Тайна золотого компаса сочинение

Обновлено: 04.07.2024

На экранах "Темные начала: Золотой компас" -- фильм по книге Филипа Пулмана. Злобные бронированные медведи, садисты-инквизиторы, обидчивые ведьмы, одержимые ученые и искалеченные дети. Миры, порожденные фантазией писателя Филипа Пулмана, нельзя назвать уютными и милыми. Это вам не обжитой Хогвартс Джоан Ролинг, в коридорах которого чаще всего звучит веселый смех школяров. У Пулмана если что и звучит -- так это крики ужаса.


Золотой компас

Золотой компас (2007)
The Golden Compass
приключения, семейный, фэнтези
Режиссер: Крис Вайц
В ролях: Николь Кидман, Дэниэл Крэйг, Дакота Блю Ричардс, Бен Уокер, Фредди Хаймор
Премьера: 6 декабря 2007 года
Смотри на

Кадр из фильма "Золотой Компас"

Кадр из фильма

И действительно, трилогию Пуллмана "Темные начала", до которой наконец добрались киношники, нельзя назвать детской сказкой-фэнтези. Все гораздо серьезнее. Книги Пуллмана – не развлекательное чтиво, а высказывание на серьезные темы: об отношениях светской и церковной власти, о теологии, социологии и даже философии.

Так, главной героине книги и фильма – сироте Лире Белакве суждено положить конец власти ангела-узурпатора Метатрона. Прокатившись по реке Лете, спасти своего друга мальчика Роджера, над которым ставят жуткие эксперименты по отделению души от тела. Обнаружить, что ее Оксфорд, хоть и прекраснейший, но лишь один из множества миров, существующих во Вселенной. Пройти путь от невинности до грехопадения.

Кадр из фильма "Золотой Компас"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Золотой Компас"

Кадр из фильма

К тому же режиссер Крис Уайтц, по признанию самих актеров, сделал кино более мрачное, чем сама книга. Оно не то что ребенка, но взрослого может напугать. Ну а вдогонку фанатики уже объявили картину антирелигиозной, как ранее саму книгу, и призвали бойкотировать показы.

Однако есть у "Темных начал" и светлая сторона. Эта картина станет, пожалуй, единственным в новогодние дни мультивозрастным фильмом с фэнтезийно-сказочной фабулой, до предела напичканным спецэффектами. Летающие ведьмы, сражающиеся медведи, огромные компьютерные дирижабли.

Признайтесь, сможете ли вы отказать себе в удовольствии поглазеть на все это? Едва ли.

Когда ожидаешь увидеть сказку, а тебе подсовывают фильм полный ледяного холода, жестокости, недосказанности и кощунственных намеков, невольно появляется мысль: “Как хочется, чтобы светлых, добрых фильмов для детей было больше, а таких кинолент, поселяющих в души пустоту и сомнение, меньше. Это же дети, наши дети…”

Обзор рецензий на фильм Криса Вайса “Золотой компас”

Мы приводим несколько фрагментов из рецензий на трилогию Пуллмана.


В параллельном мире, где тоже есть свой Оксфорд, живет девочка по имени Лира Белакуа. Еще там обитают цыгане, ведьмы, тартары, бронированные медведи и другие существа. Души людей там существуют вне тел и называются деймонами. Магистериум (что-то вроде злой пародии на Католическую Церковь), с помощью своих агентов похищает детей и производит над ними жестокие опыты, в частности детей отделяют от их деймонов, что приводит к их мучительной смерти. Лира вслед за дядей отправляется на Север в поисках Пыли, о которой запрещено говорить (но которая способна показать другой мир), и она отправляется в путь, когда раззолоченная Николь Кидман зовет ее с собой. Тайком от всех один из профессоров успевает передать Лире алетиометр – золотой компас, помогающий узнать правду. Путешествует Лира с кучей помощников, включая армию ведьм и бронированного белого медведя, способного рассуждать логически после выпитого ведра виски.

Плюс к этому живые, настоящие люди. Девочка Лира, которой предназначена таинственная миссия. Её мать миссис Колтер – образ совсем не кабинетного ученого, ради своих целей хладнокровно подвергающего пыткам детей. Ее отец лорд Азриэл имеет еще более сильный и безжалостный характер. Всё это составляет мир “Северного сияния” первого романа трилогии.


Герои выясняют,что Бога нет. Тот кто назывался Богом, на самом деле самый первый из появившихся ангелов. А на самом деле ангелы и все живое появилось из таинственной Пыли!

Итак, ангел-узурпатор по имени Властитель, претворяющийся Богом на самом деле не всесильный и не всеблагий. Так ещё в добавок он создал царство мертвых для страдания людей, и рая разумеется не предусмотрел. Однако он ещё и не слишком умен. Разумеется, с подобным Богом, сконструированным под нужды сюжета, уже можно и побороться. Лира и Уилл открывают из царства мертвых дорогу в царство живых, откуда радостно бегут настрадавшиеся покойники, с счастливым предчувствием, что теперь они могут умереть окончательно, можно впасть в великий безконечный круговорот атомов.

Начинается война . Главная междуусобица происходит между лордом Азриэлем, перевоспитавшейся от внезапно нахлынувших чувств леди Колтер и наместником Лже-Бога Енохом. После небольшого мордобоя вся троица свалилась в пропасть. Ну а сам Властитель рассыпался в пыль.

С мыслью писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, что произведение Пуллмана богоборческое, согласились многие священнослужители. Например, священник Иаков Баглиен ( Храм св. Мартина Турского, г. Корваллис, США ), посетовал на то, что ежегодно выходит очередной оскорбительный для христиан фильм, теперь это ” Золотой компас”. “Этот фильм одна из самых яростных атак Голивуда.”- заявил он.

…Лично у меня после просмотра этой картины сложилось впечатление полного разочарования и подавленности. Когда ожидаешь увидеть сказку, а тебе подсовывают фильм полный ледяного холода, жестокости, недосказанности и кощунственных намеков, невольно появляется мысль: “Как хочется, чтобы светлых, добрых фильмов для детей было больше, а таких кинолент, поселяющих в души пустоту и сомнение, меньше. Это же дети, наши дети…”

Рассуждения игумена Силуана Туманова об антихристианской сущности фильма и всей трилогии Филиппа Пулмана.

Антихристианский фильм

Проверка на прочность

В последнее время христиан постоянно пытаются провоцировать. Создается впечатление, что с разных сторон нас пытаются "проверить на прочность", издеваясь над христианскими святынями прямо или косвенно. Если же мы осмеливаемся возмущаться - упрекают в "нетерпимости к чужому мнению" (ведь "все сегодня имеют право на самовыражение"!) и со скрытой угрозой напоминают, что христианство - лишь одна из религий в нашем государстве. Если наши религиозные чувства оскорблены - это, дескать, наши проблемы.

Достаточно вспомнить печально известные выставки антирелигиозного "искусства" в московском Манеже, "сенсационные" находки археологов, пытающихся найти то "останки" Христа, то "могилу его семьи", то "евангелие от Иуды", то еще какое-нибудь паскудство, долженствующее доказать "несостоятельность" христианства.

От "искусства" не отстает и "литература". Вручение Нобелевской премии посредственному писателю Жозе Сарамаго, автору богохульного романа, появление откровенно антихристианских рассказов Виктора Пелевина и Владимира Сорокина ("Empire-V"; "ДПП"; "24 000" и мн. др.) - это довольно тревожный симптом потери обществом чего-то очень главного, позволяющего адекватно оценивать окружающий нас мир.

Ненормально общество, видящее своими героями диавола (Ж. Сарамаго, отчасти М. Булгаков), Иуду (тот же Сарамаго, С. Эрдег, Н. Мейлер), вампиров и т.п.

Отдельной строкой в этом перечне кощунств стоит кинематограф. И "Последнее искушение Христа", и "Стигматы", и "Код да Винчи" и др. фильмы как бы невзначай вкладывают в умы зрителей простую лживую мысль - христианская Церковь обманывает простых людей, скрывая некую тайну. И если эта тайна станет известна всем - Церкви конец.

Вот на днях стало известно, что французский продюсер Филипп Реббоа объявил, что собирается снять сатирическую комедию "Дорогой младенец Иисус" с Бритни Спирс в роли Богородицы. 26-летняя Б. Спирс изобразит беременную 19-летнюю девушку, не знающую точно, кто отец ее ребенка. Во время родов в Сочельник по городу Вифлеему (США, штат Мэриленд) поползут слухи о втором пришествии Христа. Хотя актриса опровергает свое участие в подобном проекте, но в обществе, где деньги решают всё, таким опровержениям грош цена.

"Золотой компас"

Подтверждая эту идею другая известная актриса, называющая себя верующей католичкой, Николь Кидман, снялась в фильме по откровенно антихристианском роману Филипа Пулмана "Золотой компас", первому из трилогии "Темные начала".

Автор книги, Ф. Пулман прямо заявил, что намерен "убить Бога" в сознании детей, и книги его преследуют именно эту цель. В своем интервью газете "Sydney Morning Herald" Пульман изумляется, что его книги избежали той критики, которая досталась Гарри Поттеру: "Я проскочил незамеченным, а ведь у меня такой подрывной материал, что и не снился этому несчастному Гарри". "Мои книги убивают Бога, - пояснил он, - если взглянуть в масштабе человеческой жизни и окружающего мира, то я атеист. Бога нет".

Филипп Пулман:

Филипп Пулман: "Меня тошнит от книг “Нарнии”. Я ненавижу их глубокой и страстной ненавистью"

Фильм на экранах России вышел 6 декабря. Это снятое за 180 миллионов долларов детское фэнтези, еще до премьеры оказалось в центре скандала. Реклама представляет его как грандиозную зрелищную эпопею в духе "Властелина колец" и "Хроник Нарнии". Но это не так. "Золотой компас" - еще одна атака Голливуда на христианство, пусть и менее явная, чем "Последнее искушение Христа" или "Код да Винчи".

Католическая церковь призывает бойкотировать "Золотой компас", потому что, по мнению священников, фильм дает искаженный портрет Церкви и проповедует атеизм.

Если бы не осторожность американских продюсеров и режиссера Криса Вейца, к религиозному скандалу вполне мог бы примкнуть скандал политический. "Золотой компас" - экранизация одноименного романа Филипа Пулмана, в котором, например, фигурирует такая народность, как тартары. Они живут к востоку от Европы, периодически совершают набеги на Камчатку, агрессивны и нецивилизованны. В частности, для лучшей связи с космосом они удаляют себе кусочек черепной коробки. Ничего подобного в фильме Вейца вы не увидите и не услышите. Правда, наемники, охраняющие главный оплот злодеев, сильно смахивают на казаков…

Религиозные высказывания Филипа Пулмана авторы фильма тоже постарались смягчить, но сделали это как-то неуклюже. В трилогии британца всё начинается из-за того, что ученый и путешественник лорд Азриел (Дэниел Крейг) доказывает существование космической Пыли, которая у Пулмана ассоциируется с первородным грехом, смертью и свободой воли. Естественно, Церковь делает все возможное, чтобы, с одной стороны, об открытии никто не узнал, а с другой - чтобы защитить детей, вернее, их души от воздействия Пыли. Решить обе задачи призвана коварная красавица Мариса Коултер (Николь Кидман). В фильме Криса Вейца о первородном грехе никто не упоминает, и вообще теологических споров здесь почти нет, зато встречаются прямые обвинения - вроде того, что "верховная власть скрывает правду".

По ходу дела перед читателями Пульмана предстают священники, которые похищают и пытают детей, ангелы-извращенцы, капризные ведьмы на вахте в небесах, мудрец-шаман, боевые белые медведи, очаровательная монахиня-расстрига, и детям предоставляются широкие возможности познакомиться со своими "внутренними демонами" - говорящими зверушками вместо человеческой души.

Что же касается воплощенного зла, то у него в книгах Пульмана есть свое имя: Церковь. Авторы фильма заменили его на "Магистериум", однако "силы зла" здесь безошибочно узнаются по православной иконографии (даже на афише фильма изображены православные царские врата) и латинским библейским цитатам. А в конце трилогии определяется главный враг: "Властелин, Бог, Творец, Господь, Яхве, Эль, Адонаи, Царь, Отец, Вседержитель".

Протоиерей Давид Мозер (Русская Зарубежная Церковь), прочитавший всю трилогию Пульмана, говорит: "Стиль этого фильма, как и книги, по которой он снят, напоминает "Хроники Нарнии" К.С. Льюиса, но с диаметрально противоположным результатом. "Нарния" безошибочно пересказывает христианское повествование о смерти и воскресении Господа, в то время как направленность "Золотого компаса" столь же безошибочно антихристианская, атеистическая. Это не какие-нибудь занимательные сюжеты - это агрессивная антихристианская проповедь, сильно действующая даже на взрослого".

Скучная премьера скандального фильма в США доказала, что бойкот, организованный христианами Католической лиги, подействовал. В США и Канаде в минувшую пятницу дебют фильма-фэнтези собрал лишь около 26.1 миллионов долларов США вместо ожидаемых 40 миллионов. Рольф Миттвег, представитель New Line Cinema, кинокомпании, которая создала "Компас", согласился с тем, что скандальная антирелигиозная тематика фильма дала свой эффект.

Читайте другие критические рецензии на оккультные и лженаучные фильмы и книги:

  • Карлос Кастанеда или через кактусы к звёздам - Ангелина Сирина
  • Темное наследие Кастанеды - Michał Kuśnierz
  • Тайна "Розы Мира" - Виталий Питанов
  • Дух времени (Zeitgeist): анализ и ответ - Alwaysbeready.Com
  • "Дух времени" (рецензия на одноименный фильм) - Наталия Буранова
  • Фильм "Вода": документальная ложь - Георгий Белодуров
  • Пипл хлебает (о фильме "Вода") - Алексей Паевский
  • Фильм "Вода" - лженаучная проповедь оккультизма - протоиерей Евгений Пейков
  • Книга "Анти-Тайна"(pdf) - критика книги Ронды Берн "Тайна" и её фильма "Секрет" - Жан Шарль Кондо, Наташа Кондо-Динуччи
  • Опасная "инфореклама" (О книге Ронды Берн "Тайна" и её фильме "Секрет") - Жан Шарль Кондо, Наташа Кондо-Динуччи
  • Можно ли и нужно ли верить каждому профессору? (о лжеучёном Владимире Жданове) - Камилл Вольский
  • "Лошадиное чтение" – насилие гуманизмом (о фильме "Манежное лошадиное чтение") - иерей Александр Пикалев
  • "ТелеПлесень" - кушать подано! (о "научно-популярном" фильме Первого канала "Плесень") - иерей Александр Пикалев

Что же делать нам?

Но в России все молчат, фильм тихо идёт на экранах страны. И даже сложно сказать, стоит ли привлекать к нему внимание широких масс зрителей через активную критику. За множеством спецэффектов разглядеть антирелигиозные высказывания неподготовленному юному зрителю крайне непросто. Вряд ли "Золотой компас" покажется ему чем-то большим, нежели красочной историей про маленькую девочку (Дакота Блю Ричардс), которая отправляется на Север, чтобы найти пропавших детей и своего дядю. А помогают ей в этом цыгане-мореплаватели, ведьмы, бронированные медведи и чудак на аэростате в ковбойской шляпе.

Правда, настораживают политизированные параллели. Голливуд опять воскрешает образ врага. Страна врага называется Тартария - так на древних картах обозначали Россию. Белый медведь ломает православные иконы, доблестный ковбой побеждает тартаров, дети с видимым удовольствием ему помогают. И люди спокойно впитывают подслащенный хорошими спецэффектами антицерковный и антироссийский компот и проникаются недоверием к Церкви. В том числе и потому, что прежде от имени Церкви звучали малообоснованные "страшилки" в адрес Гарри Поттера, "Хроник Нарнии" и других детских сказок.

Что же нам после такого очередного наступления на Православие делать?

Первое - не превозноситься и не осуждать. Легко видеть в несчастных авторах "исчадия сатаны" и не замечать "апокалипсиса мелкого греха" в своей душе. Тут лучшая защита - укрепление своей осознанной веры, вдумчивое изучение основ Православия, святоотеческого наследия.

В душе человека, как творца, так и зрителя, должен быть эстетический или этический предел пресловутому "праву художника". Если кощунствующий творец не желает преобразить себя - внешние репрессии и критика Церкви, на которую мало обращают внимание, не помогут. Если же зритель не желает критично относиться к тому, что он смотрит - он соучастник кощунства.

Второе - поощрять православный кинематограф, который едва представлен талантливыми работами Н. Михалкова, Звягинцева или довольно спорным "Островом". Не сусальные рассуждения под убаюкивающие песнопения и тихий звон колоколов привлекают людей, а притчевость, позволяющее увидеть Евангелие в повседневной жизни, возможность найти нужный образ для своих действий в православно поданных жизненных ситуациях. Поэтому православное кино - это не только о монастырях и батюшках с матушками. Это кино-притча, берущее за душу и преображающее её. После такого фильма зритель понимает, что жить, как он жил прежде, нельзя.

Если мы не даем такие притчи - зритель находит их там, где образы просты, чувства ярки, действие стремительно. Иными словами, своим нежеланием вести подлинно миссионерскую деятельность на всех направлениях, неумением правильно подать подлинную православную духовность, мы подталкиваем зрителя искать духовность в мутном болотце "фэнтэзи" и безбожных сказок.

Работы здесь много и самое тяжелое в этом - работа над собой. Проще провести пикеты у стен кинотеатра или разразиться гневом в адрес несчастных людей, не "ведущих пети аллилуйя", не знакомых с богатством и красотой Православия, чем потрудиться самому понять смысл и значение постоянно посещаемого нами богослужения.

Если поймём - значит, маленькую победу над кощунством мы уже одержали и пусть медленно, но верно идём не в том направлении, которое указывает нам "Золотой компас".

Когда ожидаешь увидеть сказку, а тебе подсовывают фильм полный ледяного холода, жестокости, недосказанности и кощунственных намеков, невольно появляется мысль: “Как хочется, чтобы светлых, добрых фильмов для детей было больше, а таких кинолент, поселяющих в души пустоту и сомнение, меньше. Это же дети, наши дети…”

Обзор рецензий на фильм Криса Вайса “Золотой компас”

Мы приводим несколько фрагментов из рецензий на трилогию Пуллмана.


В параллельном мире, где тоже есть свой Оксфорд, живет девочка по имени Лира Белакуа. Еще там обитают цыгане, ведьмы, тартары, бронированные медведи и другие существа. Души людей там существуют вне тел и называются деймонами. Магистериум (что-то вроде злой пародии на Католическую Церковь), с помощью своих агентов похищает детей и производит над ними жестокие опыты, в частности детей отделяют от их деймонов, что приводит к их мучительной смерти. Лира вслед за дядей отправляется на Север в поисках Пыли, о которой запрещено говорить (но которая способна показать другой мир), и она отправляется в путь, когда раззолоченная Николь Кидман зовет ее с собой. Тайком от всех один из профессоров успевает передать Лире алетиометр – золотой компас, помогающий узнать правду. Путешествует Лира с кучей помощников, включая армию ведьм и бронированного белого медведя, способного рассуждать логически после выпитого ведра виски.

Плюс к этому живые, настоящие люди. Девочка Лира, которой предназначена таинственная миссия. Её мать миссис Колтер – образ совсем не кабинетного ученого, ради своих целей хладнокровно подвергающего пыткам детей. Ее отец лорд Азриэл имеет еще более сильный и безжалостный характер. Всё это составляет мир “Северного сияния” первого романа трилогии.


Герои выясняют,что Бога нет. Тот кто назывался Богом, на самом деле самый первый из появившихся ангелов. А на самом деле ангелы и все живое появилось из таинственной Пыли!

Итак, ангел-узурпатор по имени Властитель, претворяющийся Богом на самом деле не всесильный и не всеблагий. Так ещё в добавок он создал царство мертвых для страдания людей, и рая разумеется не предусмотрел. Однако он ещё и не слишком умен. Разумеется, с подобным Богом, сконструированным под нужды сюжета, уже можно и побороться. Лира и Уилл открывают из царства мертвых дорогу в царство живых, откуда радостно бегут настрадавшиеся покойники, с счастливым предчувствием, что теперь они могут умереть окончательно, можно впасть в великий безконечный круговорот атомов.

Начинается война . Главная междуусобица происходит между лордом Азриэлем, перевоспитавшейся от внезапно нахлынувших чувств леди Колтер и наместником Лже-Бога Енохом. После небольшого мордобоя вся троица свалилась в пропасть. Ну а сам Властитель рассыпался в пыль.

С мыслью писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, что произведение Пуллмана богоборческое, согласились многие священнослужители. Например, священник Иаков Баглиен ( Храм св. Мартина Турского, г. Корваллис, США ), посетовал на то, что ежегодно выходит очередной оскорбительный для христиан фильм, теперь это ” Золотой компас”. “Этот фильм одна из самых яростных атак Голивуда.”- заявил он.

…Лично у меня после просмотра этой картины сложилось впечатление полного разочарования и подавленности. Когда ожидаешь увидеть сказку, а тебе подсовывают фильм полный ледяного холода, жестокости, недосказанности и кощунственных намеков, невольно появляется мысль: “Как хочется, чтобы светлых, добрых фильмов для детей было больше, а таких кинолент, поселяющих в души пустоту и сомнение, меньше. Это же дети, наши дети…”

Читайте также: