Судьба поэтов серебряного века сочинение

Обновлено: 05.07.2024

(318 слов) Рубеж XIX и ХХ веков – период, когда Россия стояла на пороге колоссальных изменений и потрясений: революции, Первая мировая война, научно-технологический скачок: все это, несомненно, повлияло на творчество поэтов того времени. Лирика принимает свежие формы, образуются новые течения, авангардистские движения. Конечно, вечные темы, такие как любовь, жизнь и смерть, природа, дружба, место человека в мире неизменно затрагиваются авторами, но меняется стиль их поэзии.

В данный период зародились четыре основных литературных течения, в которых развивалось творчество поэтов Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Давайте подробнее рассмотрим поэзию их главных представителей.

Кардинально противоположные идеи воплотились в акмеизме: мир – материален, образы точны и понятны. Поэты стремились показать красоту вещей, явлений, человеческой души простыми словами и образами. Их стихотворения не нагромождены изобразительными средствами языка. К акмеистам относятся Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий.

Самобытным явлением в поэзии стал футуризм, который воплощает в себе бунтарский дух. Поэты этого направления отрицали старые нормы, традиции, устои, они ломали привычные правила стихосложения, экспериментировали с рифмой и ритмом, активно использовали окказионализмы. Футуристами были Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных.

Главным средством выразительности в поэзии имажинистов является метафора, а цель – создание ярких и броских образов, скандальных мотивов. К поэтам-имажинистам относят Анатолия Мариенгофа, Сергея Есенина, Вадима Шершеневича.

Однако были поэты Серебряного века, чьё творчество развивалось вне литературных течений и объединений, это, например, Марина Цветаева, Борис Пастернак, Иван Бунин, Максимилиан Волошин.

Можно сказать, что поэзия Серебряного века ознаменовалась сменой парадигм, что стало некой основой для развития совершенно нового представления о стихосложении и восприятии мира.

“Серебряный век” русской поэзии представлен именами таких известных поэтов, как Н. Минский, И. Анненский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Иванов, К. Бальмонт, В. Брюсов, С. Маковский, М. Волошин, Д. Цензор, Г. Чулков, А. Блок, М. Кузмин, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин, Н. Асеев, Г. Кржижановский, Д. Бедный, И. Бунин, С. Есенин, Р. Ивнев, В. Инбер, Э. Багрицкий, И. Сельвинский, В. Ходасевич, С. Маршак, А. Эфрос, М. Шагинян, И. Эренбург, М. Цветаева, В. Набоков, Н. Оболенский, П. Антокольский. И этот список имен

можно было бы еще долго продолжать. Описание событий в романах и других произведениях одних поэтов было невероятно популярно лишь в первой четверти XX века, а других уже давно стало классикой русской литературы.

Среди русских поэтов “серебряного века” не было единства во взглядах на мир и творчество. И это вполне закономерно. Ведь каждый из них, даже самый незначительный, мнил себя демиургом, творцом новой неповторимой Вселенной.

Несмотря на это, многие из них объединялись в кружки и создавали собственные направления. Среди этих направлений были акмеисты, символисты, футуристы, имажинисты, конструктивисты,

Самыми заметными, известными и многочисленными являлись символисты. Символизм возник в конце XIX века в европейской литературе. Представители этого литературно-художественного направления рассматривали поэтический символ как художественное орудие, более действенное, чем образ, которое поможет им проникнуть сквозь покров повседневности к сверхвременной идеальной сущности мира.

В русской литературе к символистам принадлежали Д. Мережковский и его жена 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, И. Анненский, В. Иванов, А. Белый, А. Блок. В их поэзии чувствуется напряженное переживание проблемы личности и истории в их таинственной связи с вечностью, с сущностью вселенского мирового процесса. В стихотворении “Черный силуэт” И. Анненский говорит:

Хочу ль понять, тоскою пожираем, Тот мир, тот миг с его миражным раем…

Для символистов внутренний мир личности становится показателем трагического состояния мира, вместилищем пророческих предощущений близкого обновления через обязательное умирание.

Существенная особенность творчества всех символистов – неприятие собственнических форм общества, обездушивающих человека, скорбь и тоска по духовной свободе.

И у них же – доверие вековым культурным ценностям как единящему началу. Например, у К. Бальмонта – сонеты “Микель Анджело”, “Леонардо да Винчи”, “Марло”, “Шекспир”, “Кальдерон”, “Эдгар По”, “Лермонтов” в книге “Сонеты солнца, меда и луны”.

Самыми заметными среди русских поэтов-акмеистов были Н. Гумилев, М. Кузмин, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам. Мистическому устремлению символистов к непознаваемому они противопоставили “стихию естества”. Акмеисты проповедовали конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”, возврат слову изначального смысла.

Самоценность не связанного с реальностью слова-образа, фатальную неизбежность антагонизма искусства и государства проповедовали имажинисты – направление, возникшее в первые годы после Октябрьской революции. В него входили Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич и С. Есенин, который занимал в группе особую позицию, утверждая необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка и стихией народного творчества.

Не менее известным и широким было в русской литературе “серебряного века” движение футуризма. Его общей основой, по выражению Маяковского, было ощущение “неизбежности крушения старья”, стремление через искусство предвосхитить и осознать грядущий “всемирный переворот” и рождение “нового человечества”. С точки зрения футуристов, художественное творчество должно было стать не подражанием, а продолжением природы, через творческую волю человека создающей “новый мир, сегодняшний, железный” (К.

Малевич). Отсюда – разрушение футуристами условной системы литературных жанров и стилей, попытки на основе живого языка создать тонический стих, фонетическую рифму, неограниченное словотворчество и словоновшество – вплоть до изобретения индивидуальных диалектов, как у В. Хлебникова:

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно!

По-разному сложились дальнейшие судьбы русских поэтов “серебряного века”. Символисты увидели в русской революции начало свершений своих эсхатологических предчувствий. Однако неприятие социального переворота привело Д. Мережковского и 3. Гиппиус к эмиграции. Осознание тех же событий как реализации мечты о смене форм культуры и быта сделали А. Блока, В. Брюсова и А. Белого сторонниками Октябрьской революции.

История футуризма закончилась еще до революции, хотя и после Октября существовали литературные группы (“Искусство коммуны”, ЛЕФ и др.), которые восходили к тому же движению.

Большевистская революция внесла последний штрих в пестрое полотно русского “серебряного века”. Но идеи и сам период “серебряного века” не пропали даром. И хотя “барка жизни стала”, “песочные часы перевернулись”, а звезды в ночном небе сдвинулись с извечных мест и тускло замерцали, они то и дело воскресали в русском поэтическом слове, подавая надежду на скорое духовное возрождение.

Поэты этого века, вдохновленные идеей осязаемости всего в этом мире, строили новое ощущение мира и представление существования человека в этом новом мире. Адекватно воспринимая новое мироощущение Волошин, Анненский, Северянин, Гумилев, Хлебников, Бальмонт понимали, что далеко не все, созидаемое людьми подвластно их осознанию. Есть еще части созданного в новом мире, где умственный анализ еще не способен распознать течение главной идеи.

Большое значение символисты придавали субъективному началу и внутреннему духовному опыту человека, тому, что неуловимо, как момент, легко и загадочно. Течение символистов отдавало дать именно форме, почти полностью игнорируя содержание, и демонстрации собственных познаний в различных областях, начиная с географических и заканчивая философско-лингвистическими.

Сторонники акмеизма полностью освобождали поэзию от полемичности образов и текучести суждений. Акмеисты пришли к единому осознанию значения слова от образных обозначений и намеков золотого века. Во главе этого течения встал Николай Гумилев, собрав около себя еще двадцать шесть поэтов-единомышленников, в числе которых была и ранняя Анна Ахматова.

Хлебников, действительно, как зачарованный странник умел восторгаться встречей с цветами, первозданной красотой природы.

Двадцатый век был богат на многоцветье поэтов, многоголосен и талантлив на зарождение новых идей и умов.

Например, поэтические произведения Бальмонта узнаваемы с первых строк своей музыкальностью, брызгами пенящегося моря, искрящейся надеждой, журчанием весенних ручьев, в центре которых, помимо солнечных бликов, само ярило – источник жизни и света.

Но основной отличительной чертой литературы и поэзии серебряного века является причастность к трагическим событиям судьбы страны. Между строк поэтов двадцатого века читаются метания и потерянность, неприкаянность и некая неосознанность себя в этом мире, полное одиночество души.

Серебряный век русской поэзии был незабываем и неповторим своим осознанием прихода новой эпохи, взволнованным, восторженным с налетом тихой грусти осознанием.

Неповторимым он останется и благодаря тем напряженным чаяниям, надеждам и исканиям поэтов. Не только поэтов, а всех людей.

Серебряный век характеризует поэзию своего времени широко, не загоняя в рамки одного литературного течения. Глубокое осознание мысли и слова, умение осмыслить течение духовной жизни и мастерство, осознание гражданских проблем и правовых, наряду с историческими и общественными проблемами людей. Все это является отличительной чертой поэтов того великого времени.

Также читают:

Картинка к сочинению Поэты серебряного века

Популярные сегодня темы

Роман Герой нашего времени Михаила Юрьевича Лермонтова — первый психологический роман в истории русской литературы. Хронотоп этого произведения нарушен, автор сделал это осознанно

Правда и литературная нравственность всегда существуют только рядом, они практически неотделимы друг от друга, - высказывал свое мнение Василий Шукшин.

С давних времён человечество стремилось изучить просторы галактики. Космос представляет собой одну из загадок природы, разгадать которую пытается человек.

Серебряный век является одним из этапов развития русской литературы 1880-1917 годов. На данном историческом этапе было написано множество произведений, наполненных огромной силой энергией, благодаря которым поэзия тех времен стала достойным продолжателем художественных открытий русской литературы 19 века. Стоит понимать, что поэты не только развили старые традиции, но и внесли нечто новое в русскую культуру.

Литература разделилась на две большие стилистические группы: модернизм и реализм. К реализму принято относить таких авторов, как Б. Зайцев, М. Горький, И. Бунин. Но это уже реализм не традиционный, писатели ставят цель обобщения общества, они стремятся отразить настроения, царящие в среде простых людей.

Модернизм пришел в Россию из Франции и являл собой нечто совершенно новое для читателя. Первым течением модернизма принято называть символизм. В таких произведениях мы видим борьбу мечты, фантазии и воображения с реальностью. Образы имеют переносный смысл, мы видим огромное количество отсылок, намеков. Из символизма вытекает идея двоемирия: бытие разделяется на реальное, несовершенное, тоскливое, и на идеальное, нерушимое. Произведения символистов даются для читателя с большим трудом, нужно быть подкованным в религии, эзотерике и магии.

К началу 20 века символизм находится в кризисе, и его вытесняют такие течения, как футуризм и акмеизм. Акмеизм шел наперекор к символизму, образы уже не отвлеченные, а наоборот – точные и понятные. Писатели-акмеисты идут против мистицизма, они желают диалога со своими произведениями и поэзией мировой.

Футуризм развивался вместе с акмеизмом, но было совершенной его противоположностью. Футуристы, в чье число входили такие видные поэты как Б. Пастернак и В. Маяковский, не желали иметь ничего общего со старыми устоями, ими двигала цель создания своей, новой культуры. А старую стоило уничтожить.

В 20 веке мы наблюдаем множество катаклизмов и общественных кризисов. Мир меняется, меняется и искусство. Свобода уже не простой звук, религия, законы уходят на второй план, появляется множество способов заявить о себе, выразить свою позицию. Серебряный век дал нам много поэтов с разными мыслями и мировоззрением, и многие из них стали для нас сокровищем русской литературы. Своими произведениями они навеки остались в сердцах читателей.

Вариант 2

Для поэтов-символистов поэзия – это не только стихи, она являлась для них самым прекрасным и ценнейшим из искусств. Они постоянно восхваляли поэзию, говорили о ней, как о чем-то идеальном и прекрасном. Любое, написанное произведение содержало в себе частичку женственности, вечности и совершенства мира.

К поэтам-акмеистам относились Ахматова, Гумилев, Мандельштам и т.д. Их главный призыв в поэзии – материальность и предметность. Чаще всего, чтобы с точностью предать все эмоции и переживания они использовали образы библейских или мифологических героев. Главная тема произведений – это внутренняя, земная красота, чувства, эмоции и глубина человеческих переживаний.

Клычков, Есенин и Клюев так же предпочли собственное направление в русской литературе – новокрестьянская поэзия. Они воспевали матушку-природу, предавали красоту жизни в русской деревне, а так же часто затрагивали фольклорные образы.

Другие темы: ← Поиски и находки поэтов серебряного века↑ РазныеМаленький принц →


Главной характерной чертой Серебряного века можно назвать тяготение к новаторству. Это касается и форм, и содержания. Образная система также менялась в зависимости от направления.



(Константин Бальмонт)

Основным направлением Серебряного века считается символизм. Его главными признаками являются глубина, философичность, декадентство (упадничество). Все слова в текстах символистов образны. Поэты-символисты (Фет, Тютчев, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Блок) ценят многозначные слова, поэтому нередко используют их в самых разнообразных комбинациях (метафоры, аллегории, сравнения, параллелизм).



(Александр Блок)

Поэзия символизма представляет собой сочетание сложных образов и тематик. Самой распространенной можно назвать тему поэта и поэзии. Символисты восхваляли красоту поэзии, считали ее самым ценным искусством и говорили, что поэзия должна быть эстетичной. Главными образами становятся образ мечты, образ поэта, образ вечной женственности, образ совершенного мира.



(Николай Гумилев)

Второе течение Серебряного века – акмеизм. В отличие от символистов, акмеисты (Ахматова, Мандельштам, Иванов, Гумилев) выступали не за символику, а за материальность, точность значений и предметность.



(Анна Ахматова)

Тематика акмеизма полностью соответствовала этим принципам, основными были: тема земной красоты, тема духовного мира человека (его переживаний, чувств, эмоций). Акмеисты нередко обращались к библейским и мифологическим образам и сюжетам.



(Владимир Маяковский)



(Сергей Есенин)

Новокрестьянская поэзия в качестве направления заняла одну из лидирующих позиций в литературе Серебряного века. Поэты этого направления (Есенин, Клюев, Клычков) особое внимание уделяли образам и тематике, а именно теме деревенской России, образу матери-природы, фольклорным образам и мотивам.

Серебряный век русской поэзии по праву можно назвать выразительным и ослепительным временем. Этот период подарил литературе чувственного, смелого и яркого лирического героя в условиях неспокойной атмосферы. На поэзию Серебряного века оказали большое внимание революция, война, кризис личности. Поэзия этого времени неординарная, непредсказуемая, главный образ Серебряного века – человек, лишившийся всего, но с гордо поднятой головой преодолевающий невзгоды.

Популярные сочинения

Серебряный век русской литературы статья по литературе (11 класс) на тему

Серебряный век литературы

Ягненочек – кудрявый месяц –

Пасется в голубой траве

Сочинение: Поэты серебряного века

(318 слов) Рубеж XIX и ХХ веков – период, когда Россия стояла на пороге колоссальных изменений и потрясений: революции, Первая мировая война, научно-технологический скачок: все это, несомненно, повлияло на творчество поэтов того времени. Лирика принимает свежие формы, образуются новые течения, авангардистские движения. Конечно, вечные темы, такие как любовь, жизнь и смерть, природа, дружба, место человека в мире неизменно затрагиваются авторами, но меняется стиль их поэзии.

В данный период зародились четыре основных литературных течения, в которых развивалось творчество поэтов Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Давайте подробнее рассмотрим поэзию их главных представителей.

Кардинально противоположные идеи воплотились в акмеизме: мир – материален, образы точны и понятны. Поэты стремились показать красоту вещей, явлений, человеческой души простыми словами и образами. Их стихотворения не нагромождены изобразительными средствами языка. К акмеистам относятся Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий.

Самобытным явлением в поэзии стал футуризм, который воплощает в себе бунтарский дух. Поэты этого направления отрицали старые нормы, традиции, устои, они ломали привычные правила стихосложения, экспериментировали с рифмой и ритмом, активно использовали окказионализмы. Футуристами были Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных.

Главным средством выразительности в поэзии имажинистов является метафора, а цель – создание ярких и броских образов, скандальных мотивов. К поэтам-имажинистам относят Анатолия Мариенгофа, Сергея Есенина, Вадима Шершеневича.

Однако были поэты Серебряного века, чьё творчество развивалось вне литературных течений и объединений, это, например, Марина Цветаева, Борис Пастернак, Иван Бунин, Максимилиан Волошин.

Можно сказать, что поэзия Серебряного века ознаменовалась сменой парадигм, что стало некой основой для развития совершенно нового представления о стихосложении и восприятии мира.

Читайте также: