Свиделись куликова сочинение егэ

Обновлено: 30.06.2024

Оборудование урока: текст рассказа Куликовой "Свиделись", проектор, презентация, словари, раздаточный материал таблица с заданиями.

Тип урока по форме: диалогический.

Форма работы: групповая, индивидуальная,фронтальная.

Я прошу вас закрыть глаза, и вспомнить свою любимую маму, представить ее и улыбнуться.

Мотивация учебной деятельности.

2. Работа с высказыванием. Слайд 1. На доске появляются слова М.Горького: “Прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу…”

– Как вы думаете, к кому обращены слова Горького? Все ли слова в этом высказывании кажутся вам точными и правильными? Каким словом можно заменить это слово существо?

3.Слово учителя. Образ матери – вневременное понятие. Связь между матерью и ребёнком на генетическом уровне, на уровне подсознания. И эта родственная, кровная связь, духовное просветление с годами должны только крепнуть. Но в жизни бывает по-разному.

Отношения взрослых детей к своим родителям - проблема далеко не новая в русской литературе. Обращаются к ней и современные авторы. Так в рассказе Куликовой "Свиделись" мы становимся свидетелями ещё одной жизненной драмы. Я надеюсь, что все прочитали рассказ и поделились своими впечатлениями .

4.Проверка домашнего задания. Отзыв о рассказе

5. Актуализация опорных знаний.

Образ матери встречался нам с вами не в одном литературном произведении. Я вам сейчас прочитаю отрывок из произведения, а вы попробуете вспомнить из какого он произведения.

6.Таким образом, о чем же сегодня пойдёт речь на уроке. В Отношениях родителелей с детьми всегда все ли гладко?Сформулируйте тему. Какие задачи перед собой поставим?

Проверим себя по слайду 2.

Работа с текстом .

7. Беседа по вопросам.

Когда мы впервые знакомимся с Толиком?

В чём счастье Толика?

Что может его испортить?

Что мы узнаём о взаимоотношениях Толика и матери?

Какое решение принимает наш герой?

8. ФИЗМИНУТКА. Сейчас, я бы хотела, чтобы вы подошли к доске и собрали правильно разорванные высказывания. Прочитали вслух одно из них.

9.Работа в группах. Выразительное чтение, чтение по ролям. Составление вопросов к фрагментам и постараться самим ответить на них

1 группа. Фрагмент текста о том, как Толик добирался к матери.

Работа со словарём: Что такое горница? Сени?

Вопросы по тексту:( Почему Толик вздыхает?Что он чувствует когда едет домой к матери?, Что он чувствует, когда видит дом и деревню?Что он чувствует, переступая порог родного дома?)

Вопросы: (Почему не сразу признаётся, что он сын? Что он может или должен спросить у матери?Почему мать не говорит правду, что узнала сына?

Вопрос всем: Толик не видел мать 24 года. Какой она стала? Опишите её. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует в портрете автор? Что эти эпитеты дают почувствовать?

9.Работа с иллюстрацией. Слайд 3. Опишите героиню картины Малявина. Похожа ли она на мать Толика? Что общего? Есть ли различия? Докажите текстом.

Какими же приёмами пользуется автор для создания характеристики героев? (портрет и речь)

Вопросы: Как хотел Толик, чтобы его мать встретила? Как люди встречаются?

Вопрос всем: А как доказать, что мы дети своих родителей?

Задание: Озаглавьте этот фрагмент. Как последний эпизод связан с заголовком рассказа? Какова роль этого фрагмента в композиции произведения? В каком предложении выражено отношения автора к происходящему? Какие художественные средства использованы? Какова их роль?

10.Беседа по вопросам: Почему герой так уехал?

Почему мать не захотела сказать, что узнала сына?

Почему автор называет его Толиком?

Можно ли сказать,что Толик не любил свою мать? (Конечно, нет. Ведь, он рвал письма только из-за того, что стеснялся своих сослуживцев, которые в отличае от него, читали письма от девушек.)

Определите нравственные проблемы, которые автор предлагает осмыслить читателю? ( Проблема отношения детей к родителям, проблема одиночества, проблема материального достатка и души)

Чему научил вас рассказ?

Почему так происходит в жизни?

Кому можно порекомендовать прочитать данный рассказ?

Какие вы хотите обсудить вопросы, связанные с содержанием рассказа?

Удалось ли нам реализовать задачи, намеченные в начале урока?

Чья работа показалась вам наиболее интересной и заслуживает особой оценки?

Продолжите начатые предложения… Слайд 4.

Спасибо за урок, можете отдыхать.

Таблица с заданиями

1 группа. Фрагмент текста о том, как Толик добирался до матери.

Работа со словарём: Что такое горница? Сени?

Высказывания о матери:

Сердце матери — бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение. - Оноре де Бальзак.

Мать - это не тот человек, которого следует опасаться, но тот человек, который делает чувство опасения ненужным! - Д. Кенфилд.

Мать — это самое трогательное из всего, что есть на земле. Мать — это значит: прощать и приносить себя в жертву. - Эрих Мария Ремарк.

Мама – вот слово, что все понимают. Каждый своё что-то с ним вспоминает. С мамою связаны все наши дни, Маму забыть не дадут нам они.

Мама — это самое красивое слово, произнесенное человеком.

Мама — самая дорогая роскошь в мире. Так будьте добры, цените её.

Только у мамы самые ласковые руки, самая нежная улыбка и самое любящее сердце…

Я приеду к тебе, моя мама, поцелую морщинки твои, пусть проносятся годы упрямо. только ты, моя мама, ЖИВИ..

В новой квартире пахло влажными обоями. Запах был приятен. Он связывался с уверенностью в завтрашнем дне, надёжностью и чувством владения семьюдесятью квадратными метрами жилой площади. Впервые за долгие годы скитания по съёмным квартирам отпустил Толика подспудный страх быть выселенным по прихоти хозяев. Даже многодневная нервотрёпка при подготовке к переезду не смогла испортить ему приподнятого настроения. С обретением квартиры показалось Толику, что он застолбил место на земном шаре и теперь никогда не умрёт.

- Налетай! – задорно призвала Анюта, села на стул и отхлебнула несколько глотков чая. Сынишки зачавкали, озорно переглядываясь и перемигиваясь, захлюпали ртами, втягивая горячий янтарный напиток, и заёрзали на стульях. Оживление за столом немного расслабило Толика, он с благодарностью принял у жены большой кусок пирога и стал неспеша есть.

- Анют, а где синяя папка с письмами?

- Я ещё три картонных коробки не разобрала. Наверное, в одной из них. - Найди мне её.

- Срочно надо или подождёшь?

Ребятишки уминали по второму куску, Анюта подливала в чашки, улыбкой откликаясь на весёлый детский гомон. Титовы дружно доели и допили. Первая трапеза в новой квартире оказалась неимоверно вкусной и укрепила ощущение счастья.

- Анют, отпустишь меня? Мать надо навестить.

- Как не вовремя! Столько работы в квартире и денег на поездку нет – всё переезд сожрал.

- Нет. Я зарплату получу через две недели, твои отпускные на ремонт квартиры ушли, получка у тебя только через месяц. Едва на еду до моей зарплаты хватит.

- Значит, у Симоновых надо в долг брать.

- Что ж так приспичило? Столько лет словом не вспоминал и вдруг

мотаться и на работу успевать бегать.

- Чувство у меня нехорошее, Анют. Отпусти! С детьми попрошу Любу Симонову пособить. Если уж брать в долг, то – по полной. А, Анют?

- Да езжай уж, горемыка! – Анюта обняла мужа, прижалась щекой к его щеке, постояла так немного и пошла в комнаты, тешась мыслями об улучшении семейного быта.

Дорога заняла три тягучих дня. Толику странно было думать, что он едет домой, к маме. Столько лет не был в этих краях! Добирался сначала поездом, потом автобусом, на попутке и пешком. Он преодолевал последние сотни метров, ведущие к родной избе. Шёл странной походкой - на ватных ногах, часто вздыхал полной грудью, пытаясь уменьшить волнение, и внимательно смотрел окрест. Деревня изменилась. Обветшали и вросли в землю избы. Все постройки были одного цвета - серого. Кое-где ровными грядками зеленели огороды, но в основном – запустенье, безрадостное, вымороченное отчаяньем. С трудом узнал родительский двор, подошёл к выгнутому дугой штакетнику, толкнул калитку, сделал несколько шагов и остановился посреди небольшого подворья. Огляделся, вздохнул ещё раз, прошагал к избе и ступил на порог. Дверь оказалась незапертой. Пересёк сени, торкнул ещё одну дверь и вошёл в сумрак горницы.

- Есть кто живой? – спросил тихо.

- А как же! Я живая, – раздался голос из чёрнеющего угла.

Глаза Толика скоро привыкли к темноте, и он различил фигуру старушки, примостившуюся на краю кровати.

Толик опустил рюкзак на пол и присел на скамью.

- Из собеса будете? – спросила мать.

- Летом привезли чурки и уж месяц, поди, жду, когда кого-нибудь

пришлют дров наколоть и в сени перенесть. В прошлом году зима была суровая, еле дотянула, думала, заиндЕвею в ледяной избе. Эту зиму ожидаем слабую, но без дров и мягкая зима жёстко постелит.

- Сиди. Успеется. Чай, по другому делу пришёл. Чует моё сердце, что снова про пенсию новость плохую принёс. Мародёрствуют начальники. Зачем у бабки последнее отбирать? Ить той пенсии с гулькин нос.

- А на что вы живёте?

- Из собеса шефствуют надо мной. Раз в неделю приезжают, хлеба и молока привозят. А когда и крупы с маргарином. Мало, конечно. Да я экономная, тяну до следующего раза.

- А чем вы занимаетесь?

- Нет, я не про то, что вы сейчас делаете. Я про то, чем вы каждый день занимаетесь?

- Сижу. Что ещё делать? А ты по какому делу, мил человек?

На чьём-то дворе залаяла собака, кудахтнула курица, а с неба донёсся гул летящего над облаками самолёта.

- Сын я ваш, Ольга Герасимовна.

- Сы-ы-ын? – недоверчиво протянула старушка, - Нету у меня сына. Пропал он.

- Как пропал?! Вот он я! Неужто не узнаёте? Посмотрите внимательно.

- А мне теперь смотри–не смотри – всё одно. Ослепла я.

- А вот так. Не вижу ничего. В темноте живу. Уж приноровилась да и экономия опять же – электричество не трачу. Другие копеечку за свет отдают, а у меня копеечек нету. Правильно Господь рассудил: чем государству за электричество задалживать, лучше пусть бабка ослепнет.

- Я выйду на минутку?

- А чего ж, выходь.

Серо, неприглядно и бесприютно выглядело подворье. Подул ветер и охолодил слёзы на щеках взрослого сына. Завыл бы мужик, да постеснялся чувства оголить. Скрипнул зубами, вытер слёзы рукавом, высморкался в сторону и пошёл к сараю. Там увидел гору берёзовых чурок. В сарае отыскал топор, выбрал чурку покрупнее и начал колоть на ней дрова.

С работой Толик справился к вечеру. Дрова ровнёхонько уложил по обе стороны просторных сеней, взял несколько поленьев и затопил печь.

- А кто вам печь растапливает? – так и не решаясь назвать старушку мамой, поинтересовался Толик.

- Сама. У меня на пальцах за столько лет короста от ожогов образовалась, так что если суну руку в пламя, то уже не больно.

Разогрели еду в кастрюльке, на раскалённые круги печной плиты поставили чайник. Ольга Герасимовна стояла у стола и накладывала в тарелки кашу. Толик окинул взглядом её фигуру и поразился изменениям. Худенькая, седая, беззубая старая женщина небольшого росточка с невидящими глазами, улыбающимся лицом и обожжёнными пальцами была его мамой. Он спинным мозгом ощутил течение времени, а взглядом успел уловить, как начинают блекнуть очертания фигуры матери, истекая в небытие. Толик мотнул головой, прогоняя видение, и спросил: - Я переночую у вас?

После ужина отправился Толик в боковую комнатёнку на старый диван. Лампу не стал зажигать, нашарил в потёмках одеяло, лёг не раздеваясь, укрылся по самый подбородок и крепко задумался. Не затем он сюда приехал, чтоб каши отведать. Рассказать бы ей про все его заботы, про то, как гробился на тяжёлых работах - себя не жалел, чтоб лишнюю копейку иметь. Как прежде, чем жениться, денег поднакопил на шикарную свадьбу и на машину – завидным женихом был. Пахал по две-три смены, хватало и на оплату съёмных квартир, и на шубу молодой жене и на кооператив откладывал. На море семью возил и не раз. Четверых сыновей родил, и у каждого – своя сберкнижка на образование. Квартиру купил, наконец. Большую, просторную. Не просто так всё далось, ох не просто! Толик долго ворочался с боку на бок, вздыхал, кашлял, потом поднялся рывком и пошёл наощупь в горницу. На фоне светлеющего окошка увидел чёрный силуэт матери, сидящей в своей извечной позе на краю кровати.

Он набрал воздух в лёгкие, чтоб одним махом выложить матери историю своей трудной жизни, как вдруг услышал:

- Я ить не знаю, кто ты такой. Помирать не боюся, смерти каждый день жду. Господь не торопится меня забирать, и ты Eго не торопи.

- Зря вы так. Ничего плохого я вам не сделаю. Как мне доказать, что я ваш сын?

- Зачем доказывать? Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись. Я своего до самой армии пестовала. В девятнадцать призвали его. Пока был в армии, письма писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, с тех пор его не видела. Знаю, что сынок у него родился.

- Теперь уже четверо.

- Воон как! А ты откуда знаешь?

- Ольга Герасимовна, я, я – сын ваш. Помните, когда мне пять лет исполнилось, вы щенка подарили? Я его вечером с собой в постель брал, а вы ругались.

- А вот шрам на локте. Потрогайте! Вы обед готовили, а я под руками вертелся и нечаянно прислонился к раскалённой кочерге. Вы мне несколько дней маслом подсолнечным ожог смазывали.

- А друга моего Ваську Петренко помните? Он тоже

безотцовщиной был. С матерью его, правда, вы не ладили.

- Не помню, мил человек.

- Да как же так! Я и лицом на вас похож. Я – сын ваш, а вы – мать моя.

У старушки дрогнули веки. Толик не видел этого - темнота

надёжно скрывала выражение лица матери.

- Нет, мил человек, мне здесь привычнее. Я хоть и слепа, но каждый уголок знаю, каждую стеночку. Ты иди спать, не тревожься. Утром поедешь.

Толик проснулся с больной головой. Не думал, что так повидается с матерью. Ожидал чуть ли не праздничной суеты, слёз радости, ахов и охов. А оно, вишь, как получилось. Не признала мать сына своего. Ехал сюда с тяжёлым сердцем, а уезжает с глыбой на душе. Что-то подсказывало ему, повиниться надо перед матерью, но не чувствовал сын вины своей перед нею, значит, и каяться было не в чем. От чая, предложенного матерью, отказался. Закинул рюкзак на плечо, подошёл к ней, не решаясь обнять на прощанье. Всматривался в морщинистое лицо и чувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза.


Описание разработки

Цель:

Ход урока.

Одно из направлений итогового сочинения 2015-2016 года - ДОМ.

Многозначность образа Дома в литературе.

Проблемы, связанные с этим направлением.

Примеры в литературе.

Антиподы в литературе (сочинение от обратного).

- На ЕГЭ по русскому языку по каким проблемам? (на ЕГЭ по русскому языку в качестве аргумента по нескольким проблемам

1) проблема одиночества престарелых родителей,

2) проблема роли денег в жизни человека,

3) проблема взаимоотношения родителей и взрослых детей.)

-В названии рассказа отражается всегда тема или основная мысль. Именно тему вы и должны отразить в сочинении по 1 критерию. Обратимся к названию.

Как люди встречаются?

Так ли происходит в рассказе и почему?

Давайте поразмышляем, что волнует автора в современном мире?

Вступление к сочинению (образец).

Конспект урока по литературе по рассказу Л. Куликовой Свиделись

Основная часть. (анализ произведения).

- В чем счастье Толика?

- Что испортило ощущение этого счастья?

- Почему герой не сразу признался матери, что он её сын?

- Почему мать считает, что сын пропал?

- Опишите его состояние?

- Толик не видел мать 24 года, какой она стала? Опишите ее

- Почему мать не признала сына? Обидела ли она его?

-Отчего так происходит в жизни?

- Чему учит нас рассказ?

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Дом - это место, где тебя всегда любят и ждут

Одно из направлений итогового сочинения 2015-2016 года - ДОМ.

Многозначность образа Дома в литературе.

Проблемы, связанные с этим направлением.

Примеры в литературе.

Антиподы в литературе (сочинение от обратного).

-На ЕГЭ по русскому языку по каким проблемам? (на ЕГЭ по русскому языку в качестве аргумента по нескольким проблемам

– 1) проблема одиночества престарелых родителей,

2) проблема роли денег в жизни человека,

3)проблема взаимоотношения родителей и взрослых детей.)

-В названии рассказа отражается всегда тема или основная мысль. Именно тему вы и должны отразить в сочинении по 1 критерию. Обратимся к названию.

Как люди встречаются?

Так ли происходит в рассказе и почему?

Давайте поразмышляем, что волнует автора в современном мире?

Вступление к сочинению (образец).

Основная часть. (анализ произведения).

- В чем счастье Толика?

- Что испортило ощущение этого счастья?

- Почему герой не сразу признался матери, что он её сын?

- Почему мать считает, что сын пропал?

- Опишите его состояние?

-Толик не видел мать 24 года, какой она стала? Опишите ее

- Почему мать не признала сына? Обидела ли она его?

-Отчего так происходит в жизни?

- Чему учит нас рассказ?

Основная часть. (анализ произведения).

- В чем счастье Толика?

- Что испортило ощущение этого счастья?

- Почему герой не сразу признался матери, что он её сын?

- Почему мать считает, что сын пропал?

- Опишите его состояние?

-Толик не видел мать 24 года, какой она стала? Опишите ее

- Почему мать не признала сына? Обидела ли она его?

-Отчего так происходит в жизни?

- Чему учит нас рассказ?


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к итоговому сочинению может проводиться по-разному:

  • полновесные уроки или элективные занятия, где продуманы все этапы работы,
  • обсуждение небольшого текста и написание сочинения;
  • написание тезисов будущего сочинения и т.д.

закрепить умение писать сочинение-допуск,

закрепить навыки самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

воспитать вдумчивого и внимательного читателя,

воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведения.

Развивающая:

развивать познавательные навыки учащихся,

развивать критическое и творческое мышления,

развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

Прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу…

I. Введение в тему.

Ребята, обратите внимание на эпиграф, который я взяла к сегодняшнему уроку. Как вы думаете, о ком сказал Максим Горький?

О каком долге идёт речь в высказывании писателя?

Всегда ли мы любим маму? Зависит ли эта любовь от возраста ребёнка?

Представьте, что вы уехали надолго из родного дома. Какой будет ваша встреча с мамой после разлуки?

Какой может быть встрча?

II. Чтение с остановками и беседа

Чтение первого фрагмента

Прочитайте начало рассказа, описывающее семейный вечер. Выделите самые важные детали, раскрывающие суть ценностей в семье Толика.

В новой квартире пахло влажными обоями. Запах был приятен. Он связывался с уверенностью в завтрашнем дне, надёжностью и чувством владения семьюдесятью квадратными метрами жилой площади. Впервые за долгие годы скитания по съёмным квартирам отпустил Толика подспудный страх быть выселенным по прихоти хозяев. Даже многодневная нервотрёпка при подготовке к переезду не смогла испортить ему приподнятого настроения. С обретением квартиры показалось Толику, что он застолбил место на земном шаре и теперь никогда не умрёт.

Что произошло в семье героя?

Что испытывает герой?

Предположите, сколько лет Толику. Почему вы так решили?

Чтение второго фрагмента

- Налетай! – задорно призвала Анюта, села на стул и отхлебнула несколько глотков чая. Сынишки зачавкали, озорно переглядываясь и перемигиваясь, захлюпали ртами, втягивая горячий янтарный напиток, и заёрзали на стульях.

Оживление за столом немного расслабило Толика, он с благодарностью принял у жены большой кусок пирога и стал не спеша есть.

Сколько же лет Толику?

Почему автор называет его таким детским именем?

В чём счастье Толика? Можем ли мы его за это осуждать?

Когда подмена истинных ценностей вызывает наше осуждение?

Что нарушает идиллию семейной жизни?

Сколько лет он не писал матери? Как это его характеризует?

Когда последний раз виделся с матерью?

Чтение третьего фрагмента

- Анют, а где синяя папка с письмами?

- Я ещё три картонных коробки не разобрала. Наверное, в одной из них.

- Срочно надо или подождёшь?

Ребятишки уминали по второму куску, Анюта подливала в чашки, улыбкой откликаясь на весёлый детский гомон. Титовы дружно доели и допили. Первая трапеза в новой квартире оказалась неимоверно вкусной и укрепила ощущение счастья.

Зачем ему понадобилась папка с письмами, да еще так срочно?

Чтение четвёртого фрагмента

Что узнаём о Толике из этого фрагмента?

Какой предстает мать в воспоминаниях героя?

Как эти воспоминания характеризуют самого героя?

Какое чувство вызывает у нас мать Толика? Почему?

Чтение пятого фрагмента

- Анют, отпустишь меня? Мать надо навестить.

- Как не вовремя! Столько работы в квартире и денег на поездку нет – всё переезд сожрал.

- Нет. Я зарплату получу через две недели, твои отпускные на ремонт квартиры ушли, получка у тебя только через месяц. Едва на еду до моей зарплаты хватит.

- Значит, у Симоновых надо в долг брать.

- Чувство у меня нехорошее, Анют. Отпусти! С детьми попрошу Любу Симонову пособить. Если уж брать в долг, то – по полной. А, Анют?

- Да езжай уж, горемыка! – Анюта обняла мужа, прижалась щекой к его щеке, постояла так немного и пошла в комнаты, тешась мыслями об улучшении семейного быта.

Давайте еще раз поговорим о жизненных ценностях. Ради чего живет эта семья?

Это плохо или хорошо? Почему?

Как относится к свекрови Анюта? Можем ли мы её осуждать?

А Толика надо осуждать? Почему?

Чтение шестого фрагмента

Дорога заняла три тягучих дня. Толику странно было думать, что он едет домой, к маме. Столько лет не был в этих краях! Добирался сначала поездом, потом автобусом, на попутке и пешком. Он преодолевал последние сотни метров, ведущие к родной избе. Шёл странной походкой - на ватных ногах, часто вздыхал полной грудью, пытаясь уменьшить волнение, и внимательно смотрел окрест. Деревня изменилась. Обветшали и вросли в землю избы. Все постройки были одного цвета - серого. Кое-где ровными грядками зеленели огороды, но в основном – запустенье, безрадостное, вымороченное отчаяньем. С трудом узнал родительский двор, подошёл к выгнутому дугой штакетнику, толкнул калитку, сделал несколько шагов и остановился посреди небольшого подворья. Огляделся, вздохнул ещё раз, прошагал к избе и ступил на порог. Дверь оказалась незапертой. Пересёк сени, торкнул ещё одну дверь и вошёл в сумрак горницы.

Опишите состояние Толика при приближении к родной деревне.

Что видит он вокруг? Изменилась ли деревня?

Какие чувства он испытывает? Как это описано в тексте? Чего ждёт от встречи?

Чтение седьмого фрагмента

- Есть кто живой? – спросил тихо.

- А как же! Я живая, – раздался голос из чёрнеющего угла.

Глаза Толика скоро привыкли к темноте, и он различил фигуру старушки, примостившуюся на краю кровати.

Толик опустил рюкзак на пол и присел на скамью.

- Из собеса будете? – спросила мать.

- Летом привезли чурки и уж месяц, поди, жду, когда кого-нибудь пришлют дров наколоть и в сени перенесть. В прошлом году зима была суровая, еле дотянула, думала, заиндЕвею в ледяной избе. Эту зиму ожидаем слабую, но без дров и мягкая зима жёстко постелит.

- Сиди. Успеется. Чай, по другому делу пришёл. Чует моё сердце, что снова про пенсию новость плохую принёс. Мародёрствуют начальники. Зачем у бабки последнее отбирать? Ить той пенсии с гулькин нос.

- А на что вы живёте?

- Из собеса шефствуют надо мной. Раз в неделю приезжают, хлеба и молока привозят. А когда и крупы с маргарином. Мало, конечно. Да я экономная, тяну до следующего раза.

- А чем вы занимаетесь?

- Нет, я не про то, что вы сейчас делаете. Я про то, чем вы каждый день занимаетесь?

- Сижу. Что ещё делать? А ты по какому делу, мил человек?

На чьём-то дворе залаяла собака, кудахтнула курица, а с неба донёсся гул летящего над облаками самолёта.

- Сын я ваш, Ольга Герасимовна.

- Сы-ы-ын? – недоверчиво протянула старушка, - Нету у меня сына. Пропал он.

- Как пропал?! Вот он я! Неужто не узнаёте? Посмотрите внимательно.

- А мне теперь смотри–не смотри – всё одно. Ослепла я.

- Как – ослепли?!

- А вот так. Не вижу ничего. В темноте живу. Уж приноровилась да и экономия опять же – электричество не трачу. Другие копеечку за свет отдают, а у меня копеечек нету. Правильно Господь рассудил: чем государству за электричество задалживать, лучше пусть бабка ослепнет.

Как встретился сын с мамой после долгой разлуки?

Почему не сразу признается, что он её сын?

Почему все-таки говорит матери о том, что он её сын?

Зачитайте строчки, в которых говорится о жизни Ольги Герасимовны.

Жалуется ли она на своё житьё?

Ждала ли она сына?

Что чувствует сын во время её незамысловатого рассказа? Испытывает ли раскаяние?

Чтение восьмого фрагмента

- Я выйду на минутку?

- А чего ж, выходь.

Серо, неприглядно и бесприютно выглядело подворье. Подул ветер и охолодил слёзы на щеках взрослого сына. Завыл бы мужик, да постеснялся чувства оголить. Скрипнул зубами, вытер слёзы рукавом, высморкался в сторону и пошёл к сараю. Там увидел гору берёзовых чурок. В сарае отыскал топор, выбрал чурку покрупнее и начал колоть на ней дрова.

С работой Толик справился к вечеру. Дрова ровнёхонько уложил по обе стороны просторных сеней, взял несколько поленьев и затопил печь.

- А кто вам печь растапливает? – так и не решаясь назвать старушку мамой, поинтересовался Толик.

- Сама. У меня на пальцах за столько лет короста от ожогов образовалась, так что если суну руку в пламя, то уже не больно.

Разогрели еду в кастрюльке, на раскалённые круги печной плиты поставили чайник. Ольга Герасимовна стояла у стола и накладывала в тарелки кашу. Толик окинул взглядом её фигуру и поразился изменениям. Худенькая, седая, беззубая старая женщина небольшого росточка с невидящими глазами, улыбающимся лицом и обожжёнными пальцами была его мамой. Он спинным мозгом ощутил течение времени, а взглядом успел уловить, как начинают блекнуть очертания фигуры матери, истекая в небытие. Толик мотнул головой, прогоняя видение, и спросил:

- Я переночую у вас?

Что ещё узнает сын о житье своей старой матери? Появляется ли в этот момент хотя бы капля раскаяния в душе сына?

Каково его состояние?

Чтение девятого фрагмента

После ужина отправился Толик в боковую комнатёнку на старый диван. Лампу не стал зажигать, нашарил в потёмках одеяло, лёг не раздеваясь, укрылся по самый подбородок и крепко задумался. Не затем он сюда приехал, чтоб каши отведать. Рассказать бы ей про все его заботы, про то, как гробился на тяжёлых работах - себя не жалел, чтоб лишнюю копейку иметь. Как прежде, чем жениться, денег поднакопил на шикарную свадьбу и на машину – завидным женихом был. Пахал по две-три смены, хватало и на оплату съёмных квартир, и на шубу молодой жене и на кооператив откладывал. На море семью возил и не раз. Четверых сыновей родил, и у каждого – своя сберкнижка на образование. Квартиру купил, наконец. Большую, просторную. Не просто так всё далось, ох не просто! Толик долго ворочался с боку на бок, вздыхал, кашлял, потом поднялся рывком и пошёл на ощупь в горницу. На фоне светлеющего окошка увидел чёрный силуэт матери, сидящей в своей извечной позе на краю кровати.

Чему посвящена жизнь Толика?

Что для него и его семьи важнее всего?

Почему мы, понимая, что добывание денег на содержание семьи – это неплохо, всё-таки осуждаем Толика?

Что потеряв в этом мире герой?

Почему Толик не рассказывает матери о своей семье?

Почему не спит он?

Почему не спит мать?

Чтение десятого фрагмента

Он набрал воздух в лёгкие, чтоб одним махом выложить матери историю своей трудной жизни, как вдруг услышал:

- Я ить не знаю, кто ты такой. Помирать не боюся, смерти каждый день жду. Господь не торопится меня забирать, и ты Eго не торопи.

- Зря вы так. Ничего плохого я вам не сделаю. Как мне доказать, что я ваш сын?

- Зачем доказывать? Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись. Я своего до самой армии пестовала. В девятнадцать призвали его. Пока был в армии, письма писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, с тех пор его не видела. Знаю, что сынок у него родился.

- Теперь уже четверо.

- Воон как! А ты откуда знаешь?

- Ольга Герасимовна, я, я – сын ваш. Помните, когда мне пять лет исполнилось, вы щенка подарили? Я его вечером с собой в постель брал, а вы ругались.

- А вот шрам на локте. Потрогайте! Вы обед готовили, а я под руками вертелся и нечаянно прислонился к раскалённой кочерге. Вы мне несколько дней маслом подсолнечным ожог смазывали.

- А друга моего Ваську Петренко помните? Он тоже безотцовщиной был. С матерью его, правда, вы не ладили.

- Не помню, мил человек.

- Да как же так! Я и лицом на вас похож. Я – сын ваш, а вы – мать моя.

У старушки дрогнули веки. Толик не видел этого - темнота надёжно скрывала выражение лица матери.

- Нет, мил человек, мне здесь привычнее. Я хоть и слепа, но каждый уголок знаю, каждую стеночку. Ты иди спать, не тревожься. Утром поедешь.

Так ли страшно, что мать не помнит его друга, его шрам, щенка, с которым Толик спал когда-то? Не помнит или не хочет вспоминать? Почему?

Ждала ли мать сына?

А что забыл Толик?

Чтение одиннадцатого фрагмента

Толик проснулся с больной головой. Не думал, что так повидается с матерью. Ожидал чуть ли не праздничной суеты, слёз радости, ахов и охов. А оно, вишь, как получилось. Не признала мать сына своего. Ехал сюда с тяжёлым сердцем, а уезжает с глыбой на душе. Что-то подсказывало ему, повиниться надо перед матерью, но не чувствовал сын вины своей перед нею, значит, и каяться было не в чем. От чая, предложенного матерью, отказался. Закинул рюкзак на плечо, подошёл к ней, не решаясь обнять на прощанье. Всматривался в морщинистое лицо и чувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза.

Ольга Герасимовна долго сидела на своём посту у окна. Ни разу не шелохнулась. Наконец, произнесла:

- Вот и свиделись, сынок. Успел-таки.

Почему герой ТАК уехал из родного дома?

Было ли в чём каяться?

Почему же он не чувствует своей вины перед матерью, а значит, и каяться ему не в чем?

Придёт ли к нему раскаяние?

Каково ваше отношение к Толику – мужу и отцу и к Толику-сыну? Почему оно разнится?

Чем страшно равнодушие главного героя? Можно ли его оправдать?

III. Работа в группах

Задание всем:

Каждая группа получает тему сочинения.

1) написать вступление, опираясь на ключевые слова в теме,

2) написать довод-тезис, который будете доказывать,

3) составить тезисный план основной части, в котором будут содержаться основные доказательства,

4) написать заключение.

IV. Проверка групповой работы.

V. Домашнее задание

4.Что можно привести к равнодушию?

Презентация по литературе для 11 класса

Анализ рассказа Людмилы Куликовой "Свиделись" заставляет нас задуматься о самом главном в жизни-об отношении к престарелым матерям. Неблагодарный сын,который завёл большую семью, целых двадцать четыре года не виделся с матерью. Он даже не взял с собой детей.чтобы познакомить их с родной бабушкой, чтобы они испытали настоящую бабушкину любовь. Но взрослому сыну некогда было навестить родную мать,он всё время был занят решением своих собственных проблем, а про мамочку родную совсем забыл. А это самое страшное в жизни.

Презентация по литературе для 11 класса"Рассказ Л.Куликовой "Свиделись"

Презентация по литературе для 11 класса

Презентация по литературе для 11 класса"Рассказ Л.Куликовой "Свиделись"

Презентация по литературе для 11 класса

Презентация по литературе для 11 класса"Рассказ Л.Куликовой "Свиделись"

Презентация по литературе для 11 класса

Презентация по литературе для 11 класса"Рассказ Л.Куликовой "Свиделись"

Презентация по литературе для 11 класса

Презентация по литературе для 11 класса"Рассказ Л.Куликовой "Свиделись"

Презентация по литературе для 11 класса

Презентация по литературе для 11 класса"Рассказ Л.Куликовой "Свиделись"

Презентация по литературе для 11 класса

Проблемы рассказа 1.Родители и взрослые дети. Проблема их взаимоотношений. 2.Одинокая старость , чёрствость взрослых детей. 3.Довлеющая роль денег(культ)и материальное благополучие.

Презентация по литературе для 11 класса"Рассказ Л.Куликовой "Свиделись"

Презентация по литературе для 11 класса

Презентация по литературе для 11 класса"Рассказ Л.Куликовой "Свиделись"

Презентация по литературе для 11 класса

Безотцовщина Мать Ольга Герасимовна одна воспитывала сына, без мужа, который ни разу не вспомнил о нём.

Презентация по литературе для 11 класса"Рассказ Л.Куликовой "Свиделись"

Презентация по литературе для 11 класса

Служба в армии Ольга Герасимовна часто писала Толику в армию письма. Но сыну эти письма были не интересны совсем.

Презентация по литературе для 11 класса"Рассказ Л.Куликовой "Свиделись"

Презентация по литературе для 11 класса

Презентация по литературе для 11 класса"Рассказ Л.Куликовой "Свиделись"

Презентация по литературе для 11 класса

Презентация по литературе для 11 класса"Рассказ Л.Куликовой "Свиделись"

Презентация по литературе для 11 класса

Презентация по литературе для 11 класса"Рассказ Л.Куликовой "Свиделись"

Презентация по литературе для 11 класса

Презентация по литературе для 11 класса"Рассказ Л.Куликовой "Свиделись"

Презентация по литературе для 11 класса

Презентация по литературе для 11 класса"Рассказ Л.Куликовой "Свиделись"

Презентация по литературе для 11 класса

Не забывайте матерей! Они печалятся в разлуке. И нет для них страшнее муки- Молчанья собственных детей. Каково состояние сына от встречи с родной матерью?

Презентация по литературе для 11 класса"Рассказ Л.Куликовой "Свиделись"

Презентация по литературе для 11 класса

Презентация по литературе для 11 класса"Рассказ Л.Куликовой "Свиделись"

Презентация по литературе для 11 класса

Материалы к сочинению Долгий путь домой длился для героя рассказа целых двадцать четыре года. Трудно далась Толику поездка в родной дом. Слепая мать, доживающая свой век в захудалом домишке, не признала сына. Снова покинул отчий дом Толик-теперь уже навсегда. Нельзя забывать своих родителей, нужно всегда поддерживать с ними связь и тёплые отношения- эта проблема волнует автора рассказа. Л.Куликова подчёркивает то, что сын даже не попросил прощения у матери, не нашёл нужных слов, чтобы оттаяла материнская ДУША.

Читайте также: