Текст для сочинение огэ 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Короткие, простые и правильные сочинения на ОГЭ по русскому языку, которые подойдут каждому ученику. Все работы проходят проверку по критериям экзамена.

Автор: Самый Зелёный · Published 30.01.2022

(218 слов) Смелость — это способность действовать решительно, несмотря на риски и неблагоприятные условия. Однако далеко не всегда человек должен вести себя храбро. Важно понять, при каких обстоятельствах нужно проявлять смелость? Ответ на этот.

Автор: Самый Зелёный · Published 29.01.2022

(252 слова) Взаимопонимание — это гармония в отношениях. Каждый стремится его обрести и сохранить. О том, как это сделать, пишут многие литераторы. Высказался на эту тему и М.М. Пришвин. Автор пишет об отношениях хозяина.

Автор: Самый Зелёный · Published 14.01.2022

(219 слов) Воображение — это умение фантазировать и придумывать нечто новое, чего еще не было на свете. Оно необходимо людям, чтобы можно было разнообразить свою жизнь и сделать новые открытия. С его помощью можно.

Автор: Самый Зелёный · Published 03.01.2022

(234 слова) Нравственный выбор — это решение, определяющее поведение человека в сложной жизненной ситуации. О нем писали многие авторы, в том числе и Ю.И. Коваль. В приведенном тексте автор описывает состояние неопределенности, в котором.

Автор: Самый Зелёный · Published 03.01.2022

(261 слово) Нравственный выбор — это попытка личности правильно расставить приоритеты в жизни. Многие герои книг прошли через это испытание, как и их прототипы. Их вывод всегда указывает на особенности характера и мировоззрения. Например.

Автор: Самый Зелёный · Published 09.01.2021

Сочинение ГВЭ: В чем проявляется бережное отношение к природе? (для 9 класса)

(281 слово) Сегодня экология стала одной из самых насущных проблем человечества, поэтому люди стремятся сформировать бережное отношение к природе. Но в чем же оно проявляется? Прежде всего, в ответственности и сознательности. Человек должен взвешивать.

Автор: Самый Зелёный · Published 09.03.2020

Сочинение 9.3: Что такое смелость? (по тексту Катаева)

(230 слов) Смелость – это не всегда физическая сила и отсутствие страха, скорее это внутренняя сила, которая заставляет человека не робеть перед опасностью, а принимать правильные решения и, превозмогая страх, двигаться дальше. Примеры смелости.

Автор: Самый Зелёный · Published 08.03.2020

Сочинение 9.3: Что такое материнская любовь (по тексту Астафьева)

(203 слова) Материнская любовь – это бескорыстная искренняя любовь матери, которая любит своё дитя, несмотря ни на что. Примеры такой любви мы можем увидеть в литературе. Так, в приведенном отрывке из рассказа В.П. Астафьева.

Автор: Самый Зелёный · Published 04.03.2020 · Last modified 02.03.2020

Сочинение 9.3: Что такое нравственная опора? (по тексту Овчинниковой)

(198 слов) Нравственная опора – это воспоминания, пережитый опыт человека, который помогает ему всю жизнь принимать правильные решения. Примеры такой нравственной опоры мы можем найти в литературе. Так, в тексте Л.П. Овчинниковой рассказывается о.

Автор: Самый Зелёный · Published 03.03.2020

Сочинение 9.3: Что такое нравственный выбор? (по тексту Джафарли)

(182 слова) Нравственный выбор – это выбор, который человек делает, исходя из пережитого опыта, характера, принципов и ценностей. Примеры нравственного выбора мы можем найти в литературе. Так, в тексте Т.М. Джафарли рассказывается об учителе.

Сборник текстов ОГЭ по русскому языку 2020 г. для 9 класса.

Текст ОГЭ АВТОРИТЕТ. По В.И. Одноралову "Он растяпа, этот Вовка."
Текст ОГЭ БЕСКОРЫСТНОСТЬ. По В.М. Пескову "Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила. "
Текст ОГЭ БЛАГОДАРНОСТЬ. По Ю.Я. Яковлеву "Девочку звали Алиса. "
Текст ОГЭ ВЗАИМОВЫРУЧКА. По Л.Ф. Воронковой "Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. "
Текст ОГЭ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. По С.А. Лубенец "Венька пришёл домой из школы. "
Текст ОГЭ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. По В.К. Железникову "Он проснулся ночью неизвестно от чего. "
Текст ОГЭ ПОНИМАНИЕ. По Л.Ф. Воронковой "Лиза не убежала с девчонками на реку. "
Текст ОГЭ ПОНИМАНИЕ. По Л.Е. Улицкой "Всех женщин своей большой семьи, от бабушки до правнучки. "
Текст ОГЭ ВНУТРЕННИЙ МИР. По М.Г. Львовскому "От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах. "
Текст ОГЭ ВНУТРЕННИЙ МИР. По А.Г. Алексину "Я не любила эту куклу. "
Текст ОГЭ ВНУТРЕННИЙ МИР. По В.Т. Шаламову "Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования. "
Текст ОГЭ ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ. По В.П. Крапивину "Меня часто спрашивают. "
Текст ОГЭ ДРУЖБА. По А.Г. Алексину "В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой. "
Текст ОГЭ ДРУЖБА. По Ю.М. Нагибину "И вот появился в моей жизни Павлик. "
Текст ОГЭ ДРУЖБА. По Л.Е. Улицкой "Илья и Саня вместе учились с первого класса. "
Текст ОГЭ ЛЮБОВЬ К РОДИТЕЛЯМ. По Ю.Я. Яковлеву "Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания. "
Текст ОГЭ СИЛА ДУХА. По Ю.Я. Яковлеву "Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне. "
Текст ОГЭ СИЛА ДУХА. По А.Я. Бруштейн "В этом доме постоянно останавливаются. "
Текст ОГЭ СЛАВА. По Н.И. Дубову "Как только у нас с Пашкой появлялся какой-нибудь замысел. "
Текст ОГЭ СЧАСТЬЕ. По Н. Аксёновой "В детстве я ненавидела утренники. "
Текст ОГЭ СЧАСТЬЕ. По Ю.Я. Яковлеву "Прежде чем увидеть Наилю. "
Текст ОГЭ СЧАСТЬЕ. По Э.Е. Фоняковой "Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси. "
Текст ОГЭ СЧАСТЬЕ. По О.Ю. Рою "Запах кофе был для Андрея не просто запахом. "
Текст ОГЭ ТВОРЧЕСТВО. По К.Г. Паустовскому "Дом рассохся от старости. "
Текст ОГЭ ТВОРЧЕСТВО. По М.Л. Москвиной "Для меня музыка – это всё."
Текст ОГЭ УВАЖЕНИЕ. По Ю.М. Нагибину "Знакомство наше состоялось, когда Оська уже учился в школе. "
Текст ОГЭ ФАНТАЗИЯ. По В.К. Железникову "Пойдём на Чатыр-Даг. "
Текст ОГЭ ФАНТАЗИЯ. По В.К. Железникову "Мальчик сидел в самолёте. "
Текст ОГЭ ЧУДО. По А.С. Грину "Туман ещё не рассеялся. "

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 9 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.
(Из инструкции к демоверсии 2021 г.)

С3К1
Толкование значения слова
2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.
При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести словарную статью, его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый может создавать определения, используя для этого различные способы:
1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки;
2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;
3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;
4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.

Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переведя его в поле личностных смыслов. Именно этим объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) раскрытие актуальности рассматриваемой ценности;
2) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого аспекта;
3) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной сложной многомерности обозначенного явления действительности;
4) противопоставление (соотнесение) с другими словами для выявления смысловой сущности предложенного понятия.
Независимо от того, какой именно комментарий предложит учащийся, определяющими являются следующие моменты:
1) толкование понятия в русле его реального значения, отражающее личностно окрашенное понимание;
2) содержательная направленность комментария на объяснение предложенного понятия, раскрытие его смысла.
Эти два момента и определяют цель, логику и способы развертывания сочинения.

*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.

Тексты к сочинениям на лингвистическую тему ГИА-9

Тексты к сочинениям на лингвистическую тему ГИА

Исходные тексты для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему ОГЭ (ГИА-9) по русскому языку

Текст для сочинения по В. Катаеву

(1)Петя решил наскоро выкупаться.

(2)Но едва мальчик, разбежавшись, бултыхнулся в море и поплыл на боку,, расталкивая прохладную воду коричневым атласным плечиком, как тотчас забыл всё на свете.

(3)Сперва, переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели. (4)Он взошёл на неё и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчётливую чешую песчаного дна.

(5)На первый взгляд могло показаться, что дно необитаемо. (6)Но стоило только хорошенько присмотреться, как в морщинах песка обнаруживалась жизнь. (7)Там передвигались, то появляясь, то зарываясь в песок, крошечные кувшинчики рака-отшельника. (8)Петя достал со дна один такой кувшинчик и ловко выдернул из него ракообразное — даже были крошечные клешни! — тельце моллюска.

(9)Потом мальчик заметил в воде медузу и погнался за ней. (10)Медуза висела прозрачным абажуром с кистью таких же прозрачных щупалец. (11)Казалось, что она висит неподвижно. (12)Но это только казалось. (13)Тонкие закраины её толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой, подобно краям парашюта. (14)Щупальца шевелились. (15)Она косо уходила вглубь, как бы чувствуя приближающуюся опасность.

(16)Но Петя настиг её. (17)Осторожно — чтобы не прикоснуться к ядовитой кайме, обжигающей, как крапива, — мальчик обеими руками схватил медузу за купол и вытащил увесистое, но непрочное её тело из воды, с силой зашвырнул животное на берег. (18)Роняя на лету оторвавшиеся щупальца, медуза шлёпнулась на мокрый песок. (19)Солнце тотчас зажглось в её слизи серебряной звездой.

(20)Петя испустил вопль восторга и, ринувшись с мели в глубину, занялся своим любимым делом — стал нырять с открытыми глазами.

(21)Какое это было упоение!

(22)На глубине перед изумлённо раскрытыми глазами мальчика возник дивный мир подводного царства. (23)Сквозь толщу воды, увеличенные, как в лупу, были явственно видны разноцветные камешки гравия. (24)Они покрывали дно, как булыжная мостовая. (25)Стебли подводных растений составляли сказочный лес, пронизанный сверху мутно-зелёными лучами солнца, бледного, как месяц.

(26)Среди корней, рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб. (27)Он нёс на своих паучьих ногах дутую коробочку спины, покрытую известковыми бородавками моллюсков.

(28)Петя ничуть его не испугался. (29)Он хорошо знал, как надо обращаться с крабами. (30)Их надо смело хватать двумя пальцами сверху за спину. (31)Тогда краб никак не сможет ущипнуть. (32)Впрочем, краб не заинтересовал мальчика. (33)Пусть себе ползёт, не велика редкость. (34)Гораздо интереснее казались морские коньки. (35)Как раз небольшая их стайка появилась среди водорослей. (36)С точёными мордочками и грудками — ни дать ни взять шахматный конь, но только с хвостиком, закрученным вперёд, — они плыли стоймя, прямо на Петю, сверкая перепончатыми плавниками крошечных подводных драконов. (37)Как видно, они совсем не предполагали, что могут в такой ранний час наткнуться на охотника.

(38)Сердце мальчика забилось от радости. (39)У него в коллекции был всего один морской конёк, и то какой-то сморщенный, трухлявый. (40)А эти были крупные, красивые, один в одного. (41)Было бы безумием пропустить такой исключительный случай.

(42)Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту. (43)Но вдруг он увидел на обрыве отца. (44)Отец размахивал соломенной шляпой и что-то кричал.

(45)Петя быстро надел костюм прямо на мокрое тело и стал взбираться наверх.

Примеры написания сочинений-рассуждений на лингвистическую тему к данному тексту по 2-м схемам смотрите здесь.

Текст для сочинения ОГЭ по А. Беляеву

(1)На западе ночь уходит за далёкие горы. (2)Уже алеет восток. (3)На глади океана появилась едва заметная спокойная зыбь, и на ней — золотые струйки. (4)Белые чайки, поднимаясь выше, становятся розовыми. (5)По бледной глади вод зазмеились пёстрые, голубые и синие дорожки: это первые порывы ветра. (6)Синих дорожек становится всё больше, ветер крепчает. (7)На песчаном берегу уже появляются перистые жёлто-белые язычки прибоя. (8)Вода возле берега становится зелёной. (9)Рой красных, жёлтых, лимонных, коричневых рыб беспрерывно снует.

(10)Зеркало моря искривилось, выгибается, беспрерывно движется. (11)На гребнях волн мелькают белые барашки. (12)Ихтиандр ныряет вглубь и смотрит вверх — перед ним свод, сплошь усеянный мелки-Ми звёздами. (13)Это ночесветки зажгли свои фонари и поднимаются на поверхность океана. (14)Кое-где во тьме виднеются голубоватые и розоватые светящиеся туманности — плотные скопления мельчайших светящихся животных. (15)Медленно проплывают шары водорослей, излучающие мягкий зеленоватый свет.

(16)Совсем недалеко от Ихтиандра светится медуза — она похожа на лампу, прикрытую затейливым абажуром с кружевами и длинной бахромой. (17)Бахрома медленно покачивается, как от лёгкого ветра, при каждом движении медузы. (18)На отмелях уже загорелись морские звёзды. (19)В больших глубинах быстро двигаются огни крупных ночных хищников. (20)Они гоняются друг за другом, кружатся, гаснут и вспыхивают снова.

(21)Снова отмель. (22)Причудливые стволы и ветви кораллов освещены изнутри голубым, розовым, зелёным, белым огнём. (23)Одни кораллы горят бледным мигающим светом, другие — как накалённый добела металл. (24)На земле ночью только маленькие, далёкие звёзды в небе, иногда луна. (25)А здесь тысячи звёзд, тысячи лун, тысячи маленьких разноцветных солнц, горящих мягким нежным светом. (26)Ночь в океане несравненно прекраснее ночи на земле. (27)И, чтобы сравнить, Ихтиандр всплывает на поверхность воды.

(28)Воздух потеплел. (29)Над головой тёмно-синий свод неба, усеянный звёздами. (30)Над горизонтом стоит серебристый диск луны. (31)От луны протянулась по всему океану серебряная дорожка.

Текст для сочинения ГИА-9 по В. Солоухину

(1)На второй год, переболев и освоившись на новом месте, хмель показал свою силу.

(2)Я наблюдал за ним. (3)Уже с первых шагов ему приходилось решать дополнительную задачу по сравнению, скажем, с близрастущими одуванчиками и крапивой. (4)У одуванчика есть, наверно, свои, не менее сложные, задачи, но всё же на первых порах ему нужно просто вырасти, то есть создать розетку листьев и выгнать трубчатый стебель. (5)Влага ему дана, солнце ему дано, а также дано и место под солнцем. (6)Стой на этом месте и расти себе, наслаждайся жизнью.

(7)Другое дело у хмеля. (8)Едва-едва высунувшись из земли, он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища, за что бы ему ухватиться, на какую бы опереться надёжную земную опору. (9)Естественное стремление всякого ростка расти вверх преобладает и здесь. (10)Но уже после пятидесяти сантиметров жирный, тяжёлый побег льнёт к земле. (11)Получается, что он растёт не вертикально и не горизонтально, а по кривой, по дуге. (12)Эта упругая дуга может сохраняться некоторое время, но если побег перевалит за метр длины и всё ещё не найдёт, за что ухватиться, то ему волей-неволей придётся лечь на землю и ползти по земле. (13)Только растущая, ищущая часть его будет по-прежнему и всегда нацелена кверху. (14)Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше, шаря впереди себя чутким кончиком. (15)Что делали бы вы, очутившись в темноте, если вам нужно было бы идти вперёд и нашарить дверную ручку? (16)Очевидно, вы стали бы совершать вытянутой рукой вращательное, шарящее движение. (17)То же самое делает растущий хмель. (18)Его шершавый, как бы сразу прилипающий кончик всё время совершает, продвигаясь вперёд или вверх, однообразное вращательное движение по часовой стрелке. (19)И если попадётся по пути дерево, телеграфный столб, водосточная труба, нарочно подставленный шест, любая вертикаль, нацеленная в небо, хмель быстро, в течение одного дня взлетает до самого верха, а растущий конец его снова шарит вокруг себя, в пустом пространстве.

(20)Не выяснен вопрос: чувствует ли хмель возможную опору на некотором расстоянии и ползёт ли в её сторону? (21)Есть предположение, подтверждаемое практикой, что побеги хмеля ползут по земле предпочтительнее в сторону близко расположенных опор. (22)Во всяком случае, когда мы натянули на наш дом параллельными струнами шпагат и когда хмель, немедленно воспользовавшись нашей помощью, полез по нему с проворностью матросов, карабкающихся по вантам, всё же некоторые побеги, успевшие отклониться от стены, мне пришлось пригибать к шпагату и как бы показывать этот шпагат побегам, подобно тому, как слепых котят тыкают мордочками в соски матери.

(23)Дорастя до крыши, ветви хмеля начали шарить вокруг, но натыкались лишь друг на дружку. (24)Они сплетались, перепутывались, свисали беспорядочными, праздными кудрями. (25)Силы ещё были, а высоты больше не было. (26)Хмель залезал во все щели, в неплотно прикрывающиеся окна, под застреху, под тесовую обшивку.

(27)Один побег я с самого начала не захлестнул на шпагат, и можно было наблюдать, как он, бедняга, день за днём пластается, ковыляет, ползёт по земле, обременённый собственной силой, собственной тяжестью, как он вынужден переползать и тропинку, и лужайку, и помойку; и пора бы уж изнемочь и отказаться от цели, но самая нежная, самая чувствительная часть зелёной шершавой змеи всё время продолжала быть начеку, всё смотрела вверх, в синее тёплое небо, в высоту, по которой так тосковало всё растение в целом.

(28)Этот хмель напоминал человека, переползающего гиблую трясину и почти уж засосанного ею. (29)Тело его увязает в воде и грязи, но голову он из последних сил старается держать над водой. (30)И взгляд его, полный тоски, устремлён кверху.

Текст для сочинения ГИА-9 по В. Железникову

(1)Новенький сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.

(5)— А как ты занимался по физике?

(6)— Это мой любимый предмет.

(7)Я начал объяснять новые формулы. (8)Каждый раз, когда я поворачивался к доске, чтобы написать формулу или нарисовать чертёж, двоечник Лёвушкин шептал и хихикал за моей спиной.

(9)— Не мешай слушать,— донёсся до меня голос Княжина.

(10)Я оглянулся: у Лёвушкина был такой удручённый вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжёгся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли проглотить.

(11)После звонка краем уха я услыхал разгорячённый голос Лёвушкина:

(12)— Видали, чего вытворил? (13)Тоже мне, строит из себя умника! (14)Рыжий, да ещё подлиза.

(15)— Я и сам знаю, что рыжий, — спокойно ответил Княжин. (16)— А ты без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул?

(18)Через неделю в физический кружок первым записался Княжин. (19)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на его фамилию.

(20)— Зачем ты записался во все кружки? — спросил я Княжина. — (21)Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего?

(22)— Нет, я знаю, но мне надо,— упрямо ответил он. (23) — Это моя тайна.

(24)— Тайна это или не тайна,— сказал я,— но ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в других кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез.

(25)Княжин очень расстроился.

(26)— Я должен всё знать,— сказал он. (27) — Я в глубине души решил: буду пилотом космического корабля. (28)Я никому этого не говорил, но вы меня заставили.

(29)Я впервые посмотрел ему прямо в лицо.

(31)3а три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка. (32)А потом вдруг перестал ходить.

(33)— Княжин, — спросил я, — почему ты бросил кружок? (34)Устал грызть гранит науки?

(35)Он растерянно поднял на меня печальные глаза и промолчал. (36)Лёвушкин, подружившийся с Княжиным, сказал мне:

(37)— У него большая неприятность. (38)Рассказать не могу, это больной вопрос.

(39)Случай свёл нас с Княжиным в этот же вечер. (40)Я стоял в книжном магазине у прилавка и вдруг услыхал позади себя знакомый голос:

(41)— Есть что-нибудь новенькое?

(42)— Мальчик, — ответила девушка-продавщица, — ты мне покоя не даёшь! (43)Не может быть каждый день что-нибудь новенькое.

(44)Я оглянулся. (45)Передо мной стоял Княжин, и у него на носу красовались маленькие очки.

(46)Он тихо сказал:

(47)— А ведь меня теперь в лётчики не возьмут, я узнавал — близоруких не берут, и космические корабли мне не водить. (48)Я эти очки ненавижу.

(49)Он был такой несчастный! (бО)Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал.

(52)— Вот почему Лёвушкин держал язык за зубами! (53)Не принимай это близко к сердцу и не вешай нос! (54)Полетишь на космическом корабле астрономом, инженером или врачом.

(55)— Значит, вы думаете, я всё же могу надеяться? — он преобразился и ухватился за мои слова с радостью. (56)— Как же я сам не сообразил?

Текст для сочинения ГИА-9 по В. Катаеву

(1)Низкое солнце ослепительно било в глаза. (2)Море под ним во всю ширину горело, как магний.

(3)Серебряные кусты дикой маслины, окружённые кипящим воздухом, дрожали над пропастью. (4)Крутая дорожка вела зигзагами вниз. (5)Ноги бежали сами собой, их невозможно было остановить.

(6)До первого поворота Петя ещё кое-как боролся с силой земного притяжения. (7)Он хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. (8)Но гнилые корни рвались. (9)Из-под каблуков сыпалась глина. (10)Мальчик был окружён облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао.

(11)Пыль набивалась в нос, в горле першило. (12)Пете это надоело.

(13)Он закричал во всё горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз.

(14)Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной. (15)Матросский воротник развевался. (1б)И мальчик, делая страшные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, вдруг со всего маху вылетел на сухой и холодный, ещё не обогретый солнцем песок берега. (17)Песок этот был удивительной белизны и тонкости. (18)Вязкий и глубокий, сплошь истыканный ямками вчерашних следов, оплывших и бесформенных, он напоминал манную крупу самого первого сорта.

(19)Он полого, почти незаметно сходил в воду. (20)И крайняя его полоса, ежеминутно покрываемая широкими языками белоснежной пены, была сырой, лиловой, гладкой, твёрдой и лёгкой для ходьбы.

(21)Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под обрывами на сто верст, казался диким и совершенно безлюдным в этот ранний час.

(22)Чувство одиночества с новой силой охватило мальчика. (23)Но теперь это было совсем особое, гордое и мужественное одиночество Робинзона на необитаемом острове.

(24)Между тем солнце ещё немножко поднялось над горизонтом. (25)Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в двух местах: длинной полосой на самом горизонте и десятком режущих глаза звёзд, попеременно вспыхивающих в зеркале волны, осторожно ложащейся на песок.

(26)На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось такой нежной, такой грустной голубизной августовского штиля, что невозможно было не вспомнить:

(27)Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.

(28)Петя залюбовался морем.

(29)Оно меняется на глазах каждый час.

(30)То оно тихое, светло-голубое, местами покрытое почти белыми дорожками штиля. (31)То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее.

(32)То оно играет барашками. (33)То под свежим ветром становится вдруг тёмно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. (34)То налетает буря, и оно грозно преображается.

(36)Штормовой ветер гонит крупную зыбь. (36)По грифельному небу летают с криками чайки. (37)Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. (38)Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. (39)Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. (40)Эхо звенит бронзой в оглушённом воздухе. (41)Тонкий туман брызг висит кисеёй во всю громадную высоту потрясённых обрывов.

(42)Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

(43)Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в чёрную тёплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? (44)Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? (45)Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

(46)Сколько бы ни смотреть на море —оно никогда не надоест. (47)Оно всегда разное, новое, невиданное.

Читайте также: