Тема семьи в романе салтыкова щедрина господа головлевы сочинение

Обновлено: 28.06.2024

В центре событий произведения находится семья Головлевых. Мать постоянно думает о деньгах и о том, как их приумножить. Богатство – это главная ее цель в жизни. Ее сын Степан сильно расстраивает женщину. Он не оправдывает ее ожиданий и надежд. Мать считает сына никчемным и бесперспективным. Для нее он балбес. Но для читателей Степан выступает в ином свете. Мы видим его достаточно умным и образованным парнем. Он хочет жить отдельно от своей семьи.

У парня есть родной брат Порфирий (часто его называют Иудушкой), который так же не любит Степана и хочет от него избавиться. Он хочет лишить Степу всего наследства. Порфирий жадный и алчный, он не хочет делить с родственником свои богатства.

Неожиданно Степан умирает, от этого Иудушка приходит в полный восторг. Он прекрасно умеет лгать и ради своей выгоды готов на все, что угодно. Всех своих оставшихся родственников Иудушка считает врагами и конкурентами. Семья Головлевых не дорожит семейными отношениями. Для этих людей нет ничего святого. Ради денег все члены семьи готовы на любой, даже самый ужасный, поступок. Они воюют друг с другом.

Иудушка настоящий предатель, не зря у него такое прозвище. С каждым днем он становится более алчным и озлобленным. Он хочет увеличить свое богатство, ради этого он демонстрирует наигранную любовь к родным.

Когда у Порфирия умерли дети, он ничуть не расстроился. Их жизнь была в его руках. Порфирий мог их спасти. Но мужчина этого не пожелал делать, потому что не видел своей выгоды. Он остался совсем один. Со временем у него появились проблемы с психикой. Вскоре гниль поглотила его полностью.

Третье поколение славно известной семьи прожило трагическую жизнь. Дети и племянники Иудушки прожили не долго. Все кто хотел бежать из этого семейства вскоре погибали.

Салтыков – Щедрин хотел показать читателям, неизбежность смерти. В своем произведении он показал, как постепенно исчезло дворянство. Они не хотели учиться, развиваться и работать, всю работу за них выполняли крестьяне. На уме у них были только деньги и богатство.

Дворянство, по мнению Салтыкова – Щедрина уже давно сгнило. Они не могут жить по-другому, у них свой мир, в котором, правят деньги, ложь и злость. Дворяне стали позором для всей страны. Автор иронично описывает их нравы и модель поведения в своем произведении.

“Господа Головлевы” – это социальный роман из жизни дворянской семьи. Разложение буржуазного общества, как в зеркале, отразилось и в разложении семьи. Рушится весь комплекс нравственных отношений, цементирующих родственные связи и регулирующих моральные нормы поведения. Тема семьи становится злободневной.

Внимание М. Е. Салтыкова-Щедрина в этом романе целиком посвящено анализу уродств, исследованию причин и показу последствий.
Вот перед нами родоначальница и глава семейства Арина Петровна Головлева.
Она властная и энергичная

помещица, хозяйка и глава семейства, натура целеустремленная, сложная, богатая своими возможностями, но испорченная беспредельной властью над семьей и окружающими. Она единолично распоряжается имением, обездоливая крепостных, превратив мужа в приживальщика, калеча жизнь “постылым детям” и развращая “любимчиков”. В фантастической погоне за “благоприобретенным” она умножила богатство мужа.

Для кого и для чего? Трижды мы слышим в первой главе ее вопль: “И для кого я всю эту прорву коплю! Для кого припасаю!

Ночей недосыпаю, куска недоедаю… для кого!?” – Вопрос Арины Петровны,

конечно, риторический: подразумевается, что все это она делает для семьи, для детей. А так ли это на самом деле? Нет, не так.

О семье, о детях, о материнском долге она говорит, чтобы замаскировать свое истинное отношение – полное равнодушие, да чтобы злые языки не попрекнули. Громко, для всех – ханжески-лицемерные слова об умершей дочери Анне и ее сиротках-близнецах: “Одну дочку Бог взял – двух дал”. Для себя, для “внутреннего употребления”: “Как жила твоя сестрица (это пишет она своему “любимчику” Порфирию) беспутно, так и умерла, подкинув мне на шею двух своих щенков”.
С языка Арины Петровны не сходило слово “семья”. Но это был лишь пустой звук. В хлопотах о семье она забывала о ней.

У нее не было времени и желания думать о воспитании детей, о развитии их нравственности. Жажда накопительства извращала и убивала инстинкт материнства. “В ее глазах дети были одной из тех фаталистических жизненных установок, против которых она считала себя вправе протестовать, но которые тем не менее не затрагивали ни одной струны ее внутреннего существа, всецело отдавшегося бесчисленным подробностям жизнеустроительства”. Дети, ощущая полное равнодушие матери и не чувствуя любви, платили ей таким же равнодушием, переходящим во вражду.

Арина Петровна понимала, что у детей нет к ней благодарности, и, глядя на них, не раз спрашивала себя, кто будет ее погубитель. Но, вечно погруженная в материальные хлопоты и меркантильные расчеты, и на этой мысли подолгу не останавливалась.
А все вместе – всевластие хозяйки и матери, атмосфера стяжательства, презрение к созидательному труду – нравственно разлагает души детей, формирует натуры приниженные, рабские, готовые на ложь, обман, подличанье и предательство.
Старший сын Степан, от природы наблюдательный и остроумный, но безалаберный, постылый Степка-балбес, спился и умер неудачником. Дочь, из которой Арина Петровна намеревалась сделать бесплатного бухгалтера, сбежала из родительского дома и вскоре, брошенная мужем, умерла. Двух ее маленьких девочек-близнецов бабушка взяла к себе.

Вначале смотрела на них, как на обузу, потом привязалась к ним. Девочки выросли, стали провинциальными актрисами. Предоставленные самим себе, без опоры и поддержки, они не сумели защититься от пошлых домогательств богатых бездельников и, опускаясь все ниже, оказались втянутыми в скандальный судебный процесс.

В результате – одна отравилась, у другой не хватило духу выпить яд, пришлось заживо похоронить себя в Головлеве.
Отмена крепостного права нанесла “первый удар” властности Арины Петровны. Сбитая с привычных позиций, встретившись с настоящими жизненными трудностями, она становится слабой и бессильной. Она поделила имение между сыновьями Порфирием и Павлом, оставив себе лишь капитал.

Павел вскоре умер. Его имущество перешло к ненавистному брату Порфирию. Но еще до смерти Павла Порфирий сумел обойти “милого друга маменьку”, выманить у нее капитал.

Более хитрый и коварный, любимчик Иудушка “проглатывает” ее капитал, превращая мать в скромную приживалку.
Все, во имя чего Арина Петровна подвергала себя лишениям, уродовала свою жизнь и жизнь своей семьи, оказалось призраком. В конце своей жизни Арина Петровна с горечью сознает: “Всю-то жизнь она что-то устраивала, над чем-то
убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Всю жизнь слово “семья” не сходило у нее с языка; во имя семьи она одних казнила, других награждала; во имя семьи она подвергала себя лишениям, истязала себя, изуродовала всю свою жизнь – и вдруг выходит, что семьи-то именно у нее нет!” Паразитический образ жизни, отсутствие привычки жить своим трудом, праздность, атмосфера накопительства (или, как мы сегодня говорим, – вещизма), лицемерие, ложь, вражда всех к каждому и каждого ко всем; непригодность к делу, лень, беспомощность ведут “господ Головлевых” к неизбежному вымиранию.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Именно так и обстояли дела в богатом семействе дворян Головлевых.

Помещица Арина Петровна предстает читателю как жадная, властная и всеми нелюбимая женщина. Ее боится и ненавидит муж за то, что она его не воспринимает как человека. Ее остерегаются старшие дети, а младший перед ней заискивает.

После смерти Анны, дочери Арины Петровны, самое неприятное для помещицы было то, что ей пришлось приютить двух внучек в Головлевском поместье. Однако трагедии на этом не закончили. Сын Степан не выдержал материнского безразличия. Перед смертью он признается помещице, что слышал ее страшные слова ненависти.

Семья рушилась. С каждой главой умирал новый персонаж. Никто не мог долго выдерживать натиска, престарелой Головлевой.

Почему никто не может помочь уже взрослым и состоявшимся мужчинам? Отчего они все обречены на смерть в самом расцвете сил? Можно ли это было остановить?

Уже было слишком поздно. Даже Арина Петровна перед собственной кончиной поняла, что все было напрасно. И все разговоры о том, что она припасала для семьи, оказались ложью. Помещица все копила для себя.

Однако имея такие богатства, женщина не стала счастливей. Ей каждый раз омрачали жизнь ее дочь и сыновья. Наблюдая за тем, как все кроме Иудушки катятся по наклонной, Арина Петровна не могла понять, что она сделала не так в жизни. Она так же испытывала дефицит любви. Ни муж, ни дети ей не смогли этого дать. Помещица изначально саму себя загнала в жесткие рамки.

Порфирия женщина нелюбима больше всех. Свою семью он тоже не смог сберечь. Сначала он овдовел, а затем похоронил обоих сыновей. Бог давал Иудушке шанс, когда на свет появился сын Владимир, однако отцовских чувств у мужчины не было, и он отправил ребенка в детский дом на явную гибель.

Возможно, именно Владимиру было суждено вырасти в материнской любви, заботе и познать счастье. Однако автор дает понять, что весь род Головлевых будет мучиться, и каждый по-своему.

Салтыков-Щедрин показал, что даже очень обеспеченная семья не имея любви, уважения и тепла друг к другу, не сможет преодолеть испытаний, посланных свыше. Со временем обязательно случится неминуемый крах.


Жанр романа

Популярные сочинения

Темы, затронутые в книге

Основной тематикой романа является постепенное угасание, вырождение, поэтапный упадок дворянского семейства, распад родственных связей в целом. Ключевой мыслью произведения выступают причины такого вырождения: праздный образ жизни, бездеятельность, пустословие, дефицит любви между близкими людьми, отсутствие духовности.

  1. В первую очередь, это наследственный характер, повторение пороков и отрицательных черт в детях, внуках — Иудушка изображен еще лицемернее матери, а братья показаны более безвольными, чем отец.
  2. Во-вторых, сам образ жизни членов семьи, где господствуют праздность, отсутствие какой-либо умственной или физической деятельности, пьянство, недостаток общения, однообразное питание.
  3. Страсть накопительства, характерная для Арины Головлевой, которая стала очередной причиной вырождения семьи, т. к. оборачивалась только неприятностями для ее детей.

Сюжетная линия, композиция

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Дети, ощущая полное равнодушие матери и не чувствуя любви, платили ей таким же равнодушием, переходящим во вражду. Арина Петровна понимала, что у детей нет к ней благодарности, и, глядя на них, не раз спрашивала себя, кто будет ее погубитель. Но, вечно погруженная в материальные хлопоты и меркантильные расчеты, и на этой мысли подолгу не останавливалась. А все вместе — всевластие хозяйки и матери, атмосфера стяжательства, презрение к созидательному труду — нравственно разлагает души детей, формирует натуры приниженные, рабские, готовые на ложь, обман, подличанье и предательство.

Старший сын Степан, от природы наблюдательный и остроумный, но безалаберный, постылый Степка-балбес, спился и умер неудачником. Дочь, из которой Арина Петровна намеревалась сделать бесплатного бухгалтера, сбежала из родительского дома и вскоре, брошенная мужем, умерла. Двух ее маленьких девочек-близнецов бабушка взяла к себе. Вначале смотрела на них, как на обузу, потом привязалась к ним. Девочки выросли, стали провинциальными актрисами. Предоставленные самим себе, без опоры и поддержки, они не сумели защититься от пошлых домогательств богатых бездельников и, опускаясь все ниже, оказались втянутыми в скандальный судебный процесс. В результате — одна отравилась, у другой не хватило духу выпить яд, пришлось заживо похоронить себя в Головлеве.

Прочие главы

  • начинает жить в мире фантазий и грез;
  • мечтает о мнимом богатстве;
  • хочет мстить всем подряд.

В самом конце романа происходит духовное преображение Порфирия: выпивающая с тоски и горя Аннушка вызывает у него чувство вины, он даже пытается просить у нее прощения, а потом в одном халате собирается к матушке на могилу. Дойти ему не удается, т. к. он замерзает по пути. Аннинька тоже ждет своей кончины, сохранив все же желание захватить поместье.

Основные герои

Старший их сын Степан (Степка-озорник, Степка-балбес), любимец отца и такой же проказник, из-за постоянных принижений со стороны матери растет безвольным и покорным. Хоть он и выучился в университете, парень сам никак не смог устроиться на работу. Мать купила ему дом, а он все прокутил, на службе не преуспел, возвратился домой и нашел свою смерть в нищете.

Дочь Аннушку матушка отправила в институт с намерением сделать ее бухгалтером. Но девушка влюбилась в молодого корнета, с которым обвенчалась без разрешения родителей. Через 2 года муж сбежал, истратив выделенные матерью 5 тысяч. Сама Аннушка скончалась, оставив девочек близнецов (Анниньку и Любиньку).

  • не интересовался ни играми, ни учебой;
  • не любил общаться;
  • боялся своей матери.

Художественное своеобразие произведения

Чудные имена персонажей как будто сами провоцируют на не менее чудовищные поступки, а их уменьшительно-ласкательная форма является не чем иным, как язвительным сарказмом. Большое внимание уделяется факту безбожия персонажей, библейским притчам и образам. Автор заканчивает роман смертью Иудушки, подражая библейской смерти и раскаянию Иуды.

Такова характеристика произведения кратко. Проблематика, поднятая в книге, действительно, актуальна. Возможно, именно поэтому его сегодня часто рассматривают в учебных заведениях. Школьники и студенты пишут обзоры, рефераты, в которых описывают тему конфликта отцов и детей. Интересуются этим произведением и критики, а потому они создают обзоры и рецензии на него.

В данном романе Салтыков-Щедрин анализирует уродства, исследует причины, показывает последствия.

Здесь рушатся комплексы, на которых базируются нравственные отношения, цементирующие связи между родными людьми и регулирующие моральное поведение.

Главой этого семейства является Арина Петровна. Данная женщина является очень властной и энергичной, к тому же хозяйственной и главой семьи. Эта дама достаточно целеустремленная натура и при этом очень сложная. У нее много возможностей, поскольку она богата, но в то же время ей мешает ее испорченность беспредельной властью не только над собственной семьей, но и всеми окружающими.

Только эта женщина имеет право распоряжаться имением, при этом она все делает так, что ее поручения обездоливают крепостных. Даже ее муж становится приживальщиком, Головлева калечит жизнь детям, которые ей постыли, но среди них есть и ее любимчики, которых она развращает. Она очень любит достаток, поэтому в погоне за деньгами ей удалось преумножить состояние, которое принадлежало ее мужу. Но она и сама не понимала, для чего все это сделала.

Это как бы предполагается, что для семьи. Но разве в этом нуждаются ее родные? Эта женщина является в полной мере равнодушной к своей семье и дому. Она только для отвода глаз говорит о своих детях и материнском долге, чтобы так называемые злые языки не смогли ее ни в чем попрекнуть.

Она достаточно жестоко и цинично говорит об умершей дочери, что еще раз доказывает о том, что она абсолютно не ценит тех людей, которые ее окружают. Эта героиня является равнодушной по отношению к своей семье.

Конечно же, дети ощущали это равнодушие, поэтому платили ей такими же монетами. Ни были к ней не просто равнодушными, но даже в чем-то враждовали с ней. Но, даже понимая это, Арина не хотела обращать на это никакого внимания, поскольку ее больше увлекали меркантильные расчеты.

А ведь такое воспитание служит тому, что дети в итоге вырастают лживыми, приниженными, подлыми, предательскими натурами и во всем, конечно же, виновата их мать. И это несмотря на то, что дети сами по себе обладали хорошими чертами. Так, к примеру, Степан сам по себе очень наблюдательный, а также он отличался остроумием, однако его вырастили безалаберным человеком, который ощущая себя неудачником, спился и спустя некоторое время умер. Дочь тоже ждала подобная участь. Мне кажется таким образом автор хотел показать нам то, насколько важным является воспитание в семье. Он хотел донести до читателей, что не следует заниматься какими-то другими делами, следует проявлять заботу к своим детям и только тогда они вырастут высокоморальными и нравственными людьми. Безусловно, Арина была абсолютно не права, когда занималась накоплением денег и прикрывалась тем, что все делает ради своей семьи. Ведь все это было далеко не так, и вскоре она таким своим пренебрежительным отношением погубила свою семью.

Читайте также: