Как в исповеди мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Что заставило Лермонтова придумать именно такой сюжет для своей поэмы? Думаю, писатель, разочаровавшись в окружающей его реальности (напомним, что это была эпоха реакции, застоя, преследования всякого свободомыслия), пытался найти свой идеал в экзотической стране и необычных героях. Он, прежде всего, хотел увидеть человека, сильного духом, имеющего четкие идеалы, жизненную цель. И готового ради всего этого пожертвовать своей жизнью.

…даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.

В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.

Он признается своему наставнику, что три дня вне стен монастыря стали для него лучшими днями жизни:

… и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Истощенный человек вступил в бой с сытым и сильным животным. Мучителен был их поединок:

И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом…

Однако в момент боя в юноше говорила кровь его предков — бесстрашных бойцов. Он почувствовал в себе огромные силы, которые и помогли Мцыри победить барса:

Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.

Лермонтов в полной мере сочувствует своему персонажу, которому не суждено было попасть домой. Однако, говорит автор, дух рабства неистребим в человеке, он делает слабыми даже самых сильных людей, подтачивает их изнутри.

Стал понимать чужой язык,
Был окрещен святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет.

Но сила характера не позволила гордому горцу смириться и навсегда остаться в монашеской обители. Рискуя жизнью, он сбежал. В своей исповеди он поведал о том, как провел три дня на свободе:

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог,

— с восторгом восклицает он. Вот эта верность родовому укладу в сочетании с трагическим мотивом сиротства вызывает невольное сочувствие к молодому горцу. Гордый, вольнолюбивый юноша ценой жизни заплатил за право познать глоток свободы, увидеть вершины седого Кавказа. Однако Мцыри присущи самые обычные, естественные человеческие чувства. Он, например, испытывает страх на краю пропасти. Сердце его тает при звуке голоса молодой грузинки.

Интересно, что патриотическая тема раскрыта в поэме не столько через декларативные высказывания Мцыри, сколько через любования красотами Кавказа.

После битвы с барсом израненный Мцыри чувствует, что умирает. Через его предсмертные мысли Лермонтов показывает глубину и нежность души юноши. Так тонко понимать природу может лишь творчески одаренная, богатая натура.

На примере образа Мцыри Лермонтов учит любить жизнь во всей ее полноте, быть преданным родной земле, ибо каждый человек максимально счастлив там, где он родился, где предназначено жить ему Богом и судьбой. Мцыри умирает с мыслью о родине, завещая перенести его в сад, откуда виден Кавказ, и надеется, что он пошлет с прохладным ветерком последний привет своему блудному сыну.


Пример сочинения 3

Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” стала во многом подведением итогов размышлений поэта о человеке, мире, взаимоотношениях личности и общества, человека и природы. Поэтическое творчество Лермонтова основывалось на романтическом мировосприятии, унаследованном Лермонтовым от Байрона, – отсюда подчеркнутое одиночество человека в мире и понимание этого одиночества как знака избранности. Отличительной чертой творчества поэта стало изображение непонимания лирического героя самыми близкими людьми (даже возлюбленной) и неприятия его обществом; “дьявольская”, манфредовская гордость такого героя, поиски им пристанища и одновременно невозможность его обретения в силу качеств самой личности оказались в центре внимания Лермонтова.

Другим истоком поэзии стала декабристская традиция с ее идеями о предназначении человека для служения отчизне, острым неприятием общественного строя, мечтами о либеральных изменениях в России, размышлением о ее судьбах. Именно поэтому в лермонтовской лирике частым становится сочетание гражданского, философского и личного содержания, а лирический герой является носителем индивидуалистического характера, поэтом-мыслителем и гражданином, размышляющим о свободе и рабстве, жизни и смерти. Все эти идеи получают значительное переосмысление в творчестве позднего Лермонтова и, в частности, в поэме “Мцыри”.

Герой поэмы рано попал в монастырь, тосковал вдали от родных мест, сбежал на какое-то время, а потом снова оказался в своей прежней темнице, где рассказал, что он видел на воле. Таким образом, одной из ярко изображенных в поэме тем становится тема взаимоотношений человека и Бога. Эта тема была очень болезненной для самого Лермонтова.

Поэт считал, что Бог создал человека как носителя пламенных страстей, находящегося в постоянном поиске, не совместимом с покоем и ровным счастьем. Однако Бог не указал человеку пути, по которому тот должен идти, чтобы реализовать все то, что волнует его, найти то, что он так страстно ищет. Между человеком и Богом, небом и землей когда-то очень давно произошел трагический разрыв, после чего человек оказался обреченным на внутреннюю пустоту и поиски – себя и Бога, оказался подвластен влиянию зла – так в поэзии Лермонтова появляется образ Демона. Однако в поэме “Мцыри” читатель видит отстаивание совсем другой позиции.

Мцыри не приживается в монастыре, но не потому, что в монастыре нельзя обрести Бога, а потому что Мцыри слишком отличается от обитателей монастыря. Их путь к Богу, святости и полноте жизни не может стать его путем – именно поэтому он сбегает из монастыря, что ощущает: цель его поисков лежит за стенами обители.

Оказавшись на свободе, Мцыри чувствует себя на какое-то время в состоянии абсолютной гармонии с окружающим миром, который ближе ему, чем мир людей. Герой ощущает себя частью природы, самое главное – он постигает вкус свободы. Лермонтов в своей ранней лирике указывал на природу как на некий идеальный мир, к слиянию с которым как пути к абсолютной гармонии и должен стремиться человек. То, что происходит в природе, можно рассматривать как символ происходящего внутри самого человека, что очень важно для лермонтовского лирического героя, который является, прежде всего, “внутренним человеком” по своему устройству.

Именно пробуждение души и переживает Мцыри, прислушиваясь к тому, что происходит вокруг него.
Но постепенно читатель наблюдает изменения в мироощущении и самоощущении Мцыри. Он осознает, что полное слияние с окружающим миром для него невозможно – хотя бы потому, что по своей слабой физической организации он не схож с миром природы, который оказывается даже смертельно опасным для него. Мцыри понимает, что наивысшая точка его приближения к природе – это ее созерцание, но принадлежать к этому миру он никогда не будет. Более того, в мире природы герой никогда не обретет истинного покоя, к которому стремится (не в значении бездействия, а в значении полноты бытия).

Здесь герой обречен на вечное скитальчество – не свободный выбор, а проявление злой судьбы. И, наконец, природа оказывается преградой на пути Мцыри домой, на свою Родину.

Родина в понимании самого Лермонтова – это та почва, которая когда-то дала жизнь человеку и с которой он навсегда связан. Если же эта связь обрывается, то человек обречен на бесконечные скитания. В памяти Мцыри родина является главным компонентом, персонажем, содержанием памяти. Власть прошлого оказывается неизбывна – герой никогда не найдет искомой гармонии, если не сможет вернуться назад.

Прошлое для него постоянно присутствует в настоящем – и порой является даже более ощутимым и реальным, чем нежеланное и приносящее одни страдания настоящее. Но, кроме боли, которую вызывает постоянно осознаваемый им разрыв между прошлым и настоящим, прошлое – это еще и единственный источник воспоминаний о неком изначальном идеале, который когда-то действительно имел место в его жизни – а значит, существует надежда на обретение этого идеала. С этого момента в поэме зов природы оборачивается тяжким искушением, поддавшись которому герой навсегда теряет всякую возможность попасть на Родину и таким образом обрести свою гармонию.

Герой теряет сознание и попадает обратно в монастырь, из которого бежал на желанную волю. Он не обрел того, что искал: идеал оказался недостижим, попытки обретения дома, возвращения на Родину закончились полным поражением. Однако Мцыри не проклинает все окружающее, как сделал бы романтический герой.

Мцыри осознает, что искал он прежде всего другого человека, который оказался бы способен к пониманию и сочувствию. Именно поэтому он рассказывает монаху о том, что пережил за те три дня, когда его не было, – герой раннего Лермонтова никогда бы не пошел на такой поступок: он был горд собственным одиночеством как знаком некой миссии. Но в поэме “Мцыри” романтический герой примиряется с окружающим миром, хотя и не обретает в нем своего определенного места.

Так, среди тех нравственных ценностей, которые утверждала и лирика раннего Лермонтова (свобода, независимость, осознание собственного избранничества, постоянный поиск и духовная неуспокоенность), появляется новая, очень значительная: необходимость мира, духовной близости и понимания между людьми.


Дек 15, 2017 | 2 комментария

Сочинение на тему: исповедь Мцыри (Лермонтов)

Мцыри — поэма, написанная Лермонтовым и повествующая нам о непокорном юноше, смелом бойце, которого захотели сделать монахом. Замечательная работа, что показывает нам бунт против устоев и существующих идеалов.

Монолог — исповедь Мцыри

Мцыри — юноша, которого оторвали от родного края и оставили в монастыре на воспитание монахам. Этот одинокий мальчик не смог смириться со своей судьбой, не смог он больше находиться в стенах святыни, поэтому он убегает. Только через три дня его все-таки нашли бледного и худого, голодного и израненного. Не хотел он отвечать на расспросы монахов, и только перед своей смертью юноша раскрылся.

Был ли его рассказ исповедью? С одной стороны, да. Юноша раскрывает свое сердце и показывает свою душу монаху, ведая причины побега. Но с другой стороны, он не кается, а просто передает свои мысли. Его монолог, как спор с монахом, где он рассказывает о чудном мире, который ему удалось повидать, где люди как орлы вольные и свободные. А вот в стенах монастыря нет права выбора. Он рассказывает, что жил здесь как в плену, поэтому и мечтал вырваться из сумрачного монастыря.

Монолог исповедь Мцыри

Три дня изменили жизнь Мцыри. Всего три дня, но какие же они были разнообразные, они как глоток воздуха для задыхающейся в темнице души мальчика. На свободе проявились и настоящие черты характера горца, о которых мы узнаем из его исповеди. Это сила, ловкость, прыть, смелость, проявление любви и стремление к своей цели.

Да, Мцыри не вернулся на Родину, он заблудился, оказавшись вновь у стен монастыря. Но он не был сломлен и единственной разрядкой в этой ситуации становится его горячая исповедь. Но не о своих грехах он говорит, его монолог об освобождении. В своей исповеди Мцыри не просит прощения, он просто прощается. И умирает свободным и непокоренным.


Задание 5 № 291

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

5.2. Как в лирике одного из поэтов второй половины ХХ века раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)


Задания Д1 C1 № 288

1.1.1. Какие черты личности Гринева проявляются в приведённом эпизоде?

1.2.1. Какие чувства определяют общее эмоциональное звучание приведённого стихотворения Б. Ш. Окуджавы?

1.2.1. Лирика Окуджавы о войне созвучна поэзии большинства авторов: человек готов ради Родины, отчего дома идти против врага и, если потребуется, умереть. Наступила долгожданная Победа, и нет для бойца ничего ценнее возвращения домой, к мирной жизни. Однако радость Победы омрачена памятью о тех, кто уже никогда не вернётся домой, к матери, к жене, к детям. И нет слов, которые могут передать эту боль, и нет оправдания, почему не всем суждено увидеть и испытать счастье мирной жизни.

Комментарии к сочинениям

Такой является капитанша Миронова, принявшая смерть рядом со своим мужем, оставшаяся верной ему до последнего вздоха.

5.2. Как в лирике одного из поэтов второй половины ХХ века раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Лирика Андрея Вознесенского требует пристального, может быть, многократного прочтения, потому что поэт обращается к вопросам сложным, он избегает готовых выводов и решений.

Не исчезай, в нас чистота,

Не исчезай, даже если подступит край.

Ведь все равно, даже если исчезну сам,

Я исчезнуть тебе не дам. Не исчезай!

Установка на творческий эксперимент и стремление к демократичности и доступности широкому читателю делают творчество Андрея Вознесенского глубоко современным и созвучным нашему времени.

Знаменателен финал комедии. Простаковых ждет заслуженное наказание — приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Но появление Правдина с указом в руках разрешает конфликт лишь формально. Испуганный Скотинин, виновный в подобных же злодеяниях, благополучно уезжает в свою деревню. Зритель убежден в том, что и Простаковы тоже не очень пострадают и будут впредь лишь осторожнее.

Заключительная сцена, в которой госпожу Простакову, лишенную власти, покидает даже ее любимый сын, свидетельствует о том, что порочный человек своими поступками готовит себе справедливое наказание. Но эта сцена должным образом характеризует и Митрофана. Ведь он — результат воспитания, прежде всего, своей маменьки. Трусливый, подлый, лишенный чувства собственного достоинства, не уважающий и не любящий даже свою мать, этот человек стал воплощением современного Фонвизину молодого дворянина.

Важно, что Митрофан — недоросль, то есть совсем еще молодой человек, который в будущем должен стать опорой России. Я думаю, что, по мнению автора, еще возможно перевоспитание этого героя, главное, чтобы ему попались хорошие учителя. Такими в пьесе выступают Правдин, Стародум, Милон. Их говорящие имена проясняют не только те идеи, которые они воплощают в комедии, но и отношение к ним самого автора.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий0

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения0

5. Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2

Допущены три-четыре речевые ошибки1

Допущены пять или более речевых ошибок0

Критерии оценивания грамотности

Что заставило Лермонтова придумать именно такой сюжет для своей поэмы? Думаю, писатель, разочаровавшись в окружающей его реальности (напомним, что это была эпоха реакции, застоя, преследования всякого свободомыслия), пытался найти свой идеал в экзотической стране и необычных героях. Он, прежде всего, хотел увидеть человека, сильного духом, имеющего четкие идеалы, жизненную цель. И готового ради всего этого пожертвовать своей жизнью.

…даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.

В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.

Он признается своему наставнику, что три дня вне стен монастыря стали для него лучшими днями жизни:

… и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Истощенный человек вступил в бой с сытым и сильным животным. Мучителен был их поединок:

И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом…

Однако в момент боя в юноше говорила кровь его предков — бесстрашных бойцов. Он почувствовал в себе огромные силы, которые и помогли Мцыри победить барса:

Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.

Лермонтов в полной мере сочувствует своему персонажу, которому не суждено было попасть домой. Однако, говорит автор, дух рабства неистребим в человеке, он делает слабыми даже самых сильных людей, подтачивает их изнутри.

Стал понимать чужой язык,
Был окрещен святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет.

Но сила характера не позволила гордому горцу смириться и навсегда остаться в монашеской обители. Рискуя жизнью, он сбежал. В своей исповеди он поведал о том, как провел три дня на свободе:

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог,

— с восторгом восклицает он. Вот эта верность родовому укладу в сочетании с трагическим мотивом сиротства вызывает невольное сочувствие к молодому горцу. Гордый, вольнолюбивый юноша ценой жизни заплатил за право познать глоток свободы, увидеть вершины седого Кавказа. Однако Мцыри присущи самые обычные, естественные человеческие чувства. Он, например, испытывает страх на краю пропасти. Сердце его тает при звуке голоса молодой грузинки.

Интересно, что патриотическая тема раскрыта в поэме не столько через декларативные высказывания Мцыри, сколько через любования красотами Кавказа.

После битвы с барсом израненный Мцыри чувствует, что умирает. Через его предсмертные мысли Лермонтов показывает глубину и нежность души юноши. Так тонко понимать природу может лишь творчески одаренная, богатая натура.

На примере образа Мцыри Лермонтов учит любить жизнь во всей ее полноте, быть преданным родной земле, ибо каждый человек максимально счастлив там, где он родился, где предназначено жить ему Богом и судьбой. Мцыри умирает с мыслью о родине, завещая перенести его в сад, откуда виден Кавказ, и надеется, что он пошлет с прохладным ветерком последний привет своему блудному сыну.


Пример сочинения 3

Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” стала во многом подведением итогов размышлений поэта о человеке, мире, взаимоотношениях личности и общества, человека и природы. Поэтическое творчество Лермонтова основывалось на романтическом мировосприятии, унаследованном Лермонтовым от Байрона, – отсюда подчеркнутое одиночество человека в мире и понимание этого одиночества как знака избранности. Отличительной чертой творчества поэта стало изображение непонимания лирического героя самыми близкими людьми (даже возлюбленной) и неприятия его обществом; “дьявольская”, манфредовская гордость такого героя, поиски им пристанища и одновременно невозможность его обретения в силу качеств самой личности оказались в центре внимания Лермонтова.

Другим истоком поэзии стала декабристская традиция с ее идеями о предназначении человека для служения отчизне, острым неприятием общественного строя, мечтами о либеральных изменениях в России, размышлением о ее судьбах. Именно поэтому в лермонтовской лирике частым становится сочетание гражданского, философского и личного содержания, а лирический герой является носителем индивидуалистического характера, поэтом-мыслителем и гражданином, размышляющим о свободе и рабстве, жизни и смерти. Все эти идеи получают значительное переосмысление в творчестве позднего Лермонтова и, в частности, в поэме “Мцыри”.

Герой поэмы рано попал в монастырь, тосковал вдали от родных мест, сбежал на какое-то время, а потом снова оказался в своей прежней темнице, где рассказал, что он видел на воле. Таким образом, одной из ярко изображенных в поэме тем становится тема взаимоотношений человека и Бога. Эта тема была очень болезненной для самого Лермонтова.

Поэт считал, что Бог создал человека как носителя пламенных страстей, находящегося в постоянном поиске, не совместимом с покоем и ровным счастьем. Однако Бог не указал человеку пути, по которому тот должен идти, чтобы реализовать все то, что волнует его, найти то, что он так страстно ищет. Между человеком и Богом, небом и землей когда-то очень давно произошел трагический разрыв, после чего человек оказался обреченным на внутреннюю пустоту и поиски – себя и Бога, оказался подвластен влиянию зла – так в поэзии Лермонтова появляется образ Демона. Однако в поэме “Мцыри” читатель видит отстаивание совсем другой позиции.

Мцыри не приживается в монастыре, но не потому, что в монастыре нельзя обрести Бога, а потому что Мцыри слишком отличается от обитателей монастыря. Их путь к Богу, святости и полноте жизни не может стать его путем – именно поэтому он сбегает из монастыря, что ощущает: цель его поисков лежит за стенами обители.

Оказавшись на свободе, Мцыри чувствует себя на какое-то время в состоянии абсолютной гармонии с окружающим миром, который ближе ему, чем мир людей. Герой ощущает себя частью природы, самое главное – он постигает вкус свободы. Лермонтов в своей ранней лирике указывал на природу как на некий идеальный мир, к слиянию с которым как пути к абсолютной гармонии и должен стремиться человек. То, что происходит в природе, можно рассматривать как символ происходящего внутри самого человека, что очень важно для лермонтовского лирического героя, который является, прежде всего, “внутренним человеком” по своему устройству.

Именно пробуждение души и переживает Мцыри, прислушиваясь к тому, что происходит вокруг него.
Но постепенно читатель наблюдает изменения в мироощущении и самоощущении Мцыри. Он осознает, что полное слияние с окружающим миром для него невозможно – хотя бы потому, что по своей слабой физической организации он не схож с миром природы, который оказывается даже смертельно опасным для него. Мцыри понимает, что наивысшая точка его приближения к природе – это ее созерцание, но принадлежать к этому миру он никогда не будет. Более того, в мире природы герой никогда не обретет истинного покоя, к которому стремится (не в значении бездействия, а в значении полноты бытия).

Здесь герой обречен на вечное скитальчество – не свободный выбор, а проявление злой судьбы. И, наконец, природа оказывается преградой на пути Мцыри домой, на свою Родину.

Родина в понимании самого Лермонтова – это та почва, которая когда-то дала жизнь человеку и с которой он навсегда связан. Если же эта связь обрывается, то человек обречен на бесконечные скитания. В памяти Мцыри родина является главным компонентом, персонажем, содержанием памяти. Власть прошлого оказывается неизбывна – герой никогда не найдет искомой гармонии, если не сможет вернуться назад.

Прошлое для него постоянно присутствует в настоящем – и порой является даже более ощутимым и реальным, чем нежеланное и приносящее одни страдания настоящее. Но, кроме боли, которую вызывает постоянно осознаваемый им разрыв между прошлым и настоящим, прошлое – это еще и единственный источник воспоминаний о неком изначальном идеале, который когда-то действительно имел место в его жизни – а значит, существует надежда на обретение этого идеала. С этого момента в поэме зов природы оборачивается тяжким искушением, поддавшись которому герой навсегда теряет всякую возможность попасть на Родину и таким образом обрести свою гармонию.

Герой теряет сознание и попадает обратно в монастырь, из которого бежал на желанную волю. Он не обрел того, что искал: идеал оказался недостижим, попытки обретения дома, возвращения на Родину закончились полным поражением. Однако Мцыри не проклинает все окружающее, как сделал бы романтический герой.

Мцыри осознает, что искал он прежде всего другого человека, который оказался бы способен к пониманию и сочувствию. Именно поэтому он рассказывает монаху о том, что пережил за те три дня, когда его не было, – герой раннего Лермонтова никогда бы не пошел на такой поступок: он был горд собственным одиночеством как знаком некой миссии. Но в поэме “Мцыри” романтический герой примиряется с окружающим миром, хотя и не обретает в нем своего определенного места.

Так, среди тех нравственных ценностей, которые утверждала и лирика раннего Лермонтова (свобода, независимость, осознание собственного избранничества, постоянный поиск и духовная неуспокоенность), появляется новая, очень значительная: необходимость мира, духовной близости и понимания между людьми.

Читайте также: