Свеча симонов сочинение материнская любовь

Обновлено: 05.07.2024

Сборный материалы на тему "Материнская любовь" для сочинения-рассуждения в задании 9.3 ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

В этом материале для вас собраны:

  • Аргументы (из литературы)
  • Примеры сочинений на тему "Материнская любовь"
  • Примеры из жизни и литературы

Материал подобран по текстам разных авторов. Использованы только реальные тексты ОГЭ для задания 9.3 из открытого банка ФИПИ.

Пример из жизни

Однажды моя мама рассказала мне, как бабушка ходила с ней на первый школьный день. Бабушка надела на неё все самые тёплые вещи, потому что мама не отличалась крепким здоровьем. Она думала, что из-за своей одежды она станет посмешищем для всего класса, думала, что другие станут её дразнить. Но после холодной погоды той линейки многие из её класса слегли в постель, и в школу, кроме неё, ходило всего несколько человек. Тогда она поняла, насколько крепка и мудра может быть материнская любовь.

Материнская любовь способна творить чудеса. Без нее не было бы наших успехов, достижений и побед. Мне вспоминается история Томаса Эдисона и его матери, благодаря которой он стал известен всему миру. Однажды мальчик принес из школы письмо, в котором писали, что он умственно отсталый и его следует учить дома. Но мать, не желая навредить сыну, не желая его ранить, прочитала вслух, будто о нем пишут как о гении, которому не место в обычной школе. Только спустя несколько лет после смерти матери он наткнулся на это письмо. Прочитав его, он понял, сколько сил, терпения, чуткости и веры в него понадобилось матери, чтобы вырастить и воспитать его величайшим гением.

Примеры сочинений "Материнская любовь"

Фрагменты текстов из открытого банка ФИПИ и примеры сочинений к ним

(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу. (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду!

(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.

– (7)Ты куда? – удивился Толя.

– (9)Меня. провожать? (10)Что ты?

(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.

Сочинение 1 по Алексину

Всю ту любовь, заботу и внимание, которое мать безвозмездно отдаёт своему ребёнку, можно объединить одним понятием – материнская любовь. Это чувство будет жить всегда, как в душах детей, так и в душах их мам.

А. Алексин в своём тексте большое внимание уделяет материнской любви. Мальчик Толя впервые идёт в школу, и от этого ему кажется, что он уже совсем вырос. Герой сердится на маму за то, что она волнуетсяза него, приходит к зданию школы, старается увидеть своего сына. Но, глядя на свою маму, стоящую под дождём без зонта около школы, он осознаёт, как сильно мама его любит и как сильно она дорога ему самому.

Значит, материнская любовь является чувством не просто радостным и ярким, но и необходимым всякому человеку.

Сочинение 2 по Алексину

Что такое материнская любовь? Это всё, что роднит женщину с её детьми, позволяет в полной мере выразить свою заботу и внимание. Это не просто одна из эмоций человеческой души: материнская любовь заложена в людей самой природой, на уровне инстинктов. Об этом прекрасном чувстве пишет в своём тексте А.Г. Алексин.

Автор описывает мать, которая, волнуясь за первый день своего сына в школе, приходит туда и старается увидеть его в окно. Она не обращает внимания ни на дождь, ни на холодный, пронизывающий ветер. От ненастной погоды её защищает материнская любовь, стремление узнать, всё ли у Толи хорошо. Мальчик сначала злится, что мать пришла на школьный двор, но потом понимает её чувства, даже хочет докричаться до своей мамы, которая всё стоит на улице под дождём и без зонта.

Таким образом, материнская любовь – одно из важнейших чувств в жизни каждого человека. Она делает нас добрее, отзывчивее, светлее.

Сочинение 3 по Алексину

Материнская любовь – это драгоценное чувство матери к своему ребенку, которое проявляется в опеке, заботе и внимании к чаду. Этот сердечный пыл надо беречь и поощрять, так как тому, кто согрелся от него, очень повезло.

В тексте А.Г. Алексина речь идет о таком счастливом случае. Мама любит сына, но он пока не может в полной мере этого оценить. Толик обижается на мамину опеку. Он хочет казаться взрослым, однако не знает, что зрелый человек становится таковым, лишь осознав ценность своего безмятежного детства. Герой идет по правильному пути, ведь глядя на маму, стоящую под дождем, понимает, как она дорога ему.

Таким образом, материнская любовь – это не только драгоценное, но и необходимое чувство.

Фрагмент текста Б. Екимова

По утрам теперь звонил телефон-мобильник. Черная коробочка оживала:

загорался в ней свет, пела веселая музыка и объявлялся голос дочери, словно рядом она:

— Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец! Вопросы и пожелания? Замечательно! Тогда целую. Будь-будь!

Коробочка тухла, смолкала. Старая Катерина дивилась на нее, не могла привыкнуть. Такая вроде малость — спичечный коробок. Никаких проводов. Лежит-лежит — и вдруг заиграет, засветит, и голос дочери:

— Мама, здравствуй! Ты в порядке? Не надумала ехать? Гляди… Вопросов нет? Целую. Будь-будь!

Сочинение 1 по Б. Екимову

Материнская любовь — бескорыстное, доброе и светлое чувство матери к своему ребёнку. Мама — это самый дорогой для каждого человек. Мать растит ребёнка, заботится о его безопасности, о его благополучии. Ничто не сравнится с материнской любовью.

В рассказе Бориса Петровича Екимова "Говори, мама, говори" мы видим бабку Катерину, живущую в станице. Она больно ударилась, споткнувшись о корень разросшейся груши. Это дерево нужно было бы удалить с дороги, но старая женщина бережёт его, поскольку груши очень нравятся её дочери. В таких мелочах часто проявляется материнская любовь и забота. Заботится мать не только о здоровье и питании ребёнка, для неё очень важно вырастить настоящего человека. А это — очень сложная и трудная задача.

Мама для каждого ребёнка — целый мир, который с младенчества питает, оберегает, обучает его. Дети обычно не осознают того, какую сложную задачу выполняют их родители, особенно мамы. В потоке дней, в борьбе и взрослении, людям кажется, что роль родителей не столь велика, что связь с родными ограничивает их, связывает, отвлекает, но наступает миг, когда человек осознает ценность материнской любви и заботы. Важно, чтобы это осознание не пришло слишком поздно.

Сочинение 2 по Б. Екимову

Материнская любовь — это сильное чувство привязанности, которое объединяет женщину и ее ребенка. Она проявляется в том, что человек вкладывает все свои эмоции и силы в того, кому даровал жизнь. Поэтому родителям так тяжело расставаться с детьми.

Таким образом, привязанность матери к чаду — это сильнейшее чувство, которое невозможно унять и забыть. Это навсегда. Поэтому так важно беречь родителей и отвечать им тем же.

(1)Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие. (2)Но до самой старости они остаются для нас всё теми же мамами. (3)Ведь и взрослому человеку, так же как и ребёнку, нужен мамин совет. (4)Только мама, невзирая ни на что, поддержит в любых хороших начинаниях, а иногда и выручит в трудную минуту, простит тебе любую ошибку и неудачу, грубое слово и непонимание. (5)Только вздохнёт тихонько, смахнёт украдкой слезу с грустных глаз и. простит тебя.

Сочинение 1 по Селивёрстовой

Материнская любовь - это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Место матери в нашей жизни особое, исключительное: никто не заменит человеку мать. Мы всегда несём ей нашу радость и боль и находим понимание. Я считаю, что материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. Мама- это самый близкий человек, который всегда простит, поможет и подскажет.

О материнской любви рассказывается в кинофильме режиссера Сергея Колосова "Помни имя своё". Ни возможный расстрел, ни голодная смерть не могли напугать женщину-мать. Она, находясь в фашистском концентрационном лагере, тайком перебегая от барака к бараку, носила сыну еду, просила его запомнить имя. Она не думала о себе, её главной целью была жизнь ребенка. Даже после войны она жила только надеждой найти своего мальчика. Вот она, материнская любовь!

Сочинение 2 по Селивёрстовой

Что такое материнская любовь? Я думаю, это бескорыстное, жертвенное чувство матери к своему ребёнку. Ради детей мать готова отдать всё своё время, силы, даже жизнь, если ребёнок окажется в беде.

Что такое материнская любовь, знаю не понаслышке. Вспоминая своё раннее детство, я понимаю, что самые трудные его моменты мама всегда была рядом со мной. Я часто болел, и мама заботливо, ласково, не уставая, выхаживала меня.

Как хорошо, что в нашей жизни есть мамы! Важно, чтобы мы не забывали заботиться о них, помогать им.

Фрагмент текста А. Куприн "Святая ложь"

(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

Сочинение по тексту А. Куприна

В заключение хотелось бы сказать, что материнская любовь, самозабвенная, бескорыстная, – огромная сила, способная возрождать к жизни, спасать от опасностей и невзгод. Каждому человеку надо постараться не огорчать сердце матери равнодушием и ложью, пусть даже святой, оберегать его от бед.

Аргументы на тему "Материнская любовь"

Рассказ о мудрости и жизнеутверждающей силе материнской любви. Читатель знакомится с Марианной, матерью изменника. Ее сын, мечтая о громкой славе, перешел на сторону врага. Он грабил и убивал, не щадя ни женщин, ни стариков, ни детей. Сердце матери почернело от горя и стыда, не смела она даже поднять глаза на людей, которые проклинали ее имя. Нет для матери страшнее наказания, чем равнодушие, безразличие и предательство собственных детей. Но материнская любовь мудра и сильна, она всегда против смерти и разрушения. Марианна убивает своего сына и спасает город, где тысячи других матерей молились о своих детях. Убив сына, она одним ударом убивает и себя, ведь без детей жизнь теряет всякий смысл и истинную ценность.


Несколько наших солдат пытались подобраться к мосту через небольшой сквер. Но немцы их обнаружили и открыли огонь. Солдаты отступили, унося с собой двух тяжелораненых. А один солдат был убит немцами и остался лежать в сквере. Командование решило найти и похоронить его после того, как мост будет отбит у немцев.

Мария видела, как солдаты пытались пробраться к мосту, и когда они отступали, даже пробовала позвать их в свой подвал, но близким взрывом ее контузило, и Мария потеряла сознание.

Когда она очнулась и снова посмотрела в сторону сквера, то увидела лежащего там солдата. Она пыталась окликнуть его, но солдат не отзывался, и Мария поняла, что он убит. Она долго смотрела на него и о чем-то думала.

Потом она что-то достала из своих вещей и выбралась из подвала наверх. Пожилая женщина пошла в сторону сквера, который все еще обстреливался немцами. Но взрывы каким-то чудом не достигали Марии и она сумела добраться до убитого солдата.

Она перевернула его лицом вверх, сложила убитому руки на груди и села рядом. Так она просидела час или два, а вокруг нее по-прежнему взрывались немецкие мины. Потом Мария встала и принялась осматривать сквер. Она нашла достаточно глубокую воронку и стала руками вычерпывать из нее воду.

Осушив воронку, Мария перетащила в нее тело солдата, перекрестила его и поцеловала. После этого она принялась засыпать воронку землей, не обращая никакого внимания на обстрел. Засыпав воронку, пожилая женщина сформировала могильный холмик, а потом достала то, что взяла с собой. Это была венчальная свеча, одна из двух свечей, что она хранила еще со дня своей свадьбы.

Мария воткнула свечу в изголовье могилы, зажгла ее и села рядом. Так она просидела почти до самого утра. Чтобы свеча не гасла от взрывов и ветра, Мария загородила ее куском кровельного железа. Ближе к утру пожилая женщина встала и направилась к своему подвалу.

Этой же ночью рота, в которой воевал погибший солдат, прошла с боем через сквер и захватила мост. Командир отправил нескольких бойцов на поиск тела погибшего днем солдата. Они обыскали весь сквер, пока не наткнулись на свежую могилу с догоравшей на ней свечой.

Солдаты сняли головные уборы и молча стояли вокруг могилы. В это время к могиле подошла пожилая женщина. Не обращая внимания на солдат, она достала из платка новую свечу, зажгла ее от огарка и установила на могиле. Потом она стала подниматься, и один из бойцов помог ей. Она ничего им не сказала, а только посмотрела на них, поклонилась и пошла обратно.

Солдаты проводили ее взглядами и, стараясь не шуметь, отправились догонять свою роту, которая вела бой на другом берегу реки. А на могиле погибшего солдата продолжала гореть свеча, и казалось, что гореть она будет вечно.

Таково краткое содержание рассказа.

В рассказе мне понравилась главная героиня, пожилая жительница Белграда по имени Мария, которая с риском для жизни похоронила погибшего русского солдата.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся, воспитание гражданской позиции, патриотизма, интернационализма, уважения к истории Отечества.

-познакомить с жизнью и творчеством К. Симонова

- привлечь внимание учащихся к событиям Второй мировой войны;

- содействовать формированию таких качеств личности, как человеколюбие, уважение к людям другой национальности, сострадание;

- раскрыть гуманистическую суть очерка К.М.Симонова;

- формировать умение анализировать текст и делать выводы;

- формировать личностное отношение к прочитанному;

- содействовать пониманию учащимися роли советских воинов в освобождении Европы от фашизма.

Здравствуйте, ребята. Сегодня наш тематический урок посвящен 100 – летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова;

1. Краткая биография К.Симонова.

Презентация о Симонове. (жизнь и творчество)

Учитель: Всю жизнь и после войны К.Симонов помнил войну и писал о ней.

В 1975 году, обращаясь к народам Земли, он сказал: «Люди, которые хотят, чтобы

44-й. До Белграда версты.

И памятным осенним днем

Им было, верьте, так непросто

Подняться под сплошным огнем.

Пылал Белград, дымилась Сава,

Дождем рыдало небо,

И шла, как мать, к солдатам

От гибели спасти всех не сумев.

Учитель: О чем мы сегодня поговорим на уроке?

Учитель: Прежде чем мы перейдем к анализу текста, предлагаю вам вернуться в 1944 год, посмотреть на тех, кто освобождал от фашистов Европу (демонстрация слайдов). Какие чувства вызывают у вас эти мгновения войны, запечатленные в кадрах военной хроники?

Рассказы, написанные Симоновым во время войны, созданы по живым впечатлениям. Позднее К.Симонов так писал о военном времени и переживаниях, связанных с ними:

Как вы думаете, в чем важность пребывания на фронте писателей и журналистов?

Рассказы, написанные ими во время войны, созданы по живым впечатлениям.

Учитель: Излюбленным жанром публицистов военных лет был военный очерк.

Что такое очерк?

Очерк- небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов.

Это короткий рассказ на военную тему, написанный с натуры.

Чтение очерка. ( учителем)

БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ ОЧЕРКА

2. О чем рассказывает нам Симонов?

Попробуйте пересказать очерк 2 предложениями. (формулирование фабулы):

Одна старая жительница Белграда решила похоронить убитого русского солдата. Она, рискуя жизнью, предает его земле и на могиле бойца зажигает свою венчальную свечу.

Учитель: Все верно.

Скажите, где больше затронуты читательские чувства: в тексте, что лежат перед вами, или же в одном предложении?

Учитель: В чем же сила художественного слова? Писатель рассказывает нам о поступке Марии Джокич так, что никто из нас не остается равнодушным. Как он это делает?

Учитель: Давайте посмотрим на средства создания художественности документального очерка.

Задание 1 . Выберите из текста слова, позволяющие воссоздать пейзаж. (Зачитываем вслух.) Посмотрите, какое наследие оставили фашисты жителям Белграда. Какие слова делают пейзаж страшным?

- Железная решетка, которая искалечена пулями.

- Мертвое дерево. стр-2

- Воронки от снарядов (изувеченная земля). стр 2

Какое изобразительно-выразительное средство использует Симонов?

О чем мы задумываемся, глядя на такое описание города?

Задание 2. Выберите из текста слова, изображающие обстановку в тот день. Подумайте: какие слова повторяются и зачем?

Симонов не случайно применяет повтор слов и словосочетаний.

Это ключевые обороты, характеризующие военные действия.

(Могильный холм, чёрная земля, мёртвое дерево, изуродованное железо – вот что осталось после разрушительного миномётного огня.

Война уничтожила всё: погиб совсем молодой солдат, сломлено дерево. Искорёженное железо, когда-то из него было что-то сделано руками человека и предназначалось для

мирной жизни, изуродовано войной.

Задание 3. Главной героиней своего очерка Симонов сделал женщину. Почему? Как жилось женщинам во время войны?

Давайте посмотрим, какой мы видим героиню. Представьте ее внешне, опираясь на текст.

- старушечий, неторопливый шаг;

Какой вывод делаем?

Вывод: физически слабая.

А какова Мария внутренне?

- Не боится смерти - храбрая. Пошла к убитому под пулями.

- Не боится трудностей – выносливая (в чем ее сила?)

Война бесчеловечна, так как она рушит всё, губит людей, заставляет страдать матерей, жён, детей, сестёр, лишает людей крова. Мария Джокич, старая немощная женщина, вынуждена жить в подвале: верхние этажи её дома разрушены. («А между тем под развалинами, в подвале, куда вела чёрная, наполовину заваленная кирпичами дыра, жила старуха Мария Джокич. У неё раньше была комната на втором этаже, оставшаяся после покойного мужа…Когда разбило второй этаж, она перебралась в комнату первого этажа.

- Терпеливая, настойчивая (в чем ее настойчивость?) зажигает свечу несколько раз

- Щедрая (в чем ее щедрость?) - дарит Венчальная свечу, которую хранила 45 лет.

Вывод : мужественная, сильная духом.

Вспомните, в каких случаях зажигают свечи?

Во- первых, свеча – символ надежды и веры (горят свечи в церкви);

во-вторых , символ памяти (горят поминальные свечи на местах погибших, не гаснет Вечный огонь на могиле Неизвестного Солдата);

в-третьих , символ любви (венчальная свеча как символ надежды на счастье);

в-четвёртых , символ радости, надежды (свеча - свет, тепло).

вывод: Свеча- этот предмет – образ-символ.

Учитель: Почему Мария дарит солдату венчальную свечу?

На могиле русского солдата старая вдова зажигает свечу, не даёт погаснуть огню, бережёт его, закрывает куском кровельного железа, взамен истлевшей свечи ставит новую .

Всё это в знак памяти о погибшем русском солдате - освободителе, а также в надежде на то, что эта война будет последней, что небо не будет вспыхивать зарницами от разорвавшихся снарядов, что матери никогда не будут оплакивать своих безвременно ушедших сыновей.

Венчальная свеча – вдовье достояние – вот какой приговор выносит войне К.Симонов. Вдова хранила свечу всю жизнь, а теперь ставит её на могиле молодого бойца, словно утверждая, что нет ничего бесценней жизни человека, а война беспощадна, потому что губит людей.

Дочитаем рассказ: «И огонь её не гас и казался вечным, как вечны

Учитель: Мы видим старуху Марию только со стороны. И она молчит. Но ведь она не просто молча сидит рядом с убитым, а потом рядом с его могилой.

Подумайте: Что Мария могла бы сказать, обращаясь к убитому солдату?

Что Мария могла бы сказать, обращаясь к живому солдату?

Учитель: Действие очерка происходит в Сербии, а не в России. Что общего между югославскими женщинами и русскими?

Ответ ( любовь к своим детям )

Ведь так же хоронили наших солдат и русские женщины в России.

Учитель: Материнская любовь не знает ни национальностей, ни границ. Югославская женщина хоронит русского солдата. Делает так, как сделала бы родная мать: провожает в последний путь, долго сидит на могиле погибшего воина. Кроме того, эта женщина, несмотря на старческую немощь, предаёт тело мёртвого земле, как следует по православной традиции.

Учитель: Что хотел донести до людей К.Симонов своим очерком?

Ответы детей . Симонов своим очерком хотел донести до людей очень важную мысль. У беды и горя нет национальностей, перед трагедией войны все люди равны. Тысячи русских солдат, которые понимали, что надо освободить от фашизма не только Советский Союз, но и всю Европу, остались лежать в сербской земле. Своим благородным поступком Мария Джокич утверждает вечные ценности: все люди - сыны человеческие.

Тысячи русских солдат, которые понимали, что надо освободить от фашизма не только Советский Союз, но и всю Европу, остались лежать в сербской земле. Прошу вас почтить их память минутой молчания. ( Минута молчания).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г.Чебоксары Чувашской Республики

Урок литературы в 7 классе

“ Таинственный образ свечи” по произведению К. Симонова “Свеча”

учитель русского языка и литературы

Меркурьева Марина Дмитриевна

г. Чебоксары
2017

Урок литературы в 7 классе

“ Таинственный образ свечи” по произведению К. Симонова “Свеча”

(в качестве резервного урока)

Цель: раскрыть функциональное назначение образа свечи в очерке К. Симонова.

Задачи: 1) рассмотреть символическую нагрузку образа свечи в искусстве; 2) познакомиться с биографическими фактами жизни К. Симонова; 3) выявить идейно-тематическую направленность очерка “Свеча”.

Оборудование: раздаточный материал для команд, проектор, стикеры.

Организационный момент.

Звучит музыкальный фрагмент в исполнении А. Чугуновой на стихи И. Анненского “Свечку внесли”.

Учитель: Ребята, фрагмент, который мы сейчас прослушали, положен на стихи И. Анненского. А теперь, чтобы понять, о чём мы будем с вами говорить, предлагаю изучить предметы, лежащие на столе, и ответить на вопрос: “Что их объединяет?”.

На парте находится парафин, фитиль, канделябр, расплавленный воск. Ученики внимательно рассматривают предметы, высказывая свои мнения.

Постановка целей.

Учитель: Верно, сегодня мы будем говорить об образе свечи в произведении одного из самых известных и талантливых писателей военной прозы периода Великой Отечественной войны – Константина Михайловича Симонова.

Основная часть. Работа в группах.

Учитель: Работать мы сегодня будем по рядам. Первая команда – “Искусствоведы”. Вы получаете материал, в котором подробно говорится об образе свечи в мировой культуре. Ваша задача – выделить самую важную и интересную информацию об этом таинственном образе.

Команда получает статью “Символика образа свечи”.

Учитель: Вторая команда носит название “Биографы”. Вы будете работать над биографией писателя, тезисно выписывать краткую биографию.

Команда получает материалы из книги “Русская советская поэзия” с портретами писателя.

Учитель: Третья команда – “Мемуаристы”. Вам необходимо будет познакомиться с фрагментом книги К. Симонова “Письма о войне” и попытаться составить словесный портрет внутреннего мира писателя.

Команда получает выдержки из книги К. М. Симонова “Глазами человека моего поколения”.

Учитель: Время на работу каждой команды – 10 минут. Затем вам необходимо представить те сведения, о которых вы узнали, выполняя задание.

Команды работают в течение 10 минут, выделяя в статьях важные моменты.

Учитель: Ну а теперь давайте выслушаем ответы наших команд.

Примерный ответ команды “Биографы”:

Родился Константин 28 ноября 1915 года в Петрограде. Но первые годы своей биографии Симонов прожил в Саратове, Рязани. В 1931 году произошел переезд в Москву, после чего он работал на заводе до 1935. Примерно в то же время были написаны первые стихотворения Симонова, а напечатали его произведения впервые в 1936 году. После получения высшего образования в Литературном институте имени Горького и окончания аспирантуры, оправился в Монголию.

Примерный ответ команды “Мемуаристы”:

На основе воспоминаний писателя мы можем сделать вывод о том, что К. Симонов был человеком высоконравственным, сильным, мужественным, поскольку эти качества были необходимы ему на войне. Кроме того, этот человек тонко чувствовал окружающий мир и людей, а свои мысли выражал в проникновенной поэзии и прозе.

Примерный ответ команды “Искусствоведы”:

Свеча – «символ связи с Богом, космосом, иными мирами. Свеча, кроме того, сравнивается с источником тепла, ассоциируется с человеческой душой – быстро возгоревшей и призванной к жизни, но так же быстро и окончившей свои дни. Отсюда и свечи на тортах – во славу жизни во время празднования дня рождения и у гроба умершего – за упокой. Образ свечи присутствует практически во всех древнейших преданиях, сказаниях, былинах и мифах. Зачастую им приписывают и сверхъестественные свойства, например, уничтожение силы колдунов, ведьм и прочей нечистой силы. Свеча служит предметом воспевания в творчестве многих художников. Образ свечи, таким образом, приобретает черты уже философского аспекта жизни.

Основная часть. Работа с текстом.

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь, давайте перейдём к чтению военного очерка “Свеча”, который и написал Константин Михайлович Симонов.

Чтение очерка “Свеча” [3].

- Понравился ли вам очерк? ( ответы учеников )

- Вспомним, что очерк – это одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.

- Когда и где происходят события? ( ответы учеников )

- Какое событие лежит в основе сюжета? ( ответы учеников )

- Центральным образом становится образ Марии Джокич. Главной героиней своего очерка Симонов сделал женщину. Почему? Как жилось женщинам во время войны? ( ответы учеников )

- Составим внешний и внутренний портрет героини ( на доске появляются записи, отражающие портретную характеристику героини ).

- Что Мария могла бы сказать, обращаясь к убитому солдату? Что Мария могла бы сказать, обращаясь к живому солдату? ( ответы учеников )

- Обратимся к главному символу очерка. Каково назначение образа? Почему писатель выносит его в название? В чём смысл последних строчек? ( ответы учеников )

- Ребята, давайте запишем основные значения образа свечи в этом очерке. Свеча – это?

Примерные ответы учеников:

символ надежды и веры (горят свечи в церкви);

символ памяти (горят поминальные свечи на местах погибших, не гаснет Вечный огонь на могиле Неизвестного Солдата);

символ любви (венчальная свеча как символ надежды на счастье);

символ радости, надежды (свеча - свет, тепло).

Итоги урока.

Учитель: Ребята, какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку. Важен ли образ свечи в искусстве, культуре народов? (ответы учеников)

Учитель: Главная идея очерка тесно связана с образом свечи. У беды и горя нет национальностей, перед трагедией войны все люди равны. Своим благородным поступком Мария Джокич утверждает вечные ценности: все люди - сыны человеческие. Тысячи русских солдат, которые понимали, что надо освободить от фашизма не только Советский Союз, но и всю Европу, остались лежать в сербской земле. Свеча является и символом единения, надежды и вечной памяти. Об этом особенно важно помнить в преддверии знаменательной даты – 70-летия победы в Великой Отечественной войне.

Домашнее задание.

Учитель: Дома вам необходимо написать сочинение-размышление, где будут представлены ваши мысли относительно заключительного предложения в очерке Симонова: “И огонь ее не гас и казался вечным, как вечны материнские слезы и сыновнее мужество”.

Учитель : Завершить наш урок нам поможет свеча. На доске нарисован контур горящей свечи. На моём столе находятся белые и жёлтые стикеры. Каждому из вас необходимо взять только один стикер: желтый мы приклеиваем к пламени свечи, этот цвет означает то, что сегодняшний урок вам понравился, вы проявили активность, “зажглись” темой; белый же стикер мы приклеиваем к основанию свечи, этот цвет символизирует то, что на уроке вы чувствовали себя неуверенно, не проявляли активность и тема осталась вами непонятой.

Ученики выбирают стикер, приклеивая на доску.

Учитель: Ребята, спасибо вам за урок!

Материал для команды “Искусствоведы”:

Символика образа свечи

Странствия и паломничества, входы в лабиринты и храмы, обряды, праздники и гадания были немыслимы без свечи. Свеча — вечный спутник человека на дороге жизни. Она свет во тьме. Озарение. Живительная сила. Надежда. Символ человеческой души, ее внутренней силы: одной маленькой свечи достаточно, чтобы разомкнулась тьма, — и ее стойкости и вертикальности: пламя свечи, как бы ее ни поворачивали, всегда устремлено к небу.

В христианской традиции свеча — божественный свет, сияющий в мире, свидетельство причастности человека к Божественному. Чистота воска означала чистоту человека, мягкость — его способность слушать волю Бога. Три совмещенные свечи — Святая Троица, триединство мира.

В еврейской традиции семирожковый подсвечник — менора — имеет очень многогранную символику. Например, ствол свечи мог означать Дерево или Ось мира. Семь веточек подсвечника — это Солнце, Луна и планеты, семь дней недели, семь звезд Большой Медведицы, семь кругов или сил мира. В каббале три свечи означают Мудрость, Силу и Красоту.

Символ бескорыстного служения, справедливости, милосердия, свеча также, например, в рыцарских легендах была знаком верно выбранного пути Поиска истины, поскольку всегда существовала опасность ложного. Вспомним слова Короля Артура:

Плохой я был пророк, когда сказал
Тем, кто уходил в поход священный,
Что большинство из них
за блуждающими огнями
Последуют и затеряются в болоте?

Умение отличать свет от блеска было даром скромности — еще одного символического значения свечи.

Без свечей невозможно представить праздник Рождества и Нового года. Ноябрь и декабрь — это время, когда тьма набирает максимальную силу, а Солнце готовится к великой битве за свет. Не случайно на смену осенним, женским, праздникам приходят праздники мужские, рыцарские, воинские: на Руси — Дмитриев день, Михайлов день, день Георгия Победоносца, Николы зимнего, в Европе — день святого Мартина, святого Томаса, святого Сильвестра. Зажигая свои свечи на эти праздники, люди присоединялись к небесному воинству.

В Германии в течение Адвента (четырехнедельного периода до Рождества) в полдень хозяин дома зажигал свечи — каждый день на одну больше, чем в предыдущий. А по улицам ходили дети с фонариками в руках и пели о том, что свет их огней разгоняет тьму на земле, так же как свет звезд разгоняет тьму на небе:

Там, наверху, светят звезды,
А внизу, на земле, светим мы.

В предрождественские дни вспоминали легенду о трех святых королях-волхвах, и люди оставляли ночью на окошках горящие свечи, чтобы не сбились с пути в темноте все идущие за своей звездой в те мгновения, когда ее закрывали тучи.

А на сам Новый год тушили старые огни — и от нового, чистого, сильного пламени зажигали все очаги, свечи и факелы. С тех пор зажжение свечи — символ возрождения, возобновления, новой жизни. В Новый год люди пристально вглядывались в небо и верили, что смогут жить в менее загрязненном мире, быть сильнее и красивее, чем были до сих пор. Не случайно елочку всегда венчала рождественская звезда или комета — вестница Неба, залог того, что узы, связывающие человека и звезды, никогда не порвутся. И в конце праздника обязательно зажигались свечи на елке — земной огонь подхватывал звездный свет, возрождая утраченное единство [1].

Материал для команды “Биографы”:

В творчестве Константина Михайловича Симонова тема Великой Отечественной войны занимает особое место. Она определила позицию художника в отношении к важнейшим проблемам эпохи: война и мир, гуманизм, патриотизм и интернациональное братство, долг человека перед Родиной.

Детство и юность Симонова были связаны с Рязанью и Саратовом, студенческие годы - с Москвой, с учебой в Литературном институте. Печататься он начал с 1934 года. Как и многие его сверстники, Симонов воспевал в своих первых произведениях энтузиазм, радость творческих дерзаний строителей первых пятилеток, современника, трудом преобразующего мир. Предвоенные поэмы Симонова "Победитель" (1937), "Ледовое побоище" (1938), "Суворов" (1939) пронизывает ощущение надвигающейся опасности. В этих произведениях, а также в пьесах "История одной любви", "Парень из нашего города" возникает тема героизма, моральной силы советского человека. То, что произошло со стихами Симонова в годы Великой Отечественной войны,- редкий случай в мировой поэзии. Их знали все - на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, особенно охотно - во фронтовых. Их читали по радио и с эстрады. Их посылали в письмах с фронта и на фронт. В те годы не было человека, который не знал бы "Жди меня", "Если дорог тебе твой дом", "Майор привез мальчишку на лафете", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины". О последнем стихотворении ветеран Великой Отечественной Маршал Советского Союза И. X. Баграмян писал: "В этом замечательном лирическом повествовании, столь кратком по количеству строк и столь емком по силе чувств и мыслей, говорилось о России, о русских женщинах, но я, армянин, отступавший по украинской земле, пережил совершенно те же чувства. Это лишний раз подтверждает ту простую и глубокую мысль, что истинно национальное одновременно и интернационально".

После войны, однако, начался у Симонова процесс постепенного вытеснения поэзии другими литературными жанрами, в конце жизненного пути у него даже появились сомнения: "У меня, честно говоря, нет ощущения, что есть поэзия Симонова. Есть некоторые более или менее популярные стихи. И есть стихи, которые я сам люблю. И есть несколько стихотворений, которые совмещают то и другое. "

Симонов, конечно же, не прав. Ни его широко известные романы "Живые и мертвые", "Солдатами не рождаются" и другие произведения в прозе, ни его пьесы и киносценарии, ни его литературоведческая деятельность - ничто не заставило читателя забыть о поэзии Симонова. Она не только существует, она активно живет, занимая почетное место в читательских интересах нашего современника. Более того - ей уготована долгая жизнь: она отмечена всеми достоинствами подлинного и высокого искусства [4].

Материалы для команды “Мемуаристы”

От составителя Л. И. Лазарева:

Когда я его навещал, на столе у него всегда высилась внушительная стопка папок с рукописями. К Симонову постоянно обращались с самыми разными просьбам и вопросами, делились с ним мыслями, касающимися и жизни, и искусства. Его общительный и располагающий к себе характер, лишённый чванства и самодовольства, умение внимательно и серьезно слушать привлекало всех [2].

Список библиографических источников

Константин Симонов. Письма о войне / сост. Л.И. Лазарев. – М. : Советский писатель, 1990 г.

Константин Симонов. Собрание сочинений в 10 томах. – М. : Художественная литература, 1979 г.

Русская советская поэзия. Под ред. Л.П.Кременцова. - Ленинград: Просвещение, 1988.

Читайте также: