Своеобразие бунинского пейзажа сочинение

Обновлено: 15.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Природные ландшафты в лирике И.А. Бунина

Выполнила: Беляева Анна, ученица 11 класса

Научный руководитель: Смолина Назира

Мунвировна, учитель русского языка и

литературы 1 категории

И.А. Бунин как творческая индивидуальность………………………………………4

Поэтическая манера И.А.Бунина………………………………………………. 4

Бунин – замечательный поэт – пейзажист…………………………………………….4

Образы природы в поэзии И. А. Бунина……………………………………………5

2.1.Любимые природные ландшафты……………………………………………………. .5

2.2. Самый распространённый ландшафт………………………………………………. ..5

2.3.Сад в предметном мире Бунина……………………………………………………… 6

2.4.Степь как природный ландшафт…………………………………………………….. 7

2.5.Мысль о превосходстве сил природы над цивилизацией………………………… 7

2.7.Анализ проведённых исследований………………………………………………. 9

Поэт – всегда индивидуальность, единственная и неповторимая.

Наш интерес вызвало поэтическое творчество И.А.Бунина, отличающееся выразительным многообразием, поиском способов художественного выражения, что стало своего рода средством самоутверждения творческой личности.

Нам важно было проследить, как один и тот же мотив в художественной системе автора развивается в особый образный комплекс, анализ которого открывает путь к пониманию творческой индивидуальности поэта.

В настоящей работе мы поставили перед собой цель : проанализировать особо характерные для поэта образы природы.

Для достижения указанной цели в ходе исследования решаются следующие задачи : изучить специальную литературу по данной теме, ознакомиться со стихотворениями И.А.Бунина, дать сравнительный анализ природных ландшафтов, провести взаимосвязь между ними.

Работая по теме, мы нашли и отметили изобразительно – выразительные средства, с помощью которых Буниным создаются образы природы, составив краткий словарь к стихотворениям поэта. Также проследили рост творческой продуктивности Бунина, оформив это в виде хронологической таблицы.

Считаем поставленную нами проблему актуальной . Ведь любовь к природе делает нас зорче, способными одухотворить обычное, окружающее нас и склонить его – это обычное, даже обыденное – делиться с нами радостью и красотой. А поэтическое слово вливается в душу, воздействуя всеми своими богатствами, достигая самых тайных глубин нашего сердца.

Лирическая поэзия – это еще и наиболее яркий пример искусства слова.

Итак, объектом нашего исследования является поэзия И.А.Бунина.

Предмет исследования – природные ландшафты в стихотворениях Бунина.

Нами применены следующие методы : поисковый, исследовательский, наглядный,

обзорно-аналитический, метод сравнения.

. И.А.Бунин как творческая индивидуальность

1.1. Поэтическая манера И.А.Бунина

. Среди поэтов конца  -  веков были такие, чьё творчество не вписывалось в существовавшие тогда течения и группы. И.А.Бунин – один из наиболее выдающихся мастеров литературы  века, стремившийся продолжать традиции русской классической поэзии. [8]

Основное настроение лирики Бунина – элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состояние, как желание радости, как естественное чувство.

1.2.Бунин – замечательный поэт – пейзажист

Детство и юность И.А.Бунина прошли на лоне природы, что сказалось на формировании в будущем поэте творческих качеств. [3]

Бунин вступил в литературу поэтом. Уже в его юношеских стихотворениях звучали мотивы, которые во многом определят смысл позднейшего, зрелого творчества. Он говорит о природе как средоточии гармонии. Быть естественным, как сама природа, - вот идеал юного поэта. Не только восторг перед природой, а и страстная жажда воссоединения с ней.

Пейзажная лирика наиболее характерна для бунинской поэзии в начале творчества. Она обладает удивительной конкретностью, точностью обозначений. Поэт тонко детализирует картины природы. У Бунина в стихах нет просто лесов, полей, степей, деревьев, животных, птиц, насекомых. Все они названы. Так, мы встретим в его стихотворениях дрозда и сову, чайку и соловья, сороку и скворца, березу и ель, сосну и дуб.

Каждая птица показана в её своеобразии. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только, какая птица поёт, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе её голоса.

Можно сказать, что всё это – естественный результат хорошего знания природы человеком, который много лет прожил в непосредственной близости к ней. [5]

Итак, мы приходим к выводу: И.А.Бунин любит и знает природу. У Бунина природа – объект художественного восторга, эстетического наслаждения.

 . Образы природы в лирике И.А.Бунина

2.1. Любимые природные ландшафты

Что же собой представляет природа в поэзии Бунина? В ней – обострённое чувствование природно - предметного мира. Поэт словесно живописует картину леса, причем в описании объективируется не только авторское видение (зрение), но и обоняние, осязание, слух. Бунинский пейзаж – отражение природы подвижной, переменчивой, красочной.

Особенно характерно для поэта обращение к среднерусским пейзажам на раннем этапе творчества, до периода путешествий по миру. Позже он стал вводить в свои произведения и море, и горы, и африканские дали.

2.2. Самый распространённый ландшафт

Едем бором, чёрными лесами,

Вот гора, песчаный спуск в долину.

Вечереет. На горе пред нами

Лес щетинит новую вершину.

И темным-темно в той новой чаще,

Где опять скрывается дорога,

И враждебен мой ямщик молчащий,

И надежда в сердце лишь на Бога…

Однако в большинстве случаев лес в произведениях поэта – это часть реального пейзажа, и характеризует его поэт оценочными эпитетами: поблёкший осинник, яркий орешник, сумрачный ельник, сонный бор и т.д. В зависимости от времени года и душевного состояния лирического героя меняется цветовая и звуковая гамма леса: зелёный, изумрудный, лиловый, золотой, багряный, чёрный, синий, белый; молчаливый, тихий, унылый. [7]

2.3. Сад в предметном мире Бунина

Сад у Бунина получает двойную символику: райский (божий) сад и типичная для России цветочная и кустарниковая композиция.

2.4. Степь как природный ландшафт

2.5. Мысль о превосходстве сил природы над цивилизацией

В произведениях Бунина наряду с растениями часто присутствуют звери и птицы.

Вся в снегу, кудрявом, благовонном,

Вся – то ты гудишь блаженным звоном

Пчел и ос, от солнца золотых…

Старишься, подруга дорогая?

Не беда. Вот будет ли такая

Молодая старость у других!

По Бунину, всё, относящееся к цивилизации, преходяще и рано или поздно возвращается в лоно природы. [6]

Алёнушка в лесу жила,

Алёнушка смугла была,

Глаза у ней горячие,

Мала, мала Алёнушка,

А пьёт с отцом - до донушка.

Пошла она в леса гулять,

Дружка искать, в кустах вилять,

Да кто ж в лесу встречается?

Одна сосна качается!

Зажгла она большой костёр,

А в сушь костёр куда востёр!

Сожгла леса Алёнушка

На тыщу верст, до лёнушка,

И где сама девалася –

Доныне не узналося!

2.7. Анализ проведенных исследований

Работая по теме доклада, мы провели ряд исследований и пришли к определённым выводам. Пейзажная лирика Бунина относится к наиболее идеальной сфере его поэтического бытия.

Поразило богатство языка, отличающееся изящными определениями, метафорами, олицетворениями. Например: завороженный лес; как юные черницы, смиренно ёлочки зелёные стоят; сад идёт, темнея; листва вся серебристой млела дрожью.

Наши исследования не претендуют на полный анализ природных ландшафтов в стихотворениях И. А. Бунина. Мы лишь попытались открыть страницу небольших общих исследований.

1. Ходасевич о творчестве Бунина.
2. Пейзаж в творчестве писателя.
3. Значение пейзажа в “Легком дыхании”.
4. Пейзаж и символы в “Человеке из Сан-Франциско”.
И. А. Бунин – блистательный писатель начала XX века, вошедший в русскую литературу как поэт и прозаик. Он вошел в плеяду художников слова серебряного века, однако творил и после окончания этой эпохи, продолжая в своих произведениях традиции символистов:
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью

грибной.
И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным
Гудит-поет в стволы ружья.
Один из известнейших поэтов и критиков, творивших, будучи в эмиграции, В. Ф. Ходасевич считал, что “…эмиграция сделала Бунина своим любимцем, ранние поэтические шаги Бунина совпали с началом символизма; символисты до последней минуты считали Бунина своим, однако разрыв последовал очень скоро”. И действительно, через некоторое время Бунин-поэт становится Буниным-писателем, получившим в дальнейшем Нобелевскую премию за создание гениальных произведений малого объема. Об

этом разрыве Ходасевич пишет следующее: “…в сравнении с символистами Бунин как бы ставит форму на место: он снижает ее роль, урезывает ее права… его форма, конечно, безукоризненна… благородна и сдержанна, что спасает Бунина от дешевых эффектов.

Символист – создатель своего пейзажа, Бунин смиреннее и целомудренней: он хочет быть созерцателем”.
Пейзаж имеет для Бунина особенное значение. Практически нет ни одного произведения, где не было бы пейзажа, изображенного легко и вместе с тем зримо. Особенность изображения природы у Бунина заключается в том, что он не столько материален, сколько психологичен.

Основная задача автора не дать читателю фотографически точное описание местности, а передать тонкое настроение, эмоции, во власти которых пребывает и герой, и сам автор.
Часто пейзаж в рассказах Бунина несет важную функцию психологического параллелизма, то есть служит предметом, раскрывающим характер героя или подчеркивающим его мысли, эмоции, душевные порывы. Такой прием имеет немаловажное значение в общей композиции рассказа “Легкое дыхание”.
Здесь заметна нарочно использованная автором предметная детализация. Иными словами, пейзаж в рассказе не просто декорация основных событий, а косвенный прием создания характера персонажа. Это традиционный для русской литературы прием. Например, для создания образа Наташи Ростовой стало важным восхищение девушки летней ночью, а старый дуб выполняет знаковую функцию для раскрытия душевного состояния Андрея Болконского.

Легкому дыханию Олечки способствуют, подчеркивая его чистоту и искренность, такие пейзажные подробности, как “свежая, солнечная зима”, “снежный сад”, “лучистое солнце”, “розовый вечер”, “камни, по которым легко и приятно идти”. В финале произведения после прочтения записи в дневнике героини: “…мне казалось, что я одна во всем мире”, – читатель наблюдает прием рассеяния. И это рассеяние, перечисление пейзажей, ранее отмеченных автором (сад, город, каток, поле, лес, ветер, небо, весь мир) и создает открытое пространство героини – макропейзаж всего произведения.
При анализе необходимо сказать и про интерьер в тексте произведения: гимназический зал, кабинет начальницы, стеклянная веранда, “блистательная зала” на царском портрете… Это закрытое, в отличие от пейзажного, пространство героини. Но оно так же, как и природа, не враждебно ей. При серьезном и неприятном разговоре с классной дамой, происходящем в директорском кабинете, Оля не выглядит расстроенной, растерянной или напуганной.

Напротив, ее радует интерьер кабинета, его простор и легкость, с которой в нем ей дышится, свежесть ландышей, тепло голландской печки, портрет царя и даже пробор в молочно-белых волосах начальницы. Героиня сосредоточена вовсе не на конфликте с директрисой, не на разговоре или противнике, у нее “роман” с царским портретом за спиной классной дамы.
Деталь в произведениях Бунина не работает на создание сюжета, она самодостаточна и ценна сама по себе, как показатель авторского внимания к обстановке и внешности его героев. Автор последовательно и очень зримо, вплоть до почти физических ощущений, организует свой художественный мир. Читатель ясно слышит и видит гладкость и тяжесть дубового креста, звон ветра в фарфоровом венке, нитку и клубок на лакированном полу и многое другое, хотя само описание достаточно лаконично и производит впечатление отвлеченного.

Внешние детали обязательно присутствуют и в описании облика героев. Даже рассказ Оли об увлечении ею Малютиным сводится к точному и подробному описанию лошадей, одежды, бороды, глаз и запаха английского одеколона мужчины. Акценты смещены с событийной части рассказа в сторону особенностей внешности героев и окружающей среды.

В финале произведения происходит слияние двух деталей – портрета героини и холодного весеннего ветра.

Велико значение пейзажа и символов и в рассказе “Человек из Сан-Франциско”. Аллегорий и ассоциаций здесь очень много. Корабль “Атлантида” символизирует всю цивилизацию, главный. герой без имени – аллегорическое изображение буржуазного общества, где люди вкусно едят, изысканно одеваются и не заботятся об окружающем мире.

Этот человек живет исключительно для себя и ради себя, он заключен в футляр – корабль, идущий по морю – внешнему миру. Описание моря и морские пейзажи наиболее сильные стороны рассказа – они завораживают читателя, пугают. Море бушует и злится, но это не трогает пассажиров корабля, также как не трогают их люди, управляющие кораблем и находящиеся рядом с огромным котлом топки, названным автором девятым кругом ада.
В рассказе много аллегорий из Библии, подчеркнутых точным описанием и вниманием к деталям. Так, темное, грязное место трюма, освещаемое багровыми языками пламени, символизирует ад. Здесь намек писателя на то, что человек купил свое богатство и комфорт за счет душ людей, оказавшихся в трюме, и именно за это ему суждено расплатиться смертью.
Огромное значение для понимания общего замысла имеет образ гигантского, как утес, демона, являющегося символом грядущей катастрофы. Символичен и финал рассказа, когда веселье продолжается и после смерти главного героя, занявшего свое место в пустом ящике из-под содовой воды. И бальная музыка продолжает греметь “среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса… океаном”.

Во многих своих произведениях Бунин обращается к теме жизни, к ее значению. Для автора она заключается не в накоплении богатств или приобретении статуса в обществе, а в легком, как сама весна, дыхании и глубоком чувстве любви к окружающим и к этому бренному миру.

Биография Ивана Алексеевича Бунина. Особенности творчества, литературная судьба писателя. Тяжёлое чувство разрыва с Родиной, трагедийность концепции любви. Проза И.А. Бунина, изображение пейзажей в произведениях. Место писателя в русской литературе.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.08.2011
Размер файла 74,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Бунина нельзя не любить и не ценить за его строгое мастерство, за дисциплину строки - ни одной полой или провисающей - каждая, как струна, - за труд, не оставляющий следов труда на его страницах.

В смысле школы, в смысле культуры письма в стихах и прозе молодому русскому, и не только русскому, писателю невозможно миновать Бунина в ряду мастеров, чей опыт попросту обязателен для каждого пишущего. Как бы ни был этот молодой писатель далёк от Бунина по своим задаткам и перспективам развития своего дара, в начальной своей поре он должен пройти Бунина. Это научит его постоянному чувству великой ценности родной речи, уменью отбирать нужные и незаменимые слова, привычке обходиться малым их числом для достижения наибольшей выразительности - короче, уважению к делу, за которое взялся, к делу, требующему неизменной сосредоточенности, и уважению к тем, ради которых делаешь это дело, - к читателю.

Пейзаж в произведениях Бунина очень точно показывает смысл темы произведения, так как природа переживает вместе с героями.

3. Проза И.А. Бунина

Да, мы лишь начинаем углубляться в стихотворное наследие Бунина, радуясь не читанным прежде всего страницам, делая все новые чудесные открытия.

Бунин - один из самых страстных жизнелюбов, каких только знает мировая литература. Его лирический календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом, в лесу, в поле, на морском берегу.

Один из главных образов поэзии Бунина - небо: легкое, бледное, струящееся, знойное, горячее, смутное, безжизненно-лазоревое, холодно-свинцовое и вновь - ясное, высокое, дивное; о нем весело думать, на него неналюбоваться. Небо - это радость. Небо - это душа людская в ее самые высокие, лучшие минуты. Глядя в небо, поэт размышляет о тайне творчества, о смысле жизни.

Счастье - по Бунину - это полное слияние с природой. Счастье доступно лишь тем, кто проник в ее тайны. Себя он относил к числу счастливых.

Его лирика полна земных, чувствительных радостей, нежных признаний, пронзительного драматизма. Метафоры его просты и естественны. Ни нарочитой броскости, ни словесного изыска. Образы сопоставляют, объединяют живую и неживую природу, создавая пантеистически - объемный образ мира:

«И валуны, в шипящей серой пене,

бунин пейзаж проза творчество

4. Пейзаж в произведениях Бунина

Пейзаж ( франц. Paysage, от pays - страна, местность.) - картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым он связан. В лирике пейзаж может иметь самостоятельное значение: восприятие природы лирическим героем. В прозе пейзаж связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц. Впервые пейзаж играет важную роль у сентименталистов, которые изображают человека на фоне природы, противопоставленной цивилизационному миру, причем картина природы представлена, подчеркнута эмоционально. В противоположность пейзажу сентименталистов, выдержанному в спокойных, светлых тонах, пейзаж в романтизме представляет картины могучей, бушующей природы или величественно-богатой. Романтический пейзаж является частью местного колорита и служит одним из средств создания необычайного, иногда фантастического мира, противопоставляемого реальной действительности; кроме того, пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя, меланхолично-мечтательного или неспокойного, бунтующего. В реалистическом произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен сам по себе, как часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий Иногда пейзаж имеет символическое содержание.

Иван Алексеевич Бунин занимает важное место в русской литературе.

В естественности бытия, по Бунину, - источник главных ценностей человеческого существования: покой, бодрость, радость. Давно возникшее в мировой ,т.ч. и русской, лирике очеловечивание природы Бунин повторяет настойчиво, обогащая новыми метафорами.

Список литературы

1. В.Н. Афанасьев - И.А. Бунин - Москва, 1966г. (стр. 205)

2. А.К. Бабореко - И.А. Бунин. Материалы для биографии 1870-1917г.г. - Москва, 1983г. (стр. 171)

3. В.В Воровский - Литературно-критические статьи - Москва, 1956г. (стр. 115)

6. О.Н. Михайлов - Строгий талант И.А. Бунина - Москва,1976г. (стр. 180)

7. А.М. Нилов - Горький и Бунин - Лененград,1984г. (стр. 250)

Бунинапринято считать продолжателемчеховского реализма.Для его творчества характерен интереск обыкновенной жизни, умение раскрытьтрагизм жизни, насыщенность повествованиядеталями.

Реализм Бунина отличается от чеховскогопредельной чувственностью. Как и Чехов,Бунин обращается к вечнымтемам.Прозу Бунина считают синтезом прозы ипоэзии.

Стиль произведений и. А. Бунина

Как и у символистов,на первый план у Бунина выходит обращениек вечнымтемам любви, смерти и природы.Космический колорит произведенийписателя, проникнутость его образовголосами Вселенной сближает еготворчество с буддистскими идеями.Произведения Бунина синтезируют в себевсе эти концепции.

Вечные темы в творчестве и. А. Бунина

Любовь.Концепция любви у Бунина трагедийна.Мгновения любви, по Бунину, становятсявершиной жизни человека.

Только полюбив,человек по- настоящему может почувствоватьдругого че­ловека, только чувствооправдывает высокую требовательностьк себе и к своему ближнему, только любящийспособен преодолеть свой эгоизм.

Тема Родины и природы в русской литературе на примере произведения и. А. Бунина

Проблеманационального характера в рамкахнационального самоопределения русскойлитературы.Рядпроизведений Бунина посвящен разоряющейсядеревне, в которой правят голод и смерть.Идеал писатель ищет в патриархальномпрошлом с его старосветским благополучием.

7.А. И. Куприн.Краткий очерк жизни и творчества

Своеобразие бунинского пейзажа И. А. Бунин, как продолжатель литературной традиции

Основные темы и особенности творчества Бунина

Без творчества Ивана Алексеевича Бунина сегодняневозможно представить отечественную литературу. Он – первый российскийобладатель Нобелевской премии по литературе и один из самых любимых за рубежомроссийских писателей. Хотя на Родине сегодня его читают мало.

А зря, ведь в егопроизведениях есть практически все, что ищет большинство читателей. Любителикрасивого слога, длительных описаний найдут в Бунине родную душу. Мужчиныоценят поэтическое наследие Бунина.

Особенно стихотворение, в котором автор, тоскуя по любимой ушедшей от негоженщине, размышляет о приобретении собаки и о том, какие его ждут одинокиепьяные вечера.

А какие женские образы он выводил в своих произведениях!Оля Мещерская, Клаша Смирнова, Ида… Бунин – действительно замечательный писатель,за книги которого стоит браться чаще.

Особенности творчества Бунина делают его универсальнымписателем, который может быть близок любому – зрелому читателю и юноше.

О чем писал бунин?

Творчество писателя условно можно разделить на несколькоэтапов. Конечно, важно рассматривать миропонимание Бунина в два периода егожизни:

  1. Российский период.
  2. Жизнь в эмиграции.

Однако такая схема будет не совсем полной. В разное времяавтора волновали различные проблемы:

  • деревенская жизнь, жестокий мир деревни;
  • гибельность Октябрьской революции, идей большевиков;
  • дореволюционное прошлое России, собственное детство;
  • трагизм существования, противостояние мрака и света;
  • любовь как противоположность смерти.

Тема Родины в творчестве Бунина

Тема Родины в творчестве Бунина – одна из основных. Ужесамые первые его произведения, написанные в юношеские, молодые годы, яркоотображают знакомый ему деревенский быт.

Обе работы написаны, безусловно, человеком,которого можно назвать патриотом.

Но свою страну Бунин видел не только такой бедной инищей, он также восхищался российскими закатами, богатством российской осени. Вначале 1900-х годов его увлекала и тема истории древней Руси, фольклор.

Свое денежное вознаграждение от Нобелевской премии Бунинпотратил очень быстро. Почти все средства разошлись на помощьписателям-эмигрантам и различным зарубежным российским обществам. И в этом тожеможно уследить большой патриотизм Бунина, который перед лицом нового мира иуспеха остался верен своему народу.

об особенностях творчества Бунина

Тема природы в творчестве Бунина

Родина для Бунина – это не только люди, но и природа.Александр Блок писал, что так чувствовать и любить природу мало кто умеет.Природа, место человека в ней – это вечные темы творчества Бунина.

Живой миррусского леса он воспринимал как музыку: «утро светлое, на почерневших, почтиголых лозинках, на их сучьях и редкой пожухлой листве – блестки растаявшегомороза…

Деревенской тематике Бунин не изменял всю жизнь, хотяпосле эмиграции в его работах заметен большой перелом. Даже еще раньше, вовремя Первой мировой войны, он чувствовал приближение катастрофы. В эмиграциитема России в творчестве Бунина обретает наибольшего размаха.

Автор неустанноразмышляет, что же будет с его родной землей, которая стала местом для красноготеррора, которая сильно пострадала из-за братоубийственной Гражданской войны.

Он прекрасно понимал, что прежней, дореволюционной России уже не вернуть, иставил перед собой вопрос: а найдут лиместо в этой новой жизни надломленные русские люди, вечно ищущие и не находящиесвоего.

Концепция любви в творчестве Бунина

Позже они расстались, Бунин даже хотел покончить с собой, он то презирал своюнеудавшуюся любовь, то высоко возносил ее.

Любовь у автора часто перекликается с чувством ревности.

Писатель как бы намекает, что ревность неизбежна, ведь женщины постоянно дают кней повод: они всегда загадочны, в них есть тайна, недоступная мужчинам, да иим самим бывает очень трудно понять себя, из-за этого они терзаются сами и недают покоя любящим их. Чувствительные личности всегда тянутся к таким женщинам.И это – закономерность. Закономерность, которая в итоге приводит к трагедии.

Проводя анализ творчества Бунина, Анна Саакянц в своемочерке высказала мысль, что любовь по Бунину – это некий напряженный моментбытия, который озаряет всю жизнь человека подобно зарницам в ночи.

Тема смерти в произведениях Бунина

Любовь для автора – противоположность смерти. К такомувыводу он приходит в середине 1920-х годов.

А впоследствии, в конце 1930-1940-хгодов, любовь и Родина вообще становятся основными темами творчества Бунина.Отсюда вытекают и основные проблемы творчества Бунина.

С одной стороны – тяга клюбви, с другой – восприятие смерти, как логического завершения всехпротиворечий, споров, неудач, как абсолютной очищающей силы.

Как жизнь Ивана Бунина повлияла на его творчество?

Чтобы понимать творчество любого писателя, нужно знать ибиографию Бунина. Не зря творчество Бунина рассматривают в контексте его жизнив России или в эмиграции. На родине все вокруг было своим, понятным. Писательродился в дворянской семье, но много проводил времени с крестьянскими детьми,часто засиживался у них дома.

Затем он поступил в Елецкую уездную гимназию, потомзанимался самообразованием: много читал, сам писал стихи и прозу.

Его женой впоследствии стала дочьреволюционера-народника, взгляды которого он совсем не поддерживал, Анна Цакни.Брак был недолгим и несчастливым.

После Октябрьской революции он перебрался в Одессу. Вгороде несколько раз сменялись власти. Сначала в Одессе стояли австрийскиевойска, затем войска Красной армии, а потом и белогвардейцы.

Приход последнихБунин горячо приветствовал, но после очередного прихода большевиков, в феврале1920 года, уехал во Францию.

Там он много помогал эмигрантам, выступал слекциями, поддерживал тесную связь с монархистами.

В годы Второй мировой войны жил в Грасе, помогал прятатьевреев: в его доме нашли убежище как минимум трое представителей еврейскогонарода.

До 1955 года в СССР его книги не издавались, но потом эпохезабвения пришел конец, и его начали активно печатать, благодаря чему уотечественных читателей появилась, наконец, возможность познакомиться с егоудивительным даром.

Бунин часто получал различные литературные премии.

Задолго до Нобелевской его дважды награждали Пушкинской премией.

Творчество Бунина можно отнести к реализму, хотя часто вего работах прослеживает и влияние романтизма, а также скептицизма. В первыетворческие годы он много писал в жанре деревенской прозы, но позже объект егоинтересов значительно расширился, а вместе с тем появились и стилистическиеизменения. Все его труды сегодня являются неотъемлемой частью классическойрусской литературы.

Рассказы И.А.Бунина — герои и тема

Современники воспринимали И.А.Бунина писателем школы Чехова. Действительно, это автора и Антона Павловича роднит многое:

  • пристрастие к жанру рассказа,
  • точность детали,
  • описание характеров и обстановки и многое другое.

Но долгая писательская жизнь Бунина позволяет говорить о нем как о самобытном русском прозаике.

Так, его раннее творчество посвящено теме уходящих дворянских гнезд.

Отношение писателя отчасти ностальгическое, отчасти реалистическое, он прекрасно понимает, что на смену дворянству приходит купечество, зажиточное крестьянство. Дворяне уже не могут (не в силах) быть ведущей составляющей общества.

В 1910-х годах Бунин создает и крестьянские типы. При этом он видит в русской деревне начала века много отрицательных черт. Мрак и грязь видит писатель и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни деревни.

Даже тогда, когда он говорит о богатстве, богатырстве русского характера.

Таков герой рассказа — одаренный недюжинной силой, мечтающий о жизненном подвиге и чувствующий в себе силу этот подвиг совершить, но подвиг этот — выпить чуть ли не один глотком целую четверть вина, выйти на дорогу и умереть.

Вместе с тем писателя интересуют не только темы российской действительности. Его интересуют и вечные темы любви и смерти.

В рассказе автор говорит об этой теме на экзотическом материале: сила чувства рикши- таитянина и англичанина различны (принципиально здесь и то, что герои не имеют собственных имен, они обозначены по национальности, что вносит в сюжет элемент обобщения).

Дитя природы, рикша естествен в любви, его любовь сильнее в своих проявлениях, чем любовь европейцев, его смерть от несчастной любви трагична и естественна как слияние с природой. Она же побуждает англичанина рассуждать о холодности европейского характера, о неумении полно жить и чувствовать.

И все же в названии рассказа есть обобщение: люди на этой земле братья.

Созданные писателем образы чрезвычайно индивидуальны.

Но когда мы читаем его рассказы, нас не оставляет впечатление о том, что перед нами проходят типы русской деревни (щеголь Шаша, сын богатого купца, прихорашивается, чтобы еще раз быть избитым на ярмарке и закончить свою жизнь на паперти, Иоанн Рыдалец — юродивый, похороненный вместе с помещиком, сумасшедший, которого после смерти считают святым, Аверкий из этого рассказа всю жизнь работавший на других, вернувшийся умирать к жене, светло ждет своей смерти, радостно переживающий окружающее).

Автор выражает свою позицию неназидательно, Бунину чужды социально-политические оценки до революции, но в то же время каждый рассказ писателя вызывается определенные чувства, которые возникают у читателя благодаря мастерству автора. Писателя скорее интересуют характеры, положения, вечные чувства.

Одно из таких чувств — любовь. Любовь для писателя — чувство священное. Даже история чужой любви может возбуждать чувства необыкновенные.

Бунин — мастер композиции. Примером такой необыкновенной композиции и мастерства писателя является этот рассказ. История короткой жизни гимназистки Оли Мещерской рассказана так, что мы сначала узнаем о ее гибели, а затем уже о том, что и почему произошло.

Для этого автора крайне важна достоверность детали, которая может быть не связана с повествованием, но создает неповторимый колорит.

В повестях и рассказах писателя много описаний природы, много звуков, запахов, которые помогают создать достоверность повествования.

Так важны в этом рассказе описания героя и его жены и дочери, портреты матросов, контраст композиции ( смерть героя дана в контрасте с описанием живого господина из Сан-Фрациско, самодовольного, богатого, едущего на отдых в Европу).

Основные темы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина — вечные темы: природа, любовь, смерть

Основные темы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина — вечные темы: природа, любовь, смерть

— А не знаешь, зачем суд приехал?

-Депутата судить… Говорят, реку хотел отравить.

-Депутата? Дурак, да разве депутаты этим занимаются?

-А чума их знает…

И сюжет, и внешняя описательность в произведении Бунина важны, но не исчерпывают полноты эстетического впечатления. Образ центрального персонажа в рассказе намеренно обобщен и к финалу исчезает из поля зрения писателя. Выявляя специфику бунинского художественного времени и пространства, можно заметить, какой содержательностью обладают у Бунина сама периодичность подачи изображаемых фактов и событий, само чередование динамичных и описательных сцен, авторской точки зрения и ограниченного восприятия героя — одним словом, сама мера регулярности и теснящей ее стихийности в создаваемой картине. Если обобщить все это универсальным стилевым понятием, то самым уместным окажется термин Ритм.

Рассказ “Чистый понедельник” входит в цикл рассказов Бунина “Темные аллеи”. Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении. Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных. Рассказ “Чистый понедельник” содержит важную мысль, что душа человека – тайна, а женская – особенно. И о том, что каждый человек ищет свой путь в жизни, часто сомневаясь, делая ошибки, и счастье – если найдет. Бунин начинает свой рассказ с описания серого зимнего дня в Москве. К вечеру жизнь в городе оживлялась, жители освобождались от дневных забот: “…гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, – в сумраке уже было видно, как с шипением сыпались с проводов красные звезды, – оживленнее спешили по тротуарам чернеющие прохожие”. Пейзаж подготавливает читателя к восприятию истории “странной любви” двух людей, пути которых трагически разошлись. Рассказ потрясает искренностью в описании большой любви героя к своей возлюбленной. Перед нами своеобразная исповедь мужчины, попытка вспомнить давние события и понять, что же тогда произошло. Почему женщина, говорившая, что кроме отца и него у нее никого нет, без объяснений оставила его. Герой, от лица которого ведется рассказ, вызывает симпатию и сочувствие. Он умен, красив, весел, говорлив, безумно любит героиню, готов на все ради нее. Писатель последовательно воссоздает историю их взаимоотношений. Образ героини окутан таинственностью. Герой с обожанием вспоминает каждую черточку ее лица, волосы, платья, всю ее южную красоту. Недаром на актерском “капустнике” в Художественном театре знаменитый Качалов восторженно называет героиню Шамаханской царицей. Они были прекрасной парой, оба красивые, богатые, здоровые. Внешне героиня ведет себя вполне нормально. Принимает ухаживания возлюбленного, цветы, подарки, ездит с ним в театры, на концерты, в рестораны, но внутренний мир ее закрыт для героя. Она немногословна, но иногда высказывает мнения, которых ее друг не ждет от нее. Он почти ничего не знает о ее жизни. С удивлением герой узнает, что его возлюбленная часто посещает храмы, много знает о службах в них. В то же время говорит, что она не религиозна, а в храмах ее восхищают песнопения, обряды, торжественная духовность, какой-то тайный смысл, которого нет в суетной городской жизни. Героиня замечает, как пылает от любви ее друг, но сама не может ответить ему тем же. По ее мнению, в жены она тоже не годится. В ее словах часто проскакивают намеки на монастыри, куда можно уйти, но герой не воспринимает это серьезно. В рассказе Бунин погружает читателя в атмосферу дореволюционной Москвы. Он перечисляет многочисленные храмы и монастыри столицы, вместе с героиней восхищается текстами древних летописей. Здесь же даны воспоминания и рассуждения о современной культуре: Художественный театр, вечер поэзии А. Белого, мнение о романе Брюсова “Огненный ангел”, посещение могилы Чехова. Множество разнородных, иногда несовместимых явлений составляют канву жизни героев. Постепенно тон рассказа становится все более грустным, а в конце – трагическим. Героиня приняла решение расстаться с любящим ее мужчиной, уехать из Москвы. Она благодарна ему за настоящую любовь к ней, поэтому устраивает прощание и позже присылает ему последнее письмо с просьбой не искать ее. Герой не может поверить в реальность происходящего. Не в силах забыть любимую, он два последующих года “долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться – равнодушно, безнадежно…”. Но все равно в один из похожих зимних дней он ездил по тем улицам, где они бывали вдвоем, “и все плакал, плакал…”. Повинуясь какому-то чувству, герой заходит в Марфо-Мариинскую обитель и в толпе монахинь видит одну из них с глубокими черными глазами, смотрящую куда-то в темноту. Герою показалось, что смотрит она на него. Бунин ничего не объясняет. Была ли это действительно возлюбленная героя, остается загадкой. Но ясно одно: была великая любовь, сначала осветившая, а потом перевернувшая жизнь человека.

Предварительный просмотр:

ЦЕЛИ : Выявление художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа..

ЗАДАЧИ : формулирование выводов; выявление причинно-следственных связейВыявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси. ХОД УРОКА:

1. Отправимся вслед за героями в Москву.

Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после Масленицы.

Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту.

Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью- суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни. Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную

В рассказе упоминается Храм Христа Спасителя, звучат отрывки из молитв и житий, дается картина крестного хода. Именно СВЯТОСТЬ берет под общий знаменатель страсть, нежность, смятение и помогает обрасти человеческим отношениям лик любви.

Иван Алексеевич Бунин

  • Автор: И. А. Бунин
  • Произведение: Поэзия Бунина
  • Это сочинение списано 21 131 раз

Посмотрите эти сочинения

Читайте также: