Текст леонова егэ сочинение

Обновлено: 07.07.2024

1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).

2. Проблема, поднятая в тексте.

4. Авторская позиция.

5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).

6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).

7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).

Как начать сочинение

Можно начать:

1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…

3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Например:

Комментарии

- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …

- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …

- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….

- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).

- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …

Как прокомментировать позицию автора

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Нейтральная позиция (констатация фактов)

Порицание, осуждение

словно приглашает вместе с ним полюбоваться …;

с интересом наблюдает за тем …;

любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о

Автор размышляет о …;

словно приглашает читателя к диалогу …;

делится своими мыслями, наблюдениями …;

ставит перед читателями важную, злободневную проблему …;

пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.

Автор с болью в сердце пишет о том, что …;

с горечью говорит о…

у автора вызывает негодование …;

автор не может мириться с тем …;

с горькой иронией пишет о том …;

свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом…

Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование .

Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном

Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему :

• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.

· Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …

· Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).

• Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …

Ключевые фразы к научно-популярному тексту :

· На уроках …я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).

· О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).

· Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких

· Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …

· Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст …заинтересовал меня, я узнал много нового о…

Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:

• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …

· Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …

· Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)

· Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.

Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …

Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.

(1)С глазами, полными слез, Иван глядел в снег под собою: подступал конец его сказки. (2)Правда, добрая половина Облога стояла еще нетронутой, но в сознанье мальчика бор перестал существовать одновременно с гибелью той могучей хвойной старухи, что осеняла Калинову кровлю. (3)Оставлять её было немыслимо: в первую же пургу, при падении, она раздавила бы Калинову сторожку, как гнилой орех.

– (4)Теперь раздайсь маленько, – тусклым голосом сказал Кнышев. – Дакось и мне погреться чуток!

(6)Неожиданно для всех он сбросил с себя поддевку и остался в белой рубахе, опоясанной кавказским ремешком с серебряным набором. (7)Десяток рук протянули ему пилы; он выбрал топор у ближайшего, прикинул на вес, одобрительно, на пробу, тронул ногтем лезвие, прозвеневшее, как струна, и притоптал снежок, где мешал, – прислушался к верховому шелесту леса и неторопливо, как на эшафоте, с маковки до пяты оглядел свою жертву. (8)Она была неслыханно хороша сейчас, старая мать Облога, в своей древней красе, прямая, как луч, и без единого изъяна; снег, как розовый сон, покоился на ее отяжелевших ветвях. (9)Пока ещё не в полную силу, Кнышев размахнулся и с оттяжкой на себя, как бы дразня, ударил в самый низ, по смолистому затеку у комля, где, подобно жилам, корни взбегали на ствол, а мальчик Иван чуть не ахнул от удивления, что кровка не забрызгала ему рук.

– (10)Вот как её надоть, – наставительно промолвил Золотухин. – (11)Учитеся!

(12)И хотя Кнышев действовал без передышки, все понимали: он несколько подзатягивает свое удовольствие, чего простые люди никогда не прощали и заправским палачам…

–(13)Пошла-а… – придушенно шепнул кто-то над головой Ивана.

(14)Еле заметное движение родилось в ветвях, что-то деловито хрустнуло внизу и мелкой дрожью отозвалось в вершине. (15) Нет ничего медленней и томительней на земле, чем падение дерева, под чьей сенью посещали тебя смутные грёзы детства!

(16)Не дождавшись конца, весь содрогаясь, Иван отправился побродить по оголённому пространству. (17) Он вернулся, когда миновал приступ отчаяния.

(18)Непонятно по прошествии стольких лет, откуда у тихого крестьянского отрока взялась такая ярость, но следует допустить одно для понимания всего дальнейшего: призвание смолоду ведет человека по искусно подобранным зрелищам бытия, чтобы воспитать в нем сноровку и волю на осуществление его исторических целей. (19)Можно только гадать, каким чудом оказалась у Ивана рогатка, кто вложил ему камень в руку посреди зимы.

(20)Кнышев успел выпустить первое облачко дыма, когда в щёку ему угодил Иванов гостинец. (21)Произошло замешательство, скверная брань вспыхнула. (22) Подоспевший помощник Кнышева Титка псом бросился на обидчика, пустившегося к лесу по снежной целине. (23)Молодому было легче перескакивать завалы, зато на одном из них у Ивана соскочил валенок, и он с маху распорол себе ногу о сук, спрятанный под сугробом. (24)Уже не больше десятка шагов разделяло их, и ходить бы Ивану – будущему профессору Вихрову – век с надорванным ухом, если бы не подвернулась та спасительная, под отлогим углом наклонённая береза. (25)Мальчик с ходу взбежал до развилины и сидел там, как в седле, обнажив зубы, страшный в своем недетском озлоблении, а Титка похаживал внизу, длинным языком лизал снег с ладошки, перстом грозился, пока во всем снаряжении не подоспел сам Кнышев.

– (26)Слазь, волчонок, – глухо сказал большой, еле переводя дух.

– (27)Гнилой барин! – повторил маленький, словно знал, что для Кнышева, гордившегося своим здоровьем и плебейским происхождением, нет клички обидней.

(28)Тут за дело взялся Титка:

– (29)Покарауль его, сейчас мы его жердинкой оттеда сковырнём!

(30)Кнышев щурко смотрел на мальчонку, на его под рваным треушком сверкающие глаза, на босую, в крови, слегка посиневшую ступню. (31)Что-то изменилось в его намерениях: вряд ли пожалел человеческого зверька в лохмотьях, но подивился, наверное, что за целое десятилетие его злодейской деятельности лишь один этот, во всей России, крестьянский паренек с кулаками вступился за русские леса.

–(32) Ступай отсюда, дурак! – приказал Кнышев Титке. –(33) Нет, погоди… валенок ему сперва отыщешь…

Советский писатель Л. Леонов, автор предложенного текста, предлагает читателям задуматься над проблемой неравнодушного отношения к природе.

Нельзя не согласиться с писателем в том, что природу нужно любить и защищать, чувствовать с ней неразрывную связь. Проблема неравнодушного отношения к природе поднималась писателями классической русской литературы.

В заключение хочу вспомнить строки стихотворения российского поэта Ф. Тютчева, напоминающие нам о том, что нельзя быть безразличными к природе:

Л. Леонов-мастер художественного слова и русский писатель, который в своих произведениях рассматривает духовные и социальные проблемы, а также рассуждает над множеством риторических вопросов человечества.

Автор поднимает проблему духовного роста человека. Писатель повествует о письме Родиона, готовящегося к боевым действиям. Строки, которые солдат пишет на бумаге, запечатАнной в конверте, были отражением его значимой части жизни. Л. Леонов пишет о том, как Родион встретил маленькую девочку, которая подарила ему полевые цветы.

Автор заостряет внимание читателя на том, что Родион духовно вырос после события, происходящего на войне:” хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить”. Л. Леонов подчеркивает, как предосудительный поступок может изменить жизнь человека и помочь ему раскрыть свои лучшие качества.

Варя, прочитав письмо, понимает, что перед ней уже совсем другой человек, все тот же Родион, но способный на нравственные поступки,”вырастивщий “в себе доброе сердце.

По мнению автора, именно события, происходящие

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, мы не рождается с большим духовным “багажом”. Только определенные поступки, отношения других к нам формируют в человеке духовные и моральные качества. Положительные эмоции, негатив, опыт-это все позволяет людям раскрыть свое собственное ” я” и развить свой характер.

В подтверждение вышесказанному приведу два литературных аргумента.

Невольно вспоминается произведение Ф. И. Достоевского”Преступление и наказание”.Родион Раскольников, находясь в поиске себя, решается убить старуху-проценщицу. Но этот поступок только разрушает его внутренний мир, на протяжении всего произведения Раскольников ненавидит себя за совершенное им деяние. В конце романа Родион приходит в гармонию со своей душой, и жизнь для него после тяжких мук продолжается.

Вторым аргументом может служить пьеса М. Горького”На дне”. Все герои этого произведения мечтают о прекрасной жизни. Лука, как волшебник, приходит к жителям ночлежки, чтобы помочь им разрешить их проблемы.

Он рассказывает каждому герою, что он может добиться большего, напоминает о том, кем Анастасия, Клещ, Барон были в прошлой жизни. Поступок Луки вызывает положительные эмоции у жителей ночлежки, они словно “оживают” и смотрят на жизнь по-другому.

Таким образом, могу сделать вывод: любые события в жизни человека меняют его. важными являются те поступки, благодаря которым мы духовно растем.

Пример сочинения по тексту Л.Леонова

Текст по Е. Воробьёву

Сочинение по тексту Е.Воробьёва.

Вот в чём и состоит истинный патриотизм, и проблема, поднятая Е. Воробьёвым, всегда актуальна.

(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

(8) Человечество, по-моему, - это своеобразная болезнь планеты. (9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

Сочинение по тексту №1

В. Солоухин прав. К сожалению, люди своей деятельностью губят и разрушают природу. Бесчисленные заводы, фабрики, комбинаты своими отходами загрязняют атмосферу, воду, почву. В людях укоренилось чисто утилитарное отношение к земле, на которой они живут. Мы стремимся извлечь неиссякаемые (как нам кажется) богатства из недр Земли, не думая о последствиях. А они уже есть! Тают льды, уменьшаются запасы пресной воды, исчезают или на грани исчезновения некоторые виды животных.

Мы забыли о той великой эстетической силе, которую может дать нам общение с природой. Ведь она всегда была источником духовных сил человека. Недаром А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.А. Есенин и другие поэты восхищались красотой природы, черпали из неё вдохновение.

(1) Человек должен быть интеллигентен.

(2) А если у него профессия не требует интеллигентности? (3) А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? (4) А если окружающая среда не позволяет? (5) Если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6) Нет, нет и нет! (7) Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна и для окружающих, и для самого человека. (9) И вот почему.

(10) Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

(11) А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Сочинение по тексту №2

Я разделяю точку зрения автора. Действительно, интеллигентность как проявление подлинного гуманизма невозможна без особой нравственной основы, непременно прочной, чтобы не дать человеку уйти в сторону, перепутать дурное с хорошим. Для этого надо не допустить проникновения в душу злорадства, зависти, равнодушия, злобы, чтобы сохранить способность понять другого человека и оценить его по его достоинству. Сама жизнь Д.С. Лихачёва тому подтверждение. Пройдя сталинские лагеря, находясь рядом с ворами, уголовниками, он остался верен себе.

Читайте также: