Танец это искусство сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Введение
Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг.
1. Понятие народный танец
Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею – он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).
Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.
Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания, народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества народа. В древности танец имел религиозно – магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.
Танцевальные формы народной хореографии оттачивались временем и приобретали законченность и художественную ценность. Бесспорно, что в создание и развитие народных танцев вложило свою фантазию и талант не одно поколение русского народа. Имея свою образную систему, народный танец в соответствии с ее закономерностями в условной, хореографической форме отражает реальные жизненные явления. Так, в нем проявляются принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношения и поведения людей. Изменения, происходящие в экономическом, социальном, политическом укладах жизни, уровень общей культуры общества находят свое отражение в художественном творчестве народа, а, следовательно, и в народной хореографии. Таким образом, народный танец как один из видов хореографического искусства выступает специфической формой отражения действительности.
Каждая историческая эпоха, каждая социальная группа влияли на логику построения танца, отражались на его стилистических особенностях, создавали свои определенные музыкально-хореографические формы.
Сфера современного народного танца – бытовые жизненные ситуации (гуляния, праздники), где его главная цель – способствовать общению людей между собой. Однако социальная роль народного танца значительно шире. Она определяется теми многообразными эстетическими и этическими задачами, с которыми в течение нескольких столетий было связано народное танцевальное искусство.
Передавая из поколения в поколение традиции бытовых танцев, народ запечатлел в них нормы поведения людей при общении, традиционные праздничные каноны и живой кодекс морали. Изменения в укладе жизни и нормах поведения приводили к изменениям в характере и манере исполнения одних и тех же танцев, к появлению новых их форм.
Вместе с тем народная бытовая форма танца и танцы, исполняемые в великосветских салонах, соприкасались друг с другом. Между ними происходил постоянный взаимообмен: не только народные танцы проникали на балы и праздники аристократии, но и многие из народных танцев, видоизмененные в салоне, снова возвращались в народ. Однако при этом как в народной, так и в салонной бытовой хореографии всегда сохранялись свои принципы и традиции.
Поскольку народная хореография является составной частью современной культуры, в ней также происходят процессы, отражающие эту борьбу. В наше время развитых, средств информации, когда можно широко и быстро внедрить в быт те или иные новые танцы или музыкальные ритмы, народный танец нередко распространяется не по законам логики, а в силу влияния стихии моды.
Танец отражает объективную действительность: безусловность реального жизненного содержания выражается в нем в условной форме. Главным выразительным средством является здесь пластика человеческого тела, обобщенная до символа. Движения танца организуются во времени и пространстве на основе музыки. Народный танец не только рассказывает о реальных явлениях, событиях или о конкретных предметах, но и как хореографическое искусство в целом, является по преимуществу искусством, в котором отражаются, прежде всего, внутренний мир человека, его эмоциональное состояние, настроения, чувства, мысли.
По содержанию и форме народный танец может выражать общечеловеческие чувства и быть вместе с тем глубоко национальным. Национальный характер танца проявляется в целом ряде особенностей: хореографической и музыкальной структуре, исполнительской манере, колоритных деталях. В бытовом танце от народной, национальной первоосновы сохраняется все самое типичное, концентрируются наиболее характерные ее черты. При этом движения танца, его пластика приобретают более обобщенный характер, как бы укрупняются. В то же время техника исполнения движений значительно упрощается, композиция па и фигур приобретает законченность.
На процесс развития танца, особенно во второй половине XIX в., большое влияние оказала деятельность профессиональных балетмейстеров и педагогов-аранжировщиков. Они трансформировали национальные пляски, упрощали их, приспосабливали для самого широкого, массового исполнения.
Танцевальные формы бытовой народной хореографии родились в недрах самого народа, и являются плодом коллективного творчества. Коллективность народного танца проявляется как в процессе его создания, так и в процессе исполнения, поскольку лишь коллектив, определенная социальная группа общества делает возможным длительное существование того или иного танца. И от того, примет его народ или нет, зависит судьба танца. Эта закономерность лежит в основе возникновения, развития и распространения народного танца. Для того чтобы танец жил, необходимо, чтобы его знали самые широкие круги исполнителей – это условие его существования.
В написании танцевальной музыки имеются богатые традиции. Многие народные танцы получили отражение в творчестве ведущих композиторов и даже композиторов-классиков. Это придало танцевальной музыке художественную ценность. На протяжении веков танцевальные мелодии культивировались целым рядом поколений музыкантов.
Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.
Народная хореография имеет также огромное значение для физического развития. Систематические занятия народным танцем соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека, собранность, элегантность. Танец учит логическому, целесообразно организованному, а потому грациозному движению.

НА ТЕМУ:

В быту по различным движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке человека можно судить о его эмоциональном состоянии, о личностных качествах, об отношении к окружающим и даже о профессиональной принадлежности. Можно сказать, что каждое движение несет какую-либо информацию, содержание. Эти свойства (информация, содержание) движения сохраняются и в танце, несмотря на определенное видоизменение их внешней формы, танцевальные движения значительно отличаются от бытовых, они достаточно условны.
“Обобщенная, “заостренная” форма содержания движений, приобретенная в ходе исторического развития, стала очень своеобразной. Благодаря ей танцевальные движения обладают особой выразительностью. Кроме этого, в танце используются пантомимические движения. Пантомима менее условна, она ближе к бытовой пластике человека. Однако в танце, подчиняясь законам этого искусства, пантомима становится танцевальной, ритмизованной”.
Таким образом, танцевальные, пантомимические движения и позы являются носителями образности данного вида искусства.
Обобщенно-образное значение того или иного движения становится ключевым моментом в создании танцевального образа и танца в целом. Подбор и сочетание движений определяются представлениями автора о том, какими именно танцевальными и пластическими средствами можно наиболее ярко и точно воплотить тот или иной образ. В целостной композиции эта пластически-обобщенная символика благодаря своей генетической связи с реальными жизненными движениями порождает у зрителя определенные образные ассоциации. Это и позволяет понимать содержание танца без словесных пояснений.
“Символ – это условный знак, призванный определять какое-либо обобщенное понятие. Например, белизна является символом чистоты. С другой стороны, символ приобретает черты образа”.
Символ, информационно очень богат и содержателен, также как и образ.
Создать образ в танце – значит обрисовать в танце действие или характер героя.
“Основа образа в танце – текст, сочинённый балетмейстером. Но в воспроизведении исполнителей этот текст получает ту или иную интерпретацию, которая может обогащать и углублять или, наоборот, обеднять и искажать сам образ, созданный балетмейстером. Танцовщик воссоздаёт не только балетмейстерский текст, но и вкладывает в танец своё понимание характера героя, жизни в целом, одухотворяя хореографический текст и проявляя в этом свою индивидуальность”.
Образ в танце, созданный солистом, изображающим тот или иной персонаж, нередко дополняется также участием кордебалета (напр. в “Шопениана” Фокин использует кордебалет в качестве некоего эмоционального “резонатора”, усиливающего образное “звучание” танца солистов).
Композиция танца, или танцевальный “текст”, составляет основу образа. Однако свое “живое звучание” образ обретает при воспроизведении “текста” исполнителем, который интерпретирует образ, прочувствовав его через свою индивидуальность, свой пластический и эмоциональный опыт. Иными словами, создание образа в танце носит двоякий характер: сочинение композиции движений (танца) и ее исполнение в индивидуальной манере. В связи с этим различают два вида танцевального творчества: композиционное и исполнительское. Осуществление каждого из них невозможно без знания языка танцевальных и пантомимических движений, без владения средствами воплощения танцевального образа.
Также это можно использовать и в отношении детской художественной танцевальной деятельности, разумеется, с разделением на возрастные особенности и возможности дошкольников. Детское танцевальное творчество носит импровизационный характер, то есть придумывание, и исполнение танца происходят одновременно. Несмотря на такую слитность, анализ детской танцевальной импровизации позволяет выделить в ней элементы каждого из этих видов творчества: как композиционного, так и исполнительского.
Детское композиционное творчество в танце – это придумывание новых способов пластического, танцевального построения образов, которые воплощаются посредством языка движений и представляют собой более или менее законченные танцевальные композиции. Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующих воплощению танцевального образа; оригинальность комбинирования, варьирования, сочетания известных движений.
Детское исполнительское творчеством в танце – это выразительность, индивидуальная манера исполнения танцевальных образов.
Изучение танцевальных импровизаций дошкольников в условиях детского сада показало, что дети, как правило, придумывают композиции малонасыщенные лексически, малооригинальные, используя образцы, усвоенные во время обучения.
Старшие дошкольники при этом недостаточно эмоциональны, невыразительны, многие из них отказываются выполнять подобные творческие задания.
С помощью данного изучения можно предположить, что дети имеют низкий уровень танцевального творчества. И это объясняется тем, что дети или не подозревают о возможности танца “рассказать” о чем-либо, или не знают, какими средствами можно воплотить в нем тот или иной образ, передать то или иное содержание. Одним из главных условий развития творчества в танце у дошкольников является осмысленное отношение детей к средствам музыкально-двигательной выразительности, овладение языком движений (танцевальных и пантомимических). Для этого дети должны не только иметь навыки выполнения некоторых движений, но прежде всего, понимать их значение уметь с помощью этих движений выражать отношение, настроение, а также связывать их в “речевые” построения, включая их в образный контекст танца.
Дошкольникам требуется целенаправленное обучение языку движений, в процессе которого они смогут познакомиться с, принципами изменения движений, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.
“Сюжетный танец – очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, он вызывает живой интерес у детей. Привлекательность его обусловлена такими особенностями, как образное перевоплощение, разнохарактерность персонажей и их общение между собой в соответствии с развитием сюжета танца. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию”.
В сюжетном танце создаются очень благоприятные условия для освоения детьми языка движений. В процессе воплощения различных танцевальных образов такое освоение стимулирует исполнительское и композиционное творчество. При этом педагог направляет детей в поиске выразительной пластики, используя словесные пояснения и иллюстративный показ движений.
“Приведем несколько примеров из протоколов занятий по сказке “Репка”, где работа над отдельными образами проходила в виде творческих заданий. В первых пробах воплощения образа Деда дети отразили в движениях тяжеловесную поступь, явственно слышимую в музыке. При этом они использовали стереотипный прием исполнения, который наблюдался до экспериментального обучения при изображении медведя: шаг вперевалку на широко расставленных ногах. Педагог пытался “снять” этот стереотип, предлагая детям поискать иные способы воплощения заданного образа. При этом он обращал их внимание на особенности позы старого человека (сутуленность, присогнутые колени), объяснял обстоятельства и место действия, особенности характера персонажа. В результате более осмысленного подхода к образу у детей стали появляться интересные находки в его музыкально-двигательном воплощении.

Dancing

Танцы

Art is an important part of everyday life. It is around us: films, literature, paintings, music and so on. Art makes our life interesting and eventful. Dancing is an ancient kind of art. In ancient times dancing was the part of some rites, for example, shaman danced to control some events.
Искусство – важная часть повседневной жизни. Оно вокруг нас: фильмы, литература, картины, музыка и так далее. Искусство делает нашу жизнь интересной и насыщенной. Танцы – это древний вид искусства. В древние времена танцы были частью некоторых ритуалов, например, шаманы исполняли танцы в попытке контролировать некоторые события.
Folk dance reflects the life and customs of the people of the particular region or country. At first, it reflected people’s emotions and feelings which they experienced while interacting with the environment. Such dance had simple movements. Then people added movements which imitated movements of animals and birds. Folk dance could also reflect the particular work or daily routine. For example, some movements of khaleeji, Persian folk dance, reflected the daily routine of the Persian women.
Народные танцы отражают жизнь и обычаи людей определенного региона или страны. Сначала они отражали эмоции и чувства людей, которые они испытывали во время взаимодействия с окружающей средой. У такого танца были простые движения. Затем люди добавили движения, которые имитировали движения животных и птиц. Народный танец мог также отражать конкретную работу или распорядок дня. Например, некоторые движения халиджи, персидского народного танца, отражали повседневную жизнь персидских женщин.
There are many kinds of dance: folk dance, street dance, modern dance, ballet, acro dance, ballroom dance and many other kinds. Every kind of dance has its own history, kinds, characters and specific movements.
Есть много видов танцев: народные, уличные, современные, балет, акробатические танцы, бальные и многие другие. Каждый вид танца имеет свою историю, виды, характеры и конкретные движения.
Nowadays many people attend dance schools. People of all ages can choose a dance school they like. For example, many children go to dance schools where lessons are compulsory and it is not allowed to miss them. Such dance groups take part in different competitions. On the contrary, adults can choose dance schools where it is possible to miss lessons. Usually such dance schools are the part of some fitness clubs. If you want to dance, you can visit some clubs or just turn on the radio and dance at home. People like dancing. Dancing makes us happier.
В наши дни многие люди посещают танцевальные школы. Люди всех возрастов могут выбрать школу танцев, которая им нравится. Например, многие дети ходят в танцевальные школы, где занятия являются обязательными, и им не разрешается пропускать их. Такие танцевальные коллективы принимают участие в различных конкурсах. Взрослые же могут выбирать школы танцев, где можно пропускать занятия. Обычно такие танцевальные школы являются частью фитнес-клубов. Если вы хотите танцевать, вы можете пойти в клуб или просто включить радио и танцевать дома. Люди любят танцевать. Танцы делают нас счастливее.

Танец - это искусство, для которого не нужны ни кисть, ни ручка

Зачем люди танцуют? Кто-то хочет стать стройным и гибким, кто-то хочет показать свои способности в танце, но есть люди, которые посвятили танцу всю свою жизнь.

Танец – это самая древняя форма человеческого самовыражения. С помощью своего тела и языка движений человек не только предъявляет себя окружающим, но и сам обретает внутреннюю связь с миром духовным и эмоциональным.

Танец – это искусство, для которого не нужны ни кисть, ни ручка. Его единственным инструментом является человеческое тело, в каждом движении которого живет танец. Однако танец требует не только участия тела, но и души, и разума. И люди, полностью погрузившиеся в волшебный мир танца, остаются преданными ему до конца.

Танец – это труд, дисциплина, обучение, искусство общения. Язык танца универсален, т.к. не имеет границ и понятен каждому.

Международный день танца является праздником, посвященным всем танцевальным стилям, и отмечается этот день 29 апреля.

Первоначально балет входил лишь в виде танцевального фрагмента в состав оперы. Жан Жорж Новерр (1727-1810) первым пришел к мысли о создании отдельного балетного спектакля.

По замыслу учредителей, Международный день танца призван объединить все направления танца, и, как форма искусства, танец должен преодолевать все политические, этнические и культурные границы, объединять людей, позволяя говорить им на одном языке – языке танца.

По традиции каждый год кому-либо из известных представителей мира хореографии предлагается обратиться к общественности с посланием, напоминающим людям о красоте танца. Впервые с таким посланием в 1982 году выступил Henrik Neubauer. Из российских представителей с посланием выступали хореограф Юрий Григорович в 1984г. и балерина Майя Плисецкая в 1996г.

Немного об истории праздника:

В настоящее время все коллективы театров, танцевальные труппы, ансамбли бального и народного танца, как профессиональные, так и самодеятельные артисты в этот день отмечают свой праздник. Формы празднования весьма разнообразны: от традиционных концертов до танцевальных флешмобов.

Интересные факты из мира танцев:

Итак. 29 апреля забросьте все ваши повседневные дела и окунитесь с головой в танец. Неважно, какой он будет, быстрый хип-хоп или медленный вальс, горячая румба или страстное танго. Просто танцуйте! Двигайте телом в такт музыки, следуйте вашим желаниям. И подъем настроения вам гарантирован!

Танцы являются прекрасным занятие, которое помогает развить тело, сделать его более подтянутым, но не только это важно, ведь такое хобби способно целиком и полностью изменить мировоззрение человека, сделать его лучше и добрее.
Танцы можно в некотором роде рассматривать, как маленькую жизнь. Именно я не считаю танцы обычным хобби или увлечением, поскольку даже самые простые движения способны наполнить внутренний мир особенными эмоциями, которые помогают мне насладиться жизнью в полной мере.

Очень важно тем родителям, которые хотят,

чтобы их дети выросли сильными, добрыми и веселыми, то им следует отдавать своего ребенка на танцы с самого детства. Именно мои родители так и поступили, чему я несказанно рада.
Для начала я посещала ритмику, где нашу группу учили как правильно нужно слушать музыкальный ритм. А после меня отдали на танцы. И хотя сначала я не понимала, зачем мне нужно это занятие, вскоре все прояснилось. Ритмичные движения учат человека очень многому.

Тот, кто танцует, очень хорошо чувствует свое тело. А это помогает человеку вести себя более расковано и в повседневной жизни. Поэтому если сначала дети и не понимают, зачем родители их

Здесь главное упорство и оставаться преданным своему любимому делу и тогда обязательно все получится. Поэтому, я считаю, что танцы — это для меня, ведь они придают свободы, благодаря ним даже на мир начинаешь смотреть по-другому, да и круг общения становится шире, ведь танцами увлечена практически вся подвижная молодежь.

Я мечтаю, добиться в этой сфере чего-то значительного, а со временем и сделаться тренером для детей, у которых заниженная самооценка или просто тяжелый характер. Я хочу помогать людям раскрыться, не бояться осуществлять свои мечты, пусть сначала они и кажутся нереальными. Но ведь это здорово, когда одним делом занято столько хороших людей.
Кроме этого, важно не бояться участвовать в различных мероприятиях. Этот процесс на самом деле является очень интересным и тоже помогает найти много друзей, которые дадут полезные советы, расскажут о своем направлении в танце и научат чему-то полезному.
Поэтому советую тем, кому еще не удалось найти себя, заняться именно танцами, ведь они дарят человеку крылья, и через время ты уже начинаешь замечать, что не передвигаешься, а паришь на сцене.

Танец – возможно древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие.

Танец является отражением эпохи. Через танец мы можем постигнуть облик породившего их общества, попытаться понять образ мысли и нравы людей, их характер и психологические особенности.

Человек в танце есть струна. Позой и телодвижениями в танце человек общается в основном с двумя стихиями – землей и воздухом. На земле танцор – частица, явленное, конкретное, имеющее форму, в воздухе (в невидимом, потаенном) танцор – волна, ощущаемое, вибрирующее, безграничное, ограниченное во времени.

Актуальность данной темы выражается в том, что каждый постановщик имеет способность создать правильный образ танца, передать внутреннее состояние созданного образа, найти органическое единство между характером персонажа, его жестами и танцевальными движениями.

Цель балетмейстера для создания нужного образа в танце в первую очередь должен знать в совершенстве не только технологию хореографического искусства, но и уметь проанализировать музыкальное произведение, чтобы определить форму, стиль, характер, музыкальный характер каждого персонажа, воедино связать образ с развитием музыкальной формы, знать хореографический фольклор, чтобы герои были наделены национальными чертами.

Задача балетмейстера для верного решения найти в произведении определенные ситуации, поставить перед артистами такие задачи при решении которых, образы действующих лиц раскрывались бы наиболее полно и ярко. Линия поведения героя помогает раскрытию образа , а значит и раскрытию сюжета и идею произведения.

Танец представляет собой культурные традиции всех человеческих общин. За все существование человечества он изменился, отражаясь в культурном развитии. За это время появилось колоссальное количество видов, форм и стилей танца.

Танец используют для самовыражения, социальной общности, в культах религий, как спортивные соревнования, для показательных видов искусства.

"Образ танца – это чувственно воспринимаемый изобразительно-выразительный элемент произведения искусства. Он воплощается в конкретной материальной форме (звуковой, пластической, цветовой и т.п.)".

Образ танца создается легкими, красивыми движениями тела и самим рисунком танца. И, воспринимая танец, мы в первую очередь видим привлекательную внешнюю форму: пластику тела, жесты. Внутренний смысл постигается постепенно и опосредовано – через движение человеческого тела. Безусловно, что внешняя форма и содержание неразрывно связаны и составляют единое целое: "произведения выразительных искусств не создают подобий предметов, картину жизни, не связаны с объективным миром, не отражают его. Выражают в своей форме и окраске определенные переживания, воплощают в себе человеческое мироощущение – понимание и оценку жизни".

По словам Б.В. Асафьева, "танец является языком тела. И если мы не можем что-то передать словами, то показать это в динамике собственного тела, через его пластику гораздо легче".

Танец считается искусством выражения индивидуальности человека. Человек через танец пытается передать состояние души, донести его до зрителя с помощью движений и музыки и выразить их с помощью жестов, рисунка танца, костюма, мимики и пр. Это своеобразные "инструменты" танца. И музыка, как один из "инструментов", является основой для создания образа танца. Поэтому "важно, чтобы музыкальный материал был разнообразным по содержанию, ясным по форме, четким в ритмическом отношении".

Танец и его рисунок, развивается вместе с музыкой, он то замедляется, то убыстряется, то звучит еле слышно, то усиливается. В танце, так же как и в музыке , где одна фраза логически переходит в другую, один рисунок должен сменять другой. С начала новой музыкальной фразы начинается и новая танцевальная фраза.

Темп музыкального произведения, динамика должны получить соответствующее выражение в рисунке танца.

Рисунок танца – это расположения и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок любого танца, как и вся создаваемая композиция (он должен передавать определенную мысль), должен быть подчинен идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию всех героев, которое проявляется в их танцевальных действиях и поступках.

Прежде чем разбирать значение рисунка танца в создании хореографического произведения, следует сказать, что рисунок танца и танцевальный текст неразрывно связаны. И потому при анализе рисунка танца в том или ином произведении придется касаться и его хореографического текста.

При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности, для того чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер, настроение героя. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста. В зависимости от задачи номера балетмейстер может симметрично или асимметрично строить рисунок танца.

Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача балетмейстера – добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере.

Балетмейстер, бесспорно, должен учитывать, какое впечатление производит сочиненное им произведение на зрителя. Обычно во время сценических репетиций хореограф старается проверить построение рисунка танца из разных точек зрительного зала и при необходимости вносит определенные коррективы.

Логика развития рисунка танца диктуется в первую очередь задачей, которую ставит балетмейстер.

Но бывают случаи, когда в соответствии с драматургией номера нужно показать на сцене тревогу, взволнованность или другие яркие, эмоциональные состояния героя.

Тогда балетмейстер может строить рисунок танца "клочковато", обрывать один рисунок и переходить к другому. Такое решение будет вполне оправданным, так как будет соответствовать задаче, которая стоит перед балетмейстером.

Распределение танца по сценической площадке зависит от многих факторов, но прежде всего от той задачи, которую ставит перед собой балетмейстер в данном танцевальном номере. Он должен умело сосредоточить внимание зрителя на том эпизоде, который является для него наиболее важным.

Следовательно, рисунок танца зависит, прежде всего, от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характеру).

При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремится к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца, равномерно размещать рисунок по сценической площадке.

Например, такие рисунки как круг даёт понимание единства, дружбы. Линии, которые поочередно наступают друг на друга, показывает конфликт, противоборство.

Эмоции визуализируются через телесность, превращаются в танцевальный рисунок, ритм, динамику, которые создают законченный образ танца.

Создать образ танца – значит передать историю о народе, о времени, идею.

По жестам и позам самого танцора мы часто "узнаем" ту стихию, где пребывает танцор как "представитель" растительного или животного мира. У него нет корней и нет крыльев. Но он "осваивает" пространство, его обнимая, захватывая (слова происходят от описания действий наших рук-крыльев для захвата воздуха). Смысл каждой позы можно определить по тому, сколько в ней "земности" или "полетности" и даже, более того, какую фигуру в пространстве она описывает.

балетмейстер танец образ движение

Танец – музыкально-пластическое искусство. Образы в нем воспроизводятся с помощью движений и положений человеческого тела, которые составляют специфический выразительный (образный) язык этого вида искусства.

В быту по различным движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке человека можно судить о его эмоциональном состоянии, о личностных качествах, об отношении к окружающим и даже о профессиональной принадлежности. Можно сказать, что каждое движение несет какую-либо информацию, содержание. Эти свойства (информация, содержание) движения сохраняются и в танце, несмотря на определенное видоизменение их внешней формы, танцевальные движения значительно отличаются от бытовых, они достаточно условны.

"Обобщенная, "заостренная" форма содержания движений, приобретенная в ходе исторического развития, стала очень своеобразной. Благодаря ей танцевальные движения обладают особой выразительностью. Кроме этого, в танце используются пантомимические движения. Пантомима менее условна, она ближе к бытовой пластике человека. Однако в танце, подчиняясь законам этого искусства, пантомима становится танцевальной, ритмизованной".

Таким образом, танцевальные, пантомимические движения и позы являются носителями образности данного вида искусства.

Обобщенно-образное значение того или иного движения становится ключевым моментом в создании танцевального образа и танца в целом. Подбор и сочетание движений определяются представлениями автора о том, какими именно танцевальными и пластическими средствами можно наиболее ярко и точно воплотить тот или иной образ. В целостной композиции эта пластически-обобщенная символика благодаря своей генетической связи с реальными жизненными движениями порождает у зрителя определенные образные ассоциации. Это и позволяет понимать содержание танца без словесных пояснений.

"Символ – это условный знак, призванный определять какое-либо обобщенное понятие. Например, белизна является символом чистоты. С другой стороны, символ приобретает черты образа".

Символ, информационно очень богат и содержателен, также как и образ.

Создать образ в танце – значит обрисовать в танце действие или характер героя.

"Основа образа в танце – текст, сочинённый балетмейстером. Но в воспроизведении исполнителей этот текст получает ту или иную интерпретацию, которая может обогащать и углублять или, наоборот, обеднять и искажать сам образ, созданный балетмейстером. Танцовщик воссоздаёт не только балетмейстерский текст, но и вкладывает в танец своё понимание характера героя, жизни в целом, одухотворяя хореографический текст и проявляя в этом свою индивидуальность".

Образ в танце, созданный солистом, изображающим тот или иной персонаж, нередко дополняется также участием кордебалета (напр. в "Шопениана" Фокин использует кордебалет в качестве некоего эмоционального "резонатора", усиливающего образное "звучание" танца солистов).

Композиция танца, или танцевальный "текст", составляет основу образа. Однако свое "живое звучание" образ обретает при воспроизведении "текста" исполнителем, который интерпретирует образ, прочувствовав его через свою индивидуальность, свой пластический и эмоциональный опыт. Иными словами, создание образа в танце носит двоякий характер: сочинение композиции движений (танца) и ее исполнение в индивидуальной манере. В связи с этим различают два вида танцевального творчества: композиционное и исполнительское. Осуществление каждого из них невозможно без знания языка танцевальных и пантомимических движений, без владения средствами воплощения танцевального образа.

Также это можно использовать и в отношении детской художественной танцевальной деятельности, разумеется, с разделением на возрастные особенности и возможности дошкольников. Детское танцевальное творчество носит импровизационный характер, то есть придумывание, и исполнение танца происходят одновременно. Несмотря на такую слитность, анализ детской танцевальной импровизации позволяет выделить в ней элементы каждого из этих видов творчества: как композиционного, так и исполнительского.

Детское композиционное творчество в танце – это придумывание новых способов пластического, танцевального построения образов, которые воплощаются посредством языка движений и представляют собой более или менее законченные танцевальные композиции. Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующих воплощению танцевального образа; оригинальность комбинирования, варьирования, сочетания известных движений.

Детское исполнительское творчеством в танце – это выразительность, индивидуальная манера исполнения танцевальных образов.

Изучение танцевальных импровизаций дошкольников в условиях детского сада показало, что дети, как правило, придумывают композиции малонасыщенные лексически, малооригинальные, используя образцы, усвоенные во время обучения.

Старшие дошкольники при этом недостаточно эмоциональны, невыразительны, многие из них отказываются выполнять подобные творческие задания.

С помощью данного изучения можно предположить, что дети имеют низкий уровень танцевального творчества. И это объясняется тем, что дети или не подозревают о возможности танца "рассказать" о чем-либо, или не знают, какими средствами можно воплотить в нем тот или иной образ, передать то или иное содержание. Одним из главных условий развития творчества в танце у дошкольников является осмысленное отношение детей к средствам музыкально-двигательной выразительности, овладение языком движений (танцевальных и пантомимических). Для этого дети должны не только иметь навыки выполнения некоторых движений, но прежде всего, понимать их значение уметь с помощью этих движений выражать отношение, настроение, а также связывать их в "речевые" построения, включая их в образный контекст танца.

Дошкольникам требуется целенаправленное обучение языку движений, в процессе которого они смогут познакомиться с, принципами изменения движений, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.

"Сюжетный танец – очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, он вызывает живой интерес у детей. Привлекательность его обусловлена такими особенностями, как образное перевоплощение, разнохарактерность персонажей и их общение между собой в соответствии с развитием сюжета танца. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию".

В сюжетном танце создаются очень благоприятные условия для освоения детьми языка движений. В процессе воплощения различных танцевальных образов такое освоение стимулирует исполнительское и композиционное творчество. При этом педагог направляет детей в поиске выразительной пластики, используя словесные пояснения и иллюстративный показ движений.

"Приведем несколько примеров из протоколов занятий по сказке "Репка", где работа над отдельными образами проходила в виде творческих заданий. В первых пробах воплощения образа Деда дети отразили в движениях тяжеловесную поступь, явственно слышимую в музыке. При этом они использовали стереотипный прием исполнения, который наблюдался до экспериментального обучения при изображении медведя: шаг вперевалку на широко расставленных ногах. Педагог пытался "снять" этот стереотип, предлагая детям поискать иные способы воплощения заданного образа. При этом он обращал их внимание на особенности позы старого человека (сутуленность, присогнутые колени), объяснял обстоятельства и место действия, особенности характера персонажа. В результате более осмысленного подхода к образу у детей стали появляться интересные находки в его музыкально-двигательном воплощении.

Важным условием образного перевоплощения ребенка, является стремление передать в движении особенности пластики изображаемого персонажа. И это наводит дошкольника использовать выразительные музыкальные движения в качестве языковых средств. В этом случае в детской танцевальной импровизации начинают появляться признаки исполнительского и композиционного творчества, составляющие своеобразие музыкально-пластического образа, воплощаемого ребенком.

Исполнительское творчество в танце – это выразительность, индивидуальная манера исполнения танцевальных образов.

Композиционное творчество в танце – это придумывание новых способов пластического, танцевального построение образов, которые воплощаются посредством языка движений и представляют собой более или менее законченные танцевальные композиции.

Сейчас в наше время большинство педагогов современной хореографии используют метод работы, в который входят исполнительское творчество и композиционное. То есть балетмейстер и исполнитель в какой-то степени работают вместе, воедино. В основном это происходит, когда балетмейстер не показывает какие-то конкретные движения, комбинации, а даёт исполнителю возможность импровизировать, использовать свободу движения. Это можно увидеть на примере метода работы хореографа "Челябинского театра современного танца" Ольги Поны. Как она сама говорила: "Для меня предмет гордости иметь в труппе шесть хореографов, которые работают со мной как танцовщики. В процессе работы я использую их талант: прошу их сделать этюды, которые потом беру или не беру, переделываю или не переделываю. Это помогает и в тоже время обязывает меня: я должна соответствовать им даже в проведении урока — есть большая разница между работой с начинающими и с профессионалами, которым надо дать некую пищу физическую и интеллектуальную, удовлетворяющую их".

На сцене, в танцевальном номере или балетном спектакле постоянно происходит то становление движения, то прерывание становления, чередование "па" с жестом, танцевальной позой. Но это, в свою очередь, дает начало новому становлению, новому танцу от данной позы к следующей.

По данной теме работы можно сделать такой вывод, что образ танца и образ в танце зависят друг от друга. Так как образ танца мы создаем не только с помощью рисунков танца и музыки, но и с помощью образа самого героя (исполнителя).

Образ танца и образ в танце имеет сходства, например, в том, что при создании того и другого образа мы используем костюмы, рисунки. Но и так же есть различия в том, что при создании образа танца мы передаем историю о народе, о времени, идею. А при создании образа в танце мы обрисовываем в танце действие или характер героя.

Считаю, что нам как будущим хореографам эта тема важна. Так как для того чтобы поставить какое-либо хореографическое произведение нужно создать образы как исполнителя, так самого танца, понятные и интересные для зрителя.

1.Балет. Энциклопедия. – М., 1981.

.Богданов Г. Ф. Основы хореографической драматургии: Учебное пособие. – Изд. 2-е, доп. – М.: МГУКИ, 2010.

.Горшкова Е. В. Обучение языку движений как средство формирования у дошкольников музыкально-двигательного творчества. -М., 1989.

.Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л.,1975.

.Кожинов В.В. Виды искусств. – М.: "Искусство", 1960.

.Маринелла Гваттерини. Азбука балета. Перевод с ит. – М.: БММ АО, 2001.

.Мессерер А. Уроки классического танца. – СПб.: "Лань", 2004.

.Фетисова Е. В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям // Психологический журнал, 1981. – Т. 2. – № 2.

Читайте также: