все равно появляются.

Именно поэтому в творчестве любого писателя или поэта можно найти произведение, так или иначе раскрывающее эту тему.
Не обходил это направление в своем творчестве и Есенин. Но каковы же были его мысли о жизни и смерти, о бытие и небытие?

/> В ранней лирике можно найти размышления поэта о жизни и смерти, но они больше наполнены юношеским пессимизмом, чем действительным размышлением над этим вопросом. И это понятно – молодые люди редко задумываются на эту тему. Но уже в двадцать один год в его творческой копилке Есенина появляется стихотворение, которое заслуживает особого внимания.

В нем поэт рассказывает о том, что жизнь его неумолимо движется вперед, он меняется и внешне и внутренне, и от прошлого уже осталась только черная тень, но и она отделилась от него и ушла куда-то. Особенно поэтичны в этом произведении первые строки, они звучат

как бы началом более позднего вдумчивого размышления Есенина о жизни:
День ушел. Убавилась черта.
Я опять подвинулся к уходу
Легким взмахом белого перста…
Уже в 1924 году в стихах поэта неожиданно появляется множество вопросов, обращенных, в первую очередь, к самому себе: чем я жил? что я успел?
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
Эту жизнь прожил я словно кстати,
Заодно с другими на земле…
Эти вопросы, так и остающиеся без ответа, отражают смятение его и потерянность, мысли о близком конце. Таким тяжелым душевным состоянием были наполнены последние шедевры его философской лирики, к которой относится и стихотворение “Мы теперь уходим понемногу”. Это стихотворение мне особенно нравится.
Стихотворение “Мы теперь уходим понемногу…” написано в 1924 году на смерть Александра Васильевича Ширяева, “новокрестьянского” поэта, с которым на протяжении многих лет Есенин был связан крепкой дружбой. Здесь происходит подведение итогов буйной и неспокойной жизни, размышление о преходящем характере нашего бытия:
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Очень осторожно упоминается “та страна”, страна усопших. “Тишь и благодать”, царящие там, – это ниспосланная Господом награда за земную жизнь. Так начинается первая строфа, пронизанная пророческим предчувствием близкого конца. О смерти говорится завуалировано:
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Эпитет “бренные” придает строфе почти трагическое звучание, однако разговорное слово “пожитки” одновременно наполняет ее легкой иронией. Мысль высказана с утвердительной интонацией. Нет сомнений в том, что все произойдет именно так.
Однако, вторая строфа, совсем иная по настроению. Она убеждает, что лирический герой еще не готов пройти по этой скорбной дороге. Яркие олицетворения, трогательный эпитет, восклицательная интонация, обращения и использование личных местоимений свидетельствуют о жизнелюбии, о трепетном отношении к русской природе:
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горше всего прощаться, стоя у роковой черты.
Но люди умирают… “Сонм уходящих” – как горестно, тоскливо звучит это сочетание! Впечатление усиливается и его принадлежностью к высокому стилю.
Три следующих строфы – размышление о смысле существования в этом мире, ведь перед смертью по христианским традициям надлежит исповедаться. Уж не исповедь ли это? Все глаголы в этих строфах употреблены в прошедшем времени, это создает ощущение безысходности, безвозвратности.
Откровенное признание в излишней любви к земному, к тому, “что душу облекает в плоть”, то есть к разгульной жизни, сменяется восторженным взглядом на картины природы. Вот где можно найти умиротворение, вот чем можно успокоить израненное сердце! Как молитва звучит пожелание: “Мир осинам”.
Но не только плотскими страстями была наполнена жизнь: “Много дум я в тишине продумал Много песен про себя сложил”. На этом противоречивом пути, на этой “земле угрюмой” были моменты, окрашенные в светлые тона. Чувство полного удовлетворения не чуждо герою, поэтому вновь звучат строки:
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве.
Последние две строфы объединены общим смыслом. В них взор вновь обращается в тот печальный и безмолвный мир. Есть ли там что-нибудь?

Герой уверен лишь в том, что там нет тех красот, которыми можно тешить взгляд на этом свете: “не цветут там чащи”, “не будет… этих нив, златящихся во мгле”, “не звенит лебяжьей шеей рожь”. Эпитеты и метафоры помогают воссоздать поистине волшебную картину.
Последние строки стихотворения – это своеобразный вывод, итог глубоких размышлений, но это и скрытый призыв к читателю:
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Нужно ценить то, что дала нам жизнь, нужно радоваться каждому дню, нужно любить живых, нужно чаще признаваться им в этом, иначе можно не успеть…
В этом стихотворении вся душа русского поэта, полная мучительных терзаний, раскрыта перед нами… И мы понимаем Есенина, ведь и в нашей жизни много высокого, граничащего с низким.

/ Сочинения / Есенин С.А. / Стихотворения / Тема жизни и смерти в поэзии С.А. Есенина

А за первой, как железное правило, шли – вторая, третья, четвертая, пятая…
Время от времени Есенина клали в больницу, где самые знаменитые врачи лечили его самыми новейшими способами. Они помогали так же мало, как и самые старейшие способы, которыми тоже пытались его лечить.
…К концу 1925 года решение “уйти” стало у него маниакальным. Он ложился под колеса дачного поезда, пытался выброситься из окна, перерезать вену обломком стекла, заколоть себя кухонным ножом.
А накануне Есенин был у Николая Клюева. Среди теплющихся лампадок читал стихи своему “старшему брату” в поэзии.
Клюев сидел на некрашеной дубовой лавке под иконой Миколы Чудотворца.
– Ну, как? – тихо спросил Есенин.- Стихи-то?
Старший брат троекратно облобызал его:
– Чувствительные, Сереженька. Чувствительные стишки. Их бы на веленевой бумаге напечатать, с виньеточками: амурчики, голубки, лиры. И в сафьян переплесть. Или в парчу. И чтоб с золотым обрезом. Для замоскворецких барышень… Помнишь, как Надсона-то переплетали? А потом – Северянина Игоря, короля поэтов. Вот бы, Сереженька, и твои стишки переплесть так же. После этих слов Есенин заплакал.
Это была его последняя встреча…”
А выводы Мариенгофа таковы: “Есенинская трагедия чрезвычайно проста. Врачи это называли “клиникой”. Он и сам в “Черном человеке” сказал откровенно: Осыпает мозги алкоголь. Вот проклятый алкоголь и осыпал мозги, осыпал жизнь”.
В 1990 году вокруг смерти Есенина развернулась очередная дискуссия. На этот раз на основе посмертных фотографий поэта, снятых в гостинице, во время судебно-медицинской экспертизы, на похоронах была поставлена под сомнение добровольность ухода его из жизни. На этих фотографиях, утверждает сторонница версии о насильственной смерти, видна “черная круглая пробоина, помимо раны на лбу. Иногда меня пытались уверить, что это просто гематома. Специалисты по судебно-медицинской экспертизе, к которым я обратилась, полагают, что это похоже на след от пули или удара”.
Другой адепт этой версии также ссылается на найденные в архивах фотографии, в частности, на такую, где “Есенин лежит на диване… волосы взлохмачены, верхняя губа опухшая, правая рука в окоченении повисла в воздухе. На ней следы пореза. И сколько я ни всматривался в фотокарточку, признаков наступления смерти от удушения не видел. Не было высунутого изо рта языка, придающего лицу висельника страшное выражение. Да и удивлял сам факт, что труп положили на диван, ведь у повешенных ослабевают мышцы мочевого пузыря и другие мышцы”.
Вышеуказанные доводы опираются лишь на фотографии, которые, как известно, могли быть отретушированы. Пока не найдены негативы, доводы эти будут оставаться достаточно сомнительными. Кроме того, есть свидетельства людей, видевших Есенина после смерти. Так, Иван Грузинов писал о похоронах поэта: “В гробу лежало чужое лицо. Всегда пышные кудри были зачесаны гладко назад. Это делало лицо чужим и парикмахерским. Исчезло все озарявшее выражение. А лицо мы помним не по его чертам, а по выражению глаз и губ. Я стоял в голове: были видны плохо замазанные ссадины на лице. Это Сережа бился о паровое отопление, уже вися”.
Впрочем, сторонники версии о насильственной смерти выискивают и иные доказательства. Так, один из них удивляется, как мог “такой аккуратный в жизни Сергей Александрович даже в минуту отчаяния перевернуть все в номере буквально вверх дном, вывернуть наизнанку содержимое своего чемодана. Странно, но уже в ходе освидетельствования номера местными властями таинственно исчез со спинки стула пиджак поэта. В высшей степени нелогично заключение тех лет, что след на лбу Есенина – это след ожога от горячей трубы водяного отопления. В те дни в Ленинграде было тепло и отопление не работало. Очевидно, что человек с проломленным черепом и ранами на теле не мог сам взобраться на высокую тумбочку (высотой 1,5 метра) и повеситься …”.
Если внимательно читать мемуаристов – современников Есенина, то на многие доводы сторонников версии убийства можно найти контрдоводы. Например, миф об аккуратности поэта легко развеивается таким воспоминанием Мариенгофа, относящимся к 1923 году: “…[Есенин] поднимает крышку. В громадном чемодане лежат бестолковой кучей – залитые вином шелковые рубашки, перчатки, разорванные по швам, галстуки, носовые платки, кашне и шляпы в бурых пятнах. А ведь Есенин был когда-то чистюлей!”
Итак, спор продолжается.
——————————————————————————–
Тогдашнее название “Англетера”.
Орфография и пунктуация подлинника сохранены.
Наиболее подробно версия насильственной смерти Есенина аргументирована в статье Э. Хлысталова “Как убили Сергея Есенина” (“Чудеса в приключения”. 1991. Nо.1).
Источник: Хроники Харона.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Тема жизни и смерти в творчестве С. Есенина


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Мы знаем С.А. Есенина как поэта, который по-юношески звонко изображает картины русской природы, пишет искренние стихи о Родине, откровенно говорит о своих чувствах к матери, женщине, природе. Да, у этого поэта много солнечных стихов, но есть и другие краски, интонации.

В нашей работе нам хочется посмотреть на Сергея Есенина с другой стороны, заглянуть немного в сокровенное и не бросающееся в глаза. Юный поэт начал своё творчество пейзажными стихами, но его пейзажи вырастали в образ Родины, Руси, которые потом развивались и обогащались.

У Сергея Александровича (это знает каждый) есть в полном смысле солнечные стихи, чистое и по-юношески звонкое изображение природы и человека. Но… есть и другие краски и интонации. Нам интересно рассмотреть именно философские мотивы: драматизм ощущения не только сложности, но буквально жуткости жизни, ее нестерпимой невыносимости, всмотреться в размышления автора с возможной объективностью, показать глубину переживаний, раздумий поэта. Отсюда вытекает цельнашей работы: определить, как раскрывается в лирике С.Есенина тема жизни и смерти, привлечь внимание к трагическому началу в его творчестве.

1. Изучить стихотворения С.Есенина, в которых раскрывается тема жизни и смерти.

2. Установить, в какой период жизни поэта эта тема становится доминирующей

3. Выявить конфликт живого и мертвого, природы и цивилизации, города и деревни

Предмет исследования – тема жизни и смерти в стихотворениях С.А. Есенина.

2. Основная часть

2.1 Зарождение трагических мотивов в лирике.

Тема жизни и смерти – вечная тема. Нет такого поэта или писателя, которого бы она не волновала в той или иной мере. На наш взгляд, у Сергея Есенина эта тема является сквозной, т.е. проходящей через все творчество.

В ранней лирике можно найти размышления поэта о жизни и смерти, но они больше наполнены юношеским пессимизмом, чем действительным размышлением над этим вопросом. Радостный, по - настоящему светлый поэт с самого начала соседствует с роковым, мрачным.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных [3].

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть[3] .

Главный прием в этом стихотворении – антитеза. Первые два стиха – мажорные, говорящие о любви поэта к жизни, последние – напоминание о смерти. Жизнь и смерть переплетены в творчестве поэта, начиная с юношеских стихов.

Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня,

Понесут с могильным пеньем хоронить меня…

Ты увидишь из окошка белый саван мой,

И сожмется твое сердце от тоски немой…[3]

О дитя, я долго плакал с тайной теплых слов,

И застыли мои слезы в бисер жемчугов…

И связал я ожерелье для тебя из них,

Ты надень его на шею в память дней моих! [3]

Будто в жизни мне выпал страданья удел;

Незавидная мне в жизни выпала доля.

Уж и так в жизни много всего я терпел,

Изнывает душа от тоски и от горя [3] .

Только гость я, гость случайный

На горах твоих, земля [3] .

Мы видим, что в начале творчества С. Есенина появляются скорбные мотивы об утраченной юности и о быстротечности человеческой жизни, которые со временем получают всё большее значение, начиная диалог добра и зла.

2.2 Трагические мотивы утраты гармонии и увядания жизни в творчестве Есенина 20-х годов. Конфликт живого и мертвого, природы и цивилизации, города и деревни.

Я иное, узрел пришествие -

Где не пляшет над правдой смерть [3] .

О, кого же, кого же петь,

В этом бешеном зареве трупов? [3] .

Мне не жаль вас, прошедшие годы,—

Ничего не хочу вернуть.

Я собираю пробки - Душу мою затыкать.

Но и в тот же время:

Мне не жаль вас, прошедшие годы,

Ничего не хочу вернуть [3]

В 1920-х годах в стихах лирика неожиданно появляется множество вопросов, обращенных, в первую очередь, к самому себе: чем я жил? что я успел?

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,

Синь очей утративший во мгле,

Эту жизнь прожил я словно кстати,

Заодно с другими на земле… [3]

Я знаю, знаю. Скоро, скоро

Ни по моей, ни чьей вине

Под низким траурным забором

Лежать придётся так же мне.

Погаснет ласковое пламя,

И сердце превратится в прах.

Друзья поставят серый камень

С весёлой надписью в стихах.

Но, погребальной грусти внемля,

Я для себя сложил бы так:

Любил он родину и землю,

Как любит пьяница кабак [3]

Названные мотивы постоянно ужесточаются. Автор всё чаще смотрит вглубь себя, прислушивается к себе, к своему сердцу:

Только сердце под ветхой одеждой

Шепчет мне, посетившему твердь:

«Друг мой, друг мой, прозревшие вежды

Эту избу на крыльце с собакой

Словно я вижу в последний раз.

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? [3]

(хотя и горестное) чувство уравновешенности:

Свищет ветер, серебряный ветер,

В шелковом шелесте снежного шума.

В первый раз я в себе заметил –

Так я еще никогда не думал.

Пусть на окошках гнилая сырость,

Я не жалею, и я не печален.

Мне все равно эта жизнь полюбилась,

Так полюбилась, как будто вначале [3]

Эти строки - итог. Итог многолетних раздумий над противоречиями жизни (своего рода завещание). В этом и есть весь противоречивый и, в то же время, гармоничный Есенин. При всех многочисленных стихотворений поэта, посвященных теме жизни и смерти, акцент сделан на радости земного бытия, в котором есть красота, любовь, поэзия, разнообразие эмоций, счастье.

3. Заключение

Более девяносто лет минуло со дня смерти Сергея Александровича Есенина. Жизнь его была коротка - всего тридцать лет. Из них на зрелую творческую деятельность выпало не более двенадцати. Однако написанное им за эти годы было настолько значительно, волнующе, самобытно и, в своем роде, неповторимо, что потребовались усилия многих критиков и исследователей творчества, чтобы разобраться в его поэтическом наследстве. Загадка Есенина удивительна. Её ещё не раскрыли: ведь чем страшнее, безнадежнее и неудержимее неслась жизнь поэта к своей трагической развязке, тем прекрасней становилась его лирика. Это лирик с надломом в душе, который все равно говорит:

Но и все ж, теснимый и гонимый,

Я смотря с улыбкой на зарю,

На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благодарю [3]

Его жизнь в его стихах. В них отразилась с удивительной непосредственностью и искренностью вся его яркая и трудная судьба. Поэзия души, поэзия мысли. И здесь уже можно говорить о философской лирике (пусть подчас трагичной), где видны и отражены все движения духовного мира человека, поэта: радости и скорби, любовь и утраты, раздумья над смыслом жизни, вечное борение между счастьем бытия и смертью.

Трагическое в искусстве требует от художника высочайшей самоотдачи души и сердца. Кто, как не Есенин, вкладывал в поэзию всего себя, писал обо всем, что было ему близко, дорог, о том, что его волновало, даже если это было слишком личным. Мы выяснили, что Есенин и не стыдился говорить о темном, трагическом, а, подчас, как бы выворачивал себя наизнанку, кричал.

1. Мы выделили и проанализировали стихотворения С. А. Есенина, в которых говорится о трагическом, где видна философская нить его лирики. Подводя итоги, можно точно сказать, что трагическое появляется у поэта не в конце жизни (как принято было считать, а намного раньше). Есенинские мотивы увядания жизни сходны с природным циклом и не равнодушны к бренному человеку. Они гораздо теплее, человечнее, возможно, благодаря тому, что природа Есенина — не абстрактная, а предельно конкретная. Именно природа помогает человеку помнить о краткости жизни:

2. Исследователи творчества отмечают около 400 случаев упоминания смерти в произведениях Есенина, из них около трети приходится на последние два года, причем в половине этих стихов поэт говорит о своей смерти. При всех многочисленных стихотворений поэта, посвященных теме жизни и смерти, автор свой акцент делает на радости земного бытия, в котором есть красота, любовь, поэзия, разнообразие эмоций, счастье.

3. Конфликт живого и мертвого, природы и цивилизации, города и деревни находит свое отражение в послереволюционных произведениях С. Есенина. Поэт не находит себе места в новом мире, но готов верить в будущее, готов извлекать красоту из предметов, давно уже ставших обыденными, готов прислушиваться к голосу сердца.

4. Список литературы

1. Балакин А.М. Поэзия А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского. Мелодическое пособие., М., 1984.

3. Есенин С.А. Сборник стихотворений М.,1980

5. Тимофеева Л.И. Краткий словарик литературоведческих терминов.- М., Просвещение, 1985

8. Юсов Н. Г. Известный и неизвестный Есенин - М. Новый индекс, 2012.

Будто жизнь на страданья моя обречена;

Горе вместе с тоской заградили мне путь;

Будто с радостью жизнь навсегда разлучена,

От тоски и от ран истомилася грудь.

Будто в жизни мне выпал страданья удел;

Незавидная мне в жизни выпала доля.

Уж и так в жизни много всего я терпел,

Изнывает душа от тоски и от горя.

Даль туманная радость и счастье сулит,

А дойду - только слышатся вздохи да слезы,

Вдруг наступит гроза, сильный гром загремит

И разрушит волшебные, сладкие грезы.

Догадался и понял я жизни обман,

Не ропщу на свою незавидную долю.

Не страдает душа от тоски и от ран,

Не поможет никто ни страданьям, ни горю.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы - кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

О дитя, я долго плакал над судьбой твоей,

С каждой ночью я тоскую все сильней, сильней…

Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня,

Понесут с могильным пеньем хоронить меня…

Ты увидишь из окошка белый саван мой,

И сожмется твое сердце от тоски немой…

О дитя, я долго плакал с тайной теплых слов,

И застыли мои слезы в бисер жемчугов…

И связал я ожерелье для тебя из них,

Ты надень его на шею в память дней моих!

Там, где вечно дремлет тайна,

Есть нездешние поля.

Только гость я, гость случайный

На горах твоих, земля.

Широки леса и воды,

Крепок взмах воздушных крыл.

Но века твои и годы

Затуманил бег светил.

Не тобой я поцелован,

Не с тобой мой связан рок.

Новый путь мне уготован

От захода на восток.

Суждено мне изначально

Возлететь в немую тьму.

Ничего я в час прощальный

Не оставлю никому.

Но за мир твой, с выси звездной,

В тот покой, где спит гроза,

В две луны зажгу над бездной

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Я усталым таким еще не был

В эту серую морозь и слизь

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь.

Много женщин меня любило.

Да и сам я любил не одну.

Не от этого ль темная сила

Приучила меня к вину.

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервь!

Не с того ли глаза мне точит

Словно синие листья червь?

Не больна мне ничья измена,

И не радует легкость побед,

Тех волос золотое сено

Превращается в серый цвет,

Превращается в пепел и воды,

Когда цедит осенняя муть.

Мне не жаль вас, прошедшие годы,

Ничего не хочу вернуть.

Я устал себя мучить бесцельно.

И с улыбкою странной лица

Полюбил я носить в легком теле

Тихий свет и покой мертвеца.

И теперь даже стало не тяжко

Ковылять из притона в притон,

Как в смирительную рубашку

Мы природу берем в бетон.

И во мне, вот по тем же законам,

Умиряется бешеный пыл.

Но и все ж отношусь я с поклоном

К тем полям, что когда-то любил.

В те края, где я рос под кленом,

Где резвился на желтой траве,—

Шлю привет воробьям и воронам

И рыдающей в ночь сове.

Я кричу им в весенние дали:

«Птицы милые, в синюю дрожь

Передайте, что я отскандалил,—

Пусть хоть ветер теперь начинает

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Гори, звезда моя, не падай.Роняй холодные лучи.Ведь за кладбищенской оградойЖивое сердце не стучит.Ты светишь августом и рожьюИ наполняешь тишь полейТакой рыдалистою дрожьюНеотлетевших журавлей.И, голову вздымая выше,Не то за рощей - за холмомЯ снова чью-то песню слышуПро отчий край и отчий дом.И золотеющая осень,В березах убавляя сок,За всех, кого любил и бросил,Листвою плачет на песок.

Я знаю, знаю. Скоро, скоро

Ни по моей, ни чьей вине

Под низким траурным забором

Лежать придётся так же мне.

Погаснет ласковое пламя,

И сердце превратится в прах.

Друзья поставят серый камень

С весёлой надписью в стихах.

Но, погребальной грусти внемля,

Я для себя сложил бы так:

Любил он родину и землю,

Как любит пьяница кабак.

17 августа 1925

Снежная равнина, белая луна,Саваном покрыта наша сторона.И березы в белом плачут по лесам.Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

В 1924 году Сергеем Александровичем Есениным было написано и опубликовано стихотворение философской направленности "Мы теперь уходим понемногу", поводом которому послужила внезапная смерть Александра Ширявцева - тридцати семилетнего поэта и знакомого Есенина. Трагическое известие о этой гибели заставило лирика серьёзно задуматься над смыслом собственной жизни, которую в любую минуту может забрать смерть. Неспроста, автор начинает данное произведение с риторического предложения:

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Основной идеей стихотворения является размышление о конце жизненного пути, подведение итогов прожитых лет, прощание со всем, что было так дорого сердцу.

Говоря о структуре стихотворения, можно сказать, что "мы теперь уходим понемногу" написано в лирически - философском жанре, двусложном размере - пятистопном хорее, перекрестной рифме с использованием кольцевой композиции - вначале автор пишет о том, что люди постепенно покидают мир живых, после чего рассуждает о собственном бытия, и в конце снова возвращается к мыслям о загробном мире. В произведении применен ряд изобразительно-выразительных средств. Так, например восклицательные обращения:

Милые березовые чащи!

Ты земля! И вы равнин пески!

Создают впечатление колоссальной привязанности и любви лирического героя к природе, обращения к ней, как к близкому человеку.

С помощью метафор: "не цветут там чащи" " не звенит лебяжьей шеей рожь" " не будет этих нив, златящихся во мгле", рассказчик создаёт пустой, холодный, удручающий образ мира, в который ему придется попасть после неизбежной смерти, тем самым сожалеет о невозможности увидеть красоту, присущую миру живых. Обилие анафор:

много дум я в тишине продумал,

много песен про себя сложил.

счастлив тем, что целовал я женщин

счастлив тем, что я дышал и жил

использованных, в прошедшем времени, придают наиболее эмоционально выраженное состояние лирическому герою, с тоской вспоминающему своё прошлое и, придающему особый смысл каждому мгновению. Строки

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Дают нам отчетливое понимание неготовности, нежелания, страха лирического героя прощаться с жизнью. Он не верит в бессмертие души, не стремится к вечности, ибо в ней не будет дорогих ему людей и родной природы, в которых и кроется вся прелесть его существования.

Таким образом, вопрос жизни и смерти стал ключевым для Есенина в его последние годы. Всё чаще он начинал, задумываться о том, как он живёт, и, какое наследие оставит после себя. При этом конец человеческого бытия в восприятии Сергея Александровича - крайне пессимистичное явление, которое рано или поздно настигнет каждого. Стихотворение "мы теперь уходим понемногу" - глубокое философское произведение о смысле человеческого бытия и бренности существующей реальности, в которой так или иначе человек пытается оставить свой след. Я считаю, что это стихотворение стало точкой обратного отсчёта для него автора. Возможно, поэтому заключительные произведения, такие как поэма "Черный человек", стихотворение "Исповедь хулигана" больше напоминают раскаяние в содеянных грехах, праздной жизни, а также строгий самоанализ поэта. Понимание неизбежности смерти помутило рассудок Есенина, лишив его возможности писать, а затем и быть. Жизнь - единственная игра, в который результат известен заранее.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: