Тема странного человека в русской литературе xix xx веков сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Тема «маленького человека” — это «сквозная тема” русской литературы. Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней, на нижних из которых трудились и страдали от бедности, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей бедой.

Маленькие люди — небогаты, незаметны, судьба трагична, они беззащитны.

Труженик. Слабый человек. Теряет дочь – её увозит богатый гусар Минский. Социальный конфликт. Унижен. Не может постоять за себя. Спился. Самсон потерялся в жизни.

Сочувствие автора. Бедный станционный смотритель. Из бодрого мужчины превратился в хилого старика. Унижение. Смирение. Одинокая старость. Смерть.

Стоит где-то на перекрестке проезжих дорог небольшая почтовая станция. Здесь живут чиновник 14-го класса Самсон Вырин и его дочь Дуня — единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя, полную покрикиваний и проклятий проезжающих. Но герой повести -Самсон Вырин- вполне счастлив и спокоен, он давно приспособился к условиям службы, красавица дочь Дуня помогает ему вести нехитрое хозяйство. Он мечтает о простом человеческом счастье, надеясь понянчить внуков, провести старость в кругу семьи. Но судьба готовит ему тяжкое испытание. Проезжий гусар Минский увозит Дуню, не задумываясь о последствиях своего поступка.

В образе Евгения воплощена идея противостояния простого человека и государства.

Живет в Коломне, где-то служит,

Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.

О чем же думал он? О том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость, и честь;

Что мог бы бог ему прибавить

Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия.

Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и государственными интересами и интересами частной личности.

Тема бунта находит выражение в фантастическом образе приведения, который появляется на улицах Петербурга после смерти Акакия Акакиевича и снимает шинели с обидчиков.

. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть строго Петербурга. На фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладовых.

Человек не только гибнет от нищеты, но понимает, как он духовно опустошается: начинает презирать самого себя, но не видит кругом ничего, за что бы уцепиться, что удержало бы его от распада личности. Трагичен финал жизненной судьбы Мармеладова: на улице его задавила щегольская барская коляска, запряжённая парой лошадей. Бросившись им под ноги, этот человек сам нашёл исход своей жизни.

В XX веке тема получила развитие в образах героев И. Бунина, А. Куприна, М. Горького и даже в конце XX века можно найти её отражение в творчестве В. Шукшина, В. Распутина и других писателей.

Развитие темы маленького человека у Гоголя

После смерти он в виде призрака летает по улицам Петербурга, срывая шинель с прохожих – таким образом он стремится добиться высшей справедливости.

Сатирический образ в раннем творчестве

В ранних рассказах Чехова тема маленького человека получает новое осмысление, хотя героями многих его юмористических произведений, как и раньше в литературе, часто выступают мелкие чиновники. Новаторский подход Чехова проявляется не в том, что автор иначе описывает положение героев, меняет их социальное положение или усиливает драматизм ситуаций. Наоборот, герои в тех же обстоятельствах, но ведут себя по-другому, руководствуются низкими и недостойными мотивами.


Казалось бы, Тонкого никто не собирается унижать, оскорблять или помыкать им. Герой сам ставит себя в приниженное положение, как только узнаёт о социальном неравенстве. Он готов пресмыкаться ради получения выгоды и из-за страха перед вышестоящими лицами. Разумеется, всё это негативно сказывается на встрече бывших приятелей.

Толстый, который был очень рад видеть своего одноклассника, сначала удивляется, потом теряется, а в конце наполняется презрением к Тонкому. Однако причиной этого становится не бедственное положение Михаила и не низкий чин, а фальшивая почтительность, в которой безошибочно угадывается мелкий чеховский человек.

Основная проблема подобных людей — духовное рабство. Им незнакома уязвлённая гордость, их охватывает грязное честолюбие, которое подсказывает: путём постоянного подхалимства и уничижений можно добиться более высокого положения и обезопасить себя. В рассказах высмеиваются люди, полные подобострастия и трусости.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Бутягина Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы. «Я стра.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Бутягина Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы. «Я стра.

Героями русской литературы с давних времён были некие персонажи, которых назы.

Проблема и актуальность исследовательской работы Проблема: неумение общества.

Цель и задачи исследовательской работы Цель исследования - доказать необходим.

Опытно-экспериментальная часть. Опрос учеников. Данный пункт моей научно-иссл.

Таблица результатов. Образец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый.

Таблица результатов. Образец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень

Теперь, когда результаты анкетирования проанализированы, можно подвести итоги.

3. Выводы. Передо мной стояла непростая задача: доказать необходимость измене.

Русская классическая литература признана во всем мире. Она богата многими художественными открытиями. Многие термины и понятия присущи только ей и неизвестны мировой литературе.

Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший это общество "лишний человек" не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был замечен ими как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы. В личных судьбах героев, которых принято называть "лишними людьми", отразилась драма передового дворянства

Цель данного исследования: дать обоснование уместности или неуместности употребления термина "лишние люди"

- проследить развитие образа "лишнего человека" в русской литературе 19-го века;

- раскрыть роль "лишних людей" в конкретных произведениях;

- выяснить значение данных персонажей для русской литературы;

В своей работе я стремилась ответить на вопросы:

- кто такой "лишний человек?

- нужен, полезен ли он миру?

Предмет исследования: образы "лишних людей" в русской литературе

Объект исследования: произведения русских писателей 19-го века

Так почему же такой умный и образованный человек не желает трудиться? Ответ прост: Илья Ильич так же, как Онегин и Печорин не видит смысла и цели такого труда, такой жизни. “Этот не разрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели”, — писал Писарев.

Жизнь персонажа Гончарова - розовые мечтания на мягком диване. Тапочки и халат - неотъемлемые спутники обломовского существования и яркие точные художественные детали, раскрывающие внутреннюю сущность и внешний образ жизни Обломова. Живя в придуманном мире, отгороженном пыльными шторами от реальной действительности, герой посвящает свое время построению несбыточных планов, ничего не доводит до конца. Любое его начинание постигает участь книги, которую Обломов читал уже несколько лет на одной странице.

Главное сюжетной линией в романе являются взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской. Именно здесь герой раскрывается нам с лучшей стороны, открываются его самые заветные уголки души. Но, увы, в итоге он поступает так, как уже знакомые нам персонажи: Печорин и Онегин. Обломов решает прервать отношения с Ольгой ради ее же блага;

Все они оставляют любимых женщин, не желая причинять им боль.

Читая роман, невольно задаешься вопросом: почему же всех так тянет к Обломову? Очевидно, что каждый из героев находит в нем частичку добра, чистоты, откровения - всего того, чего так не хватает людям.

Гончаров в своем романе показал разные типы людей, все они прошли перед Обломовым. Автор показал нам, что Илье Ильичу нет места в этой жизни, так же как Онегину, Печорину.

Александр Чацкий и Евгений Базаров

Д.И. Писарев отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев испытывает невольную антипатию к своему герою, к направлению его мыслей. Но общее заключение о романе сводится не к этому. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается Дмитрием Ивановичем как достоинство, поскольку со стороны виднее достоинства и недостатки и критика будет плодотворнее раболепного обожания. Трагедия Базарова, по мнению Писарева, состоит в том, что для настоящего дела в действительности нет благоприятных условий, а потому автор, не имея возможности показать, как живет и действует Базаров, показал, как он умирает.

Все герои: и Онегин, и Печорин, и Обломов, и Лаврецкий, и Чацкий во многом похожи. Они дворянского происхождения, от природы наделены недюжинными способностями. Они блестящие кавалеры, светские франты, разбивающие женские сердца (исключением, наверное, будет Обломов). Но это для них – скорее дело привычки, чем истинная потребность. В душе герои чувствуют, что это им совсем не нужно. Они смутно хотят чего-то настоящего, искреннего. И все они хотят найти применения своим большим возможностям. Каждый из героев по-своему стремится к этому. Онегин больше действует (пробовал писать, хозяйствовать в деревне, путешествовал). Печорин же больше склонен к размышлению и самоанализу. Поэтому о внутреннем мире Григория Александровича мы знаем гораздо больше, чем о психологии Онегина. Но если на возрождение Евгения Онегина мы можем еще надеяться, то жизнь Печорина заканчивается трагически (он умирает от болезни по дороге), впрочем, Обломов тоже не оставляет надежд.
Каждый герой, несмотря на успех у женщин, не находит счастья в любви. Во многом это объясняется тем, что они большие эгоисты. Часто чувства других людей для Онегина и Печорина ничего не значат. Для обоих героев ничего не стоит разрушить мир других, любящих их, людей, растоптать их жизнь и судьбу.
Печорин, Онегин, Обломов и Лаврецкий во многом похожи, многим различаются. Но главная их общая черта – это неспособность героев реализовать себя в своем времени. Поэтому все они несчастны. Имея большие внутренние силы, они не смогли принести пользы ни себе, ни окружающим людям, ни своей стране. В этом их вина, их беда, их трагедия…

Человек не может быть лишним, поскольку по своей природе является уникальным. Каждый из нас не зря приходит в этот мир. Ничего не бывает просто так, всему есть значение и объяснение. Если задуматься, каждый человек может одним своим существованием делать кого-то счастливым, а если он приносит счастье в этот мир, значит, он уже не бесполезен.

Такие люди уравновешивают мир. Своей несобранностью, нерешительностью, медлительностью (как Обломов) или, наоборот, метаниями, поиском себя, поиском смысла и цели своей жизни (как Печорин) они будоражат остальных, заставляют их задуматься, пересмотреть взгляд на окружающее. Ведь если бы каждый был уверен в своих желаниях и целях, то неизвестно, что бы стало с миром. Ни один человек не приходит в этот мир бесцельно. Каждый оставляет свой след в сердцах и умах кого-то. Не бывает ненужных жизней.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек, приходящий в этот мир нужен, и термин "лишние люди" не справедлив.

В литературе образ человека, вступившего в неразрешимый конфликт с обществом, появился не случайно. Общественно-политические события того времени наложили отпечаток на жизнь каждого человека и государства в целом. Новые государственные реформы, смена старого режима правления на соответствующий требованиям времени, революционные настроения – всё переворачивает неподготовленное сознание передового дворянина.

2 вариант

Страдает от этого, ищет смысл жизни. Общество не принимает и не понимает его. Он вынужден уезжать за границу, поступать на военную службу. Но и там он не находит себе покоя, не находит единомышленников. Растрачивает себя, свои таланты на пустое времяпровождение.

Общественно-политическая система 19 века стоит на пороге кризиса. Она наложила отпечаток на жизнь каждого человека, живущего в российском государстве. Декабрьское восстание подавлено, декабристы сосланы в ссылки в Сибирь и в Якутию. Цензура за печатными изданиями. Революционные настроения из Европы просачиваются и в Россию.

Она начинает медленно что-то понимать. Русский народ всегда долго запрягает, зато едет потом быстро.

Интеллигенция жить по-старому уже не хочет, а по-новому не знает, как это сделать. Вот Онегин – умный, образованный красавец, понимает, что в России что-то надо менять, но как это сделать – не знает. Да и не хочет. Он по натуре не бунтарь. Читает не любовные романы, а соцалиста-утописта Адама Смита. Соседи в деревне считают его странным человеком и сторонятся.

Евгений Базаров – имеет блестящее образование, поддерживает идеи декабристов, разбирается в общественных проблемах. Но старое поколение не понимает, не принимает и не хочет жить по его идеям. Им неплохо живётся в своём сельском болоте. Ничего менять они не хотят. Они отвергают Базарова.

Лишний человек неудобен для существующего общества. Он не хочет жить по-старому, его ум требует деятельности, он хочет другой жизни, не бессмысленной и никому не нужной, а полноценной. Но как построить эту, новую жизнь, он не знает.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема Лишнего человека в русской литературе 19 века

Популярные сегодня темы

Произведения Л. Н. Толстого правдиво отразили жизнь разных социальных слоев российского общества. В его романах, пьесах, повестях можно увидеть судьбы дворян,чиновников, крестьян. Толстой прошел военную службу

Айвазовский считается одним из лучших маринистов России, он действительно умел великолепно писать море. Довольно часто Иван Константинович привлекался сюжетами не спокойного моря

Каждый человек о чем-то мечтает. Это не зависит от возраста, пола и положения в обществе. Начинают мечтать еще в раннем детстве. Первые желания чистые и наивные. Когда малыши мечтают, они верят, что все исполнится.

Рассказ Валентина Распутина "Уроки Французского" был написан в 1973 году. Автор описывает послевоенное время, когда люди еще не понимали, как жить.

Читайте также: