Те кто писали сочинение очень волновались

Обновлено: 04.07.2024

Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Писатель не столько опасался возможных негативных отзывов о своей книге со стороны привередливых критиков, как тревожился прочесть насмешку в глазах своей жены.

2) Те, кто помогал писателю в трудные годы, навсегда остался в его памяти.

3) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.

4) К достопримечательностям на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, прежде всего относятся вулканы.

5) Приятели с тревогой следили за ежедневным понижением температуры: они волновались, что неужели придётся отменить намеченный на выходные лыжный поход.

6) Одной из острых экологических проблем является изменение климата на Земле, происходящее в результате так называемого парникового эффекта.

Рассмотрим каждое из данных предложений и определим, допущены ли в них грамматические ошибки.

1) Писатель не столько опасался возможных негативных отзывов о своей книге со стороны привередливых критиков, как тревожился прочесть насмешку в глазах своей жены. Простое предложение, осложнено однородными членами, которые соединены составным союзом. Правильный вариант этого союза – НЕ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО. (Ошибка Б)

2) Те, кто помогал писателю в трудные годы, навсегда остался в его памяти. Сложное предложение, допущена ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого в первом простом предложении. Верно: те остались (Ошибка Г)

3) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах. Сложное предложение, грамматических ошибок нет.

4) К достопримечательностям на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, прежде всего относятся вулканы. Простое предложение, осложнено причастным оборотом, ошибка в согласовании причастия. Верно: к достопримечательностям (каким?) привлекающИМ туристов. (Ошибка А)

6) Одной из острых экологических проблем является изменение климата на Земле, происходящее в результате так называемого парникового эффекта. Простое предложение, осложнено причастным оборотом, грамматических ошибок нет.

9) В нашей стране не только разработаны ГОСТы безопасности труда, в числе которых имеется группа стандартов, определяющих гигиенические требования к технологическим процессам и оборудованию, но и утверждены общие гигиенические нормы любого труда. Сложное предложение, осложнено однородными членами и причастным оборотом, грамматических ошибок нет.

Проверка. Обязательно разберите каждое предложение из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку. Цифры в ответе не повторяются.

В ответ выписываем цифры, соответствующие буквам, чётко соблюдая их порядок, без пробелов и запятых.

Одним из главных признаков литературного языка является наличие норм. Языковая норма - это образец, это то, как принято говорить и писать в данную эпоху. Синтаксические нормы регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, управление в словосочетании, построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения.

ВложениеРазмер
tema_uroka.sintaksicheskie_normy.docx 35.55 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Повторение и углубление знаний об основных синтаксических нормах;
  2. формирование навыков культуры речи;
  3. умение использовать теоретические знания для грамотного письма;
  1. развитие умения анализировать, устанавливать причинно – следственные связи;
  2. развитие умения переносить знания в новую ситуацию;
  1. воспитание культуры речи;
  2. формирование умений осуществлять сотрудничество, взаимоконтроль, взаимопомощь.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, теоретический материал, электронная презентация.

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Одним из главных признаков литературного языка является наличие норм. Языковая норма – это образец, это то, как принято говорить и писать в обществе в данную эпоху. Норма определяет, что правильно, а что – нет, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения и запрещает другие. Нормы могут изменяться с течением времени. Соблюдение их облегчает использование литературного языка. Нормы характерны для всех разделов языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические, пунктуационные. Чтобы овладеть ими, нужно их знать и научиться замечать ошибки в своей речи и речи окружающих людей, уметь работать с разными словарями.

А сегодня мы остановимся на синтаксических нормах. Они регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, управление в словосочетаниях, определения с определяемым словом, построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения.

III. Работа в группах с карточками (4 варианта карточек). Один из учеников каждой группы читает предложения. Задание: найти предложения с синтаксическими ошибками, выписать в тетрадь и подчеркнуть ошибки. Учащиеся коллективно выполняют задание.

Цель задания: выяснить, умеют ли учащиеся видеть и слышать грамматические ошибки.

  1. Самопроверка после выполнения заданий (на доске написаны правильные ответы).
  2. Сделать вывод о том, какие синтаксические ошибки можно отметить в выписанных предложениях (на данном этапе работы учащиеся называют только те, которые могут объяснить).

IV. Работа над синтаксическими нормами русского языка с использованием теоретического материала.

Ученики знакомятся с теорией (материал у каждого на парте), обсуждают её, затем по одному человеку из группы поясняют каждый из пунктов материала.

Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, когда нарушаются синтаксические нормы.

Вывод. С нарушением синтаксических норм чаще всего мы сталкиваемся:

  1. в предложениях с однородными членами;
  2. при употреблении имён собственных в предложении;
  3. в предложениях с причастным оборотом;
  4. в словосочетаниях при согласовании и управлении;
  5. при выборе формы сказуемого при подлежащем местоимении;
  6. при других формах согласования главных членов предложения;
  7. при употреблении деепричастного оборота;
  8. при замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом.

V. Закрепление изученного.

  1. Комментированное письмо (все выполняют в тетрадях). Записать предложения под диктовку, найти синтаксические ошибки, объяснить их, записать предложения в исправленном виде.
  1. Выписать номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Vl.Самостоятельная работа с последующей самопроверкой:

указать номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом. Объяснить задания, вызвавшие наибольшее количество ошибок.

Vll. Итоговый тест.

Укажите номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

После выполнения ученики сверяют свои варианты с правильными ответами, записанными на доске. Работа оценивается.

Читайте также: