Техника и культура сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Если задуматься, то почти все, что окружает современного человека каждый день, появилось благодаря науке. Инженерия подарила нам дома и автомобили, химия – лекарства и одежду, программирование – компьютеры и телефоны, физика – свет и электричество, агрономия – еду. Стоит только задуматься о происхождении любой вещи из нашего обихода, как начинаешь понимать – своим появлением она обязана науке. Можно ли представить, каким был бы наш мир без результатов трудов ученых? Люди жили бы в естественных пещерах или рыли землянки, носили шкуры и ткани из трав, оставляли друг другу послания на камне с помощью символов, ели то, что смогли сами собрать в лесу. Такая жизнь очень напоминает первобытное общество.

Не стоит забывать и о гуманитарных науках. Благодаря истории и философии человек лучше ориентируется в мире, может задумываться не только о своих насущных проблемах, но и осмысливать судьбы народов и всего человечества, ощущать свою причастность к ним и ответственность за будущее. Социология помогает людям доносить до власти свое мнение и желания, что позволяет построить гибкую систему управления обществом, которая будет реагировать на настроения людей. Филология объединяет мир в одну большую семью, подчеркивая индивидуальные отличия каждого члена этой семьи.

Наука выводит новых животных и сохраняет исчезающие виды, решает вопросы сохранения экологии на нашей планете, осваивает бесконечный космос и ищет новую жизнь, создает роботов, раскрывает тайны человеческих генов, борется со смертью. Наука дает надежду всему человеческому виду на лучшую жизнь и на будущее.

Наука неустанно совершает открытия и так же ставит все новые вопросы перед нами. Кажется, что ее труд не закончится никогда. Наука похожа на дыхание – каждый новый вдох требует последующего, чтобы жизнь не остановилась.

Конечно, не стоит забывать, что иной раз наука несет и опасность. Это ученые создали ядерное и прочее оружие, написали книги о том, как политикам лучше манипулировать людьми, придумали смертельные яды. Из-за их работ разрушается озоновый слой над Землей, вырубаются леса, тают ледники, возникает угроза глобального потепления.

Наука не имеет сама по себе морали. Одни и те же знания, инструменты и вычисления можно использовать для развития человечества, а можно для его уничтожения. Люди сами задают науке направление. Однако неоспоримым остается одно – наука стала неотъемлемой частью нашей цивилизации. Без нее у нас нет будущего. Она – ключ к решению многих проблем людей. Важно лишь, чтобы этот ключ оказался в добрых руках.

Феномен современности

Феномен базируется на факте, что все процессы во Вселенной можно описать в рамках определенной теории (набор формулировок в виде умозаключений и законов, на основании которых можно делать некоторые предсказания с высокой долей надежности).

Научные достижения современности связаны с развитием ряда дисциплин, имеющих фундаментально-прикладной характер. К ним относятся:

  • химия;
  • физика;
  • астрономия;
  • биология;
  • анатомия человека.

Объединяет все эти дисциплины наука, которую в XIX веке Карл Гаусс назвал царицей среди всех — математика. Без ее логических выводов и развитого вычислительного аппарата невозможно представить современный мир и общество.

Научно технический прогресс и личность человека

Техника врывается в нашу жизнь стремительными темпами. Но противоречий не избежать, одно из них — научно технический прогресс и нравственность человека.

Как бы грустно не звучало, но в нынешние дни технический прогресс берет верх над нравственным. А своими корнями он уходит еще в те времена, когда первобытный человек изобрел оружие. Именно это открытие помогло одним племенам властвовать над своими врагами. Уже тогда начали нарушаться нравственные позиции.

влияние научно-технического прогресса на человека

Развитие технологий не только нарушает моральные принципы, но и отрицательно влияет на экологию. В свою очередь это влечет к ухудшению здоровья человека и, соответственно, развитию жестокости и эгоизма, алкоголизма и наркомании. Не забывайте, что создание новых технологий забирает десятки тысяч жизней людей, к примеру, авто- и авиакатастрофы.

Одно из наиболее важных открытий прошлого века — создание компьютера — понесло за собой и большой прогресс, и в то же время регресс. Ведь компьютеры вошли во все сферы нашей жизни, делая нас более пассивными. В последнее время участились заболевания, связанные с позвоночником, зрением, головным мозгом и психикой человека. Виной всему компьютер!

Уверены, что вы уже слышали это миллион раз, но повторимся вновь: с развитием научно-технического прогресса СМИ стали врагом №1 для человечества. Телевидение косвенно управляет умом большой аудитории, постепенно снижая нравственный уровень социума.

В список врагов также попадают книги, которые пропагандируют разврат, насилие и жестокость. Социальные сети тоже не отстают, а то и опережают. В целом, СМИ разными способами отводит глаза человека от реальных проблем, создавая псевдокартину мира.

научно-технического прогресс в производстве

Некоторые ученые утверждают, что автоматизация производства и развитие робототехники приблизит в будущем человека вновь к уровню обезьяны. Хотя нас терзают смутные сомнения, что человечество во имя нравственности откажется от всех прелестей научно технического прогресса: автомобилей и электрокаров, самолетов и атомных станций, список можно продолжать долго-долго…

Сейчас активно ведутся исследования и разработки в области искусственного интеллекта (ИИ). Причем он остается до конца не изученным, что неудивительно, ведь даже человеческий мозг успели изучить только 1/20 часть. Таким образом, создание ИИ может привести к глобальной проблеме — самые ужасные картины из фантастических фильмов воплотятся в реальность.

Хотя в идеале, независимо от масштабов исследований, нравственный аспект должен преобладать. Именно он влияет на изобретение и общество в целом.

Исторический путь

В сочинении о самой интересной науке современности следует осветить кратко историю ее становления. Многие историки выделяют 2 важных этапа, которые повлияли коренным образом на моральное созревание общества в вопросе развития научного знания. Эти этапы:


  1. Восстановление философского и научного наследия развитых античных культур. Речь идет о культурах древней Греции и Риме, которые впитали знания еще более ранних цивилизаций Ближнего Востока (шумеры и Вавилон) и севера Африки (Египет). Большинство из них были утеряны во времена темных Средних веков, которые можно назвать временем господства религии.
  2. Инновационные и радикальные изменения мысли в европейских кругах аристократов. Ярким примером может служить замена геоцентрической модели Вселенной Аристотеля, которую твердо поддерживала церковь, на гелиоцентрическую модель Николая Коперника.

В эссе о роли науки в современном обществе нужно сказать, что кульминационным моментом научной революции XVI—XVII вв. является публикация двух главных произведений литературы:

Оба произведения написаны на латыни как основном языке-носителе научной мысли в эпоху Нового времени.

Повседневная жизнь

В сочинении про науку следует отразить мнение людей, что они не имеют никакого отношения к этому феномену. В то же время научные успехи привели к революции во всех сферах жизнедеятельности человека. Большинство современных занятий и развлечений связаны с достижениями технологий, созданных на основе полученных научных знаний.

В ряде случаев это внедрение проходит настолько незаметно, что новшества быстро становятся привычками.

Багаж знаний

В первую очередь нужно отметить, что смысл любых научных исследований заключается в расширении кругозора человечества об окружающем его мире. Начиная с древних времен, когда появлялись первые расчеты диаметра планеты, и заканчивая данными археологических раскопок современности о возрасте органических останков с использованием углеродного анализа, все эти знания были предоставлены обществу благодаря науке.

Можно привести примеры научного поведения даже среди простых людей. Многие смешивали ингредиенты в разных пропорциях во время приготовления пищи с целью получить более вкусное блюдо или выращивали из семян какую-либо культуру, подбирая для нее необходимые режимы полива, освещения и подкормки. Все эти ситуации являются яркими примерами научного поведения.

Достижения в медицине

Ни один человек не прожил всю свою жизнь без обращения к тем или иным видам лекарств для лечения разных заболеваний.

Таблетки, уколы, капельницы — все это достижения научного прогресса. Буквально до XX разные эпидемии выкашивали большую часть населения сел и городов. В настоящее время благодаря развитой медицине забыли о таких болезнях, как малярия, корь или оспа, что привело к значительному повышению продолжительности жизни.

С другой стороны, остались многие нерешенные проблемы, например, рак различных органов.

Но даже с этой болезнью человечество научилось бороться, пока с переменным успехом, но не за горами тот день, когда врачи получат инструмент для надежного лечения рака.

Цифровые технологии

Бесспорно, это еще одна область, где влияние научных достижений обусловило кардинальные изменения повседневной жизни людей. Сейчас ни один молодой человек не обходится без ежедневного использования благ, предоставляемых цифровыми технологиями. Мобильные телефоны, персональные компьютеры, планшеты тесно вошли в жизнь. Без их использования уже невозможно представить общество.

Цифровые технологии не только влияют на поведение современных людей, они его определяют. С их бурным развитием начала изменяться структура образования, социального воспитания личности, требования к навыкам при поиске работы. Появились новые увлечения, расширились возможности, например, быстрый доступ к знаниям любого характера, способность заводить знакомства и поддерживать близкий контакт с людьми, находящимися на расстоянии тысяч километров друг от друга.

Цифровые технологии и развитие мировой сети интернет способствуют формированию широкого круга интересов. Люди узнают о вещах, информация о которых раньше им была недоступна. Например, сейчас каждый может найти в глобальной паутине статьи на тему анального секса и разобраться с этим вопросом, узнав много нового для себя.

С расширением возможностей, также появились новые проблемы когнитивного и социального характера особенно среди молодежи.

Предпочтение виртуального мира реальному приводит к развитию социальной замкнутости и отчужденности у ребенка, а доступ к нежелательной для его возраста информации может отрицательно сказаться на психике.

Мир химии и косметических средств

Косметика занимает важное место в повседневном быту каждого, кто живет в XXI веке. Когда человек использует мыло, шампунь, крем против целлюлита или краску для волос, химия взаимодействует с его телом.

Относительно эстетики и внешней красоты можно отметить, что большие денежные средства выделяются для разработки новых способов поддержания человеческого тела в тонусе и хорошей форме. Например, борьба с растянутой кожей и целлюлитом, коррекция зрения с помощью оптических линз, использование слуховых аппаратов — все это достижения современной науки, призванные устранить или нивелировать разные дефекты в работе человеческого организма.

Когда человек садится на автобус, чтобы добраться до работы, принимает утренний душ с использованием щелочного мыла, выходит на пробежку, слушая свой mp3-плеер, разогревает пищу в микроволновке или стоит на балконе, любуясь звездами ночного неба и понимая, что это за объекты, и на каких расстояниях они находятся от Земли, во всех этих ситуациях он получает ответ на вопрос, какую роль играет наука в современной жизни.

Современные технологии и их роль в жизни человека

Переход от ручного труда к механизированному открыл дорогу в сторону автоматизации и роботизации. От электрики к электронике, а от неё – к компьютерным наукам и информационным технологиям. На этом этапе человечество находится сейчас. С приходом промышленных роботов, машинного обучения, искусственного интеллекта и облачных сервисов человек готов поручить производство машинам, а себе оставить управление.

Появилось понятие Интернета вещей: устройства и системы, которые используются в промышленности, бытовой сфере, общественной жизни и на глобальном уровне, общаются между собой через интернет. Более того, они корректируют свою работу в соответствии с изменениями внешних и внутренних условий.

Вот несколько примеров того, как технологии изменили и продолжают менять жизнь человека:

  • Роботы и автоматические системы учат нас. Они не забывают информацию, легко её находят, оперируют, а также подстраиваются под индивидуальность учеников.
  • Мы общаемся по-новому. Большая часть общения современного человека проходит в интернете. Еще 20 лет назад такое было сложно представить. Отбери у человека интернет, и ему станет в разы сложнее связываться с друзьями, планировать выход из дома, оплачивать покупки, ориентироваться в городе и т.п.
  • Мы получили новые привычки и зависимости. Одобрение знакомых и незнакомых людей, желание и возможность показать или увидеть себя в лучшем свете, способность анонимно высказывать по любому поводу – эти особенности современного общения раскрывают как лучшие, так и худшие стороны характера, а иногда становятся психологическими проблемами.
  • Мы лучше себя знаем. Датчики, сенсоры, обработка больших данных в медицинских центрах, компактные трекеры биологических данных – все это разработано в помощь тем, кто хочет быть здоровым. Говорить об увеличении продолжительности под влиянием этого фактора сложно и рано. Но при разумном подходе любое изобретение приносит пользу.
  • Мы становимся менее критичными. Это может показаться негативным последствием, но развитие ситуации логично. Ведь человек изобретает то, что облегчает его жизнь, делает её приятнее. Поэтому и физических, и умственных вызовов становится меньше.

Научное мышление

Наука в XXI веке развивается семимильными шагами, что в большей части обусловлено появлением научного мышления. Под ним понимают способ рационального восприятия мира, который основан на скептицизме, наблюдениях и экспериментах, то есть на проверке справедливости управляющих законов природы.

Этот тип мышления отличается от религиозных и мифологических методов познания мира. Его идея заключается в объективности суждений и в максимальном уменьшении роли субъективного при получении знаний.

Научное мышление, как метод познания окружающей действительности, был впервые предложен философом и писателем Френсисом Бэконом в начале XVII века и получил свое развитие уже в наши дни с бурным развитием наукоемких технологий. Этот метод предоставил человечеству оружие для познания, равных которому не было в предыдущие исторические эпохи.

Подобный тип мышления оказывает сильное влияние на развитие способности к исследованию у современного человека, который непосредственно не занимается наукой.

Роль и место техники в современных обществах стремительно растут. Техника вторгается в самые неожиданные сферы человеческой жизни, вытесняя старые и создавая новые стили жизни, новые предметные сферы и новые ценности. Отношение к экспансии техники — острая проблема и обыденного сознания, и социально-гуманитарного познания. Техника несет людям счастье, техника погубит человека — этом диапазоне лежат оценки и ожидания — как в теоретических работах, так и в массовом сознании. Обращение к проблеме места и роли техники в жизни человека имеет и познавательный, и практический смысл и хотя сама проблематика вовсе не нова, она нуждается в систематической дискуссии и постоянном внимании. Актуальной делает диссертацию обоснование интегрального — коммуникативного — подхода к осмыслению ряда частных вопросов, обсуждаемых в дискуссиях о технике, а также включение в оборот новых источников и точек зрения.

Техника оценивается в разных мировоззренческих парадигмах то как надежда и панацея от всех бед, то как причина упадка культуры и человека. И оптимистические, и пессимистические оценки, отражая реальные процессы и тенденции, находят свое выражение и разработку в философии науки знании. Философия техники — динамично и широко развивающаяся область знания, академическая дисциплина с более чем столетней историей, своими авторитетами, классиками и традициями.

Целью курсовой работы является изучение техники и культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • •Рассмотреть влияние технического прогресса, на культуру и искусство в 20-21 веках;
  • •Изучить философию гаджетов;
  • •Определить изменение вкусов и предпочтений в массовой культуре, связанное с развитием технологий;
  • •Рассмотреть компьютерные технологии в битве за искусство.

Список использованной литературы

Список использованной литературы

1.Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л. Социологические теории модерна, радикализированного модерна и постмодерна: Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН. – М.: ИНИОН, 2006. – 66 с.

2.Можейко М.А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигмы. – Минск: 2009.

3.Илья Ильин. ПОСТМОДЕРНИЗМ от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. Москва: Интрада. 2008.

4.Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. – Москва: Флинта, 2009.

5.Алейник Р.М. Образ человека во французской постмодернистской литературе // Спектр антропологических учений. М.: ИФ РАН, 2006, с. 200– 214

7.Кравченко А.И. Культурология: словарь. — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2001. — 725с.

8.Кравченко А.И. Культурология: хрестоматия для высшей школы. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 704с.

9.Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др.; под ред. Н.Г. Багдасарьян. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2007 — 709с.

10.Культурология: учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Феникс, 2005 — 451с.

12.Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. Проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008. – 600 с.

Прежде чем вести разговор о взаимодействии техники и культуры следует пояснить, как мы будем трактовать само понятие культуры, поскольку по этому вопросу существуют различные точки зрения от отождествления культуры со всеми социальными факторами до ее понимания как сферы поэзии, музыки, театра.

Прежде всего, культуру можно понимать как активную человеческую деятельность, как способ этой деятельности и ее результат — определенные материальные и духовные ценности. Нужно обратить внимание на то, что культура характеризует степень свободы человека в природе и обществе, что она есть мера преодоления дикости человеком. Наконец, ученые акцентируют внимание на том, что культура является не элементом общественной системы, а ее качественной характеристикой.

Обобщая все вышеприведенные характерные черты культуры, можно дать ее следующее определение. Культура — это способ деятельности общественного человека и результат этой деятельности, характеризующие качественное состояние определенной ступени общественного прогресса.

Что такое техника?

Какую же роль играет техника в развитии и функционировании культуры? Этот вопрос давно привлекал внимание людей, но особую актуальность он приобрёл с ростом могущества индустриальной цивилизации. С приходом индустриальной эпохи, роль техники несколько возросла, и технический прогресс неоспоримо влияет на развитие культуры в целом.

Проблемы заключаются в том, что технический прогресс взял на себя некоторые функции культуры, и большинство современных людей предпочитают проводить свой досуг перед бездушным техническим средством.

2 .Философы о проблеме.

Прогрессируя, техника определила культурный образ жизни человека. Она содействовала повышению эффективности трудовых усилий работника и рационализации хозяйственного и бытового уклада. Положительная роль техники была зафиксирована еще в античном обществе.

В подавляющем большинстве философских и социальных исследований техника рассматривается во взаимодействии с культурой. Какова же связь техники с культурой?

Прежде всего, техника является важнейшей культурной ценностью. Сфера культуры не ограничивается классическими ценностями искусства, этики, науки. Кроме духовной существует материальная часть культуры, к которой относится и техника как деятельность и ее средства, воплощающие в себе человеческие знания. Прогресс технических средств, приобретение умения и навыков их использования, их совершенствование являются важнейшим фактором развития и функционирования культуры. Современный культурный человек должен уметь пользоваться многими техническими средствами – холодильником и телевизором, аудио и видеотехникой, лифтом и автомашиной, пишущей машинкой и компьютером. Технический уровень непроизводственной сферы, материальных основ духовной культуры ( медицина, быт, печать, связь, искусство, образование, наука и т.д.) существенно характеризует уровень развития культуры общества.

В конце XIX — начале XX вв. Россия была одним из центров мировой культуры. Престиж классической русской культуры был весьма значителен. Для Запада русская классика сверкала путеводным факелом. Ирония истории заключалась в том, что революция, начавшись со стремлением обогатить народ духовными ценностями, обернулась для общества культурной деградацией, мощной войной упрощения культуры. Известно, что некоторый деятели Отечественной культуры, в том числе и М. Горький, считали, что в преддверии социальной революции необходим был определенный подъем культурного развития народа, его интеллектуальных сил. Иначе велика, оказывалась интеллектуальная поляризация, трудно было добиться желаемых результатов. Так и произошло.

Современная духовная жизнь должна развиваться в особых условиях сплетения взбудораженной общественной мысли с политической публицистикой, философскими и религиозными поисками человека в художественной литературе и литературной критике.

Вернемся к технике. Человек, создав технику, получил возможность менять условия своего существования и меняться сам. Техника стала помощником в изучении философских и религиозных трудов, публицистики.

При этом человек стал основоположником принципиально нового объективного процесса — культурного, изделия мастера обрели собственную основу и получили возможность функционировать наряду с человеком. Современность есть дочь прошлого и мать будущего.

Можно привести много положительных примеров влияния технических средств на сохранение культурных ценностей, но если упоминать о распространении их же в массы, то мы можем найти и много отрицательного. Например, в полиантологическом музее проводятся масштабные работы по реставрации, для того, чтобы сохранить культуру и быт древних людей используются химические и технические средства, что и есть порождение технического прогресса.

3. Заключение.

Телевизионные спектакли, все мы их любим и смотрим, но куда приятнее смотреть на актеров вживую, творить с ними здесь и сейчас. Пленка может надолго запечатлеть игру и образы актеров, но передать их эмоциональное напряжение она не в состоянии. Мы должны сохранять великие спектакли, актеров и режиссеров на видео и фотографиях, но будет совсем абсурдом, когда в театре перед нами будут играть роботы, а собственно к это стремится сейчас наше общество.

В нашей работе мы раскрыли проблему взаимовлияния научно – технического прогресса и культуры, акцентировали внимание на точках зрения ученых. Наша группа в ходе работы над рефератом принимала на веру различные воззрения на данную проблему, но определить, что именно будет исходом неизменной механизации и информатизации общества. Взгляды на эту проблему неоднозначны, рассуждения бесконечны, а значение техники в сохранении культуры неоспоримо.

1. Данилевский Г.П. Соч.в 24-х томах, т. 19. — СПб, Изд-е А.Ф. Маркса, 1901. – 218 с.

2.Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М.: РИЦ Литкон, 2002. – 135 с.

3. Геккель Э. Мировые загадки. — М.: Оргис,1937. – 312 с.

4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-ое изд., доп. – М.: Азбуковник, 2000. – 940 с.

Сочинения про культуру

Данное понятие означает уровень просвещённости, знаний, воспитанности, развитости интеллекта. Культура представляет собой совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

Что такое Культура – сочинение

Культура. Как часто мы слышим это слово, какой смысл оно несет и что подразумевает? Культура речи, культурный человек, культура питания и т.д.

Есть очень много определений данного понятия, например:

Культура – человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.”

На мой взгляд, культура, это поведение человека, общества в целом, в результате которого человечество проявляет в себе свои лучшие качества, настраивает себя на позитивное и творческое мышление.

Культура – это некий свод правил, в результате которого общество может стать на много гармоничнее. Это достаточно широкое понятие, которое включает себя следующие понятия: красота, вежливость, доброжелательность, терпимость.

Культура делиться на материальную и духовную, и каждой стране, каждому человеку так важно иметь две этих составляющих. Нельзя только собирать материальные ценности, без духовности в скором времени они превратятся в пустые, никому ненужные вещи.

Материальная культура включает все, что связано с предметами и явлениями материального мира, их производством и освоением. Духовная культура – это совокупность духовных ценностей и деятельности человека по их производству, освоению и применению.

Каждый человек должен принимать непосредственное участие в поддержании культура и дальнейшем ее развитии.

Мне нравится 14

Сочинение на тему Культура

КУЛЬТУРА (от лат. cul­tura – возделывание, обработка земли) – это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов; способ социальной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности.

Культуру принято разделять на материальную и духовную.

Под материальной культурой понимают способы хозяйственной, экономической жизни того или иного общества, выражающихся в определенных орудиях труда и результатах этого труда.

Под духовной культурой обычно понимают разнообразные символические представления выражающиеся в текстах, обычаях, нормах поведения.

Символические представления способны в значительной степени влиять на биологическую природу человека, в какой-то степени даже изменять ее. Поэтому духовная культура проявляется и в поведении человека и даже в области его чувств.

Под культурой поведения понимают совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные нормы этого поведения. То есть поведение человека, воспитанного в той или иной культуре регулируется не животными инстинктами, а этическими нормами.

Регулировать человеческое поведение весьма сложно, поскольку биологические законы никакая этическая система отменить не в состоянии. Поэтому этические нормы как бы надстраиваются над биологическими законами, вводят их в определенные рамки. Поведение человека подчинено в большей мере нормам культуры поведения, нежели биологическим законам.

Действие культуры распространяется даже на сферу эмоций, т.е. на то, что возникает в человеке непосредственно, минуя всякое культурное сито.

Однако и в этой области действуют моральные нормы, поэтому говорят о так называемой культуре чувств, под которой понимают доброжелательное отношение к другим людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей.

В том же понимании, о котором мы с вами говорим, культура прежде всего относится к духовной сфере жизни людей, морально-этическому и эстетическому ее выражению.

В наши дни быть культурным человеком и быть человеком современным — понятия равнозначные. Культура формирует общественный облик человека, помогает личности в становлении, готовит к высокому призванию.

Культура общения строится на прочном нравственном фундаменте, когда моральные принципы становятся достоянием совести. А это значит: не позволять себе бесцеремонного отношения к другим, неуважения к нормам поведения, пренебрежения к обязанностям.

Культура не статична — она всегда находится в процессе изменения. Интересно, что изменения в поведении людей обязательно означают изменения в культуре. Различия, допустим, между старшими и младшими поколениями — сигналы такого изменения.

Понять, как влияет культура на наше поведение, нелегко. Невидимый культурный фильтр всегда корректирует наше восприятие и оценку вещей, явлений, других людей, а также суждения о них — независимо от того, осознаём мы это или нет.

Что я понимаю под словом Культура

Культура – это достаточно обширное и многогранное выражение.

Оно может описывать обычаи людей, их свершения, знания, навыки и умения. Может описывать традиции, собранные и сохраненные населением любого государства. Традиции могут быть нравственные, физические, моральные.

На занятиях по истории нам объясняли, что такое культура. На первых порах похоже, что в данной обширной формулировке описано всё.

Культура — основа любого общества. Она объединяет людей. Культура-это в основном, возвышенное искусство. Культурные памятники имеются в каждом городе. Это картины, живопись, гобелены, памятники, мемориалы.

Образование — это тоже часть культуры, ведь разве может быть культурным человек, не имеющий надлежащего образования? Все это охраняется людьми, как одна из ценностей народа. Но какого же человека называют культурным? Какие качества должны быть ему присущи?

Самая главная культура — это культура речи, поведения. Поэтому культурным называют человека, который следует правилам этикета, вежливо и грамотно общается с людьми, составляющими его окружение.

Поведение — важный фактор, по которому о любом человеке можно сделать соответствующие выводы.

Культурный человек, находясь в обществе, особенно, малознакомом, ведет себя прилично и спокойно, избегает конфликтных ситуаций. Такой человек должен быть отзывчивыми доброжелательным, деликатным и тактичным, ведь одной составляющей недостаточно, чтобы показать свою культуру.

Конечно, не каждого человека можно назвать культурным. Но ничто не мешает каждому человеку стать таковым. Ведь кроме уважения со стороны окружающих, появляется уважение к самому себе.

Но культурный человек также должен уметь и постоять за себя. Люди должны способствовать сохранению и распространению культуры, а называться культурным человеком — это должно быть желанно и престижно.

Культурным человеком называют человека воспитанного, образованного и порядочного, который может помочь в нестабильной ситуации и всегда контролирующий свою речь. Чем больше в обществе культурных людей, тем больше оно процветает и выделяется среди других.

Поэтому культура – это неотъемлемая частичка жизни. Я уверена, что благодаря присутствию этим проявлениям культуры в моей повседневности, я до сих пор остаюсь более-менее адаптированным и интересным человеком. Поэтому желаю каждому не забывать о существовании этого понятия и как можно активнее внедрять его в свою жизнь.

Эссе Человек и культура

Я порой задумываюсь над тем, какое значение в моей жизни имеет культура и что это такое. Культура – понятие сборное, которое объединяет в себе умение говорить и вести себя в обществе, оценивать прекрасное и многие другие аспекты.

Большое значение имеют этика и этикет – науки, которые изучают отдельные сферы культуры. Может показаться, что современное общество стало более раскрепощенным, а потому быть культурным необязательно. На самом деле не так, а принципы этики и этикета остаются актуальными и поныне, причем не только в высших слоях общества.

В моей жизни был случай, когда я грубо нарушила правила культуры. Девочка с параллельного класса пригласила меня в гости. Думая, что это будут простые дружеские посиделки за чашкой чая и просмотром кинокомедии, я одела джинсы и свитер. Когда я зашла в квартиру, то осознала, что допустила ошибку.

Я искренне считаю, что правила культуры необходимо придерживаться. Тот, кто ведет себя культурно, является желанным гостем в любо компании. Часто культура помогает там, где не помогут не пытливый ум, ни хорошо развитая интуиция.

Но, к сожалению, уроки этики дают нам недостаточно знаний, ведь как дать большой группе людей универсальный рецепт поведения на любой случай.

Собственные проблемы с недостатком культуры я стараюсь решать самостоятельно: читаю книги, изучаю общепринятые правила поведения.

Я поняла, что культурное поведение в одной стране может оказаться оскорбительным в другой (особенно это касается жестов). А еще я всегда советуюсь со своей мамой, которая всегда может объяснить, в чем я не права и дать дельный совет.

Сочинение-рассуждение про Культуру

Но можно с уверенностью сказать, что без культуры нельзя представить жизнь человека и человечества, независимо от того, в каком значении приводится данное определение. Нельзя представить её без произведений искусства, без знаний и образования, без норм этики и общественного поведения.

Знания бывают совершенно никчемные и жизненно необходимые всем. Тех, кто вносит в культуру большие вклады, общество окружает почётом и уважением. Практически каждому с детства разъясняются различия между высокой и низкой культурой, а также необходимость стремиться к культуре высокой, избегая культуры низкой.

В 17 веке историк Пуфендорф употребил данное слово, говоря о человеке, воспитанном в обществе, противопоставляя такого человека необразованному дикарю. В научный оборот это слово попало в конце 18 века. С момента своего появления понятие культуры анализировали и осмысливали сотни лучших умов.

Изучением культуры занимаются целые институты. Так что с уверенностью можно сказать, что культура в нашей жизни занимает весьма видное место, а в ходе процесса воспитания в семье и образовательных учреждениях людям следует прививать понимание культуры, и стремление к её высотам.

В наш век бурного развития науки и техники, всеохватывающих средств массовой информации нас, казалось бы, трудно удивить чем-то новым. А новое ежедневно неумолимо и шумно вторгается в нашу жизнь. И все же мир бесконечно богаче и многообразнее, чем все самые новейшие открытия в науке, технике, культуре и искусстве. Это ставит в затруднительное положение даже современных фантастов. Парадоксально? Но это так. Парадоксы всегда выражают нечто неожиданное, расходящееся с установившимся, общепринятым.

Познание — прежде всего человеческая деятельность. Это он, человек, всеми доступными ему, исторически сложившимися способами осваивает и очеловечивает действительность. Человек создал два поистине могучих средства познания природы и самого себя — науку и искусство.

Искусство возникло раньше науки, оно вначале вбирало в себя все формы человеческого познания. Почему же они впоследствии разделились? Ответ на этот вопрос надо искать в исследовании самой истории человеческого познания. Сама же история не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Не история, именно человек, действительный, живой человек осваивал, обживал земной мир, черпал все свои знания, ощущения и прочее из чувственного мира и опыта получаемого от этого мира. Стремился устроить окружающий мир так, что бы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека.

Изобретение паровоза, автомобиля и самолета, кино и радио, не совершили переворота в психологии людей или их мировосприятии. Новые открытия в науке и технике несравнимы с предшествующими.

Наука и техника не могут не влиять на мировосприятие людей а следовательно, и на их психологию. И все же существует ли взаимовлияние между искусством и наукой? Да, наука и искусство не только бесспорно влияют друг на друга, но и соперничают в открытиях: первое — в области тайн природы, второе — человеческой души. Сам же мир науки может быть одним из многих объектов, к которым обращается искусство. Наука может сдвинуть с места гору Эверест, но она не может сделать хоть чуточку добрее человеческое сердце. Это может сделать только искусство, Мало того — это его заглавная, извечная цель. Современной Америке никак не откажешь в техническом и научном прогрессе, но нельзя сказать, что ее искусство духовно богаче, человечнее, глубже, ярче искусства Итальянского Возрождения, Французского искусства XVIII века или Русского искусства XIX столетия.

Искусство — это грандиозное здание, отдельное же произведение — здание микроскопическое, но тоже завершенное. В науке же ни одно исследование не завершено оно имеет смысл и ценность в ряду предшественников и последователей. Если науку уподобить грандиозному зданию, то отдельные исследования — это кирпич в его стене. Поэтому искусство веками накапливает ценности, отсеивает слабое, но хранит великое, и оно сотни и тысячи лет волнует слушателей и зрителей. У науки путь более прямой: мысли каждого исследователя, добытые им факты — это кусочек пройденного пути. Нет дороги без этого метра асфальта, но он пройден, дорога идет дальше, отсюда так мал срок жизни научного произведения, что-то около 30-50 лет. Такова судьба книг и работ гениальных физиков Ньютона, Максвелла, и даже совсем близкого к нам Эйнштейна. И знакомится с работами гениев ученые советуют по изложениям современников, так как время обтесывает гениальное открытие, придает ему новую форму, даже меняет черты. В этом надо искать источник психологических различий научного и художественного творчества.

Но ученый видит и одну область, где наука и искусство перекрещиваются. Это то, чего не было в прошлом, что появилось в последние десятилетия. Область эта — правила поведения человека. В прошлом веке носителем моральных ценностей являлость только искусство. В нашем веке наука разделяет с искусством, это время. Современные взгляды на устройство Вселенной, и природу самого человека ставят жесткие выводы об ответственности людей за все живое на земле. Искусство тоже приводит к таким же заключениям, но в нем речь идет не столько о доказательстве, сколько об эмоциональном показе. И в том, что искусство может заставить нас прожить тысячи чужих жизней, ученый видит самую замечательную и уникальную особенность искусства. Это не значит, что искусство — область только человеческих эмоций, автор не может согласится с мнением что рационализм объединяет и сушит человека. Физик не видит соперничества между искусством и наукой, цель у них одна и та же — сделать людей счастливыми.

Чем же объясняется падение престижа искусства и опасность превращения его в украшателя жизни? Послушаем. У искусства много веков имевшего только одного соперника в борьбе за человека — религию, теперь появился новый соперник, незаметно выросший и представший, как по меньшей мере равный, перед изумленным взором художников, привыкших взирать на науку высокомерно и с пренебрежением. Теперь литература и искусство могут выполнить свое высокое назначение только тогда; когда они предвзято осмыслят, поймут необозримый духовный мир науки, если будут ориентироваться на то же высокий уровень, который молодежь ищет и так часто находит в науке. Главный пафос статьи и направлен к радикальному изменению отношения со стороны искусства к огромному, полному исканий и подвигов миру людей науки, к их творчеству, к их мыслям, страстям, страданиям и радостям.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В прошлом столетии, когда наука, а вселед за ней и техника занимались более или менее общедоступными вещами, писатели, художники вполне могли подбрасывать ученым плодотворные идеи. Теперь же фронт исследований, во всяком случае в наиболее развитых науках, углубился в такие дебри, что делать это трудновато. Правда, что непосредственное подбрасывание идей, наиболее простая форма влияния на науку. Если мы хотим понять действительные возможности искусства в этом плане мы должны более глубоко изучить этот вопрос.

Воздействие научно-технической революции на все сферы нашей жизни никто не может отрицать — настолько это очевидно. Но как не парадоксально, а воздействие современной и не только современной науки и техники на художественное творчество многие годы дискутируется в специальной массовой печати. В ходе обсуждения высказываются и плодотворные и противоречивые, а часто и прямо противоположные точки зрения. Они весьма поучительны. Научно-техническая революция является вторжением будущего в настоящее, ставящее практической необходимостью сегодняшнюю организацию завтрашнего дня, причем в масштабах всего мира. Речь здесь идет о небывалом развитии науки и техники, средств коммуникаций, информации, росте населения земли. Количество и уровни всех факторов достигло таких величин, не может существовать в прежнем качестве, в прежних условиях. И суть здесь не в эволюции а в спонтанном развитии, дело не только в отношениях между людьми разных социальных классов и разных стран, но и в отношениях между всеми людьми со всем миром, одушевленным и неодушевленным, существующим от природы и созданным людьми за время их существования.

В прошлом литература не очень-то отставала от явлений технического прогресса. А как обстоит дело сегодня? Наше время наука и техника по воздействию на человека, его психологию и мироощущение превосходит его традиционные виды художественного творчества.

Как мы видим, признается глобальное воздействие научно-технической революции на все человечество, кроме художественной литературы — человековедения, хотя, разумеется, верно говорится, что цель ее в образной форме как можно полнее осмысливать и отображать проблемы своего времени.

Научно-техническая революция вторгаясь во все области человеческой жизни, несет нам и множество благ, и ставит перед нами новые непредвиденные сложные проблемы, которые предстоит решать и в национальных масштабах, и во всемирных. Но приписывать всем нам всеобщую растерянность, пугать нас засилием научного рационализма ведущего к опасности, бездушного логизирования, а может быть и эмоционального оскуднения и т.п. можно только из любви к искусству громких слов. Все это понадобилось для того, что бы со всей страстью показать важную роль искусства признанного компенсировать в нашей мыслительной жизни резко возросшее значение абстракции, сохранить человеку научному целостность своего существа, драгоценное соответствие разума и чувства. Конечно же, эта идея компенсации не возвышает, а принижает искусство, его значение в общественной жизни.

В искусстве, как и в науке, самая животворящая традиция — вечные поиски, эксперименты, тяга к анализу и синтезу. Наука учит по новому, гораздо тоньше смотреть не только на строение вещества но и на само искусство. И, наконец, самое главное: средства, назначения науки и искусства различны, но связь между ними есть. Как две параллели они координируются друг с другом и устремляются к будущему, как бы дополняя друг друга, помогая совершенствовать метод художественный и научный. По меткому выражению атомная физика, новая математика, кибернетика, космогония, информатика и интернет нуждается в большей смелости фантазии и мечте. Искусству же нужны знания, глубокая мысль.

Станислав Лем в отдаленной грядущей высокой цивилизации тоже предвидит неизбежность возрастания “деиндивидуализирующей роли” технологий и преобладания максимально реалистического типа человека и культуры.

Какое же место отводится в этой технологической цивилизации литературе и искусству? Ответ дается явно неутешительный. В умственном эксперименте допускается появление на свет великого множества художественных талантов равных Шекспиру. Но этот переизбыток гениев искусства обернется для них трагедией. В будущем технологическом обществе даже великие художники станут явлением почти анахроническим, которое можно поощерять и даже уважать, но не без некоторой усмешки.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Вывод явно парадоксальный. И дело здесь оказывается, прежде всего в количестве денег. “Один Шекспир”, — пишет Лем, — “явление великолепное, 10 Шекспиров — к тому же еще и не обычное, но там, где живет двадцать тысяч художников с Шекспировским талантом, нет больше не единого Шекспира; ибо одно дело — в пределах маленькой группы творцов соревноваться за передачу воспреемникам своего индивидуального способа видения мира, и совсем другое — давится у входа в систему информационных каналов, что выгляди столь же смешно, сколько жалко”.

Такой переизбыток произведений Шекспировского масштаба, такая их лавина приведет к тому, что все будущие средства информации не смогут их освоить и донести до массового потребителя.

Появление двадцати тысяч Шекспиров приведет к обесцениванию художественного творчества.

Главное же заключается в том, что наука в будущем технологическом обществе несомненно раскроет тайны человека, а потому тайны искусства потерпит поражение в своем соперничестве с наукой и в постижении человеческой психологии.

Что же остается тогда искусству? Может быть, оно все-таки сохранит какое-то свое значение в эстетическом освоении мира? Ведь поля деятельности науки и искусства не совпадают, но ведь существование устарелого и поэтому лишь не полного знания одновременно со знанием, постигающим реальное положение вещей невозможно. Очень непривлекательная “рационалистическая”, “деиндивидуализированная”, лишенная всех бесконечных богатств чувственной, эмоциональной человеческой жизни, холодная технологическая цивилизация, которую обещают нашим далеким потомкам.

Что же дала нам многолетняя дискуссия исследователей данной проблемы? Плодотворность ее несомненна. Дискуссия не только со всей остротой поставила одну из самых кардинальных и назревших проблем взаимосвязи и взаимовлияния искусства и науки — двух могущественийших форм человеческого сознания и преобразования действительности, но вычленила сложнейшие проблемы, которые стали затем исследоваться в более обстоятельной форме. Прислушаемся к мудрым словам Гете: “Говорят, что между двумя противоположными мнениями находится Истина. Ни в коем случае! Между ними лежит проблема”.

Таким образом приблизится к Истине — значит исследовать проблему в ее реальном, историческом развитии.

Читайте также: