Тема рабского положения женщины в семье в драме гроза сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Существуют нравственные законы, нигде не прописанные,но, выполняя которые, человек способен постичь душевное счастье, обрести свет и радость на земле. Как же выполняются эти законы в провинциальном волжском городке?

-то и дело говорит Кабанова, уважение же в ее понимании -страх. Бояться надо, считает она.

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт-реалист, который размышлял о любви к родине, над тайнами национального российского характера, о высоком чувстве гражданственности. Будучи близким к революционерам-демократам, он серьезно подходил к вопросам о сущности искусства, его месте и роли поэзии в жизни общества. Гражданственность поэта тесно связана с его пониманием назначения поэта: каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии.

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Встихотворении “Поэт и гражданин” ( 1856 год) Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может быть равнодушен к горю и мукам “не имущих хлеба”.

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны.
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь.
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь. (Наизусть)

Билет № 2

В романе Л.Н. Толстого описана жизнь нескольких семей: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, а в эпилоге еще и семей Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николая Ростова и Марьи Болконской). Эти семьи очень разные, каждая уникальна, но без общей, самой необходимой основы семейного бытия – любовного единения между людьми – истинная семья, по мнению Толстого, невозможна. Сопоставляя различные типы семейных отношений, автор показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности и как они влияют на формирование личности. Не случайно все герои, духовно близкие автору, воспитывались в "настоящих" семьях, и, напротив, эгоисты и приспособленцы выросли в "ложных" семьях, в которых люди связаны друг с другом лишь формально. Особенно близки писателю семьи Ростовых и Болконских. Он подробно описывает каждодневный быт Ростовых в московском доме, в Отрадном, а Болконских – в имениях Лысые горы и Богучарово. У Ростовых и Болконских есть Дом, есть великая общечеловеческая ценность.

Гостеприимный и щедрый дом Ростовых не может не очаровать читателя. И в Петербурге, и в Москве на ужины к ним сходились самые разные люди: соседи по Отрадному, старые небогатые помещики, Пьер Безухов. Чувствуется бескорыстное радушие. Жизнь Ростовых в деревне носит ещё более патриархальный характер- крепостные на святках наряжаются и веселятся вместе с господами.

Эти пожилые люди нежно, трепетно друг друга любят, у них чудесные дети. Отношения между родителями и детьми в семье Ростовых строятся на искренности чувств, любви, понимании, уважении, на доверии друг к другу. Дух равенства, бескорыстия господствует в этой семье. Здесь вместе открыто радуются, плачут и переживают. Ростовы готовы принять и обласкать любого: в семье, кроме своих детей, воспитываются Соня и Борис Друбецкой. В их доме уютно своим и чужим.

Простота и радушие, естественность поведения, сердечность и взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу – все это присуще семье, которая в понимании автора и есть идеальная.

Первый раз мы сталкиваемся с семьею Болконских в полном составе в конце первой части первого тома, когда все в Лысых Горах, в главном имении Болконских, ожидают приезда князя Андрея с женой. Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова, — государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении.

Не случайно Толстой подробно описывает домашний быт Болконских. У них есть настоящий, родной Дом, семейный очаг, определенные традиции.

2. Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова.(на примере 2-3 стихотворений)Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой! (Наизусть)

В третьем четверостишии описывается наступившая природная гармония и морская тишина. Проглядывает солнце, светлее становится лазурь. Но юного поэта это совсем не радует, он чувствует страдание от разлада в душе и неустроенности в жизни.

В композиции стихотворения можно почувствовать внутренние переживания поэта, которому хочется вырваться из настигшего его океана переживаний, как парусу найти свою тихую гавань.

Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни.

Билет № 3

2. Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод (хотя во многом и двойник) Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович уверенный в себе мужчина, нравился женщинам, в 27 лет уже был капитаном. В Петербурге, он познакомился с некой княгине Р. Онабыла легкомысленной женщиной, любила веселиться. Она то отталкивала, то приближала к себе Кирсанова. Последний в свою очередь, стремился к ней повсюду и даже бросил службу, чтобы быть с ней, но княгиня, была всё так же холодна к нему.Данные отношение очень похожи на отношения Тургенева и Полины Виардо, ведь писателю тоже часто приходилось ехать за певицей. И Павел Петрович, так же как и Тургенев никак не мог забыть свою любовь,

Ф. И. Тютчев — знаменитый русский поэт XIX века. Его творчество необыкновенно эмоционально и разнообразно. Он непревзойденный мастер пейзажной лирики. Однако не менее важное место в его литературном наследии занимает и философская лирика. В стихотворениях этого направления поэт размышляет о мире и человеке и его бытии, о хаосе и о тайнах природы, о космосе. Тютчев считал, что весь мир заключает в себе какую-истину, которую человеку определить сложно. В его стихотворениях мир людей и мир природы тесно связаны между собой, а природа связаны между собой, а природа поэтом очеловечевается. Она думает, дышит, говорит.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Наши писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. “Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать”, — восклицал Некрасов. Лично мне по-настоящему открыл трагедию женской души в своих пьесах А. Н. Островский, особенно поразила меня “Гроза”. “Жила-была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды она не знала, так как семья была зажиточной. Дочь любили, ни в чем ее не неволили, работала девица, сколько ей хотелось, гуляла и мечтала. Любила девушка в церковь ходить, слушать пение, виделись ей ангелы во время церковной службы. А еще любила слушать странниц, что часто заходили в дом к ним и рассказывали о святых людях и местах, о том, что видели или слышали. И звали эту девушку Катерина. И вот выдали ее замуж. ” — так бы я начала рассказ о судьбе героини “Грозы”, если бы рассказывала о ней сказку. Мы знаем, что из любви да ласки попала Катерина в семью Кабанихи. Эта властная женщина всем заправляет в доме. Сын ее Тихон, муж Катерины, ни в чем не смел перечить матери, хотя по-своему любит жену и жалеет ее. И вот девушку постоянно — день за днем, за дело и без дела — ест поедом свекровь, пилит ее, как ржавая пила. “Сокрушила она меня”, — размышляет Катерина. Есть ли у героини выход? Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Об этом ясно говорит сестра ее мужа Варвара, утверждая, что на обмане у них “весь дом держится”. И вот ее позиция: “А по моему, делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. “Грех не беда — молва нехороша”, — так рассуждают очень многие. Но не такова Катерина. Она предельно честный человек, искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу. Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает (а понимает, думаю, верно: мужу изменять нельзя), и новым чувством и ломает ее судьбу. В своей борьбе Катерина не находит союзников. Варвара, вместо того чтобы утешить ее, поддержать, толкает к измене. Муж только и думает, как бы хоть несколько дней пожить без матери. Если он знает, что две недели мать стоять над ним не будет, то до Катерины ли ему! С такой неволи и от красавицы-жены убежишь. Так говорит он перед расставанием Кате, которая надеется хоть в одном человеке обрести опору. Напрасно. И роковое свершается. Катерина уже не может обманывать сама себя. “Перед кем я притворяюсь-то. ” — восклицает она и решается на свидание с Борисом. Борис — один из лучших людей, что живут в мире, показанном Островским. Молодой, красивый, неглупый. Ему чужды порядки этого странного города Калинова, где бульвар сделали, а не гуляют по нему, где ворота заперты и собаки спущены, по высказыванию Кулигина, не потому, что жители боятся воров, а потому, что так удобнее тиранить домашних. Где женщина, выйдя замуж, лишается свободы. “Здесь, что вышла замуж, что схоронили — все равно”, — рассуждает Борис. Самого героя тиранит дядя — купец Дикой, известный скандальным характером. Неудивительно, что в такой атмосфере Катерину и Бориса потянуло друг к другу. Бориса покорила “у ней на лице улыбка ангельская”, а лицо, кажется, “будто светится”. И все же герой в конечном счете оказывается не парой Катерине. Почему? Он тоже не способен полностью понять ее, чем-то помочь — он попросту сбегает из города. Для героини самое трудное — преодолеть разлад в своей душе. Ей совестно, стыдно перед мужем, но тот ей постыл, ласка его хуже побоев. В наше время такие проблемы решаются проще: разведутся супруги и снова ищут свое счастье, тем более что детей у них нет. Но во времена Катерины развод невозможен, это страшный грех: что Бог соединил, то человек не разъединяет. Героиня понимает, что с мужем ей жить “до гробовой доски”. И потому для совестливой натуры, которой не замолить этого греха, не замолить никогда, для человека, который не может сносить попреков во много раз более греховных людей, остается один выход — смерть. И Катерина решается на самоубийство. Нет, правда виден и еще один выход. Катерина предлагает его своему возлюбленному, когда тот собрался в Сибирь. “Возьми меня с собой отсюда!” — просит она. Но в ответ слышит, что нельзя Борису сделать это. Нельзя? А почему? И вспоминаются первые сцены пьесы, где Борис рассказывает Кулигину, как Дикой их с сестрой после смерти родителей ограбил. Герой знает, что и теперь Дикой поиздевается вдоволь над ними, а денег не даст, потому что очень не любит этот купец отдавать долги. Но несмотря на то, что Борис это знает, он продолжает подчиняться дяде. А ведь, наверное, смог бы заработать на жизнь и без Дикого. Для Бориса расставание с любимой женщиной — трагедия, но он слаб и просто постарается быстрее забыть о своей любви. Для Катерины же с отъездом Бориса кончается жизнь. Разность натур проявляется у них и в последних прощальных словах. Борис говорит, что только и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, — слова человека слабого и в чем-то, по-моему, эгоистичного. Последние же слова Катерины перед смертью обращены к любимому: “Друг мой! Радость моя! Прощай!” Островский в пьесе “Гроза” показал трагическую судьбу молодой женщины, осмелившейся на свободное чувство и одинокой в своем стремлении.

Сочинение на тему Женская доля (по пьесе А. Островского

Сочинение на тему Женская доля (по пьесе А. Островского

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Есть ли у нее выход из этой ситуации? Даже сестра Тихона Варвара не скрывает, что их дом держится на лицемерии и ханжестве. Якобы каждый волен делать, что хочет, лишь бы Кабаниха не узнала. В этом заключалась суть их семейных отношений. Для Катерины такое положение вещей было немыслимо. Она честный, верующий человек. Девушка не могла даже мысли допустить грешной. Ее судьба сломана. Она стоит на перепутье двух дорог: с одной стороны, она понимает, что по законам этого семейства жить она не сможет. С другой – осознает, что жить по-старому ей не позволят новые родственники.

К своему несчастью, союзников в этой борьбе найти она не сможет. Варвара вместо слов поддержки, которые были столь необходимы Катерине, оказывает на нее давление и толкает на измену. Муж мечтает лишь о том, чтобы некоторое время пожить без матери-тирана.

Все это приводит к тому, что Катерина не выносит такого положения и соглашается на встречу с Борисом. Этот герой – один из самых светлых, лучших, которых описывает Островский в этой пьесе. Он предстает перед нами красивым молодым человеком, достаточно неглупым. Все, что происходит здесь, в городе Калинове, ему чуждо и немыслимо. Одно лишь тяготит его – дядя-тиран, скандалист Дикой. Нет ничего удивительного в том, что в такой обстановке Катерина и Борис почувствовали взаимную симпатию.

К сожалению, развязка пьесы печальна. Можно было бы предположить, что они станут отличной парой, но этого не происходит. Борис сбегает из города. И тут начинается для Катерины самое трудное. В ее душе – настоящий разлад. К предыдущим проблемам добавляется еще и стыд перед мужем.

Обращается внимание на то, насколько у нее была чистая, безгрешная душа. Особенно по сравнению с современными ситуациями, когда все решается гораздо проще – путем развода между супругами. Во времена Катерины такой исход даже не рассматривался и считался великим грехом. В этот момент Катерина и приходит к роковой мысли, что у нее есть только один выход – смерть. Она решилась на самоубийство.

Кристина Гандау

Ответ полный и с точки зрения содержания абсолютно верный, мне кажется. Но есть некоторые речевые неточности.

со слова "ведь" нельзя начинать предложение. Это грамматическая ошибка.

Может, стоит упомянуть, что отчасти из-за самодурства свекрови Катерина покончила жизнь самоубийством, и сказать о том, что именно она является "лучом света" в этом "темном царстве", по мнению Добролюбова.

Даша Атюшова

под видом благочестия взяла в кавычки,т.к. это цитата из текста

Кристина Гандау

а, понятно про кавычки.

Да, очень хорошо!

Настя Марченко

Даша, а можно поинтересоваться, вы цитаты все эти запоминаете? а то я заметила у вас в сочинениях всегда есть много цитат, а вот у меня с этит проблема..

Даша Атюшова

неет,конечно.Насть,ну это невозможно!
Я делаю так:когда читаю какое-либо произведение,подчеркиваю фразы,которые ,с моей точки зрения,являются главными.А затем я выписываю их ,ну и пытаюсь запомнить.При частом употреблении(а основные фразы ,во-первых,ты часто используешь в сочинениях,а во-вторых, в пособиях они тоже повторяются)невольно их запоминаешь!))хотя есть такие,которые ну никак не предполагаешь что могут пригодиться,но я помню что- где примерно в книге написано,и это дает возможность мне постепенно пополнять свой "цитатник")))

Читайте также: