Тема маленького человека в драме бесприданница сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Одним из основных персонажей произведения является Юлий Капитоныч Карандышев, официальный жених главной героини пьесы Ларисы Дмитриевны Огудаловой.

Писатель представляет Карандышева в образе молодого, небогатого чиновника с болезненным чувством собственного достоинства и уязвимым самолюбием, для которого невеста не любимая женщина, а красивая игрушка, дорогая вещь, обладать ее — его давняя и заветная мечта.

Карандышев характеризуется мелкой заурядностью, духовной скудностью, мещанскими представлениями о приличии и об образованности. В нем отсутствует талантливость и размах, присущие Паратову, а вся его натура нацелена на осуществление публичного торжества, попытками доказать все окружающим свое собственное эго.

Карандышев не желает замечать язвительного и унизительного отношения к нему окружающих, которые при любом случае пренебрежительно оскорбляют его натуру, но герой обделен чуткостью души и способность на высокие чувства, поэтому ощущает лишь боль уязвленной гордости.

Образ Карандышева раскрывается писателем в его отношении к Ларисе Дмитриевне, которая не может найти с Юлием Капитонычем никакого взаимопонимания. Он не слышит и не понимает чувствительность героини, безудержно стремясь лишь к собственному самоутверждению, изображая из себя богатого мещанина, а в итоге представляясь перед окружающими в виде посмешища, циркового шута, над которым все забавляются.

Карандышев способен на искреннюю любовь, но, к сожалению, он в силу характера не может отдаться этому чувству целиком и полностью, поскольку, завидуя другим, постоянно пытается придать значимость собственной персоне.

Лариса пытается вызвать в Карандышеве нежные и искренние чувства, объясняя ему, что к ней необходимо относиться с кротостью и лаской, но Юлий Капитоныч не желает видеть страданий и терзаний девушки, думая лишь как переплюнуть всех друзей Огудаловых и доказать им свой благодетельный поступок по отношению к Ларисе.

Жалкие и бесполезные движения Карандышева приводят лишь к полному поражению и отчаянию, выразившимся в убийстве Карандышевым Ларисы Дмитриевны, не желая отдавать ее никому другому.

Раскрывая образ Карандышева в произведении, писатель изображает одного из представителей маленьких людей, жалких, слабых, но опасных существ, доведенных унижениями окружающих до совершения преступления.

Несколько интересных сочинений

  • Автор: А. Н. Островский
  • Произведение: Бесприданница
  • Это сочинение списано 20 011 раз

Эта ничтожность Карандышева идет не от принадлежности его к мещанству, а от его душевных качеств. И в этом отношении он тоже маленький человек, так как он обделен чуткой душой, высокими порывами. Это заурядный человек. Но дело не только в том, что его скромно одарила природа. Здесь сама духовная скудость мещанства проявилась в духовной скудости героя. В Карандышеве нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова. У него есть лишь мещанские представления об образовании и приличии.

Прозаичность образа Карандышева делает его совершенно отличным от высокой поэтической души Ларисы. Подобный персонаж не предусмотрен миром романтической поэзии, миром романса. Но он существует в жизни. Быть может, от этого столкновения прозы жизни в образе Карандышева с поэзией в образе Ларисы между ними и нет взаимопонимания.

Взять хотя бы сцену, когда Лариса смотрит на Волгу и предлагает Карандышеву уехать в деревню, а он не слышит ее устремлений, не понимает ее души, беспокоясь только о том, что говорил ей Вожеватов. Карандышев поучает и попрекает Ларису, одним словом, ведет себя как судья и обвинитель. Однако, вопреки ожиданиям, ставит себя в положение обвиняемого. Иначе и быть не могло: не ему учить или осуждать Ларису. Здесь опять его ничтожность, которая вообще рядом с Ларисой Огудаловой проявляется резче всего, и теперь, поучая и упрекая Ларису, он побуждает ее высказать ему откровенные слова, которые он менее всего хотел бы услышать и смысла которых он в самоупоении так и не в силах понять.

Черты мещанина, себялюбивого, цельного, упрямого и злого, своеобразно сплетаются в нем с чертами униженного бедняка. Эта двойственность Карандышева отчетливо выступает в сцене обеда. Это прежде всего сцена глумления над самолюбивым человеком . Карандышев куражится и изображается из себя барина, а выглядит шутом, над которым все смеются. Он не понимает, что его спаивают.

Оборотная сторона этого обеда, основанного на мелком расчете и мещанском копейничестве, раскрывается в образе тетки Карандышева Ефросиньи Потаповны. Именно она вываливает на сцену всю требуху мещанских расчетов и соображений, столь смешных на фоне богачей и кутил вроде Кнурова и Паратова.

Разумеется, вовсе другим человеком он не становится. Но теперь в отношении к Ларисе у него больше гуманности, чем в отношении ее к нему. Да это и не случайно, так как он окончательно упал в ее глазах.

По иному подходили к Карандышеву в 60-х годах. Ю. Оснос трактует Карандышева как фигуру полностью отрицательную, ибо Карандышев страдает пусть и глубоко, но недолго, почти немедленно переполняясь чувством ненависти к людям, отнявшим у него Ларису.

Я считаю, что этот маленький человек, обрисованный Островским в своей пьесе, — жалкое, конечно, но опасное существо. Это уже не гоголевский Башмачкин. Это доведенный до преступления постоянными унижениями человек. Но это не приводит к положительным результатам. И он терпит поражение в этой драматической борьбе.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Маленький человек - тип литературного персонажа, который определяет человека невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом чаще всего добрый, никому не делающий зла, безобидный. То есть, такой герой способен вызвать жалость, сочувствие. Такой тип персонажа встречается и в пьесе А.Н. Островского "Бесприданница". Но в данном случае речь будет идти даже больше не о маленьком человеке, а лишь о жалком его подобии.

Этим героем заслуженно можно считать Юлия Капитоныча Карандышева.

Как и свойственно этому типажу персонажей, он низкого социального положения, неприметен - он не может считаться равным среди гостей дома Огудаловых. И здесь он действительно маленький: его не видно и не слышно, и держится он в доме на всякий случай, чтобы в отсутствии уважаемых гостей хоть какой-то мужчина был в доме. И это неравноправие раздражает, злит, обижает его: "Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена".

Это уже другой, видоизмененный маленький человек. Если раннее в литературе маленький человек мирился со своей судьбой, принимал это как есть и не ждали от судьбы большего, то у Карандышева чувство собственного достоинства настолько обостренно, гордыня и желание сорвать с себя "шинель" затмевают его разум. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Всё это делает героя ещё меньше, ничтожнее. Злость, обида, желание мести - это не свойственно маленькому человеку, безобидному, смирному. Даже несмотря на то, что, казалось бы, меньше маленького человека быть уже не может, но вот он - Карандышев.

Во-первых, о многом говорит его жажда самоутверждения, некоторой власти. То, что Лариса Дмитриевна выходит за него замуж, даёт ему повод для того, чтобы "повеличаться". Он же сам во время тоста подтверждает это, желая уколоть своих обидчиков: "Я имею право гордиться и горжусь. Она меня поняла, оценила и предпочла всем." И вдобавок к этому он также хочет доказать свою власть над своей невесткой, запрещая ей петь, когда об этом просят все гости: "Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю". Даже в самом имени Карандышева есть претензия на некоторое величие - Юлий, имя римского полководца Цезаря. Но простое отчество словно напоминает о происхождении и настоящей сущности Карандышева - Капитоныч.

Во-вторых, о многом также говорит его отношение к любви, к женщине. Лариса для него лишь способ самоутвердиться, вещь, которая даст ему повод "повеличаться". Он не отрицает даже в последней сцене, что Лариса - вещь: "Я беру вас, я ваш хозяин.". Из-за самолюбия, гордыни, глупости он совершенно не способен понять и полюбить кого-либо - и в этом же его ничтожность. И даже в момент, когда он может потерять свою невестку, он чувствует досаду и обиду не из-за того, что упустил любовь, а что упустил такой шанс выглядеть солидно, достойно, на уровне, из-за того, что он теряет над ней власть. Ради того, чтобы не быть униженным, втоптанным в грязь, таким образом брошенным, чтобы не дать возможность кому-то отнять полученную дорогую "вещь", он решается на смертный грех, убийство: "Так не доставайся ж ты никому!". Это не Самсон Вырин, души не чаящий в своей дочери, добрый и чувствительный человек. Это не Акакий Акакиевич, заикающийся и не обидевший ни мухи, незаметно проживший в своем углу и незаметно умерший. Это убийца, ничтожный, злой, завистливый, жадный.

Над таким маленьким человеком смеяться уже совсем не хочется не потому, что его жалко, а потому что очевидна его опасность. Именно опасность: своей озлобленностью, глупостью он способен надругаться над чувствами других людей, думая лишь о своих, способен навредить и испортить жизнь тому, кто не смог "оценить" в нем тех качеств, которых в нем, собственно, и нет. Он, не желая признавать своей ничтожности, уверен в том, что способен вершить судьбы других. Маленький человек? Уже берет сомнение, а человек ли это..

В заключительной части статьи "Луч света в темном царстве" критик-демократ Н.А. Добролюбов пишет, что, по его мнению, "Гроза" есть самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского. В "Грозе" есть даже что-то освежающее и ободряющее". Это "что-то", по мнению критика, "фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства", и "характер Катерины, рисующийся на этом фоне", от которого веет "новой жизнью", открывшейся "в самой ее гибели".

Добролюбова поразила в первую очередь необыкновенная своеобразность характера Катерины Кабановой, в котором нет ничего " внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически". Это проявляется, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме матери. Оказывается, воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабанихи: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились. Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: "Да ведь и у нас то же самое". Но разницу сама героиня определила так: "Да здесь все как будто из-под неволи!" Катерина не принадлежит к натурам буйным, всегда чем-то недовольным, стремящимся к разрушению. Наоборот, характер ее "созидающий, любящий, идеальный", поэтому она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении. Грубые и суеверные россказни странниц, подобных Феклуше, превращаются в ее сознании в "золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения. "

Из своей юности Катерина вынесла только то, что не противоречило ее естественному стремлению к красоте, гармонии и счастью. "В рассказах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце". В душе она строила свой идеальный мир, "посвященный добру и наслаждению", но что такое настоящее добро и истинное наслаждение для человека, она не могла определить. Этот светлый "период детства, для многих тянущийся долго, очень долго, но все-таки имеющий свой конец", закончился для Катерины с приходом ее в дом свекрови.

В сумрачной обстановке новой семьи, под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям и ее светлым чувствам. Катерина инстинктивно ищет света, воздуха, хочет помечтать, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, но вынуждена подчиняться условностям, которые накладывает положение замужней женщины. В доме свекрови в Катерине постоянно подозревают "нечистые, развратные замыслы". Окружающая обстановка поддерживает и развивает в ней страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, "что сохранилось от ее воспоминаний". Катерина боится за каждую свою мысль, за самое простое чувство она ждет наказания: "ей кажется, что гроза убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки. Все против Катерины, даже ее собственные понятия о добре и зле". По мнению Добролюбова, все это должно было "заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви — или же научиться обманывать людей и совесть. ". Но "Катерина не такова, — считает критик, — развязка ее любви при всей домашней обстановке — видна заранее еще тогда, когда она только подходит к делу. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы".

Такая любовь и такие чувства не могли ужиться в стенах кабановского дома с его притворством и обманом.

Катерина боится лишиться возможности видеться со своим возлюбленным, говорить с ним, наслаждаться звездными летними ночами и новыми для нее чувствами. Но приехал муж и она вынуждена таиться, хитрить, а это для нее невыносимо: ". дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся на галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу. "

После такого признания Катерине остается только покориться, отречься от самостоятельной жизни и стать "беспрекословной угодницей" свекрови и "кроткою рабою" своего мужа. "Но нет, не таков характер Катерины, — снова подчеркивает критик, — не за тем отразился в ней новый тип, создаваемый русской жизнью, — чтобы сказаться только бесплодною попыткой и погибнуть после первой неудачи ". Эта женщина уже не сможет возвратиться к прежней жизни. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей открыто, "законно и свято", "при свете белого дня", "перед народом", то и жизнь для нее не имеет смысла.

"Грустно, горько такое освобождение, — пишет Добролюбов, — но что делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то "Гроза" и производит на нас впечатление освежающее. "

Другой критик, Д. И. Писарев, в статье "Мотивы русской драмы" оспорил такую трактовку образа Катерины. "Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. — утверждает он. — Только живая самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют тьму, уничтожают глупые пороки. " "Светлым явлением. ", продолжает критик, должно считать ". только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания. " И вот как характеризуется протест Катерины против кабановских понятий о нравственности: "Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством" которое является совершенно неожиданным для нее самой".

Аргументы Писарева в этом споре многим могут показаться вескими и убедительными. Многие согласятся, что образ Катерины" каким его видит Добролюбов, слишком уж идеализированный, что он переоценил силу характера героини Островского и значение ее протеста. Но нельзя забывать, что статья Писарева была написана в начале 1864 года.

Революционная ситуация окончилась, крестьянские волнения шли на убыль, массовые выступления студенческой молодежи прекратились, а многие участники демократического движения были заключены в тюрьмы или сосланы на долгие годы. Писарев же, оставаясь верным революционно-демократическим идеалам, и в новых условиях искал пути продолжения дальнейшей борьбы. В статье "Мотивы русской драмы" он резко критикует "темное царство", выражает глубокое сочувствие страданиям народа, но в качестве тактики борьбы демократических сил предлагает развитие и распространение тех знаний, которые наиболее полезны для общества, которые формируют мыслящую молодежь, готовую к активной борьбе.

А на 1860 год, когда писал свою статью Добролюбов, в России приходился пик революционно-демократического подъема и яростного сопротивления самодержавной власти. Именно в этой грозовой атмосфере увидел Добролюбов в Катерине ростки самосознания, развитие народного стремления к свободе, начало того движения", которое должно было привести народ к непосредственному выступлению. Слова, которые Островский вложил в уста своей героини: "Что домой, что в могилу — все равно!", прозвучали тогда в русской литературе впервые. Неграмотная Катерина Кабанова, которая и слов-то таких: "человеческое достоинство", не знает, предпочла гибель бесконечному унижению. И демократическая печать встрепенулась: наконец-то! Начался, наконец, необратимый, как тогда казалось, процесс всенародного освобождения, если даже такая добрая и кроткая девушка осмелилась утвердить собственный выбор между возможностью быть (или даже умереть) свободной или униженно существовать.

В "темном царстве" российской действительности блеснул, наконец, для критика-демократа луч надежды на победоносный ход неизбежной в России революции. Это потом оказалось, что вовсе она не так близка. Вот почему Добролюбов называл "самое решительное" произведение Островского "глотком свежего воздуха" и утверждал, что в нем "есть что-то освежающее и ободряющее".

Читайте также: