Те кто писали сочинение очень волновались
Обновлено: 04.07.2024
Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) Писатель не столько опасался возможных негативных отзывов о своей книге со стороны привередливых критиков, как тревожился прочесть насмешку в глазах своей жены.
2) Те, кто помогал писателю в трудные годы, навсегда остался в его памяти.
3) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.
4) К достопримечательностям на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, прежде всего относятся вулканы.
5) Приятели с тревогой следили за ежедневным понижением температуры: они волновались, что неужели придётся отменить намеченный на выходные лыжный поход.
6) Одной из острых экологических проблем является изменение климата на Земле, происходящее в результате так называемого парникового эффекта.
Рассмотрим каждое из данных предложений и определим, допущены ли в них грамматические ошибки.
1) Писатель не столько опасался возможных негативных отзывов о своей книге со стороны привередливых критиков, как тревожился прочесть насмешку в глазах своей жены. Простое предложение, осложнено однородными членами, которые соединены составным союзом. Правильный вариант этого союза – НЕ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО. (Ошибка Б)
2) Те, кто помогал писателю в трудные годы, навсегда остался в его памяти. Сложное предложение, допущена ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого в первом простом предложении. Верно: те остались (Ошибка Г)
3) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах. Сложное предложение, грамматических ошибок нет.
4) К достопримечательностям на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, прежде всего относятся вулканы. Простое предложение, осложнено причастным оборотом, ошибка в согласовании причастия. Верно: к достопримечательностям (каким?) привлекающИМ туристов. (Ошибка А)
6) Одной из острых экологических проблем является изменение климата на Земле, происходящее в результате так называемого парникового эффекта. Простое предложение, осложнено причастным оборотом, грамматических ошибок нет.
9) В нашей стране не только разработаны ГОСТы безопасности труда, в числе которых имеется группа стандартов, определяющих гигиенические требования к технологическим процессам и оборудованию, но и утверждены общие гигиенические нормы любого труда. Сложное предложение, осложнено однородными членами и причастным оборотом, грамматических ошибок нет.
Проверка. Обязательно разберите каждое предложение из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку. Цифры в ответе не повторяются.
В ответ выписываем цифры, соответствующие буквам, чётко соблюдая их порядок, без пробелов и запятых.
Одним из главных признаков литературного языка является наличие норм. Языковая норма - это образец, это то, как принято говорить и писать в данную эпоху. Синтаксические нормы регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, управление в словосочетании, построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения.
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.sintaksicheskie_normy.docx | 35.55 КБ |
Предварительный просмотр:
- Повторение и углубление знаний об основных синтаксических нормах;
- формирование навыков культуры речи;
- умение использовать теоретические знания для грамотного письма;
- развитие умения анализировать, устанавливать причинно – следственные связи;
- развитие умения переносить знания в новую ситуацию;
- воспитание культуры речи;
- формирование умений осуществлять сотрудничество, взаимоконтроль, взаимопомощь.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, теоретический материал, электронная презентация.
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
Одним из главных признаков литературного языка является наличие норм. Языковая норма – это образец, это то, как принято говорить и писать в обществе в данную эпоху. Норма определяет, что правильно, а что – нет, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения и запрещает другие. Нормы могут изменяться с течением времени. Соблюдение их облегчает использование литературного языка. Нормы характерны для всех разделов языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические, пунктуационные. Чтобы овладеть ими, нужно их знать и научиться замечать ошибки в своей речи и речи окружающих людей, уметь работать с разными словарями.
А сегодня мы остановимся на синтаксических нормах. Они регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, управление в словосочетаниях, определения с определяемым словом, построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения.
III. Работа в группах с карточками (4 варианта карточек). Один из учеников каждой группы читает предложения. Задание: найти предложения с синтаксическими ошибками, выписать в тетрадь и подчеркнуть ошибки. Учащиеся коллективно выполняют задание.
Цель задания: выяснить, умеют ли учащиеся видеть и слышать грамматические ошибки.
- Самопроверка после выполнения заданий (на доске написаны правильные ответы).
- Сделать вывод о том, какие синтаксические ошибки можно отметить в выписанных предложениях (на данном этапе работы учащиеся называют только те, которые могут объяснить).
IV. Работа над синтаксическими нормами русского языка с использованием теоретического материала.
Ученики знакомятся с теорией (материал у каждого на парте), обсуждают её, затем по одному человеку из группы поясняют каждый из пунктов материала.
Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, когда нарушаются синтаксические нормы.
Вывод. С нарушением синтаксических норм чаще всего мы сталкиваемся:
- в предложениях с однородными членами;
- при употреблении имён собственных в предложении;
- в предложениях с причастным оборотом;
- в словосочетаниях при согласовании и управлении;
- при выборе формы сказуемого при подлежащем местоимении;
- при других формах согласования главных членов предложения;
- при употреблении деепричастного оборота;
- при замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом.
V. Закрепление изученного.
- Комментированное письмо (все выполняют в тетрадях). Записать предложения под диктовку, найти синтаксические ошибки, объяснить их, записать предложения в исправленном виде.
- Выписать номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Vl.Самостоятельная работа с последующей самопроверкой:
указать номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом. Объяснить задания, вызвавшие наибольшее количество ошибок.
Vll. Итоговый тест.
Укажите номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
После выполнения ученики сверяют свои варианты с правильными ответами, записанными на доске. Работа оценивается.
Читайте также: