Связь романа пушкина капитанская дочка с современностью сочинение

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОБРА ГРИНЕВА

1вариант плана

Связь романа Пушкина с современностью.

1.Детство и юность, среда, в которой воспитывался герой.

2. Самостоятельная жизнь Петра Гринёва- утрата многих иллюзий, становление души и характера:

а) встреча с Зуриным;

б) встреча с вожатым;

в) жизнь в Белогорской крепости, взросление героя, укрепление лучших задатков характера.

3.Гринёв во время грозных исторических событий.

4. История отношений с Пугачёвым.

5. Отношение Гринёва к людям –умение любить, помогать, прощать.

Во всех тяжёлых жизненных ситуациях нужно сохранять доброту и благородство.

Связь романа Пушкина с современностью.

Кто такой Петр Гринев (детство, воспитание).

Что хорошего дала Петру Гриневу его семья.

Любовь в жизни Петра Гринева.

III. Чему учит Гринев читателя сегодня.

Образ Пугачёва в романе
1 вариант плана

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.

II.Основная часть. Характеристика Пугачёва.

Первое появление Пугачёва на страницах романа.

Портретная характеристика героя.

Черты характера , противоречивость натуры Пугачёва.

Пугачёв и народ.

Сочувствие , сострадание рассказчика Пугачёву. Смысл последней встречи на казни.

Взгляды А.С. Пушкина на восстание Пугачёва.

2 вариант плана

ОБРАЗ МАШИ МИРОНОВОЙ

1вариант плана

1.Первое впечатление Гринёва от Маши Мироновой.

2.Черты , которые проявляются в характере Маши в её отношениях к родителям, Гринёву, Швабрину.

3.Как раскрывается личность Маши в её любви к Гринёву.

4.Отношение к Маше других персонажей произведения.

5. Как дополняет образ Маши её встреча в Петербурге с Екатериной II.

Чем дорог автору образ Маши Мироновой

2 вариант плана

I. Почему произведение называется "Капитанская дочка".

II. История Маши Мироновой.

1. Родители Маши.

2. Внешность Маши.

3. Жизнь в Белогорской крепости.

4. В заключении у Швабрина.

5. Переписка с Гриневым.

6. Освобождение Маши.

7. В имении родителей П. Гринева.

8. Поездка в Петербург и освобождение жениха.

9. За что Гринев полюбил Машу.

III. Отношение Пушкина к Марье Ивановне.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 595 982 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.12.2020 953
  • DOCX 3 мбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Petrova Galina Nikolaevna. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цензура и коррективы. Выбор в пользу Гринева

Александр Сергеевич работал над произведением около трех лет. Он часто вносил исправления, не был до конца уверен, правильно ли он преподнес читателю героев, их поведение, образ жизни. Да и в те времена нельзя было с особой правдивостью раскрывать многие факты восстания.

В архивах автор ознакомился с приказами, гласившими о том, что со многих людей снимались обвинения в пособничестве мятежнику Пугачеву. В списках присутствовала фамилия Гринев. На протяжении длительного периода писатель менял главного героя на Валуева, Башарина. В последней главе, которую редко когда публиковали, он изначально предстает с фамилией Буланин.

Прочтя в документах о подпоручике Шванвиче, ставшем на путь предательства и служения самозванцу, Пушкин решил использовать его личность как прототип Петру, смело сражающимся с врагом, провозгласившим себя царем.


Одобрение коллег. Публикация в журнале без подписи автора

Современники высоко оценили литературные старания. Создателю удалось очень гармонично изобразить события пугачевского восстания не только с помощью исторических фактов и особей, но и благодаря умело представленным образам главных героев. Некоторые утверждали, что он воспользовался методами Вальтера Скотта, который был мастером исторического романа.

История создания 3

Савельич был типичным представителем слуг, полностью преданному одному хозяину, он полностью убежден, что рабочие крестьяне существуют, для того чтобы работать исключительно на своих хозяев. Этот образ созданный Пушкиным, был по-настоящему искренним, благородным человеком. Старик Савельич, был трагическим героем того произведения. Более преданного слуги не было ни у одного хозяина.

Образ Пугачева был описан весьма суровым и жестковатым человеком. Вождь народного восстания, был беспощаден, особенно это было заметно по отношению к его врагам, к тем, кто не желает мериться с его властью. Несмотря на жестокость присущую его характеру, он был очень справедлив. Он всегда встает на защиту слабых. Пушкин очень ярко выразил образ Пугачева, и это не было поэтическим замыслом, так на самом деле представлялся ему вождь. Александр Сергеевич, показал его как человека с открытой чистой душой, он был образцом смелости и решительности, именно таким представлял себе писатель простого русского человека.

Прототипы героев и интересные факты

Историзм

В целом Пушкин довольно точно отобразил происходившие в то время события, вроде осады Оренбурга. Изменению подверглись названия некоторых городов, так, Белогорская крепость на самом деле называлась Татищевской.

Вариант 3

Как только Пушкин берется за перо, он прежде всего изучает доступные исторические источники и архивы, он тщательно собирает разные сведения, а также посещает две губернии, с которых и началось восстание Пугачева, которое после стало настоящей крестьянской или даже гражданской войны. Автор лично посещает все места, поля сражений, чтобы точно и достоверно описать происходящее. Он осматривает крепости, делает зарисовки и сохраняет их в едином архиве, чтобы пользоваться ими при написании собственного произведения.

Также он общается с пожилыми людьми, которые являлись очевидцами происходящих событий. Он тщательно собирает всю собранную информацию, которую потом использует в повести, делает он это достаточно профессионально и скрупулёзно. Собранный материал являлся достаточно многогранным и позволял отображать разные аспекты личностей, которые развиваются на фоне происходящего.

События произведения начинаются в 1770 году, а именно когда разразилось жестокое противостояние под предводительством Пугачева, который решил взять власть в собственные руки и переломить ход исторических событий. Автор точно описывает внешне и внутренне степные крепости, которые выстраиваются для того, чтобы защитить край от нападок врагов. Он четко описывает положение казаков, которые постоянно недовольны властью, что приводит к назреванию мятежного духа. Однажды он вскипает. И начинается настоящее восстание.

Автор с исторической точностью описывает то, как будут взяты крепости, как они будут сдаваться в ходе жестокого сражения. Частью истории становится и повествование о реально существующих людях. Он раскрывает их личности, показывает то, какие мотивы двигали ими во время борьбы с существующим государственным строем, почему они переходили на сторону Пугачева? Что двигало ими? Они хотели лучшей жизни для себя и близких, поэтому боролись всеми силами за счастье и возможность жить полноценно.

Пушкин особое внимание обращает на внешний вид и портрет Пугачева, который является беглым донским казаком. Он готов собрать вокруг себя большое количество повстанцев. Автор показывает, что мужчина готов очаровывать людей своей внешней харизмой и бороться за внимание людей, ради того, чтобы они пошли за ним. Его авторитарный характер и желание продвинуть собственную идею делает свое дело.

Прототипы героев Капитанской дочки:

Петр Гринев. Он постоянно стремиться к самосовершенствованию и старается улучшить себя любыми способами. Несмотря на отсутствие систематического подхода к образованию, родители дали ему прекрасное моральное воспитание. Как только он вырывается на свободу, то не может контролировать себя, грубит слуге, но потом совесть заставляет его извиняться. Его научили дружить, проявлять лучшие чувства и качества, но при этом систематизм отца заставляет его постоянно работать и думать только о собственных интересах.

Алексей Швабрин. Главный герой является прямой противоположностью Петра. Он не может проявлять ни смелости, ни благородства. Даже на службу к Пугачеву он идет, потому что таким образом может удовлетворить свои низменные мотивы. Сам автор чувствует к нему некое презрение, которое читатель видит между строк.

Одной удивительной особенностью прототипов героев является то, что личности Петра и Алексея взяты из личности одного человека. Шванвич – стал прототипом для обоих. Но при этом, они совершенно разные герои. Первоначально автор задумывал его как героя, который ради звания дворянина стал приспешником Пугачева на добровольной основе.

Но после ряда исследований Пушкин останавливает свой взгляд на другой исторической личности – Башарине. Башарин попал в плен к Пугачеву. Он и стал основным прототипом главного героя, смелого и храброго, способного бороться за собственные мировоззрения и продвигать их в массы. Фамилия самого главного героя периодически менялась, а окончательным вариантом стала Гринев.

Маша Миронова является загадкой для читателя. Пушкин не до конца раскрывает то, откуда он взял образ приятной на внешность девушки, но при этом сильной и мужественной, готовой бороться за свои принципы. С одной стороны, некоторые говорят о том, что прототипом ее характера является грузинский парень, который попал в плен.

Он проявил всю смелость характера и самоотверженность, чтобы выбраться из ситуации, в которую он попал. С другой стороны, он говорит о девушке, с которой он познакомился на балу. Она была достаточно скромной и приятной особой, ее внешность пленила окружающих людей, так же, как и ее обаяние.

Прототипы героев, интересные факты (история написания)

Другие сочинения: ← Исторические события в романе Капитанская дочка↑ ПушкинСтиль и язык романа Капитанская дочка →

Суть и конфликт

Молодой дворянин Пётр Гринёв отправлен своим строгим отцом на офицерскую службу в район Оренбурга. В пути главный герой попадает в снежную бурю, от которой его спас простой казак Емельян Пугачёв.

После прибытия на место службы, Пётр влюбляется в дочь коменданта Белогорской крепости — Марию Миронову. Симпатия к девушке доводит героя до дуэли с другим офицером — Алексеем Швабриным.

Чуть позже крепость захватывают восставшие во главе с Пугачёвым. Выжившим предлагают присягнуть на верность лидеру мятежников. Комендант погибает, отказавшись предать свою честь. Швабрин же изменяет присяге. Гринёв отказывается и готовится принять смерть, однако Емельян узнаёт его и отпускает из-за личной симпатии.

Гринёв возвращается к своим и участвует в обороне Оренбурга. Во время осады он узнаёт, что его возлюбленная Маша находится в Белогорской крепости и подвергается истязанию голодом со стороны изменника Швабрина. Пётр отправляется в стан врага и просит у Пугачёва помочь. Емельян соглашается, спасает Миронову и отпускает пару восвояси.

После поражения восстания Пугачёва казнят, а Швабрин сообщает правительству об отношениях Гринёва с лидером мятежников. Петра арестовывают, но Маша вымаливает прощение для него в личном разговоре с императрицей Екатериной II и выходит за Гринёва замуж. Подробнее обо всех этих перипетиях Вы можете узнать из краткого содержания по главам от Многомудрого Литрекона.

Композиция

Прежде всего, стоит о и стройность произведения, в нём нет ни одной лишней сцены, ни одного лишнего персонажа. Все элементы романа гармонично связаны друг с другом.

Всё повествование построено на контрасте. Положение героев по отношению друг к другу меняется по ходу сюжета. Вначале зависимый от Гринёва простой казак Пугачёв в середине романа сам получает неограниченную власть над судьбой молодого человека. Мария Миронова, которая в начале романа была несравненно ниже Гринёва, в конце романа становится уважаемой дочерью героя, в то время как Пётр становится бесправным заключённым, обвиняемым в измене.

Вот план : Вступление - связь романа Пушкина с современностью Основная часть 1.Детство и юность, среда, в которой воспитывался герой 2.Самостоятельная жизнь Петра Гринева, утрата многих иллюзий, становление души и характера а) Встреча с Зуриным б) Встреча с вожатым в) Жизнь в Белогорской крепости, взросление героя, укрепление лучших задатков характера 3.Гринев во время грозных исторических событий 4.История отношений с Пугачевым 5.Отношение Гринева к людям - умение любить, помогать, прощать Заключение - Во всех жизненных ситуациях нужно сохранять доброту и благородство

1. Родился Петр Гринев в семье Симбирскрго помещика. Рос, где все было пропитано помещечьим бытом, проникнутым провинциальным простонародным духом .Петр развлекается, не хочет учиться, как Митрофанушка у Фонвизина. Он, т. е. Петр сам себя "недорослем" называет. Но он добр, честен, благороден уже с детства. В семье Петра чувствуется взаимоуважение, любовь, поэтому и Петруша вырос таким. Лучшие черты, его чутье проявляются у него во время
жизненных испытаний, из которых он выходил победителем. "Дядькой" Петра был стремянной Савельич, который его очень любил и проводил с ним много времени не только в детстве, но и в юности. Еще огромное влияние на Петра оказывал его отец. И Петр был в него-человеком чести, благородства. Петр хотел быть военным и отец отправляет его на службу не в Петербург, как хотел сам Петр, а в Белогорскую крепость, под Оренбург
2. По дороге в крепость, остановясь на ночлег в Симбирске, Гринев проиграл в трактире новому знакомому ротмистру Зурину сто рублей, которые тот с Петра спросил утром, на другой день Здесь Гринев повел себя, как мальчик, который первый раз почувствовал волю. Он впервые показал свой характер, заставив своего Савельича выдать деньги Зурину, за что его очень ругал Савельич.
3. По приезду в Белогорскую крепость Петр знакомится с комендантом крепости, правильным и верным императрице Екатерине -П мужчиной, его женой, их дочерью Машей, со Швабриным, мерзким и подлым человеком, предателем., который в разговорах с ним выставлял Машу настоящей дурочкой. Позже Гринев понял, что ложью он ограждал от других людей Машу, потому что сам ее любил безответной любовью. Со Швабриным у Гринева происходили стычки, к остальным Петр относился по-хорошему, с уважением.
4. А вот Машу Миронову Петр полюбил всем сердцем, отстаивал ее, вызвав Швабрина на дуэль, в результате которой Петр ранен, а Швабрин показал свое гнилое нутро. Маша ухаживала за ним все время, пока он болел. Петр решил жениться на ней, оценив ее чистоту, всю прелесть ее души. Маша тоже его полюбила, но без благословления родителей Петра не хотела выходить за него, считая что хорошего в жизни ничего не будет, если его отец. не хочет видеть ее своей невесткой
.5.Доброта Гринева показана -при встрече, самой первой встрече Гринева с Пугачевым, в буран, во время поездки Петра в крепость, когда, пожалев мужика, которому было холодно, он дарит заячий тулуп, по доброму он относится ко всем людям. Он искренен, он отказывается служить Пугачеву, не хочет нарушать присягу. Вообще образ Гринева Петра мне очень нравится.

Маша Миронова – это девушка, в которую влюблен Гринев, да и она относится к нему также. Маша и Петр – представители главной сюжетной линии произведения. Маша – эталон верности и смелости. В ее случае эти качества стоят не порознь. Что есть для Маши верность и любовь? Поступок похождения к императрице на большое расстояние, дабы просить воли для Петра, говорит о Маше как личности сильной.

Но при чем здесь Пугачев? Пугачев реально существовавшая личность, которая подняла народный бунт и восстание, которое было жестоко подавлено. Пугачев здесь показан в первую очередь как талантливый предводитель, расчётливый революционер. При этом он временами способен на слабости.

Смысл данного произведения в том, что честь ценилась и будет цениться во все времена.

2 вариант

Капитанская дочка - исторический роман, написанный Александром Пушкиным. Сюжет произведения охватывает большой промежуток времени. В нём показан бунт Емельяна Пугачёва, происходивший во времена Екатерины Великой. Показана вся жестокость этого события, безысходность русского народа, угнетённого правящим дворянством. Угнетённость самих разбойников, понимающих, что никакого хорошего исхода для них не может быть. Какой вывод можно сделать? В этой войне нет ни выйгравших, ни проигравших. Есть только трагедия.

Только Пугачёв является реальным персонажем романа. Все остальные вымышленные. Автор наделил его противоречивым характером. Он мог быть жестоким и добрым. Например, когда он спасает Гринёва от смерти, или когда помогает ему спасти его возлюбленную, он проявляет свои положительные качества. Однако, в реальности, ни о какой мягкости характера и добросердечности речи не было.

Другой герой романа -Пётр Гринёв. Герой описан без особых характеристик. Судить о нём нам предстоит по его поступкам. За весь период романа он успевает повзрослеть. На службу его отправляет отец в шестнадцать лет. Юноша весьма беспечный и может спокойно проиграть большую сумму денег. Легковерный и добродушный он не может устоять перед соблазнами. Он желает только беззаботно служить. Однако, в конце романа его образ совершенно другой. Это уже повзрослевший мужчина. У которого слова не расходятся с делом, он готов и за отечество постоять и любимую спасти.

Вообще, любовная история занимает важное место в романе. По сути она является его движущей силой. Так взросление Петра наступает только после его влюблённости в дочь капитана крепости. Чем же примечательна эта девушка? Нежная милая, она обладает какой-то внутренней силой. В сложных обстоятельствах её характер проявляется наиболее полно. Она не имеет приданого, однако категорически отказывается выйти замуж за Швабрина, считая его человеком безнравственным, хотя это могло значительно улучшить её материальное положение.

Она ценит настоящие чувства, умеет любить и бороться за свои отношения. Она влюбляется в Петра, но не может пойти против воли своих родителей, поскольку очень их уважает. Мария делает свой нравственный выбор и сохраняет свою честь. Особенно удивительна её встреча с императрицей. Девушка рискнула всем, что бы спасти любимого. За такую дерзость она и сама могла угодить в тюрьму, но такие опасения её не остановили, а её искренность тронула великую правительницу России.

В итоге Мария получила награду за все свои страдания - спасение любимого.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой драматическую пьесу в стиле реализма, основной тематикой которого являются взаимоотношения интеллигенции и народа в период революционных потрясений.

Это небольшая сказка, написанная Салтыковым-Щедриным в середине девятнадцатого века. Как раз велись дискуссии славянофилов и западников. В этом произведении на примере киселя Михаил Евграфович, выступавший на стороне любителей

Пушкин интересовался историей государства российского, в частности, его очень интересовала неординарная личность Петра Первого. Вот и решил свои мысли облачить в литературную форму.

лан-Удэ - это столица Бурятии. Один из старинных городов Сибири. Он находится в долине между двух рек Селенга и Уда. Так сложилось исторически, что в этом городе живут люди разных национальностей, исповедующих различные религии.

Горский создавал немалое количество картин на тему войны – феномен, который возможно изображать совершенно разными способами. Художник может изобразить поле сражение или какой-то элемент героического подвига



Пример сочинения 1

Так же актуальна для повести проблема "отцов и детей". Отец Петра Гринева отправляет Петрушу в Белогорскую крепость для того, чтобы юноша ощутил все тяготы настоящей службы, которые смогли бы из мальчишки воспитать мужчину. Пётр Гринев не мог ослушаться отца, потому что очень любил и уважал его.

Так же А.С.Пушкин поднимает проблемы долга, чести, верности и дружелюбию. К примеру Гринев проиграл 100 рублей, но он их вернул, хотя Савельич уговаривал его этого не делать. Петруша до смерти верен своей возлюбленной и стоит за нее до конца. Также он был готов отдать свою жизнь за честь, не присягнувши Пугачеву как Иван Кузьмич, но Гринева помиловали. Швабрин - это полное противопостовление Гриневу. Он подлый, лживый, всегда ищет только выгоду. Он принуждает Машу силой за него выйти, пытается убить Петрушу, обманывает Пугачева и в конце концов получает заслуженное. Сейчас большинство людей утратили такую верность, честность, службу своей родине. "Капитанская дочка" - наглядный роман показывающий все пороки человека, его недостатки и положительные стороны

Я думаю, что современное звучание произведения состоит в том, что автор затронул важные общечеловеческие проблемы, которые актуальны и сегодня. Читая эту замечательную повесть, мы находим ответы на многие вопросы современности: об отношении отцов и детей, о любви и верности, о том, как важно любить свою родину и быть готовым защитить ее.

Пример сочинения 2

Трудности ожидали Гринева и в Белогорской крепости, куда он прибыл на службу. Своим поступками здесь Петр доказал свою верность заветам отца, не пошел против долга. Алексей Швабрин – соперник Гринева, его антипод, человек лживый и корыстный, ради своих личных целей готовый совершить любой низкий поступок. Швабрин пытался всячески помешать соединению Маши Мироновой и Петра, распускал сплетни.

А когда крепость захватили бунтовщики, он перешел на сторону Пугачева, опять же ища в этом выгоду для себя.
В конце концов, абсолютная преданность друг другу, чувства любви и уважения помогли Маше и Петру пройти все испытания, для них все заканчивается благополучно.


Пример сочинения 3

  • Проблема чести долга, которая наиболее ярко прослеживается на примере двух персонажей-антиподов – Гриневе и Швабрине. Находясь в схожих обстоятельствах, герои принимают разные решения, совершают кардинально противоположные поступки.
  • Проблема взаимоотношений родителей и детей, которая проявляется в отношениях между Гриневым-старшим и Петром.
  • Проблема взаимодействия власти и общества, представленная противостоянием Екатерины II и Емельяна Пугачева.

Проблематика повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Все что связано с долгом и честью, соотносится с главным героем повести Петром Гриневым, которому родители, обедневшие дворяне, не смогли дать ничего кроме мудрых наставлений о чувстве долга, ответственном отношении к делу, которым собрался заниматься, и чести, которую надлежало хранить смолоду как платье снову. Как всякий молодой человек, только что покинувший отчий дом, Петр учится на своих ошибках и все-таки свято хранит в душе отеческие заветы. Поэтому искренне и от души награждает незнакомца за помощь, подарив ему заячий тулуп, несмотря на возражения Савельича, которого уважал и любил.

Знакомство со Швабриным дает возможность Гриневу повзрослеть в разы быстрее – беспринципный и бесчестный Швабрин показывает Петру каким не должен быть человек. Гринев больше никогда не перейдет ту грань, которая сможет уронить его честь и чувство собственного достоинства.

Верность долгу – еще один показатель, по которому можно оценить образ Гринева. Присягнув один раз императрице, он не собирается изменять ей, даже под страхом смертной казни. И снова его антиподом становится Швабрин, постоянно меняющий свои взгляды и мечущийся между государством и самозванцем Пугачевым, руководствуясь исключительно собственной выгодой. У выходца из народа Пугачева намного больше развиты благородные чувства свойственные высшему сословию, нежели у того же Швабрина, и это импонирует Гриневу, который хоть и должен противостоять самозванцу, все-таки принимает государственного преступника как человека, которому знакомы понятия долга и чести.

Семейство Мироновых тоже удивляет своей порядочностью, и хоть главенствует в семье Василиса Егоровна, она, увидев гибель своего мужа, в последний раз признается ему в любви, а потом покоряется неизбежному и погибает вслед за ним.

Высокие моральные принципы Маши не могут не вызывать уважения читателя. И она представляется идеальной русской женщиной, верной женой и в будущем добродетельной матерью большого семейства. Вообще, женские образы в повести отражают проблему женского самопожертвования любви, долгу, порядочности и доброты. Так, несмотря на внутренний страх, попадья укрывает у себя Машу, рискуя навлечь на свою голову гнев Пугачева. Порядочность присуща и императрице, благосклонно выслушавшей несчастную девушку и оказавшей ей высочайшую помощь и поддержку.


Пример сочинения 4

А вот Екатерина Вторая демонстрирует крутой нрав и недюжинную жестокость. Императрица, по свидетельствам историков, действительно была волевой натурой, но не чуждалась самодурства и других прелестей абсолютной власти. Ее политика укрепляла дворянство, предоставляя ему всяческие привилегии, но вот простой народ вынужден был нести на себе ношу этих благодеяний. Царский двор жил на широкую ногу, а не знатные люди голодали, терпели насилие и унижение рабского положения, проигрывались, продавались с молотка. Естественно, социальная напряженность только росла, а Екатерина не пользовалась народной любовью. Иностранка была замешана в заговоре и с помощью военных свергла своего мужа, законного правителя России. Забитые и зажатые в тисках несправедливости крепостные верили, что убитый Петр Третий готовил указ об их освобождении, а супруга убила его за это. Суеверием и слухами воспользовался Емельян Пугачев, донской казак, объявивший себя спасшимся царем. Он подстегнул недовольство вооруженных казаков, челобитные которых никто не слушал, и вдохновил на бунт крестьян, замученных произволом и барщиной.

Там, вдали от отчего дома, герой проходит суровую школу жизни: сначала проигрывается в карты и обижает верного слугу, испытывая муки совести. Позже он влюбляется в Марию Миронову и рискует жизнью на дуэли со Швабриным, защищая честь возлюбленной. Отец, узнав о причине схватки, отказывает в благословении на брак с бесприданницей. После захвата Белогорской крепости Петр остается верным присяге, и благородство дарует ему снисхождение Пугачева: он уважает выбор юноши и не трогает его. На решение бунтовщика повлияла доброта пленника: когда-то в дороге он дал казаку полушубок и обошелся с ним весьма приветливо. Простой человек оценил милость барина и ответил услугой на услугу. Пушкин сталкивает их не один раз, и всегда дворянина выручают его прямота и великодушие.

Читайте также: