Связь поэзии и живописи сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Живопись - один из древнейших видов искусства, достигший своего расцвета в эпоху Возрождения: Рафаэль и Леонардо да Винчи, а вслед за ними. Рокотов и Левицкий, Брюллов и великие французы: Ренуар, Сезанн. Разве всех перечислишь?! Это искусство, которое совершенствуется, движется вперед, собирая вокруг себя все новых и новых поклонников.
Еще не понимая ничего в поэзии и живописи, я услышала стихи Заболоцкого “Любите живопись, поэты!” и рисовала в своем детском воображении прекрасный образ Струйской, которой посвящены эти строки. Она мне виделась то Золушкой, то героиней сказок Пушкина. Позже я увидела ее портрет в Третьяковской галерее, и мне казалось, что я увидела свою давнюю знакомую, даже родственницу, о которой много слышала, давно мечтала об этой встрече. Но как точно определил поэт состояние этой необыкновенной женщины!

Ее глаза - как два тумана.
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Оттенки серого цвета, в которых написан портрет, поражают своим разнообразием: от серебристого газа или тончайшего шелка, окутывающего красавицу, до почти черного блеска ее глаз и общего фона картины. Ее глаза именно “мерцают”. Лучшего слова не подобрать. Портрет написан в минорных тонах. Струйская о чем-то грустит или размышляет, и лишь глаза горят внутренним огнем, раскрывая зрителям пылкую душу, яркую натуру необыкновенной женщины. Поэт помогает и тут понять потаенные мысли этого неземного создания.

Соединенъе двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг.
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенъе смертных мук.

Полюбить живопись, стараться ее понять мне помог поэт Заболоцкий, который сумел передать в небольшом стихотворении красоту не просто женского лица, но художественного произведения в целом, отныне ставшего для меня эталоном красоты и совершенства. Вслед за поэтом я часто повторяю:

Когда потемки наступают
И приближается гроза.
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Конечно же, есть работы известнее, совершеннее этого небольшого портрета, но благодаря стихотворению Заболоцкого Рокотов стал моим любимым художником. Его портреты поражают меня реализмом и изысканной манерой исполнения. Они гармоничны, как сама жизнь, которую художник пытался отразить в своем творчестве.
Благодаря Заболоцкому я стала интересоваться живописью. Пусть не на профессиональном уровне, но самостоятельно пыталась проникнуть в замысел художника, увидеть и понять красоту и гармонию, которые он несет людям в своем искусстве.
Так поэт и художник, объединившись, несут в мир добро и красоту.

Живопись — это поэзия, которую видят,
а поэзия — это живопись, которую слышат.

Леонардо да Винчи


К этому дуэту можно добавить еще и музыку. Поэзия музыка и живопись ведь близки по своей сути. Авторы стремятся передать свои порывы через разные органы чувств. Про это хорошо сказано у Бориса Пастернака:

Октябрь серебристо-ореховый.
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.

Как наша жизнь похожа на картину –
одни рисуют, а другие созерцают.
А третьи, как соседка моя Зина –
с них только пыль обычно вытирают.
Тех кто рисует – меньше, это ясно, –
их к дуракам относят, как Ван Гога.
Им жить трудней намного и опасней,
Но все ж рисуют и рисуют: Слава Богу!

Хорошие стихи, как и хорошие полотна, западают в наши души и заставляют нас остановится и осмыслить следующий шаг. И вполне естественно, что многие известные поэты посвятили свои стихи художникам, вдохновлялись их прекрасными полотнами. Например, Николай Заболоцкий:

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Свои стихи посвящал живописи и живописцам Осип Мандельштам. Например, вот так он легко и живо описывал технику импрессионизма:

Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.

Он понял масла густоту, -
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст как спичка тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.

Геннадий Шпаликов, восхищаясь творчеством живописцев, отметил чудеса изобразительного искусства. Он сравнил их вдохновение с полетом птиц. А может Пегаса?

Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников,
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья.

А прорастают они так,
Из ничего, из ниоткуда.
Нет объяснения у чуда,
И я на это не мастак.

Я тоже до определенного времени не был мастаком (мастером слова). Впервые с настоящей живописью познакомился в подростковом возрасте: в группе прилежных и активных школьников, участников художественной самодеятельности, был награжден поездкой в Ленинград. Но что может понять и прочувствовать 12-детний ребенок при посещении музея Эрмитаж, съев перед этим 4 порции мороженного в шоколаде?
Я почему-то запомнил картину Рубенса "Персей и Андромеда". Андромеда меня не так впечатлила как крылатый конь Пегас. То что Пегас должен быть пегим сопоставил сразу - на это ума хватило. И что интересно, такая аналогия оказалось абсолютной правдой. Позже изучил родословную этого поэтического символа (эссе "Страсти по Пегасу").
Действительно, пегие кони во времена Рубенса вызывали насмешки и хозяевам "чудных" коней приходилось их терпеть. А так как над поэтами тоже подсмеивались, эта связь действительно существовала. Бродячие артисты - шуты и акробаты, певцы и поэты предпочитали пестрых лошадей. Причем не только из-за их веселящей масти, но и из-за их дешевизны.

И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.

Ну как тут не вспомнить его ответ на вопрос как у него так хорошо получается?
"Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее"

Средь полей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада.
Час разлуки, час свиданья -
Им ни радость, ни печаль;
Им в грядущем нет желанья
И прошедшего не жаль.

Бесполезность усилий что-либо изменить можно прочесть в образе созданным художником.
У живописи сильнее эмоциональное восприятие. А вот философское осмысление, к сожалению не всем дано. Картины воспринятые и переданные вдохновленными поэтами имеют свои неповторимые "краски".
Ожидание нового и неведомого вдохновляло творцов в периоды общественного застоя. В России он пришелся на вторую половину XIX века. Художники, поэты и музыканты чувствовали это особо эмоционально. Ожидание перемен, взрыва. А уж если он происходил, то во всех видах искусства происходил надлом.
Всего один пример.
В начале прошлого века перемены произошли. И такие, которые гениальные художники и поэты даже представить не могли: крах империи, расстрел царской семьи, низвержение Бога!
Крушились многовековые устои.

По одной из версий к созданию этого "шедевра" подтолкнула Малевича его работа в театре Мейерхольда. Режиссер не хотел использовать в качестве важной декорации икону и попросил художника сделать ее муляж. Это и был эскиз нашумевшего "полотна" - с подтекстом "бога нет и не будет".
Я свой индивидуальный взгляд на тоже выразил. но не как к живописному шедевру а как к очередному диагнозу наступающего века:

Квадрат Малевича шедевр?
Хотя возможно…
Плюются многие, конечно,
Но как знать?
Такую краску чёрную достать,
Конечно, сложно
И всю её в один квадрат загнать.

Всю черноту собрать –
И чёрной ночи,
И грязи, из которой мы пришли,
Туч грозовых чернеющие клочья,
Войн и пожарищ чёрные угли.

И это чёрное окно –
Оно пугает,
Быть может, там
То самое Оно,
Та темнота, та пустота,
Что ожидает:
Погаснет свет, и кончится кино…

Он лишь незрячим
Ничего не говорит,
У них вся жизнь идёт
В такой трактовке.
А смысл шедевра – в страхе,
Что внутри у нас сидит,
Ну и конечно, в светлой окантовке.

Опубликовал. Оценили в основном положительно. Даже на английский язык перевели.
Один из многочисленных отзывов меня подбодрил:

Какое хорошее стихотворение. Развёрнуты образы черноты, пустоты.
Не помню, предполагал ли Малевич такую глубину трактовки?
По-моему, Вы углубили эту картину. Поэтически переосмыслили.

Да, живопись и поэзия могут дополнять друг друга - несомненно. И в этом содружестве еще последнее слово не сказано.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель исследования: раскрыть взаимосвязь таких видов искусства, как живопись.

Цель исследования: раскрыть взаимосвязь таких видов искусства, как живопись, поэзия через теорию и практику. Актуальность: Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно важно в наше время. Развитие в детях любви и уважения к народной культуре, способности к общению, уважение к родному очагу - это приоритетное направление в воспитании и образовании детей.

Михаил Юрьевич Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841), русский поэт.

Живопись М.Ю. Лермонтова Живопись Лермонтова обладает чрезвычайной натуралист.

Живопись М.Ю. Лермонтова Живопись Лермонтова обладает чрезвычайной натуралистичностью. В этом проявляется влияние эпохи, в которой жил поэт, и к реальности в изображении Лермонтова приучил еще первый учитель А. Солоницкий

Живопись М.Ю. Лермонтова “Окрестности селения Караагач” (масло, 1837-1838). Л.

Акварели М.Ю. Лермонтова Часто М.Ю. Лермонтов вспоминал о своем детстве, кото.

Акварели М.Ю. Лермонтова Морской вид с парусной лодкой, акварель. 1828–1831 г.

М.Ю. Лермонтов поэт и художник. Рисунки и картины поэта неразрывно связаны с.

М.Ю. Лермонтов поэт и художник. Рисунки и картины поэта неразрывно связаны с его поэзией. Их источник — поэтический мир Лермонтова. Акварели наиболее сильно выражает романтическую сущность поэта; беглые зарисовки очень динамичны; пейзажи живописны и выдают своей стилистикой авторство Лермонтова; а зарисовки, выполненные карандашом или чернилами, не стоят на месте, а так и рвутся прочь с листа. Пробуя себя в различных направлениях, Лермонтов искал свое место и стиль в рисовании. М.Ю.Лермонтов был щедро наделен природой не только поэтическим даром, но и талантом художника. Свойственное поэту живописное видение мира нашло естественное отражение в его литературном творчестве. Живопись и поэзия объединены общностью тематики, мироощущения, впечатлений.

Живопись – муза поэтов. Эти строки принадлежат А. С. Пушкину. Он сказал их о.

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы.

Вдохновение поэта. А. Горюшкин, увидев картину П. Брегеля, написал стихотворе.

Поэзия-муза художника. "На севере диком стоит одиноко. " На севере диком сто.

Наш взгляд на мир. Поэзия-муза художника. Красивые стихи всегда завораживают.

Наш взгляд на мир. Поэзия-муза художника. Красивые стихи всегда завораживают. Вдохновляют на создание образов, которые хочется перенести на полотно. Лесная Фея Фея в пышном венке, С каждым днем хорошея, цветет. И в лесу изумрудно-лиловом, Словно в тереме дивном живет. Ей знакомы давно все тропинки, И гуляя ни свет, ни заря, На траву рассыпает росинки С каждой капелькой радость даря. С резвой белочкой, доброй подружкой, Может в прятки играть без забот. А в ночи, в блеске лунного света, Лишь укроется лес шалью снов, Добрый филин ей шепчет секреты - Тайны судеб и мудрость веков. Дайм Смайлз Автор: Савельева Елизавета

Вдохновение художника: Старый сад Люблю я этот старый сад, Он мил, как мгла в.

Вдохновение художника: Радостно-чистый Образ простой красоты, Милый, как ланд.

Вдохновение художника: Радостно-чистый Образ простой красоты, Милый, как ландыш душистый, — Это, смиренная, ты. Вечно в загоне, Вечно в тяжёлых трудах. Сестры — ленивые сони, Дом у тебя на руках. Федор Сологуб 1899-1906 Автор: Виноградова София

Вдохновение художника: Ёлка наряжена, зал разукрашен, Гости съезжаются к дево.

Вдохновение художника: Ёлка наряжена, зал разукрашен, Гости съезжаются к девочке Маше. Будут у Ёлки водить хоровод, Чтоб поскорее пришёл Новый год… Гость заглянул к ребятишкам недаром, Всем он принёс новогодний подарок. Старый чудак чемоданчик открыл, Маше Щелкунчика он подарил. Леонид Иосифович Зуборев Прочитав стихотворение Л.Зуборева, у меня возник образ, который я запечатлела в этом рисунке. Автор: Савельева Елизавета

Вдохновение художника: Обнимая небо крепкими руками, Лётчик набирает высоту.

Вдохновение художника: Обнимая небо крепкими руками, Лётчик набирает высоту. Тот, кто прямо с детства дружит с небесами, Не предаст во век свою мечту. Н. Добронравов Автор: Виноградова София Автор: Савельева Елизавета

Взаимосвязь поэзии и живописи Посвящение подруге. Моя подруга, Как близка и д.

Взаимосвязь поэзии и живописи Посвящение подруге. Моя подруга, Как близка и дорога ты мне, Мы можем и без слов понять друг друга. И благодарна я своей судьбе, Что встретила тебя, подруга. 2018г Автор: Виноградова София

Поэзия и живопись. Вывод. Поэзия и живопись дополняют друг друга, усиливают в.

Поэзия и живопись. Вывод. Поэзия и живопись дополняют друг друга, усиливают воздействие изобразительного и поэтического произведения на человека. Поэзия обнимает Живопись 1782 Художник: Кауфман Ангелика Мария

Используемая литература: Заболоцкий Николай Алексеевич // Большая советская э.

Краткое описание документа:

Развитие в детях любви и уважения к народной культуре, способности к общению, уважение к родному очагу - это приоритетное направление в воспитании и образовании детей.

Гост

ГОСТ

Русская поэзия в живописи

В мировой культуре происходят мощные интеграционные процессы, которые находят свое отражение во взаимодействии различных видов искусства. Развитие видов искусства происходит в их взаимодействии. Например, литература, являющаяся важнейшей частью культуры, тесно взаимодействует с музыкой и живописью, а также с кинематографом. Такие обширные связи обусловлены статусом литературного произведения, который рассматривается как эстетический феномен. Литературное произведение обладает универсальной познавательной природой.

В. В. Стасов, один из известнейших художественных критиков 19 века, в своем обзоре дает характеристику связи русской живописи и литературы. Он говорит, что русская литература и искусство подобны двум неразлучным близнецам, существование которых по-отдельности немыслимо.

Русская живопись и поэзия всегда шли рядом, освещая злободневные проблемы жизни. незаурядным талантом живописцев обладали многие поэты и писатели, среди которых А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, братья Бестужевы и многие другие. А художники создали портреты классиков литературы 19 века, которые до того сильно впечатались в наше сознание, что по-иному знаменитых поэтов нам невозможно представить.

Взаимосвязь живописи и поэзии имеет место на разных уровнях творческой деятельности:

  • одни и те же художественные направления – романтизм, реализм, символизм, импрессионизм, классицизм
  • функциональная направленность и проблематика (художники – передвижники и писатели – народники)
  • творческий метод (Перов – Некрасов)
  • жанр и типология (натуральная школа – К. Маковский).

Во второй половине 19 века возникла русская школа иллюстраторов. В работах художников-иллюстраторов были выработаны особые художественно-графические принципы, которые утвердили связь поэзии, литературы с живописью на совершенно другом уровне. Начиная с этого момента, книжная иллюстрация является неотъемлемой частью поэтико-художественной культуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Связь поэзии с живописью удобнее рассматривать на примере иллюстраций к литературным произведениям. Например, Врубель писал иллюстрации к произведениям Лермонтова, Глазунов – к произведениям Блока, Верейский – к произведениям Твардовского и т.д. Такой способ позволяет наглядно увидеть, что живопись повторяет, дублирует материал поэзии.

Иллюстрация является ограниченным родом художественного творчества, так как в этом случае художнику приходится следовать за творческой мыслью писателя.

Таким образом, связь русской живописи и поэзии достаточно тесная, поэзия находит свое отражение в картинах известных живописцев, а также в иллюстрациях.

Русская поэзия и музыка

Взаимодействие поэзии и музыки выражается в широком проникновении реалий музыкальной жизни в поэтические произведения. Словесное отражение музыкальной реальности актуализирует ценности, которые несет в себе музыка. Понятие музыки в поэтических текстах переосмысливается. Образ музыки распыляется в обозначения музыкальных жанров, в названия инструментов.

В истории русской культуры особенно выделяется 19 век. Этот период характеризуется совместным долгим течением поэзии и музыки. Хотя музыка и поэзия были неразрывно связаны во все времена, именно в этот период развития культуры эта связь наиболее тесная.

Русская поэзия в 19 веке, имевшая огромный общественный авторитет и и идейно-психологическое влияние, часто обращается к музыке, которая выступает в качестве воплощения прекрасного, идеального, и является эстетическим и нравственным камертоном.

Особое значение музыки в поэзии обусловлено активным взаимодействием словесного и музыкального искусства. Музыка является источником вдохновения в поэтическом творчестве. Этим определяется музыкальный генезис многих произведений русской поэзии.

Кульминацией музыкальности русской поэзии 19 века стало творчество А. А. Фета.

Таким образом, русская поэзия находит отражение в музыкальных произведениях. Как отмечалось выше, литература тесно связана с другими видами искусства. И, пожалуй, музыка является тем видом искусства, с которым особенно сильно связана поэзия. Музыку и поэзию объединяет многое. Это и напевное звучание стихотворений, и характер интонации, и жанровая принадлежность. Часто в мотивах пения различается принадлежность к какому – либо жанру – романсу, русской песне, концертной музыке и т.д.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Поэзия и живопись слились.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Живопись — один из древнейших видов искусства, достигший своего расцвета в эпоху Возрождения: Рафаэль и Леонардо да Винчи, а вслед за ними. Рокотов и Левицкий, Брюллов и великие французы: Ренуар, Сезанн. Разве всех перечислишь?! Это искусство, которое совершенствуется, движется вперед, собирая вокруг себя все новых и новых поклонников.

Еще не понимая ничего в поэзии и живописи, я услышала стихи Заболоцкого “Любите живопись, поэты!” и рисовала в своем детском воображении прекрасный образ Струйской, которой посвящены эти строки. Она мне виделась то Золушкой, то героиней сказок Пушкина. Позже я увидела ее портрет в Третьяковской галерее, и мне казалось, что я увидела свою давнюю знакомую, даже родственницу, о которой много слышала, давно мечтала об этой встрече. Но как точно определил поэт состояние этой необыкновенной женщины!

Ее глаза — как два тумана.

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Оттенки серого цвета, в которых написан портрет, поражают своим разнообразием: от серебристого газа или тончайшего шелка, окутывающего красавицу, до почти черного блеска ее глаз и общего фона картины. Ее глаза именно “мерцают”. Лучшего слова не подобрать. Портрет написан в минорных тонах. Струйская о чем-то грустит или размышляет, и лишь глаза горят внутренним огнем, раскрывая зрителям пылкую душу, яркую натуру необыкновенной женщины. Поэт помогает и тут понять потаенные мысли этого неземного создания.

Соединенъе двух загадок,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенъе смертных мук.

Полюбить живопись, стараться ее понять мне помог поэт Заболоцкий, который сумел передать в небольшом стихотворении красоту не просто женского лица, но художественного произведения в целом, отныне ставшего для меня эталоном красоты и совершенства. Вслед за поэтом я часто повторяю:

Когда потемки наступают

И приближается гроза.

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Конечно же, есть работы известнее, совершеннее этого небольшого портрета, но благодаря стихотворению Заболоцкого Рокотов стал моим любимым художником. Его портреты поражают меня реализмом и изысканной манерой исполнения. Они гармоничны, как сама жизнь, которую художник пытался отразить в своем творчестве.

Благодаря Заболоцкому я стала интересоваться живописью. Пусть не на профессиональном уровне, но самостоятельно пыталась проникнуть в замысел художника, увидеть и понять красоту и гармонию, которые он несет людям в своем искусстве.

Читайте также: