Тема ума и безумия в комедии а с грибоедова горе от ума сочинение

Обновлено: 30.06.2024

В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” показано противостояние Чацкого русскому дворянству. Всех персонажей можно считать безумными. Каждая сторона считает другую сторону сумасшедшей. Во всех действиях герои А. С. Грибоедова сплетничают и порочат друг друга.

Причем делают это не в открытую, а за спиной. Ругают все новое и передовое. Но ни один герой не видит себя со стороны. Фамусов говорит о Чацком: “Опасный человек”, “Он вольность хочет проповедать”, “Да он властей не признает!” Софья о Чацком: “желчь на всех излить

Чацкий в свою очередь о Молчалине: “А чем не муж? Ума в нем только мало; Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?” Наталья Дмитриевна о Чацком: “отставной и холостой”. Платон Михайлович о Загорецком: “Отъявленный мошенник, плут…”, “…и в карты не садись: продаст”. Хлестова считает Загорецкого “лгунишкой, картежником и вором”.

И все вместе о Чацком: “Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда безумных развелось людей, и дел, и мнений”, “Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь”.
Итак, все в обществе друг друга ненавидят.

Когда читаешь эту комедию, кажется, что все происходит не в интеллигентном обществе, а в чеховской “Палате № 6”. Люди словно бредят.

Они живут на этом свете только лишь для интриг, которые со стороны выглядят безумием, Чацкий – умен, но он не любит людей, его окружающих, как, впрочем, окружающие не любят его. В итоге наступает борьба противоположностей, безумное общество со знаком “минус”, борется с Чацким, которого, разумеется, следует отметить знаком “плюс”. Тот в свою очередь ведет борьбу с тупостью, неграмотностью, косностью и непорядочностью своих же соплеменников.
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок.
Карету мне, карету!
Этим монологом заканчивает А. С. Грибоедов свое произведение. И мы понимаем, что “безумному” Чацкому не удалось ничего изменить в “умных” людях. Последняя реплика Фамусова подтверждает это: “Ах!

Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеева!”
Судьей является сам автор – он встает на сторону Чацкого и объявляет его умным, а всех остальных глупыми. Тут я полностью согласен с позицией А. С. Грибоедова. Но есть одно “но”. Да, Чацкий вернулся из-за границы.

Да, он много видел, знает, какова его цель в жизни. Но умный человек никогда не вступит в спор с глупым, тем более с глупым обществом. Зачем А. С. Грибоедову надо было показывать Чацкого еще и с “безумной” стороны? А просто А. С. Грибоедов наказал Чацкого за его ум, назвав “сошедшим с ума”.

Может, А. С. Грибоедов хотел описать Россию того времени? А может, задумал показать, что все в этом мире безумно и среди сонмища безумцев трудно находиться одному-единственному умному человеку. Стоит только кому-то начать возвышаться над всеми благодаря своей образованности, как “взбаламученное море” безумцев захлестнет огромной волной не имеющего поддержки умника. Того же Чацкого.

Да, мне кажется, что дело именно так и обстоит. Чацкий невольно показал, что он умнее таких людей, как Фамусов, и тот сразу же объявил всему обществу, дескать, это самый низкий человек в мире. Так кого же считать умным, если умный среди безумных выглядит еще безумнее?

Только безумный может начать противостояние людям, живущим в свое удовольствие, ведь их всегда все устраивает, и они не хотят никаких перемен.

В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” показано противостояние Чацкого русскому дворянству. Всех персонажей можно считать безумными. Каждая сторона считает другую сторону сумасшедшей. Во всех действиях герои А. С. Грибоедова сплетничают и порочат друг друга. Причем делают это не в открытую, а за спиной. Ругают все новое и передовое. Но ни один герой не видит себя со стороны. Фамусов говорит о Чацком: “Опасный человек”, “Он вольность хочет проповедать”, “Да он властей не признает!” Софья о Чацком: “желчь на всех излить готов”. Чацкий в свою очередь о Молчалине: “А чем не муж? Ума в нем только мало; Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?” Наталья Дмитриевна о Чацком: “отставной и холостой”. Платон Михайлович о Загорецком: “Отъявленный мошенник, плут…”, “…и в карты не садись: продаст”. Хлёстова считает Загорещсого “лгунишкой, картежником и вором”. И все вместе о Чацком: “Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда безумных развелось людей, и дел, и мнений”, “Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь”.
Итак, все в обществе друг друга ненавидят. Когда читаешь эту комедию, кажется, что все происходит не в интеллигентном обществе, а в чеховской “Палате № 6”. Люди словно бредят. Они живут на этом свете только лишь для интриг, которые со стороны выглядят безумием, Чацкий — умен, но он не любит людей, его окружающих, как, впрочем, окружающие не любят его. В итоге наступает борьба противоположностей, безумное общество со знаком “минус”, борется с Чацким, которого, разумеется, следует отметить знаком “плюс”. Тот в свою очередь ведет борьбу с тупостью, неграмотностью, косностью и непорядочностью своих же соплеменников.
Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок.
Карету мне, карету!
Этим монологом заканчивает А. С. Грибоедов свое произведение. И мы понимаем, что “безумному” Чацкому не уда- лось ничего изменить в “умных” людях. Последняя реплика Фамусова подтверждает это: “Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеева!”
Судьей является сам автор — он встает на сторону Чацкого и объявляет его умным, а всех остальных глупыми. Тут я полностью согласен с позицией А. С. Грибоедова. Но есть одно “но”. Да, Чацкий вернулся из-за границы. Да, он много видел, знает, какова его цель в жизни. Но умный человек никогда не вступит в спор с глупым, тем более с глупым обществом. Зачем А. С. Грибоедову надо было показывать Чацкого еще и с “безумной” стороны? А просто А. С. Грибоедов наказал Чацкого за его ум, назвав “сошедшим с ума”. Может, А. С. Грибоедов хотел описать Россию того времени? А может, задумал показать, что все в этом мире безумно и среди сонмища безумцев трудно находиться одному-единственному умному человеку. Стоит только кому-то начать возвышаться над всеми благодаря своей образованности, как “взбаламученное море” безумцев захлестнет огромной волной не имеющего поддержки умника. Того же Чацкого. Да, мне кажется, что дело именно так и обстоит. Чацкий невольно показал, что он умнее таких людей, как Фамусов, и тот сразу же объявил всему обществу, дескать, это самый низкий человек в мире. Так кого же считать умным, если умный среди безумных выглядит еще безумнее? Только безумный может начать противостояние людям, живущим в свое удовольствие, ведь их всегда все устраивает, и они не хотят никаких перемен.
.



Название комедии уже намекает на основную тему. Для людей, которые ставят знания превыше всего, ум равносилен счастью. Но, как мы знаем, великие умы во все времена подвергались серьезным испытаниям. Новое и оригинальное не всегда одобряется обществом, а люди, которые пытаются это что-то новое привнести в жизнь, часто считаются сумасбродами.

Тему ума затрагивает и Александр Сергеевич Грибоедов. Его пьеса-это рассказ о новых идеях и их отвержении обществом. Изначально она называлась "Горе уму".

Еще до приезда Чацкого, дом Фамусова полон хаоса, что связано с отношением к обучению и образованию. Обращаясь к Софье, Фамусов говорит ей, что не видит полезного в книгах. Далее каждый герой произведения обозначит свое мнение по этому поводу, а сойдутся они на том, что "Ученье-вот чума".

Каждый герой пьесы по-своему объясняет значение "умного человека".

Для Фамусова умный может быть лишь практичный человек, в этом он признаёт ум Чацкого, однако уверен, что он не подходит для его дочери. По его мнению, Чацкий не в состоянииправильно применять полученные навыки, так как у него нет ни денег, ни чинов. Максима же Петровича Фамусов считает по-настоящему умным, однако он лишь умеет прислуживать, тем кто выше него по рангу, но это помогло добиться ему высот по службе, что так важно для Фамусова.

Молчалин считает, что если человека есть ум, то этот ум должен быть практическим. Молчалин мечтает о высоком чине, ради этого он готов на всё, что угодно , готов пойти на уступки. Однако он не имеет ни какой-либо веры, ни собственных мыслей.

Чацкий же совсем не похож на Молчалина, он умный, но при этом очень добрый и честный. В отличие от Молчалина, он любит Софью искренне, а не потому что "так надо". Этот герой-истинный патриот, не признающий ничего заграничного. Он хочет быть полезным на службе , а не пробиваться к верхушке только ради положения. Ум Чацкого передовой, однако в обществе его не принимают, потому что его убеждения не соответствуют московской знати.

Софья тоже довольно смышленая девушка, обладающая практическим умом, однако все знания жизни она почерпывает из французских книг. Она и любит то Молчалина только потому, что он соответствует ее книжному образу: не богатый парень, понравившейся обеспеченной девушки с хорошей родословной.

В образе служанки Лизы мы можем углядеть еще один тип ума-это житейский ум, простой. Она говорит со всеми честно и только то, что о них думает. Лиза неглупая, находчивая и сообразительная, она верна своей хозяйке.

В своей пьесе Горе от ума Грибоедов представил различные типа ума, показал страх общества перед новым и неизведанным, тем сам дал толчок для того, чтобы люди поступали противоположным образом и не боялись пробовать новое, чтобы выходить из рамок и раздвигать свои горизонты.

2 вариант

Для самого автора и героя-резонёра, говорящего его устами, ум равнозначен интеллекту, образованности, знаниям. Всё это, по мнению Чацкого, способно сделать жизнь человека счастливой, осмысленной. Умный человек будет заботиться не только о собственном довольстве, но и о благополучии окружающих. Поэтому очень важно воспитывать в молодёжи критическое мышление, тягу к наукам и искусству, отстаивать идеи свободы. В глазах молодого человека умным выглядит лишь один представитель фамусовского общества – Софья.

Что касается Молчалина, его ум приравнивается к хитрости. Этот юноша не может похвастаться глубокими рассуждениями о чём-либо, так как считает себя не имеющим права на наличие собственного мнения в силу низкого чина. Все умения и уловки Молчалин направляет на достижение единственной цели – продвижение по карьерной лестнице. Ради такого он готов играть роль мальчика на посылках и возлюбленного Софьи.

Для Фамусова также важен ум в его практическом применении. Глава семьи считает, что все навыки и знания человек должен применить для достижения высот по службе и статуса в обществе. Чацкого он считает смышленым, но не видит в нём жениха для дочери, ведь юноша не стремится к материальному достатку.

Ещё один тип ума представлен в образе служанки Лизы. Несмотря на низкое положение, девушка имеет житейскую мудрость, что позволяет ей хорошо разбираться в людях.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема ума в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Вглядываясь в детали картины Утренний натюрморт Петрова-Водкина, я отмечаю использование множества красок в передаче содержания завтрака. В ней преобладает тёплый фон и бежевые оттенки.

Создавая собственные басни, Крылов, конечно, не хотел изобразить нечто наподобие передачи В мире животных, он не претендовал на достоверность, а через образы животных представлял различные человеческие пороки или особенности отношений между людьми.

Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени.

Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия “Горе от ума”, написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это. Первоначальное название комедии было “Горе уму”, затем автор заменил его на “Горе от ума”.

Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению. Так, Фамусов говорит: “И в чтенье прок-от невелик”. Позже все персонажи комедии выскажутся по этому поводу, каждый выдвинет свою версию безумства Чацкого, но все общество дружно придет к одному мнению: “Ученье — вот чума, ученость — вот причина”. Фамусовское общество избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, а оружием изберет сплетню.

Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое

мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек -это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: “Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал”. В разговоре со Скалозубом московский барин говорит о той опасности, которая исходит от таких умников, как Чацкий. К тому же Чацкий неправильно использует полученные знания. Все должно быть направлено на достижение чинов, на соблюдение традиций, жить должны так, “как делали отцы”. Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению “сгибаться вперегиб”, когда надо было “подслужиться”. Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом.

Молчалин, секретарь Фамусова, воплощает также практический ум. Это было замечено Чацким:

Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

По своей натуре Молчалин — мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, “чтоб награжденья брать и весело пожить”. В своей практике он следует заветам отца- “угождать всем людям без изъятья”, но при этом считает, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, так как “в чинах он небольших”. Софью он любит “по должности”, успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.

Чацкий является полной противоположностью Молчалину, несмотря на то, что они оба молоды. Герой обладает пылкой, страстной натурой. Он готов пожертвовать всем ради своих идеалов, наполненных гражданским смыслом. Он хочет служить “делу, а не лицам”. Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся “набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает “слепое подражанье” всему иностранному. Свои мысли Чацкий высказывает в обличительных речах, направленных против устоев фамусовского общества. Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образованности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов. Ум Чацкого — ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства.

Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом. Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего времени и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впоследствии сделать из него “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Она руководствуется при этом житейской мудростью, ведь она — дочь своего отца.

В комедии есть еще один тип ума, который мы можем видеть у горничной в доме Фамусова Лизы. Как второй резонер в комедии, она выражает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий”, “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами” и так далее. Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже.

Таким образом, в комедии “Горе от ума” представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.

Сочинение: Проблема ума в комедии Александра Грибоедова Горе от ума

Итак, Чацкий после трехлетнего отсутствия вернулся в Москву и сразу же, не заезжая домой, явился в дом Фамусова.

Что нового покажет мне Москва, –

этот вопрос возникал в его осознании в связи с его прежними отношениями – личными и общественными. Но интерес к тому, как прошли эти три года в Москве и для Москвы, был для него не главным. Непосредственнее и сильнее его волновало другое: как прошли эти три года в доме Фамусовых, и прежде всего, конечно, что сталось с Софьей.

В этом, конечно, сказалось его беззаветная влюбленность. Но вместе с тем тут обнаружилось качество, свойственное всему поколению молодых людей того непродолжительного, но чрезвычайно бурного времени, которое непосредственно предшествовало декабрьскому восстанию. Они были преисполнены героической отваги и самопожертвования. Но в их взглядах на общественную жизнь и на людей было много романтически-восторженного. Основу их убеждений составляла вера в то, что просвещенный и гуманный ум является главным вершителем судеб человечества. Им казалось, что их вольнолюбивые убеждения, являвшиеся следствием этой веры, настолько самоочевидны и неопровержимы, что оспаривать их могут только уж самые закоренелые, самые глупые староверы. В просвещенном и гуманном уме, по их мнению, были истоки высокой нравственности.

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит…

Прямолинейная и наивная вера в неотвратимую и неизменно возрастающую победоносность разумных начал жизни мешала Чацкому подумать о том, что, кроме неразвитости и непросвещенности ума, есть и другие важные причины человеческих заблуждений.

Грибоедов, как реалист, знал, что главное в характере человека формируется в определенных обстоятельствах и зависит от них.

В конце комедии Грибоедов показывает неукротимую, страстную ненависть Чацкого к фамусовскому обществу и всю его непримиримость с этим миром, где гаснет ум и гибнет страсть.

Читайте также: