Сочинение о бородине композиторе

Обновлено: 02.07.2024

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887 гг.) относится к знаменитым русским композиторам, занимающимся помимо музыкальной деятельности химической и медицинской науками.

Бородин является уроженцем Санкт-Петербурга и появляется на свет в результате внебрачной связи пожилого князя из Грузии и крепостной девушки. Именно поэтому мальчик воспитывается как сын крепостного слуги до восьмилетнего возраста, а затем отец дает ему вольную и переселяет вместе с матерью, выданную замуж за армейского врача, в четырехэтажный дом.

Начальным образованием Бородина является домашнее обучение, в период которого у будущего композитора проявляются музыкальные способности, и он создает первое произведение в виде польки. Помимо занятия предметами гимназического курса, а также иностранными языками, Бородин осваивает навыки игры на пианино, струнных инструментах в виде флейты и виолончели, а также увлекается химией, ставшей его любимым занятием на всю жизнь.

Через некоторое время Бородин с отличием заканчивает Первую Санкт-петербургскую гимназию, а затем становится студентом Медико-хирургической академии, по окончании которой работает в военном госпитале, где происходит его встреча с Мусоргским М.П.

В этот период Бородин осуществляет научные исследования в области химии, за что удостаивается степень доктора медицины. Однако увлечение музыкальным творчеством Бородин не заканчивает и создает многочисленные фортепианные произведения, а также инструментальная музыка.

Отличительной особенностью творчества Бородина является создание композитором классического российского жанра симфонии и камерного инструментального квартета, основанных на патриотических чувствах к родине, а также сочинении им многочисленных великолепных романсов, основой которых становятся произведения Пушкина А.С., Гейне Г., Некрасова Н.А.

Жизнь Бородина прерывается в возрасте пятидесяти трех лет в северной столице в результате сердечного приступа. Местом захоронения композитора становится Тихвинское кладбище, располагающееся в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга.

Бородин Александр

Популярные сегодня темы

Колокольчик – травянистое растение, относящиеся к семейству колокольчиковых. Произрастает оно в основном в широтах с умеренным климатом. Колокольчик неприхотлив к почве, его можно встретить в

Одно из красивейших искусств в области кружевных дел, имеет популярность и в современности. Для создания кружева из кости требуется иметь хорошее терпение и усидчивость, а также должные навык

К цветковым растениям принадлежит самая распространенная и прогрессивная группа растений на всей планете и насчитывает около 250 тысяч видов. Еще их называют покрытосеменной группой растений

Исаак Эммануилович Бабель – писатель, драматург, создатель сценариев. Родился 13 июля 1894 года в Одессе, Российская Империя. Закончил жизненный путь 27 января 1940 года в Москве

Витаминами называются органические соединения, содержащиеся в пище и необходимые для полноценного роста и развития организма человека или животного. Каждый витамин отвечает за обеспечение опр

Одуванчик – это травянистое, многолетнее растение. Состоит из: розетки; базальных листьев; редких цветковых стеблей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Локтевский район, Алтайский край

Работу выполнила Бублик Виктория ученица 10 класса

Руководитель: Плотникова Н.В. учитель химии и биологии

Биография Бородина Александра Порфирьевича

Заслуги в химии

Заслуги в музыке

Занимательные факты из жизни учёного

Биография Бородина

31 октября 1833 года в Царском Селе под Петербургом родился мальчик. Ему дали имя Александр. Его отцу было 60 лет, он происходил из княжеского рода. Согласно обычаям того времени мальчика, который был незаконнорожденным ребенком, записали сыном слуги князя таким образом, со дня своего рождения Александр стал крепостным своего отца.

Семья жила в Измайловском полку, в большим каменном четырёхэтажном доме, принадлежавшей матери Бородина- Авдотье Константиновне. Мальчик жил, окружённый заботой и вниманием матери. Авдотья Константиновна была простой мещанкой. Никакого образования она не получила. Маленького Сашу она любила всем сердцем и готова была пожертвовать для него всем на свете. Благодаря ее заботе детство мальчика прошло в благополучной обстановке. На образование сына Авдотья Константиновна не жалела средств. Саша получил прекрасное домашнее образование.

Учился Саша прекрасно, ещё в детстве усвоил три иностранных языка: французский, немецкий, английский. Авдотья Константиновна была очень музыкальна. Вечерами она играла на гитаре и исполняла романсы и русские песни.

Детские увлечения Александра были весьма разнообразны: он самостоятельно учился играть по нотам, подбирал по слуху, но и пробовал сочинять сам. Он хорошо играл на фортепиано, флейте, виолончели. Список его собственных произведений начинается с польки, которую он написал в 9 лет . С усердием проводил несложные химические опыты, например любил изготовлять фейерверки. В возрасте двенадцати лет Саша превратился в самодеятельную химическую лабораторию не только свою комнату, но и всю квартиру.

Летом 1850 г. Он отлично сдал экзамены на аттестат зрелости при Первой петербургской гимназии. Осенью того же года Бородин поступил вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии.

Первоначальное недоверие Н.Н. Зинина сменилось восхищением, когда он увидел зрелую технику химического экспериментирования и обнаружил высокий уровень научного мышления Александра Бородина. С каждым днем отношения между студентом и профессором становились всё более дружескими. Бородин быстро стал своим человеком в лаборатории.

22 августа 18 61г. В Гейдельберге А.П. Бородин познакомился с пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой. Зарождение любви- это то, о чём обычно знают двое любящих. Но воспоминания Екатерины Сергеевны и письма Александра Порфирьевича сохранили для нас благоухание этого романа. Осенью 1862г. Он вместе со своей невестой вернулся в Петербург, где вскоре состоялась свадьба.

Летом 1877г. А.П. Бородин посещает Германию. Поездка эта оказалась гораздо более интересной чем он мог ожидать. В Веймаре он познакомился с венгерским композитором Ференцем Листом.

15 февраля 1887 г. В последний день Масленицы по инициативе А.П. Бородина для профессоров и преподавателей была организована костюмированная вечеринка. Вечер удался на славу. Александр Порфирьевич был в тот день одет в русскую красную рубашку-косоворотку и высокие сапоги. Он оживлённо балагурил, смешил всех своими забавными каламбурами, танцевал, шутил. И вдруг пошатнулся, побледнел и упал во весь рост…Смерть наступила мгновенно, от разрыва сердца…Так трагически закончилась жизнь великого человека…

Заслуги в химии

В 1859 г. Бородин отправился в научную командировку в Гейдельберг, там он впервые познакомился с Д. И. Менделеевым. Именно в Гейдельберге он работал над поиском рациональных способов получения целого ряда органических кислот. Бородин действовал парами брома на серебряные соли валерьяновой и масляной кислот.

Изучая конденсацию уксусного альдегида, Бородин открыл новое вещество, которое назвал альдолем (2-гидроксибутаналем):

Работая в химической лаборатории г. Пизы, в 1862 г. при фторировании хлористого бензола он получил первое ароматическое фторорганическое соединение – фтористый бензоил: О О

По возвращении в Россию, в академию, в 1862 г. Бородин стал профессором органической химии, руководителем лабораторных занятий. В 33 года – штатский генерал, в торжественных случаях носил мундир с эполетами и шпагу.

Зинин, Менделеев и Бородин странствуют. В 1860 г. с 3 по 6 сентября в немецком городе Карлсруэ проходил Международный конгресс химиков. Здесь собирались ученые со всего мира. Россию представляли семь человек, среди них Зинин, Менделеев и Бородин. Душевное состояние Бородина в эти дни самое восторженное, он общался с мировыми знаменитостями, вечерами – театр, от серьезной оперы до народных балаганчиков.

В 1864г. Бородин начал многолетние исследования, посвященные альдегидам.

В 1872 г. Бородин сообщил, что при исследовании химических свойств ацетальдегида им был открыт новый тип реакции - альдольная конденсация. Альдольная конденсация- это взаимодействие двух молекул кетона или альдегида (одинаковых или разных) в присутствии кислот или оснований с образованием β-гидроксиальдегидов (альдолей).

Основные заслуги в химии:

Заслуги в музыке

В области русской музыки, Бородин является композитором с редким дарованием к национальному колориту; обладая самобытным талантом, Бородин не был чужд влиянию некоторых композиторов. В симфонической музыке наибольшее влияние оказали на Бородина сочинения Шумана, которого, впрочем, не заметно в камерной музыке. В опере Бородина заметно влияние Глинки, отчасти Серова и Мусоргского.

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Немало произведений было написано Александром Порфирьевичем

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах

Около Балакирева в то время группировались молодые русские композиторы: П. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков; к их кружку присоединился и Бородин. Тесный кружок названных музыкантов имел весьма благотворное влияние на Бородина, так как они, страстно любя искусство, постоянно сходились для обмена мыслей, изучения различных музыкальных сочинений и для взаимного ознакомления со своими произведениями. Благодаря соревнованию, чуждому всякой зависти, Бородин, скоро по вступлении в кружок, начал писать свою первую симфонию (Esdur), которая, однако, была окончена только в 1867 г., а исполнена в первый раз 4 янв. 1869г. в симфоническом собрании русск. музык. общества под управлением Балакирева.
Позднее Бородин перешел к сочинению романсов и опер. Так, им написаны романсы: "Спящая княжна" (1867); "Старая песня" (песнь о темном лесе); "Фальшивая нота", "Морская царевна", "Отравой полны мои песни" (1868); баллада "Море" (1870); "Из слез моих". К более позднему периоду относятся романсы: "У людей то в дому" (на слова Некрасова, 1884); "Для берегов отчизны дальней", написанный на смерть Мусоргского (1881); "Чудный сад", "Арабская мелодия" (1885); "Спесь" (на слова гр. А. К. Толстого). Все эти романсы были изданы музыкальными фирмами П. Юргенсона (Москва), В. Бесселя и Кё" (Спб.) и М. Беляева (Лейпциг).

По совету Балакирева Бородин принялся за сочинение оперы на сюжет драмы "Царская невеста" Мея; после нескольких номеров, предпринятый труд был, однако, оставлен и Бородин принялся в начале 1869 г. за сочинение своей второй симфонии (Hmoll), которую он писал семь лет; эта симфония впервые была исполнена 2 февр. 1877 г. в симфоническом собрании И. Р. М. О. под управлением Э. Ф. Направника. Рядом с симфонией, Бородин был занять сочинением оперы "Князь Игорь", сюжет и сценарий которой были предложены автору В. В. Стасовым; в апреле 1869 г. сценарий был существенно видоизменен самим композитором, который в начале очень живо заинтересовался сюжетом своей оперы, и принялся за ревностное изучение относящихся до него литературных памятников нашей старины; так, в него введены весь пролог, комические сцены гудочников Скулы и Ерошки; многие же из первоначально вошедших в либретто сцен, были вовсе исключены из него автором.

Оперу "Князь Игорь" Бородин писал не по порядку сцен, предложенных либреттистом, а в разбивку; раньше всех был сочинен "Сон Ярославны"; в 1874 г. "Половецкий марш" и "Плач Ярославны"; в 1875 г. "Половецкие пляски с хором", "песнь Владимира Галицкого"; в 1876 г. ариозо Ярославны - "Как уныло все кругом"; около 1877 г. "каватина" Владимира Игоревича; в 1878 году хоровая сцена и песня Скулы и Ерошки в 1 дейст., в 1879 г. почти все сцены 1-й картины 1-го действ. и финал 2 карт.; в 1880 г. женский хорик в 3/4 и т.д. Многое из первоначального материала для "Князя Игоря" вошло во 2 симфонию, так как Бородин отказался было от намерения продолжать свою оперу. Только в начале 70-х годов, Бородин вновь принялся за "Игоря", неожиданным толчком к чему послужила "Млада". Эту оперу-балет тогдашний директор театров Гедеонов предложил написать коллективно четырем русским композиторам: Кюи, Мусоргскому, Римскому-Корсакову и Бородину. Хотя заданная работа была окончена вовремя, но постановка нового произведения на Императорской сцене не состоялась. Бородин написал к "Младе" весь 4-й акт, куда входили сцены между князем Яромиром и верховным жрецом, явление теней древних славянских князей, сцены страсти и ревности между Яромиром и Войславой, подъем вод моря от прилива, затопление Храма и общая гибель. Этим материалом Бородин воспользовался для своего "Князя Игоря". Почти все, как говорит В. В. Стасов в своей книге о Бородине, предназначенное для "Млады"", вошло теперь в состав оперы "Князь Игорь": "идоложертвенный хор" жрецов и народа в храме Радегаста послужил основой началу пролога в "Игоре"; сцена "Яромира и жреца" вошла в состав некоторых сцен самого Игоря; дуэт "Яромира и Войславы" лег в основание сцены Игоря, князя Владимира и Кончаковны (терцет) в 3 д. "Игоря" и т.д.

Такого же точно приема держался и Мусоргский, который, начав сперва писать оперу "Саламбо", воспользовался ее материалом для оперы "Борис Годунов". Сочинение "Игоря" затянулось на долгие годы, в продолжение которых Бородин написал два квартета (A-moll и A-dur), одну часть (andante) квартета под названием B-LaF (Bilaeff) в 1886 г., фортепианную сюиту, состоящую из семи пьес, названных "petit рокmе d'amour d'une jeune fille" (1885г.); романс "septain" (семистишие) на слова одного бельгийского поэта (1886 г.); последние два сочинения Бородин посвятил покойной графине де Мерси-Аржанто, проявлявшей большие симпатии к молодой русской школе, произведения которой она ревностно распространяла на своей родине (Бельгии). Ею же, между прочим, переведены на французский язык все романсы Бородина и три отрывка из "Игоря". В промежутке этих лет Бородин написал, кроме того, фортепианное скерцо Esdur (1885 года), посвященное бельгийскому капельмейстеру Жадуль и, наконец, начал свою третью симфонию (A-moll), сочинив две первые части, законченные и инструментованные А. К. Глазуновым.

Что касается "Князя Игоря", то Бородин писал его с большими промежутками времени, в продолжение 18 лет. Начатая в апреле 1869 г. опера уже значительно подвинулась вперед в 1887 г., когда неожиданная кончина Бородина, последовавшая 15 февр. 1887 г., прервала его обширный труд.

Последними страницами "Игоря", написанными Бородиным в феврале 1887 г., были: хор половецкого дозора и речитатив Игоря с Кончаком. Насколько в опере Бородина постороннего элемента, не принадлежащего перу автора, мы не беремся судить, а ограничиваемся помещением примечания, приложенного к клавираусцугу "Князя Игоря", изданному М. П. Беляевым в Лейпциге, на русском, французском а немецком языках. Вот что в нем напечатано: "оставшаяся неоконченной, по смерти автора, опера "Князь Игорь" закончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым. Первым наоркестрованы оставшиеся неинструментованными пролога, 1-го, 2-го и 4-го действий, а также половецкий марш (+18) из 3-го действия; вторым докончены, по оставшимся материалам, и инструментованы остальные ++ 3-го действия и увертюра. В начале каждого + партитуры означено, кому принадлежит инструментовка или окончание его.

Первое представление "Князя Игоря" на сцене Мариинского театра состоялось 23-го октября 1890 г. под управлением капельмейстера К. А. Кучера. В первый же сезон опера Бородина выдержала 13 представлений, и как на первом, так и на последующих спектаклях имела большой успех.

Основные заслуги в музыке

Занимательные факты из жизни учёного:

Рассеянность Бородина

За меня не волнуйтесь.

Однажды в юности Бородин с другом возвращался с домашнего музыкального вечера, в котором оба молодых человека принимали участие: Бородин играл на флейте, его друг – на скрипке. Было уже довольно поздно, фонари еле-еле мерцали. Бородин, о чем-то задумавшись, шагал впереди, а его засыпавший на ходу приятель несколько отстал. Вдруг какой-то странный и непонятый шум, а затем вскрик заставили приятеля встрепенуться.

– Эй! – позвал он, однако никто ему не ответил. Бородин исчез.

Испуганный молодой человек замер, прислушиваясь, и минутой спустя услышал звуки флейты. Удивительным было то, что они доносились откуда-то из-под земли. Оказалось, что в темноте Бородин оступился и упал в какую-то глубокую яму.

– Александр, с тобою все в порядке? – крикнул вниз приятель.

– Пока не знаю, – отозвался молодой музыкант, – но, слава Богу, флейта, кажется, цела!

Ты скажи хотя бы, как тебя зовут.

Однажды Бородин с женой отправился за границу. На пограничном пункте, оставив жену на улице, Бородин зашел в комендатуру. Чиновник, проверявший паспорта, проформы ради спросил Александра Порфирьевича, как зовут его жену. Бородин же, отличавшийся чрезвычайной рассеянностью, никак не мог вспомнить имя своей супруги.

Ваше сиятельство!

Очень часто Бородину, профессору Медико-хирургической академии, приходилось отправляться к высокопоставленным лицам, чтобы хлопотать о ком-либо из своих студентов или коллег. При этом полагалось надевать парадный генеральский мундир, регалии.

Бородин А.П.- поистине великий и разносторонний человек. Мне кажется, что люди должны хоть чуточку, но задуматься над тем, чтобы взять пример с этого замечательного человека с непростой судьбой, которая не сломила его, а лишь закалила его характер.

Ведь не случайно сейчас спорят химики и музыканты, кому же все-таки принадлежит А.П. Бородин:

Науке или искусству? На это можно дать лишь один ответ: Александр Порфирьевич Бородин принадлежит народу, из которого он вышел, и весь его многогранный талант-свидетельство способностей могучего русского народа. В 2013 году Бородину исполнилось бы 180 лет.

Дианин С.А. Бородин: Жизнеописание и документы.- М.: Государственное музыкальное издательство,1960


Александр Бородин – русский ученый, внесший огромный вклад в изучение органической химии. Выдающийся композитор, автор оперных и симфонических произведений, многие из которых он так и не успел закончить при жизни.

Александр Порфирьевич тесно сотрудничал с Дмитрием Менделеевым, основал собственную исследовательскую лабораторию и однажды стал открывателем химической реакции, которая теперь носит его имя.

Детство и юность

12 ноября 1833 года у князя благородных грузинских кровей Луки Гедианова и дочери рядового военного Авдотьи Антоновой родился сын Александр. Мальчик появился вне брака: его отец переехал в Петербург после расставания с законной супругой и на одном из балов влюбился в девушку из простой семьи.

Сашу записали сыном Порфирия Бородина – слуги князя. Документально будущий ученый и композитор являлся крепостным своего родителя.

Александр Порфирьевич Бородин

Детство маленький Александр провел в доме отца. Родная мать Авдотья жила здесь же, но на людях сына попросили называть ее тетей. Женщина не хотела отправлять ребенка в пансионат и уговорила Луку организовать ему домашнее обучение. К мальчику приходили учителя немецкого и французского языков, а грамоте и счету мать научила Сашу сама.

С 1840 года Авдотья родила еще двух мальчиков – Дмитрия и Евгения. Первый из них не был сыном Луки – он был рожден от неизвестного мужчины. С обоими братьями Александр Бородин тепло общался всю жизнь.

Вскоре князь Гедианов серьезно занемог. С тем, чтобы в случае его смерти любимая женщина и сын ни в чем не нуждались, он выдал Авдотью замуж за военного медика. Брак был фиктивным – Лука пошел на это дабы упрочить ее положение в обществе. Через год князь подарил своей возлюбленной просторный дом рядом с Семеновской площадью, куда Авдотья с сыном вскоре и переехала. Окна особняка выходили на плац, где муштровали солдат, и Саша часто слышал торжественные звуки военных маршей. Будущий композитор запоминал эти мелодии и пробовал воспроизводить их на фортепиано. Юный Бородин часто спускался к военным и расспрашивал музыкантов про их инструменты.

Отец скончался в 1843 году. До своего ухода он успел позаботиться о вольной грамоте для сына. Через некоторое время мать повстречала мужчину – учителя немецкого Федора Федорова, и они стали вместе жить. Через три года новый возлюбленный матери познакомил с сыном преподавателя Царскосельского лицея Михаилом Шиглевым. В целях экономии было решено обучать мальчишек вместе, ведь по каждому предмету приходилось нанимать отдельного преподавателя. Так Миша приехал в Петербург и стал жить в доме матери Бородина.

Обучать мальчиков приходили педагоги иностранных языков, математики, черчения, рисования и географии. Кроме того, учащиеся учились танцевать и музицировали. В первый же год ребята научились свободно читать ноты и бойко играть в четыре руки произведения Гайдна, Бетховена и Мендельсона. Александру и Михаилу давали полноценную программу Царскосельского лицея – это контролировал отец Шиглева.

В 13-летнем возрасте Александр закончил работу над своим первым концертом для фортепиано с флейтой. Партию флейты исполнял сам автор, а его друг Миша играл на фортепиано. Прослушав сочинение ученика, преподаватель музыки остался в восторге и посоветовал юноше не переставать творить. Через некоторое время Бородин сочинил произведение для виолончели и двух скрипок. Мать была несказанно рада успехам талантливого сына. Первые его произведения издавать помогала она.

Одной музыкой круг интересов Саши не ограничивался. Его комната напоминала исследовательскую лабораторию – повсюду стояли колбы, склянки, емкости с растворами, трубки и горелки. Будущему ученому нравилось изучать литературу по химии, изготавливать акварельные краски и проводить пиротехнические эксперименты.

Это увлечение было настолько серьезным, что парень решил посвятить свою жизнь этой профессии. В 1850 году молодой человек стал студентом медицинского факультета хирургической академии. Осуществить это было не так то просто: в те годы по закону бывший крепостной не мог рассчитывать на высшее образование. Выручила мать, которая уговорила тверского чиновника приписать Бородина к купеческому сословию.

Выпускные экзамены в гимназии и вступительные в медицинскую академию Александр сдал блестяще.

Медицинская академия

Юноша был из тех студентов, которых обычно ставят в пример. Он много занимался дополнительно, самостоятельно изучая материал. На третьем курсе академии преподавателем Бородина стал известный русский химик Николай Зинин, который заведовал большой лабораторией. Будущему светилу науки позволили посещать это место, когда понадобится и ставить там опыты. Николай Николаевич собирал у себя студентов, которые полюбили его предмет всей душой. В лаборатории ученого велись жаркие споры, обсуждались различные идеи и выводились новые формулы.

Александр Порфирьевич Бородин

Занимаясь химией, Бородин ни на минуту не забывал о музыке. Он продолжал брать уроки виолончели и фортепиано, а по выходным с Мишей Шиглевым он посещал дом чиновника и большого почитателя искусств Ивана Гаврушкевича. На этих вечерах можно было встретить композиторов Иосифа Гунке, Александра Серова, Осипа Дробиша.

В 1856 году Бородин стал выпускником Медико-хирургической академии. По распределению он попал в ординаторскую Второго военно-сухопутного госпиталя. Но вскоре музыкант понял, что врачом работать не сможет: он несколько раз терял сознание при виде тяжелых ран, а однажды даже сломал хирургический инструмент прямо в горле больного. К счастью, тогда все обошлось – молодой доктор сумел взять ситуацию под контроль.

Главный врач госпиталя любил устраивать вечера, куда ходил и Александр Бородин. Там то композитор и познакомился с юным Модестом Мусоргским. Семнадцатилетний юноша служил в госпитале дежурным офицером и только начинал развиваться как профессиональный композитор. Молодые люди нашли много общих тем для разговоров, продолжив общаться и в дальнейшем. Разумеется, главной темой дискуссий композиторов всегда была музыка.

Весной 1856 года Бородин вернулся к своему наставнику Зинину, стал его ассистентом и начал вести студенческие семинары. Он принял решение с головой погрузиться в науку и написать диссертацию о действии различных ядов на человеческий организм. Через два года он стал доктором медицинских наук, защитив диссертацию.

Александр Порфирьевич Бородин

В 1859 году композитор был направлен в Германию, для повышения квалификации химика. Эту поездку помог организовать преподаватель и коллега Николай Николаевич Зинин.

Музыка Бородина. возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь.
Б. Асафьев

Александр Порфирьевич Бородин / Alexander Borodin

Бородин родился от неофициального брака князя Л. Гедианова и русской мещанки А. Антоновой. Свою фамилию и отчество он получил от дворового человека Гедианова — Порфирия Ивановича Бородина, сыном которого его записали.

Бородин интенсивно занимается наукой. За 3 года пребывания за границей он выполнил 8 оригинальных химических работ, принесших ему широкую известность. Он использует любую возможность для поездок по странам Европы. Молодой ученый знакомился с жизнью и культурой народов Германии, Италии, Франции, Швейцарии. Но и музыка всегда сопутствовала ему. Он по-прежнему с увлечением музицировал в домашних кружках и не упускал возможности побывать на симфонических концертах, в оперных театрах, познакомившись таким образом со многими произведениями современных западноевропейских композиторов — К. М. Вебера, Р. Вагнера, Ф. Листа, Г. Берлиоза. В 1861 г. в Гейдельберге Бородин встретился со своей будущей женой - талантливой пианисткой и знатоком русской народной песни Е. Протопоповой, горячо пропагандировавшей музыку Ф. Шопена, Р. Шумана. Новые музыкальные впечатления стимулируют творчество Бородина, помогают ему осознать себя русским композитором. Он настойчиво ищет в музыке свои пути, свои образы и музыкально-выразительные средства, сочиняя камерно-инструментальные ансамбли. В лучшем из них — фортепианном Квинтете до минор (1862) - уже ощущается и эпическая сила, и напевность, я яркий национальный колорит. Это сочинение как бы подводит итог предшествующему художественному развитию Бородина.

Осенью 1862 г. он вернулся в Россию, был избран профессором Медико-хирургической академии, где до конца своей жизни читал лекции и вел практические занятия со студентами; с 1863 г. некоторое время преподавал и в Лесной академии. Начал он и новые химические исследования.

В конце 70-х — начале 80-х гг. Бородин создает 2 струнных квартета, став наряду с П. Чайковским основоположником русской классической камерно-инструментальной музыки. Особую популярность завоевал Второй квартет, музыка которого с большой силой и страстностью передает богатый мир душевных переживаний, обнажая яркую лирическую сторону дарования Бородина.

С начала 80-х гг. известность Бородина-композитора растет. Его произведения исполняются все чаще и получают признание не только в России, но и за рубежом: в Германии, Австрии, Франции, Норвегии, Америке. Триумфальный успех его сочинения имели в Бельгии (1885, 1886). Он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца XIX — начала XX в.

Творчество Бородина оказало огромное влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов (и их числе Глазунов, Лядов, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, К. Дебюсси, М. Равель и др.). Оно составляет гордость русской классической музыки.

Читайте также: