Тема греха в поэме кому на руси жить хорошо сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Итогом всего творчества Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Она была задумана “о народе и для народа” и писалась с 1863 по 1876 год. Автор считал свое произведение “эпопеей современной крестьянской жизни”.
В своей поэме Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Уже начало поэмы приковывает внимание к бедственному положению крестьянства. С первых строк возникают мысли о нелегкой судьбе народа.
Все произведение отражает крестьянские радости и горести, сомнения

и надежды, народную жажду воли и счастья. Мужицкое “счастье” “дырявое, с заплатками, горбатое, с мозолями” – “Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села”.
Не только семеро мужиков пытаются найти народное счастье. Пытается его найти и осмыслить и сам Некрасов. Чтобы выразить свою позицию он, на мой взгляд, и помещает в поэму притчу “О двух великих грешниках”. Она повествует о том, что
Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр – атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан…
Все дни проводили великие грешники в убийствах и блуде. Но вот

вдруг в Кудеяре проснулась совесть:
Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать – не сочтешь!
Долго Кудеяр сопротивлялся зову души и совести, но все-таки Господь его одолел. Этот разбойник распустил свою шайку, зарыл нож и отправился замаливать грехи к гробу Господню. Но легче ему не становилось. Кудеяр превратился в старца-отшельника, живущего лесу и пытающегося отмолить свои грехи:
Денно и нощно всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!
И бог смилостивился над великим грешником. Разбойнику явился угодник, который сказал, что грехи его будут прощены, если Кудеяр срежет своим разбойничьим ножом вековой дуб. Тот с рвением принялся за работу, но она была нелегка: как можно срезать дуб ножом? В сердце старца начали закрадываться сомнения.

И тут на его пути повстречался помещик – пан Глуховский, “первый барин на той стороне”. Старец, который слышал про этого человека много страшного и жестокого, рассказал ему свою жизненную историю – в назидание и научение. Но на это пан Глуховский лишь ухмыльнулся:
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Услышав это, Кудеяр пришел в неистовство. Он бросился к пану и вонзил ему в грудь нож. В тот же миг вековой дуб рухнул – “эхо весь лес потрясло”:
Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов.
Этими строками Некрасов заканчивает свою притчу. Что она значит? Для Некрасова, как и для самого народа, самым великим грехом является мучение простого трудового народа, крестьян. Ведь именно эти люди кормят помещиков, на них держится все хозяйство страны.

Кроме того, русский народ – это основа культуры, корни, вековая мудрость. Уничтожать все это – уничтожать нацию, страну. Это самый великий грех.
Но не только это возмущает поэта. Помещики мучают совершенно невинных людей, ни в чем не виноватых, и мучают веками! Вот что самое страшное. Именно поэтому поэт считает помещичий грех самым тяжким.

С ним не сравнится даже жизнь Кудеяра, наполненная убийствами, грабежами, блудом.
Важно, что, по Некрасову, убийство помещика приравнивается к какому-то святому действу, ведь за него Кудеяр получил прощение своих грехов.
На мой взгляд, точка зрения поэта слишком радикальна. Убийство – грех в любом случае, всегда. Но с помощью такого яркого сопоставления автор выражает огромную силу страданий русских крестьян и свою непримиримую позицию по отношению к угнетателям народа.

Люди холопского звания

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Не стерпел лишь, когда барин отдал в рекруты его племянника, увидев в нем соперника. Автор показы­вает, что конфликт, существующий между помещи­ком и крестьянином, нельзя решить мирным путем:

Как ни просил за племянника дядя,

Барин соперника в рекруты сбыл.

Настолько жесток помещичий произвол, что даже рабски преданный своему господину, потерявший че­ловеческое достоинство Яков решается на месть. Месть жестокую, страшную:

Яков на сосну высокую прянул,

Вожжи в вершине ее укрепил,

Перекрестился, на солнышко глянул,

Голову в петлю — и ноги спустил.

Барин вернулся домой, причитая:

Услышав мольбы о прощении, бог указал путь к спасению: тем ножом, которым убивал, срезать дуб вековой. Спустя годы у этого дуба Кудеяра встречает пан Глуховский. Услышав историю старца, «пан ус­мехнулся:

Я уж не чаю давно,

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино.

Жить нужно, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Отшельник, охваченный гневом, убивает пана. Что же заставило раскаявшегося в прежних убийствах разбойника снова взяться за нож? Его гнев был рож­ден сочувствием к крестьянам пана Глуховского, ко­торые вынуждены терпеть издевательства своего хо­зяина. Вновь звучит тема жестокого обращения с кре­стьянами. Но решение этой проблемы уже иное. Убив пана, Кудеяр получает прощение:

Только что пан окровавленный

Пал головой на седло,

Рухнуло древо громадное,

Эхо весь лес потрясло.

Рухнуло древо, скати лося

С инока бремя грехов.

Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ.

Такой концовкой автор утверждает моральное пра­во народа на расправу с тираном, так как история рас­каяния Кудеяра не оказывает влияния на Глуховско-го, его совесть остается глуха к призывам старца.

«Из цепей-крепей на свободушку

В этой главе рассматривается уже тема крестьян­ского греха. Староста Глеб ради собственной выгоды предает своих же земляков, обрекая их на рабство:

На десятки лет, до недавних дней

Восемь тысяч душ закрепил злодей,

С родом, с племенем; что народу-то!

Что народу-то! С камнем в воду-то!

Ой, мужик! Мужик! Ты грешнее всех,

И за то тебе вечно маяться!

Н. А. Некрасов, пытаясь ответить на вопрос, как сбросить цепи рабства и угнетения, — обращается к православной религии, приписывая христианской этике совсем другие черты, нежели официальная цер­ковь. Автор не зовет прощать врагов, жить в страхе и покорности, а благословляет великий гнев человека, рожденный состраданием и сочувствием к угнетен­ным. Рассмотрев внутреннее единство всех трех глав, можно увидеть центральную проблему поэмы: пути выхода крестьян к свободе и счастью. В этих главах за­ключена главная мысль, которую автор хотел донести до читателя: за свободу и права необходимо бороться .

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Праведность. Это характеристика, подразумевающая, что человек следует заветам, которые предписывает его вероисповедание. Грешность же наоборот, характеристика, подразумевающая, что человек не соблюдает заповеди, божьи законы. Почти в каждом произведении русской классики есть свои праведники и грешники. Так и в произведении Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, написанном в 19 веке, есть свои представители вышеупомянутых “групп людей”.

Одним из ярких представителем праведников в произведении является Яким Нагой.

В нем представлен своеобразный характер народного правдолюбца. Яким, как и все крестьяне, живет в нищите. Он трудолюбив, отличается непокорным нравом. Нагой честный труженик, у которого есть чувство собственного достоинства. Тяжелая и скучная жизнь крестьянина не убила в нем любовь к прекрасному. Так во время одного пожара вместо своих сбережений, накопленных за всю жизнь, он идет спасать любимые им картиночки. Его поведение говорит о пробуждающемся сознании крестьянства.

Следующим ярким представителем праведников является Ермил Гирин. Он служил писарем и среди своих прославился умом, справедливостью и преданностью народу. Но однажды он, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Васильевны, но потом, раскаявшись, чуть не кончает жизнь самоубийством. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

История о Ермиле заканчивается печально. Его сажают в тюрьму за выступление во время бунта.

Очень ярким Представителем так называемых грешников является Глеб. Он, по мнению крестьян, совершает самый страшный грех. Глеб-староста за “горы золота” и вольную для себя сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Грех предателя – самый тяжелый. Из-за Глеба крестьяне остались крепостными еще на десятки лет.

Некрасов представляет перед нами многоликость народа в период крепостничества. Для него также важно представить нам готовность народа к слиянию, к единству. И самое главное он хотел показать, в какой среде находятся крестьяне в период крепостного права. В течение всей поэмы Некрасов пытается продемонстрировать, что грешники ущемляют праведников, мешая им стать свободными, равными перед законом. И мне кажется у него это получилось.

Не только семеро мужиков пытаются найти народное счастье. Пытается его найти и осмыслить и сам Некрасов.

Содержание

В своей поэме Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Уже начало поэмы приковывает внимание к бедственному положению крестьянства. С первых строк возникают мысли о нелегкой судьбе народа.

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр - атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан…

Все дни проводили великие грешники в убийствах и блуде. Но вот вдруг в Кудеяре проснулась совесть:

Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать - не сочтешь!

Долго Кудеяр сопротивлялся зову души и совести, но все-таки Господь его одолел. Этот разбойник распустил свою шайку, зарыл нож и отправился замаливать грехи к гробу Господню. Но легче ему не становилось. Кудеяр превратился в старца-отшельника, живущего лесу и пытающегося отмолить свои грехи:

Денно и нощно всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!

Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов.

Этими строками Некрасов заканчивает свою притчу. Что она значит? Для Некрасова, как и для самого народа, самым великим грехом является мучение простого трудового народа, крестьян. Ведь именно эти люди кормят помещиков, на них держится все хозяйство страны. Кроме того, русский народ – это основа культуры, корни, вековая мудрость. Уничтожать все это – уничтожать нацию, страну. Это самый великий грех.

Но не только это возмущает поэта. Помещики мучают совершенно невинных людей, ни в чем не виноватых, и мучают веками! Вот что самое страшное. Именно поэтому поэт считает помещичий грех самым тяжким. С ним не сравнится даже жизнь Кудеяра, наполненная убийствами, грабежами, блудом.

Важно, что, по Некрасову, убийство помещика приравнивается к какому-то святому действу, ведь за него Кудеяр получил прощение своих грехов.


19.05.2016, 11634 просмотра.

Читайте также: